Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический и психологический подходы к решению проблемы школьной зрелости.

Поиск

Педагогический и психологический подходы к решению проблемы школьной зрелости.

Педагогический подход: ЗУМ – знания, умения, навыки. Под готовностью подразумевается определенный уровень ЗУМ. Должен знать свою биографию, имя – свое и родителей. Адрес. Природные явления (летом тепло, зимой снег). Должен уметь читать (?). должен знать написание печатных букв – сейчас требуют писать. Что то считать (не до 10, а до 50…)

Психологический:

Какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят, неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры, что это еще за внутренняя позиция школьника, о которой твердят психологи. Не менее важным является и другой ваш вопрос - а могут ли родители сами подготовить своего ребенка к школе? Давайте попробуем прежде всего разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, а тогда уже вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка. Начнем по порядку.

Изменение социальной ситуации развития ребенка при переходе к школьному обучению.

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей ("ребенок - взрослый - задача"). Центром жизни младшего школьника становится система "ребенок - учитель", определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам. Как отмечает В.С. Мухина, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями, которые он должен преодолеть:

освоение нового школьного пространства;

выработка нового режима дня;

вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);

принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение;

установление взаимоотношений с учителем;

построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.

Психологические особенности ребенка 6-7 лет.

Важные психические особенности детей 6-7 лет.

1. У 6-7 летних детей появляется потребность в том, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. А такая деятельность, это, как ни странно не обязательно учеба в школе. Это может быть и помощь родителям по дому, в их работе, занятие спортом, самостоятельный уход за собакой и т.д.

2. Детям в этом возрасте характерен новый уровень самосознания – т.е. осознание себя не только мальчиком, сыном, партнером по игре, но и осознание себя как друга, ученика, одноклассника. Иначе говоря, у ребенка появляется осознание своего социального Я, т.е. себя в социуме. Ребенку важно как он общается с окружающими и как они общаются с ним.

3. Личность ребенка в этом возрасте, естественно, продолжает формироваться. То новое, самое главное, что приобретает личность семилетнего ребенка, это, так называемая, внутренняя позиция. Появляясь в этом возрасте, она сохраняется на всю жизнь и определяет поведение ребенка, его деятельность и его отношение к окружению, людям и самому себе. Вот в этом возрасте уже не пригодно в сложных ситуациях переключать внимание, навязывать мнение и т.д. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того каков сам ребенок, какое место он занимает в окружении и какое само это окружение.

Структура психологической готовности к школьному обучению.

Исходя из теоретических взглядов Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера при оценке готовности ребенка к обучению в школе, Н.Г. Стародубова выделяет следующие составляющие:

Интеллектуальная готовность (наличие основных представлений о
природных и социальных явлениях, развитые формы наглядно-образного,
наглядно-схематического мышления, творческого воображения, высокий
уровень доступных обобщений).

Волевая готовность (сформированность определенного уровня
произвольной регуляции поведения и деятельности).

Мотивационная готовность (наличие познавательной активности,
желание занять новую позицию - позицию школьника).

Коммуникативная готовность (развитие умения вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством учебной деятельности).

Н.Г. Стародубова считает, что к перечисленному следует добавить эмоциональную готовность (наличие способности преодолевать естественно возникающее чувство школьной тревожности, определенный уровень эмоциональной устойчивости, отсутствие или недостаточное развитие которого может привести к проблеме школьной дезадаптации) [3,

Диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.

Мотив желания ребенка ребенка идти в школу можно определить с помощью следующих методик:

1.Лесенка уроков / Расписание (сила выраженности уч. Мотива)

2.6 историй (мотивы, определяющие желание) МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Экспериментальные материалы и система оценок предложены И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой (1993).

Цель: изучение доминирующей мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

Материал: текст рассказа и шесть сопроводитель­ных картинок.

3.Беседа Нежновой (сформированность ВПШ,)

Цель: диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.

Материал: бланк с программой беседы.

Ход работы: обследование проводится индивиду­ально с первоклассником в первые месяцы обучения (если беседа проводится с дошкольником во время приема в школу, то времена глаголов в вопросах со­ответственно изменяются). Все ответы ребенка прото­колируются. В протоколе фиксируются данные наблю­дения во время беседы с ним.

4.Рис. «Я в школе»

Возможные причины нежелания ребенка учиться в школе.

Чаще всего основные причины нежелания ребенка учитсья связаны с отсутсвием готовности к школьному обучению.

Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное

явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная

сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности.

Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно

психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-

психологическую готовность.

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя

детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки

и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами.

Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним

учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе,

нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания,

когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются

на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.

В целом причины нежелания учиться могут быть совершенно различные. Перечислим некоторые из них. Нежелание трудиться, отсутствие цели в учебе, отсутствие учебной мотивации, усталость (например, при большой загруженности ребенка еще в дошкольных учреждениях), взаимоотношения с учителем или сверстниками, страх быть неуспешным, заниженная самооценка, недостаточная когнитивная или же коммуникативная готовность ребенка к обучению и др.

 

Требования к уровню интеллектуального развития ребенка в связи с переходом к школьному обучению.

Речевая сфера. Речь ребёнка является необходимым фактором готовности к школьному обучению. По мнению Выготского, интеллектуальное и речевое развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязаны. Речь должна быть последовательной, развёрнутой, грамматически правильной и содержать логические отношения, а также критическое отношение к своим высказываниям. При исследовании интеллекта с точки зрения готовности к школьному обучения на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для школьного обучения. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций.
1. Усвоение нового правила работы. перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему.

2. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.
Также к таким характеристикам относятся сформированность вербально-логического и наглядно-образного мышления. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием. Элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщёнными формами мышления, основными логическими операциями и смысловым запоминанием.

Говоря об интеллектуальной готовности ребенка к школе, имеют в виду общие характеристики его мышления. Для безболезненного вхождения в освоение учебной деятельности к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного.

Полученные многочисленными исследователями данные показывают, что дети с высоким уровнем образного мышления успешно учатся в школе, их умственное развитие в условиях школьного обучения прогрессирует. Для детей с низким уровнем наглядно-образного мышления в последующем был характерен формализм в усвоении знаний и способов действия, у них наблюдались значительные трудности в формировании логического мышления.
Отмечено, что дети с особо низким уровнем развития элементов логического мышления в дальнейшем учатся плохо. Существенных различий между детьми со средним и высоким уровнями этого развития не выявлено — и те, и другие хорошо включались в освоение учебной деятельности.

 

Роль образного мышления в интеллектуальной готовности к школе объясняется тем, что оно выполняет в регуляции деятельности другие функции: позволяет наметить возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации. При недостаточно развитом образном мышлении, но на высоком уровне логического мышления последнее берет на себя ориентировку в конкретной ситуации. Однако в этом случае учет частных особенностей задачи, конкретных черт ситуации затруднен и предельная обобщенность логического мышления оборачивается слабостью, порождая подмену анализа частных закономерностей поиском обших. В практике начальной школы это проявляется в том, что ребенок не может решить простейшую математическую задачу, пока не выяснит, на что эта задача; а при неверном определении класса задачи и соответственно способа ее решения может быть получен абсурдный ответ, но сам ребенок, вопреки очевидному, считает, что задача решена правильно.
Второй аспект интеллектуальной готовности связан с формированием знаково-символической функции. До настоящего времени вопрос о том, какой именно уровень развития знаковой деятельности необходим и достаточен для характеристики готовности ребенка к обучению, остается открытым. Предположительно, это уровень, на котором ребенок уже может самостоятельно создавать индивидуальные знаки и показывает осознанное отношение к символическому изображению как средству психической деятельности.
Компонентом интеллектуальной готовности является и формирующееся к 6 годам умение принять некую задачу как учебную, выделить ее и превратить в самостоятельную цель деятельности.
Для диагностики интеллектуальной готовности к школе в последние годы создано много методик например, методики Н. И. Гуткиной, П. Кеэса, Керна — Йерасека и т.д.).

 

Требования к речевому развитию ребенка при переходе к школьному обучению.

Развитие его мышления тесно связано с речью. Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется развитием функции планирования и регуляции деятельности в форме «речи для себя»; началом формирвания «контекстной речи» - т.е. речи, содержание котрой может быть понято из контекста, без опоры на ситуацию. С старшему дошкольному возрасту у ребенка должна быть сформирована речь, понятная другим.

В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия малыша, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает их планировать. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действии. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями. Так, например, в исследовании А.А. Люблинской дошкольникам 3—6 лет предлагали составить картинку из плоскостных фигур на фоне сада, полянки, комнаты. Трехлетние малыши сразу приступали к действенному решению задачи, совершенно случайно соединяя фигурки. Они бывали очень довольны, если у них что-то получалось: «Смотрите, что получилось!» Дети 6 лет, не начиная действовать, говорили: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях».

Педагогический и психологический подходы к решению проблемы школьной зрелости.

Педагогический подход: ЗУМ – знания, умения, навыки. Под готовностью подразумевается определенный уровень ЗУМ. Должен знать свою биографию, имя – свое и родителей. Адрес. Природные явления (летом тепло, зимой снег). Должен уметь читать (?). должен знать написание печатных букв – сейчас требуют писать. Что то считать (не до 10, а до 50…)

Психологический:

Какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят, неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры, что это еще за внутренняя позиция школьника, о которой твердят психологи. Не менее важным является и другой ваш вопрос - а могут ли родители сами подготовить своего ребенка к школе? Давайте попробуем прежде всего разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, а тогда уже вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка. Начнем по порядку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.009 с.)