Организационная структура и функции органов государственной статистики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная структура и функции органов государственной статистики.



Организационная структура и функции органов государственной статистики.

 

Госкомстат руководит стат. как федеральный орган исполнительной власти. Руководство коллегиально. Председатель Госкомстата является одновременно и председателем коллегии, в сост.кот. входят также заместители председателя и другие руководящие работники. Рассматривает вопросы связанные с решением возложенных на него задач. Госкомстат состоит из: издательства финансы и статистика, МЭСИ ССУЗ, Журнал «Вопросы стат.», НИИ и лабораторий, Вычислительного центра и 89 организаций статистики. Госкомстат, его органы в республиках, краях, областях и округах, в городах Москве и С-П, др. городах и районах, а также подведомственные организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему гос. стат. страны.

Функции:

1.Проведение Государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам.

2. Обеспечивает функционирование Единый государственный регистр предприятий и организаций (сокращ. ЕГРПО).

3. Сбор, обработка, хранение и защита стат. информации. Соблюдение гос. и коммерческой тайны, необходимую секретность данных.

4. Сопоставляет основные соц.-эк. показатели в России с аналогичными показателями в др. странах.

5. Проводит техническую полит. В области сбора, обработки и передачи стат. инф-ции, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам порученным Госкомстату.

6. Определяет перечень важнейших Науч-Исслед. работ

7. Созывает в установленном порядке совещания по кругу проблем, входящих в компетенцию Госкомстата.

8. Вносит в установленном порядке предложения в совершенствовании законодательства в области стат.

Руководствуется констит. РФ, а также федеральными стат. программами. Занимается: стат. планированием, вопросами нац. счетов, информацией о региональной стат., стат. цен и финансов, уровня жизни и т.д.

Росстат организовывает стат. наблюдение. Выделяют три уровня наблюдения: 1.макроэкономический (на уровне страны),2.мезоэкономический (на уровне структур. подразделений госуд-ва).3. микроэкономический (на уровне п/п). Источниками информации для макро анализа являя-ся: отчетность, специально-организованное наблюдение (перепись активов и пассивов государства), автоматизация базы данных статистики.

 

Важнейшие классификации и группировки статистики.

Классификации:

  1. По секторам экономики;
  2. По сферам деятельности и отраслям;
  3. По формам собственности
  4. По регионам

Группировка по сферам деятельности и отраслям: Деление экономики на сферы деятельности по производству продуктов и услуг отражает объективную реальность; в ее основе лежит различие в результатах труда.

Результатом функционирования сферы производства материальных благ являются продукты, имеющие вещественную форму.

Результатом функционирования сферы услуг – услуги оказываемые обществу или отдельным его членам и коллективам. Для изучения процессов производства нужна отраслевая классификация. Все отрасли делятся на 2 группы: 1) хозяйственные отрасли; 2) Чистые отрасли.

Группировка по секторам 1) Сектор нефинансовых предприятий все предприятия по производству товаров и услуг независимо от формы собственности, кт функционируют за счет средств полученных от продажи произведенных товаров и услуг. Частично могут использовать гос. Субсидии. 2) Финансовые учреждения осуществляют финансовые, финансово посреднические операции. Функционируют за счет прибыли. К ним относятся ЦБ, все коммерческие банки и др. финансовые посредники, Страховые организации, фондовые биржи. 3) гос. Учреждения функционируют за счет бюджетов различных уровней. Созданы для оказания услуг индивидуального и общественного хар-ра. Инд: образование, культура, искусство, здравоохранение. Общ: правопорядок, безопасность, наука, оборона. 4) Некоммерческие организации обслуживают д/х. Функ-ют за счет членских взносов: партийные профсоюзы, добровольные и благотворительные общества и фонды, религиозные организации (за счет пожертвований). 5) Д/х функционируют за счет собственных средств или субсидий, за счет полученной оплаты по труду. С т. Зрения производителей и потребителей. 6) «Остальной мир» представляют зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

Группировки по формам собственности: Российская, иностранная и смешанная формы собственности. 1) Российская а) Государственные б) Муниципальные в) Смешанные г) Частные. Муниципальные предприятия принадлежат органам местной власти, государственные на федеральным и территориальным органам. 2)К смешанной собственности относятся предприятия и объединения форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, межхозяйственных предприятий, если в их имущественных комплексах имеются вклады субъектов разных форм собственности. 3) Иностранные предприятия со 100% иностранным капиталом.

 

Сущность статистического показателя. Система статистических макроэкономических показателей. Статистические индикаторы.

Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни и социально-экономической стат. используется система показателей. Статистический показатель – является важнейшей категорией соц-эк стат. Это очень емкое и широко применяемое понятие. Стат. показатель – количественно-качественное понятие. Т.о, показатель в соц-эк стат. – это обобщенная количественная характеристика качественно определенного соц-эк явления. Многообразие явл-ний обществ жизни, изучаемых соц-эк статистикой их свойств, признаков, обусловило и многообразие стат. показателей (СП). СП м. относится: к отдельному (объекту) например к отдельному промышленному предприятию; к группе объектов одного и того же вида. В соответствии с этим показатели подразделяются на индивидуальные, групповые и общие. Последние 2 категории наз. сводными показателями. Показатель относящиеся к части территории страны наз. региональными показателями, относящийся к отдельным отраслям хоз-ва – отраслевыми, а показ относящиеся к хозяйству в целом наз. совокупными по стране. СП получают так же наименования в соответствии с тем какие свойства, признаки, явления они отражают. СП выражаются в форме абсолютных, относит и средних стат. величин. Совокупность показателей, относящихся к конкретным отраслям или процессам общественной жизни, образует отделы или части, общей системы соц-эк стат. Сводные стат. показ получаются путем обобщения массовых данных соц-эк явлениях, собираемых в процессе стат. наблюдения они дают возможность обнаружить присущие совокупностям этих явлений закономерности количественных изменений. Связи и взаимосвязанность соц-эк явлений и процессов обуславливают соотв. связь показателей системы соц-эк стат. Она содержит взаимосвязанные показ характеризующие отдельные стороны жизни общества и сводные обобщенные показатели в виде CНC и балансов. В настоящее время во многих странах получ широкое распространение CНC – интегрированная система внутренне связанных и совместимых макроэкономических показателей. В наст время гос. Российская стат. оперирует макроэкономическими показ 2х видов: эк и социальными индикаторами. ЭК ИНДИКАТОРЫ: ВВП; объем промышленной прод-ции, в т.ч. потребительские товары; капитальные вложения за счет всех источников финансирования: объем подрядных работ; розничный товарооборот; объем платных услуг; грузооборот предприятий транспорта. СОЦ ИНДИКАТОРЫ: реальные располагаемые денежные доходы; номин среднемес з/пл на 1го раб-ка; индекс потреб цен на товары и услуги; общая численность безработных; численность нас с денежными доходами ниже прожиточного min; ввод в действие жилых домов

 

Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

ОКВЭД имеет в своей структуре 17 осн. Разделов, 159 групп, 290 классов. Отвечает всем междунар. стандартам. Характеризует чистые отрасли и вкл. в себя:

  • с/х, охота, лесное хоз-во
  • рыболовство (добыча рыбы из естеств. условий), рыбоводство (искусственное выведение рыбы)
  • добыча полезных ископаемых
  • обрабатывающая пром-ть
  • произв-во и распред-е электроэнерг, газа и воды
  • строительство
  • оптовая и розничная торговля; ремонт автотрансп. средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
  • гостиницы и рестораны
  • транспорт и связь
  • фин. деят-ть
  • операции с недвижимым имуществом, аренда, предост. услуг
  • гос. упр-ние и обеспечение воен. безопасности, обязат. соц. страхование
  • образование
  • здравоохранение и предост. соц. услуг
  • предост. услуг по ведению дом. хоз-ва

деят-ть экстерриториальных орг-ции – деят-ть междунар. орг-ций и дипломатических представительств в др. странах

В основе классификации лежат следующие принципы:

а) характер производимых Т и У, их назначение

б) вид сырья, технология и обработка

Классификатор служит основой для анализа статистических данных о производстве, факторах производства. Предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции. Также он используется для разработки каналов, для систематизации продукции, для статистического анализа показателей предприятий на различных иерархических уровнях.

8. Единая сис-ма класс-ции и кодир-ния инф-ции (ЕСКК). В наст. вр. сфорированы осн. элементы ЕСКК, включающей сов-ть общерос-х классификаторов технико-экон. и соц. инф-ции, сис-му их ведения и комплекс нормативных документов, устанавливающих единые методологич. и организац. основы проведения работ по класс-ции и кодир. инф-ции. Разработка ЕСКК осущест-сь в соот-вии с Постановлением Прав-ва РФ от 12.02.93г. № 121 с целью обеспечения создания единого инф-го пространства на национ. и междунар. уровнях, позволяющего производить беспрепятственный обмен экономико-статистическими данными на основе стандартных классификаций, в кот. по общим правилам сгруп-на инф-ция по структуре эк-ки, трудовым и прир. ресурсам, территор. делению, товарам, услугам и др. объектам инф-ции. Работы по созданию, ведению и развитию ЕСКК на гос. уровне обеспечивают фед. органы исполнит. власти, кот. осуществляют ведение и применение закрепленных за ними общерос-х классификаторов в соот-щих сферах гос. управления, включая прогнозирование развития эк-ки, проведение стат. наблюдений, налог. регулирование, стандартизацию и др. ЕСКК обеспечивает адекватное описание рос. эк-ки и соц. сферы, инф-ную совместимость экономико-стат. данных на национ., региональном и междунар. уровнях, позволяет упорядочить и унифицировать стат. инф-цию в процессе ее сбора и обработки современ. средствами вычисл. техники. В состав ЕСКК входят 27 действующих общерос. классификаторов, из них 22 исп-ся в стат. целях. В своей структуре имеет два раздела: подсистему учета предприятий и подсистему статистических показателей.

Графический метод

Смотри оборот с графиком!!!!

Статистика гос. бюджета.

Гос. бюджет -важный инструмент гос. регулирования эк-ки, определяющий формы и методы образования гос. финансовых рес-ов и направления их использования в интересах общества. БЮ разрабатывается на 3-х иерархических уровнях: федеральном, региональном и муниципальных образований.

Осн. задачи стат-ки гос бюджета: - определить общую величину дох и расх гос бюджета, - структуру дох., расходов гос. бюджета, - источники финансирования бюджетного дефицита и др.К осн. показателям гос. бюджета относятся следующие:1.доходы как поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.2.Налоги это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые гос. органами с целью удовлетворения гос потребностей.3.Налоговые поступления включают возмездные поступления и некоторые безвозмездные поступления. 4.Официальные трансферты в гос. бюджете -это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный хар-р в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов гос управления или международных организаций. 5.Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными. 6.Чистое кредитование Это предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученых кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. 7.Дефицит гос бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования. 8.Гос.долг- неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов гос управления перед другими секторами эк-ки и остальными странами мира, кт образовалась в рез-те их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем.

Данный баланс является важным местом макроэкономического анализа, прогнозирования и организации внешнеэкономической деятельности.

ВВП. Методы расчета

ВВП хар-ет стоимость произведенных на территории страны (включая совместные

предприятия) за период времени товаров и услуг, предназначенных для

конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

ВВП может быть рассчитан 3-я методами:

1) Производственный метод - ВВП получается как разность м/у выпуском

товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением или как

суммой ВДС, создаваемых в отраслях экономики.

ВВП осн. = S ВДС + Вал.налоги на прод-ию и импорт

ВВП рын.= S ВДСосн.-Субсидии+Вал.налог на произ-во=S ВДСрын.+Чист.налоги на

продажу и импорт

2) По конечному использованию доходов - сумма всех секторов на конечное

потребление (РПК), валового накопления (ВН) и чистого экспорта товаров и

услуг (Э-И) плюс статистические расхождения м/у произведенным и

использованным ВВП (СР).

ВВПрын.=КП+ВН+(Э-И)+СР

РКП - расходы на конечное потребление нефинансовых предприятий, финансовых,

гос-ых учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние

хозяйства, дом.хозяйства.

Валовые накопления - складываются из валового накопления основных фондов,

применения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения

ценностей. Стат-ие расхождения возникают из-за недостатка информации.

3)По источникам образования дохода(распределительный)- отражает первичные доходы, получаемые единицами, участвующими в производстве, а также органами гос-го управления (органами бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими дом. хоз-ва.

ВВПрын=ОТ+ВПЭ+ВСД=Чист.налоги на про-во и импорт

ОТ-оплата труда, определяется суммой всех вознаграждений в денежной форме, выплачиваемых наемным работникам.

ВПЭ-валовая прибыль экономики и ВСД-валловые смешанные доходы представляют

собой ту часть добавленной стоимости (ВДС), которая остается у производителей после вычета расходов, связанной с оплатой труда и налогов на производство и импорт плюс получаемые субсидии на прои-во и импорт.

ВВП везде (по всем методам) должно быть одинаково. В отчетной статистике ВВП рассчитывается 1-ым методам (является основным).Все остальные методы применяются для аналитических целей. В международной статистике основным методам является - метод конечного использования.

Расчета.

НД- величина дохода всех граждан страны, включая доходы (з/пл, рента, % и рибыль) от принадлежащих им факторов произ-ва за рубежом. ЧНД- суммарная стоимость всех произведенных страной за опред промежуток ремени товаров и услуг, оставшееся для потребления после замены списанного борудования(меньше ВНП на сумму амортизации) еличина ВВП служит основной составляющей показателя ВНД. ВНД опред осредством прибавления к ВВП сальдо первичных доходов, поступающих из-за раницы. Если исключить из ВНД потребление основных фондов (амортизацию) за ассматриваемый период, то получим показатель чистого национального охода(или проще говоря национальный доход (НД)). Традиционно оценка ВВП и Д производится тремя методами:

1)производственным: НД=ВВП - Потребление основных ондов(амортизация)+Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа.

2)Распределительным методом. Производится суммирование видов первичных оходов(виды: оплата труда наемных работников; чистые налоги на роизводство и импорт (налоги на произ-во и импорт минус субсидии на роизв-во и импорт); валовая прибыль/валовой смешанный доход), только по рибыли и смешанным доходам делается корректировка на потребление основных ондов(амортизацию), а также сальдо поступлений первичных фондов доходов и-за рубежа.

3)Конечного использования. НД опред суммированием компонентов(компоненты: онечного потребление товаров и услуг, валовое накопление, сальдо экспорта импорта и услуг), только накопление определяется на чистой основе(т.е. з валового накопления вычитается потребление основных фондов) и обавляется сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа.

 

Понятие цен и тарифов

Цена-стоимость единицы продукции или товара.

Тариф уста-ся для товаров и услуг которые не имеют материально-вещественной формы.

Существует множество цен, но основными являются:

-оптовые-цены, на товары продаваемые крупными партиями

-производственны-цена, за реализованный товар

-розничные. Наибольший интерес и значение имеют розничные цены. В статистике изучаются индексным методом.

1. Индивидуальный индекс цен. Ласпереса.

Jлp=∑p1qo/p0q0

2. Индекс цен Фишера

Jфp= √Jлp× Jпp

3. Индекс Эджворда-Маршалла

Jp=∑p1(q1 + qo)/∑p0(q1 + qo)

С помощью коэффициента эластичности изучается взаимосвязь цен и факторов на них влияющих.

Вариация цен изучается теми же показателями, кот изложены в общей теории статистики. С помощью коэффициента эластичности изучается взаимосвязь цен и факторов на них влияющих.
Индекс Маршала =(Δp/p)/ (Δx/x) = (Р1-Р0 / Р0) / (Δх/х)

где: х – фактор оказывающий влияние на цену

ИПЦ по отдельным территориальным объектам рассчитывается в виде средней взвешенной: J ИПЦ терр. = (Σp1 * Н1(¯)) / Σ p0 * Н1(¯)

Где Н(¯) – средняя численность работников объекта.

J Дюто (р) = Σp1 / Σ p0

J Карли(р) = Σip / nИПЦ – индекс потребительских цен

i p – Индивидуальные цены

 

Межотраслевые балансы

Вопрос межотраслевых связей, решается с посмощью межотраслевого баланса, его впервые разработали в 50ые годы. Межотраслевой баланс составляется по чистым отраслям. Которые представляют собой совокупность однородных продуктов и услуг. Межотраслевой баланс состоит из 3х частей (квадрантов), различающихся по своему экономии-у содержанию.

1-ый квадрант - характеризует сложившиеся произ-ые связи м\у отраслями и представляет собой шахматную таблицу, в строках и столбцах которой в одинаковой последовательности выделены чистые отрасли. Столбцы 1го квадранта отражают затраты на производство продукции и услуги, а строки использование продуктов, т. е. промежуточное потребление.

2-ой квадрант – конечное использование продуктов и услуг каждой отрасли на конечное потребление.

3-ий квадрант – отражает стоимостную структуру ВВП, столбцы соответствуют отраслям экономики, а строк соответствуют основным стоимостным компонентам ВВП.

чистые отрасли Чистые отрасли Сектора экономики
Промышленность с/х  
Промышленность, с/х I II
Оплата труда III IV

 

Анализ прибыли по факторам.

Прибыль(П) – это фин.результат, полученный в результате производственно-хоз-ой деятельности. Различают несколько видов П:

1. П.от реализации продукции: сумма П от реализации продукции=выручка от реализации (без НДС, акцизов)-полная себестоимость реализованной продукции=

 

2. балансовая сумма прибыли (валовая), складывается из трех компонентов=сумма прибыли от реализованной продукции + сумма П от иных материальных ценностей+сальдо внереализационных доходов и расходов (штрафы, пении).

3. сумма прибыли от продаж=балансовая П-коммерческие расходы- общехозяйственные расходы

4. чистая П=балансовая П-платежи в бюджет.

На величину прибыли от реализации продукции оказывают влияние 4 фактора:

1.фактор цены:

 

2. фактор себестоимости продукции:

3. фактор влияния физического объема

 

4. фактор ассортиментных сдвигов

 

59 Анализ рентабельности (индексный метод)

Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как прибыль выражается в абсолютной сумме. Абсолютное значение прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Данную задачу выполняет другой показатель результативности деятельности фирмы - показатель рентабельности. В общем, виде рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы.

На практике рентабельность может исчисляться по-разному. Эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятия отражает показатель балансовой (общей) прибыли. Эффективность использования текущих затрат живого и овеществленного труда характеризует рентабельность продукции.

На протяжении последних трех десятков лет в нашей стране широко применялся показатель общей рентабельности производства, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов. Этот показатель применяется для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. Считается, что поскольку в процессе производства принимают участие как средства труда, так и предметы труда то чем больше «съём» прибыли с каждого рубля производственных фондов, тем лучше и эффективнее работает предприятие, и наоборот.

 

Организационная структура и функции органов государственной статистики.

 

Госкомстат руководит стат. как федеральный орган исполнительной власти. Руководство коллегиально. Председатель Госкомстата является одновременно и председателем коллегии, в сост.кот. входят также заместители председателя и другие руководящие работники. Рассматривает вопросы связанные с решением возложенных на него задач. Госкомстат состоит из: издательства финансы и статистика, МЭСИ ССУЗ, Журнал «Вопросы стат.», НИИ и лабораторий, Вычислительного центра и 89 организаций статистики. Госкомстат, его органы в республиках, краях, областях и округах, в городах Москве и С-П, др. городах и районах, а также подведомственные организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему гос. стат. страны.

Функции:

1.Проведение Государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам.

2. Обеспечивает функционирование Единый государственный регистр предприятий и организаций (сокращ. ЕГРПО).

3. Сбор, обработка, хранение и защита стат. информации. Соблюдение гос. и коммерческой тайны, необходимую секретность данных.

4. Сопоставляет основные соц.-эк. показатели в России с аналогичными показателями в др. странах.

5. Проводит техническую полит. В области сбора, обработки и передачи стат. инф-ции, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам порученным Госкомстату.

6. Определяет перечень важнейших Науч-Исслед. работ

7. Созывает в установленном порядке совещания по кругу проблем, входящих в компетенцию Госкомстата.

8. Вносит в установленном порядке предложения в совершенствовании законодательства в области стат.

Руководствуется констит. РФ, а также федеральными стат. программами. Занимается: стат. планированием, вопросами нац. счетов, информацией о региональной стат., стат. цен и финансов, уровня жизни и т.д.

Росстат организовывает стат. наблюдение. Выделяют три уровня наблюдения: 1.макроэкономический (на уровне страны),2.мезоэкономический (на уровне структур. подразделений госуд-ва).3. микроэкономический (на уровне п/п). Источниками информации для макро анализа являя-ся: отчетность, специально-организованное наблюдение (перепись активов и пассивов государства), автоматизация базы данных статистики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.074 с.)