Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Экономики и предпринимательства

Поиск

 

 

 

Рябова Т.Ф., Зайцева Н.В., Давыдова М.В.

 

Экономика отрасли

 

Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов всех форм обучения специальности 080502 (060800) и 080503 (351000)

www.mgutm.ru

Москва – 2010

УДК – 338.

ББК – 65.29.я73

© Рябова Т.Ф., Зайцеа Н.В., Давыдова М.В. Экономика отрасли. Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольных работ. – М.,МГУТУ, 2010

 

 

В рабочей программе и методических указаниях по выполнению контрольных работ Рябовой Т.Ф., Зайцевой Н.В., Давыдовой М.В. представлены тематический план и рабочая программа по дисциплине «Экономика отрасли». Кроме того, представлены виды самостоятельных работ студентов, их учебно-методическое обеспечение, предлагаются вопросы для проверки остаточных знаний студентов. Для правильного оформления студентами контрольных работ приводятся темы и методика их выполнения.

 

 

Рабочая программа и методические указания по выполнению контрольных работ предназначены для студентов всех форм обучения специальностей 080502 (060800) и 080503 (351000).

 

Авторы: Рябова Т.Ф.

Зайцева Н.В.

Давыдова М.В.

 

 

Рецензент: Александрова М.В., к.э.н., доцент каф. «Экономики и предпринимательства»

 

Редактор: Свешникова Н.И.

 

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2010,

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение 4

2. Цели и задачи изучения дисциплины 6

3. Организационно-методическая документация 9

4. Рабочая программа 10 5. Виды самостоятельных работ студентов, их организация и требования к самостоятельной работе 24

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы и контроль самостоятельной работы 28

7. Рекомендации по выполнению контрольных работ, их тематика 30

8. Практическое руководство по выполнению контрольных работ 45

9. Итоговые вопросы по дисциплине «Экономика отрасли» 49

10. Перечень основной и дополнительной литературы 52

 

ВВЕДЕНИЕ

«Экономика отрасли» – одна из важнейших дисциплин, включенных в учебный план подготовки студентов технических специальностей. Она тесно связана со специальными техническими дисциплинами, ибо общеизвестно, что нельзя решать на предприятии, в промышленности технические, технологические задачи и иметь перспективы их развития без глубокого знания экономических процессов. Последние имеют основополагающее значение для четкого и последовательного овладения их спецификой.

«Экономия отрасли» относится к числу комплексных учебных дисциплин, имеет свой предмет, но одновременно базируется на научных положениях истории отечества, философии, духовной культуры, экономической теории, социологии, математическом моделировании в расчетах на ЭВМ. Особенно тесно эта дисциплина связана с организацией и планированием производства, управлением предприятием, проектированием предприятий с основами САПР и др. При этом всегда следует помнить, «Экономика предприятия» и «Экономика отрасли», неразрывно связаны с другими экономическими дисциплинами, не вошедшими в учебный план, такими как статистика, региональная экономика, бухгалтерский учет, финансовые дисциплины и др.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность специализированных предприятий и производственных объединений, характеризующихся единством назначения вырабатываемой продукции, общностью используемого основного сырья и материалов, сходством технологических процессов, особым профессиональным составом рабочих кадров.

Экономика отрасли промышленности как теоретическая и прикладная наука решает три основные задачи:

- выяснение законов экономического развития;

- анализ механизма функционирования экономических систем, особенности изучения методов хозяйствования в стране, отрасли, на отдельном предприятии;

- разработка принципов экономической политики.

Предметом курса «Экономика отрасли» является изучение действия и форм проявления экономических законов рынка в специфических организационно-технических условиях отраслей пищевой промышленности, предпосылок и факторов, обеспечивающих при наименьших затратах общественного труда развитие производства продуктов питания с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества и спроса покупателей.

Экономическая наука как учебная дисциплина имеет целью объяснить состояние и работу экономической системы, разработать методы анализа в решении экономических проблем, причем на уровнях макро- и микроэкономики.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Значение приобретения знаний по курсу «Экономика отрасли»

«Экономика отрасли» и связанные с ней другие экономические дисциплины имеют общую цель: научить методам выживания и экономического роста предприятия в условиях рынка.

Ее достижение (решение) предполагает, что студенты в ходе изучения курса получают знания и умения в таких основных вопросах как:

- сущность и назначение экономики отрасли промышленности в условиях изменяющейся рыночной среды;

- методические основы производства;

- методы учета движения и оценки использования ресурсов;

- методы хозяйствования с учетом факторов производства внутренней и внешней сред деятельности предприятия данной отрасли промышленности;

- методы оценки результатов хозяйственной и производственной деятельности данной отрасли промышленности;

- методы оценки финансового состояния, формирование активов предприятия и их оценка, налогообложение, ВЭД (внешняя экономическая деятельность), учетный анализ хозяйственной деятельности предприятия данной отрасли промышленности;

- технико-экономический анализ инженерных решений;

- маркетинг деятельности предприятия, принципы и методы менеджмента;

- факторы экономического роста, источники финансирования и методы оценки экономической эффективности их использования;

- формирование стратегии функционирования и развития предприятия данной отрасли промышленности;

- методы изучения спроса, управлением, движением товара, закупками и сбытом продукции.

В целом изучение курса состоит в подготовке к использованию на практике существующих форм и методов ведения экономики предприятия, а также в приобретении навыков самостоятельного овладения новыми экономическими знаниями.

1.2. Место дисциплины в учебном плане.

«Экономика отрасли» - одна из важнейших дисциплин, включенных в учебный план подготовки студентов технических специальностей. Она тесно связана со специальными техническими дисциплинами, ибо общеизвестно, что нельзя решать на предприятии, в промышленности технические, технологические задачи и иметь перспективы их развития без глубокого знания экономических процессов. Последние имеют основополагающее значение для четкого и последовательного овладения их спецификой.

«Экономика отрасли» относится к числу комплексных учебных дисциплин, имеет свой предмет, но одновременно базируется на научных положениях истории отечества, философии, духовной культуры, экономической теории, социологии, математическом моделировании в расчетах на ЭВМ. Особенно тесно эта дисциплина связана с организацией и планированием производства, управлением предприятием, проектированием предприятий с основами САПР и др. При этом всегда следует помнить, «Экономика предприятия», и «Экономика промышленности (отрасли)», неразрывно связаны с другими экономическими дисциплинами, не вошедшими в учебный план, такими как статистика, региональная экономика, бухгалтерский учет, финансовые дисциплины и др.

1.3. Задачи изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны

а) знать:

- особенности и проблемы экономических преобразований в современных условиях;

- принципы и методы организации ведения экономики предприятия, отрасли;

- формы и методы учета производственных ресурсов и их оценки;

- специфику и особенности применяемого сырья (качество, хранение, использование вторичного сырья и т. д.);

- постоянные и переменные издержки производства и их связь со временем рассмотрения (текущие и перспективные);

- организационно-правовые формы владения средствами производства;

- формы и методы сбыта продукции, роль и функции маркетинговой службы;

- методы формирования рынка товаров, производимых предприятием, отраслью, промышленностью;

- обычаи и практику осуществления торговых сделок;

- содержание, понятие, формы и основные современные направления научно-технического прогресса;

- основные показатели деятельности и эффективности использования ресурсов на предприятии, в отрасли, промышленности;

б) уметь:

- определять цели и задачи;

- рассчитывать уровень экономической эффективности производства;

- выявлять эффективность использования производственных ресурсов и определять пути ее повышения;

- рассчитывать экономическую эффективность мероприятий от внедрения новой техники, новой технологии, выпуска новых видов продукции;

- определять издержки производства и пути их снижения;

- разрабатывать стратегию развития предприятия, отрасли, промышленности;

- вырабатывать товарную и ценовую политику предприятия;

- анализировать складывающуюся конъюнктуру рынка;

- формировать спрос на продукцию, выпускаемую предприятием, отраслью.

По курсу «Экономика отрасли» сдается экзамен, ему предшествуют самостоятельная работа, лекционные и практические занятия, а также обязательное выполнение контрольной работы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Спец. Курс Ф. о. Объем в часах по плану очной формы обучения Количество часов по плану заочной формы обучения  
  полной сокращенной Количество
Всего Ауд. зан. Всего Лекц ПракСам Раб. Раб Всего Лекц. Пр. Сам. Ра б. раб Экз. Зач Кон. раб.
          з.ф.о                 8 126     ––     ––   –– ––       ––          
          с.ф.о         ––     ––   –– ––               4 126     ––          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

(краткое содержание, вопросы для усвоения материала)

Введение. Становление рыночных отношений в стране. Законы движения, обеспечивающие необратимую тенденцию развития к рынку. Необходимость формирования у специалистов экономического мышления.

Научное понятие «Экономика». Производственные отношения как экономический базис общества. «Экономика промышленности (отрасли)» как предмет изучения курса. Классификация отраслей пищевой промышленности, их особенности. Объект изучения – пищевые перерабатывающие предприятия отраслей промышленности по данным специальностям. Задачи курса. Понятие и значение развития экономической науки как учебной дисциплины в развитии экономики.

Вопросы:

1. Какова современная структура АПК и особенности его функционирования в условиях рынка?

2. Особенности технологии и их отражение в классификации отраслей АПК.

3. Задачи, стоящие перед АПК в условиях рынка, и пути преодоления продовольственного дефицита в стране.

4. Каковы резервы увеличения продовольственных ресурсов?

5. Что является предметом изучения экономической науки на уровнях макро- и микроэкономики?

6. Какое место занимает дисциплина «Экономика отрасли» в системе экономических дисциплин?

7. Назовите экономические категории в разрезе макро- и микроэкономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.76.163 (0.007 с.)