Основополагающие методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основополагающие методы исследования



 

 

Все методы, используемые в экономике, могут быть разделены на три группы: всеобщие, общенаучные специальные (то же, что частные или конкретные).

Всеобщие методы характеризуются именно всеобщностью применения и были открыты естественными науками, главенствующее место среди которых занимает философия.

В числе этих методов применяются два основных, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода: диалектика и метафизика.

 

Диалектический метод учит рассматривать все процессы и явления в неразрывной взаимосвязи и развитии, отражает противоречия в их неразрывном единстве. Диалектический метод предусматривает:

рассмотрение проблем не изолированно, а в тесной взаимосвязи со всеми элементами экономической системы в целом;

изучение организации и управления производством не статически, а в развитии, движении, что позволяет выявить закономерности этого развития и пути преобразования системы;

тесную связь теории с практикой, в том числе обобщение передового опыта отраслей, объединений и предприятий;

использование последних достижений общественных, технических и естественных наук, связанных непосредственно с экономической наукой.

Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).

 

Метафизика р ассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Так поступают, например, при классификации типов собственности, форм хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. Они вырастают из общих моментов разных наук. Хотя они и являются предметом философского изучения (когда речь идет о связи различных методов, о принципах их применения), не могут быть полностью отнесены к предметной области философии.

 

Общенаучные методы – это методы нескольких наук, или, по-другому, для нескольких наук.

Каждая наука, имея свой особый предмет изучения и свои теоретические принципы, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.

Роль общенаучных методов для экономической науки могут играть методы, применяемые и в исторических, математических, географических и некоторых других науках, то есть помимо экономического знания они могут быть применены и к другим типам научного знания.

К числу общенаучных методов, применяемых в экономических исследованиях, относят следующие основные методы.

 

Исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, воссоздать особенности исторического развития конкретного объекта экономического исследования (в нашем случае предприятия).

Вместе с тем, исторический подход к экономическим процессам и явлениям следует применять с разумной достаточностью. Обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднять серьезное теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Преодолеть эти недостатки помогает логический метод.

 

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений. Логический метод помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции и т. д.

 

Метод наблюдения носит эмпирический характер, т. е. основан на практическом опыте. Это предполагает наблюдение за экономическими процессами в их реальном виде, и сбор фактов, происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.

 

Метод экспертных оценок – как и предыдущий, носит эмпирический характер. Сущность его состоит в том, что для оценки какого либо процесса или явления собирают группу экспертов из числа специалистов, хорошо владеющих этим вопросом (как теоретиков, так ипрактиков). Группа, исходя из теоретических знаний и практического владения вопросом, на основе чувственных восприятий, делает выводы о состоянии объекта и вырабатывает соответствующие управленческие решения.

 

Экспериментальный метод - предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников. Параметры эксперимента подробно описываются, а после завершения эксперимента по ним делаются необходимые выводы.

 

Расчетно-конструктивный метод применяется при выявлении имеющихся резервов и разработке различных вариантов их использования. Сущность его состоит в том, что происходящие на объекте исследования экономические процессы и явления, взаимосвязи между ними, отражаются через определенную систему, в такой же степени взаимосвязанных показателей, представленных в виде математических формул. Введение в эти формулы соответствующих параметров и их надлежащее применение позволяет получать определенный сценарий развития объекта на основе использования выявленных резервов.

 

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). С его использованием разрабатывается теоретическая модель процесса или явления, в модели заменяются факторы, а далее дается теоретическое описание реакции модели на эти изменения. Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее эффективный вариант использования ресурсов предприятия.

 

Монографический метод - всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений. Базируется на углубленном изучении типичных явлений (процессов), длительного опыта деятельности предприятия, отрасли. Сущность его использования в курсовой работе состоит в изучении монографий по избранной теме и перенесении основных результатов проведенного в ней исследования на изучаемый в работе объект.

 

Метод экстраполяции состоит в распространении выявленных экономических закономерностей, сложившихся в предшествующий период на будущее.

 

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Чтобы правильно понять его сущность, надо иметь правильное представление о категориях конкретного и абстрактного.

Конкретное с научной точки зрения есть, во-первых, реальный объект, действительность во всем богатстве ее содержания. Во-вторых, оно есть отражение этой действительности, конкретное научное знание о ней, являющееся результатом чувственного восприятия и мышления.

Абстрактное, или абстракция, есть результат абстрагирования - процесса мышления, суть которого заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств реального объекта и тем самым в выделении его основных свойств, общих с другими объектами. В качестве примеров абстракций можно назвать такие понятия, как "человек" или "дом". В первом случае мышление отвлекается от таких особенностей человека, как раса, национальность, пол, возраст, во втором - от разнообразия видов домов. Такой же абстракцией является категория "экономика", так как в ней отсутствуют признаки, характеризующие множество экономических отношений, свойственных любой реальной экономике. Абстракция предполагает освобождение наших представлений о предмете исследования от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного и нахождение в нем существенного, постоянного, типичного. При использовании метода абстракции часто возникает вопрос о границах абстрагирования: ведь можно до такой степени отбрасывать частные, единичные, случайные характеристики объекта, что наше представление о нем не будет выражать его существо и мы получим в своем сознании совершенно другой объект. К сожалению, не существует точно выраженной границы абстрагирования. Здесь первенство принадлежит таланту исследователя.

Научное абстрагирование тесным образом связано с анализом, так как предполагает разложение рассматриваемого явления на элементы, выделение из них общих и существенных.

 

Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

 

Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов - цен, доходов потребителей и др.

Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Специальные, или конкретные методы экономических исследований обычно складываются внутри предметной области той или иной науки. В своем большинстве такого рода научные методы составляют принадлежность соответствующих наук и развиваются в их рамках.

Существует точка зрения, согласно которой, отнесение к специфическим методам в экономике осуществляется исходя из многочисленных и разнообразных технических приемов и способов исследований, используемых функциональными экономическими дисциплинами. Это вполне логично, так как экономические знания, наряду с непосредственно экономической дисциплиной «Экономика предприятия», определяет еще целый ряд функциональных (специфических) дисциплин (планирование, статистика, анализ хозяйственной деятельности и проч.).

К числу специальных (частных, конкретных) методов, в первую очередь, следует отнести следующие стандартные приемы экономического анализа.

 

Горизонтальный (динамический) анализ - это сравнение показателей во времени.

 

Сравнение является наиболее ранним и наиболее распространенным приемом (или частным методом), с него начинается исследование. Сравнение проводят с использованием следующих величин:

- абсолютные величины — это количественное измерение явлений в единицах веса, объема, длины, т.е. в натуральных или условно-натуральных единицах, абсолютные изменения рассчитываются разницей значений показателей между отчетным и прошлым периодами;

- относительные величины получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения, относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, то есть они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени, относительные изменения временного ряда — это темпы роста и прироста.

- средние величины (среднеарифметическая, среднегармоническая, среднегеометрическая, среднехронологическая, среднеквадратическая) — используются для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений. Например, средняя заработная плата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих

В зависимости от содержания сравниваемых величин метод сравнения может приобретать следующие формы:

- сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет (выявление темпов роста, темпов прироста, т.е. тенденции развития экономических процессов);

- сопоставление плановых и фактических показателей (для оценки степени выполнения плана);

- сопоставление фактических показателей с нормативными (для контроля за затратами, способствует внедрению ресурсосберегающих технологий);

- сопоставление фактических показателей с достижениями науки и передового опыта других предприятий (для поиска резерва), сравнение с лучшими достижениями;

- сравнение со средними показателями по отрасли (для определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли);

- сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей (для этой цели числа, которые характеризуют один из показателей, располагают в возрастающем или убывающем порядке и рассматривают, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают, и в какой степени);

- сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них;

- сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора (при расчете влияния какого-либо фактора).

Важнейшее условие сравнительного анализа - необходимость обеспечение сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

единство объемных стоимостных, качественных, структурных факторов;

единство промежутков или моментов времени;

сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, региональных);

единство методики исчисления показателей.

В ряде случаев для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.

 

Вертикальный (структурный) анализ показывает долю, часть целого в его общей величине. Например, удельный вес материальных затрат в общей себестоимости

 

Структурно-динамический анализ показывает отклонения в структуре, удельных весах. Рассчитывается разницей удельных весов отчетного и прошлого периодов.

 

Наряду с ними существенную роль в экономических исследованиях имеют следующие основные частные методы.

 

Трендовый метод - это анализ динамических, временных рядов показателей хозяйственной деятельности, заключается в выявлении общей тенденции развития. При анализе тренда важно установить, в каком направлении (рост, спад) и по какой зависимости (линейная или нелинейная) происходит развитие процесса.

 

Индексный метод -основан на относительных показателях, и выражает отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. Индексом называется показатель сравнения двух состояний одного и того же явления во времени, в пространстве, по сравнению с эталоном. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной

 

Балансовый метод служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот способ широко распространен в практике бухгалтерского учета, планирования. Применяется в исследованиях обеспеченности трудовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д. Например, определяя обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой — их фактическое наличие.

 

Метод элиминирования — является наиболее распространенным приемом определения размера влияния факторов на изменение показателя. Он представляет собой логический прием, при помощи которого устраняется влияние ряда факторов и выделяется какой-либо один фактор, который является объектом изучения. Факторы — это причины, воздействующие на изучаемый экономический показатель. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности труда. Без всестороннего и тщательного изучения факторов невозможно сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.


Тематика курсовых работ

Тематика курсовых работ формируется исходя из содержания основного курса дисциплины «Экономика предприятия».

Выбор темы работы студент осуществляет самостоятельно или после консультации с преподавателем, ведущим курс «Экономика предприятия».

Перечень основополагающих тем предлагается следующий:

1. Экономическая эффективность деятельности предприятия конкретной организационно-правовой формы.

2. Повышение эффективности деятельности предприятия малого бизнеса.

3. Себестоимость продукции (услуг) и пути ее снижения.

4. Издержки производства и пути их минимизации.

5. Резервы и пути экономии материальных ресурсов на предприятии.

6. Экономическое обоснование доходов и затрат предприятия.

7. Эффективность использования основных средств предприятия.

8. Износ и амортизация основных средств предприятия.

9. Инвестиции и повышение эффективности их использования.

10. Роль и значение инноваций в повышении эффективности деятельности предприятия.

11. Резервы повышения эффективности использования основных средств предприятия.

12. Эффективность использования оборотных средств предприятия.

13. Нормирование оборотных средств и его влияние на повышение эффективности.

14. Резервы повышения эффективности использования оборотных средств предприятия.

15. Кадры предприятия, состояние и пути улучшения использования.

16. Производительность труда и резервы ее роста на предприятии.

17. Оценка кадрового потенциала предприятия.

18. Налоги и налоговая политика предприятия.

19. Формирование и распределение прибыли на предприятии.

20. Резервы роста прибыли и рентабельности деятельности предприятия.

21. Влияние факторов внутренней среды на эффективность деятельности предприятия

22. Влияние факторов внешней среды на эффективность деятельности предприятия.

23. Экономическое обоснование доходов и прибыли предприятия.

24. Оценка научно-технического потенциала предприятия.

25. Влияние делового окружения на конкурентоспособность предприятия.

26. Маркетинговая стратегия в планах развития предприятия.

27. Значение стратегического планирования в деятельности предприятия.

28. Экономическая эффективность ресурсосберегающих технологий

29. Организация планирования на предприятии.

30. Экономическая эффективность повышения качества продукции.

 

Студент может изменить тему курсовой работы после согласования с преподавателем: сделать ее более углубленной, или на стыке нескольких дисциплин, или рассмотреть ее в более широком аспекте. Выбранная тема курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия» может быть развита и углублена на следующих курсах, она может даже стать темой дипломной работы, но уже в усложненном виде. Это позволит не заниматься излишней работой: не входя в новую проблему; не подбирая с чистого листа литературу и базу данных.

Основным критерием при выборе темы дипломной работы служит научный и практический интерес студента. При участии студента в научных исследованиях по кафедральной тематике, допускается выполнение им курсовой работы по индивидуальной тематике. Окончательный выбор темы фиксируется в ходе консультации с преподавателем, ведущим курс «Экономика предприятия».

Написание курсовых работ несколькими студентами на одну тему не допускается.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.26.137 (0.068 с.)