ГЛАВА 27. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 27. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ



Раздел III. Макроэкономика

ГЛАВА 27. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП): ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Чтобы охарактеризовать деятельность фирмы, необходимо определить ее доходы и расходы. Это делается путем анализа отчетов фирмы. Подобная информация нужна для принятия правильных управленческих решений на уровне компании. Система национальных счетов делает то же самое, но для экономики в целом.

Главным показателем при составлении национальных счетов служит валовой национальный продукт(ВНП, в английской аббревиатуре GNP ¾ Gross National Product) ¾ совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года.

При подсчете ВНП исключаются: 1) стоимость промежуточных продуктов; 2) непроизводительные сделки.

Промежуточные товары ¾ товары, участвующие в создании конечных продуктов. При расчете ВНП учитывается рыночная стоимость конечных товаров и услуг, т. е. тех, которые покупаются для окончательного пользования. Отдельный учет промежуточных продуктов означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП. Чтобы при расчете стоимости национального продукта избежать двойного счета,необходимо в него включать только добавленную стоимость, созданную каждой фирмой. Добавленная стоимость есть рыночная цена продукции каждой фирмы за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных у поставщиков.Так, стоимость стола можно узнать, сложив вместе добавленные стоимости (added value) всех фирм, участвовавших в его изготовлении и доставке потребителю: лесной и деревообрабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли.

Непроизводительные сделки ¾ это финансовые сделки и продажа подержанных товаров. К финансовым сделкам относятся: 1) государственные трансфертные платежи; 2) частные трансфертные платежи (например, подарки, ежемесячные субсидии студентам университетов из дома являются не результатом производства, а актом передачи средств от одного частного лица к другому); 3) сделки с ценными бумагами, т. е. купля-продажа акций и облигаций.

Продажа подержанных вещей исключается из ВНП, так как подобные продажи не отражают текущего производства.

 

ПРОИЗВОДСТВО И ВОСПРОИЗВОДСТВО ВНП

Первоначально мы дали определение ВНП. А теперь остановимся на самом главном: процессе производства ВНП. В связи с этим рассмотрим ряд новых экономических понятий.

В основе макроэкономики лежит общественное производство как совокупность разнообразных видов деятельности.Его следует рассматривать не как единовременный акт, а как непрерывно повторяющийся процесс. Именно в связи с этим общественное производство, или воспроизводство,¾это непрерывное повторение производства товаров и услуг.

Воспроизводство можно рассматривать с двух позиций: как простое и как расширенное. Простое воспроизводство ¾ производство в неизменных масштабах. Например, в прошлом году произвели продуктов на 100 денежных единиц и в текущем ¾ тоже на 100. Простое воспроизводство для экономики нетипично. Оно может себя проявить лишь в период депрессивной экономики.

Типичным же является расширенное воспроизводство ¾ производство в увеличенных масштабах. Например, в текущем году произвели на 10 денежных единиц больше, чем в прошлом году. Некоторые экономисты говорят о суженном воспроизводстве ¾ повторение производства в уменьшенных размерах, т. е. «сегодня хуже, чем вчера».

Общественное производство в агрегированном виде представляет собой совокупность материального и нематериального производства. В материальное производство входят все отрасли экономики, которые производят материальные блага и услуги: промышленность (обрабатывающая и добывающая), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, жилищно-коммунальное и личное подсобное хозяйство, а также торговля в части продолжения процесса производства в сфере обмена (упаковка, фасовка, транспортировка и т. д.), общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки. К нематериальному производству относятся те сферы деятельности, которые производят нематериальные блага и услуги ¾ это фундаментальная наука и образование, здравоохранение, культура, искусство, спорт, управление, финансирование, кредитование и т. д.

Согласно марксистской методологии ВНП создается только в сфере материального производства, а немарксистской ¾ во всех отраслях экономики (и материального, и нематериального производства).

Начиная с 1993 г. СНС (система национальных счетов) ООН рекомендует учитывать активность в «теневом секторе» экономики каждой страны, под которой понимается деловая активность, не находящая отражения в тех или иных формах официальной государственной отчетности. При этом различаются легальные и нелегальные операции, агенты и виды деятельности.

К легальной,но не учитываемой деятельности, в частности, относится производственная активность населения на приусадебных участках, «частный извоз», чаевые, оплата разнообразных посреднических и иных услуг «черным налом», т. е. денежной наличностью, не проводимой через обычный бухгалтерский учет. Экспертные данные разных стран свидетельствуют о том, что именно на долю легальных агентов приходится основная часть «теневых потоков».

Нелегальные виды деятельности ¾ виды деятельности, запрещенные законом. Помимо преступлений против собственности других лиц (воровство, грабеж, рэкет, мошенничество и т. п.) к ним относят производство и продажу оружия, наркотиков и других товаров и услуг.

Неучитываемые агенты ¾агенты, существующие без регистрации в органах власти и занимающиеся экономической деятельностью. Это разнообразные «крыши», производящие защиту собственности или жизни отдельных государственных деятелей, а также лиц (или групп), существующие за счет преступных способов получения доходов.

ГЛАВА 28. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА

СОВОКУПНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ (АГРЕГАТЫ) В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ

Рассмотрен в главе 4 механизм действия закона спроса и предложения для одного товара, но оставлены без ответа важные экономические вопросы. Почему цены повышаются и понижаются? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо объединить или агрегировать, во-первых, все отдельные виды производств в единое совокупное производство, или реальный объем национального производства;во-вторых, тысячи цен на различные товары (зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, промышленные работы, бриллианты, нефть, духи и т. д.) ¾ в единую совокупную цену, или уровень цен.Объединение всех цен на отдельные товары и услуги в уровень цен, а также объединение всего количества товаров и услуг в реальный объем национального производства называется агрегированием.Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями (агрегатами).

Показатели на графике макроэкономической модели всегда представляют собой уровень цен (на оси ординат), а не цену на отдельный товар и реальный объем национального производства (на оси абсцисс) и не количество отдельного товара. Для последующего исследования полезно объединить или агрегировать огромное количество отдельных товарных рынков в «составной» рынок, на котором основными переменными являются уровень цен и реальный объем национального производства. Это можно сделать с помощью экономической модели «совокупный спрос ¾ совокупное предложение».

ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА

Суть эффекта храповика ¾ цены как на товары, так и на ресурсы раз возросшие, не обязательно снижаются до первоначального уровня (храповик ¾ это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад).

Эффект храповика основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. Поэтому увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, но при уменьшении спроса в течение короткого периода нельзя ожидать падения цен.

Рассмотренная модель совокупного спроса и совокупного предложения является трамплином для более детального и всестороннего анализа макроэкономических проблем: циклов, безработицы, инфляции, денежного обращения, банковского дела, кредитно-денежной и фискальной политики, стабилизации и экономического роста. Рассмотрим их подробнее.

ПРИНЦИП АКСЕЛЕРАЦИИ

Эффект мультипликатора находит свое продолжение в принципе акселерации. Сущность принципа акселерации: возросший доход, полученный в результате изменений в потреблении под влиянием роста автономных инвестиций, приводит не просто к росту, а к ускоренному (акселеративному) росту отраслей, удовлетворяющих производственные потребности. Принцип акселерации непосредственно связан с теорией мультипликатора.

Рассмотрим механизм действия принципа акселерации. Отрасли, производящие потребительские товары, расширяются, а это, в свою очередь, вызывает увеличение спроса на капитальные товары, т. е. ресурсы, так необходимые для удовлетворения возросшего потребительского спроса. Таким образом, должно возрасти производство машин. И вот самое главное: увеличение темпов роста потребительского спроса ¾ спроса на предметы потребления вследствие роста дохода ¾ вызывает ускоренный, или акселеративный, рост инвестиционных расходов. Другими словами, принцип акселерации раскрывает эффект влияния изменений в потреблении на уровень новых инвестиций. Для измерения масштабов такого эффекта служит коэффициент акселерации, или просто акселератор.

Акселератор ¾ коэффициент, раскрывающий зависимость между новыми инвестициями и приращениемдохода, т.е.:

I = a(Yt - Yt - 1),

где I ¾ новые инвестиции;

а ¾ коэффициент акселерации;

Yt ¾ величина дохода за данный период;

Yt - 1 ¾ величина дохода за предшествующий период.

Таким образом, увеличение дохода, как правило, ведет к кратному увеличению новых инвестиций. Основным теоретическим положением принципа акселерации является существование функциональной зависимости между потреблением и новыми инвестициями, причем увеличение спроса на потребительские товары ведет к еще большему увеличению спроса на новые инвестиционные товары (машины, оборудование).

Чтобы принцип акселерации нашел проявление, необходимо:

1) отсутствие товарных запасов: если имеются товарные запасы, то рост потребительского спроса на готовую продукцию может быть удовлетворен и расширения производства средств производства не наступит;

2) отсутствие излишней производственной мощности: если есть свободные производственные мощности, то их загрузят новым сырьем и дополнительной рабочей силой и не произойдет ускоренного роста производства в отраслях, производящих машины;

3) отсутствие роста производительности труда, технического прогресса, когда на одном и том же оборудовании можно получить больше продукции и удовлетворить возросший спрос;

4) наличие свободной рабочей силы.

Это, так сказать, идеальные условия для проявления принципа акселерации.

В отличие от теории мультипликатора, где рассматриваются автономные (внешние) инвестиции, принцип акселерации имеет дело со стимулированными инвестициями. Под стимулированными инвестициями понимаются инвестиции, которые зависят от дохода, т. е. являются результатом возрастания конечного спроса или объема продаж.Автономные инвестиции дают первоначальный толчок процессу расширения экономики. Они вызывают эффект мультипликации, а стимулированные инвестиции, являясь результатом возросшего дохода, приводят к дальнейшему росту дохода. Нетрудно догадаться, что в принципе акселерации инвестиции выступают как внутренние, или эндогенные. Если модель мультипликатора исходит из избытка ресурсов в депрессивной экономике, то модель акселератора предполагает наращивание новых капитальных ресурсов, например, строительство новых предприятий, производство нового оборудования. Эта модель является основной частью моделей экономического роста. Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга.

 

ГЛАВА 31. ИНФЛЯЦИЯ

ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ

1. Инфляция спроса ¾ результат избыточного спроса. Скажем, все хотят купить дешевый автомобиль, хлеб, масло, молоко, квартиру и т. д. ¾ и начинается ажиотажный спрос. Ну и что, скажете вы, хорошо, пусть больше производят. А из чего больше производить, где ресурсы? Ведь ресурсы ограниченны. А это означает, что производственный сектор не в состоянии ответить на избыточный спрос увеличением реального объема продукции. Итак, причина инфляции спроса ¾ недостаток или отсутствие факторов производства для удовлетворения растущего спроса. Именно в связи с этим избыточный спрос приводит к росту цен и вызывает падение доверия к деньгам. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотятся за слишком малым количеством товаров».

2. Инфляция издержек ¾ результат роста цен за счет увеличения издержек на единицу продукции, или средних издержек. Вспомним, что: 1) средние издержки можно получить, разделив общие (валовые) издержки на количество произведенной продукции; 2) средние издержки равны цене продукта. Отсюда рост средних издержек, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, в этом случае издержки, а не спрос взвинчивают цены. Особенно это связано с внезапным увеличением стоимости затрат на энергию. Поскольку энергия нужна всем, а цены на энергию возрастают, то обязательно увеличиваются издержки производства, что приводит к росту общего уровня цен ¾ инфляции, обусловленной увеличением издержек. Итак, инфляция издержек обусловлена ростом издержек производства из-за роста цен на ресурсы. Схематично это можно представить так:

Рост средних издержек Уменьшение объема производства Рост цен.

В реальном мире трудно определить тип инфляции, не зная первичного источника, т. е. подлинной причины роста цен. С одной стороны, инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные потребительские расходы. С другой, инфляция, обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает. Она порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

 

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ

Уровень инфляции измеряется с помощью индекса цен.

Делается это так: 1) выбирается базисный период; 2) выбирается корзина благ, которую покупает типичная семья со средним доходом; это важно для того, чтобы проводить сравнение уровней цен на одни и те же товары; 3) подсчитывается стоимость этой корзины, принимаемая за 100%; 4) та же самая корзина оценивается в ценах текущего периода; 5) издержки на покупку корзины в текущем периоде выражаются в процентах от издержек базисного периода. Так, если стоимость жизни выросла на 5%, то индекс цен текущего периода составит 105%. При практических расчетах прежде всего оценивают процентный рост цен отдельного блага, а затем взвешивают их по доле расходов на каждое благо в общей сумме потребительских расходов соответствующего периода. Пусть, к примеру, в корзину входят только два блага ¾ мясо и хлеб. Индекс цен (при отсутствии затрат на другие блага) исчисляется следующим образом. Цена каждого блага в каждый следующий год (например, в 2001 г.) выражается в процентах от его цены в предыдущий год (например, в 2000 г.), а затем умножается на соответствующий весовой коэффициент. Затем эти взвешенные цены суммируются и делятся на сумму весов, что и дает общий индекс цен.

Индекс цен определяет их текущий уровень по отношению к базовому периоду. Например, 2000 год используется в качестве базового периода, для которого устанавливается уровень цен, равный 100. А в 2001 г. индекс цен был приблизительно равен 120%. Это значит, что в 2001 г. цены были на 20% выше, чем в 2000 г., или, проще говоря, данный набор товаров, который в 2000 г. стоил 100 руб., в 2001 г. стоил 120 руб.

Чтобы вычислить темп инфляции для данного года, необходимо вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен данного года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, в 2000 г. индекс на потребительские товары был равен 115, а в 2001 г. ¾ 125. Следовательно, темп инфляции для 2001 г. вычисляется следующим образом:

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы являются необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должны лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции, другой ¾ в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию ¾ прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции ¾ индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны ¾ ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

Антиинфляционные меры ¾это меры, направленные на сокращение государственного вмешательства в рыночные отношения. Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности рынка наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности фирм на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

На практике при борьбе с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ. Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

Текучая, или фрикционная, безработица ¾ безработица, связанная с поисками работы; люди ищут работу и ждут ее получения в ближайшем будущем. Образно говоря, «сегодня занят, завтра ¾ нет». Текучая безработица считается неизбежной и в какой-то мере допустимой, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы и более рациональное распределение трудовых ресурсов, следовательно, и больший реальный объем ВНП.

Технологическая безработица ¾ постоянное явление рыночного хозяйства, поскольку она связана с НТП. Особенно заметной она становится тогда, когда высокие темпы НТП вызывают резкое сокращение количества рабочих мест. Вместе с тем в экономической литературе отмечается, что современный НТП идет довольно своеобразно. Он не только отталкивает, но и притягивает рабочую силу, что связано с развитием трудоемких процессов обслуживания технологических разработок. Поскольку НТП ведет к росту безработицы, меры воздействия на занятость являются важнейшими в регулировании рынка труда государством.

Структурная ¾ безработица в результате изменений структуры производства товаров и услуг, т. е. она вызвана фундаментальными сдвигами экономических пропорций, особенно в экспортных отраслях.

Это происходит, когда старые отрасли, а вместе с ними старые профессии умирают, а на смену появляются новые отрасли и новые профессии. Иначе говоря, структурная безработица возникает при несовпадении предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационной системы трудовых ресурсов. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Структурная безработица возникает потому, что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре производства. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест. Структурная безработица является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, т. е. затраты на переквалификацию людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, а также изменение самого образования, очень высоки.

Циклическая¾ безработица, которая возникает в результате кризиса, или спада, производства, т. е. той фазы экономического цикла, которая характеризуется резким сокращением совокупных потребительских и инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, следовательно, безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Циклическая безработица в США в период «Великой депрессии» (1929-1933 гг.) достигала примерно 25%. Это очень высокий уровень безработицы.

С циклической безработицей справиться сложнее всего, так как необходимо решать целый комплекс проблем, которые вызвали кризис.

Скрытая, или сезонная, безработица¾ те, кто занят только в определенное время, а все остальное время являются безработными, или заняты неполный рабочий день, или по распоряжению администрации вынуждены идти в отпуск, и т. д. Этому виду безработицы подвержены наемные работники таких отраслей, как строительство, сельское хозяйство, розничная торговля, обслуживание туристов и т. д. Спрос на рабочую силу в этих отраслях заметно колеблется от сезона к сезону, особенно в период кризисов и депрессии. Но в большей степени она проявляется в аграрном секторе, откуда люди готовы уйти в любое время, хотя статистика не учитывает их как безработных. В то же время совсем избежать сезонных работ просто невозможно: их можно только сократить, если небольшой и регулярный отряд рабочих в сезон согласится трудиться днем и ночью, или нанимать на временные работы студентов и домохозяек, которые обычно не включаются в трудовые ресурсы. На помощь может прийти рыночная система. Например, в курортных городах гостиницы сокращают простои в осенне-зимний период, приглашая участников научных и практических конференций.

Региональная безработица¾ безработица, которая формируется в отдельных регионах под воздействием целой комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств. Например, безработица в районах сосредоточения угледобывающей промышленности. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти не по силам справиться с этой проблемой. Решают ее обычно только на основе общегосударственных целевых программ.

Низший слой безработных образуют пауперы ¾ бедняки, выброшенные из производства и навсегда лишенные возможности вернуться в него. Сюда относятся старики, калеки и инвалиды труда, а также деклассированные элементы ¾ воры, проститутки, нищие, бродяги.

 

Прямые налоги: их структура

1. Личный подоходный налог (income tax) ¾ налог, взимаемый с личных доходовдомохозяйств и предприятий, не входящих в корпорации. Он является основным элементом налоговой системы в рыночной экономике. Чтобы глубже понять личный подоходный налог, необходимо выяснить различие между предельной и средней налоговыми ставками.

Предельная налоговая ставка¾ прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода, выраженный в %.

Средняя налоговая ставка¾ общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода. Экономисты доказали, что растущие предельные налоговые ставки сдерживают средние налоговые ставки.

2. Налог на заработную плату (payroll tax) ¾налог, взимаемый как с работодателей, так и с лиц наемного труда. Он представляет собой страховой взнос, выплачиваемый в рамках планов обязательного страхования, например, страхования старости, государственной программы бесплатной медицинской помощи, предусмотренных существующим законодательством о социальном обеспечении. Ставка налога определяется правительством. Так, в России установлен размер подоходного налога в 13%. Надо отметить, что по сравнению с другими развитыми странами ¾ это самая низкая ставка налогов. Например, в Великобритании налогообложение производится по базисной ставке в 25%.

3. Налог на прибыль корпораций (corporation tax) ¾налог на чистый доход (прибыль) корпораций. Вся величина прибыли (независимо от того, пошла ли она на выплату дивидендов) облагается по одной и той же ставке. Так, в Великобритании она составляет 33%. С акционеров взимается авансом 20% этих сборов при выплате им дивидендов, причем этот платеж засчитывается в общей сумме 33%-го налога на прибыль корпораций (который всегда выплачивается с запаздыванием). У акционеров этот налог оформляется как «налоговый кредит» и возвращается им в том случае, если их доходы слишком малы и не подлежат обложению более высоким подоходным налогом.

4. Налог на наследство (inheritance tax) и прочие налоги. Налогом на наследство облагаются как прижизненные дары, так и наследства по завещанию. К прочим налогам относятся гербовые сборы по финансовым контрактам, лицензии и разрешения.

5. Поимущественный налог, или налог на собственность (property tax) ¾ налог на стоимость собственности (капитала, земли, акций, облигаций и других активов), которой владеют фирмы и домохозяйства. Поимущественный налог, налог на наследство, а также сборы за разнообразные лицензии и разрешения ¾ это налоги, которые взимают местные органы власти.

Величина прямых налоговых сборов, как правило, устанавливается отдельно для каждого плательщика.

Прямые налоги дают большую часть налоговых поступлений. Основной недостаток прямых налогов заключается в том, что они способны парализовать стимулы и инициативу экономических агентов, если ставки налогообложения будут слишком велики. Это становится особенно важным, когда речь идет о повышении прямых налогов. Высокие ставки подоходного налога могут побудить налогоплательщика искать разные способы уклонения от их уплаты. Например: 1) получить «доход» в форме сокращения рабочего времени и роста свободного времени; 2) в форме отказа от переподготовки или стремления продвинуться по службе. В то же время, если человеку предстоит осуществлять фиксированные платежи (выкуп взятого во временную аренду имущества, платежи по закладным, страховые премии), то при повышении налогов он, вероятно, станет работать больше, чтобы расплатиться по своим обязательствам.

Высокие прямые налоги негативно сказываются на уровне предприимчивости и экономической эффективности. Сглаживая разницу в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих, государство рискует сократить стимулы к повышению квалификации. Со своей стороны, и предприниматели лишь тогда пойдут на риск открытия своего дела, когда почувствуют, что вознаграждение после уплаты налогов будет достаточным.

И, наконец, высокие налоги на прибыль приводят к тому, что неэффективное предприятие снимает с себя часть ответственности за свои недостатки. Ведь чем меньше доходы, тем ниже налоги, а общественные издержки неэффективной работы предприятий приходится покрывать правительству. Однако наряду с прямыми взимаются и косвенные налоги.

Косвенные налоги¾ это налоги с продаж, акцизные сборы, налог на имущество.

Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов местных органов власти.

Косвенные налоги включаются в розничную цену и, соответственно, увеличивая ее, перекладываются на «плечи» потребителя.

 

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Основными задачами бюджетной политики на среднесрочную перспективу являются обеспечение выполнения государством своих функций и достижение финансовой стабильности. В этих целях Правительство Российской Федерации намерено реализовать меры, направленные на достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и повышение эффективности функционирования бюджетной системы, включающие:

¨ приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

¨ оценку эффективности бюджетных расходов, концентрацию ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-экономических задач;

¨ внесение изменений в порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета, устанавливающих необходимость регистрации операций в процессе исполнения бюджета в Главной книге Казначейства;

¨ обеспечение бездефицитности федерального бюджета;

¨ урегулирование кредиторской задолженности государства;

¨ постепенный отказ от практики предоставления государственных гарантий по иностранным связанным кредитам;

¨ четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;

¨ максимальную консолидацию внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидацию целевых бюджетных фондов федерального бюджета;

¨ завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высокодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы Федерального казначейства;

¨ установление контроля за обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых по смете, по которым государство как собственник несет субсидиарную ответственность;

¨ обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Модель экономического роста, разработанная в 1928 г. американским экономистом П. Дугласом совместно с математиком Ч. Коббом, раскрывает функциональную зависимость между национальным производством (объемом продукции) и двумя независимыми, но взаимосвязанными переменными ¾ затратами капитала и труда.

Эта модель была составлена на основе изучения данных за 24 года (1899-1922) в обрабатывающей промышленности США. Предполагалось, что объем продукции является функцией только двух факторов ¾ капитала и труда (взаимосвязанных и взаимозаменяемых), что это однородная функция первой степени, т. е. увеличение каждого из факторов в п раз увеличивает функцию во столько же раз. В связи с этим можно утверждать, что: 1) эффективностьпроизводственных факторов не зависит от масштабов производства и 2) производительность труда и отдача капитала в этот период постоянны. Отсюда, они предложили следующее уравнение:

где Y ¾ объем продукции;

К¾капитал;

L ¾ труд;

a, b ¾ коэффициенты эластичности (параметры функции);

А¾ коэффициент пропорциональности, или масштабности.

Параметры, характеризующие влияние труда и капитала на объем продукции, были определены методом наименьших квадратов. В результате расчета было установлено, что за исследуемый период значение Аравно 1,01; а = 1/4; (3 = 3/4. Отсюда конкретный вид функции:

Данная функция показывает, что при изменении величины



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.024 с.)