Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная система: спрос и предложение

Поиск

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Для углубления понимания процесса приспособления рынка к изменениям спроса и предложения используется понятие эластичности.

Эластичность спроса по цене — показатель степени чуткости потребителей к изменению цены. Его формула имеет следующий вид:

Ed/p=ΔD(%)/ΔP(%)=D1-D0/D0=P1-P0/P0=(D1-D0)*P0/(P1-P0)*D0

где ЕD/p — коэффициент эластичности спроса по цене; D(%) процентное изменение объема спроса; Р(%) — процентное изменение цены товара.

Эластичный спрос: 0< Ed/p<1

Неэластичный спрос: Ed/p>1.

Совершенно эластичный спрос: Ed/p=0

 

Ценовой коэффициент эластичности спроса будет иметь отрицательный знак, который игнорируется экономистами, или принимается во внимание только абсолютное значение данного коэффициента.

Если изменение цены не влияет на объем спроса как в сторону его увеличения, так и уменьшения, спрос называют совершенно неэластичным (ЕD /p= 0).

Спрос считается совершенно эластичным, если его объем: равен нулю при более высоких, им данная, ценах и не имеет предела при этой же цене.

На эластичность спроса по цене оказывают влияние следующие факторы: заменяемость, удельный вес товара в потребительском бюджете, фактор времени, степень насыщения потребностей, доступность.

Эластичность предложения по цене характеризует степень чуткости производителей к изменению цены. Формула эластичности предложения по цене следующая:

ЕS/p=(S2-S1)*P1/S1*(P2-P1)

где ЕS/p коэффициент эластичности спроса по цене; S — процентное изменение объема предложения. P- процентное изменение цены товара.

Положительное значение, которое имеет данный коэффициент, объясняется однонаправленным изменением цены и объема предложения.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. Для объяснения соответствующей зависимости рассматриваются три периода: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный.

Функции спроса весьма различным способом реагируют на изменения цен. Хотелось бы ввести некоторую переменную, которая показывала бы некоторую чувствительность спроса к изменению цен.

Экономический смысл: коэффициент эластичности для заданной функции спроса показывает, на сколько процентов изменится спрос, если цена на 1%.

Зная понятие эластичности можно рассмотреть все функции спроса и классифицировать их по степени чувствительности на изменение цены. В качестве критерия взяли Е = 1. Получилось 3 группы:

· |E| > 1 – эластичная функция (например, Р+1% => Q – 10%);

· |E| < 1 – жесткая эластичность (например, Р+1% => Q – 1%);

· |E| = 1;

Эластичность можно рассчитать не только для традиционной функции спроса, а, например, для функции предложения:

 
 

 


Eij – перекрестная эластичность.

· Eij > 0 => если товар i – подорожал, то товар j стали покупать больше – товары заменители – субституты.

· Eij < 0 => если товар i подорожал, то товар j стали покупать меньше – взаимодополняющие товары – комплементарные товары.

· E(R) – эластичность спроса по доходу (насколько изменится спрос на товар в результате изменения дохода).

· E(R) > 0 – если доход возрос, то и спрос возрос – ценные товары.

E(R) < 0 – если доход возрос, то спрос упал – малоценные товары.


Теория производства фирмы

Хозяйствующий субъект это носитель хоз. деятельности направленной на производство и реализацию продуктов с целью достижения своих экономических интересов.

Предпринимательство- особый вид хоз. деятельности, новаторская деятельность направленная на поиск и реализацию наиболее оптимального решения экономических проблем. К субъектам предпринимательства относятся: индивидов, семьи, ассоциации, государства. Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, страховая, финансовая, посредническая. Организационно-правовые формы предпринимательства: 1) единоличное владение- это такое предприятие владельцем которого является определённое лицо или семья и которое получает весь доход и несут ответственность за принимаемое решение. Достоинства: простота организации, полная самостоятельность. Недостатки: ограниченность финансовых и материальных ресурсов связанную недостатком средств собственника так и с трудностью получения кредита. 2) партнёрство- объединение двух и более ИП с целью получения прибыли. Различают: 1) с неограниченной ответственностью, с ограниченностью, смешанная: среди членов партнёрства которые отвечают всем своим имуществом и тем которые отвечают вкладом. Достоинства: более мощные финансовые, материальные ресурсы. Недостатки: неограниченная ответственность партёров, несовместимость партнёров, если ошибается один партнёр то разоряется вся фирма.3) Акционерное общество- уставное общество с правом юр. лица и обладающего основным капиталом, разделённое на определённое количество долей, представленное акциями, бывают двух видов открытые и закрытое. Достоинства акционерства: 1) широкое привлечение управленческих кадров, 2) усиленный контроль над собственностью 3) Корпорация продолжает существовать если уходит из него часть участников. Недостатки: разрыв между функцией управления, мелкие и средние держатели акций не обладающие достаточной информацией для осуществления контроля, двойное налогообложение.

Гос. Предприятие: отсутствие права на свободную продажу.

Фирма: самостоятельная хоз. форма, обладающая правом юр. лица и владеющая набором произвольных факторов и оказания услуг. Предприятие целью которого является максимизация доходов наз. Коммерческим.

Применяемые в производстве факторы делятся на постоянные и переменные. К постоянным относятся количественные масштабы которые нельзя изменить на данном отрезке времени. Переменные факторы это факторы количественный состав которых может быть изменён на данном интервале времени. Затраты это всё что производитель закупает для использования с целью достичь результата. Различают:- краткосрочный период- временной интервал в течение которого невозможно изменить затраты, - долгосрочный период – достаточен для того, что предприятие имеет возможность изменить затраты всех факторов производства.

Совокупный продукт это количество экономического блага произведённое с использованием количества переменного факторов и неизменных затрат других факторов.

Предельный продукт: -Изменение совокупного продукта при использовании дополнительной единицы переменного фактора и определяется как прирост совокупного продукта полученного в результате превращения количества использованного переменного фактора.


Средние издержки

Средние издержки - это издержки на единицу продукций. Бывают: средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки.

Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на соответствующее количество произведенной продукций (Q)

AFC = TFC / Q

Так как постоянные издержки по определению не зависят от объема выпускаемой продукций то и средние постоянные издержки будут уменьшаться с увеличением объема производства

Средние переменные издержки (AVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на соответствующее количество произведенной продукций Q

AVC = TVC / Q

AVC сначала падают достигают своего минимума, а затем начинают расти. Средние общие издержки (ATC) расчитываются при помощи деления общих издержек TC на объем произведенной продукций Q или же соотношением AFC и AVVC для каждого из возможных способов производства.

ATC = TC / Q = AFC + AVC

Предельные издержки

Предельными издержками называются дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска продукций на 1 единицу (MC)

MC = приращение TC / приращение Q

Зависимость между предельным продуктом и предельными издержками объясняется: при данном уровне цены (издержек) на переменные ресурсы, растущая отдача (т.е. увеличение предельного продукта) будет выражаться в падении предельных издержек, а убывающая отдача (т.е. падение предельного продукта) - в росте предельных издержек.

Кривая предельных издержек представляет собой зеркальное отражение кривой предельного продукта. Когда предельная производительность достигает максимума, предельные издержки достигают минимума.


8. Совершенная конкуренция: основные характеристики и сфера распространения

Совершенная конкуренция — это такая рыночная структура, при которой на рынке выступает множество, как правило, не очень крупных фирм, они производят однородную продукцию. Вход на рынок и выход из него достаточно просты, информация о состоянии дел с продажей товаров доступна всем субъектам рынка.

Свободная или совершенная конкуренция – это такое состояние рынка продукта, когда никто из участников не может оказать решающего воздействия на процессы купли-продажи.

Свободная конкуренция есть тип рыночной структуры, который исключает возникновение экономической власти, позволяющей эксплуатировать рыночный спрос и наращивать доход за счёт возникновения цен.

Особенности совершенной (свободной) конкуренции: 1) свободный вход и выход из отрасли; 2) наличие значительного количества хоз. субъектов; 3) открытость и доступность экономической информации; 4) тенденция к снижению средней нормы прибыли; 5) эквивалентность обмена; 6) низкий уровень минимальной границы вложения капитала; 7) стандартизированная продукция.

Ограничители свободной конкуренции: 1) коммерческая тайна; 2) сокращение численности хозяйствующих субъектов; 3) барьеры для вступления на рынок; 4) крупные предприятия.

Базовые признаки совершенной конкуренции: 1) количество хоз. субъектов – большое; 2) размер хоз. субъектов – мелкий; 3) дифференциация продукта – отсутствует; 4) барьеры вступления в отрасль – отсутствует; 5) контроль над ценой – отсутствует; 6) поведение фирм – автономность; 7) рыночная власть – отсутствует.


Кривая СП

КЕЙНСИАНСКИЙ ОТРЕЗОК

Горизонтальный отрезок называют кейнсианским по имени извест­ного английского экономиста Кейнса. Кейнсианский отрезок кривой СП означает РОНП, который значи­тельно меньше потенциального объема национального производства и свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии: нг используется большое количество машин, обо­рудования и рабочей силы. Их можно привести в действие для увеличе­ния РОНП и занятости и при этом не оказать никакого давления на УЦ. Этот отрезок также показывает, что если РОНП сократится, то УЦ оста­нется на прежнем уровне, а сокращение РОНП приведет к увеличению безработицы.

КЛАССИЧЕСКИЙ ОТРЕЗОК

На классическом отрезке экономика достигает полной занятости, или естественного уровня безработицы. При достижении полной занято­сти и РОНП, равного потенциальному объему, экономика находится на, пределе своих производственных возможностей и любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению РОНП. Отдельные фирмы могут сделать попытку увеличить объем производства, предложив более высо­кую цену за ресурсы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, по­лучит одна фирма, а другие потеряют, поэтому цены на ресурсы возрас­тут, а РОНП не изменится.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТРЕЗОК

На промежуточном отрезке между Q и Qn увеличение РОНП сопровождается ростом общего УЦ. Это обусловливается тем, что по мере рос­та РОНП полная занятость в экономике возникает неравномерно и неод­новременно на всех рынках, во всех отраслях и секторах экономики. В одной из отраслей может испытываться недостаток квалифицированных кадров, в другой может сохраняться значительная безработица. По этим причинам издержки на единицу продукции будут величиваться. Поэто­му на промежуточном отрезке увеличение РОНП сопровождается увели­чением УЦ.


Кривая СП

КЕЙНСИАНСКИЙ ОТРЕЗОК

Горизонтальный отрезок называют кейнсианским по имени извест­ного английского экономиста Кейнса. Кейнсианский отрезок кривой СП означает РОНП, который значи­тельно меньше потенциального объема национального производства и свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии: нг используется большое количество машин, обо­рудования и рабочей силы. Их можно привести в действие для увеличе­ния РОНП и занятости и при этом не оказать никакого давления на УЦ. Этот отрезок также показывает, что если РОНП сократится, то УЦ оста­нется на прежнем уровне, а сокращение РОНП приведет к увеличению безработицы.

КЛАССИЧЕСКИЙ ОТРЕЗОК

На классическом отрезке экономика достигает полной занятости, или естественного уровня безработицы. При достижении полной занято­сти и РОНП, равного потенциальному объему, экономика находится на, пределе своих производственных возможностей и любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению РОНП. Отдельные фирмы могут сделать попытку увеличить объем производства, предложив более высо­кую цену за ресурсы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, по­лучит одна фирма, а другие потеряют, поэтому цены на ресурсы возрас­тут, а РОНП не изменится.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТРЕЗОК

На промежуточном отрезке между Q и Qn увеличение РОНП сопровождается ростом общего УЦ. Это обусловливается тем, что по мере рос­та РОНП полная занятость в экономике возникает неравномерно и неод­новременно на всех рынках, во всех отраслях и секторах экономики. В одной из отраслей может испытываться недостаток квалифицированных кадров, в другой может сохраняться значительная безработица. По этим причинам издержки на единицу продукции будут величиваться. Поэто­му на промежуточном отрезке увеличение РОНП сопровождается увели­чением УЦ.


Экономический рост

Эк-ий рост – это движение эк-ой жизни, тенденции в развитии элементов эк-ки (цен, пр-во, безработица, инфляция и т.д.).

Эк. развитие общ-ва – это эволюция его произв. сил и произв. отн-ий, обычно идущая на базе расширенного воспроиз-ва.

В связи с трудностями измерения процесса эк. развития в макроэк-ке чаще всего анализируют эк.рост, т.е. изменение объема производимых в стране тов/усл.

Экономический рост означает: 1) увеличение масштабов самого воспроизводства. 2) Развитие обменных отношений, расширение рынка. 3) Расширение цели самой производственной деятельности.

Ведущими показ-ми динамики эк.роста явл.: рост объема ВВП, ВНП или НД, темпы роста ВВП,ВНП или НД на д.н., темпы роста пром.произ-ва в целом, по осн.отраслям.

Внутр./внеш.факторы. Экстенсивные ф-ры: 1)Увел-ие объема инвнстиций при сохранении существующего уровня технологии; 2) Увел-ие числа занятых работников; 3) Рост объемов потребляемого сырья, материалов и топлива. Интенсивные ф-ры: 1)УскорениеНТП; 2)Увел-ие квалиф-ции работников; 3)Улучшение исп-ия осн.и оборотн.фондов; 4)Повышение эф-сти произ-ва за счет лучшей его орг-ции.

Экономический рост бывает двух типов:

1. Экстенсивный – за счет применения массы вещественно-энергитических и личных факторов производства, эк.рост достигается благодаря колич.увел-ии ф-ров произ-ва. 2. Интенсивный – за счет повышения производительности труда. При этом возможны два варианта: а) ресурсоемкий (потребление ресурсов растет пропорционально объему выпускаемой продукции. б) ресурсосберегающий (использование более эффективных технологий приводит к уменьшение затрат ресурсов на выпуск каждой единицы продукта).

Наиболее известны след. модели эк.роста: 1)Факторная модель Кобба-Дугласа; 2)Простая односекторная модель эк.динамики Р.Солоу; 3)Модель SR эк.равновесия Дж.Кейнса; 4)Модель динамического равновесия Харрода-Домара.

Экономический рост бывает двух типов:

1. Экстенсивный – за счет применения массы вещественно-энергитических и личных факторов производства. 2. Интенсивный – за счет повышения производительности труда. При этом возможны два варианта: а) ресурсоемкий (потребление ресурсов растет пропорционально объему выпускаемой продукции. б) ресурсосберегающий (использование более эффективных).


Денежно-кредитная политика.

Ден.-кредит. п-ка – совок-ть мероприятий, предпринимаемых правит-вом в денежно-кредитной сфере с целью регулир-ния эк-ки.

Выделяют осн. конечные цели (устойчивые темпы роста нац. пр-ва, стабильные цены, высокий уровень занятости населения) и промежуточные цели (V денежной массы и уровень % ставок). Осущ-ет денежно-кредитную политику центральный банк страны.

Разд-ют 2 осн. типа ден.-кредит. п-ки: 1. в усл-х инфляции проводится п-ка «дорогих денег» (ужесточение условий и ограничение V кредитных операций ком. банков, т.е. на сокращение предлож-я денег), 2. в п-од спада пр-ва для стимулир-ния деловой активности проводится п-ка «дешевых денег» (расшир-ие масштабов кредитования, ослабление к-ля над приростом ден. массы, увел-ие предлож-я денег). Центр. банк выбирает тот или иной тип ден.-кредит. п-ки, исходя из состояния эк-ки страны.

Кредитно-денежная политика проводится Центральным банком. В качестве инструментов монетарной политики применяются:

1.изменение учетной ставки по кредитам, предоставляемым ЦБ,

2. изменение резервных требований ЦБ к коммерческим банкам,

3. операции на рынке ценных бумаг.

Стимулирующая монетарная политика заключается в:

1.покупка ценных бумаг; 2.снижение нормы резервных требований;

3. понижение учетной ставки. Эта политика получила название «политика дешевых денег».

Сдерживающая монетарная политика – это «политика дорогих денег», использующая: 1.продажу ценных бумаг;

2. увеличение нормы резервных требований;

3. повышение учетной ставки.

Деньги это всё что может выполнять функции денег. Деньги – это ликвидный товар(ликвидность – это лёгкая регулируемость товара). Деньги – товар, выполняющий роль эквивалента к др. товарам.

Функции денег:

1) мера стоимости; 2) средство обращения (); 3) ср-во платежа (продажа товаров в кредит, при уплате налогов, квартирной и заработной платы); 4) ср-во накопления (товарное обращение прерывается на этапе Т-Д, т.е. оседает); 5) мировые деньги (раньше эту ф-цию выполняло золото).

В настоящее время выделяют 3 функции денег: 1) как мера стоимости, выраженная в цене, а цена - денежное выражение стоимости. Эта функция позволяет выразить затраты на любой произведённый товар. 2) Деньги как средство обогащения. Эта функция решает проблему эквивалента. 3) Средство сбережения или накопления.


Микро- макроэкономика

1. Понятие и характеристика рынка. Основные элементы рыночного механизма

2. Рыночная система: спрос и предложение

3. Рыночное равновесие. Равновесие на товарном рынке. Паутинообразная модель рыночного равновесия

4. Эластичность спроса и предложения

5. Поведение потребителя в рыночной экономике

6. Теория производства фирмы

7. Понятие издержек производства. Издержки в долгосрочном и краткосрочном периоде

8. Совершенная конкуренция. Варианты поведения конкурентных фирм. Правило предельного дохода и предельных издержек

9. Абсолютная монополия. Ценовая дискриминация

10. Монополистическая конкуренция: определение цены и объемов производства. Неценовая конкуренция

11. Олигополия. Ценовая война. Особенности кривой спроса олигополии

12. Спрос и предложение труда. Определение среднего уровня заработной платы

13. Макроэкономическое равновесие

14. Валовой внутренний продукт и методы его измерения

15. Совокупный спрос и совокупное предложение

16. Модели макроэкономического равновесия

17. Циклическое развитие экономики

18. Экономический рост

19. Нестабильность экономической системы: безработица

20. Нестабильность экономической системы: инфляция

21. Функции денег. Денежно-кредитная политика

22. Бюджетно-налоговая политика

 

Рыночная система: спрос и предложение

Спрос (D) -отражает желание покупателя приобрести экономическое благо на конкретных условиях.

Платежеспособный спрос – та масса благ, которую дом. хозяйство реально готово приобрести с учетом своих эконом. Возможностей и сложившихся потребительских предпочтений в единицу времени.

Функция спроса: Qd=f(Px,Py,I,T,W)

Qd=f(Px)

D-спрос, Qd-величина спроса,Px,Py- цены, I-доходы, T-вкусы, W-богатсво.

Цена спроса – это цена, которая соответствует определенный объем спроса на товар. Это максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу товара в данный момент времени.

 

Линия спроса – это геометрическое место расположение точек, каждой из которых соответсвует определенное значение двух переменных – цены спроса на экономическое благо и объема покупок товара по данной цене спроса.

Закон спроса – чем ниже в опреденный момент времени цена на экном. Благо, тем выше спрос на него.

Предложение – это готовность предприятий-изготовителей и продавцов поставить на рынок в определенный момент времени по данной цене конкретное количество эконом. Благ.

Объем предложения (Qs) – есть максимальное количество товаров и услуг, которое продавец готов предложить для продажи на рынке продукта в единицу времени.

Qs=f(Px,Py,K,C,Z)

Qs-объем предложения, Px,Py- цены, K-характер используемой технологии, C-налоги и датации, Z- природные и климатические условия.

 

Линия предложения объединяет все точки, которые отражают изменение объема предложения в зависимости от уровня цены.

Закон предложения – чем выше цена, тем выше объем предложения.

Факторы, влияющие на спрос: 1) цены на товары-субституты и товары-комплименты (прямая конкуренция между экном. Благами); 2) цены на товары, входящие в потребительскую корзину дом. хозяйства (косвенное конкуренция за «доллар покупателя»); 3) неценовые факторы (вкусы, отношение к моде, дизайн); Факторы влияющие на предложение: 1) налоговая политика; 2) политика кредитования; 3) гос. поддержка отдельных предприятий в виде субсидий, субвенций, таможенных льгот и прочих преференций.


3.РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Рыночное равновесие называется такая ситуация, когда планы покупателей приобрести по определённой цене конкретное количество экономических благ полностью совпадают с планами производителей (продавцов) поставить на рынок по той же цене эномического блага, так что при данной величине предложения формируется соответствующий объем спроса.

 

Рынок находится в равновесии при такой цене товара, когда количество товара, которое хочет приобрести покупатель, точно совпадает с количеством товара, которое предлагает продавец.

Графическая интерпретация этой ситуации представлена на рис. В одних осях координат изображены кривые спроса и предложения: линия представляет функцию спроса от цены, линия S - функцию предложения от цены. Точка Е является точкой равновесия.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у про­давцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его на­рушению. Напротив, при любой другой цене, отли

чной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. При этом у покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рын­ке. Поэтому любой отход от цены равновесия приводит в дейст­вие некоторые силы, которые стремятся вернуть рынок в прежнее состояние равновесия.

Отклонения от состояния равновесия можно представить двумя основными случаями.

В первом случае, когда объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит товара, или говорят, что наступает избыток спроса. Величина избытка спроса определяется как разница между тем количеством товара, которое покупатели хотят приобрести по определенной цене, и тем количеством товара, которое продавцы хотят продать. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену, так как не могут по­лучить необходимое количество товара по существующей цене. В результате продавцы поднимут цены, объем спроса будет умень­шаться вследствие роста цен, а объем предложения увеличивать­ся. Цена на товар достигнет равновесной величины.

Во втором случае, когда объем предложения превышает объем спроса, возникает ситуация, характеризуемая как перепро­изводство товара. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, по­этому можно сказать, что избыток предложения оказывает пони­жающее действие на цену товара.

Равновесие на рынке, формирующееся при определенных условиях, оказывается достаточно устойчивым: при любом от­клонении от положения равновесия в действие вступают силы, возвращающие рынок в исходное (равновесное) состояние.

На состояние рынка, как известно, оказывают влияние мо­тивы, движущие поведением потребителей, и условия, в которых работают производители (продавцы).

Поиск рыночного равновесия (паутинная модель):

- фиксированный цикл производства;

- нет информации о цене на рынке продукта;

- нет запаса товара

Паутинная модель:

Р-цена

Q-объем товара




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.138 (0.01 с.)