Методологические принципы построения системы национальных счетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические принципы построения системы национальных счетов



Современная СНС ООН содержит более 500 разных стандартных счетов. Они дополняются 26 вспомогательными таблицами. Счета строятся по типу бухгалтерских балансов. Методология составления счетов и таблиц, а также четкое определение состава формирующих их статистических показателей, изложены в специальном документе статистического отдела ООН.

В сокращенном виде приведены методические положения построения национальных счетов на основе Европейской системы интегрированных экономических счетов. Они построены с учетом особенностей переходного периода от экономики, планирующейся централизованно, до рыночной экономики и существующих информационных потоков, а также интеграции СНС и БНХ.

Рассмотрим методологические принципы, которые влияют на способ вычисления макроэкономических показателей.

1. Продуктивной является любая экономическая деятельность, которая приносит доход субъектам этой деятельности. Т.е. критерием продуктивности работы является получение дохода. Это касается экономической деятельности как в сфере материального, так и нематериального производства.

Согласно СНС валовой продукт и совокупный доход образуют не только отрасли материального производства, но и отрасли нематериального производства, такие как торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, органы государственного управления, армия, научные организации, образование и др.

2. В основе СНС лежит концепция о тождественности между расходами на производство совокупного продукта и доходом, полученным от его продажи.

Это значит, что стоимость продукта, с одной стороны – это сумма затрат факторов производства (работы, природных ресурсов, капитала), с другой стороны – это сумма доходов, полученных собственниками производственных факторов. Следовательно, одна и та же величина для производителей продукта является расходами, а для собственников производственных факторов – доходами. Поэтому расходы равны доходам. Следует заметить, что равенство между расходами и доходами достигается не всегда.

3. СНС исходит из того, что экономика находится в постоянном кругообороте, а кругооборот – это беспрерывный поток «расходы-доходы». А это означает, что расходы образуют доходы, а доходы являются источником новых расходов. Этому потоку нет ни начала ни конца.

Из этого вытекает вывод: чтобы увеличить доходы надо увеличить расходы, а чтобы расходы возросли, необходимо одержать больше дохода.

Особенностью методологии СНС является также то, что ключевым понятием в структуре показателей производства является прибавочная стоимость.

Полная стоимость (валовой выпуск) материальных благ и услуг, произведенных какой-нибудь отраслью, группой производителей или экономикой в целом, включает, кроме прибавочной стоимости промежуточное потребление.

Прибавочная стоимость характеризует вклад конкретной совокупности факторов производства в образование стоимости в масштабах экономики в целом. Следует подчеркнуть, что прибавочная стоимость как вклад каждого отдельного производителя рассматривается в СНС относительно производителя, а не продукта.

Технически макроэкономическое счетоводство базируется на позаимствованном с бухгалтерского учета принципе двойной записи, согласно которому СНС является взаимосвязанной совокупностью двусторонних счетов (балансовых таблиц), а каждый экономический показатель (экономическая операция) записывается в дебете одного счета и кредите другого, который соотносится с ним. То есть каждый счет сам по себе имеет вид балансовой таблицы, одна сторона которой характеризирует ресурсы, а другая – их использование.

Базовой единицей учета в СНС служит так называемая институциональная единица, под которой понимают экономическую единицу, которая характеризуется единством поведения и самостоятельностью принятия решений в сфере своей основной деятельности. Институциональная единица ведет полный набор бухгалтерской отчетности и является юридическим лицом. Понятие институциональной единицы используется в процессе анализа балансов имущества, формирования и разделения доходов и финансовых операций.

Национальная экономика в целом определяется как совокупность всех институциональных единиц – резидентов, которые функционируют на данной территории на протяжении длительного времени. Институциональные единицы являются резидентами данного государства, если центр их экономических интересов связанный с экономической территорией страны.

Все институциональные единицы объединяются в сектора: предпринимательства, которые производят товары и услуги, кроме финансовых услуг (нефинансовые предпринимательства); финансовые учреждения; государственные учреждения; общественные и частные организации, которые обслуживают домашние хозяйства; домашние хозяйства; внешнеэкономические связи.

Сектор «Предпринимательства» охватывает институциональные единицы. Основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации на рынке. В этот сектор включаются все предприятия независимо от формы собственности.

Сектор «Финансовые учреждения» состоит из институциональных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческом основании и операциями страхования независимо от формы собственности. Это – коммерческие банки, кредитные товарищества и ассоциации, основной функцией которых является: выпуск, приобретение, сохранение и распределение финансовых сбережений; выпуск ценных бумаг; сохранение денежных средств и предоставление кредитов предпринимательствам и домашним хозяйствам.

Сектор «Государственные учреждения» охватывает институциональные единицы, которые заняты предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для коллективного использования, а также перераспределением национального дохода и богатства. Это касается всех государственных учреждений и организаций, которые удерживаются за счет государственного бюджета. К этому сектору также принадлежат государственные центральные, региональные и местные банки, сбербанки, а также разные некоммерческие общественные организации, которые обслуживают население, если они финансируются и контролируются государственными учреждениями.

Сектор «Общественные и частные организации», которые обслуживают домашние хозяйства, охватывает институциональные единицы, которые предоставляют нерыночные услуги, удовлетворяя при этом как их индивидуальные, так и коллективные потребности.

Сектор «Домашние хозяйства» составляют единицы-резиденты, основной функцией которых является потребление, а также предпринимательская деятельность по производству продуктов и услуг, которая не может быть отделена от домашнего хозяйства.

Сектор «Внешнеэкономические связи» охватывает те заграничные экономические единицы, которые совершают операции с резидентами данной страны.

Одним из базовых понятий в системе показателей макроэкономического счетоводства является экономическая операция, которая отражает группирование элементарных потоков по их содержанию. Экономические операции в СНС подразделяют на три группы: операции с продуктами и услугами, распределительные и финансовые операции.

Операции с продуктами и услугами принадлежат производству, обмену и использованию продуктов и услуг в отраслях и секторах экономики, то есть они отображают их возникновение и использование на протяжении определенного периода.

Распределительные операции состоят из операций, которые показывают распределение и перераспределение дохода или прибавочной стоимости, образованной производителями, а также перераспределение сбережений.

Финансовые операции касаются изменений финансовых активов и пассивов в разных секторах и отраслях экономики.

Для характеристики деятельности каждой группы единиц и совокупной экономики в общем все экономические операции в СНС предоставляются в виде счетов. Для экономики в целом разрабатывают десять счетов. Их целью является отражение материально-вещественной и стоимостной структуры процесса воспроизведения на макроэкономическом уровне. При этом составляются такие счета: продуктов и услуг, производства, образования доходов, распределения доходов, использование доходов, капитальных расходов и финансовый счет (для внутренней экономики), а также текущих операций, капитальных расходов и финансовый счет для внешнеэкономических связей.

Для каждого сектора внутренней экономики предполагается построение шести счетов, а для отдельных отраслей – двух счетов: счет производства и счет образования доходов.

Кроме того, для каждого сектора и экономики в целом составляется баланс активов и пассивов на конец и начало года. Он характеризует величину и структуру имеющихся ресурсов, финансовых обязательств, а также стоимость чистого собственного капитала. Изменение стоимости собственного капитала в конце и начале года позволяет определить увеличение или снижение национального богатства.

Таким образом, использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.

Образование СНС в Украине имеет большое значение как для осуществления макроэкономического анализа на основе внедрения международных стандартов, так и для реализации на практике экономических методов процесса воспроизведения. Единая система сбора, подготовки, обработки и анализа экономической информации на основании введения универсального принципа бухгалтерского и финансового учета в масштабах всей экономики является важным предусловием макроэкономического регулирования.

Согласно концепции, утвержденной ООН в 1993г., в начале 1995г. Минстат Украины завершило разработку национальных счетов Украины. Они разработаны соответственно методологии СНС и состоят из шести консолидированных счетов. Это, прежде всего, счет товаров и услуг, счета производства, образования и использования дохода и счет капитала.

Существуют проблемы внедрения СНС. В связи с отсутствием методологии до сих пор не разрабатывается финансовый счет, что не позволяет дать полную характеристику движения финансовых активов, прежде всего капитальных трансфертов. Не все операции внешнеэкономической деятельности учитываются украинской статистикой, в связи с этим невозможно объективно оценить показатели экспорта и импорта товаров и услуг, текущие операции внешнеэкономической деятельности вообще и платежного баланса Украины в частности. Остается открытым вопрос определения чистого заимствования или кредитования даже теоретически. Поэтому усовершенствование методологии собственной СНС и ее внедрение в экономическую практику – это ответственное перспективное задание правительства.

Система показателей СНС является самым важным инструментом разработки национальной экономической стратегии, внешнеторговой и валютно-финансовой политики, позволяет сделать оценку межгосударственных уровней экономического и научно-технического развития, осуществляет поиск рациональных форм участия в международном распределении труда. Уровни достижения разных макроцелей оцениваются с помощью макроэкономических показателей.

Раздел 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.008 с.)