Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы по программе.

Поиск

Г.

Дорогие друзья!

 

Важно осознать, что сегодняшние школьники – завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: «Лидерами не рождаются – лидерами становятся»,- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если вы согласны с мыслью, что «лидерами становятся», то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться в школе. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу учащимся, поддерживая в каждом желание, достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения начального лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении своей жизни, жизни школы и района.

 

Калужский областной комитет

Российского Союза Молодежи

© Калужский областной комитет

Российского Союза Молодежи, 2000г.


Введение.

 

Лидерская программа ставит своей целью оказать влияние на формирование характеров, мировоззрения, самостоятельности молодых людей. Она способствует развитию личности, формированию навыков цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.

В программе принимают участие и активно работают ребята от тринадцати лет и старше. Этот период подросткового и юношеского возраста является наиболее сложным, критическим, но, в тоже время, и наиболее интересным в процессе становления и развития личности, именно в этот период, молодой человек входит в противоречивую, часто трудно понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретает навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого стать лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.

Как известно, ведущей деятельностью в данном возрасте является общение. Общение - это достаточно трудный процесс, достижение взаимопонимания между людьми - это большое искусство, которое на высоком, цивилизованном уровне, как правило, требует приложения значительных сил. Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для личного и делового общения. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, а, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. Желание, необходимость, но неумение утвердиться в молодежной среде толкают многих подростков к преступной деятельности, где они находят приложение своих сил и возможность самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и в глазах сверстников. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, где сможет реализовать свои желания и интересы.

Лидерская программа дает подростку знания и умения, необходимые для достижения контактности, разрешения конфликтов и проблемных ситуаций. В процессе работы проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умения упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Подросток получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, имеет практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.

Таким образом, лидерская программа решает три основных задачи:

1. Развивает индивидуальные лидерские навыки, необходимые для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития.

2. Дает практику общения молодых людей в демократической среде и помогает, в создании собственного малого социума. При этом расширяются личные контакты ребят, они находят новых друзей.

3. Создает предпосылки для возникновения среды деловых цивилизованных людей в российском обществе.

 

Организация работы по программе.

 

Для понимания существа программы важно представить себе как проходят занятия в малых группах. Руководителем малой группы является ведущий.

Чем же занимаются ребята в малых группах? Ребята получают от ведущих знания по основным элементам программы, практикуются использовать приобретенные навыки. Это и «мозговой штурм», и искусство выступать публично, и умение разрешать конфликты. Ребята проводят в группах диспуты, учатся отстаивать свою точку зрения и слушать оппонента. Кроме того, отрабатываются навыки организации процесса работы в группе, руководство малым коллективом; техника ведения разговора; умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решение в максимально сжатый срок.

Например, в игровой форме прорабатываются типичные трудные, «конфликтные» ситуации. Подростки сами разрабатывают сценарий, распределяют роли, проигрывают конфликтную ситуацию, а затем, при помощи более подготовленного ведущего, обсуждают ее, находят пути решения этой и подобных проблем. В данном случае, как правило, используются ролевые игры.

Также проводятся психологические игры с целью достижения контактности, понимания необходимости и неизбежности совместного принятия решения, сознания роли каждого в группе, обществе. Часто такие упражнения требуют нестандартного творческого подхода. Например: «Яйца могут летать!» Материал: 5 трубочек для коктейля, 2 бумажных стаканчика, скотч (2 м.), яйцо, бумажный пакет. Задание: Сделать летательный аппарат, такой, чтобы яйцо не разбилось, упав с третьего этажа. Форма проведения: 10 минут дается группе для обсуждения и принятия решения, затем - еще 10 минут для выполнения задания в полной тишине.

На первый взгляд это и подобные задания могут показаться несерьезными или даже спешными, однако на примере выполнения такого упражнения ведущий проводит глубокий анализ работы группы, поведения каждого ее члена, в том числе, выделившихся в процессе работы лидеров. Ребята разбирают свои удачи и ошибки, сравнивают свое поведение в группе и в жизни, на примере модели - работа группы, анализируют поведение людей в обществе, стереотипы, мешающие выйти за рамки общепринятых норм, проблемы воспитания и их преодоление и многое другое. Ребята учатся анализировать свои опыт и деятельность, извлекать уроки из своих успехов и неудач, использовать их в дальнейшем.

В работе малой группы используется также много игр для снятия психологического и физического напряжения, т.к. ребята, несомненно, устают быть интеллектуально и эмоционально включенными в работу. Эти игры сближают, позволяют расслабиться, отдохнуть, снять напряжение, с иронией посмотреть на себя, на друзей, да и просто весело посмеяться. В тоже время, многие из них требуют внимания, смекалки, быстроты реакции.

Например, «Узелки». Группа стоит в кругу. Каждый участник, скрестив вытянутые вперед руки, берет за руку двух других участников. Таким образом возникает путаница. Цель - распутаться, не разжимая рук и опять стать в круг.

Эта простая игра снимает психологические и физические барьеры через тактильные контакты, способствует сближению группы, ее работе как команда.

Или упражнение «Счетная машина». Участники сидят в кругу, руки на коленях. Каждому присваивается номер. Цель - передать свой номер другому участнику, и не сбиться. Игра проходит в быстром темпе, участники ритмично хлопают себя по коленям, и цель каждого - услышать сигнал, быстро его передать и не сбиться. Скажем, если участник с номером 3 вызывает участника с номером 6, он в ритм хлопков говорит «3,3 - б,б» (два раза свой номер - два раза чей-то еще). Вызванный таким образом номер 6 так же вызывает кого-то еще. Допустивший ошибку выбывает, и его номер называть больше нельзя, но он продолжает хлопать, чтобы затруднить игру. Игра, хотя и требует внимания, всегда проходит очень весело, непринужденно и азартно.

Формирование группы.

 

Чрезвычайно важным является вопрос о принципах формирования группы. Оптимальный состав тренинговой или малой группы - 7-10 человек. Предпочтение отдастся гетерогенной группе с участниками примерно одного возраста. В этом случае, каждый участник чувствует себя полноценным членом группы и вовлечен в действие. С увеличением численности, группа работает менее эффективно. Гетерогенность способствует большему межличностному пониманию, помогает создать репрезентативную модель общества в группе.

Малая группа работает наиболее эффективно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, в том случае, если она закрыта, т.е. в группе постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

Форма проведения занятия в тренинговой группе как способ специально организационного обучения весьма эффективна для личностного развития, особенно подростков.

При условии соблюдения определенных норм, человек в такой группе чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется доверием группы и не боится не доверять. Во время занятий каждый член группы окружен вниманием и теплом, сам искренне заботиться об окружающих, помогает им и рассчитывает на их помощь.

В группе постоянно действует обратная связь, что позволяет участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступая в контакт с ним. Чувствуя поддержку группы, участник таких занятий может активно экспериментировать, используя различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные несвойственные ему ранее, коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом комфорт, и защищенность.

Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы и выразить себя своими индивидуальными средствами.

Опыт, приобретенный в программе, создает определенный социальный «иммунитет», помогающий разрешать сложные проблемы, возникающие в межличностном и деловом общении практически у каждого человека.

Умения и навыки, которые формируются в искусственно созданной социальной среде, помогают эффективно осваивать сложности социального мира межличностных взаимоотношений.

Важно остановиться на вопросе выработке групповых норм. Работа строится таким образом, что члены группы на первом занятии сами выдвигают идеи по поводу группового поведения и стиля общения, заключают соглашение, которому следуют сами под руководством и при помощи ведущего. Атмосфера безопасности и комфорта, необходимы каждому участнику для личностного раскрытия и познания, достигаются именно за счет этих, всеми принятых, групповых норм. Обычно это поощрение эмоциональной выразительности, тепла и открытости.

 

 

Заключение.

 

Лидерская программа дает молодым людям полезные и необходимые навыки поведения, общения и совместной работы. Она объединяет молодых людей общим делом, дает уверенность в возможности воздействовать как на свою судьбу, так и на судьбу общества.

Консультирование, гармоничное и спокойное управление групповыми процессами и общественными ситуациями - дело, доступное каждому, но оно требует обучения, практики, и прежде всего, внутренней работы.

Участвуя в программе, молодые люди обретают желание работать для себя и общества, веру в свои силы, необходимые для воплощения своих идей, находят среду, в которой их поймут и поддержат, и практически включаются в работу по преобразованию нашего общества.

 

Введение.

 

1.Введение в программу

 

2.Объяснение правил работы группы

*Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия ведущий может предложить принять единую форму общения на ТЫ, психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.

*Общение по принципу "здесь и теперь". Говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.

*Отказ от безличных речевых форм. Заменяем высказывания типа: "Большинство моих друзей считают, что..." на высказывания типа "Я считаю что..."

*Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем, только правду, или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников

*Конфиденциальность всего происходящего в группе.

*Определение сильных сторон личности. Во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник обязательно должен подчеркнуть положительные качества выступающего.

*Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении в группе следует оценивать не участников, а только их действия.

 

3.Ожидания - соглашения

 

 

Знакомство.

 

1.Снежный ком. По кругу каждый называет свое имя после предыдущих: первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое и т.д.

 

2.Что возьмем с собой в поход. Игра для знакомства. Первый человек называет свое имя и предмет, который он возьмет с собой в поход, начинающийся на ту же букву, что и имя играющего. Второй – повторяет имя первого, называет, что первый возьмет в поход, и называет свое имя и свой предмет и т.д., пока все не назовут свои имена и предметы. А

дальше можно провести игру в обратном порядке (предметы не должны повторяться).

 

3.Пропой свое имя. Первый участник пропевает свое имя в свободной версии - как звали в детстве, полное или сокращенный вариант – на любой мотив. Все участники хором пропевают имя первого. Далее свое имя пропевает второй участник и т.д.

 

4 .Тути-фрути. Ребята садятся в круг и договариваются, кто из них будет яблоком, кто лимоном, кто апельсином. Ведущий, встав в круг, рассказывает о себе. Во время своей речи он неожиданно вставляет слова: яблоко (яблоки), лимон и т.д. Все участники, которых назвал ведущий (яблоки и т.д.) меняются местами. Ведущий должен успеть занять

освободившееся место. Следующий ведущий (участник оставшийся без места) начинает рассказ о себе и т.д. Если ведущий говорит: "Тути - фрути", то все участники меняются местами (нельзя занимать соседние стулья)

 

5.Карточка знакомств. Каждый участник на 1/4 листа бумаги пишет: по центру - свое имя, в левом верхнем углу - любимое блюдо, ниже, по центру - занятие в свободное время, внизу слева – любимый композитор, в верхнем правом углу - цель жизни, ниже по центру - хобби, в нижнем правом - любимое животное. Затем, все прикрепляют визитки на одежде, встают и, найдя собеседника по теме близкой для себя, заводят беседу. Беседа длится 1 минуту, затем находят других собеседников и другие темы. Задача - встретить как можно больше собеседников и поговорить на темы в течение 10 минут.

 

6.Мини - анкета. На стене висит плакат с неоконченными предложениями. Каждый участник по очереди продолжает предложения, когда все выскажутся - окончания предложений записываются на листах бумаги, которые потом убираются в конверты.

 

* Я...

* Я думаю, что окружающие ценят меня за...

* Лучшим днем моей жизни был...

* В моем представлении счастье - это...

* Я думаю, что отличаюсь от окружающих тем,...

* Если бы я был волшебником, я бы сделал...

 

7.Брачное объявление. Каждый участник составляет "брачное объявление", затем эти объявления зачитываются ведущим, а группа пытается узнать чье это объявление.

 

8.Найди свою пару. Участники тренинга стоят в кругу. Ведущий прикрепляет каждому к спине табличку так, чтобы сам участник ее не видел. По сигналу ведущего участники начинают перемещаться по комнате, пытаясь отыскать свою пару. Примеры табличек:Баба-Яга; Змей-Горыныч; Старик-Хоттабыч; Иванушка-Дурачок; Царевна-Несмеяна; Василиса-Прекрасная; Илья-Муромец; Али-Баба; Крокодил-Гена; Старуха-Шапокляк; Дикие-Лебеди; Оле-Лукойе; Гадкий-Утенок; Снежная-Королева; Золотой-Мальчик

 

9.Расскажи мне обо мне. Ведущий предлагает членам группы разбиться по парам. В течение 5 минут каждый рассказывает друг другу о себе. Затем все садятся в круг, и каждая пара по очереди выходит в центр: один участник садится на стул, второй встает за ним, кладет ему на плечи руки и говорит о сидящем как от себя, представляя себя его именем, затем они меняются. Пары можно оставить из предыдущего тренинга.

 

10.Карта жизни. Каждый участник берет лист бумаги и в нижнем конце листа пишет дату своего рождения, на верху листа помечается сегодняшнее число. Между этими двумя точками необходимо провести линию и отметить на этой "линии жизни" узловые моменты, которые особенно сохранились в памяти или повлияли на ход жизни. Когда работа будет проделана, ведущий предоставляет слово каждому участнику по очереди.

 

11.Конверты.

 
 

 

 


1-4 Нарисовать четыре вещи, наиболее для вас ценные и волнующие в порядке их значения для вас.

5 Ответить на вопрос "Кто я?"

6 Самое лучшее, что случилось в вашей жизни. Что произвело наиболее яркое впечатление

7 Три вещи, которые, по вашему мнению, у вас получаются лучше всего

8 Те качества, которые хотелось бы улучшить или изменить в себе.

9 Ваш девиз

10 Если бы вы знали, что должны умереть, что вы хотели бы услышать от окружающих?

11 Что вам хотелось бы научиться делать лучше всего (три)

12 Достижения, которые вам хотелось бы реализовать за свою жизнь (3)

13 Что вам хочется сейчас, возможно в данный момент (3)

14 Три важнейших цели в жизни, которые вы ставите перед собой

 

12.Выбор. По команде ведущего каждый член группы показывает рукой на другого игрока, который ему симпатичен и который, как ему кажется, тоже хотел его выбрать. Цель тренинга - осуществить как можно больше взаимных выборов.

 

13.Комплимент. Каждый своему соседу говорит комплимент (по кругу)

 

14.Исчезающий мяч. Группа перекидывает друг другу воображаемый мяч. Сначала называют имена, кому кидают, затем мяч перекидывается молча.

 

15."Я никогда не..." Группа сидит в кругу, участники группы по очереди говорят "Я никогда не..." и дальше продолжается любой фразой, например, "Я никогда не прыгал с парашютом", все, кто прыгал, загибают по одному пальцу. Выигрывает тот, у кого к концу игры будет минимальное число загнутых пальцев.

 

16.Десяточка. Проводится на протяжении всех занятий. Группа ищет в каждой ситуации 10 положительных позиций.

 

Работа в парах.

 

1.Сиамские близнецы. Группа делится на пары. Каждая пара берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая другого были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать какую-то поделку (самолет, пароход и др.) Пара делает все только свободными руками. Условия выполнения задания постепенно усложняются: сначала два участника находятся в равных условиях, затем один закрывает глаза, затем оба участника работают с закрытыми глазами. При выполнении тренинга разговаривать запрещено. Обсуждение тренинга сводится к вопросам: был ли лидер в группе? почему один из участников был лидером? и т.п.

 

2.Нетрадиционное приветствие. Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают экономить нам энергию для творчества и раздумий о смысле жизни. Но они и мешают, обедняя жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия? Что вы при этом испытываете? Наверное, не много эмоций, так как это привычно. Вы всегда так здороваетесь. А теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами их придумать и показать группе. (Например: лбами, тыльной стороной ладоней, стопами ног)

 

 

Работа в группах.

 

1.Башня. Группам выдается материал для строительства "башни": бумага и скрепки или 2 набора коктейльной соломки и клейкую ленту. Группе необходимо построить башню из данного материала. Башня должна быть устойчивой.

 

2.Летающие яйца. Группам выдается набор следующих материалов: бумажный конверт, целлофановый пакет, скотч, скрепки, нитки, лист бумаги, сырое яйцо. Вам необходимо сделать такую конструкцию, с помощью которой вы сбросите яйцо с высоты 2-3 этажа, и оно должно оставаться целым. По окончании работы представитель от группы поднимается на этаж и конструкция выбрасывается. Внизу проверяется результат выполнения задания. (Не важно, какой результат, что случилось с конструкцией, гораздо важнее, как поведет себя каждый член группы в процессе выполнения задания)

 

3.Струкрура группы, которая существует от 0,5 года и более.

A Лидер

***

* * *

* * *

* * *

В В В Авторитеты (для лидера и для группы)

 

GGG GGG GGG Исполнители

@@@@@@@@@@@@@@@ Болото (которым все равно)

W Шут (стремится стать лидером)

 

 

Обсуждение: Может ли в группе быть более одного лидера? Если лидер уходит, кто займет его место? Может ли коллектив быть без лидера? Может ли шут стать лидером?

 

4.Семейная фотография. Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии (используя структуру группы).

 

5.Ситуативное лидерство. В разных ситуациях лидерами могут быть совершенно разные члены группы (например, в тренинге "Сиамские близнецы).

 

6.Космическое путешествие. Группа делится на две команды. Вы - экипажи космических кораблей, отправляющиеся на далекую планету помочь тем, кто там потерпел бедствие. Вам необходимо распределить между собой обязанности: командира корабля, штурмана и др. После старта корабля, когда возвращение на Землю невозможно, вы обнаруживаете, что на корабль пробрался "заяц". (Выберите "зайца"). Командиры кораблей, встаньте, как называются ваши корабли? (Ведущий смотрит, кто отвечает на этот вопрос: сам командир или ему кто-то комментирует из экипажа. В дальнейшем это необходимо для ввода понятий формального и неформального лидерства). Представьте, пожалуйста, ваши экипажи. Итак, вы взлетели и летите уже достаточно долго, как вдруг на корабле произошла авария. Чтобы не погибнуть всем, необходимо одного из людей, находящихся на корабле выбросить в открытый космос. Пожалуйста, обсудите ситуацию и примите какое-нибудь решение. Упаковать человека в скафандр и тащить на тросе за кораблем - невозможно. Невозможны так же и другие технические приспособления. Либо выкинуть кого-то, либо погибнуть всем. На принятие решения у вас - 15 минут. (Задача не имеет правильного однозначного решения. Кто-то должен взять на себя ответственность за гибель другого. Когда накал страстей достигнет своего пика, обсуждение можно закруглить, сказав, что за этим кораблем летел другой, который подобрал выброшенного, или что в самый последний момент на корабле устранились неисправности).

 

7.Формальное и неформальное лидерство. (На примере "Космического путешествия").

 

 

8.Рисование картины. Группа должна нарисовать дом за определенное ограниченное время и так, чтобы каждый член группы принял участие в рисовании. (Обсуждение - кто взял на себя ответственность нарисовать основные части, кто рисовал просто штрихи. Можно сделать возврат к ситуативному лидерству. Перед началом упражнения группа делится на две части).

 

9.Портрет лидера. Для выполнения упражнения группа делится на две группы.

* образный. Вам необходимо нарисовать портрет лидера, используя бумагу и фломастеры. Попробуйте в рисунке отразить качества, которыми, по-вашему, должен обладать лидер. Вам дается 10 минут на обсуждение того, как вы будете рисовать и еще 10 минут, чтобы нарисовать портрет. Во время самой работы необходимо соблюдать полную тишину. Общаться можно только невербально.

* качества. Вы нарисовали портреты. Теперь по одному человеку от группы нам попытаются пояснить, что нарисовано. Вторая группа может задавать уточняющие вопросы. Рядом с портретом выписываем качества, которыми обладает нарисованный лидер. Теперь давайте из двух таблиц качеств сделаем одну. (Выписываются качества лидера без повторений). Перепишите эти качества себе на листок и галочками отметьте те качества, которыми, по-вашему, вы обладаете.

* обмен качествами. Посмотрите друг на друга. Многие из вас обладают качествами, которые мы написали. По моему сигналу вы все встаете со своих мест и начинаете двигаться по комнате с целью обмена качествами. Если вы видите, что какое-то качество ярко выражено у другого, вы просите немножко этого качества, при этом совсем необязательно, что этого качества не должно быть у вас самих. Те качества, которые просите вы, отмечаете в левой колонке вашего списка качеств, качества, которые просят у вас, вы отмечаете в правой колонке. Одно и то же качество вы можете попросить у нескольких человек. На эту работу вам дается 10 минут. (После этого листки подписываются и собираются ведущим)

 

10.Выбрасывание пальцев. Вся группа одновременно выбрасывает несколько пальцев на руке. Задача - за минимальное количество ходов добиться того, чтобы по сигналу ведущего все члены группы выбросили одинаковое число пальцев. Разговаривать и договариваться во время упражнения нельзя.

 

11.Воздушный шар. Упражнение выполняется двумя группами. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работавыполнена успешно. И вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном и до ближайшей земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле: канат-50м; аптечка с медикаментами - 5кг; компас гидравлический - 6кг; консервы мясные и рыбные - 20кг; секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) - 5кг; винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25кг; конфеты разные - 20кг; спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа); ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8кг; палатка 10-местная - 20кг; баллон с кислородом - 50кг; комплект географических карт - 25кг; канистра с питьевой водой - 20кг; транзисторный приемник - 3кг; лодка резиновая надувная - 25кг. Ваша задача - решить, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Но сначала вы примите это важное решение самостоятельно. Для этого в списке предметов, рядом с каждым наименованием, поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета. При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности с какой вы их будете выкидывать, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Выполняйте. У вас 15 минут. Теперь вы делитесь на две группы и приступаете к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

*Высказывать свое мнение может любой член экипажа;

*Количество высказываний одного человека не ограничивается;

*Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;

*Если хотя бы один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать иной выход;

*Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей;

Время, которое есть в распоряжении экипажа неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно голосует за то, чтобы выбросить какой-то предмет, он считается выброшенным и это может замедлить падение шара. Итак, я желаю вам успешной работы. И главное - остаться в живых. Если вы не сможете договориться - вы разобьетесь.

Помните об этом!

(Время на игру 20-25 мин. Его можно и сократить до 17-18 мин, если группа очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100% голосовании, ведущий должен поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации. Если ребята не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что они разбились, и просит подумать над причинами, которые привели к этой трагедии.)

 

Работа в группе.

 

1.Роль лидера в группах разного уровня развития.

 

Стадии развития коллектива: Стили работы организатора:

* песчаная россыпь * разящие стрелы

* мягкая глина * возвращающийся бумеранг

* мерцающий маяк * плывущий плот

* алый парус * снующий челнок

* горящий факел

 

^__________________

П |тренер- |поддерж-|

О |ство |ка |

Д | | |

Д |_______3|_______2|

Е |делеги- |руковод-|

Р |рование |ство |

Ж | 4| 1|

К |------------------->

А Р У К О В О Д С Т В О

 

1.Задание организатору расставить группу в порядке возрастания возраста (разговаривать запрещено)

2."Прогулка слепых" в парах

3."Восковая палочка"

4.Передача веревки по кругу. Группа стоит в кругу, держась за руки. На плече у одного участника - веревка, связанная кольцом. Задание группе - необходимо, чтобы веревка обошла весь круг. Задание выполняется до тех пор, пока группа не сообразит, что для выполнения этого задания необходимо просто обежать круг.

 

2.МВД (метод взаимодействия)

 

ПРОЦЕСС И СОДЕРЖАНИЕ

 

Прежде чем решить, кто будет вести собрание, важно вспомнить о разнице между процессом и содержанием. По сути дела, процесс - это "как", а содержание - это "что". Важно понимать разницу между ними, чтобы не запутывать собрание заявлениями, представляющими из себя комментарии по проведению, когда другие думают о предмете обсуждения и наоборот. В собраниях одинаково важны как результаты, так и способы их достижения. Лидеру приходится иметь дело со многими вопросами, плюс у него всегда есть свой интерес к результатам собрания - все вместе это может помешать следить ему и за ходом, и за содержанием разговора. Для этого и существует роль нейтрального ведущего, добивающегося продвижения к результатам оптимальным способом и незаинтересованного в них - что позволяет группе направлять все усилия только на разговор по теме собрания.

 

РОЛИ УЧАСТНИКОВ СОБРАНИЯ

 

Ведущий.

* Помогает группе достичь желаемых результатов;

* Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли ведущего и делать свои замечания по теме)

* Удерживает членов группы от подавления и критики идей друг друга;

* Создает атмосферу безопасности для открытой дискуссии;

* Добивается максимального (но в разумных пределах!) участия от всех членов группы;

* Не дает группе уклоняться от поставленной цели;

* Направляет собрание в нужное русло - предлагает ход его проведения и, при необходимости, - альтернативы;

* Дает возможность летописцу успевать записывать все важное;

* Находит человека, чтобы следить за временем;

* Начинает собрание с примерно следующего объяснения своей роли: "Я буду нейтральным ведущим, свои идеи буду предлагать, только если вы мне позволите. Моя задача - не дать вам уклониться от поставленной задачи и помочь достичь нужных результатов. Это ваше собрание - я хочу сделать так, чтобы оно принесло вам пользу".

 

Летописец.

* Записывает на плакатной бумаге все, что происходит на собрании;

* Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли летописца и делать свои замечания по теме);

* Отдает предпочтение ключевым словам и сочетаниям, а не целым предложениям;

* Разделяет самостоятельные идеи с помощью:

- письма чередующимися темными цветами (синим, зеленым, фиолетовым, черным, коричневым);

- выделения/подчеркивания яркими цветами (красным, оранжевым, желтым, розовым);

- использования "пулек" (*) вместо номеров;

* Начинает с примерно следующего объяснения своей роли: "Я здесь для того, чтобы вести летопись собрания. Я не буду предлагать своих идей без вашего разрешения. Если я пропущу что-то важное или запишу что-нибудь неверно - подскажите мне, пожалуйста. Это будет память вашей группы".

 

Член группы.

* Вносит идеи;

* Следит за правильностью записей летописца;

* Открыто делится, если чем-то недоволен;

* Помогает создать соглашения группы и придерживаться их;

* Способствует активному участию других членов группы;

* Придерживается поставленной задачи и не уходит в сторону;

* Берет на себя часть ответственности за принятие решений.

 

Лидер группы (председатель).

* Организует собрание;

* Находит ведущего;

* Вносит идеи;

* Ведет себя, как член группы, позволяя ведущему следить за ходом собрания.

 

 

Летопись (лист плакатной бумаги на стене).

* Показывает, что все идеи услышаны и записаны;

* Позволяет группе сосредоточиться на идеях, а не друг на друге;

* Помогает придерживаться поставленной цели;

* Позволяет избежать повторений;

* Помогает быстро сориентироваться опоздавшим;

* Способствует активному участию группы;

* Фокусирует внимание на одном предмете - помогает не отвлекаться.

ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮ

 

Продуманная подготовка места проведения собрания может значительно повысить эффективность работы группы. Помните также, что дискомфорт может стать сильным отвлекающим фактором и сбивать группу с цели. Подготовка рабочей комнаты окажется полезной, если предусмотрит:

* Наличие плоской стены или подставки для летописи;

* Расстановку стульев, позволяющую всем участникам сидеть лицом к ведущему, летописи и другим членам группы;

* Достаточно свободного места, чтобы участники не чувствовали себя стесненными. При этом расстановка полукругом без столов обладает следующими преимуществами:

* Отсутствие барьеров между людьми;

* Возможность работы с большими группами;

* Летопись всегда на виду.

Что понадобится:

* Плакатная бумага;

* Плоская стена;

* Скотч;

* Маркеры.

С чего начать...

Часто у членов группы нет четкого представления о том, чего они хотят от собрания. Но чем яснее цель, тем проще решить, как к ней продвигаться, поэтому в самом начале стоит поговорить об ожиданиях группы от сегодняшней встречи. Лучше всего сформулировать свои ожидания, как если бы они уже сбылись. Затем ради создания спокойной и рабочей обстановки членам группы надо подумать о том, что могло бы им помешать и как они хотят, чтобы к ним относились во время собрания. Например, если кому-то мешают посторонние разговоры, надо сказать об этом. Из этих замечаний строятся соглашения группы на время совместной работы.

 


 

*********************************************************************

* 1.НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА. *

*................... *

*... *

*.............. *

*.. 9... *

*............................................ Р. 2. *

*.5.РЕСУРСЫ.8.ЗАДАНИЯ 4.ЗАДАЧИ. А.. *

*... Д. В. *

*... И. И. *

*.. 3.ЦЕЛИ.. Д. *

*... Ч. Е. *

*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.68 (0.016 с.)