Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ч. 1: с древнейших времен до середины XVII В.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ Ч. 1: С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ XVII В. Программа дисциплины
Екатеринбург Утверждаю Проректор ____________ В. П. Прокопьев (подпись) __________________ (дата)
Программа дисциплины «История исторической науки. Ч. 1. С древнейших времен до середины XVII в.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700), бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Семестр IХ, Х Общая трудоемкость дисциплины 30 часов, в том числе: лекций 20 семинаров – лабораторных работ – Контрольные мероприятия: – рефераты – коллоквиумы – контрольные работы – другие –
Составитель: КОЗЛОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, к.и.н., доцент, кафедра истории древнего мира и средних веков, Уральский государственный университет.
Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры истории древнего мира и средних веков от 7 марта 2006 г. № 5.
© Уральский государственный университет, 2006 © Козлов А. С., 2006 I. ВВЕДЕНИЕ 1. Цель дисциплины: представить в целостном виде проблемы формирования профессиональной исторической науки (на примере стран Запада), рассмотреть 2. Задачи дисциплины: 1) содействовать усвоению студентами форм и содержания становления историографических процессов в древнем мире, в средние века и в начале нового времени; 2) содействовать формированию понимания студентами качественных преобразований в структуре и институтах исторического знания в названные эпохи; 3) усвоение студентами характера разработок в исторической профессии древности и средневековья понятийного аппарата, конкретных исследовательских подходов, проблемных полей, норм и предписаний исторического знания. 3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования Курс лекций входит в блок специальных дисциплин профессионально-образовательной программы подготовки студентов по специальности 020700 – «история». Тематика курса концептуально и проблемно связана с общепрофессиональными дисциплинами программы подготовки историков, в особенности, – с курсами «Историография», «Философия», «История мировой культуры» и «Методология истории». 4. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения курса студенты должны иметь представление о месте непрофессионального и профессионального исторического знания в системе социально-гуманитарного знания древних и средневековых обществ Европы, понимать содержание и специфику работы историков доиндустриальных обществ во взаимосвязи с определенным культурно-историческим контекстом. 5. Методическая новизна курса. В основу лекционного курса положен системный подход и познавательные процедуры из структурализма и постструктурализма, позволяющие проблематизировать и критически осмысливать мировую историографическую традицию и сущностные элементы историографической культуры. Отсюда – обязательность усвоения студентами азов подобных подходов в самостоятельной работе [в том числе – при написании контрольных работ (или рефератов) на тему «Х как историк»]. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Предмет, метод и проблема периодизации курса история исторической науки. Понятие «историческая наука». Его соотношение с понятием «историческое познание». Его соотношение с понятием «историография». Современные трактовки. Соотношение между понятиями «методология исторического исследования» и «историческая эпистемология». Основные составляющие исторической эпистемологии. Отрасли исторического познания. Основные версии исторической науки. Проблема периодизации истории исторического познания и исторической науки. История исторической науки как часть интеллектуальной истории. Ее взаимодействие с другими участками этого полидисциплинарного пространства. Понятия школ и направлений в истории исторической науки.
Раздел I. Предыстория и начало европейской исторической традиции Тема 1. Между мифом и историей: протоистория Мифологическая форма исторического знания. Роль мифологии в создании картины мира. Мифология в архаических обществах Древнего Востока и в древних цивилизациях Европы (Крит и Микены, Ахейская Греция). Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод (VII в. до н. э.) и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.
Тема 2. Греческая историография классической эпохи Греческая историческая мысль в классический период: процессы индивидуализации и рационализации. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот (490–428 гг. до н. э.). Предмет истории – «великие и удивления достойные деяния». Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид (464–400 гг. до н. э.) и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Рационалистический метод Фукидида: критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) и его концепция истины: противопоставление истории и поэзии (драмы). Историческое повествование и концепция мимезиса. Исократ (436–338 гг. до н. э.) и его ученики: «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».
Тема 3. Эллинистическая историография Профессионализация и дифференциация научных занятий. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Концепция «естественных циклов» и идея «судьбы». Синтез прагматической и парадигматической истории у Полибия: история как исследование особого типа и как школа жизни.
Тема 4. Римская историография Греческое наследие и специфика римской культуры. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н. э.): опыт написания «современной истории». Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.): ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит (ок. 55 – ок. 120): риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха (41–126) и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла (70–160). «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: обобщение опыта греко-римской традиции и первая попытка создания теории историописания (166 г.). Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк – «свидетель событий». Язык и стиль повествования. Распространение христианства и трансформация античной культуры. «Деградация» античной исторической традиции: «последний римский историк» Аммиан Марцеллин (330–400). Герой истории – Империя.
Раздел II. Средневековая историография
Раздел III. Историография раннего нового времени
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Основные подходы к изучению истории исторической науки. 2. Культура историописания античных авторов. 3. Характерные черты и особенности христианской средневековой историографии. 4. Историография в контексте культуры гуманизма и Возрождения. 5. Формы и способы историописания в раннее Новое время.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ (КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ)
1. Основные формы мифологического исторического знания. 2. Характер мифологического знания в родовой общине. 3. Характер мифологического знания в «героический период» (на примере древнегреческого материала). 4. Геродот как историк. 5. Фукидид как историк. 6. Исторические взгляды Аристотеля. 7. Полибий как историк. 8. Корнелий Тацит как историк. 9. Тит Ливий как историк. 10. Аммиан Марцеллин как историк. 11. Историческая система Августина. 12. Идея исторического развития в ранней патристике. 13. Григорий Турский как историк. 14. Иордан как историк. 15. Прокопий Кесарийский как историк. 16. Михаил Пселл как историк. 17. Эйнгард как историк. 18. Никколо Макиавелли как историк. 19. Фрэнсис Бэкон как историк.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ 1. Критерии научного исторического знания. 2. Отрасли исторической науки. 3. Свойства мифологической формы исторического познания. 4. Мифологическая форма исторического познания: классическая первобытность. 5. Мифологическая форма исторического познания: поздняя первобытность и раннеклассовое общество. 6. Историческая мысль классической Греции: Геродот. 7. Историческая мысль классической Греции: Фукидид. 8. Парадигматическая историческая мысль периода кризиса полиса. 9. Синтез прагматической и парадигматической истории: Полибий. 10. Историческая мысль времен Римской империи. 11. Историческая мысль доавгустиновской патристики. 12. Историческая мысль Августина: идея развития. 13. Историческая мысль раннего средневековья: истории народов. 14. Средневековые представления о вечности и времени. 15. Историческая мысль средневековья: понятия священной и профанной истории. 16. Дидактичность и символизм средневековой исторической мысли. 17. Историческая мысль классического средневековья: Оттон Фрейзингенский. 18. Историко-символическая экзегеза классического Средневековья: Руперт фон Дейтц, Герхох фон Рейхерсберг, Гуго из Сен-Виктора. 19. «Гуманистическое» направление средневековой теологии истории: Иоанн Солсберийский. 20. Реннесансное видение мира: идеи пространства, времени и развития. 21. Общество и индивидуум в ренессансном видении мира: Ленардо Бруни, Франческо Петрарка и Никколо Макиавелли. 22. Историзм гуманстической филологии: Лоренцо Валла. 23. Историзм филологического номинализма: Франческо Патриции и Луи Леруа. 24. Фрэнсис Бэкон как историк.
Зачет. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Основная 1. Биск И. История исторической мысли в новое время: учеб. пособие. – Иваново, 1983. 2. Яскевич Я. С., Сидорцов В. Н., Нечухрин А. Н. и др. Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Минск, 2002. 3. Репина Л., Зверева В., Парамонова М. История исторического знания. – М., 2004. 4. Хвостова К. В., Финн В. К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки: учебное пособие для вузов. – М., 1995. 2. Дополнительная 5. Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XII–XVII вв. – М., 1973. 6. Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. – Новосибирск, 1987. 7. Арон Р. Избранное: введение в философию истории. – М., 1987. 8. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984. 9. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. – М., 1987. 10. Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. – М., 1998. 11. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. – М., 1986. 12. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л., 1964. 13. Гене Б. История и историческая культура на средневековом Западе. – М., 2002. 14. Григорьева И. В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. – М., 1984. 15. Гуревич А. Я. Историк конца ХХ века в поисках метода // Одиссей. – 1996. – М., 1996. 16. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». – М., 1993. 17. Гуревич А. Я. К пониманию истории как науки о человеке // Историческая наука на рубеже веков. – М., 2001. – С. 166–174. 18. Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. – М., 1978. 19. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей. – 1991. – М., 1991. 20. Зверева Г. И. Культура исторической профессии на рубеже XXI века: вызов «новой интеллектуальной истории» // Труды по культурной антропологии: памяти Григория Александровича Ткаченко. – М., 2002. 21. Зверева Г. И. Обращаясь к себе: самопознание профессиональной историографии конца ХХ века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. – 1/99. – М., 1999. 22. Зверева Г. И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. – 1996. – М., 1996. 23. Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в современной зарубежной историографии. – М., 1980. 24. Кнабе Г. С. Общественно-историческое познание второй половины ХХ века, его тупики и возможности их преодоления // Одиссей. – 1993. – М., 1994. 25. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. – М., 1987. 26. Косминский Е. А. Историография средних веков. – М., 1963. 27. Кром М. М. Антропологический подход к изучению русского средневековья (заметки о новом направлении в американской историографии) // Отечественная история. – 1999. – № 6. – С. 90–106. 28. Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. – СПб., 1998. 29. Кузнецова Т. И., Миллер Т. А. Античная эпическая историография. Геродот. Тит Ливий. – М., 1984. 30. Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. – М., 1982. 31. Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. – М., 1990. 32. Лосев А. Ф. Античная философия истории. – М., 1977. 33. Немировский А. И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. – Воронеж, 1986. 34. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. 35. Поппер К. Историческое объяснение // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М., 2000. 36. Поппер К. Нищета историцизма / Пер. с англ. – М., 1993. 37. Про А. Двенадцать уроков по истории / Пер. с франц. – М., 2000. 38. Ракитов А. И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. – М., 1982. 39. Ревель Ж. История ментальностей: опыт обзора // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». – М., 1993. – С. 51–58. 40. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. – М., 1998. 41. Репина Л. П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. – 1990. – М., 1990. – С. 167–181. 42. Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. с франц. – М., 2004. 43. Розов Н. С. Философия и теория истории. – М., 2002. – Кн. 1: Пролегомены. 44. Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. (Историко-бытовые очерки XI–XIII вв.). – Л., 1947 (переизд.: – М., 1966). 45. Румянцева М. Ф. Теория истории: учебное пособие. – М., 2002. 46. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. – М., 1997. 47. Самиев А. Генезис и развитие исторического сознания. – Душанбе, 1988. 48. Самохина Г. С. Полибий: эпоха, судьба, труд. – СПб., 1995. 49. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг школы «Анналов». – М., 1993. 50. Тош Дж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. – М., 2000. 51. Тюленев В. М. Рождение латинской христианской историографии. – СПб., 2005. 52. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. – М., 1987. 53. Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты) / Отв. ред. И. В. Кривушин. – Иваново, 2000. 54. Хвостова К. Д., Финн В. К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. – М., 1997. 55. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. – М., 1996. 56. Элиаде М. Космос и история / Пер. с фр. и англ. – М., 1987. 57. Ястребицкая А. Л. Культурное измерение историографического // Культура и общество в средние века – раннее новое время. Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований. – М., 1998. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ Ч. 1: С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ XVII В. Программа дисциплины
Екатеринбург Утверждаю Проректор ____________ В. П. Прокопьев (подпись) __________________ (дата)
Программа дисциплины «История исторической науки. Ч. 1. С древнейших времен до середины XVII в.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700), бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Семестр IХ, Х Общая трудоемкость дисциплины 30 часов, в том числе: лекций 20 семинаров – лабораторных работ – Контрольные мероприятия: – рефераты – коллоквиумы – контрольные работы – другие –
Составитель: КОЗЛОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, к.и.н., доцент, кафедра истории древнего мира и средних веков, Уральский государственный университет.
Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры истории древнего мира и средних веков от 7 марта 2006 г. № 5.
© Уральский государственный университет, 2006 © Козлов А. С., 2006 I. ВВЕДЕНИЕ 1. Цель дисциплины: представить в целостном виде проблемы формирования профессиональной исторической науки (на примере стран Запада), рассмотреть 2. Задачи дисциплины: 1) содействовать усвоению студентами форм и содержания становления историографических процессов в древнем мире, в средние века и в начале нового времени; 2) содействовать формированию понимания студентами качественных преобразований в структуре и институтах исторического знания в названные эпохи; 3) усвоение студентами характера разработок в исторической профессии древности и средневековья понятийного аппарата, конкретных исследовательских подходов, проблемных полей, норм и предписаний исторического знания. 3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования Курс лекций входит в блок специальных дисциплин профессионально-образовательной программы подготовки студентов по специальности 020700 – «история». Тематика курса концептуально и проблемно связана с общепрофессиональными дисциплинами программы подготовки историков, в особенности, – с курсами «Историография», «Философия», «История мировой культуры» и «Методология истории». 4. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения курса студенты должны иметь представление о месте непрофессионального и профессионального исторического знания в системе социально-гуманитарного знания древних и средневековых обществ Европы, понимать содержание и специфику работы историков доиндустриальных обществ во взаимосвязи с определенным культурно-историческим контекстом. 5. Методическая новизна курса. В основу лекционного курса положен системный подход и познавательные процедуры из структурализма и постструктурализма, позволяющие проблематизировать и критически осмысливать мировую историографическую традицию и сущностные элементы историографической культуры. Отсюда – обязательность усвоения студентами азов подобных подходов в самостоятельной работе [в том числе – при написании контрольных работ (или рефератов) на тему «Х как историк»]. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Предмет, метод и проблема периодизации курса история исторической науки. Понятие «историческая наука». Его соотношение с понятием «историческое познание». Его соотношение с понятием «историография». Современные трактовки. Соотношение между понятиями «методология исторического исследования» и «историческая эпистемология». Основные составляющие исторической эпистемологии. Отрасли исторического познания. Основные версии исторической науки. Проблема периодизации истории исторического познания и исторической науки. История исторической науки как часть интеллектуальной истории. Ее взаимодействие с другими участками этого полидисциплинарного пространства. Понятия школ и направлений в истории исторической науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.01 с.) |