Раздел I. Предыстория и начало европейской исторической традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Предыстория и начало европейской исторической традиции



Тема 1. Между мифом и историей: протоистория

Мифологическая форма исторического знания. Роль мифологии в создании картины мира. Мифология в архаических обществах Древнего Востока и в древних цивилизациях Европы (Крит и Микены, Ахейская Греция). Теократический историзм Ветхого Завета.

Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории.

Гесиод (VII в. до н. э.) и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.

 

Тема 2. Греческая историография классической эпохи

Греческая историческая мысль в классический период: процессы индивидуализации и рационализации. История как жанр литературы.

Первые историки. «Отец истории» Геродот (490–428 гг. до н. э.). Предмет истории – «великие и удивления достойные деяния». Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота.

Фукидид (464–400 гг. до н. э.) и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Рационалистический метод Фукидида: критерии достоверности и отбор свидетельств.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) и его концепция истины: противопоставление истории и поэзии (драмы). Историческое повествование и концепция мимезиса.

Исократ (436–338 гг. до н. э.) и его ученики: «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

 

Тема 3. Эллинистическая историография

Профессионализация и дифференциация научных занятий. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй.

Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Концепция «естественных циклов» и идея «судьбы». Синтез прагматической и парадигматической истории у Полибия: история как исследование особого типа и как школа жизни.

 

 

Тема 4. Римская историография

Греческое наследие и специфика римской культуры. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима.

Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н. э.): опыт написания «современной истории». Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.): ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики.

История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит (ок. 55 – ок. 120): риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм.

История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха (41–126) и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла (70–160).

«Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: обобщение опыта греко-римской традиции и первая попытка создания теории историописания (166 г.). Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк – «свидетель событий». Язык и стиль повествования.

Распространение христианства и трансформация античной культуры. «Деградация» античной исторической традиции: «последний римский историк» Аммиан Марцеллин (330–400). Герой истории – Империя.

 

Раздел II. Средневековая историография

 

Тема 1. Историописание переходной эпохи

Исторические судьбы античной культуры в V–VII вв. «Последние римляне» – наследники античной интеллектуальной традиции: Боэций, Кассиодор.

Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского (260/65–338/39). Основы христианской хронологии истории.

Христианская идея истории у Августина (354–430): первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «священной истории». История как воля Бога.

«История против язычников» Павла Орозия (ок. 380 – ок. 420).

Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья: «О происхождении и деяниях гетов» Иордана (первая половина VI в.), «История франков» Григория Турского (ок. 540 – ок. 594), «История королей готов» Исидора Севильского (ок. 560–636), «Церковная история англов» Беды Достопочтенного» (672/673–735), «История лангобардов» Павла Диакона (720 – ок. 799). Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого».

Ранняя византийская историография: трансформация греческой античной историографии. Особенности византийской культуры. Система образования в VI–VII вв. Историческая проза. Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565). Иоанн Малала (ок. 491–578). Лев Диакон и его «История» (конец IX в.).

 

Тема 2. Характерные черты и жанры средневековой историографии

Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Оттон Фрейзингенский (1111–1158), Иоанн Солсберийский (1115/20–1180), Иоахим Флорский (ок. 1132–1202) и их место в истории средневекового историзма. Представления о времени и периодизация истории. История «священная» и история «светская». Идея развития в средневековой теологии истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии.

Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Монастыри как центры письменной культуры. Средневековые архивы. Подделки и фальсификации. Западноевропейские средневековые анналы и хроники. Всемирные хроники. Приемы элементарной критики свидетельств (Эккегард, Гвиберт Ножанский. Появление учебников по всемирной истории (Викентий из Бовэ, Мартин из Троппау) и исторических хрестоматий («Цветы» и «Зерцала»)

Официальная хронистика: королевские и городские хроники. «Большие хроники Франции». Хронисты позднего средневековья (Фруассар, Дж. Виллани и др.). Исторические мемуары: Жан де Жуанвиль (ок. 1224–1317/1319), Филипп де Коммин (1447–1511).

 

Тема 3. Региональные модели средневековой историографии

Роль устной традиции. Проблема передачи и фиксации.

Скандинавские саги и эпос.

Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. Михаил Пселл (1018 – ок. 1096) и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина (1083–ок. 1148) и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата (сер. XII в. – 1213). Византийская культура XIV–XV вв: феномен «византийского гуманизма», исихазм. Поздневизантийская историография: Михаил Дука (ок. 1400–1470).

Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала. Проблема происхождения государства и великокняжеской власти. Особенности местного летописания. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».

 

Раздел III. Историография раннего нового времени

 

Тема 1. Историография эпохи Возрождения и Реформации

Ренессансный тип культуры. Переосмысление античного опыта в ученой культуре Гуманизма и Возрождения. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого.

Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Биондо (1392–1463). Лоренцо Валла (1407–1457): «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников.

Исторический опыт и политическая идеология. Историки Флоренции. Риторическая школа и драматизм истории: Леонардо Бруни (ок. 1374–1444) и Поджо Браччолини (1380–1459). Политическая школа: предмет истории – борьба политических партий за власть. Никколо Макиавелли (1469–1527). «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини (1483–1540).

Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. «Всемирная история» Филиппа Меланхтона (1497–1560). Труды Себастьяна Франка (1499–1542): идея прогресса на основе разума и свободы. «Всеобщая история» Агриппы д’Обинье (1552–1630).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.02 с.)