Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Предыстория и начало европейской исторической традиции
Тема 1. Между мифом и историей: протоистория Мифологическая форма исторического знания. Роль мифологии в создании картины мира. Мифология в архаических обществах Древнего Востока и в древних цивилизациях Европы (Крит и Микены, Ахейская Греция). Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод (VII в. до н. э.) и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.
Тема 2. Греческая историография классической эпохи Греческая историческая мысль в классический период: процессы индивидуализации и рационализации. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот (490–428 гг. до н. э.). Предмет истории – «великие и удивления достойные деяния». Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид (464–400 гг. до н. э.) и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Рационалистический метод Фукидида: критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) и его концепция истины: противопоставление истории и поэзии (драмы). Историческое повествование и концепция мимезиса. Исократ (436–338 гг. до н. э.) и его ученики: «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».
Тема 3. Эллинистическая историография Профессионализация и дифференциация научных занятий. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Концепция «естественных циклов» и идея «судьбы». Синтез прагматической и парадигматической истории у Полибия: история как исследование особого типа и как школа жизни.
Тема 4. Римская историография Греческое наследие и специфика римской культуры. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н. э.): опыт написания «современной истории». Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.): ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики.
История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит (ок. 55 – ок. 120): риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха (41–126) и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла (70–160). «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: обобщение опыта греко-римской традиции и первая попытка создания теории историописания (166 г.). Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк – «свидетель событий». Язык и стиль повествования. Распространение христианства и трансформация античной культуры. «Деградация» античной исторической традиции: «последний римский историк» Аммиан Марцеллин (330–400). Герой истории – Империя.
Раздел II. Средневековая историография
Тема 1. Историописание переходной эпохи Исторические судьбы античной культуры в V–VII вв. «Последние римляне» – наследники античной интеллектуальной традиции: Боэций, Кассиодор. Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского (260/65–338/39). Основы христианской хронологии истории. Христианская идея истории у Августина (354–430): первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «священной истории». История как воля Бога. «История против язычников» Павла Орозия (ок. 380 – ок. 420). Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья: «О происхождении и деяниях гетов» Иордана (первая половина VI в.), «История франков» Григория Турского (ок. 540 – ок. 594), «История королей готов» Исидора Севильского (ок. 560–636), «Церковная история англов» Беды Достопочтенного» (672/673–735), «История лангобардов» Павла Диакона (720 – ок. 799). Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого».
Ранняя византийская историография: трансформация греческой античной историографии. Особенности византийской культуры. Система образования в VI–VII вв. Историческая проза. Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565). Иоанн Малала (ок. 491–578). Лев Диакон и его «История» (конец IX в.).
Тема 2. Характерные черты и жанры средневековой историографии Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Оттон Фрейзингенский (1111–1158), Иоанн Солсберийский (1115/20–1180), Иоахим Флорский (ок. 1132–1202) и их место в истории средневекового историзма. Представления о времени и периодизация истории. История «священная» и история «светская». Идея развития в средневековой теологии истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Монастыри как центры письменной культуры. Средневековые архивы. Подделки и фальсификации. Западноевропейские средневековые анналы и хроники. Всемирные хроники. Приемы элементарной критики свидетельств (Эккегард, Гвиберт Ножанский. Появление учебников по всемирной истории (Викентий из Бовэ, Мартин из Троппау) и исторических хрестоматий («Цветы» и «Зерцала») Официальная хронистика: королевские и городские хроники. «Большие хроники Франции». Хронисты позднего средневековья (Фруассар, Дж. Виллани и др.). Исторические мемуары: Жан де Жуанвиль (ок. 1224–1317/1319), Филипп де Коммин (1447–1511).
Тема 3. Региональные модели средневековой историографии Роль устной традиции. Проблема передачи и фиксации. Скандинавские саги и эпос. Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. Михаил Пселл (1018 – ок. 1096) и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина (1083–ок. 1148) и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата (сер. XII в. – 1213). Византийская культура XIV–XV вв: феномен «византийского гуманизма», исихазм. Поздневизантийская историография: Михаил Дука (ок. 1400–1470). Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала. Проблема происхождения государства и великокняжеской власти. Особенности местного летописания. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».
Раздел III. Историография раннего нового времени
Тема 1. Историография эпохи Возрождения и Реформации Ренессансный тип культуры. Переосмысление античного опыта в ученой культуре Гуманизма и Возрождения. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Биондо (1392–1463). Лоренцо Валла (1407–1457): «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Исторический опыт и политическая идеология. Историки Флоренции. Риторическая школа и драматизм истории: Леонардо Бруни (ок. 1374–1444) и Поджо Браччолини (1380–1459). Политическая школа: предмет истории – борьба политических партий за власть. Никколо Макиавелли (1469–1527). «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини (1483–1540). Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. «Всемирная история» Филиппа Меланхтона (1497–1560). Труды Себастьяна Франка (1499–1542): идея прогресса на основе разума и свободы. «Всеобщая история» Агриппы д’Обинье (1552–1630).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.02 с.) |