Характеристика программ спт, направленных на совершенствование умений расшифровывать невербальные компоненты общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика программ спт, направленных на совершенствование умений расшифровывать невербальные компоненты общения



Визуальный контакт

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с Вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.

Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, от отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: "Я все сказал, теперь Ваша очередь".

Интонация и тембр голоса

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

Тон голоса - особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: "Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?" Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.

Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.

Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

Позы и жесты

Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.

Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, "держаться подальше" от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или "держаться поближе" к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками, он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

- интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

- межличностное расстояние (0,5-1,2м) -для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

- социальное расстояние (1,2-3,7 м) - для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

- публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Графология

Графология — область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, могут обнаружить себя и в трудовой деятельности.

Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся взаимосвязь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. По мнению многих психологов, в почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка. К тому же, за долгую историю человечества, некоторые геометрические понятия превратились для нас в символ, к которому мы можем по-разному относиться, принимая или отвергая его. Например, «острые углы», как правило, ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью, что, зачастую, находит свое отражение в написании букв: но если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов, потому что знаем об этой ассоциации.

Конгруэнтность - термин, который используется для обозначения точного соответствия нашего опыта осознанию и общению. Классическим примером неконгруэнтности является рассогласование слов, чувств и действий. «Я рад Вас видеть», --- говорит человек с мрачным лицом. «Доктор, я так плохо себя чувствую», --- с улыбкой сообщает женщина. И в первом, и во втором случае имеет место несоответствие между опытом и осознанием, между опытом и общением.

Иногда опыт соответствует осознанию. Несоответствие имеет место между осознанием и сообщением. Это уже сознательная неконгруэнтность, которая расценивается как лживость, склонность к манипулятивному общению.

 

Стоимость тренинга

Сумма Количество в процентах
От 200 до 1000 грн 35%
От 1001 до 2000 грн 25%
От 2001 до 5000 грн 40%
От 5001 до 15000 грн 0%
От 15001 до 20000 грн 0%

Для многих посещение тренинга, зависит от его стоимости. Как видно из таблицы стоимости тренинга 35% организаций предлагают минимальную стоимость до 1000 грн. Практически третья часть предложений рассчитана на студенческую аудиторию. 25% тренинговых программ оценивают свое предложение до 2000 грн., рассчитывая на средние слои населения. На проанализированных сайтах не существует тренинговых программ, рассчитанные на более платежеспособных потребителей и оценивающих свои услуги от 5000 грн до 20000 грн. Исследованные сайты не рассчитывают на спрос больших компаний и корпораций, заинтересованных в развитии своего бизнеса.

Таблица №3

Продолжительность тренинга

Время Количество в процентах
От 1 часа до 5 часов 10%
От 6 часов до 8 часов (1 день) 20%
От 1 дня до 2 дней 70%
3 дня 0%

Большинство предлагаемых тренингов – 70% рассчитаны на продолжительность от 1 до 2 дней, за это время тренерам удастся наиболее полно справиться с поставленной задачей. Ни одна из организаций не проводит тренинги 3 дня, что более дорого оценивается, такие тренинговые программы обычно проводятся с выездом на специальную базу. Минимальное время – до 5 часов. Провождения тренинга предлагают 10% сайтов, что достаточно мало для выполнения полноценной тренинговой программы.

Таблица №4

Размер групп

Участники Количество в процентах
От 8 до 10 человек 0%
От 11 до 15 человек 100%
От 16 до 22 человек 0%
От 23 до 30 человек 0%

 

Оптимальное количество участников для проведения эффективного тренинга – до 15 человек. 100% организаций предлагают именно такое количество участников для тренинга. Это служит важным критерием для выбора таких тренинговых программ потребителем.

 

 

Таблица №5

Место проведения тренинга

Место Количество в процентах
Съемное помещение 60%
На природе 10%
Спец. База 0%
По выбору 30%

Место проведения тренинга играет важную роль для большинства потребителей. Проведение тренинга на природе предлагают 10% сайтов. Клиенты рассчитывающие совместить занятия с отдыхом выбирают именно это предложение, чем и объясняется такое большое количество предложений. Специальная база, предполагает выезд на 2-3 дня с отрывом от постоянного места работы, что не пользуется особым спросом, поэтому таких предложений нет. Треть организаций оставляют выбор места проведения участникам тренинга, что позволяет быстро комплектовать группы. Проведение тренингов в съемном помещении предлагается 60% интернет-сайтов, что предполагает несколько часовые занятия, которые устраивают студентов и занятых людей.

Анализируемые интернет ресурсы предоставляют различные модули, тренингов по теме «Визуальная психодиагностика»:

I.«Тренинг Визуальная психодиагностика»

Программа тренинга:

-Изучение основных составляющих (радикалов, типов) психического склада человека.
-Условия формирования радикала и его социальное значение.

-Набор психологических особенностей (черт характера), определяемых радикалом.

-Визуально наблюдаемые признаки наличия данного радикала в характере человека.

-Линии поведения и профессиональные задачи, к решению которых предрасполагает радикал.

-Правила построения эффективных взаимоотношений на основе знания свойств радикала.

-Обучение приёмам поведения, дающим возможность управлять отношениями (процессом коммуникации) с наибольшей эффективностью.

-Изучение технологии построения психологического профиля (описание характера человека через последовательность входящих в него радикалов).

-Обучение участников построению психологического профиля и простройке линий поведения с конкретным человеком на реальных примерах.

-В тренинге используются более 500 фотографий, характеризующие типы личности.

 

II.Тренинг «Определение лжи».

Программа тренинга:

1. Разбираемся что такое ложь и почему люди обманывают друг друга?

2. Обнаружение обмана по жестам и телодвижениям.

3. Мимические признаки обмана.

4. Лингвистические признаки лжи

 

III. Тренинг «Определение тонких и фальшивых эмоций».

Программа тренинга:

1. Понятие о тонких эмоциях.

Содержание тренинговых модулей программы СПТ «Визуальная психодиагностика, детекция лжи»

Вставка.

Необходимо было изобразить эмоции этих человечков (дорисовать выражения их лиц), а затем выбрать одно из них в качестве доверительного лица, например, личного психолога (психотерапевта). Из опрошенных 66,7% предпочли третий вариант. Третье лицо характеризовалось тестируемыми как более приятное, уравновешенное, внушающее доверие, сдержанное. Большинство участников семинара оценили высказывание «Я рад» как наиболее конструктивное для диалога.

В первом случае внутреннее переживание претерпело двойную сигнификацию, т.е. фраза «Я испытываю радость» --- результат отражения отражения. Человек, так говорящий, отстает в передаче своего внутреннего переживания. У него вербальный и невербальный уровни сообщенияне будут находитьсяв строгом соответствии.

Во втором сообщении о состоянии радости слабо представлен вербальный уровень, нарушено равновесие между вербальным и невербальным уровнем общения.

Наиболее оптимально представлены два уровня общения в третьем сообщении радости: «Я рад». Человек в этом случае сочетает гибкость и эмоциональную стабильность.

 

Визуальный контакт

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.

Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с Вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление.

Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, от отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: "Я все сказал, теперь Ваша очередь".

Интонация и тембр голоса

Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.

Тон голоса - особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: "Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?" Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются обычно гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее.

Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.

Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов.

Позы и жесты

Установку и чувства человека можно определить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.

Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а откинувшись назад или склонившись набок.)

Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувствуют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят боком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу.

Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Во время разговора головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться.

Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика.

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности.

Межличностное пространство

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство - как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, "держаться подальше" от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или "держаться поближе" к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками, он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:

- интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте - в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

- межличностное расстояние (0,5-1,2м) -для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

- социальное расстояние (1,2-3,7 м) - для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

- публичное расстояние (3,7 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Графология

Графология — область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, могут обнаружить себя и в трудовой деятельности.

Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся взаимосвязь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. По мнению многих психологов, в почерке больше, в чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка. К тому же, за долгую историю человечества, некоторые геометрические понятия превратились для нас в символ, к которому мы можем по-разному относиться, принимая или отвергая его. Например, «острые углы», как правило, ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью, что, зачастую, находит свое отражение в написании букв: но если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов, потому что знаем об этой ассоциации.

Конгруэнтность - термин, который используется для обозначения точного соответствия нашего опыта осознанию и общению. Классическим примером неконгруэнтности является рассогласование слов, чувств и действий. «Я рад Вас видеть», --- говорит человек с мрачным лицом. «Доктор, я так плохо себя чувствую», --- с улыбкой сообщает женщина. И в первом, и во втором случае имеет место несоответствие между опытом и осознанием, между опытом и общением.

Иногда опыт соответствует осознанию. Несоответствие имеет место между осознанием и сообщением. Это уже сознательная неконгруэнтность, которая расценивается как лживость, склонность к манипулятивному общению.

 

Характеристика программ СПТ, направленных на совершенствование умений расшифровывать невербальные компоненты общения

Визуальная диагностика позволяет расшифровывать невербальные компоненты общения и даёт возможность получать самую объективную информацию о бизнес-партнёрах, клиентах, сотрудниках. В ходе тренинга предоставляется информация о применении в коммуникациях объективных методов визуальной психодиагностики, формируются навыки распознавания настораживающего поведения и неискренности в процессе общения, которые позволят выявлять скрытые мотивы поведения собеседника.

Организационную основу СПТ составляют: мини–лекции, упражнения и психологические техники, обучающие игры.

Программа СПТ включает в себя следующие содержательные модули:

Мотивы поведения, их иерархия и классификация

  • Мотивы, которые мы декларируем и которые хотели бы скрыть.
  • Социально и ситуационно желательное поведение.
  • Типы личности и типы поведения человека.

Невербальные сигналы как индикатор эмоциональных состояний и намерений личности

  • Техники анализа жестов.
  • Виды жестов, определяющих эмоциональное состояние.
  • Жесты, сопровождающие когнитивные процессы.
  • Мимика, патномимика, паралингвистические сигналы.
  • Характеристика кода языка тела.
  • Способы развития наблюдательности.

Маркеры правды и признаки лжи. Техники распознавания неискреннего и настораживающего поведения в процессе общения

  • Классификация видов лжи и различные способы обмана.
  • Технологии обмана: внушение чувства доверия, подбрасывание ложных доказательств, использование психологических состояний и индивидуальных психологических особенностей партнёра в целях обмана.
  • Манипуляции с информационным потоком (умолчание, селекция, передёргивание, искажение, маскировка).
  • Обнаружение обмана по поведенческим признакам: мимика, жесты, пластика тела, взгляды.
  • Речевые индикаторы эмоциональной значимости.
  • Техники обнаружения лжи.

Практика:

  • Упражнения для развития наблюдательности.
  • Формирования умений распознавания невербальных сигналов: мимики, пантомимики, жестов, паралингвистических сигналов.
  • Диагностика эмпатических способностей и развитие умений распознавания эмоциональных состояний по выражению лица.
  • Упражнения для развития интуиции.
  • Развития умений распознавания паралингвистических невербальных сигналов неуверенного и агрессивного поведения.

Тренинги по определению лжи (работа в парах и группах).

Распознавание ложной информации в процессе разговора. Обнаружение признаков неискренности и неуверенного поведения партнёра в процессе общения.

Итоговая ролевая игра для закрепления всех полученных навыков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.061 с.)