Для ЧШ не было характерно доминирование одной теорет. Направлености: они соединили различные подходы, методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для ЧШ не было характерно доминирование одной теорет. Направлености: они соединили различные подходы, методы.



Гл. проблема исследований ЧШ- проблема движения соц. общностей от конфликта к согласию. Они использовали элементы эволюционизма, органицизма, натурализма, микро и макро подходы.

Методы, которые использовала ЧШ: количественные методы, статистик, качественные методики, картографирование, вживание, вхождение в соц.гр., наблюдение, интервью, анализ личных документов.

Осн.заслуга ЧШ-представители добились признания полвых исследований в качестве академич.научн. мероприятий и фундамета социологии как таковой.

В ЧШ придумали особую технику эмпирического исследования – включенное наблюдение, и успешно ею пользовались

В основе чикагского варианта включенного наблюдения лежали три принципа: 1) изучать людей в естественном окружении или конкретной жизненной ситуации; 2) обследовать их методом прямого взаимодействия с ними; 3) достичь аутентичного с ними уровня понимания социального мира, делая теоретические заключения в терминах мировоззрения членов изучаемой группы. По существу чикагцы выступили прародителями качественной социологии, если понимать ее не как совокупность теоретических деклараций, а как работающую методологию.

Так же в ЧШ использовался монографический метод (keys-stady)- метод исследования случая, считающегося типичным для конкретного класса явлений

Предмет исследования ЧШ-город вообще и Чикаго в особенности. Они изучали все области социологии: соц.семьи, религии, полит.соц., соц. динамику. Они подчеркивали, что все проблемы жизни в современном обществе связаны с процессом экранизации.

ЧШ сформировала экологическую концепцию,гл.мысль - общество это естеств.феномен, в основе всех социальных процессов лежит природный уровень.

Основные положения ЧШ:

Проявилась устойчивая тенденция к размещению населения в соответствии с определенным повторяющимся образцом.

Отдельные пояса образуют естеств.ореалы, выделяющиеся не только своим пространственным расположением, но и опред.соц.чертами населяющих их людей.

3) Эти черты проистекают из тех мест, в кот.данный Полис занимается городским разделением труда.

4) Естеств.состоянием города и городского населения являются пространственные и социальные изменения.

5) Гл.процессы,происход-е в пространстве города-это концентрация централизация,раздление,вторжение,наследование.

6) Основные социальные процессы происходящие в городе соотв-т опред.пунктам городского пространства, и м/б представлены в виде карт и диаграмм.

Переодизация деятельности ЧШ:

А.Смолл, У.Томсон и Знаменский

Установление тесных связей с городским правлением Чикаго.

Р.Парк,-гл.проблема социологии- изучения контроля коллективного поведения.

Э.Берджес.- заложил основу социолог.терминологии и создал карту наиболее криминогенных районов Чикаго.

У. Огборн-один из создателей социологии науки и социологии техники.

Эверест Черрингтон Хьюз- один из первых участников исследования нацистской Германии.

Стауффер- внес вклад в методологию и технологию измерения установок общественного мнения.

4. Герберт Блумер,Мори Яновиц.

Исследование Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого..

Совместное исследование "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920 гг.) Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого стало первым фундаментальным трудом, в котором была предпринята достаточно успешная попытка поставить и решить новые исследовательские задачи: 1) проблема индивидуализации; 2) отношение между индивидуальной и социальной эффективностью; 3) проблема анормального поведения - преступность, бродяжничество, проституция, алкоголизм и др.; 4) проблема занятости; 5) отношения полов; 6) проблема общественного счастья; 7) проблема борьбы рас (этносов) и культур; 8) проблема идеальной организации культуры.
В этой совместной и последующих самостоятельных работах соавторы апробировали свои основные идеи. Так, согласно У.Томасу, понятие социальной ситуации включает в себя три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности) - установки индивида и группы - определение ситуации действующим лицом. В свою очередь Ф.Знанецкий выдвинул необходимое для социолога требование - учитывать так называемый человеческий коэффициент, принимать во внимание точку зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации, их понимание ее. В более широком плане это нацеливало специалистов на рассмотрение социальных явлений как результатов сознательной деятельности людей.

Объектом исследования Томаса и Знанецкого стал определенный класс населения и его связи с обществом. По мнению ученых, изучаемые ими крестьяне находились в промежуточном состоянии, т.к. сохранили еще достаточный потенциал для того, чтобы существовать в традиционных рамках, но в то же время многих из них затронули преобразования на всех уровнях жизнедеятельности. Работа “Польский крестьянин …” состоит из теоретической части («Методологические заметки») и первичных эмпирических материалов, разбитых на группы и сопровожденных комментариями. Задача исследования заключалась в выявлении механизма воздействия группы и общества на поведение индивида и процесса адаптации индивида к окружающей социальной среде.
В "Польском крестьянине...", посвященном тщательному анализу вопросов, связанных с адаптацией переселенцев в Новом свете, авторы впервые объемно применили метод исследования личных документов (письма, биографии, дневники, воспоминания и т.п.). Это существенно обогатило технику сбора социологической информации. Творчество У.Томаса и Ф. Знанецкого придало импульс становлению гуманистического направления в теоретико-эмпирической социологии, противостоявшему преобладавшей в то время позитивистско-натуралистической тенденции в социологической теории и методологии.

Несмотря на сложность использования предложенного Томасом и Знанецким метода личных документов, он пользовался большой популярностью в течение многих десятилетий. Для своего времени работа “Польский крестьянин...” стала сильным толчком для развития методов эмпирической социологии и ознаменовала собой отход социологии от абстрактного теоретизирования к осмыслению эмпирических данных. Наибольшее развитие метод личных документов получил в Польше, что обусловлено научным влиянием и авторитетом Знанецкого у себя на родине. Именно в этой стране был отработан и широко использовался механизм сбора биографических материалов, основанный на организации конкурсов.

Город, семья и преступность в работах Эрнста Бёрджеса.

Берджес был представителем Чикагской школы.

Город в концепциях чикагских социологов трактовался как стихийно развивающийся организм. Развитие города, по мнению Р. Парка, выглядит следующим образом: рост населения и интенсивная миграция (от лат. migratio — переселение) приводят в соприкосновение на одной территории большие массы людей, что усиливает конкуренцию между ними. Рассматривая миграцию как коллективное поведение, Р. Парк считает, что она образует экологический порядок. Надстраивающиеся над ним экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности "организацию контроля" посредством экономических законов, права, нравов. Таким образом, конкуренция, начавшаяся как борьба за выживание, завершается как ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, сходство), которая приводит к формированию социальных институтов, регулирующих отношения субъектов и обеспечивающих оптимальную" соревновательную кооперацию" и "согласие" в городской общности!

Э. Берджесс также считал миграцию ключевым процессом, стимулирующим городской рост и изменение городской среды. Городская общность рассматривалась им в виде сложной мозаики различных социальных групп, каждая из которых претендовала на определенную территорию. Э. Берджесс представлял социально — пространственную организацию города в виде четырёх концентрических зон (переходной, промышленной, жилой и пригородной), расположенных, подобно кольцам, вокруг городского ядра — центрального делового района. Зоны различались по типу застройки, экономическим функциям, социальному и профессиональному составу населения.

В 1925 г. Берджесс опубликовал свою классическую работу - «Рост города: введение в исследовательский проект», где впервые развил идею концентрических зон в Чикаго.

Берджес также активно занимался исследованием семьи, молодежи и преступности.

Основные идеи Берджесса по социологии семьи изложены в статье «Семья как единство взаимодействующих личностей» (1926) и лежат в русле интеракционистского подхода к изучению семьи.

В теоретическом же плане, пожалуй, наибольший интерес представляет работа Берджесса (в соавторстве с Г. Локком) «Семья» (1945). Семья, утверждают авторы, - «единство взаимодействующих личностей», та среда, в которой отдельный индивид становится личностью. Это «единство» отражает как состояние социальной организации, так и степень дезорганизации общества в целом, следовательно, является и источником его «реорганизации». Исходным пунктом личностной дезорганизации, проявления которой Берджесс исследовал, в частности в социологической криминологии, он считал семью - отношения детей и родителей. «Социальные образцы», приобретаемые в процессе социализации в семье и не реализующиеся, не находящие применения за ее пределами, - основная причина психологического конфликта (личностной дезорганизации), обусловливающая девиантное поведение.

В «Семье» Берджесс в некотором смысле повторяет уже освоенный прием. Отмечая роль внутренних импульсов в мотивации поведения, он придает им функциональное значение и классифицирует в соответствии со схемой «четырех желаний»; однако в самом поведенческом акте роль желаний, результаты их функционирования Берджесс описывает, используя фрейдистские понятия «сублимации», «доминирования» и «разочарования». «Семейная психодрама», эмоциональное взаимодействие внутри семьи - это общая картина, итог взаимодействия таких «психогенных» процессов, как идентификация, дифференциация, проекция, самовыражение, покровительство, сдерживание н компенсация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.011 с.)