Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Капитал, как экономический ресурс.
Следует различать капитал, как фактор производства и понятие капитала предприятия. Капитал, как фактор производства представляет собой совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство экономических благ ради получения прибыли. В приведенном определении капитала содержатся три основных момента. 1. Капиталом называются ресурсы, созданные людьми. 2. Капиталом являются только предметы, используемые для производственной деятельности. 3. Целью производства, в котором используется капитал, является прибыль. Особенности капитала как экономического ресурса: 1) способность к росту (расширенному производству); 2) стартовый размер капитала, формирующийся путем сбережения или перераспределения. Финалом накопления стартового капитала является учреждение предприятия: 1) учредитель принимает решение о создании фирмы и выбирает ее организационную форму; 2) учредитель изыскивает необходимые денежные средства и иные ресурсы; 3) правовое оформление фирмы как предприятия. Завершив организационно-учредительные мероприятия, предприятие может начать использовать свой капитал по прямому назначению для ведения производства с целью получения прибыли. Таким образом, капитал предприятия – стоимостная оценка всего, принадлежащего ему имущества: 1) стоимость сооружений, оборудования, машин; 2) стоимость нематериальных активов; 3) стоимость принадлежащих предприятию других факторов производства (земля); 4) величина имеющихся у него денежных средств и иных финансовых активов. В процессе производства разные элементы капитала предприятия ведут себя по-разному. Одна составная часть – так называемый оборотный капитал - используется однократно в производственном процессе и полностью потребляется им в ходе каждого цикла производства (полуфабрикаты, сырье, материалы), другая часть капитала функционирует и потребляется постепенно на протяжении нескольких производственных циклов (здания, оборудование, транспорт). Ее принято называть основным капиталом (основными фондами). Чтобы обеспечить нормальное функционирование фирмы необходимо держать часть ее капитала в денежной форме и (или) иметь открытые кредитные лимиты для получения недостающих денег из банка. При этом встает задача оптимизации объема свободных денежных ресурсов.
Задача оптимизации решается с помощью показателей: коэффициента абсолютной и текущей ликвидности. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить по первому требованию за счет имеющихся у фирмы в денежной форме средств. Рекомендуемое значение коэффициента лежит в пределах от 0,2 до 0,5.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность фирмы, легко реализуемыми (ликвидными) активами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Рекомендуемое значение коэффициента лежит в пределах от 1 до 3. Никакое производство невозможно без сооружений, зданий, оборудования и других компонентов основного капитала. Соответственно перед фирмой всегда стоит проблема их создания, т.е. осуществления капиталовложений или инвестирования. Инвестирование – расходование денежных средств в данный момент в расчете получить определенный доход в будущем. Инвестиционный проект – разовая (уникальная для данной фирмы) коммерческая задача, ограниченная по времени своего решения и требующая последовательного уточнения деталей в ходе реализации. На рисунке 26 представлены стадии проекта. Он начинается с инициации, т.е. со стадии, на которой принимается принципиальное решение об осуществлении проекта, либо, напротив, фирма отказывается от него. Контроль
Инициация Планирование Исполнение Завершение Рис. 26. Стадии инвестиционного проекта
Далее наступает стадия планирования проекта, в рамках которой: а) устанавливаются ключевые параметры проекта; б) выделяются составные части проекта; в) определяется необходимый объем ресурсов; г) определяется последовательность проведения работ и общая длительность проекта; д) устанавливается бюджет проекта. В соответствии с планом начинается исполнение проекта. Эта стадия требует постоянного отслеживания процесса продвижения к конечной цели и поэтому связана прямым и обратным способом со стадией контроля. Венчает дело завершение проекта, когда фирма закрывает проект и оценивает его исполнение.
Перед менеджером встает проблема: отличить перспективный проект от не перспективного. Для этого применяются различные методы оценки инвестиционных проектов. Под методом оценки инвестиционных проектов понимается система способов и приемов сопоставления, связанных с проектом результатов и затрат. Методы бывают: 1) простые – используют учетные показатели, отражаемые в бухгалтерской отчетности – инвестиционные затраты, прибыль, амортизационные отчисления; 2) сложные (динамические) – используют дисконтированные значения этих показателей. Простые методы: 1. Простая норма прибыли (ROI - Return Of Investment) - отношение чистой прибыли (Рг) за один период времени к общему объему инвестиционных затрат (I): , где I – инвестиционные затраты, Pr – прибыль. Экономический смысл ROI заключается в оценке того, какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала планирования. В ряде случаев при расчете показателя ROI фактически определяется отношение суммы чистой прибыли и амортизации к чистым инвестициям: , где A – амортизация. В некоторых случаях при расчете финансового показателя учитывают сокращение стоимости капитала в результате его амортизации, т.е. в знаменателе используют среднее значение капитальных вложений: В большинстве инвестиционных проектов распределение дохода по годам не является равномерным. В этом случае необходимо использовать показатель среднего дохода: , где T – число периодов реализации проекта. Пример:
2. Период окупаемости - характеризует тот период времени, за который сумма единовременных затрат покрывается прибылью и амортизационными отчислениями. В Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» №39-Ф3 срок окупаемости инвестиционного проекта определяется как срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение. Формула для расчета периода окупаемости может быть представлена в виде: , где I0 – первоначальные инвестиции, CF – чистый годовой денежный поток от реализации инвестиционного проекта. Пример:
Т.о. период окупаемости составляет 5 лет. В некоторых случаях расчет срока окупаемости можно произвести более точно: , где С- - это отрицательная величина накопленного сальдо денежного потока на шаге, предшествующем периоду окупаемости, С+ - положительная величина накопленного сальдо денежного потока на шаге, следующим за периодом окупаемости.
В нашем примере т.е. период окупаемости в примере составляет 4 года и 9 месяцев. Использование простых методов оправдано с точки зрения относительной простоты расчетов. Главный их недостаток - они игнорируют зависимость стоимости денег от времени.
Сложные методы: Реализация инвестиционных проектов, как правило, предусматривает проведение первоначальных инвестиционных затрат и последующее получение дохода от эксплуатации инвестиций. Т.о., этапы вложения капитала и получения дохода разделены во времени. В связи с этим для получения верной оценки инвестиционной привлекательности проекта необходимо определить на сколько будущие денежные поступления оправдывают инвестиционные затраты. На практике среди сложных методов наибольшее распространение получили следующие: - чистая текущая стоимость проекта (NPV), - внутренняя норма прибыли (IRR), - рентабельность инвестиций (РI). 1. Чистая текущая (приведенная) стоимость проекта (NPV) - это показатель, определяемый как разница между дисконтированными чистыми денежными доходами от инвестиционного проекта и инвестиционными затратами. Экономический смысл NPV состоит в том, что он определяет определить изменение стоимости компании в результате реализации инвестиционного проекта. , где Cn - чистые денежные поступления в момент времени n.
Если инвестиционные затраты имели место только в начале реализации инвестиционного проекта, то формула преобразуется:
Пример: Рассчитать показатель NPV при следующих условиях: I0 = 25 млн.руб., чистая отдача в конце первого года = 15 млн.руб., в конце второго = 10 млн.руб., в конце третьего = 8 млн.руб., ставка дисконтирования = 12% годовых. - на эту сумму возрастет стоимость компании в результате реализации проекта. Эффективные инвестиционные проекты должны иметь значения показателя NPV > 0, проекты с NPV < 0 не должны приниматься к реализации, так как это приведет к снижению стоимости компании. Однако NPV не позволяет определить относительные прирост стоимости компании на единицу инвестиций. В связи с этим использование его для оценки разномасштабных проектов затруднено. Большее положительное значение NPV не всегда соответствует более эффективному вложению инвестиций. 2. Рентабельность инвестиций (PI) - показатель, позволяющий оценить эффект проекта на единицу инвестиций: Т.о., показатель PI является относительным и характеризует уровень доходов на единицу затрат. Экономический смысл показателя в том, что он позволяет определить прирост стоимости компании на единицу инвестиций.
Пример (см. условия предыдущей задачи): - приведенный доход составляет 1,08 руб. на каждый рубль инвестиций.
Показатель PI в силу алгоритма его расчета тесно связан с показателем NPV: - Если NPV > 0, то PI > 1 - проект является эффективным, - Если NPV < 0, то PI < 1 - проект является убыточным, его следует отвергнуть, - Если NPV = 0, то PI = I - проект является ни прибыльным, ни убыточным. При использовании показателя PI следует помнить, что он не учитывает масштабы проекта. 3. Внутренняя норма прибыли (IRR) - показатель рассчитывается путем определения ставки дисконтирования, при которой стоимость будущих доходов будет равна инвестиционным затратам. Иными словами, IRR соответствует ставке дисконтирования при которой NPV = 0. Алгоритм расчета показателя IRR: 1) На первом этапе определяется ставка дисконтирования r1, при которой показатель NPV положителен (NPV1 - положительная величина NPV), 2) Далее ставка увеличивается до тех пор, пока показатель NPV станет отрицательным, и определяется ставка г2, соответствующая данному значению NPV (NPV2 - отрицательная величина NPV), 3) Определяется показатель IRR с использованием следующего выражения:
Пример (см. условия предыдущей задачи): r1=17% NPV=0,121 r2=18% NPV=-0.237 IRR = 17.3%, т.е. при ставке дисконтирования 17,3% NPV = 0. При больших ставках IRR NPV < 0 и, следовательно, проект будет убыточным, при меньших - NPV > 0. Т.о., если IRR превышает стоимость капитала компании, то проект может быть рекомендован к реализации, т.к. он приведет к увеличению стоимости компании. В противном случае его необходимо отвергнуть.
Если ценой фактора «труд» является зарплата, ценой земли – рента, то для фактора «капитал» в роли цены выступает процент. В трактовке этой категории сосуществует узкий и широкий подходы. В узком смысле процент представляет собой плату за предоставленный кредит. Согласно широкому пониманию процент является доходом, который получается в результате использования фактора производства «капитал». При поиске средств для финансирования инвестиций фирме приходится иметь дело с процентом в обоих смыслах. В принципе у нее имеются три возможных источника инвестиционных ресурсов: 1) самофинансирование (прибыль и амортизационные отчисления) Стоимость данного источника – это процентная ставка, которая равна ставке процента, которую соответствующие средства принесли бы будучи вложенными в безрисковые активы (государственные ценные бумаги). 2) кредиты Уровень ставки по кредиту зависит от: - срока кредитования (по краткосрочным кредитам выше); - суммы кредита (ставка ниже о большим); - от уровня кредитного риска (деловая репутация заемщика и обеспечение кредита); - типа кредита: а) коммерческий (банковский); б) товарный (между фирмами). 3) эмиссия ценных бумаг
Ценная бумага – финансовый документ, в котором зафиксированы определенные имущественные права его владельцев (акции, облигации). Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной суммы в капитал акционерного общества и дающая права на: 1) долю имущества акционерного общества; 2) получение дохода - дивидендов. Акции бывают: а) простые (дающие право голоса); б) привилегированные (не дают право голоса, но имеют фиксированный доход). Облигация – ценная бумага, которая удостоверяет отношения займа между ее владельцем и предприятием и подтверждает обязательства возвратить ее владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока. Предприятия – выпускающие ценные бумаги – эмитенты, а те кто покупают ценные бумаги – инвесторы. Рынок ценных бумаг: 1) первичный (фирма-эмитент привлекает средства инвесторов); 2) вторичный (ценные бумаги могут поменять своих владельцев, т.е. перейти от одних инвесторов к другим); 3) неорганизованный (прямые сделки продавцов и покупателей акций, а также сделки, осуществляемые с помощью посредников; 4) организованный (фондовая биржа). Завершив подробное рассмотрение основных источников инвестиционных ресурсов, необходимо вернуться к центральной проблеме – определить, чему равна для фирмы стоимость привлечения капитала. Стоимость привлечения капитала складывается как средняя величина выплат по всем источникам ресурса. В таблице 4 показан условный пример формирования стоимости привлечения капитала для трех необходимых объемов денежных средств. Таблица 4. Стоимость привлечения капитала
1) 10,7% 2) 11,8% 3) 12,9% Хорошо видно, что при необходимости привлечения сравнительно скромной суммы в 10 млн. руб. она по большей части может быть профинансирована за счет самых дешевых источников — амортизации и прибыли. Потребность в 20 млн. руб. заставит прибегнуть к более дорогостоящему размещению акций. Наконец, при потребности в 30 млн. руб. будут использованы все доступные источники, причем наибольшую сумму придется привлекать за счет дорогих кредитов. Как следует из таблицы, использование все более дорогих источников по мере роста потребности в денежных средствах ведет к постепенному повышению средней стоимости привлечения капитала (в нашем примере — с 10,7 до 11,8% и, наконец, до 12,9%).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.072 с.) |