Капитал, как экономический ресурс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Капитал, как экономический ресурс.



Следует различать капитал, как фактор производства и понятие капитала предприятия.

Капитал, как фактор производства представляет собой совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство экономических благ ради получения прибыли.

В приведенном определении капитала содержатся три основных момента.

1. Капиталом называются ресурсы, созданные людьми.

2. Капиталом являются только предметы, используемые для производственной деятельности.

3. Целью производства, в котором используется капитал, является прибыль.

Особенности капитала как экономического ресурса:

1) способность к росту (расширенному производству);

2) стартовый размер капитала, формирующийся путем сбережения или перераспределения.

Финалом накопления стартового капитала является учреждение предприятия:

1) учредитель принимает решение о создании фирмы и выбирает ее организационную форму;

2) учредитель изыскивает необходимые денежные средства и иные ресурсы;

3) правовое оформление фирмы как предприятия.

Завершив организационно-учредительные мероприятия, предприятие может начать использовать свой капитал по прямому назначению для ведения производства с целью получения прибыли.

Таким образом, капитал предприятия – стоимостная оценка всего, принадлежащего ему имущества:

1) стоимость сооружений, оборудования, машин;

2) стоимость нематериальных активов;

3) стоимость принадлежащих предприятию других факторов производства (земля);

4) величина имеющихся у него денежных средств и иных финансовых активов.

В процессе производства разные элементы капитала предприятия ведут себя по-разному. Одна составная часть – так называемый оборотный капитал - используется однократно в производственном процессе и полностью потребляется им в ходе каждого цикла производства (полуфабрикаты, сырье, материалы), другая часть капитала функционирует и потребляется постепенно на протяжении нескольких производственных циклов (здания, оборудование, транспорт). Ее принято называть основным капиталом (основными фондами).

Чтобы обеспечить нормальное функционирование фирмы необходимо держать часть ее капитала в денежной форме и (или) иметь открытые кредитные лимиты для получения недостающих денег из банка. При этом встает задача оптимизации объема свободных денежных ресурсов.

Задача оптимизации решается с помощью показателей: коэффициента абсолютной и текущей ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить по первому требованию за счет имеющихся у фирмы в денежной форме средств. Рекомендуемое значение коэффициента лежит в пределах от 0,2 до 0,5.

 

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность фирмы, легко реализуемыми (ликвидными) активами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Рекомендуемое значение коэффициента лежит в пределах от 1 до 3.

Никакое производство невозможно без сооружений, зданий, оборудования и других компонентов основного капитала. Соответственно перед фирмой всегда стоит проблема их создания, т.е. осуществления капиталовложений или инвестирования.

Инвестирование – расходование денежных средств в данный момент в расчете получить определенный доход в будущем. Инвестиционный проект – разовая (уникальная для данной фирмы) коммерческая задача, ограниченная по времени своего решения и требующая последовательного уточнения деталей в ходе реализации. На рисунке 26 представлены стадии проекта. Он начинается с инициации, т.е. со стадии, на которой принимается принципиальное решение об осуществлении проекта, либо, напротив, фирма отказывается от него.

Контроль

 

Инициация Планирование Исполнение Завершение

Рис. 26. Стадии инвестиционного проекта

 

Далее наступает стадия планирования проекта, в рамках которой:

а) устанавливаются ключевые параметры проекта;

б) выделяются составные части проекта;

в) определяется необходимый объем ресурсов;

г) определяется последовательность проведения работ и общая длительность проекта;

д) устанавливается бюджет проекта.

В соответствии с планом начинается исполнение проекта. Эта стадия требует постоянного отслеживания процесса продвижения к конечной цели и поэтому связана прямым и обратным способом со стадией контроля. Венчает дело завершение проекта, когда фирма закрывает проект и оценивает его исполнение.

Перед менеджером встает проблема: отличить перспективный проект от не перспективного. Для этого применяются различные методы оценки инвестиционных проектов.

Под методом оценки инвестиционных проектов понимается система способов и приемов сопоставления, связанных с проектом результатов и затрат.

Методы бывают:

1) простые – используют учетные показатели, отражаемые в бухгалтерской отчетности – инвестиционные затраты, прибыль, амортизационные отчисления;

2) сложные (динамические) – используют дисконтированные значения этих показателей.

Простые методы:

1. Простая норма прибыли (ROI - Return Of Investment) - отношение чистой прибыли (Рг) за один период времени к общему объему инвестиционных затрат (I):

, где I – инвестиционные затраты, Pr – прибыль.

Экономический смысл ROI заключается в оценке того, какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли в течение одного интервала планирования.

В ряде случаев при расчете показателя ROI фактически определяется отношение суммы чистой прибыли и амортизации к чистым инвестициям:

, где A – амортизация.

В некоторых случаях при расчете финансового показателя учитывают сокращение стоимости капитала в результате его амортизации, т.е. в знаменателе используют среднее значение капитальных вложений:

В большинстве инвестиционных проектов распределение дохода по годам не является равномерным. В этом случае необходимо использовать показатель среднего дохода:

, где T – число периодов реализации проекта.

Пример:

Показатели Год реализации проекта
         
Размер инвестиций (тыс. руб.) 1 000
Чистая прибыль (тыс. руб.)        
Амортизационные отчисления (тыс. руб.)          

 

2. Период окупаемости - характеризует тот период времени, за который сумма единовременных затрат покрывается прибылью и амортизационными отчислениями.

В Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» №39-Ф3 срок окупаемости инвестиционного проекта определяется как срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.

Формула для расчета периода окупаемости может быть представлена в виде:

, где I0 – первоначальные инвестиции, CF – чистый годовой денежный поток от реализации инвестиционного проекта.

Пример:

Показатели Год реализации проекта
             
Инвестиции (тыс. руб.) -120            
Чистые денежные поступления (тыс. руб.)              
Сальдо накопленного денежного потока -120 -100 -70 -30      

 

Т.о. период окупаемости составляет 5 лет.

В некоторых случаях расчет срока окупаемости можно произвести более точно:

, где

С- - это отрицательная величина накопленного сальдо денежного потока на шаге, предшествующем периоду окупаемости,

С+ - положительная величина накопленного сальдо денежного потока на шаге, следующим за периодом окупаемости.

В нашем примере т.е. период окупаемости в примере составляет 4 года и 9 месяцев.

Использование простых методов оправдано с точки зрения относительной простоты расчетов. Главный их недостаток - они игнорируют зависимость стоимости денег от времени.

 

Сложные методы:

Реализация инвестиционных проектов, как правило, предусматривает проведение первоначальных инвестиционных затрат и последующее получение дохода от эксплуатации инвестиций. Т.о., этапы вложения капитала и получения дохода разделены во времени. В связи с этим для получения верной оценки инвестиционной привлекательности проекта необходимо определить на сколько будущие денежные поступления оправдывают инвестиционные затраты.

На практике среди сложных методов наибольшее распространение получили следующие:

- чистая текущая стоимость проекта (NPV),

- внутренняя норма прибыли (IRR),

- рентабельность инвестиций (РI).

1. Чистая текущая (приведенная) стоимость проекта (NPV) - это показатель, определяемый как разница между дисконтированными чистыми денежными доходами от инвестиционного проекта и инвестиционными затратами. Экономический смысл NPV состоит в том, что он определяет определить изменение стоимости компании в результате реализации инвестиционного проекта.

, где

Cn - чистые денежные поступления в момент времени n.

 

Если инвестиционные затраты имели место только в начале реализации инвестиционного проекта, то формула преобразуется:

 

 

Пример: Рассчитать показатель NPV при следующих условиях: I0 = 25 млн.руб., чистая отдача в конце первого года = 15 млн.руб., в конце второго = 10 млн.руб., в конце третьего = 8 млн.руб., ставка дисконтирования = 12% годовых.

- на эту сумму возрастет стоимость компании в результате реализации проекта.

Эффективные инвестиционные проекты должны иметь значения показателя NPV > 0, проекты с NPV < 0 не должны приниматься к реализации, так как это приведет к снижению стоимости компании.

Однако NPV не позволяет определить относительные прирост стоимости компании на единицу инвестиций. В связи с этим использование его для оценки разномасштабных проектов затруднено. Большее положительное значение NPV не всегда соответствует более эффективному вложению инвестиций.

2. Рентабельность инвестиций (PI) - показатель, позволяющий оценить эффект проекта на единицу инвестиций:

Т.о., показатель PI является относительным и характеризует уровень доходов на единицу затрат. Экономический смысл показателя в том, что он позволяет определить прирост стоимости компании на единицу инвестиций.

Пример (см. условия предыдущей задачи):

- приведенный доход составляет 1,08 руб. на каждый рубль инвестиций.

 

Показатель PI в силу алгоритма его расчета тесно связан с показателем NPV:

- Если NPV > 0, то PI > 1 - проект является эффективным,

- Если NPV < 0, то PI < 1 - проект является убыточным, его следует отвергнуть,

- Если NPV = 0, то PI = I - проект является ни прибыльным, ни убыточным.

При использовании показателя PI следует помнить, что он не учитывает масштабы проекта.

3. Внутренняя норма прибыли (IRR) - показатель рассчитывается путем определения ставки дисконтирования, при которой стоимость будущих доходов будет равна инвестиционным затратам.

Иными словами, IRR соответствует ставке дисконтирования при которой NPV = 0.

Алгоритм расчета показателя IRR:

1) На первом этапе определяется ставка дисконтирования r1, при которой показатель NPV положителен (NPV1 - положительная величина NPV),

2) Далее ставка увеличивается до тех пор, пока показатель NPV станет отрицательным, и определяется ставка г2, соответствующая данному значению NPV (NPV2 - отрицательная величина NPV),

3) Определяется показатель IRR с использованием следующего выражения:

 

 

Пример (см. условия предыдущей задачи):

r1=17% NPV=0,121

r2=18% NPV=-0.237

IRR = 17.3%, т.е. при ставке дисконтирования 17,3% NPV = 0.

При больших ставках IRR NPV < 0 и, следовательно, проект будет убыточным, при меньших - NPV > 0.

Т.о., если IRR превышает стоимость капитала компании, то проект может быть рекомендован к реализации, т.к. он приведет к увеличению стоимости компании. В противном случае его необходимо отвергнуть.

 

Если ценой фактора «труд» является зарплата, ценой земли – рента, то для фактора «капитал» в роли цены выступает процент. В трактовке этой категории сосуществует узкий и широкий подходы. В узком смысле процент представляет собой плату за предоставленный кредит. Согласно широкому пониманию процент является доходом, который получается в результате использования фактора производства «капитал».

При поиске средств для финансирования инвестиций фирме приходится иметь дело с процентом в обоих смыслах. В принципе у нее имеются три возможных источника инвестиционных ресурсов:

1) самофинансирование (прибыль и амортизационные отчисления)

Стоимость данного источника – это процентная ставка, которая равна ставке процента, которую соответствующие средства принесли бы будучи вложенными в безрисковые активы (государственные ценные бумаги).

2) кредиты

Уровень ставки по кредиту зависит от:

- срока кредитования (по краткосрочным кредитам выше);

- суммы кредита (ставка ниже о большим);

- от уровня кредитного риска (деловая репутация заемщика и обеспечение кредита);

- типа кредита:

а) коммерческий (банковский);

б) товарный (между фирмами).

3) эмиссия ценных бумаг

Ценная бумага – финансовый документ, в котором зафиксированы определенные имущественные права его владельцев (акции, облигации).

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной суммы в капитал акционерного общества и дающая права на:

1) долю имущества акционерного общества;

2) получение дохода - дивидендов.

Акции бывают:

а) простые (дающие право голоса);

б) привилегированные (не дают право голоса, но имеют фиксированный доход).

Облигация – ценная бумага, которая удостоверяет отношения займа между ее владельцем и предприятием и подтверждает обязательства возвратить ее владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока.

Предприятия – выпускающие ценные бумаги – эмитенты, а те кто покупают ценные бумаги – инвесторы.

Рынок ценных бумаг:

1) первичный (фирма-эмитент привлекает средства инвесторов);

2) вторичный (ценные бумаги могут поменять своих владельцев, т.е. перейти от одних инвесторов к другим);

3) неорганизованный (прямые сделки продавцов и покупателей акций, а также сделки, осуществляемые с помощью посредников;

4) организованный (фондовая биржа).

Завершив подробное рассмотрение основных источников инвестиционных ресурсов, необходимо вернуться к центральной проблеме – определить, чему равна для фирмы стоимость привлечения капитала. Стоимость привлечения капитала складывается как средняя величина выплат по всем источникам ресурса. В таблице 4 показан условный пример формирования стоимости привлечения капитала для трех необходимых объемов денежных средств.

Таблица 4.

Стоимость привлечения капитала

Источники финансирования 10 млн. руб. 20 млн. руб. 30 млн. руб.
% % %
1. Амортизация + прибыль            
2. Кредиты            
3. Размещение            
ИТОГО:   10,7   11,8   12,9

 

1) 10,7%

2) 11,8%

3) 12,9%

Хорошо видно, что при необходимости привлечения сравни­тельно скромной суммы в 10 млн. руб. она по большей части может быть профинансирована за счет самых дешевых источников — амор­тизации и прибыли. Потребность в 20 млн. руб. заставит прибегнуть к более дорогостоящему размещению акций. Наконец, при потреб­ности в 30 млн. руб. будут использованы все доступные источники, причем наибольшую сумму придется привлекать за счет дорогих кредитов. Как следует из таблицы, использование все более доро­гих источников по мере роста потребности в денежных средствах ведет к постепенному повышению средней стоимости привлечения капитала (в нашем примере — с 10,7 до 11,8% и, наконец, до 12,9%).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.072 с.)