Рынки несовершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынки несовершенной конкуренции



ОГРАНИЧЕННАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕСА

 

Трансакционные издержки

 

Все затраты субъектов экономики можно поделить на две категории: трансформационные и трансакционные. Первые детально рассматривались ранее, где они именовались издержками производства. Но в реальности субъекты сталкиваются и с широким спектром трансакционных издержек. Рассмотрим их более подробно.

Трансакционные издержки – это издержки взаимодействия субъектов экономики. Этот вид затрат включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса.

Любой менеджер-практик знает, что фирма тратит немалые ресурсы и усилия для оценки значимых для нее параметров благ, контроля партнеров и принуждения к выполнению соглашений. Поручительства, гарантии, торговые марки, затраты по сортировке и классификации, наем агентов, оплата посредников и, конечно, пожирающие огромные средства юридические процессы — все это отра­жает всепроникающий характер «трения» в экономической систе­ме (рис. 28).

Издержки субъектов экономики  
Затраты на изготовление благ (трансформационные)
Затраты на взаимодействие в процессе изготовления благ (трансакционные)
Аренда земли и помещений, заработная плата персонала, оплаты сырья и материалов, износ основных средств, прочее.
Анализ состояния рынка, оплата консультантов, реклама, стимулирование сбыта, судебные разбирательства, контроль за персоналом и прочее.

Рис. 28. Наиболее распространенные трансакционные и трансформационные издержки

Откуда берется экономическое «трение»? Другими словами, что делает трансакции дорогими? Первым важнейшим источником является затратность приобретения информации. Вторым источником является эгоизм субъектов экономики, т.е. личный (корыстный) интерес. Современная экономическая теория называет оппортунизмом граничащую порой с коварством склонность людей к эгоистическому поведению в ущерб другим лицам. Третье: имеет место асимметричность информации (информация распределена неравномерно). Следующее, аналитические возможности субъектов экономики не безграничны. Принято говорить, что субъект выбирает не объективно оптимальное для себя решение (действует абсолютно рационально), а только лучшее из тех, которые смог найти (действует ограниченно рационально). Таким образом, существование трансакционных затрат определяется группой субъективных факторов.

Объективные факторы многократно усиливают данный эффект за счет:

Ø Постоянного увеличения числа трансакций (в результате развития специализации и разделения труда);

Ø Общей неопределенности, характерной для экономики;

Ø Наличия трансакционных издержек на общенациональном уровне (политические трансакционные затраты).

На рисунке 29 схематично показаны основные источники трансакционных издержек.

 

 

Рис. 29. Источники «трения» в экономической системе

Более полное представление о трансакционных издержках можно составить, рассматривая их конкретные виды. Существует ряд подходов к классификации трансакционных издержек:

1. В отличие от трансформационных издержек сопровождает и производство и потребление, соответственно правомерным является деление на:

А) Потребительские трансакционные издержки;

Б) Производственные трансакционные издержки.

2. Далее, трансакционные издержки бывают:

А) Постоянными (не зависят от объема трансакций и состоят из затрат на создание и поддержание структур управления сделками);

Б) Переменными (растут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, а также затраты, связанные с переговорами и поиском информации).

3. Относительно момента заключения контракта различают затраты:

А) Предшествующие сделке (издержки на поиск партнера, составление контракта, проведение переговоров);

Б) Возникающие в ходе сделки (затраты по адаптации контракта к непредвиденным событиям, расходы на судебные тяжбы).

Более строго классифицировать рыночные издержки можно следующим образом:

1. Расходы на подготовку проекта (поиск информации);

2. Расходы на убеждение партнера совершить сделку (реклама, стимулирование сбыта);

3. Расходы на заключение контракта (переговоры и принятие решений);

4. Расходы на мониторинг выполнения сделки и отстаивание своих интересов.

«Природная» склонность людей к сокрытию и искажению информации приводит к тому, что трансакционные издержки перегружают экономику. И тем не менее современные рынки существуют и успешно работают. Что позволяет сохранять «трение» на приемлемом уровне? Можно выделить семь основных факторов, снижающих «издержки взаимодействия» субъектов в развитой рыночной экономике:

1) благоприятное правовое поле (продуманность, простота и универсальность правил игры, низкий уровень коррупции и бюрократизации, наличие централизованных механизмов поддержания правопорядка);

2) законопослушность субъектов (уважение к чужим правам собственности);

3) высокий уровень доверия в обществе;

4) макроэкономическая и политическая стабильность;

5) оптимальная налоговая нагрузка;

6) развитость информационной инфраструктуры;

7) эффективные неформальные правила, обычаи и традиции.

Трансакции необходимы для обеспечения бесперебойного производства. Это обмен информацией, материа­лами и другими ресурсами, который сам по себе не приводит к по­явлению каких-либо готовых продуктов или благ. Поэтому эконо­мисты иногда говорят о существовании наряду с предприятием в традиционном понимании параллельной «невидимой фабрики», ко­торая поддерживает работу «основного персонала» и одновремен­но порождает накладные расходы. Для успешного управления «не­видимой фабрикой, одного лишь выбора оптимального объема производства недостаточно. От менеджера требуется знание основных видов трансакций и умение разработать оптимальный «трансакционный план», который позволяет произвести необходимые опе­рации с минимальными затратами. Уменьшить издержки можно несколькими способами: выявить и устранить излишние трансакции, стабилизировать работу фирмы, автоматизировать ручной труд.

 

Следовательно, управление трансакционными издержками включает следующие шаги:

1) классификация трансакций в соответствии с характером бизнеса данной фирмы (например, логистика, снабжение, качество, модернизация);

2) уменьшение числа трансакций;

3) стабильность работы предприятия;

4) оптимизация сбора информации и контроля;

5) автоматизация.

Таким образом, выделяют 3 основных метода рациональной оптимизации трансакционных издержек;

1) во-первых, анализ трансакций с точки зрения проверки их необходимости и возможность альтернативных методов осуществления;

2) во-вторых, стабилизация работы фирмы и исключение «излишних» нововведений;

3) в-третьих, автоматизация и интеграция программных ресурсов фирмы.

В качестве примера трансакционного планирования нам послужит сборочное производство высокотехнологичного изделия А. Предположим, что данный продукт состоит более чем из 700 изделий, которые необходимо еженедельно заказывать у поставщиков, приходовать на склад, а затем своевременно извлекать и доставлять в сборочный цех. Число ежемесячно совершаемых по данной схеме трансакций можно подсчитать по следующим образом (табл.5).

Таблица 5.

Расчет числа трансакций до внедрения новой методики

Заказ комплектующих 700*4 = 2 800 (за месяц)
Получение комплектующих 700*4 = 2 800 (за месяц)
Складские трансакции 700*4*2 (прием и отпуск на склад) = 5 600
Всего: 11 200

После внимательного исследования сборочной технологии руководство предприятия приняло следующие решения: отказаться от практики еженедельных закупок комплектующих и перейти к системе нулевых производственных запа­сов. Для этого необходимо договориться о месячном объеме и гра­фике поставок, при котором потребность в очередной «порции» деталей удовлетворяется по первому требованию предприятия;

Таблица 6.

Расчет числа трансакций после внедрения новой методики

Заказ комплектующих 2800*1=2800
Получение комплектующих 2800*2 = 5600
Складские трансакции  
Всего:  

 

В результате внедрения новых процедур количество трансак­ций снизилось почти в полтора раза (табл. 6), что позволило значительно сократить накладные расходы предприятия.

 


Риски и неопределенность.

 

Информация, как экономический ресурс имеет ряд важных особенностей, которые принципиально отличают ее от других факторов производства:

1) основная часть информации, которой располагает человечество, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс;

2) использование информации одним субъектом, как правило, не исключает возможности ее одновременного применения другими (неконкурентность потребления);

3) потребление информации тождественно формированию новых знаний;

4) информация является легко тиражируемым благом, ее копирование требует минимальных затрат.

Таким образом, информация – это экономический ресурс особого рода. Традиционные понятия редкости и ограниченности неприменимы к ней в полной мере. Эта категория сочетает в себе противоречивые свойства невоспроизводимости и тиражируемости, безграничности и редкости.

С точки зрения субъекта экономики можно выделить два принципиальных варианта появления неполноты информации:

1) подбор информации возможен, но не выгоден;

2) полную информацию получить невозможно.

При заключении сделки стороны могут быть информированы в разной степени – это и есть асимметрия информации. Различаются два типа информационной асимметрии.

Различаются два типа информационной асимметрии. Самой распространенной является ситуация, когда один из участников сдел­ки более информирован о ее особенностях, чем другой. В этом варианте одна сторона имеет информационное преимущество. Клас­сический пример данной ситуации - продажа подержанной машины. Владелец знает больше о свойствах объекта обмена и старается ис­пользовать эти данные в своих интересах (продать дороже, чем ма­шина реально стоит).

Другой вариант называют проблемой паря Соломона. В этом случае две стороны одинаково информированы относительно со­вершенной трансакции, но эту информацию сложно получить тре­тьим лицам. Действительно, в древней притче рассказывалось о двух женщинах, каждая из которых утверждала, что она - мать некого младенца. Обе представшие перед судом паря Соломона «матери», разумеется, знали, кто из них лжет. Но судье указать на настоящую было почти невозможно.

Итак, практика хозяйственной деятельности не всегда оставляет реальную возможность для устранения неосведомленности и асим­метрии информации. Иногда информация слишком дорога, и субъек­ты сознательно предпочитают незнание. Бывают и такие случаи, когда полную информацию невозможно получить и в принципе независимо от готовности субъекта нести любые издержки. В обоих случаях итогом становится необходимости рисковать — предпринимать действия, о которых заранее известно, что они мо­гут привести как к положительному, так и к отрицательному резуль­тату.

Впервые проблема неопределенности была систематически исследована Фрэнком Найтом в 20-е годы XX века. Одно из главных нововведений, предложенных этим американским экономистом,— разграничение понятий «неопределенность» и «риск».

Риск - ситуация, когда известны все возможные исходы события и вероятность их наступления. Неопределенность – ситуация, когда список исходов бесконечен или вероятность наступления событий установить невозможно.

Как мы видим, в экономике неопределенности и риска ключевое значение имеет вероятность, под которой принято понимать выраженную в количественной форме возможность определенного исхода.

В зависимости от прогнозируемого события экономисты различают несколько видов вероятности:

1) априорная (вероятность, подсчитанная на основе научного закона или логического принципа);

2) статистическая (для определения вероятности прибегают к эмпирическому методу – к статистическим наблюдениям);

3) ожидаемая (для определения вероятности не существует никакого рационального алгоритма).

Один из способов оценки риска – это средне взвешенная оценка риска с учетом соответствующих вероятностей. Она находится с помощью математического ожидания:

, где

- математическое ожидание

хi – возможный результат

pi – вероятность наступления результата.

 

К примеру, менеджеру предлагается определить свое отношение к двум следующим рискованным проектам:

1. Фирма инвестирует 50 млн. руб. и, по мнению экспертов, через год с вероятностью 2/6 получит текущую дисконтированную стоимость (PDV), равную 250 млн. руб. С вероятностью 1/6 PDV со­ставит 100 млн. руб. Наконец, с вероятностью 3/6 фирма потеряет деньги (PDV = 0).

2. При той же сумме инвестиций фирма с вероятностью 1/6 получит 600 млн. руб. и ничего не получит во всех остальных случа­ях (вероятность 5/6).

Для первого проекта среднее значение составит

Для второго проекта:

Это означает, что оба проекта предоставляют фирме равные шансы: средняя ожидаемая выручка равна удвоенной величине ин­вестиций. Логично интерпретировать эту величину как среднюю ожидаемую дисконтируемую стоимость (PDVX).

Другими словами, среднее значение (математическое ожидание) используется для определения чистой дисконтированное стоимости в ситуации риска, т.е. при наличии множественности возможных исходов, вероятность которых может тем или иным способом быть определена. А именно критерий инвестиционной проекта принимает форму:

NPV1 = 100 – 50 = 50

NPV2 = 100 – 50 = 50

 

Количественно степень риска можно оценить с помощью следующих двух показателей, характеризующих откло­нение фактических результатов от среднего уровня:

1) дисперсия – средневзвешенная величина квадратов отклонений действительных результатов от средних.

, где

xi – фактический результат при каждом конкретном исходе,

Х – математическое ожидание,

pi – вероятность исхода.

 

 

Для первого проекта дисперсия составит:

Для второго проекта дисперсия составит:

Как видим, во втором проекте дисперсия выше в 4 раза. Это отражает более высокий уровень риска. Но насколько выше риск? Для большей наглядности и можно рассчитать еще один показатель — среднеквадратичное отклонение (обозначается σ), которое равня­ется квадратному корню из дисперсии:

Для первого проекта среднеквадратичное отклонение составит:

Для второго проекта среднеквадратичное отклонение составит:

Это означает, что в первом проекте фактический доход (PDVфакт) в среднем будет отличаться от ожидаемого (т.е. от ) на 112 млн. руб. Во втором проекте среднее отклонение от реального показателя от ожидаемого будет в 2 раза больше, что говорит о более высоком уровне риска.

Результаты нейтрального анализа риска часто обобщают в виде так называемого дерева решений (decision tree), графически показы­вающего все возможные исходы и их вероятности.

Для иллюстрации рассмотрим пример производственной ком­пании, которая анализирует возможность выхода на рынок с новым продуктом. В этом случае менеджменту предстоит совершить ряд действий:

■ потратить 100 000 руб. на маркетинговое исследование с целью определить возможный уровень спроса и конкуренции;

■ в зависимости от результатов исследования построить, про­изводственный цех большой производительности (стоимостью 5 млн. руб.), либо малой производительности (2 млн. руб.), либо прекра­тить проект.

Схема на рис 30 отображает возможное дерево решений для данного производства. Предположим, что маркетинговое исследо­вание уже завершилось и руководство компании располагает следу­ющей информацией о рынке сбыта:

■ вероятность того, что спрос на новый продукт будет боль­шим, составляет 50%;

■ средний уровень спроса и продаж может быть достигнут с ве­роятностью 30%;

■ низкий уровень спроса ожидается с вероятностью 20%.

Ожидаемая годовая прибыль, дисконтированная с учетом существующей нормы процента, колеблется в диапазоне от -0,08 млн. до 8,8 млн. руб. (для цеха большой производительности) либо от 1,4 до 2,6 млн. руб. (для мелкого производства). При этом размер при­были зависит от уровня спроса (графа 4 на рис. 30):

■ при высоком спросе, большой цех принесет 8,8 млн. руб. в год, малый — 2,6 млн. руб.;

■ при среднем спросе — 3,5 и 2,4 млн. руб. соответственно;

■ при низком ─ -0,08 и 1,4 млн. руб. соответственно.

Зная соответствующие вероятности, можно подсчитать сред­нюю ожидаемую дисконтированную стоимость (PDVX) для каждого возможного случая (графа 5 рис. 30). Как видим, для большого цеха она составит 5 млн. 3 70 тыс. руб., для малого — 2 млн. 300 тыс. руб. После вычитания суммы инвестиций, необходимых для строи­тельства заводов (5 и 2 млн. руб. соответственно), получим значение чистой дисконтированной стоимости ().

Сравнив полученные результаты (370 тыс. руб. > 300 тыс. руб.), «рисково нейтральный» менеджер предпочтет вложить 5 млн. руб. в большой производственный цех. Вместе с тем следует отметить, что оба варианта приемлемы (NPV > О) и выбор может склониться в сторону малого производства в случае нехватки денег у компании.

Рис. 30. Дерево решений

Приведенный образец дерева решений сознательно упрошен. В реальности такие модели могут оказаться на порядок сложнее и насчитывать целое множество точек принятия решений.

Роль дерева решений в управлении фирмой многообразна.

Во-первых, оно позволяет наглядно представить всю совокуп­ность последствий принимаемых решений при разных возможных вариантах развития событий.

Во-вторых, оно позволяет выбрать объективно или нейтрально лучший вариант решения.

Учитывая широкую распространенность информационной асимметрии, подобную опасность нельзя считать локальной проблемой. Практика рыночного хозяйствования выработала эффективные способы самозащиты субъектов рынка от информационной асимметрии.

 

Наиболее важные из них:

1) гарантии – обязательства производителя заменять по требованию некачественный товар качественным, либо иным способом компенсировать несоответствие характеристик продукта параметром заявленным при продаже;

2) бренды (бренд – слово, выражение, знак, символ, дизайнерское решение или их комбинация, достаточные для идентификации потребителем товаров конкретного продавца);

3) дипломы и сертификаты (во-первых, подтверждают уровень подготовки и образования, во-вторых, качество изготовляемой продукции);

4) судебная защита (развитый механизм судов, профессиональные адвокаты и консультанты позволяют покупателям не попадать в зависимость от продавцов лишь на том основании, что деньги платятся «вперед»);

5) контрактная система (заключение контракта, регламентирующего все основные параметры трансакции (обязанности и ответственность сторон, порядок выполнения запланированных действий, механизм разрешения споров), позволяет фирмам в значительной степени устранить субъективную неопределенность).

В отличие от рассмотренных методов снижения риска методы управления риском (риск менеджмент) не ведут к уменьшению его величины, но уменьшают негативные последствия риска для данной фирмы в случае наступления неблагоприятного исхода:

Выбор оптимального уровня риска

, где

КR - коэффициент риска,

Y – максимально возможная сумма убытка

С – объем собственных средств.

 

Практика бизнеса показывает, что значения коэффициента риска от 0 до 0,3 следует расценивать как низкий риск, от 0,3 до 0,5 - допустимый риск, от 0,5 до 0,7 – как высокий риск, а все риски свыше 0,7 – как критические риски для фирмы.

2. Предотвращение убытков (тщательная подготовка сделки с использованием всех способов уменьшения риска);

3. Отказ от рисков (отказ от осуществления всех сделок, предполагающий неприемлемо высокий риск);

4. Самострахование (принятие рисков на себя, предполагающее покрытие возможного ущерба за счет текущих денежных доходов или с помощью резервного фонда)

5. Распределение и объединение. Сущность распределения риска состоит в его разделении между несколькими хозяйствующими субъектами:

а) Страхование (предприниматель берет в качестве партнера по сделке страховую компанию и перекладывает на нее (после заключения соответствующих договоров и уплаты страховых взносов) некоторые из ожидаемых рисков);

б) Контрактное разделение риска (фирма разделяет риски между собой и контрагентами не специальным соглашением, а в ходе подготовки сделки и заключения контракта);

в) Поручительство (третья сторона – поручитель – несет вместе с фирмой солидарную ответственность по рискам, обещая полностью или частично выполнить обязательства фирмы);

г) Факторинг (продажа фирмой своих платежных требований к контрагенту по сделке коммерческому банку);

6. Объединение рисков контроля (привлечение фирмой к проблеме управления рисками своих партнеров по бизнесу, заинтересованных в стабильности и успехе ее начинаний: в качестве таких дружественных структур рассматриваются, прежде всего, партнеры по финансово-промышленной группе);

7. Диверсификация (реализация проектов с прямо противоположными условиями прибыльности: в этом случае при реализации рискового события и появлении убытков по одной сделке можно рассчитывать на успешный и прибыльный исход другой, но, разумеется, это должны быть на самом деле абсолютно независимые инвестиции);

8. Хеджирование (заключение параллельных сделок, причем с таким условием что в случае убытка по основной (хеджируемой) сделке параллельная сделка автоматически приносит прибыль).

 


РЫНКИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

МОНОПОЛИЯ – это состояние рынка, при котором на нем действует один единственный продавец. Несовершенство конкуренции достигает здесь наивысшей степени. В условиях монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Основные черты:

1) единственная фирма;

2) уникальная продукция;

3) наличие полной информации о рынке;

4) непреодолимые барьеры, которые бывают 3 видов:

- преимущества крупного производства (вплоть до естественных монополий);

- легальные барьеры (монопольное владение источником сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

- нечестная конкуренция.

Шансы на возникновение монополии существуют там, где большие размеры фирмы создают значительное преимущество в издержках.

Частным случаем монополистической структуры, формирующей на основе преимущество крупного производства, является естественная монополия. Они возникают в том случае, когда единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм (Федеральный закон от 17августа 1995 г. №123-ФЗ «О естественных монополиях»).

Надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени (в России – 20 лет).

Существует несколько видов конкуренции в условиях монополии:

1) монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара.

2) олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

3) олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.

4) дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только 2 поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах производства.

5) билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого потребителя.

 

Поставщики   Покупатель Много Несколько Один
Много Полиполия Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Билатеральная олигополия Ограниченная монополия
Один Монопсония Ограниченная монопсония Билатеральная монополия

 

Поскольку монополист выступает единственным производителем, спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополиста будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена товара, поэтому кривая предельного дохода MR лежит всегда ниже кривой спроса (рис.1).

Р
Q
MR
D

Рис.1. Спрос на продукцию монополистической фирмы.

Пример построения кривой спроса и кривой предельного дохода фирмы-монополиста:

 

P Q TR = P*Q rTR MR = r Q
       

 

Р
Q
MR
D
 
 
 
 
 
 

Рис.2. Спрос на продукцию монополистической фирмы.

 

 

В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Данный метод был предложен в 1934 году Абба Лернером и получил название «коэффициент Лернера»:

L = (P – MC) / P, где L – коэффициент 0 ≤ L ≤ 1

Чем ближе к единице, тем больше монопольная власть.

Также его можно выразить через понятие эластичности.

L = -1/Ed, где Ed – эластичность спроса фирмы.

 

Условия максимизации прибыли.

Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержкам] производства.

Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС):

MC=MR

Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продук­ции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении сданным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага.

Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска такой, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис. 2).

 

 

Рис.3. Максимизация прибыли фирмой-монополистом.

Как видно из рисунка 3, фирма производит такой объем товара qе, при котором MR = МС. Цена Ре при этом определяется соответствующей точкой E1 на кривой спроса D. Если цена Ре превосходит средние суммарные издержки, т.е. находится выше кривой АТС (рис. 3а), то фирма получает прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.

В том случае, если средние суммарные издержки при выпуске объема товаров qе равны цене (кривая ATС1 на рис. 3б), то фирма полностью покрывает издержки упу­щенных возможностей и имеет нулевую прибыль.

Когда же суммарные издержки на единицу продукции превосходят цену (кривая АТС1 на рис. 3б), фирма-монополист несет убытки (заштрихованная область).

Когда фирма-монополист прибыльна, то она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периодах.

Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объе­мы выпуска продукции.

В долгом периоде фирма монополист максимизирует при­быль, осуществляя производство и реализацию такого количе­ства благ, которое соответствует равенству предельного дохо­да и предельных издержек в долгом периоде.

Q


Ценовая дискриминация – монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

Ø Продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага;

Ø Блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка;

Ø Покупатели или продавцы должны быть идентифицируемы (быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети 20 века А. Пигу. Он различал 3 вида (степени) дискриминации:

1) совершенная дискриминация наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны.

2) ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок (система надбавок или скидок).

3) ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам блага продаются по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем оплачивается им по одинаковой цене.

Антимонопольная политика представляет серию законов, цель которых предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. В России создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Задачи:

1) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

2) предупреждение ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

3) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

В системе экономических отношений выделяют естественные монополии. В России в соответствии с Федеральным законом естественная монополия рассматривается как «состояние товарного рынка при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров». Естественные монополии в России регулируются в следующих сферах:

Ø Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Ø Транспортировка газа по трубопроводам;

Ø Железнодорожные перевозки;

Ø Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Ø Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Практически во всех странах с развитой экономикой осуществляется реформирование естественных монополий, нацеленное на создание конкурентной среды, снижение издержек и цен и в целом на повышение эффективности данных отраслей экономики. В России также проводится реформирование естественных монополий.

 

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – это такая структура рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары – заменители. Монополистическая, так как каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренция, поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары. Основу модели и ее название были разработаны в 1933 году Э. Чемберленом в работе «Теория монополистической конкуренции».

Основные черты:

1) Дифференциация продукции. Может быть основана на:

а) физических характеристиках товара;

б) место расположения;

в) «мнимые» различия.

Кроме того, дифференциация бывает вертикальная и горизонтальная. Вертикальная – по качеству. Горизонтальная – по предпочтениям.

2) Большое количество продавцов (производителей):

- это исключает возможность сговора между фирмами с целью ограничения объема выпуска и повышения цен.

- не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены.

3) Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли, так как существует малый эффект масштаба производства, требуются небольшие первоначальные инвестиции, на рынке уже действуют небольшие предприятия.

Однако требуются дополнительные издержки на усиление дифференциации продукции, и также реклама и стимулирование сбыта.

4) Жесткая неценовая конкуренция

- усиление дифференциации товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям;

- усиление дифференциации товара в области стимулирования сбыта (реклама).

5) Несовершенная информация (на рынке монополистической конкуренции даже абсолютно достоверные рыночные показатели (цены, объемы продаж и т.д.) становятся менее информативными, поскольку товары качественно разнородны).

Условия максимизации прибыли:

В условиях монополистической конкуренции отдельная фирма имеет дело с убывающей кривой спроса (в отличие от совершенной конкуренции), что объясняется дифференциацией продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.136 с.)