Раздел 4 Организация итогового и промежуточного контроля знаний



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4 Организация итогового и промежуточного контроля знаний



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет «Социально-гуманитарный»

Кафедра «История и культурология»

УТВЕРЖДАЮ

И.о. проректора по УР

Н.Н. Шумская

«___»___________2009 г.

Рег. № ____________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине ГСЭ.Ф. Отечественная история

По специальностям, реализуемым в ДГТУ

 

Форма обучения: очная, заочная

Срок освоения ООП: нормативный, сокращенный

Всего учебных часов – (час)

Всего аудиторных занятий – 54 (час)

Из них:

Лекции – 18 (час)

Практические занятия (семинары) – 36 (час)

Всего часов на самостоятельную работу студента – (час)

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

Экзамен

Адреса электронной версии программы: net use f: //pdc/umu/omo

 

Ростов-на-Дону

Лист согласования

 

Рабочая программа по учебной дисциплине «Отечественная история» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям, реализуемым в ДГТУ, и относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

 

Шифр дисциплины по стандарту ГСЭ.Ф

 

Рабочая программа составлена к.ф.н., доцентом Моргачевым В.О., к.и.н., доцентом Ушкаловым В.А., к.и.н., доц. Воскобойниковым С.Г. и к.ф.н., доц. Бабайцевым А.В. Рас­смотрена на заседании кафедры «История и культурология»

 

 

Протокол №… от … 2011г.

 

Зав. кафедрой «История и культурология» _________ Н.В. Шишова

 

Руководитель секций общих

ГСЭ дисциплин методического

совета по базовому образованию

д.ф.н., проф. _____________ Яременко С.Н.

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета

«Социально-гуманитарный» ________________ Н.А. Мамчиц

 

«___» ___________2009 г.

 

 

Начальник

организационно-методическго

отдела ________________ А.И. Азарова

 

«___» ___________2009 г.

Структура и содержание рабочей программы

Пояснительная записка.

 

В Донском государственном техническом университете дисциплины «История» («Отечественная история», «История России») в соответствии с ГОС преподается всем специальностям, реализуемым в данном вузе и проходящим подготовку в рамках двух уровневой системы «бакалавриат – магистратура» на первой ступени «бакалавриат».

Дисциплина «История» («Отечественная история», «История России») имеет своим назначе­нием получение соответствующих базовых знаний по истории России и всеобщей истории, гуманистических ценностей, умений приобретать новые знания, способствующих гуманизации знания профессионального.

Роль дисциплины в подготовке бакалавров заключается в выработке умения выражать и обосновывать свою позицию по вопро­сам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; оценки достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания; способности к диалогу как способу от­ношения к культуре и обществу; умению свободно ориентироваться и само­стоятельно исследовать историческую и социально-политичес­кую литературу.

Это отвечает главной задаче университета - воспитанию все­сторонне образованной личности, творчески овладевающей, профес­сиональными знаниями и сознательно стремящейся к их совершенст­вованию.

При изучении Отечественной истории целесообразно исполь­зовать развивающую методику (проблемная постановка и рассмотре­ние вопросов, поисковый метод, индивидуальные собеседования, нетрадиционные формы семинарских занятий, широкое применение демонстрационных материалов, в том числе слайдов, аудио и видео­средств).

Такая методика ориентирована не только на насыщение учебного процесса научной информацией, но и на развитие интеллектуальных и деятельностных способностей личности.

Раздел 1 Общие положения

1.1. Цели и задачи курса дисциплины «Отечественная история», ее место в учебном процессе, требования к уровню содержания дисциплины.

 

Целью дисциплины является формирование целостного видения исто­рического процесса, изучение исторического места России в мировом сообществе цивилиза­ций, понимание особенностей развития российского со­циума и культуры в сравнении с культурно-историческим опытом разных народов.

Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

- изучать процесс становления и развития российской цивилизации;

- показать условия и процесс образования Древнерусского государства;

- раскрыть значение принятия православного христианства Русью от Византии для изменения нравственного состояния на­рода, его истории и культуры;

- проследить историческое и культурное значение переломных моментов и эпохальных событий в истории России (монгольское нашествие с последующим игом Золотой Орды, объединение Северо-Восточной Руси вокруг Москвы, реформы Петра I, Александра II, революционные события 1905 – 1907 гг. и последовавшие за ними политические и экономические реформы, революционный процесс 1917 г., коллективизация и индустриализация в СССР 1920-х – 1930-х гг., Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., «Оттепель» времен Н.С. Хрущева, эпоха «Застоя» Л.И. Брежнева, Перестройка в СССР М.С. Горбачева, распад СССР 1991 г.), их влияние на дальнейший ход исторического процесса;

- знакомить студентов с особенностями развития отечественной культуры, показать ее самобытность, взаимовлияние с культурами других народов;

- с помощью преподаваемой дисциплины воспитывать чувство патриотизма, любовь к Отечеству, его истории и культуре у студенческой молодежи, создавая при проведении лекционных, семинарских или внеаудитор­ных занятий положительные образы основных исторических событий и главных деятелей отечественной истории и культуры;

- широко знакомить студентов с историко-культурным наследием, углубляя воспри­ятие учебной программы путём проведения лекций-концер­тов, выставок, экскурсий, вечеров-встреч и др.;

- на исторических примерах прививать навыки культурного общения, содействовать фор­мированию эстетических идеалов и культурных ориентиров.

Данная программа ориентирована на обучение в техническом вузе, гарантирует заданный стандартами необходимый уровень. Её характеризует использование новых подходов к изложению учебного мате­риала.

Структура курса ориентирована на деятельность как теорети­ческого, так и прикладного характера, соединение процесса обучения и воспитания. Для этой цели кафедрой предусмотрены:

-лекции-концерты по истории музыкальной культуры в рамках содру­же­ства с консерваторией им. С.В. Рахманинова;

-экскурсии в музеи города;

-проведение Олимпиад, фестивалей искусств, выставок ху­дожественного творчества, университетских студенческих праздни­ков и др.

Такая система и структура дисциплины позволяет влиять на формирова­ние и удовлетворение культурных и познавательных потре­бностей студентов.

Объем учебной дисциплины «Отечественная история», сроки ее изуче­ния определяются учебными планами.

 

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины.

 

Студенты должны знать:

- ключевые понятия и категории исторической науки;

- основные типы цивилизаций и место России в мировом сообществе цивилизаций;

- основные периоды развития отечественной истории и культуры;

- роль православия в становлении и развитии истории России и русской культуры;

- опыт взаимодействия коренных народов России и их культур в ходе исторического процесса;

- основные исторические факты, даты, события и имена исто­рических деятелей.

Студенты должны уметь:

- анализировать вопросы, связанные с местом и ролью России в мировой истории и культуре;

- использовать знания по истории России в своей гражданской и профессиональной ориентации;

- извлекать уроки истории, изучив переломные этапы в отечественной истории;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касаю­щимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- при обращении к изучению актуальных проблем отечественной истории апеллировать к данным других наук: философии, социологии, этнографии, лингвистики, психологии, искусствоведению и т.д.

- оценивать достижения культуры России на основе знания историчес­кого контекста их создания.

Студенты должны иметь представление:

- об отечественной истории и культуре, основных ценностях и достижениях;

- об основах национального самосознания и роли православия в его становлении;

- о диалектике, сложности и неоднозначности развития исторического процесса;

- о сущности, формах и функциях исторического сознания;

- о школах, направлениях исторических исследований;

- о специфике сохранения использования культурного наследия России;

- о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры в контексте исторического процесса.

Основные компетенции базовых дисциплин «История», «История России», «Отечественная история»

Основными общекультурными компетенциями базовых дисциплин «История», «История России», «Отечественная история» являются следующие:

ОК 7.Способность учиться (способность в условиях развития науки и изменяющейся практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовность приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения) (способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знания, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение) (способность к познавательной деятельности);

ОК 14. Способность к анализу и синтезу;

ОК 17. Способность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

ОК 19. Овладение культурой научного мышления, обобщением, синтезом и анализом фактов и теоретических положений.

ОК 25. Способность к проведению библиографической поисковой работы при решении профессиональных и социальных задач.

ОК 33. Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных и социальных задач.

ОК 36. Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

ОК 37. Способность и готовность понимать движущие силы и исторические закономерности, место личности в историческом процессе, политической организации общества.

ОК 39. Умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных и профессиональных общностей и групп в российском социуме.

ОК 42. Руководствуется принципами культурного релятивизма, общественной и этнокультурной этики, предполагающими уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций, отказ от этноцентризма.

ОК 52. Умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний.

ОК 53. Осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека.

ОК 55. Понимание истории становления различных типов культуры, овладение способами освоения и передачи культурного опыта.

ОК 59. Овладение способами формирования идеологии. Освоения и приумножения культуры у учащихся учреждений НПО и СПО, способность оказать помощь в мировоззренческом самоопределении и становлении личности будущего рабочего.

ОК 62. Имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах.

ОК 88. Готов отражать тенденции отечественной и зарубежной культуры в профессиональной деятельности.

Связь с предшествующими и последующими дисциплинами.

Изучению дисциплины «Отечественная история» предшествует изучение дисциплин «Философия» и «Культурология».

Курс «Отечественная история» является одной из учебных в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин и имеет связь с такими дисциплинами, как:

Философия;

Культурология;

Социология;

Политология;

История науки и техники;

Культура делового этикета;

Проблемы самореализации личности.

 

 

Раздел 2 Тематический план и содержание

дисциплины ГСЭ. Ф. История (История России, Отечественная история)

 

ДЕ 1. Введение. Сущность, формы, функции исторического знания.Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

ДЕ 2. Становление Древнерусской государственности.Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза Восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

ДЕ 3. Зрелое средневековье на Руси.Социально-политические изменения в русских землях XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Возвышение Москвы. Специфика формирования единого Российского государства. Формирование сословной системы организации общества.

ДЕ 4. Россия в XVIII веке.Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство.

ДЕ 5. Россия в XIX веке.Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

ДЕ 6. Россия в конце XIX – начале XX века.Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

ДЕ 7. Советская эпоха Отечественной истории.Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-егг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-егг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-егг. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-хгг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.

ДЕ 8. Постсоветская эпоха.Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

 

Раздел (название) Дидактическая единица (название) Тема, литература   Содержание
1. Теория исторической науки ДЕ 1 1. Сущность, формы, функции исторического знания   Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
  ДЕ 2. 2. Становление Древнерусской государственности Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза Восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.
ДЕ 3. 3. Зрелое средневековье на Руси Социально-политические изменения в русских землях XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества.
4. Россия в Новое и Новейшее время   ДЕ 4. 4. Россия в XVIII веке Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство.
ДЕ 5. 5. Россия в XIX веке Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
ДЕ 6.   6. Россия в конце XIX – начале XX века Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
ДЕ 7.   7. Советская эпоха Отечественной истории Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-егг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-егг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-егг. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-хгг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
ДЕ 8. 8. Постсоветская эпоха Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

 

Раздел 3. Распределение бюджета времени по видам занятий

 

3.1 Лекционные занятия

№ рейтингового блока № Дидактической единицы № темы   Объем времени, час
Нормативный срок обучения Сокращенный срок обучения
очная заочная очная заочная
I ДЕ 1 Введение. Сущность, формы, функции исторического знания      
ДЕ 2 Становление Древнерусской государственности.      
ДЕ 3 Зрелое средневековье на Руси.      
ДЕ 4 Россия в XVIII веке.      
II ДЕ 5 Россия в XIX веке.      
ДЕ 6 Россия в конце XIX – начале XX века.      
ДЕ 7 Советская эпоха Отечественной истории.      
ДЕ 8 Постсоветская эпоха.      
Всего по курсу 18 часов

3.2 Семинарские занятия

№ рейтингового блока № Дидактической единицы № темы   Объем времени, час
Нормативный срок обучения Сокращенный срок обучения
очная заочная очная заочная
    Водный семинар      
I ДЕ 1 Введение. Сущность, формы, функции исторического знания      
ДЕ 2 Становление Древнерусской государственности.      
ДЕ 3 Зрелое средневековье на Руси.      
ДЕ 4 Россия в XVIII веке.      
II ДЕ 5 Россия в XIX веке.      
ДЕ 6 Россия в конце XIX – начале XX века.      
ДЕ 7 Советская эпоха Отечественной истории.      
ДЕ 8 Постсоветская эпоха.      
Всего по курсу      

3.3 Самостоятельная работа студентов

 

№ п.п. Вид самостоятельной работы Объем времени, час Рекомендуемая литература
Нормативный срок обучения Сокращенный срок обучения
очная заочная очная заочная
Подготовка к практическим занятиям         7.4.1, 7.4.2, 7.4.3, 7.4.4
Самостоятельное изучение тем теоретического курса         7.1.1, 7.1.2, 7.1.5, 7.3.2, 7.3.6, 7.3.10, 7.3.11
Подготовка контрольной работы         7.5.1, 7.5.2, 7.5.3 – 7.5.6
Подготовка к рубежному контролю         7.1.1, 7.4.2, 7.3.6, 7.3.8.
Подготовка к экзамену         7.3.2 - 7.3.4, 7.3.7, 7.3.9-7.3.11
Всего          

 

Комплект тестовых заданий

 

ДЕ 4 «Россия в XVIII в.»

ДЕ4-1. Определите последовательность событий истории России ХVIII века:

1. окончание Северной войны

2. основание Темерницкой таможни (Ростова-на-Дону)

3. смерть патриарха Адриана

4. Кючук-кайнарджийский мир

5. начало восстания под руководством Е. Пугачёва в России

 

ДЕ4-2. Как называлась политика Петра I, направленная на поддержку отечественного предпринимательства?

1) благотворительность 3) протекционизм

2) просвещенный абсолютизм 4) секуляризация

 

ДЕ4-3. Казачий Дон «обязан» Петру I многими нововведениями, нарушившими прежний уклад жизни. Какое нововведение указано неверно?

1) перенесение столицы казачества из станицы Черкасской в г. Новочеркасск (его основание)

2) превращение казаков в служилое сословие, в особый вид иррегулярных царских войск.

3) подчинение донских церквей Воронежской епархии

4) введение института наказных атаманов, утверждаемых царем, а не на казачьем круге

 

ДЕ4-4. М.В. Ломоносов (1711-1764 гг.) – первый русский академик. Какое научное открытие, изобретение НЕ было им сделано?

 

1) закон о сохранении материи и движения

2) открытие атмосферы на Венере

3) создание модели первой паровой машины

4) создание устройств для борьбы с грозовыми разрядами

5) учение о теплоте как о молекулярном движении

 

.ДЕ4-5. Выберите из данного списка имена сподвижников Петра Великого.

 

1. А. Д. Меншиков

2. П. А. Зубов

3. Ф. Лефорт

4. П. А. Толстой

5. А. В. Суворов

6. А. А. Безбородко

7. Б. П. Шереметев

8. Ф. Прокопович

9. И. И. Шувалов

10. М. И. Кутузов


 

ДЕ4-6. Выберите из данного списка названия государственных учреждений, созданных при Петре Великом.

 


1. Министерства

2. Земские Соборы

3. Коллегии

4. Священный Синод

5. Государственная Дума

6. Адмиралтейство

7. Царскосельский Лицей

8. Боярская Дума

9. Кунсткамера

10. Правительствующий Сенат

 

ДЕ4-7. Выберите из данного списка названия сражений, которые дал и выиграл А. В. Суворов.


1. Канны

2. Аустерлиц

3. Фокшаны

4. Рымник

5. Бородино

6. Измаил

7. Гавгамелы

8. Полтава

9. Треббия

10. Нови

 

ДЕ4-8. Выберите из данного списка названия государств, которые были главными внешнеполитическими противниками России в 18 в.

 


1. США

2. Испанское королевство

3. Османская Империя

4. Шведское королевство

5. Урарту

6. Французская Империя

7. Британская Империя

8. Византийская Империя

9. Селевкидское царство

10. Речь Посполитая

 

ДЕ4-9. Выберите из данного списка имена людей, которые руководили войнами против России в 18 вв.

 


1. Карл XII

2. Фридрих Великий Прусский

3. Стефан Баторий

4. Хан Батый

5. Улисс Грант

6. Станислав Лещинский

7. Симон Боливар

8. Темник Мамай

9. Наполеон Бонапарт

10. Осман-паша

 

ДЕ4-10. Даты и события российской истории. Правители России 18-го века. Установите правильные соответствия вариантов левого и правого столбцов.

 


1. 1725-1727 гг.

2. 1727-1730 гг.

3. 1730-1740 гг.

4. 1740-1741 гг.

5. 1741-1761 гг.

 

А. Елизавета Петровна

Б. Иван Антонович

В. Анна Ивановна

Г. Пётр 2-й

Д. Екатерина 1-я

 

ДЕ4-11. Даты и события российской истории. Установите правильные соответствия вариантов левого и правого столбцов.

 


1. 1703 г. А. Присоединение Крыма к России

2. 1725 г. Б. Облегчение служебной повинности дворян

3. 1736 г. В. Основание Санкт-Петербурга

4. 1767-1768 гг. Г. «Учреждение об Императорской Фамилии»

5. 1783 г. Д. «Наказ» Екатерины, Уложенная Комиссия

6. 1797 г. Е. Учреждение Академии наук

 

ДЕ4-12. Даты и события российской истории. Установите правильные соответствия вариантов левого и правого столбцов.

 


1. 1709 г.

2. 1721 г.

3. 1755 г.

4. 1762 г.

5. 1773-1775 гг.

6. 1799 г.

 

А. Пугачёвское восстание

Б. Итальянский и швейцарский походы Суворова

В. Победа под Полтавой

Г. Учреждение Святейшего Правительствующего Синода

Д. Основание Московского университета

Е. Манифест о вольности дворянству

 

 

ДЕ 5. «Россия в XIX в.»

 

ДЕ5-1. Русский поэт XIX века _______________, несмотря на сложные взаимоотношения с царским правительством, является автором следующих строк:

 

«Увижу ль я народ мой просвещённый

и рабство, падшее по мании царей…»

(Укажите пропущенную его фамилию)

 

ДЕ5-2. Выберите из данного списка названия типов учебных заведений, существовавших в России в 19-м веке.

 


1. Риторическая школа

2. Духовная Академия

3. Университет

4. Рабфак

5. Мусейон

6. Церковно-приходская школа

7. Технический университет

8. Платоновская Академия

9. Кадетский корпус

10. Реальное училище

 

ДЕ5-3. Выберите из данного списка названия типов учебных заведений, существовавших в России в 19-м веке.


1. Духовная семинария

2. Юнкерское училище

3. Риторическая школа

4. Гимназия

5. Рабфак

6. Технический университет

7. Лицей

8. Институт благородных девиц

9. Мусейон

10. Перипатетическая школа

 

ДЕ5-4. Выберите из данного списка имена участников движения декабристов.

 


1. М. М. Сперанский

2. К. Ф. Рылеев

3. И. И. Пущин

4. М. А. Милорадович

5. Н. А. Бестужев

6. А. Ф. Орлов

7. С. П. Трубецкой

8. Г. С. Батенков

9. Д. В. Давыдов

10. М. Ю. Лермонтов


 

ДЕ5-5. Выберите из данного списка имена участников движения декабристов.

 


1. Н. С. Мордвинов

2. А. Х. Бенкендорф

3. П. И. Пестель

4. П. Г. Каховский

5. В. К. Кюхельбекер

6. Н. П. Романов

7. А. А. Бестужев

8. А. И. Якубович

9. Н. М. Карамзин

10. И. А. Крылов

 


 

.ДЕ5-6. Даты и события российской истории. Установите правильные соответствия вариантов левого и правого столбцов.


1803 г.

1807 г.

1809 г.

1825 г.

1833 г

1851 г.

 

 

А. Указ о вольных хлебопашцах

Б. Первая в России железная дорога

В. Присоединение Финляндии

Г. Полное Собрание законов Российской Империи

Д. Тильзитский мир с Наполеоном

Е. Восстание декабристов


 

ДЕ 5-7. Выберите из данного списка фамилии русских мыслителей 19-го в., разделявших идеи славянофильства.

 


1. И.В. Киреевский

2. К. Н. Батюшков

3. П.Я. Чаадаев

4. В.Г. Белинский

5. А.И. Кошелев

6. А. С. Хомяков

7. А. И. Герцен

8. К. Ф. Рылеев

9. М. М. Сперанский

10. К.С. Аксаков

 

ДЕ5-8. Выберите из данного списка фамилии русских мыслителей 19-го в., разделявших идеи западничества.

 

 

1. И.В. Киреевский

2. М.И. Кутузов

3. Б.Н. Чичерин

4. И.А. Крылов

5. Ф.М. Достоевский

6. В.Г. Белинский

7. М.А. Бакунин

8. Ю.Ф. Самарин

9. И.С. Тургенев

10. Т.Н. Грановский

 

ДЕ5-9. Выберите из данного списка идеи, характерные для русского славянофильства 19-го века.

 

1. Положительная оценка петровских реформ

2. Универсальность европейского пути развития

3. Общеславянская федерация под эгидой России

4. Самобытность России как особого культурного типа

5. Крепостное право необходимо отменить по религиозно-этическим соображениям

6. Самодержавие, советующееся с народом через Земские Соборы

7. Единство человеческой культуры

8. Конституционная монархия английского типа

9. Абсолютизация правового начала в культуре

10. Отрицательная оценка петровских реформ

 

ДЕ5-10. Выберите из данного списка идеи, характерные для русского западничества 19-го века.

1. Положительная оценка петровских реформ

2. Универсальность европейского пути развития

3. Общеславянская федерация под эгидой России

4. Самобытность России как особого культурного типа

5. Крепостное право необходимо отменить по правовым и социально-экономическим соображениям

6. Самодержавие, советующееся с народом через Земские Соборы

7. Единство человеческой культуры

8. Конституционная монархия английского типа

9. Абсолютизация нравственного начала в культуре

10. Отрицательная оценка петровских реформ

 

ДЕ5-11. Оперу "Борис Годунов" написал

 

1. М.И. Глинка

2. Д.С. Бортнянский

3. Н.А. Римский-Корсаков

4. А.П. Бородин

5. М.П. Мусоргский

ДЕ5-13. Даты и события российской истории. Установите правильные соответствия вариантов левого и правого столбцов

 


1. 1861 г.

2. 1864 г.

3. 1874 г.

4. 1881 г.

5. 1892 г.

 

А. Покорение Западного Кавказа

Б. Всеобщая воинская повинность

В. Отмена крепостного права

Г. Заключение русско-французского военного союза

Д.Убийство Александра II.


 

ДЕ5-12. Распределите данные варианты по разделам (А, Б, В).

 

Эти события:

 


1. Реформы П.Д. Киселева

2. Отмена крепостного права

3. Составления Свода Законов Российской империи

4. Русификация окраин

5. Судебные реформы

6. Учреждение крестьянского банка


 

Произошли в годы правления… А. Николая I; Б. Александра II;

В. Александра III;

 

ДЕ5-13. Распределите данные варианты по разделам (А, Б, В).

 

Эти общественные деятели:

 


1. П. Н. Ткачёв

2. К. П. Победоносцев

3. К. Н. Леонтьев

4. М. А. Бакунин

5. Б. Н. Чичерин

6. С. М. Соловьёв


 

Принадлежали к числу… А. Консерваторов; Б. Либералов;

В. Радикалов, революционеров.

 

ДЕ5-14. Выберите из данного списка имена членов террористической революционной организации «Народная воля».

 

1. П.И. Пестель

2. О. Бланки

3. Н.А. Рысаков

4. А.И. Желябов

5. А.И. Ульянов

6. С.Л. Перовская

7. И. Гриневицкий

8. Э. Че Гевара

9. В.И. Ульянов

10. Н.Н. Кибальчич

11. В.Н. Фигнер

12. Л.Д. Троцкий

 

ДЕ5-15. Выберите из данного списка фамилии русских исторических деятелей 19-го в., разделявших идеи позднего славянофильства.

 

1. А.И. Герцен

2. И.С. Аксаков

3. К.Д. Кавелин

4. Н.Я. Данилевский

5. К.Н. Леонтьев

6. П.Л. Лавров

7. Ф.М. Достоевский

8. П.А. Кропоткин

9. Н.Н. Страхов

10. Д.И. Писарев

 

ДЕ5-16. Оперу "Евгений Онегин" написал

 

A. С.В. Рахманинов

Б. П.И. Чайковский

В. Н.А. Римский-Корсаков

Г. С.П. Прокофьев

Д. М.П. Мусоргский

 

ДЕ5-17. Известные деятели русской культуры и сферы их профессиональной деятельности. Установите правильные соответствия между вариантами левого и правого столбцов.

 

1. В. И. Даль

2. И. И. Мечников

3. Н. М. Пржевальский

4. А. Г. Столетов

5. Б. Н. Чичерин

А. Физик

Б. Географ, путешественник

В. Физиолог

Г. Правовед

Д. Лексикограф

Ключи к тестам

 

ДЕ 4 «Россия в XVIII в.»

ДЕ4-1. 31254

 

ДЕ4-2. 3.

 

ДЕ4-3. 1.

 

ДЕ4-4. 3.

 

.ДЕ4-5. 1, 3, 4, 7, 8.


 

ДЕ4-6. 3, 4, 6, 9, 10.

 

ДЕ4-7. 3, 4, 6, 9, 10.

 

ДЕ4-8. 3, 4, 6, 7, 10.

 

ДЕ4-9. 1, 2, 6, 9, 10

 

ДЕ4-10. А – 5, Б – 4, В – 3, Г – 2, Д – 1.

 

ДЕ4-11. А – 5, Б – 3, В – 1, Г – 6, Д – 4, Е – 2.

 

ДЕ4-12. А – 5, Б – 6, В – 1, Г – 2, Д – 3, Е – 4.

 

 

ДЕ 5. «Рос



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.043 с.)