Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания и программа профессиональной практики

Поиск

Методические указания и программа профессиональной практики

для студентов специальности «Учет и аудит»

(очного и заочного обучения).

Г.Уральск – 2015г.

 

 

Рецензент

к.э.н., профессор ЗКАТУ имени Жангир хана Шамгонов А.Ш.

 

 

Методические указания и программа профессиональной практики для студентов специальности «Учет и аудит» (очного и заочного обучения), Уральск, 2015.

 

Авторы:к. э.н., доцент Искакова Б.Г., к.э.н., доцент Ерниязов Р.А., ст. преподаватель Калекешева Х.Х., м.э.н., ст. преподаватель Рахметкалиева Г.К.

 

 

Методические указания и программа профессиональной практики для студентов специальности «Учет и аудит» (очного и заочного обучения) обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Экономика и менеджмент».

протокол № _____от__ «»_____ _____2015 года.

 

Методические указания и программа профессиональной практики для студентов специальности «Учет и аудит» (очного и заочного обучения) одобрено и рекомендовано к изданию методической комиссией факультета «Языков и менеджмента» Западно-Казахстанс- кого инновационно –технологического университета.

протокол № _____от__ «»__________2015 года.

 

Раздел 1. Методические указания по практике

Цель и задачи практики

Профессиональная практика по бухгалтерскому учету, аудиту и анализу проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях с целью углубления знаний, полученных в университете, приобретенных практических навыков в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита с применением современной компьютерной техники.

Профессиональная практика осуществляется в бухгалтерии организации и является неотъемлемой составной системы подготовки специалистов.

Целью практики является:

- закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

- изучение организации, содержания, назначения учетно-аналитической работы на предприятиях, фактическое применение основных нормативных документов;

- получение навыков работы с первичной документацией;

- приобретение опыта и навыков самостоятельной работы на рабочем месте бухгалтера;

- выработка навыков самостоятельного критического суждения о состоянии учета и экономического анализа, обобщение передового опыта, разработка перспективных направлений их развития и совершенствования;

- освоение способов оценок результатов производственно-хозяйственной деятельности;

- получение навыков научно-исследовательской работы;

- сбор практического материала для выполнения дипломной работы.

В соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра по специальности «Учет и аудит» студенты должны за время практики приобрести и закрепить навыки профессиональной деятельности по обучаемой специальности.

В период практики студент подбирает фактический материал для выполнения дипломной работы.

В процессе прохождения профессиональной практики студент обязан:

- ознакомиться с организационной структурой предприятия, технологией и основными функциями главных производственных и управленческих подразделений; составить краткую технико-экономическую характеристику организации;

- углубить знания и усилить практические навыки в области бухгалтерского учета, автоматизации учетно-вычислительных работ, экономического анализа и аудита.

Для этого необходимо:

1) изучить организацию бухгалтерского учета предприятия; построение учетной структуры, форм бухгалтерского учета, автоматизации документооборота, форм аналитического учета; описать действующую организацию и технику учета; внести предложения по их усовершенствованию;

2) участвовать в работе бухгалтерии с наличием рабочих мест в отделах; учета основных фондов, учета материальных ценностей, учета труда и заработной платы, учета производства и калькулирования себестоимости продукции и др.;

3) ознакомиться с организацией и техникой бухгалтерского учета в общем, отделе бухгалтерии, а также денежных, расчетных и кредитных операций, учета уставного, резервного капитала и финансовых результатов, учета капитальных вложений и др.;

4) изучить состав, содержание и технику составления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, порядок ее рассмотрения и утверждения; ознакомиться на конкретном участке бухгалтерии с ведением учета с использованием компьютерной техники.

Объектом профессиональной практики могут быть организации и индивидуальные предприниматели, независимо от форм собственности, занимающиеся предпринимательской деятельностью и являющиеся хозяйствующими субъектами. К их числу относится субъекты малого, среднего и крупного бизнеса в формах: АО, ТОО, ПК, СП, фирмы, ассоциации, объединения и компании.

С базами практики заключаются юридически оформленные договора, где оговариваются ответственности и обязанности сторон.

Студент - практикант на время практики может трудоустроиться и быть зачислен штатно или внештатно на вакантную должность по профилю своей специальности.

Согласно Правил организации обучения по дистанционной форме в организациях образования (п.32) практику обучающиеся проходят в виртуальных лабораториях удаленного доступа, в IT- компаниях или в организациях, обладающих информационными ресурсами.

До начала профессиональной практики проводится собрание студентов с обязательным присутствием преподавателей, руководителей практики. На собрании излагается содержание практики, его задачи, время прохождения практики и порядок отчетности по практике. Непосредственным руководителем практики от руководства является руководитель данного подразделения. Он обязан организовать практику в соответствии с утвержденной программой, перемещать студентов по рабочим местам в соответствии с составленным календарным планом работы, обеспечить нормальные рабочие и бытовые условия для студентов практикантов. Организация и учебно - методическое руководство профессиональной преддипломной практикой студентов со стороны университета осуществляется кафедрой «Экономики и менеджмента», которая назначает руководителей – преподавателей. Назначенный академией преподаватель обязан:

- совместно с руководителем практики разработать календарный график работы студентов на каждом предприятии;

- консультировать студентов по вопросам практики, ведения дневников и составления отчета;

- через руководство предприятия принимать необходимые меры по созданию студентам необходимых условий;

- проверять качество работы студентов, контролировать выполнение календарных графиков.

Руководитель практики от предприятия обязан:

- осуществлять квалифицированное руководство и обеспечить каждого студента рабочим место;

- дать необходимые разъяснения практикантам и требовать своевременного и доброкачественного выполнения ими задания;

- по окончании практики дать письменную характеристику каждому практиканту и заверить составленный им отчет.

Студент обязан:

- явиться на место практики точно в указанный срок, установленный для начала практики;

- строго соблюдать на предприятии действующие правила внутреннего распорядка и требования трудового законодательства;

- выполнять указания своего руководителя практики от предприятия и программу практики в соответствии с календарно-тематическим графиком;

- вести дневник по установленной форме и производить записи в отчете о прохождении практики;

- изучить инструктивные и нормативные материалы по организации и методологии бухгалтерского учета и аудита.

Примерная продолжительность работы студентов над отдельными вопросами программы практики и последовательность их изучения определяются в соответствии с прилагаемыми примерным календарно-тематическим планом.

Конечным итогом профессиональной практики является написание отчета с разработкой студентами конкретных предложений по совершенствованию учета, анализа хозяйственной деятельности и повышению эффективности работы организации, где проводилась практика.

Раздел 2. Содержание профессиональной практики

Тема 1. Содержание учетно-операционной работы в банке.

Необходимо: ознакомиться с содержанием учетно-операционной работы в банке:

прием и проверка правильности денежных документов от клиентов банка; подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете; контроль над своевременностью платежей; оперативный учет поступления денежных средств и платежей; учет данных для регулирования задолженности по банковским ссудам; контроль над зачислением денежных средств и др.

Студенту необходимо ознакомиться со следующими документами, изучить их, представить приложения к отчету:

- мемориальные документы (платежные поручения, требования-поручения, расчетные чеки, авизо (сообщение) о зачислении или списании средств со счетов клиентов, аккредитивы и др., а также мемориальные ордера для оформления начисленных процентов (вознаграждения) по выданным ссудам, начисления заработной платы и различных начислений на нее при учете различных хозяйственных расходов, полученных доходов и прибыли.

- лицевые счета клиентов.

- баланс банка за операционный день.

- оформление мемориальных документов за операционный день в папку (подбор документов, сшив документов, ленточка подсчета сумм мемориальных документов).

- карточка № 2 (для учета платежных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на счете клиента).

- карточка № (для учета срочных обязательств по выданным клиентам краткосрочным кредитам (ссудам)).

Преддипломная практика

Для подготовки и написания дипломной работы (проекта) образовательно-профессиональной программой предусматривается преддипломная практика. Содержание преддипломной практики определяется темой дипломной работы.

Продолжительность преддипломной практики определяется количеством кредитов, отведенных на прохождение практик в соответствии с Типовым учебным планом специальности 5В050800-«Учет и аудит»

По специальности «Учет и аудит» преддипломная практика как по цели, задачам, содержанию, так и по времени проведения совпадает с производственной практикой. Научное руководство преддипломной практикой осуществляет научный руководитель дипломной работы.

 

Содержание преддипломной практики.


В период практики студент подбирает фактический материал для выполнения дипломной работы. Тема дипломной работы определяется с учетом ее актуальности и возможности выполнения по материалам базы преддипломной практики. Желательно, чтобы при выполнении избранной темы был получен заказ от базы практики. Подбор, систематизация и обработка фактического материала к дипломной работе проводятся в соответствии с выданным студенту заданием в сроки, согласованные с научным руководителем дипломной работы.

Студенты при прохождении практики обязаны:

‒ полностью выполнять программу практики и индивидуальные задания, выданные преподавателем-руководителем практики;

‒ подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего распорядка;

‒ нести ответственность за выполнение работы и за её результаты наравне со штатными работниками предприятий;

‒ вести ежедневные записи в своих дневниках о характере выполненной работы в течение дня и к концу рабочего дня представлять дневник для проверки руководителю практики;

‒ представлять руководителю практики письменный отчёт о выполнении всех заданий и сдать зачёт по практике.

В ходе преддипломной практики студент должен в соответствии с выбранной темой дипломной работы ознакомиться с действующими нормативными и методическими документами, с годовыми финансовыми отчетами, первичными учетными документами, бухгалтерскими регистрами и другими аналитическими данными, обработать полученную информацию и дать рекомендации по улучшению хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание дипломной работы определяется спецификой того предприятия, на котором проводится преддипломная практика. Студенту необходимо сконцентрировать внимание на сборе, систематизации и обработке информации для дипломной работы. Количество времени, необходимое для более детального исследования практики учета на конкретных участках, практикант определяет самостоятельно с учетом рекомендаций научного руководителя по написанию дипломной работы.

В ходе преддипломной практики студент должен изучить организационные и технологические особенности предприятия – базы практики, выявить возможные проблемы или недостатки.

Обязательному изучению подлежат:

‒ приказ об учётной политике предприятия;

‒ рабочий план счетов;

‒ организация документооборота на предприятии;

‒ бухгалтерская отчётность организации за последние три финансовых года;

‒ другие объекты исследования, которые определяются студентом самостоятельно с учётом темы дипломной работы и особенностей исследуемого предприятия.

Особое внимание автор должен обратить на вопросы изучения затрат: их поведение, учёт и классификацию, роли управленческого учёта в процессе принятия управленческих решений.

Кроме того, особое внимание следует обратить на изучение нормативных актов и изменений в них, а также новых литературных источников по вопросам бухгалтерского учёта, анализа и аудита.

Индивидуальная программа преддипломной практики разрабатывается студентом самостоятельно с учётом требований и пожеланий научного руководителя и отражается в индивидуальном календарно-тематическом плане работы студента на период прохождения практики.

Раздел 3. Порядок составления отчета по профессиональной практике

В период прохождения практики студент должен полностью выполнить задания, предусмотренные календарным планом и программой. Рабочий день практиканта определяется распорядком дня соответствующих отделов.

Студент обязан изучить и неукоснительно выполнять действующие на базе практики правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, а также ему необходимо заполнить комплект форм годового отчета данными анализируемого предприятия и собрать материалы по указанию деканата. Студент обязан ежедневно вести дневник, в котором должны записываться необходимые цифры материалы, краткое содержание выполненных работ. В дневнике должно быть отражено, в какие дни, на каком месте студент работал. Из дневника также должно быть видно, в чем состояла работа, велась ли она самостоятельно и, по возможности, в каком объеме выполнена. Дневник заполняется аккуратно чернилами. Запись в дневнике ежедневно заверяется подписью руководителя практики от предприятия, под наблюдением которого выполнена описанная работа.

При завершении работы на рабочем месте руководитель практики от предприятия проверяет степень овладения студентом практических навыков, дает характеристику, где ставит оценки и вносит свои замечания о работе студента.

Характеристику о прохождении практики студентом составляют на том предприятии или в организации, где студент собирает материал к отчёту по практике. Характеристика заверяется подписью ответственного лица: главным бухгалтером, руководителем и печатью предприятия (организации).

В характеристике должны найти отражение умение студента применять теоретические знания, объём выполнения программы и практики, имеющиеся недостатки в теоретической подготовке студента, оценка работы студента-практиканта в целом.

После окончания практики дневник и характеристика заверяется подписью руководителя практики и оттиском печати предприятия. О результатах практики студент-практикант составляет отчет. Этот отчет подготавливается в процессе прохождения практики по каждому разделу таким образом, чтобы к сроку окончания практики было закончено и составление отчета.

Без дневника отчет на кафедру не принимается. Отчет о прохождении практики должен содержать краткую характеристику предприятия, изложение вопросов организации и постановки учета по изученным темам, последовательность, способы выполнения и взаимная связь хозяйственных операций, подлежащих отражению в учете, иллюстрации оформления хозяйственных операций типовыми документами первичного учета.

По окончанию практики в деканат должны быть предоставлены письменный отчет о выполнении всех заданий, полностью оформленный дневник и характеристика, подписанные непосредственным руководителем практики от организации.

Отчет о практике составляется по следующей примерной схеме:

- краткая характеристика организации, на которой проходила практика (наименование, организационная структура, объем и характер деятельности);

- описание организации, форм и методов бухгалтерского учета на предприятии по отдельным разделам программы практики (с приложением всех необходимых документов и реестров).

Отчет о практике переписывается или перепечатывается, титульный лист оформляется в соответствии с приложением. В конце отчета прилагаются материалы самостоятельно выполняемых работ (формы документов, расчеты, таблицы с полученными данными, перечень инструкций и других ведомственных материалов, используемых в работе, и т.п.).

Объем каждого отчета – не более 100 страниц, в том числе текстовой части- не более 50 страниц. Все страницы, включая приложения, должны быть пронумерованы и сшиты (переплетены). Отчет должен быть написан четким и деловым языком, грамматические и синтаксические ошибки в тексте не допускаются.

Оформление отчета по профессиональной практике производится в следующей последовательности:

  1. Титульный лист.
  2. Дневник
  3. Характеристика руководителя практики от организации, заверенная печатью.
  4. Текстовая часть отчета (не более 50 машинописных страниц).
  5. Приложения (формы документов, графики, расчеты, аналитические таблицы, Продукт компьютерной обработки учетно-экономической информации ит.д.).

В текстовой части отчета необходимо делать ссылки на соответствующие приложения.

Если имеются акты на внедрение рекомендаций, подписанные студентом и главным бухгалтером организации, то они размещаются после характеристики. Акт должен быть завершен печатью организации.

Готовый отчет по практике подписывается студентом-практикантом и руководителями практики от деканата учета и менеджмента и организации. Все документы (титульный лист, характеристика, дневник) должны быть заверены печатями базы практики. Порядок оформления титульного листа, календарно-тематического плана, дневника, характеристики даны в приложении 1 – 5.

По окончанию практики студент защищает отчет с дифференцированной оценкой, в комиссии, назначенной деканом. В состав комиссии входит один из преподавателей, ведущих специальные курсы, на базе которых проводится практика, руководитель практики от кафедры и по возможности руководитель практики от предприятия.

При оценке итогов работы студента на практике применяется во внимание характеристика, данная ему руководителем практики от предприятия.

При оценке работы студента во время производственной практики принимается во внимание:

- характеристика руководителя практики от предприятия (организации, учреждения);

- деятельность студента в период практики (степень пол­ноты выполнения программы,

- овладение профессио­нальными основными навыками;

- содержание и качество оформления отчета, полнота за­писей в дневнике;

- качество доклада и ответы студента на вопросы во время защиты отчета.

Основные критерии оценки практики:

- аккуратно и правильно оформлены все необходимые до­кументы;

- положительная характеристика непосредственного руко­водителя практики от предприятия, учреждения, организации;

- правильное и исчерпывающее обоснование выдвигаемых тезисов и предложений, чёткая и ясная логика рассужде­ний;

- четкие и грамотные ответы на вопросы, задаваемые чле­нами комиссии на этапе защиты отчета по практике;

- содержание и качество оформления отчета, полнота за­писей в дневнике.

Подведение итогов преддипломной практики

Итоги преддипломной практики подводятся на защите отчетов, порядок и сроки организации которой определяет выпускающая кафедра «Экономика и менеджмент».

По итогам преддипломной практики студенты представляют на кафедру отчет, который проверяется руководителем практики и защищается перед комиссией, созданной распоряжением заведующего кафедрой. Результаты защиты отчета оцениваются дифференцированным зачетом по установленной балльно-рейтинговой буквенной системе оценок.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику. В отдельных случаях ректор университета может рассматривать вопрос о дальнейшем пребываний студента в ВУЗе.

Западно-Казахстанский инновационно –технологический университет

 

 

 

Кафедра

«Экономики и менеджмента»

 

ОТЧЕТ

О производственной практике студента по специальности

«Учет и аудит»

 

(Ф.И.О. студента)

Место практики________________________________________________________________________________________________

(наименование предприятия)

 

Руководитель практики от организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРАЛЬСК – 2015г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарный план-график производственной практики по

Бухгалтерскому учету.

Студент_________________________________группы___________курса___________

 

1. Место практики__________________________________________________

2. Почтовый адрес предприятия_______________________________________

3. Руководитель практики от предприятия______________________________

4. Календарный план прохождения профессиональной практики.

 

Рабочее место Наименование тем По плану Фактически
      Кол-во дней Дата Кол-во дней Дата
             
             
             
             
             
             

 

 

Подписи: (заверяется печатью предприятия)

Руководитель от предприятия ________________________

 

Примечание: календарный план заполняется, на основании тематического плана и его фактического выполнения.

 

Приложение 3

Западно-Казахстанский инновационно –технологический университет

 

 

Кафедра

«Экономики и менеджмента»

 

ДНЕВНИК

о прохождении__________________________________________________ практики

студента _______________________ курса______________ группы

_______________________________ формы обучения

специальности_______________________________________________

 

(Ф.И.О. студента)

 

Место прохождения практики_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование организации, предприятия)

 

Содержание дневника

Дата Содержание работы Примечание
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Руководитель практики от предприятия

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

___________________________

(подпись)

М.П. «____» _________________ 200__г.

 

Приложение 4

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

 

на студента

______курса, _________группы, специальности _______________

 

__________________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

прошедшего ______________________________________практику в_________________

 

____________________________________________________________________________

(наименование организации, учреждения, предприятия)

 

 

Руководитель практики от предприятия _______________________________

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

_____________________

(подпись)

 

 

М.П. «_______» ____________________ 200_ г.

 

Примерное содержание характеристики руководителя

ОТЧЕТ

По прохождению преддипломной практики студента по специальности «Государственное и местное планирование»

Ашикпаев Азиз Жумагельдыевич

 

 

 

 

Место прохождения: ГУ «Управление координации занятости и социальных программ»

 

 

 

 

 

 

Руководитель преддипломной практики:

__________________Федорченко Л.В

 

УРАЛЬСК – 2016г.

 

Методические указания и программа профессиональной практики

для студентов специальности «Учет и аудит»

(очного и заочного обучения).

Г.Уральск – 2015г.

 

 

Рецензент

к.э.н., профессор ЗКАТУ имени Жангир хана Шамгонов А.Ш.

 

 

Методические указания и программа профессиональной практики для студентов специальности «Учет и аудит» (очного и заочного обучения), Уральск, 2015.

 

Авторы:к. э.н., доцент Искакова Б.Г., к.э.н., доцент Ерниязов Р.А., ст. преподаватель Калекешева Х.Х., м.э.н., ст. преподаватель Рахметкалиева Г.К.

 

 

Методические указания и программа профессиональной практики для студентов специальности «Учет и аудит» (очного и заочного обучения) обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Экономика и менеджмент».

протокол № _____от__ «»_____ _____2015 года.

 

Методические указания и программа профессиональной практики для студентов специальности «Учет и аудит» (очного и заочного обучения) одобрено и рекомендовано к изданию методической комиссией факультета «Языков и менеджмента» Западно-Казахстанс- кого инновационно –технологического университета.

протокол № _____от__ «»__________2015 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.011 с.)