Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономической модернизации

Поиск

план

1. Контрреформы Александра III.

2. Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XIX – начале XX вв. Предпосылки революции 1905-1907 гг.

 

Источники:

Из Манифеста Александра III о незыблемости самодержавия 29 апреля 1881 г.; Из указа о выкупе наделов, оставшихся еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами 28 декабря 1881 г.; Из записки К.П.Победоносцева Александру III // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.306-308.

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

Литература дополнительная

1. Ананьич Б.Н., Беляев С.Г. История предпринимательства в России. Кн.2. Вторая половина XIX-начала XX в. М., 2001.

2. Бокарев Ю.П. Еще раз о темпах роста промышленного производства в России в конце XIX – начале XX в. // Отечественная история. 2006. № 1.

3. Боханов Ю.П. Крупная буржуазия России. Конец XIX в. – 1914 г. М., 1992.

4. История России XIX – начала XX века: Учебник для вузов / Под ред. В.А.Федорова. Изд.4. М., 2006.

5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

6. Пушкарев С.Г. Россия. 1801-1917: власть и общество. Учебное пособие. М., 2001.

 

Рефераты (учебные сообщения):

«Царь-миротворец»: Исторический портрет Александра III.

Литература:

1. Боханов А. Император Александр III. М., 2004.

2. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

3. Еремина М.В. Царствование Александра III. М., 2007.

4. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

5. Семанов С.Н. Александр III // Великие государственные деятели России. М., 1996.

6. Чернуха В.Г. Александр III: исторический портрет // Вопросы истории. 1992. № 11-12.

 

Идеолог реакции: К.П.Победоносцев и его деятельность.

Литература:

1. Ананьич Б., Чернуха В. Партия контррефором. Третье поколение реформаторов. 1890-1900 // Родина. 1992. № 2.

2. Гусев В.А. К.П.Победоносцев – русский консерватор-государственник // Социально-политический журнал. 1992. № 11-12.

3. Новиков А.В. Российские консерваторы и самодержавие (середина XIX – начало XX века). М., 2002.

4. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и власть в эпоху Александра III. М., 1996.

5. Сергеев С.М. Константин Петрович Победоносцев // Великие государственные деятели России. М., 1996.

 

«Русский Бисмарк»: С.Ю.Витте – государственный деятель и дипломат.

Литература:

1. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 1999.

2. Боханов А. «Русский Бисмарк» // Родина. 1996. № 2.

3. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

4. Карелин А., Степанов С. С.Ю.Витте – финансист, политик, дипломат. М., 1998.

5. Карелин А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовая реформа конца XIX – начала XX вв. // Отечественная история. 1999. № 3.

6. Шишов А.В. Витте. Финансовый гений последних Романовых. М., 2004.

 

Объясните значение терминов:

земские участковые начальники, империализм, монополия, картель, синдикат, трест, социал-демократы, большевики, меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры).

 

Оцените деятельность следующих личностей:

Александр III, К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков, С.Ю.Витте, В.К.Плеве, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, В.М.Чернов.

 

Обратите внимание на даты событий:

1881-1894 гг. – царствование Александра III; 1881 г. – перевод крестьян на обязательный выкуп; 1883 г. – образование марксистской группы «Освобождение труда»; 1887 г. – циркуляр о «кухаркиных детях»; 1889 г. – учреждение должности земских начальников; 1897 г. – введение золотого эквивалента рубля; 1898 г. – I (учредительный) съезд РСДРП; 1902 г. – создание ПСР; 1903 г. – создание РСДРП.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему с воцарением Александра III произошло усиление консерватизма? В чём состояла политика контрреформ?

2. Какие государственные и общественные деятели оказывали влияние на Александра III, стали идеологами контрреформ?

3. Какие меры использовал С.Ю.Витте для улучшения финансов, ускоренной индустриализации?

4. В чём состояли особенности России как страны «второго эшелона» мирового капитализма («догоняющей модели»)? Какие признаки империализма проявились в России в наибольшей мере? Как проявлялась зависимость российской экономики от иностранного капитала?

5. Какие феодальные пережитки сохранялись в России? Как обстояли дела с национальным вопросом?

6. Почему в России на рубеже XIX-XX вв. наблюдалось нарастание оппозиционных настроений, рост рабочего движения и распространение марксизма?

 

 

Тема 5. Нарастание революционного кризиса в России

(1905-1917 гг.)

план

1. Революция 1905-1907 гг. и её последствия.

2. Столыпинская аграрная реформа.

3. Первая мировая война и нарастание общенационального кризиса в стране.

 

Источники

Из петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николая II в день 9 января 1905 г. Из Манифеста об учреждении Государственной думы. Из Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении. Манифест об отречении государя императора Николая II и о сложении с себя верховной власти // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2007. С.351-354, 366-368, 390-391.

 

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

Литература дополнительная

1. Бабенко П.М. История реформ в России (1894-1917). М., 2000.

2. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. М., 1991.

3. Искандеров А.А. Закат империи. М., 2002.

4. История России XIX – начала XX века: Учебник для вузов / Под ред. В.А.Федорова. Изд.4. М., 2006.

5. Первая революция в России: взгляд через столетие / Отв. ред. А.П.Карелин, С.В.Тютюкин М., 2004.

6. Пушкарев С.Г. Россия. 1801-1917: власть и общество. Учебное пособие. М., 2001.

 

Рефераты (учебные сообщения):

Последний император: Исторический портрет Николая II.

Литература:

1. Ананьич Б., Ганелин Р. Николай II // Вопросы истории. 1993. № 2.

2. Боханов А. Николай II. М., 2004.

3. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

4. Солоневич И.Л. Миф о Николае Втором // Слово. 1993. № 12.

5. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

6. Черкасов П. Последний император // Новый мир. 1993. № 1.

«Нам нужна великая Россия!» П.А.Столыпин: человек и политик.

Литература:

1. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991.

2. Анфимов А.М. П.А.Столыпин и российское крестьянство. М., 2002.

3. Бородин А.П. Столыпин. Реформы во имя России. М., 2002.

4. Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

5. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

6. Федоров Б.Г. Петр Аркадьевич Столыпин. М., 2002.

7. Федоров Б.Г. Петр Столыпин; «Я верю в Россию»: Биография П.А.Столыпина. В 2-х т. СПб., 2002.

 

Объясните значение терминов:

«Кровавое воскресенье», Всероссийская политическая стачка, Декабрьское вооруженное восстание, Государственная дума, черносотенцы, октябристы, кадеты, трудовики, Столыпинская аграрная реформа, отруб, хутор.

 

Оцените деятельность следующих личностей:

Николай II, Г.А.Гапон, А.И.Гучков, П.Н.Милюков; А.И.Дубровин; В.М.Пуришкевич, П.А.Столыпин, Г.Е.Распутин, М.В.Родзянко.

 

Обратите внимание на даты событий:

1905-1907 гг. – Первая русская революция; 1905 г. 9 января – «Кровавое воскресенье»; 1905 г. октябрь – всеобщая политическая стачка, создание Конституционно-демократической партии; 1905 г. 17 октября – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»; 1905 г. ноябрь – создание «Союза 17 октября» и «Союза русского народа»; 1905 г. декабрь – вооруженное восстание в Москве; 1906 г. апрель-июль – деятельность I Государственной думы; 1907 г. февраль-июнь – деятельность II Государственной думы; 1907 г. 3 июня – разгон II Государственной думы и принятие нового избирательного закона; 1910 г. – указ об обязательном выходе крестьян из общины; 1912 г. – Ленский расстрел; 1915 г. – создание Прогрессивного блока в Думе; 1917 г. 23 февраля-2 марта – Февральская революция, падение самодержавия.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные этапы революции 1905-1907 гг.?

2. В чём значение царского Манифеста 17 октября 1905 г? Каковы итоги и последствия Первой русской революции?

3. Какие политические партии образовались и активно проявили себя в ходе Первой русской революции?

4. В чём состояли цели и основные направления Столыпинской аграрной реформы? Насколько она была успешной?

5. Каким был состав I-IV Государственной думы? В чём исторический опыт первого российского парламентаризма?

6. Как изменялась в ходе Первой мировой войны внутриполитическая ситуация в России?

7. В чём проявился кризис «верхов» накануне Февраля 1917 г? Как в России было свергнуто самодержавие?

 

Тема 6. Россия в системе межимпериалистических

Противоречий начала XX века

(для самостоятельного изучения)

план

1. Русско-японская война 1904-1905 гг.

2. Россия в Первой мировой войне и её последствия.

 

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

Литература дополнительная

1. Левицкий О.Р., Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905 гг. М., 2003.

2. Мартин К. Русско-японская война 1904-1905. М., 2003.

3. Первая мировая… // Родина. 2004. № 9. Спец. выпуск.

4. Русско-японская война 1904-1905: Взгляд через столетия / Под. ред. О.Р.Айрапетова. М., 2004.

5. Уткин А.И. Забытая трагедия: Россия в первой мировой войне. Смоленск, 2000.

6. Шацило В., Шацило Л. Русско-японская война 1904-1905: факты, документы М., 2004.

 

Объясните значение терминов:

колонии, империалистическая война, Антанта, Тройственный союз

 

Оцените деятельность следующих личностей:

А.Н.Куропаткин, С.О.Макаров, С.Ю.Витте, А.А.Брусилов.

 

Обратите внимание на даты событий:

1904-1905 гг. – русско-японская война; 1904 г. – сражения под Леояном, при Шахэ, оборона Порт-Артура; присоединение России к Антанте; 1905 г. май – гибель русской армии в Цусимском сражении; 1905 г. август – Портмутский мир; 1914 г. 19 июля – 1918 г. 3 марта – участие России в Первой мировой войне; 1914 г. – Восточно-Прусская и Галицийская операции; 1915 г. – отступление русской армии; 1916 г. – «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины, главные сражения и результаты русско-японской войны 1904-1905 гг. Как она отразилась на внутриполитической ситуации в России?

2. Каковы причины Первой мировой войны? В какой военно-политический блок (и почему) входила Россия?

3. Назовите главные военные операции русской армии в Первой мировой войне. Насколько они были успешными?

4. Когда и каким образом Россия вышла из Первой мировой войны?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.34.132 (0.009 с.)