О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я



О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я

IX в. – начало XXI в.

Методические указания

для самостоятельной подготовки студентов

лечебного факультета

 

Тюмень – 2010

Отечественная история IX в. – начало XXI в.: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета / М.К.Бросалина, Н.Г.Третьяков, Н.Н.Сурикова. – Тюмень: Тюм.ГМА, 2010. 54 с.

 

 

Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюм.ГМА по дисциплине «Отечественная история» для студентов лечебного факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «Отечественная история», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля. Для самостоятельного изучения выделены темы № 3, 6, 10 (часть I), № 3, 6, (часть II), проверка которых будет осуществляться по результатам тестирования или выполнения контрольных заданий.

 

 

Авторы – составители:

Бросалина М.К., зав. кафедрой, к.и.н., доцент

Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)

Сурикова Н.Н., ст. преподаватель

 

Рецензент:

Никулина Г.А., к.и.н., доцент кафедры гуманитарных и

социальных наук Тюменского государственного

архитектурно-строительного университета

 

Утверждено на заседании кафедры отечественной истории и экономической теории Тюм.ГМА 5 октября 2009 г., протокол № 2.

 

Одобрено Советом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Тюм.ГМА октября 2009 г., протокол № 1.

 

Утверждено на заседании ЦКМС Тюм.ГМА ноября 2009 г., протокол № .

 

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи изучения дисциплины………………………………… 4

Часть I (IX – XVIII вв.) I семестр

Тематический план………………………………………………………. 5

Тема 1. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. …………………. 6

Тема 2. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8

Тема 3. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв.

(для самостоятельного изучения). ……………………………………10

Тема 4. Формирование Российского централизованного государства

в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12

Тема 5. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 14

Тема 6. Внешняя политика Ивана Грозного

(для самостоятельного изучения). ………………………………….. 16

Тема 7. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму .…………………………… 17

Тема 8. Петр I и его время ……………………………………………………. 20

Тема 9. Эпоха дворцовых переворотов ……………………………………… 22

Тема 10. Социальные конфликты XVII-XVIII вв.

(для самостоятельного изучения). ………………………………... 24

Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 25

 

Часть II (XIX – начало XXI в.) II семестр

Тематический план……………………………………………………... 28

Тема 1. Россия в первой половине ХIХ в. ……………………………………. 29

Тема 2. Эпоха великих реформ XIX в. ……………………………………….. 31

Тема 3. Внешняя политика России в XIX в.

(для самостоятельного изучения). ……………………………………33

Тема 4. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Особенности буржуазной модернизации ……………………………34

Тема 5. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.) ……37

Тема 6. Россия в системе межимпериалистических противоречий

начала XX в. (для самостоятельного изучения) …………………….39

Тема 7. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ………… 40

Тема 8. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма ….43

Тема 9. СССР накануне и в годы Великой Отечественной

войны 1941-1945 гг. ……………………………………………………46

Тема 10. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма …………. 48

Тема 11. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 52

 

Цели изучения дисциплины:

Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.

 

Задачи изучения дисциплины:

а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций;

б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей;

в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте;

г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

 

 

Часть I (IX – XVIII вв.) I семестр

Тематический план

Лекции

1. Введение. Основные методологические понятия исторической науки. Место и роль России во всемирной истории.

2. Образование Древнерусского государства и его распад (IX-XII вв.).

3. Русь между Востоком и Западом (ХII-ХIII вв.).

4. Создание и укрепление Российского централизованного государства.

5. От Средневековья к Новому времени: Россия в XVI в.

6. Россия в XVII в.: от Смуты к оформлению самодержавно-крепостнической системы.

7. Особенности российской модернизации в XVIII в. Петр I. Дворцовые перевороты.

8. Начало либеральной эры в России. Екатерина II и её время.

9. Русская культура в XVII-XVIII в.

 

Семинары

1. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв.

2. Русские земли в ХП – ХIV вв.

3. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв.

(для самостоятельного изучения).

4. Формирование Российского централизованного государства в ХIV – начале ХVI вв.

5. Россия в эпоху Ивана Грозного.

6. Внешняя политика Ивана Грозного (для самостоятельного изучения).

7. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.

8. Петр I и его время.

9. Эпоха дворцовых переворотов.

10. Социальные конфликты XVII-XVIII вв. (для самостоятельного изучения).

11. Россия во второй половине ХVШ в.

 

 

Тема 1. Древнерусское государство в IX – начале XII вв.

 

план

1. Проблема происхождение Древнерусского государства.

2. Экономика и социально-политический строй. Первые князья и их деятельность.

3. Принятие христианства, его роль в развитии русского государства.

 

Источники

Повесть временных лет, начало XII в.; Русская правда в краткой редакции; Пространная редакция Русской Правды; // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.45-47.

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. / Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А.; под ред. Н.И.Павленко. Изд.3. М., 2007.

 

Литература дополнительная

1. Горский А.А. Русь от славянского Расселения до Московского царствования. М., 2004.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 2008.

3. Карамзин Н.М. Предания веков / Сказания, легенды, рассказы из истории государства Российского. М., 1988.

4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Кн.1. М., 2008.

5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2001.

6. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. 2005. № 3.

 

Темы рефератов (учебных сообщений):

 

Исторические портреты первых русских князей: Олег, Игорь,

Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый (по выбору).

Литература

1. Богданов А.П. Княгиня Ольга // Вопросы истории. 2005. № 3.

2. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. М., 2003.

3. Карпов Ю.А. Владимир Святой. М., 1997.

4. Карпов Ю.А. Ярослав Мудрый. М., 2005.

5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2007.

6. Кожинов В. Ольга и Святослав // Родина. 1993. № 4.

7. Кожинов В. Цесарь – коган Ярослав Мудрый // Родина. 1994. № 1.

8. Королев А.С. Загадки первых русских князей. М., 2002.

9. Кузьмин А.Г. Владимир Святой. Ярослав Мудрый // Великие государственные деятели России. М., 1996.

10. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии. М., 2001.

11. Творогов О.В. Древняя Русь: события и люди СПб., 2001.

12. Энциклопедия Российской монархии. Великие князья. Цари. Императоры. Символика и регалии / Под ред. В. Бутромеева. М., 2002.

Борьба Руси с монголо-татарскими завоевателями в XIII в.

Литература:

1. Берсенев А. Монголы и русские: первая кровь. Битва на Калке // Родина. 1993. № 7.

2. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. 1996. № 3.

3. Ивакин Г. Южная Русь и Батыево нашествие // Родина. 2002. № 11-12.

4. Кощеев В.Б. Еще раз о численности монгольского войска в 1237 г. // Родина. 1993. № 10.

5. Кривошеев Д.В. Русь и монголы: исследования по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV вв. СПб., 1999.

 

Тема 4. Формирование Российского централизованного

Тема 8. Пётр I и его время

план

1. Внешняя политика. Северная война: причины, основные сражения, результаты.

2. Петровские преобразования, их роль в российской истории.

 

Источники

Ништадтский мирный договор 30 августа 1721 г.; Указ о покупке к заводам деревень; Устав о наследии престола; Учреждение Сената. Табель о рангах 1722 г.; Генеральный регламент; Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.164-166, 171-174, 180-185.

 

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. / Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А.; под ред. Н.И.Павленко. Изд.3. М., 2007.

 

Литература дополнительная

1. Алексеев С.П. Петр Первый. М., 1995.

2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

4. Водарский Я. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

5. История внешней политики России. XVIII век. М., 2000.

6. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 1999.

7. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1998.

8. Петр Великий: pro et contra. Личность Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей. СПБ., 2001.

9. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.

 

Рефераты (учебные сообщения):

«Птенцы гнезда Петрова»: Исторические портреты Б.Шереметева,

П.Толстого, А.Меншикова(по выбору).

Литература:

1. Агранов И. Александр Меншиков. Царевич без трона. СПб., 2005.

2. Беспятых Ю.Н. Александр Данилович Меншиков: мифы и реальность. СПб., 2005.

3. Заозерный А.И. Фельдмаршал Б.П.Шереметев. М., 1989.

4. Павленко Н.И. Полудержавный властелин (А.Д.Меншиков). М., 1991.

5. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 2000.

6. Павленко Н.. Дроздова О., Колкина И. Соратники Петра. М., 2001.

7. Серов Д. Администрация Петра I. М., 2008.

 

Лекции

1. Россия и мир в XIX в.: основные тенденции развития.

2. Эпоха великих реформ XIX в.

3. Общественная мысль и особенности общественного движения в XIX в.

4. Россия в условиях буржуазной модернизации (конец XIX – начало XX в.).

5. Россия в Первой мировой войны. Революция и гражданская война.

6. Советская страна в 1920-1930-е гг: Формирование тоталитаризма.

7. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война.

8. СССР во второй половине XX в. Кризис советской системы.

9. «Перестройка» в СССР. Современная Россия.

 

 

Семинары

1. Россия в первой половине ХIХ в.

2. Эпоха великих реформ.

3. Внешняя политика России в XIX в. (для самостоятельного изучения).

4. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Особенности буржуазной модернизации.

5. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.).

6. Россия в системе межимпериалистических противоречий начала XX в. (для самостоятельного изучения).

7. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.).

8. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма.

9. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

10. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма.

11. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г.

 

 

Противоречий начала XX века

(для самостоятельного изучения)

план

1. Русско-японская война 1904-1905 гг.

2. Россия в Первой мировой войне и её последствия.

 

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

Литература дополнительная

1. Левицкий О.Р., Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905 гг. М., 2003.

2. Мартин К. Русско-японская война 1904-1905. М., 2003.

3. Первая мировая… // Родина. 2004. № 9. Спец. выпуск.

4. Русско-японская война 1904-1905: Взгляд через столетия / Под. ред. О.Р.Айрапетова. М., 2004.

5. Уткин А.И. Забытая трагедия: Россия в первой мировой войне. Смоленск, 2000.

6. Шацило В., Шацило Л. Русско-японская война 1904-1905: факты, документы М., 2004.

 

Объясните значение терминов:

колонии, империалистическая война, Антанта, Тройственный союз

 

Оцените деятельность следующих личностей:

А.Н.Куропаткин, С.О.Макаров, С.Ю.Витте, А.А.Брусилов.

 

Обратите внимание на даты событий:

1904-1905 гг. – русско-японская война; 1904 г. – сражения под Леояном, при Шахэ, оборона Порт-Артура; присоединение России к Антанте; 1905 г. май – гибель русской армии в Цусимском сражении; 1905 г. август – Портмутский мир; 1914 г. 19 июля – 1918 г. 3 марта – участие России в Первой мировой войне; 1914 г. – Восточно-Прусская и Галицийская операции; 1915 г. – отступление русской армии; 1916 г. – «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном фронте.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины, главные сражения и результаты русско-японской войны 1904-1905 гг. Как она отразилась на внутриполитической ситуации в России?

2. Каковы причины Первой мировой войны? В какой военно-политический блок (и почему) входила Россия?

3. Назовите главные военные операции русской армии в Первой мировой войне. Насколько они были успешными?

4. Когда и каким образом Россия вышла из Первой мировой войны?

 

Формирование тоталитаризма

план

1. НЭП: сущность, значение, причины свёртывания.

2. CCCР на пути ускоренного строительства социализма. Индустриализация и коллективизация.

3. Советская политическая система в 1920-1930-е гг. Массовые репрессии и возникновение культа личности.

 

Источники

Резолюция общего собрания 1-й и 2-й бригады кораблей, дислоцированных в Кронштадте 10 марта 1921 г. Из декрета ВЦИК о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. Из резолюции XIV съезда ВКП(б) «По отчету центрального комитета»; Из информационной сводки Колхозцентра СССР и РСФСР о перегибах и раскулачивании, февраль 1930 г. // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.447-449, 456-458, 463-464.

 

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

Литература дополнительная

1. Авторханов А. Технология власти. М., 1990.

2. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2006.

3. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

4. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-х годах М., 1989.

5. Кара-Мурза С. Советская цивилизация от начала до Великой Победы. М., 2004.

6. Кожинов В. Россия. Век XX: 1901-1939. М., 2005.

7. Конквест Р. Большой террор. М., 1991 (или: Нева. 1990. № 1-2).

8. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 1990.

9. НЭП в контексте исторического развития России XX века / Под ред. А.К.Соколова. М., 2001.

 

Рефераты (учебные сообщения):

СССР и Россия после 1985 г.

план

1. «Перестройка» в СССР 1985-1991 гг.

2. Современная Россия: на путях радикальной модернизации.

 

Источники

Из доклада генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева на пленуме ЦК КПСС 27 января 1987 г.; Из выступления М.С.Горбачева в Организации Объединенных Наций 7 декабря 1988 г.; Из указа президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» 3 декабря 1991 г.; Из Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Изд.3. М., 2008. С.540-541, 554, 547-548, 556-558.

 

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России. Т.2. С начала XIX в. до начала XXI в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2006.

 

Литература дополнительная

1. Вяземский В.В., Елисеева Н.В. СССР – Россия: От М.С.Горбачева до В.В.Путина. М., 2003.

2. Кривогуз И.Л. Либерализация России: Начало долгого пути. М., 2005.

3. Перестройка. 20 лет спустя / Сост. В.И.Толстых. М., 2005.

4. Печенов В. «Смутное время» в новейшей истории России. 1985-2003. М., 2004.

5. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. М., 1998.

6. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

7. Согрин В.В. Три превращения современной России // Отечественная история. 2005. № 3.

8. Соколов А.К., Тяжельникова А.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 2006.

 

Рефераты (учебные сообщения):

 

И их последствия.

Литература:

1. Веретин А.И. Противостояние. Хроника трех дней и ночей. 19-21 августа 1991 г. СПб., 1992.

2. Горбачев М.С., Славин Б.Ф. Неоконченная история. Три цвета времени. М., 2005.

3. Левада Ю. Август – 91: несостоявшийся праздник? // Знание-сила. 2001. № 8.

4. Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса // Вопросы истории. 2001. № 8.

5. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Вопросы истории. 2003. № 4-5.

6. Путч: Хроника тревожных дней. М., 1991.

 

Объясните значение терминов:

«перестройка», гласность, ускорение социально-экономического развития, новое политическое мышление, августовский путч 1991 г., Беловежские соглашения, Содружество независимых государств (СНГ), приватизация, октябрьский кризис 1993 г.. правовое государство, гражданское общество.

 

Оцените деятельность следующих личностей:

М.С.Горбачёв, Н.И.Рыжков, В.С.Павлов, Г.И.Янаев, Б.Н.Ельцин, Г.А.Явлинский, А.В.Руцкой, Г.А.Зюганов, Е.Т.Гайдар, В.В.Жириновский, Е.В.Примаков, В.В.Путин.

 

Обратите внимание на даты событий:

1985 г. – избрание М.С.Горбачева Генеральным секретарем КПСС, начало «перестройки»; 1989 г. – I съезд народных депутатов СССР, вывод советских войск из Афганистана; 1990 г. 12 июня – принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР; 1991 г. – избрание Б.Н.Ельцина президентом РСФСР; 1991 г. август – антигосударственный путч в Москве; 1991 г. декабрь – Беловежские соглашения, распад СССР; 1992 г. – начало радикальной экономической реформы; 1993 г. – вооруженное выступление оппозиционных сил в Москве, принятие Конституции РФ; 1994-1996 гг. – война в Чечне; 1998 г. – финансовый кризис; 1999 г. – начало второй чеченской войны; 2000 г. – избрание В.В.Путина президентом РФ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими факторами была обусловлена «перестройка» 1985-1991 гг? В чём она заключалась? К каким последствиям привела?

2. В чем причины политических кризисов августа 1991 г. и осени 1993 г.? Каковы их последствия?

3. В чём причины краха «перестройки» и распада СССР? Как происходило становление новой российской государственности?

4. Какими были основные положения и результаты «шокового» варианта перехода к рынку?

5. Какие изменения произошли в экономике и социальной структуре России после 1991 г? Почему процесс реформирования оказался долгим и сложным?

6. Когда в России возникла многопартийность? Какие партия являются ведущими в политической жизни страны после КПСС?

7. В чём проявилось «новое мышление» во внешней политике СССР? Каковы реалии внешней политики современной России?

8. В чём заключаются особенности общественно-политических и культурных процессов в современной России?

 

-------

 

О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я

IX в. – начало XXI в.

Методические указания

для самостоятельной подготовки студентов

лечебного факультета

 

Тюмень – 2010

Отечественная история IX в. – начало XXI в.: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета / М.К.Бросалина, Н.Г.Третьяков, Н.Н.Сурикова. – Тюмень: Тюм.ГМА, 2010. 54 с.

 

 

Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюм.ГМА по дисциплине «Отечественная история» для студентов лечебного факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «Отечественная история», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля. Для самостоятельного изучения выделены темы № 3, 6, 10 (часть I), № 3, 6, (часть II), проверка которых будет осуществляться по результатам тестирования или выполнения контрольных заданий.

 

 

Авторы – составители:

Бросалина М.К., зав. кафедрой, к.и.н., доцент

Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)

Сурикова Н.Н., ст. преподаватель

 

Рецензент:

Никулина Г.А., к.и.н., доцент кафедры гуманитарных и

социальных наук Тюменского государственного

архитектурно-строительного университета

 

Утверждено на заседании кафедры отечественной истории и экономической теории Тюм.ГМА 5 октября 2009 г., протокол № 2.

 

Одобрено Советом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Тюм.ГМА октября 2009 г., протокол № 1.

 

Утверждено на заседании ЦКМС Тюм.ГМА ноября 2009 г., протокол № .

 

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи изучения дисциплины………………………………… 4

Часть I (IX – XVIII вв.) I семестр

Тематический план………………………………………………………. 5

Тема 1. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. …………………. 6

Тема 2. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8

Тема 3. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв.

(для самостоятельного изучения). ……………………………………10

Тема 4. Формирование Российского централизованного государства

в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12

Тема 5. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 14

Тема 6. Внешняя политика Ивана Грозного

(для самостоятельного изучения). ………………………………….. 16

Тема 7. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму .…………………………… 17

Тема 8. Петр I и его время ……………………………………………………. 20

Тема 9. Эпоха дворцовых переворотов ……………………………………… 22

Тема 10. Социальные конфликты XVII-XVIII вв.

(для самостоятельного изучения). ………………………………... 24

Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 25

 

Часть II (XIX – начало XXI в.) II семестр

Тематический план……………………………………………………... 28

Тема 1. Россия в первой половине ХIХ в. ……………………………………. 29

Тема 2. Эпоха великих реформ XIX в. ……………………………………….. 31

Тема 3. Внешняя политика России в XIX в.

(для самостоятельного изучения). ……………………………………33

Тема 4. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Особенности буржуазной модернизации ……………………………34

Тема 5. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.) ……37

Тема 6. Россия в системе межимпериалистических противоречий

начала XX в. (для самостоятельного изучения) …………………….39

Тема 7. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ………… 40

Тема 8. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма ….43

Тема 9. СССР накануне и в годы Великой Отечественной

войны 1941-1945 гг. ……………………………………………………46

Тема 10. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма …………. 48

Тема 11. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 52

 

Цели изучения дисциплины:

Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.

 

Задачи изучения дисциплины:

а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций;

б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей;

в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте;

г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.01 с.)