Тема 7. Трактат Канта «пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Трактат Канта «пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки»



 

Основные вопросы

1. Цель трактата.

2. Кант о состоянии метафизики.

3. Кант о значении философии Юма.

4. Различие между аналитическими и синтетическими суждениями.

5. Главный трансцендентальный вопрос.

6. Кант о сущности пространства и времени и возможности чистой математики.

7. Как возможно чистое естествознание?

8. Кант об идеях разума.

9. Мир: антиномии чистого разума и их значение.

10. Кант о сущности и бессмертии души.

11. Кант о бытии Бога.

12. Как возможна метафизика в качестве науки?

 

Подробные вопросы к отдельным разделам

Предисловие

 

В каком состоянии находится метафизика?

Является ли метафизика наукой?

Может ли метафизика исчезнуть?

Почему необходимо исследовать вопрос о возможности метафизики?

В чём заключается значение философии Юма?

Как Юм повлиял на Канта?

Как Кант решил «проблему Юма»?

Какова главная задача работы?

В чём состоит новизна «критики чистого разума»?

 

Предварительные замечания об отличительных чертах всякого метафизического познания

 

§1. - Чем науки отличаются друг от друга?

- Каков источник метафизического познания?

- Чем метафизическое познание отличается от математического?

§2. - Чем различаются аналитические и синтетические суждения?

- Каков принцип аналитических суждений?

- Назовите три вида синтетических суждений.

- Почему математические суждения – априорные?

- Почему математические суждения – синтетические?

- Какие примеры приводит здесь Кант?

- Что Кант называет «конструированием понятий»?

- Чем различаются взгляды Юма и Канта на сущность математики?

- Из каких суждений состоит метафизика?

 

Пролегомены. Общий вопрос: как возможно познание из чистого разума?

 

§5. - Как формулируется «главный трансцендентальный вопрос» («истинная проблема»)?

- Как называется философия, дающая ответ на этот вопрос?

- На какие вопросы разделяется главный трансцендентальный вопрос?

- Для чего необходимо выяснить условия возможности математики и чистого естествознания?

 

Как возможна чистая математика?

 

§6. - Что такое «аподиктическая достоверность»?

- Почему эмпирическое познание не может быть аподиктическим?

§7. - Чем отличается интуитивное познание от дискурсивного?

- Что такое «чистое созерцание»?

§8. - Чем созерцание отличается от понятия?

§9. - В каком случае созерцание может предшествовать предмету?

§10. - Что такое пространство и время?

§11. - Почему возможна чистая математика?

- Что мы познаём в чистой математике?

§12. - Почему пространство имеет только три измерения?

- Можно ли доказать, что всякую линию в пространстве можно вести до бесконечности?

- Что такое «трансцендентальная дедукция» пространства и времени?

§13. - Что доказывает пример с правой и левой рукой?

Примечание 1. - Почему геометрия имеет объективную значимость, т.е. описывает реально существующие предметы опыта?

Примечание 2. - Какие свойства вещей принадлежат им самим, а какие – лишь их явлениям?

- Можно ли считать Канта идеалистом?

Примечание 3. - Чем различаются «явление» и «видимость»?

- Что такое «трансцендентальная идеальность» пространства и времени?

 

Как возможно чистое естествознание?

 

§14. - Существует ли «природа» сама по себе?

§15. - Есть ли всеобщие законы природы?

- Что такое «чистое естествознание»?

§16. - Что такое «природа» (в «материальном» смысле)?

§17. - Что в природе «формально»?

- В чём состоит различие между исследованием условий возможности вещей природы и исследованием условий возможности опыта относительно вещей природы?

§18. - Чем отличаются суждения восприятия от суждений опыта?

- Что такое «объективность» суждений?

§19. - Что сообщает суждениям объективность (общезначимость)?

- Примеры «суждений восприятия»?

§20. - Что содержит в себе «опыт»?

- Что такое «чистое априорное понятие рассудка»?

- Как суждение восприятия превращается в суждение опыта (пример)?

§21. - Назовите четыре группы видов суждений.

- Назовите чистые рассудочные понятия (категории).

- Назовите четыре группы всеобщих законов природы (основоположений естествознания).

§22. - Почему без чистых рассудочных понятий опыт невозможен?

§23. - Как возможно чистое естествознание?

§24. - Что такое аксиомы созерцания и антиципации восприятия?

§25. - Почему без понятий субстанции, причины и взаимодействия опыт невозможен?

- Что Кант называет «настоящими законами природы»?

§26. - Каким образом (методом) можно узнать всеобщие законы природы?

- Каким условием ограничены все основоположения чистого естествознания?

§27-28. - Как Кант разрешил сомнение Юма?

§29. – Почему опыт невозможен без категории причинности?

§30. - Какой областью ограничивается всё априорное синтетическое познание?

§32. - Что такое «ноумен»?

§33. - Почему в разуме возникает стремление применять категории за пределами опыта (трансцендентно)?

§34,35. - Возможно ли априорное (умозрительное) познание вещей самих по себе?

 

Как возможна сама природа?

 

- Как возможна природа в материальном отношении?

- Как возможна природа в формальном отношении?

- Как можно познать природу в целом?

- Что является основанием законов природы?

- Что значит: «рассудок предписывает законы природе»?

§37,38. - В чём смысл приводимых Кантом примеров (хорды в окружности, конические сечения, закон тяготения)?

 

Приложение к чистому естествознанию: О системе категорий.

 

- Чем «агрегат» отличается от системы?

- Какие категории нашёл Аристотель?

- Как Канту удалось найти все категории?

- Каково основание систематизации категорий?

- Что такое «предикабилии»?

- Какова функция категорий в познании?

- Возможна ли метафизика в старом значении этого слова?

- Изменяется ли сам рассудок?

 

Как возможна метафизика вообще?

 

§40. - Что такое «идея разума»?

§41,42. - Чем категории рассудка отличаются от идей разума?

§43. - Каким образом можно найти все идеи разума?

- Назовите три идеи разума.

§44. - Применяются ли идеи в эмпирическом познании?

- Как связаны друг с другом рассудок и разум?

- Познаёт ли разум какие-либо объекты?

 

Предварительное замечание к диалектике чистого разума.

 

- Почему возникает диалектика?

- Почему рассудок стремится выйти за пределы опыта?

- В чём заключается «иллюзия» чистого разума?

 

Психологическая идея.

 

- Что такое «сущее» («сама вещь», «индивид»)?

- Что такое «я»?

- Почему «сама вещь» (само сущее) недостижима?

§47. - Почему невозможно доказать «постоянство» души самой по себе как субстанции?

§48. - Почему невозможно доказательство «загробной жизни»?

§49. - В каком смысле «существуют» тела вне нас и в каком смысле «существую» я сам?

 

Космологическая идея.

 

- Что значит, что «мир» – это идея?

§51. - Почему антиномий именно четыре?

- Назовите антиномии.

§52. - Почему возникает противоречие?

- В каком случае два противоречащих друг другу положения оба могут быть ложными?

- Как разрешаются две первые антиномии?

§53. - Как разрешаются две динамические антиномии?

- Чем свободная причинность отличается от природной?

- Свободно ли действует Бог?

- При каком условии можно совместить необходимость природы и свободу поступков?

- На каком основании мы можем признать человека свободным?

- В чём заключается свобода человека?

- Какое значение для свободы и необходимости имеет время?

§54. - Почему антиномии доказывают справедливость трансцендентального идеализма?

 

Теологическая идея.

 

- В чём заключается «диалектическая обманчивость» идеи Бога?

- Можно ли доказать бытие Бога?

 

Общее примечание к трансцендентальным идеям.

 

- Почему в метафизике, в отличие от физики, всё может быть понятно?

- Существуют ли предметы идей?

- Какова функция идей в познании?

 

Заключение: Об определении границ чистого разума.

 

§57. - В чём состоит различие между границей и пределом?

- Имеют ли математика и физика границы?

- Каковы пределы научного познания?

- Почему разум стремится выйти за пределы науки?

- Что такое «граница чистого разума»?

- В чём заключается отличие деизма от теизма?

- Как следует мыслить Бога?

- Что такое «символический антропоморфизм»?

§58. - Что такое «познание по аналогии»?

- Есть ли Бог, по Канту?

- Можно ли определить Бога как «субстанцию»?

- Является ли Бог «причиной» мира?

- Обладает ли Бог «разумом»?

- Что означает принцип «как если бы»?

- Можно ли объяснить что-либо в мире действием (волей) Бога?

§59. - Что такое «пограничное понятие»?

- Что такое «естественная теология»?

§60. - Каково практическое (нравственное) значение идей?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.031 с.)