Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сборники фрагментов дополнительных первоисточников↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Министерство Российской Федерации По связи и информатизации ________________________________________________________________
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций Им. проф. М.А.Бонч-Бруевича ________________________________________________________________ Кафедра философии
Ф И Л О С О Ф И Я
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета
Санкт-Петербург УДК 87.3
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. - СПб, 2004.
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом университета
Для студентов гуманитарного факультета, обучающихся по специальностям “Связи с общественностью” и “Регионоведение”. Указаны темы практических занятий, основные и дополнительные вопросы к ним, темы докладов, литература, экзаменационные вопросы.
Рецензент – доц. В.Н.Садовников
С С.А.Чернов, В.Л.Селиверстов С Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2004 Основные первоисточники
1. Платон. Федон // Соч.: В 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т.2. 2. Платон. Теэтет // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. - Т.2. 3. Августин Аврелий. Исповедь.- М.: Ренессанс, 1991. 4. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. - М., 1994. - Т.2. 5. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. в 2 т. – М., 1966. Т.2. 6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч.: В 6 т. – М., 1964. - Т.4/1.
Сборники фрагментов дополнительных первоисточников
1. Антология мировой философии: В 4 т. – М.: Мысль, 1969-1972. 2. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. 3. Мир философии: Кн. Для чтения // П.С.Гуревич, В.И.Столяров. – М.: Политиздат, 1991. 4. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 1997. 5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / И.Т.Фролов и др. – М.: Политиздат, 1991. 6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / И.Т.Фролов и др. – М.: Республика, 1995. 7. Это человек: Антология / П.С.Гуревич. – М.: Высш. шк., 1995.
Учебники
1. Чернов С.А. Начала философии. – СПб., 2002-2004. 2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 т. / Под ред. И.Т. Фролова - М.: Мысль, 1989. 3. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996. 4. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994. 5. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб: Абрис-Книга, 1993. 6. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994. 7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. 8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: Ладомир, 1994. 9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969. 10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. 11. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. 12. Виндельбанд В. История Новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – СПб., 1913. 13. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986. Справочники
1. Философская энциклопедия: В 5 тт. – М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970. 2. Философский энциклопедический словарь // Под ред. И.Т.Фролова. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. 3. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М.: Наука, 1994. 4. Философы двадцатого века / Отв. ред. А.М.Руткевич. – М., 1999. Тема 1. Предмет и структура философии
Методические рекомендации.
При подготовке к семинару необходимо прочитать две первые темы в учебном пособии С.А.Чернова «Начала философии», а также приложение к их первой части, которое содержит выдержки из текстов Платона, Аристотеля, Давида Анахта, Канта, Гегеля, Витгенштейна и Хайдеггера, в которых рассматривается вопрос о предмете, сущности и значении философии. Для предварительного выяснения значения основных терминов (например, «метафизика», «онтология», «гносеология» и т.д.) лучше всего использовать «Философскую энциклопедию». Основные вопросы:
1. Определения философии. 2. Основные философские проблемы и дисциплины. 3. Периодизация всемирной истории философии.
Темы докладов:
1. Философия и религия. 2. Философия и частные науки. 3. Аристотель о «первой философии». 4. Трактат Давида Анахта «Определения философии». 5. Хайдеггер об основных понятиях метафизики. 6. Н.А.Бердяев об основных проблемах русской философии.
Литература
1. Чернов С.А. Начала философии. Ч.I. – СПб., 2002. 2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 т. / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Мысль, 1989. 3. Философская энциклопедия: В 5 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970. – (Статьи: Философия, Мировоззрение, Метафизика, Онтология, Логика, Гносеология, Этика, Эстетика и др.). 4. Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4 т. - М., 1975. - Т.1. 5. Давид Анахт. Определения философии // Соч. - М., 1975. 6. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. - 1989. - № 9. 7. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - 2-е изд. – М.: Мысль, 1982. 8. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. – 1990. - № 1,2.
Литература
1. Платон. Апология Сократа // Соч.: В 4 т. – М., 1990. – Т.1. 2. Платон. Федон // Соч.: В 4 т. – М., 1990. – Т.2. 3. Платон. Пир // Соч.: В 4 т. – М., 1990. – Т.2. 4. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. 5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1986. 6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969. 7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика: Платон. – М.: Искусство, 1974. 8. Кессиди Ф.Х. Сократ. – М.: Мысль, 1988. 9. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1969.
Литература
1. Платон. Теэтет // Соч.: В 4 т.- М., 1993. - Т.2. 2. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994. 3. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1969. 4. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. 5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика: Платон. – М.: Искусство, 1974.
Тема 4. «Исповедь» Аврелия Августина
Методические рекомендации
Предметом детального анализа на семинаре будет лишь текст десятой и одиннадцатой книг, однако для их понимания необходимо ознакомиться с «Исповедью» в целом, а также внимательно изучить дополнительные и справочные материалы в указанном ниже издании «Исповеди», связанные с историей её создания, значением и местом в философском творчестве Августина. Методика изучения 10-й и 11-й книг – та же, что и при работе с диалогами Платона. Для ориентировки в мире августиновской мысли полезно прочитать общую характеристику его взглядов в каком-нибудь курсе истории античной или средневековой философии. Основные вопросы: 1. Жанр "Исповеди", его философское значение. 2. Этические, онтологические и гносеологические проблемы, решаемые в "Исповеди". 3. Учение о памяти и знании (по 10-й книге). 4. Учение о времени (по 11-й книге). Подробные вопросы к тексту: Книга 10. Кому и зачем нужна исповедь? Откуда в человеке злое и отуда доброе? (4) Что любит человек, если «любит Бога»? (6) «А что же такое этот Бог»? Дают ли чувства знание о Боге? Откуда мы знаем о Боге? При каком условии мы понимаем «голос внешнего мира»? Кто есть «я»? Какие силы я нахожу в душе? Что хранится в памяти? (8) Что удивляет Августина в памяти? (8) В каком случае в памяти находятся не образы предметов, а сами предметы? (9) Как Августин приходит к тому, что мысли «уже были в моей памяти»? (10) Как трактует Августин сущность «размышления», «обдумывания»? (11) Что Августин говорит о математическом знании? (12) Четыре чувства, «волнующие душу»? (14) Чем эти чувства отличаются от чувственных восприятий? Каким образом я узнаю о существовании самой памяти? (и вообще о «я») (15) В чём состоит парадокс «забывчивости»? (16) Смысл примера с потерянной драхмой? (18) О чём свидетельствует всеобщее стремление к счастью? (20) (все помнят?) Откуда мы знаем о «счастливой жизни»? (21) Какова, по Августину, «настоящая счастливая жизнь»? Почему люди несчастливы? (23) Где же можно найти Бога? Что такое «искушение», или «соблазн»? Сон и соблазн (30) Почему нужна воздержанность? (29) В чём состоит опасность удовольствия? О каких соблазнах пишет Августин? В чём соблазн церковного пения? В чём состоит опасность «прелестей жизни»? Что такое «похоть очей»? (35) Что Августин говорит о тщеславии? Как душа относится к «миру»? (40) Что есть «тройное вожделение»? Кто посредник между Богом и человеком?
Книга 11. Что есть критерий истины? Почему «небо и земля» - созданы? (4) Чем творение Бога отличается от творения человека? (5) Чем отличается «слово Бога» (да будет) от слов человека? В чём трудность понимания «творения» мира? Что делал Бог до того, как создал мир? Если вечна воля Бога к творению, почему не вечно творение? В чём различие между временем и вечностью? Как соотносятся Бог и время? В чём трудность понятия «сотворения времени»? Что значит: «не было времени, когда времени не было»? В чём трудности понимания времени? Анализ «долгого» времени (длительности): «длительность» прошлого, «настоящего». Что такое «настоящее»? Существуют ли прошлое и будущее? Как можно знать прошлое? Как возможно предвидение и предсказание? Что значит: «три времени эти существуют в нашей душе»? (20) В чём состоит проблема измерения времени? Почему время – это не движение светил? (23) Чем измеряется время? (памятью и умом) Анализ длительности звучания: что я измеряю, когда измеряю «время»? Как связаны память, внимание и ожидание в конституировании «времени»? (28) Темы докладов:
1. Августин о Троице и «граде Божием». 2. Место «Исповеди» в творчестве Августина. 3. Августин и Платон. 4. Влияние Августина на последующую историю философии.
Литература
1. Августин Аврелий. Исповедь.- М.: Ренессанс, 1991 (1998). 2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. 3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.- М., 1979. 4. Марру А.-И. Св. Августин и августинианство. - СПб, 1999. 5. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - М., 1989. 6. Неретина С. Верующий разум. - Архангельск, 1995. 7. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Высш.шк., 1979. 8. Уваров М. Архитектоника исповедального жанра. - СПб, 1998. 9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.- М., 1994.
Размышление первое - Почему необходимо всё подвергнуть сомнению и пересмотреть все знания заново? - Что необходимо для такого пересмотра? - Каков первоисточник всех заблуждений, каково основание всех «мнений»? - Различие сна и действительности. - Из каких элементов складывается действительность? - Можно ли сомневаться в том, что 2+3=5? - Злой дух: смысл радикального сомнения.
Размышление второе - Первый результат сомнения. - Что такое «я»? Тело и чувства? - Душа есть то, что мыслит. - В чём невозможно сомневаться? - Какое суждение (высказывание) не может быть ложным (необходимо истинно)? - Что означает выражение «я существую»? - Анализ «я»: я не есть тело, я – «вещь мыслящая». - Ум и воображение. - Что в «я» субстанциально и какими оно обладает акциденциями (свойствами)? - Что такое «мышление»? - Анализ понятия «тела»: смысл примера с воском. - Что я «вижу» (связь чувственно воспринимаемого и мыслимого)? - Что более достоверно – существование тел или существование «я»? - «Я» и вещь: как связаны сознание существования вещей и самосознание? - Есть ли в «я» то, что не связано с телами? - Какой мир богаче – внешний или внутренний? - Что познаётся легче – душа или тела?
Размышление третье - Где надо искать Бога? - В чём состоит различие между вещью и «идеей»? - Есть ли среди идей самая главная? - Классификация идей. - Может ли идея быть ложной? - Являются ли идеи «подобиями» или «копиями» вещей? - Почему я уверен в существовании вещей вне и независимо от меня? - Смысл примера с Солнцем. - Как связаны друг с другом идеи во мне и вещи вне меня? - Декарт о «степенях совершенства». - Каковы причины существования идей в уме? - В чём состоит различие между «формальной» и «объективной» реальностью? - Как они связаны друг с другом? - Что совершеннее – причина или её следствие? - Какие существуют виды вещей? - Откуда в моём уме идеи о других людях, животных и ангелах? - Откуда во мне идеи о вещах? - Что в этих идеях ясно и отчётливо, а что – смутно? - Что такое «субстанция»? - Что в моём уме в принципе не может быть «от меня» (создано мною самим)? - Что мыслится в идее Бога (каковы определения Бога)? - Что первично – конечное или бесконечное, совершенное или несовершенное? - Могу ли я сам быть причиной идеи Бога во мне? - Я создал (идею) Бога, или Бог создал меня? - Могу ли я существовать, если нет Бога? - Почему моя причина – не родители? Что именно во мне создано ими? - Когда закончилось творение? - Почему если я есть, то есть и Бог? - Откуда я знаю о Боге? - Что такое «врождённая идея»? - Почему Бог меня не обманывает?
Размышление четвёртое - Что познаётся легче и достовернее всего? - Откуда в человеке – способность мыслить, судить? - Может ли Бог быть причиной того, что я заблуждаюсь? - Первая причина того, что я заблуждаюсь (способен ошибаться)? - Главное отличие воли от всех других моих способностей? - Что такое свобода? - Как связаны свобода и безразличие? - Какова главная причина всех заблуждений и ошибок? - Как можно избежать ошибок и заблуждений? - В чём заключается высшее и главное человеческое совершенство?
Размышление пятое - Чем отличаются идеи вещей от самих вещей? - Что в телесных вещах наиболее ясно и достоверно? - Какая мысль Декарта здесь напоминает теорию познания Платона? - Декарт о происхождении и сущности математических объектов. - Второе доказательство бытия Бога; Декарт и Ансельм Кентерберийский. - Откуда у меня идея Бога? - Сущность и существование. - Высший критерий истины. - Критерий истины и бытие Бога.
Размышление шестое - Отличие мышления от воображения. - Что обычно называют «телом»? Что присуще всякому телу? - Какой тезис Аристотеля о познании упоминает Декарт? - Примеры обмана чувств. - Почему чувственное восприятие может и не иметь внешней причины? - Почему «я» - вещь мыслящая, а не тело? - Как из воображения и чувственного восприятия можно вывести реальное существование тел? - Что присуще самим телам, независимо от нас? - Что свидетельствует о связи «я» с моим телом? - Что есть в чувствах, но отсутствует в самих телах? - В чём заключается «великое различие между умом и телом»? - Как ум связан с телом? - Почему можно чувствовать то, чего нет («ложное» ощущение)? - Как состояния тела передаются уму? - Почему Декарт говорит, что боль «как бы» в стопе? - В чём Декарт видит «природу человека»? - Каков критерий отличия сна от бодрствования, иллюзии от реальности?
Темы докладов: 1. Жизнь и творчество Декарта. 2. Декарт и Августин. 3. Интерпретация философии Декарта в работах М.К.Мамардашвили. Литература:
1. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. - М., 1994. - Т.2. 2. Асмус В.Ф. Декарт. – М.: Мысль, 1956. 3. Виндельбанд В. История Новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – СПб., 1913. 4. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994. 5. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996. 6. Ляткер Я.А. Декарт. – М.: Мысль, 1975. 7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. 8. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб: Абрис-Книга, 1993. 9. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994.
Темы докладов
1. Локк о происхождении идей «души» и «Бога». 2. Юм о сущности религии.
Литература 1. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. в 2 т. – М., 1966. Т.2. 2. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания // Соч. – М., 1978. 3. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3 т. – М., 1985. Т.1. 4. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994. 5. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996. 6. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб: Абрис-Книга, 1993. 7. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994. 8. Виндельбанд В. История Новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – СПб., 1913.
Предварительные замечания об отличительных чертах всякого метафизического познания
§1. - Чем науки отличаются друг от друга? - Каков источник метафизического познания? - Чем метафизическое познание отличается от математического? §2. - Чем различаются аналитические и синтетические суждения? - Каков принцип аналитических суждений? - Назовите три вида синтетических суждений. - Почему математические суждения – априорные? - Почему математические суждения – синтетические? - Какие примеры приводит здесь Кант? - Что Кант называет «конструированием понятий»? - Чем различаются взгляды Юма и Канта на сущность математики? - Из каких суждений состоит метафизика?
Как возможна сама природа?
- Как возможна природа в материальном отношении? - Как возможна природа в формальном отношении? - Как можно познать природу в целом? - Что является основанием законов природы? - Что значит: «рассудок предписывает законы природе»? §37,38. - В чём смысл приводимых Кантом примеров (хорды в окружности, конические сечения, закон тяготения)?
Приложение к чистому естествознанию: О системе категорий.
- Чем «агрегат» отличается от системы? - Какие категории нашёл Аристотель? - Как Канту удалось найти все категории? - Каково основание систематизации категорий? - Что такое «предикабилии»? - Какова функция категорий в познании? - Возможна ли метафизика в старом значении этого слова? - Изменяется ли сам рассудок?
Предварительное замечание к диалектике чистого разума.
- Почему возникает диалектика? - Почему рассудок стремится выйти за пределы опыта? - В чём заключается «иллюзия» чистого разума?
Психологическая идея.
- Что такое «сущее» («сама вещь», «индивид»)? - Что такое «я»? - Почему «сама вещь» (само сущее) недостижима? §47. - Почему невозможно доказать «постоянство» души самой по себе как субстанции? §48. - Почему невозможно доказательство «загробной жизни»? §49. - В каком смысле «существуют» тела вне нас и в каком смысле «существую» я сам?
Космологическая идея.
- Что значит, что «мир» – это идея? §51. - Почему антиномий именно четыре? - Назовите антиномии. §52. - Почему возникает противоречие? - В каком случае два противоречащих друг другу положения оба могут быть ложными? - Как разрешаются две первые антиномии? §53. - Как разрешаются две динамические антиномии? - Чем свободная причинность отличается от природной? - Свободно ли действует Бог? - При каком условии можно совместить необходимость природы и свободу поступков? - На каком основании мы можем признать человека свободным? - В чём заключается свобода человека? - Какое значение для свободы и необходимости имеет время? §54. - Почему антиномии доказывают справедливость трансцендентального идеализма?
Теологическая идея.
- В чём заключается «диалектическая обманчивость» идеи Бога? - Можно ли доказать бытие Бога?
Заключение: Об определении границ чистого разума.
§57. - В чём состоит различие между границей и пределом? - Имеют ли математика и физика границы? - Каковы пределы научного познания? - Почему разум стремится выйти за пределы науки? - Что такое «граница чистого разума»? - В чём заключается отличие деизма от теизма? - Как следует мыслить Бога? - Что такое «символический антропоморфизм»? §58. - Что такое «познание по аналогии»? - Есть ли Бог, по Канту? - Можно ли определить Бога как «субстанцию»? - Является ли Бог «причиной» мира? - Обладает ли Бог «разумом»? - Что означает принцип «как если бы»? - Можно ли объяснить что-либо в мире действием (волей) Бога? §59. - Что такое «пограничное понятие»? - Что такое «естественная теология»? §60. - Каково практическое (нравственное) значение идей?
Литература
1. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч.: В 6 т. – М., 1964. - Т.4/1. 2. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т.3. - (Предисловие ко второму изданию и Введение) 3. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2т. – М., 1965. - Т.2. 4. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.: Наука, 1973. 5. Гулыга А.В. Кант. – М.: Молодая гвардия, 1977. 6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
Вопросы к экзамену 1. Определения философии. 2. Платон о философии и философах (по диалогам «Теэтет», «Федон», «Государство». 3. Аристотель о предмете «первой философии» (метафизики). 4. Кант об основных вопросах философии. 5. Гегель о предмете философии. 6. Хайдеггер о сущности философии. 7. Структура философии в античности. Система Аристотеля. 8. Структура философии в Средние века. 9. Структура философии в Новое время. Система Вольфа. 10. Структура философии Канта. 11. Структура философии Гегеля. 12. Позитивистское понимание предмета и значения философии. 13. Основные разделы современного философского знания. 14. Общая характеристика античной философии, основные периоды её развития. 15. Философия и мифология. 16. Понятие «природы» в античной философии. 17. Тезис Фалеса: обоснование и анализ. 18. Милетская школа: Анаксимандр и Анаксимен. 19. «Огонь» и «логос» Гераклита. 20. Развитие понятия материи (архэ) у младших натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор). 21. Античная атомистика: сущность, обоснование, недостатки. 22. Элейская школа: Ксенофан и Парменид. 23. Апории Зенона, их сущность и значение. 24. Пифагорейская философия. 25. Античная софистика: релятивизм, субъективизм, индивидуализм. 26. Этический рационализм Сократа. 27. Сократические школы. Два главных направления в этике. 28. Учение Платона об «идеях». Смысл «идеализма» в философии. 29. Учение Платона о знании. 30. Платон о человеке, душе и теле, смысле жизни. 31. Учение Платона об идеальном государстве. 32. Платон о формах государственного устройства. 33. Аристотель о сущности и формах государства. 34. Логика Аристотеля. 35. Теория научного познания Аристотеля. 36. Метафизика Аристотеля. 37. Психология Аристотеля. 38. Этика Аристотеля. 39. Эпикурейская философия. 40. Философия стоицизма. 41. Античный скептицизм. 42. Неоплатонизм. 43. Христианство и античная философия. 44. Общая характеристика средневековой философии. 45. Патристика: основные проблемы и представители. 46. Философия Августина. 47. Средневековая схоластика. 48. Доказательства бытия Бога в средневековой философии. 49. Философия эпохи Возрождения. 50. Общая характеристика философии Нового времени. 51. Сравнительный анализ эмпиризма и рационализма в Новой философии. 52. Рационализм, дуализм и механицизм Декарта. 53. Цель и структура «Размышлений о первой философии» Декарта. 54. Декарт о радикальном сомнении (первое размышление). 55. Декарт о «я», душе, мышлении, самосознании (второе размышление). 56. Декартовские доказательства бытия Бога (третье и пятое размышления). 57. Декарт о критериях истины и причинах заблуждений (четвёртое и пятое размышления). 58. Декарт о сущности тел и связи души и тела (второе, пятое и шестое размышления). 59. Скептицизм Юма. 60. Юм о двух видах философии, метафизике и задаче своего трактата «Исследование о человеческом познании». 61. Кант о значении философии Юма. Смысл «проблемы Юма». 62. Юм о впечатлениях, идеях и трёх принципах ассоциации идей. 63. Юмовский анализ причинной связи: смысл скептических сомнений и их разрешение. 64. Юм о сущности и разновидностях скептицизма. 65. Общая характеристика философии Канта. 66. Цель и проблематика трактата Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике». 67. Кант о состоянии метафизики и задачах «критики разума». 68. Кант о различии априорного и эмпирического знания. Критерии априорности. 69. Кант о различии аналитических и синтетических суждений. 70. Кант об условиях возможности чистой математики, о сущности пространства и времени. 71. Кант о сущности «природы» и условиях возможности «чистого естествознания». 72. Кант о чистых понятиях рассудка (категориях) и условиях возможности опыта. 73. Кант о различии «вещей в себе» и явлений, феноменов и ноуменов. 74. Кант об идеях разума и метафизике как «естественной склонности». 75. Кант об идее «мира» и антиномиях чистого разума. 76. Кант о душе и доказательствах её бессмертия. 77. Кант о Боге и доказательствах его существования. 78. Кант о возможности метафизики как науки. 79. Кант о связи теоретического и практического разума. Этика Канта. 80. Диалектика в немецком идеализме (Фихте, Шеллинг, Гегель).
Редактор Е.Ю.Пономарёва ___________________________________________________________________ ЛР № 020475 от 29.04.79. Подписано к печати Объём печ. л. Тир. 100 экз. Зак. ___________________________________________________________________ РИО СПбГУТ 191186, СПб, наб. р. Мойки, 61.
Министерство Российской Федерации По связи и информатизации ________________________________________________________________
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций Им. проф. М.А.Бонч-Бруевича ________________________________________________________________ Кафедра философии
Ф И Л О С О Ф И Я
Планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета
Санкт-Петербург УДК 87.3
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. - СПб, 2004.
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом университета
Для студентов гуманитарного факультета, обучающихся по специальностям “Связи с общественностью” и “Регионоведение”. Указаны темы практических занятий, основные и дополнительные вопросы к ним, темы докладов, литература, экзаменационные вопросы.
Рецензент – доц. В.Н.Садовников
С С.А.Чернов, В.Л.Селиверстов С Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2004 Основные первоисточники
1. Платон. Федон // Соч.: В 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т.2. 2. Платон. Теэтет // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. - Т.2. 3. Августин Аврелий. Исповедь.- М.: Ренессанс, 1991. 4. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. - М., 1994. - Т.2. 5. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. в 2 т. – М., 1966. Т.2. 6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч.: В 6 т. – М., 1964. - Т.4/1.
Сборники фрагментов дополнительных первоисточников
1. Антология мировой философии: В 4 т. – М.: Мысль, 1969-1972. 2. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука, 1989. 3. Мир философии: Кн. Для чтения // П.С.Гуревич, В.И.Столяров. – М.: Политиздат, 1991. 4. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 1997. 5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / И.Т.Фролов и др. – М.: Политиздат, 1991. 6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / И.Т.Фролов и др. – М.: Республика, 1995. 7. Это человек: Антология / П.С.Гуревич. – М.: Высш. шк., 1995.
Учебники
1. Чернов С.А. Начала философии. – СПб., 2002-2004. 2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 т. / Под ред. И.Т. Фролова - М.: Мысль, 1989. 3. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1996. 4. Гегель Г. Лекции по истории философии в 3 кн. – СПб: Наука, 1993-1994. 5. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб: Абрис-Книга, 1993. 6. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Кн. 1-3. – Новосибирск: изд-во Новосибирского ун-та, 1994. 7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. 8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: Ладомир, 1994. 9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969. 10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. 11. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. 12. Виндельбанд В. История Новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. – СПб., 1913. 13. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986. Справочники
1. Философская энциклопедия: В 5 тт. – М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970. 2. Философский энциклопедический словарь // Под ред. И.Т.Фролова. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. 3. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М.: Наука, 1994. 4. Философы двадцатого века / Отв. ред. А.М.Руткевич. – М., 1999.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.018 с.) |