Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Петричко С.А., Должиков А.А., Крикун Е.Н., Тверской А.В.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Часть 2: спланхнология, анатомия центральной нервной системы, черепных нервов и органов чувств Белгород, 2007 Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет» Медицинский факультет, кафедра анатомии и гистологии человека Петричко С.А., Должиков А.А., Крикун Е.Н., Тверской А.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Часть 1: остеология, артросиндесмология, миология Белгород, 2007
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским Советом БелгУ Методические рекомендации к практическим занятим по анатомии человека для студентов медицинского факультета (спланхнология, анатомия центральной нервной системы, черепных нервов и органов чувств) /С.А. Петричко, А.А. Должиков, Е.Н. Крикун, А.В. Тверской. – Белгород, БелГУ, 2007. - 47 с. В методических рекомендациях, составленных в соответствии с типовой и рабочей программами по анатомии человека, даны организационные и методические материалы, необходимые для проведения практических занятий: цель, план занятия, этапы изучения темы, обязательный терминологический минимум, литература. Методические рекомендации предназначены для проведения практических занятий по анатомии человека у студентов, обучающихся по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия».
Рецензент: зав. кафедрой анатомии человека Курского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор В.В. Харченко © Коллектив авторов © БелГУ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью практического занятия является - научиться находить, называть и показывать части и детали изучаемых органов человека на материале целых трупов, отдельных частей тела, комплексов и отдельных органов, рентгеновских снимках, компьютерных томограммах, знать их топографо-анатомические взаимоотношения, изучить их строение и форму, перенести приобретенные знания на организм живого человека, овладеть навыками препарирования. Занятие начинается с проверки у студентов исходного уровня знаний, для чего используются тестовые задания в анкетной или компьютерной формах. После этого преподаватель приступает к краткому разъяснению наиболее сложных для понимания вопросов. Дальше в зависимости от темы занятия предоставляется время для самостоятельной работы под контролем преподавателя (повторение материала с использованием препаратов, препарирование и т.д.). Затем проводится полный контроль усвоения текущей темы путем устного опроса всех студентов с использованием натуральных препаратов и муляжей, опроса лекционного материала, устного решения ситуационных задач. В течение завершающей части занятия производится итоговая оценка по всем этапам занятия с учетом продуктивной активности студентов (активность в разборе темы, правильность дополнений и т.п.), а затем преподаватель дает основные установки для подготовки к следующему занятию, акцентируя наиболее важные вопросы, давая краткие алгоритмы изучения материала, характеристику источников информации. После изучения каждой системы в соответствии с календарным и тематическим планами проводится отчетное занятие.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Цель: закрепить и систематизировать изученный материал по пройденным темам занятий (часть системы органов или системы органов в целом).
СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО Знать: а) названия анатомических образований на латинском и русском языках, строение и топографию изученных органов и структур; б) развитие, возрастные особенности изученных органов, а также некоторые аномалии их развития; Уметь: а) определять правильное анатомическое положение изученных органов; б) находить и показывать на препаратах детали строения изученных органов; в) владеть методикой препарирования органов и тканей; г) уметь определять на рентгенограммах основные анатомические образования.
Контроль знаний на отчетном занятии осуществляется в 3 этапа: 1.Тестовый контроль знаний студентов проводится с использованием тестовых заданий по анатомии человека, утвержденных Координационным учебно-методическим Советом по анатомии и гистологии человека. Подготовку к тестовому контролю рекомендуется проходить с использованием тестовых программ для самоконтроля и самообучения студентов по заданной теме, а также с использованием учебных пособий, подготовленных кафедрой. 2.Сдача практических навыков. Студент должен ответить на вопросы билета, включающего 10 названий анатомических образований, которые ему необходимо правильно показать на препаратах (вопросы практических навыков см. в приложении) и назвать на латинском языке, а также ответить на заданные вопросы по материалам лекций. 3.Ответ на теоретические вопросы на усмотрение преподавателя по материалам практических занятий (перечень вопросов см. в конце каждого занятия соответствующей темы методических указаний). Общая оценка выводится согласно следующим критериям: - «5» – сдан тестовый контроль, все анатомические образования показаны безошибочно и уверенно, правильно названы латинские термины; ответ на лекционный вопрос четкий, краткий, лаконичный; рассказ полный, грамотный, последовательный и логичный. - «4» – сдан тестовый контроль, все анатомические образования показаны правильно, единичные ошибки в знании латинских терминов; ответ на лекционный вопрос правильный, но недостаточно четкий; рассказ грамотный, но недостаточно последовательный. - «3» – сдан тестовый контроль, анатомические образования показаны недостаточно уверенно, ошибки в знании латинских терминов; ответ на лекционный вопрос недостаточно полный, с некоторыми ошибками; рассказ непоследовательный, с ошибками в частностях. - «2» – тестовый контроль не сдан, анатомические образования показаны не все, допущены грубые ошибки в знании латинской терминов, ответ на лекционный вопрос неправильный или нечеткий, рассказ не полный и не последовательный. В конце отчетного занятия подводится итог. Студентам, получившим неудовлетворительные оценки, назначается время для пересдачи отчета по данной теме.
ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1.Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина.- М.: Медицина, 1986; 1993; 1996; 1997; 2001, т. 1, 2. 2. М.Г. Привес., Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. – Санкт-Петербург Издательский дом СПбМАПО, 2005. 3. И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2. 4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. – М., «Медицина». – 1996. – Т. 1-4.
Дополнительная: 1. Атлас анатомии человека: Учебн. пособие для студентов высш. мед. учебн. заведений / Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. – М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 768 с. 2.Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М.: Изд. Высшая школа. – Т. 1. – 1996. –Т. 1, 2. 3.Крылова Н.В., Наумец Л.В. Анатомия органов чувств. Анатомия в схемах и рисунках. – М., Изд. Университета дружбы народов, 1991. 4.Крылова Н.В., Соболева Т.М. Мочеполовой аппарат. Анатомия в схемах и рисунках. – М.: Изд. Российского университета дружбы народов, 1994. 5.Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа (учебное пособие). – СПб: «Элби-СПб», 2005. 6. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия центральной нервной системы (краткий курс) – СПб: «Элби-СПб», 2005. 7. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа (учебное пособие). – СПб: «Элби-СПб», 2005. 8. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия мышечной системы – СПб: «Элби-СПб», 2005. 9. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия мышечной системы – СПб: «Элби-СПб», 2005. СПЛАНХНОЛОГИЯ ЗАНЯТИЕ 1 ТЕМА: Общий обзор органов пищеварения. Полость рта. Язык. Слюнные железы. Зубы. Глотка. Пищевод. Желудок.
ЦЕЛЬ: Изучить общий план строения и топографические взаимоотношения органов пищеварительной системы, строение полости рта, языка, слюнных желез, зубов, глотки, пищевода, желудка, для изучения других разделов анатомии, а также гастроэнтерологии, стоматологии и других клинических дисциплин.
ОСНАЩЕНИЕ: 1. Скелет. 2. Череп. 3. Сагиттальный распил головы с отпрепарированными крупными слюнными железами. 4. Органокомплекс. 5. Набор зубов, распилы зубов. 6. Язык, пищевод, желудок. 7. Полимерные препараты органов пищеварительной системы. 8. Таблицы, схемы, муляжи.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ Для усвоения темы студенты должны знать строение костей черепа, грудной клетки и осевого скелета, мышцы и фасции шеи и головы, анатомо-топографические образования шеи, области передней стенки живота. СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО: Знать: а) классификацию органов пищеварения; б) строение и топографию органов полости рта; в) особенности строения и топографии глотки, пищевода и желудка; Уметь: а) находить и показывать на препаратах слюнные железы и места открытия их выводных протоков; б) правильно находить в наборе зубов отдельные их виды, определять детали их строения и ставить в правильное анатомическое положение; в) называть и показывать на препаратах детали строения языка; г) находить на препаратах части глотки, пищевода и желудка, правильно называть и показывать их образования и топографические взаимоотношения с другими органами.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ 1. Строение паренхиматозных органов. 2. Строение трубчатых органов. 3. Объяснить понятия: голотопия, скелетотопия, синтопия. 4. Перечислить органы, относящиеся к пищеварительной системе. 5. Строение полости рта. 6.Строение верхней и нижней губы, щеки. 7. Общий план строения зуба. 8. Сроки прорезывания молочных зубов. 9. Сроки прорезывания постоянных зубов. 10. Строение различных видов зубов. 11. Формула молочных и постоянных зубов. 12. Внешнее строение языка. 13. Сосочки слизистой оболочки языка и их роль в рецепции вкуса. 14. Места начала, прикрепления и функция собственных и скелетных мышц языка. 15. Строение, топография и функция слюнных желез. 16. Строение твердого и мягкого неба. 17. Места начала, прикрепления и функция мышц мягкого неба. 18. Отделы глотки, их топография. 19. Особенности строения носоглотки. 20. Строение стенки ротовой и гортанной частей глотки 21. Места начала, прикрепления и топография мышц глотки. 22. Части пищевода, их топография. 23. Особенности строения стенки пищевода. 24. Сужения пищевода. 25. Внешнее строение желудка. 26. Строение стенки желудка. 27.Топография желудка. 28. Связки желудка. 29.Особенности рентгенанатомии желудка
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН Зуб - dens Коронка зуба - corona dentis Язычная поверхность - facies lingualis Вестибулярная поверхность - facies vestibularis Контактная поверхность - facies contacta Поверхность смыкания - facies occlusalis Корень зуба - radix dentis Верхушка корня зуба - apex radicis dentis Отверстие верхушки корня зуба - foramen apicis dentis Шейка зуба - cervix dentis Полость зуба - cavitas dentis Полость коронки - cavitas coronalis Канал корня зуба - canalis radicis dentis Пульпа зуба - pulpa dentis Дентин - dentinum Эмаль - enamelum Цемент - cementum Молочные зубы - dentes decidui Постояннные зубы - dentes permanentes Резцы - dentes incisivi Клыки - dentes canini Малые коренные зубы - dentes premolares Большие коренные зубы - dentes molares Зуб мудрости - dens serotinus Десна - gingiva Язык - lingua Верхушка языка - apex linguae Корень языка - radix linguae Тело языка - corpus linguae Спинка языка - dorsum linguae Нижняя поверхность языка - facies inferior linguae Край языка - margo linguae Срединная борозда языка - sulcus medianus linguae Слепое отверстие языка - foramen caecum linguae Пограничная борозда - sulcus terminalis Слизистая оболочка языка - tunica mucosa linguae Сосочки языка - papillae linguales Нитевидные и конусовидные сосочки - papillae filiformes et conicae Грибовидные сосочки - papillae fungiformes Желобоватые сосочки - papillae vallatae Листовидные сосочки - papillae foliatae Язычная миндалина - tonsilla lingualis Бахромчатые складки - plicae fimbriate Уздечка языка - frenulum linguae Подъязычный сосочек - caruncula sublingualis Подъязычная складка - plica sublingualis Перегородка языка - septum linguae Верхняя продольная мышца - m. longitudinalis superior Нижняя продольная мышца - m. longitudinalis inferior Поперечная мышца языка - m. transversus linguae Вертикальная мышца языка - m. verticalis linguae Подбородочно-язычная мышца - m. genioglossus Подъязычно-язычная мышца - m. hyoglossus Шилоязычная мышца - m. styloglossus Железы рта - glandulae oris Малые слюнные железы - glandulae salivariae minores Большие слюнные железы - glandulae salivariae majores Околоушная железа - glandula parotidea Околоушной проток - ductus parotideus Поднижнечелюсная железа - glandula submandibularis Поднижнечелюстной проток - ductus submandibularis Подъязычная железа - glandula sublingualis Большой подъязычный проток - ductus sublingualis major Небо - palatum Твердое небо - palatum durum Шов неба - raphe palati Мягкое небо - palatum molle Небная занавеска - velum palatinum Небный язычок - uvula palatina Небно-язычная дужка - arcus palatoglossus Небно-глоточная дужка - arcus palatopharyngeus Миндаликовая ямка - fossa tonsillaris Небная миндалина - tonsilla palatina Мышца, напрягающая небную занавеску - m. tensor veli palatini Мышца, поднимающая небную занавеску - m.levator veli palatini Мышца язычка - m. uvulae Небно-язычная мышца - m. palatoglossus Небно-глоточная мышца - m. palatopharyngeus Глотка - pharynx Заглоточное пространство - spatium retropharyngeum Свод глотки - fornix pharyngis Носовая часть глотки - pars nasalis pharyngis Ротовая часть глотки - pars oralis pharyngis Гортанная часть глотки - pars laryngea pharyngis Глоточная миндалина - tonsilla pharyngealis Глоточное отверстие слуховой трубы - ostium pharyngeum tubae auditivae Трубный валик - torus tubarius Трубная миндалина - tonsilla tubaria Грушевидный карман - recessus piriformis Глоточно-базилярная фасция - fascia pharyngobasilaris Верхний констриктор глотки - m. constricor pharyngis superior Средний констриктор глотки - m. constricor pharyngis medius Нижний констриктор глотки - m. constricor pharyngis inferior Шилоглоточная мышца - m.stylopharyngeus Трубно-глоточная мышца - m.salpingopharyngeus Пищевод - esophagus Шейная часть - pars cervicalis Грудная часть - pars thoracica Брюшная часть -pars abdominalis ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина. М. «Медицина»,2001, т.1, с. 479 - 526. 2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.2, с. 9- 55. 3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 266- 303. 4. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 314- 349. 5. Материал лекций по анатомии.
ЗАНЯТИЕ 2 ТЕМА: Тонкая кишка. Толстая кишка. Поджелудочная железа. Печень.
ЦЕЛЬ: Изучить строение и топографические взаимоотношения тонкой и толстой кишки, поджелудочной железы и печени для изучения последующих разделов анатомии, а также гастроентерологии, хирургии и других клинических дисциплин.
ОСНАЩЕНИЕ: 1. Скелет. 2. Органокомплекс. 3. Препараты тонкого и толстого кишечника. 4. Вскрытый препарат илеоцекального угла. 5. Препараты стенок тонкой и толстой кишки. 6. Препараты поджелудочной железы, печени с отпрепарированными выводными путями. 7. Полимерный препарат органокомплекса. 8. Таблицы, муляжи, схемы.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ Для усвоения темы студенты должны знать анатомию грудной клетки и таза, общий план строения трубчатых органов, области передней стенки живота.
СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО: Знать: а) отделы и внешнее строение толстой и тонкой кишки; б) особенности строения стенки толстой и тонкой кишки; в) строение печени и поджелудочной железы; г) морфофункциональную единицу печени; д) строение и топографию желчного пузыря; е) пути выведения желчи; ж) топографию изучаемых органов; Уметь: а) находить и показывать на отдельных препаратах, органокомплексе и демонстрационном трупе детали строения тонкой и толстой кишок, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы; б) показывать детали строения изучаемых органов на препаратах; в) ставить в правильное анатомическое положение тонкую и толстую кишку, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу; г) определять их проекцию по областям на переднюю брюшную стенку.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ 1. Отделы тонкой кишки. 2 Общее строение двенадцатиперстной кишки. 3. Строение стенки двенадцатиперстной кишки. 4. Топография двенадцатиперстной кишки. 5.Строение стенки брыжеечной части тонкой кишки. 6.Строение кишечных ворсинок тонкого кишечника. 7.Части толстой кишки. 8.Внешние отличительные признаки строения толстой и тонкой кишки. 9.Строение стенки слепой, ободочной и сигмовидной кишки. 10.Строение илеоцекального клапана, его функциональное значение. 11. Отношение разных частей толстой кишки к брюшине. 12.Строение прямой кишки. 13.Общий план строения печени. 14. Структурные образования на висцеральной поверхности печени. 15.Ворота печени, их образования. 16. Связки печени. 17. Внутренее строение печени. 18. Формирование системы внутри- и внепеченочных желчевыводящих путей. 19.Скелетотопия печени. 20. Голотопия и синтопия печени. 21. Строение желчного пузыря. 22.Общий план строения поджелудочной железы. 23.Внутреннее строение поджелудочной железы. 24.Топография поджелудочной железы.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН Прямая кишка - rectum Крестцовый изгиб - flexura sacralis Промежностный изгиб - flexura perinealis Ампула прямой кишки - ampulla recti Заднепроходной канал - canalis analis Задний проход - anus Внутренний сфинктер заднего прохода - m. sphincter ani internus Наружный сфинктер заднего прохода - m.sphincter ani externus Поперечные складки прямой кишки - plicae transversae recti Заднепроходные столбы - columnae anales Заднепроходные пазухи - sinus anales Заднепроходные заслонки – valvulae anales Прямокишечно-заднепроходная линия - linea anorectales Прямокишечное венозное сплетение - plexus venosus rectalis Печень - hepar Диафрагмальная поверхность - facies diaphragmatica Висцеральная поверхность - facies visceralis Нижний край - margo inferior Серповидная связка печени - ligamentum falciforme Венечная связка - ligamentum coronarium Треугольные связки - ligamenta triangularae Сердечное вдавление - impressio cardiaca Левая доля печени - lobus hepatis sinister Правая доля печени - lobus hepatis dexter Щель круглой связки - fissura ligamenti teretis Щель венозной связки - fissura ligamenti venosi Круглая связка печени - ligamentum teres hepatis Вырезка круглой связки - incisura ligamenti teretis Венозная связка - ligamentum venosum Ямка желчного пузыря - fossa vesicae felleae Борозда нижней полой вены - sulcus venae cavae Ворота печени - porta hepatis Квадратная доля - lobus quadratus Хвостатая доля - lobus caudatus Хвостатый отросток - processus caudatus Сосочковый отросток - processus papillaris Желудочное вдавление - impressio gastrica Пищеводное вдавление -impressio esophagea Дуоденальное вдавление - impressio duodenalis Почечное вдавление - impressio renalis Надпочечниковое вдавление - impressio suprarenalis Ободочно-кишечное вдавление - impressio colica Внебрюшинное поле - area nuda ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина. М. «Медицина»,2001, т.1, с.526- 562. 2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р.. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.2, с. 55-77. 3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 303- 327. 4. Гайворонский И.В.. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 349- 379. 5. Материал лекций по анатомии.
ЗАНЯТИЕ 3 ТЕМА: Брюшина. Препарирование. Отчет по препаратам пищеварительной системы.
ЦЕЛЬ: Изучить ход и топографические образования брюшины для применения полученных знаний при изучении последующих разделов анатомии, а также гастроэнтерологии, хирургии и других клинических дисциплин. Обобщить и закрепить полученные знания по препаратам пищеварительной системы.
ОСНАЩЕНИЕ: 1. Скелет. 2. Органокомплекс. 3. Труп со вскрытой передней брюшной стенкой и отпрепарированными топографическими образованиями брюшной полости. 4. Сагиттальный распил головы. 5. Набор отдельных препаратов органов пищеварительной системы 6. Полимерные препараты органов пищеварительной системы. 7. Таблицы, схемы, муляжи.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ Для усвоения темы студенты должны знать строение костей осевого скелета, лицевого черепа и таза, анатомию и топографию мышц живота, развитие, внешнее и внутренее строение и топографические взаимоотношения органов пищеварительной системы, отношение органов к брюшине, ход и топографические образования брюшины.
СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО: Знать: а) ход брюшины в брюшной полости; б) внешнее строение органов пищеварительной системы; в) внутреннее строение органов пищеварительной системы; г) топографические взаимоотношения органов пищеварительной системы; Уметь: а) называть и показывать на препаратах и целом трупе обазования брюшины в брюшной полости; б) называть и показывать на препаратах органы пищеварительной системы и детали их строения.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ 1. Брюшная полость, полость брюшины, париетальный и висцеральный листки брюшины. 2.Отношение органов брюшной полости к брюшине. 3.Границы этажей полости брюшины. 4.Формирование большого и малого сальников. 5.Топографические образования внутренней поверхности передней брюшной стенки. 6.Стенки и содержимое печеночной сумки. 7.Стенки и содержимое преджелудочной сумки. 8.Стенки, содержимое и углубления сальниковой сумки. 9.Сальниковое отверстие, его функциональное значение. 10.Топографические образования брюшины, расположенные в среднем этаже брюшной полости. 11. Границы и сообщения правого и левого околоободочных каналов. 12. Границы правого брыжеечного синуса. 13.Границы левого брыжеечного синуса. 14.Границы нижнего этажа брюшной полости. 15. Углубления брюшины в полости малого таза, их половые отличия. 16.Слабые места брюшной стенки, их функциональное значение. Вопросы к отчетному занятию даны в соответствующих разделах темы.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН Брюшина - peritoneum Париетальная брюшина - peritoneum parietale Висцеральная брюшина - peritoneum viscerale Срединная пупочная складка - plica umbilicalis medianus Медиальная пупочная складка - plica umbilicalis medialis Латеральная пупочная складка - plica umbilicalis lateralis Права и левая надпузырные ямки - fossae supravesicales dextra et sinistra Медиальная паховая ямка - fossa inguinalis medialis Латеральная паховая ямка - fossa inguinalis lateralis Брыжейка аппендикса - mesoappendix Брыжейка сигмовидной ободочной кишки - mesocolon sigmoideum Брыжейка поперечной ободочной кишки - mesocolon transversum Брыжейка тонкой кишки - mesenterium Малый сальник - omentum minus Печеночно-желудочная связка - ligamentum hepatogastricum Печеночно-дуоденальная связка - ligamentum hepatoduodenale Большой сальник - omentum majus Желудочно-ободочная связка - ligamentum gastrocolicum Желудочно-селезеночная связка - ligamentum gastrolienale Желудочно-диафрагмальная связка - ligamentum gatrophrenicum Печеночная сумка - bursa hepatica Преджелудочная сумка - bursa pregastrica Сальниковая сумка - bursa omentalis Верхнее сальниковое углубление - recessus superior omentalis Селезеночное углубление - recessus lienalis Нижнее сальниковое углубление - recessus inferior omentalis Сальниковое отверстие - foramen epiploicum Правая околоободочная борозда - sulcus paracolicus dexter Левая околоободочная борозда - sulcus paracolicus sinister Правый брыжеечный синус - sinus mesentericus dexter Левый брыжеечный синус - sinus mesentericus sinister Верхнее и нижнее дуоденальные углубления - recessus duodenales superior et inferior Верхнее и нижнее илеоцекальные углубления - recessus ileocaecales superior et inferior Слепокишечные складки брюшины - plicae caecales Позадислепокишечное углубление - recessus retrocaecalis Межсигмовидное углубление – recessus intersigmoideus Прямокишечно-пузырное углубление - excavatio rectovesicalis Прямокишечно-пузырные складки - plicae rectovesicales Прямокишечно-маточное углубление - excavatio rectouterina Прямокишечно-маточные складки - plicae rectouterinae Пузырно-маточное углубление - excavatio vesicouterina
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина. М. «Медицина»,2001, т.1, с. 479- 581. 2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.2, с. 82-114, 10-118. 3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И.. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 266- 334. 4. Гайворонский И.В.. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 314- 396. 5. Материал лекций по анатомии.
ЗАНЯТИЕ 4 ТЕМА: Дыхательная система. Средостение.
ЦЕЛЬ: Изучить строение полости носа, гортани, трахеи, бронхов, легких, плевры, органов средостения и их топографические взаимоотношения, для применения полученных знаний при изучении других разделов анатомии и клинических дисциплин, таких как оториноларингология, пульмонология, терапия. ОСНАЩЕНИЕ: 1. Скелет 2. Череп 3. Сагиттальный распил головы с отпрепарированными полостью носа, носоглоткой, ротоглоткой 4. Малый органокомплекс 5. Влажные препараты гортани с отпрепарированными хрящами, мышцами. 6. Отпрепарированные препараты трахеи, бронхов, легких. 7. Труп с отпрепарированными органами грудной полости 8. Таблицы, схемы, муляжи.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ Для усвоения темы студенты должны знать развитие органов дыхания, строение грудной клетки, костей черепа, позвоночного столба мышцы, фасции и топографические образования шеи, анатомию и топографию глотки и пищевода.
СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО: Знать: а) деление органов дыхания; б) внешнее и внутреннее строение полости носа, гортани, трахеи, бронхов, легких; в) сообщения носовых ходов; г) закономерность деления бронхов в легких, сегментарное строение легких, структурно-функциональную единицу легкого; д) топографию трахеи, бронхов, легких, плевры; е) деление средостения на отделы; ж) органы средостения. з) функции органов дыхания; Уметь: а) показывать отделы полости носа; б) находить и показывать детали строения носа в) показывать на препаратах отделы, хрящи, связки, мышцы гортани; г) показывать на препаратах и трупе трахею, бронхи, легкие и детали их строения; д) находить и показывать на трупе синусы плевры; е) показывать органы средостения.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ 1. Органы, относящиеся к дыхательной системе. 2. Строение наружного носа, хрящей носа. 3. Полость носа, носовые ходы и их сообщения. 4. Особенности строения слизистой оболочки полости носа, ее функции. 5. Границы входа в гортань, отделы гортани. 6. Топография гортани. 7. Строение слизистой оболочки и подслизистой основы гортани. 8. Парные и непарные хрящи гортани. 9. Связки гортани. 10. Суставы гортани. 13. Мышцы, суживающие голосовую щель. 14. Мышцы, расширяющие голосовую щель. 15. Мышцы, изменяющие напряжение голосовых связок. 16. Строение и топография трахеи. 17. Строение и топография главных бронхов. 18. Внешнее строение правого и левого легких. 19. Сегментарное строение легкого. 20. Структурно-функциональная единица легкого. 21. Структуры бронхиального дерева. 22. Перечислить структуры входящие в альвеолярное дерево. 23.Структура и топографию образований корня легкого. 24. Топография правого легкого. 25. Топография левого легкого. 26. Строение плевры. Плевральная полость. 27.Синусы плевры. Их функциональное значение. 28.Топография плевры. 29. Средостение, его границы. 30. Отделы средостения, их содержимое. 31. Деление средостения на отделы в клинической практике.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН Область носа- Regio nasalis Наружный нос- nasus externus Корень носа- radix nasi Спинка носа- dorsum nasi Крылья носа- alae nasi Верхушка носа- apex nasi Ноздри- nares Латеральный хрящ носа- cartilago nasi lateralis Большой хрящ крыла носа- cartilago alaris major Малые хрящи крыла- cartilagines alares minores Добавочные носовые хрящи- cartilagines nasales accessoriae Хрящ перегородки носа- cartilago septi nasi Перегородка носа- septum nasi Преддверие носа- vestibulum nasi Порог полости носа- limen nasi Клиновидно-решетчатое углубление- recessus sphenoethmoidalis Полулунная расщелина- hiatus semilunaris Гортань-larynx Выступ гортани- prominentia laryngea Вход в гортань- aditus laryngis Черпалонадгортанные складки- plicae aryepigloticae Полость гортани- cavitas laryngis Преддверие гортани- vestibulum laryngis Складки преддверия- plicae vestibulares Щель преддверия- rima vestibuli Желудочек гортани- ventriculus laryngis Голосовые складки- plicae vocales Голосовая щель- rima glottidis Межперепончатая часть- pars intermembranacea Межхрящевая часть- pars intercartilaginea Подголосовая полость- cavitas infraglottica Щитовидный хрящ- cartilago thyroidea Правая пластинка- lamina dextra Левая пластинка- lamina sinistra Верхняя щитовидная вырезка- incisura thyroidea superior Нижняя щитовидная вырезка- incisura thyroidea inferior Верхний рог- cornu superius Нижний рог- cornu inferius Косая линия- linea obliqua Перстневидный хрящ- cartilago cricoidea Дуга перстневидного хряща- arcus cartilaginis cricoideae Пластинка перстневидного хряща- lamina cartilaginis cricoideae Черпаловидный хрящ- cartilago arytenoidea Основание черпаловидного хряща- basis cartilaginis arytenoideae Верхушка черпаловидного хряща- apex cartilaginis arytenoideae Голосовой отросток- processus vocalis Мышечный отросток- processus muscularis Переднелатеральная поверхность- facies anterolateralis Продолговатая ямка- fovea oblongata Медиальная поверхность- facies medialis Задняя поверхность- facies posterior Рожковидный хрящ- cartilago corniculata Рожковидный бугорок- tuberculum corniculatum Клиновидный хрящ- cartilago cuneiformis Клиновидный бугорок- tuberculum cuneiforme Надгортанник- epiglottis Стебелек надгортанника- petiolus epiglottidis Перстнещитовидный сустав- articulatio cricothyroidea Перстнечерпаловидный сустав- articulatio cricoarytenoidea Щитоподъязычная мембрана- membrana thyrohyoidea Срединная щитоподъязычная связка- lig. thyrohyoideum medianum Латеральные щитоподъязычные связки- lig. thyrohyoidea lateralia Подъязычно-надгортанная связка- lig. hyoepiglotticum Щитонадгортанная связка- lig. thyroepiglotticum Перстнещитовидная связка- lig. cricothyroideum Перстнетрахеальная связка- lig.cricotracheale Задняя перстнечерпаловидная мышца- m. cricoarytenoideus posterior Латеральная перстнечерпаловидная м.- m.cricoarytenoideus lateralis Щиточерпаловидная мышца- m. thyroarytenoideus Поперечная черпаловидная мышца- m. arytenoideus transversus Косая черпаловидная мышца- m. arytenoideus obliqus Перстнещитовидная мышца- m. cricothyroideus Голосовая мышца- m.vocalis Трахея- trachea Бифуркация трахеи- bifurcatio tracheae Киль трахеи- carina tracheae Шейная часть- pars cervicalis Грудная часть- pars thoracica Хрящи трахеи- cartilagines tracheae Кольцевые связки- ligg. annularia Перепончатая стенка- paries membranaceus Правый главный бронх – bronchus principalis dexter Левый главный бронх- bronchus principalis sinister Легкое- pulmo Верхушка легкого –apex pulmonis Диафрагмальная поверхность- facies diaphragmatica Реберная поверхность- facies costalis Позвоночная часть- pars vertebralis Медиальная поверхность- facies medialis Передний край- margo anterior Нижний край- margo inferior Язычок легкого- lingula pulmonis sinistri Сердечная вырезка- incisura cardiaca Доли легкого- lobi pulmones Верхняя доля- lobus superior Средняя доля- lobus medius Нижняя доля- lobus inferior Косая щель- fissura obliqua Горизонтальная щель- fissura horizontalis Междолевые поверхности- facies interlobares Ворота легкого- hilum pulmonis Корень легкого- radix pulmonis Долевые бронхи- bronchi lobares Сегментарные бронхи- bronchi segmentales Верхушечный сегмент- `segmentum apicale Передний сегмент- segmentum anterius Задний сегмент- segmentum posterius Медиальный сегмент- segmentum mediale Латеральный сегмент- segmentum laterale Верхний сегмент- segmentum superius Медиальный базальный сегмент- segmentum basale mediale Латеральный базальный сегмент- segmentum basale laterale Передний базальный сегмент- segmentum basale anterius Задний базальный сегмент- segmentum basale posterius Верхний язычковый сегмент- segmentum lingulare superius Нижний язычковый сегмент- segmentum lingulare inferius Долевой бронх - bronchus lobaris Сегментарный бронх - bronchus segmentalis Дольковые бронхи- bronchi lobularis Концевые бронхиолы- bronchioli terminales Дыхательная бронхиола- bronchiola respiratoria Ацинус- acinus Альвеолярный ход- ductus alveolaris Альвеолярный мешочек- saccus alveolaris Легочная альвеола- alveola pulmonis Плевра- pleura Висцеральная плевра- pleura visceralis Париетальная плевра- pleura parietalis Легочная связка- ligamentum pulmonale Реберная плевра- pleura costalis Медиастинальная плевра- pleura mediastinalis Диафрагмальная плевра- pleura diphragmatica Купол плевры- cupula pleurae Плевральные синусы- recessus pleurales Реберно-диафрагмальный синус- recessus costodiaphragmaticus Диафрагмомедиастинальный синус- recessus phrenicomediastinalis Реберно-медиастинальный синус- recessus costomediastinalis Средостение- mediastinum Верхнее средостение- mediastinum superius Нижнее средостение- mediastinum inferius Переднее средостение- mediastinum anterius Среднее средостение- mediastinum medius Заднее средостение- mediastinum posterius
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина. М. «Медицина»,2001, т.1. с.581- 623. 2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р.. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.2, с. 119-171. 3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 334-357. 4. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 396- 433. 5. Материал лекций по анатомии.
ЗАНЯТИЕ 5 ТЕМА: Почки. Мочеточники. Мочевой пузырь.
ЦЕЛЬ: Изучить строение почек, мочеточников, мочевого пузыря, их топографические взаимоотношения и функции для последующего использования этих знаний при изучении других разделов анатомии и клинических дисциплин, таких как нефрология, урология.
ОСНАЩЕНИЕ: 1. Скелет 2. Органокомплекс 3. Отдельные препараты целой почки, вскрытой почки, мочеточника, мочевого пузыря. 4. Труп, с отпрепарированными мочевыми органами. 5. Таблицы, схемы, муляжи.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ Для усвоения темы студенты должны знать строение костей позвоночного столба и таза, мышцы, фасции, топографические образования живота и таза, ход брюшины, топографические взаимоотношения органов брюшной полости.
СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО: Знать: а) внешнее и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.180 (0.016 с.) |