Петричко С.А., Должиков А.А., Крикун Е.Н., Тверской А.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Петричко С.А., Должиков А.А., Крикун Е.Н., Тверской А.В.



БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Часть 2: спланхнология, анатомия центральной

нервной системы, черепных нервов и органов чувств

Белгород, 2007

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет»

Медицинский факультет, кафедра анатомии и гистологии человека

Петричко С.А., Должиков А.А., Крикун Е.Н., Тверской А.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Часть 1: остеология, артросиндесмология, миология

Белгород, 2007

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским Советом БелгУ

Методические рекомендации к практическим занятим по анатомии человека для студентов медицинского факультета (спланхнология, анатомия центральной нервной системы, черепных нервов и органов чувств) /С.А. Петричко, А.А. Должиков, Е.Н. Крикун, А.В. Тверской. – Белгород, БелГУ, 2007. - 47 с.

В методических рекомендациях, составленных в соответствии с типовой и рабочей программами по анатомии человека, даны организационные и методические материалы, необходимые для проведения практических занятий: цель, план занятия, этапы изучения темы, обязательный терминологический минимум, литература. Методические рекомендации предназначены для проведения практических занятий по анатомии человека у студентов, обучающихся по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия».

 

Рецензент:

зав. кафедрой анатомии человека Курского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор В.В. Харченко

© Коллектив авторов

© БелГУ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Целью практического занятия является - научиться находить, называть и показывать части и детали изучаемых органов человека на материале целых трупов, отдельных частей тела, комплексов и отдельных органов, рентгеновских снимках, компьютерных томограммах, знать их топографо-анатомические взаимоотношения, изучить их строение и форму, перенести приобретенные знания на организм живого человека, овладеть навыками препарирования.

Занятие начинается с проверки у студентов исходного уровня знаний, для чего используются тестовые задания в анкетной или компьютерной формах. После этого преподаватель приступает к краткому разъяснению наиболее сложных для понимания вопросов. Дальше в зависимости от темы занятия предоставляется время для самостоятельной работы под контролем преподавателя (повторение материала с использованием препаратов, препарирование и т.д.). Затем проводится полный контроль усвоения текущей темы путем устного опроса всех студентов с использованием натуральных препаратов и муляжей, опроса лекционного материала, устного решения ситуационных задач. В течение завершающей части занятия производится итоговая оценка по всем этапам занятия с учетом продуктивной активности студентов (активность в разборе темы, правильность дополнений и т.п.), а затем преподаватель дает основные установки для подготовки к следующему занятию, акцентируя наиболее важные вопросы, давая краткие алгоритмы изучения материала, характеристику источников информации.

После изучения каждой системы в соответствии с календарным и тематическим планами проводится отчетное занятие.

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Цель: закрепить и систематизировать изученный материал по пройденным темам занятий (часть системы органов или системы органов в целом).

 

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО

Знать:

а) названия анатомических образований на латинском и русском языках, строение и топографию изученных органов и структур;

б) развитие, возрастные особенности изученных органов, а также некоторые аномалии их развития;

Уметь:

а) определять правильное анатомическое положение изученных органов;

б) находить и показывать на препаратах детали строения изученных органов;

в) владеть методикой препарирования органов и тканей;

г) уметь определять на рентгенограммах основные анатомические образования.

 

Контроль знаний на отчетном занятии осуществляется в 3 этапа:

1.Тестовый контроль знаний студентов проводится с использованием тестовых заданий по анатомии человека, утвержденных Координационным учебно-методическим Советом по анатомии и гистологии человека. Подготовку к тестовому контролю рекомендуется проходить с использованием тестовых программ для самоконтроля и самообучения студентов по заданной теме, а также с использованием учебных пособий, подготовленных кафедрой.

2.Сдача практических навыков. Студент должен ответить на вопросы билета, включающего 10 названий анатомических образований, которые ему необходимо правильно показать на препаратах (вопросы практических навыков см. в приложении) и назвать на латинском языке, а также ответить на заданные вопросы по материалам лекций.

3.Ответ на теоретические вопросы на усмотрение преподавателя по материалам практических занятий (перечень вопросов см. в конце каждого занятия соответствующей темы методических указаний).

Общая оценка выводится согласно следующим критериям:

- «5» – сдан тестовый контроль, все анатомические образования показаны безошибочно и уверенно, правильно названы латинские термины; ответ на лекционный вопрос четкий, краткий, лаконичный; рассказ полный, грамотный, последовательный и логичный.

- «4» – сдан тестовый контроль, все анатомические образования показаны правильно, единичные ошибки в знании латинских терминов; ответ на лекционный вопрос правильный, но недостаточно четкий; рассказ грамотный, но недостаточно последовательный.

- «3» – сдан тестовый контроль, анатомические образования показаны недостаточно уверенно, ошибки в знании латинских терминов; ответ на лекционный вопрос недостаточно полный, с некоторыми ошибками; рассказ непоследовательный, с ошибками в частностях.

- «2» – тестовый контроль не сдан, анатомические образования показаны не все, допущены грубые ошибки в знании латинской терминов, ответ на лекционный вопрос неправильный или нечеткий, рассказ не полный и не последовательный.

В конце отчетного занятия подводится итог. Студентам, получившим неудовлетворительные оценки, назначается время для пересдачи отчета по данной теме.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина.- М.: Медицина, 1986; 1993; 1996; 1997; 2001, т. 1, 2.

2. М.Г. Привес., Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. – Санкт-Петербург Издательский дом СПбМАПО, 2005.

3. И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2.

4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. – М., «Медицина». – 1996. – Т. 1-4.

 

Дополнительная:

1. Атлас анатомии человека: Учебн. пособие для студентов высш. мед. учебн. заведений / Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. – М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 768 с.

2.Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М.: Изд. Высшая школа. – Т. 1. – 1996. –Т. 1, 2.

3.Крылова Н.В., Наумец Л.В. Анатомия органов чувств. Анатомия в схемах и рисунках. – М., Изд. Университета дружбы народов, 1991.

4.Крылова Н.В., Соболева Т.М. Мочеполовой аппарат. Анатомия в схемах и рисунках. – М.: Изд. Российского университета дружбы народов, 1994.

5.Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа (учебное пособие). – СПб: «Элби-СПб», 2005.

6. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия центральной нервной системы (краткий курс) – СПб: «Элби-СПб», 2005.

7. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа (учебное пособие). – СПб: «Элби-СПб», 2005.

8. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия мышечной системы – СПб: «Элби-СПб», 2005.

9. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Анатомия мышечной системы – СПб: «Элби-СПб», 2005.

СПЛАНХНОЛОГИЯ

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: Общий обзор органов пищеварения. Полость рта. Язык. Слюнные железы. Зубы. Глотка. Пищевод. Желудок.

 

ЦЕЛЬ: Изучить общий план строения и топографические взаимоотношения органов пищеварительной системы, строение полости рта, языка, слюнных желез, зубов, глотки, пищевода, желудка, для изучения других разделов анатомии, а также гастроэнтерологии, стоматологии и других клинических дисциплин.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Скелет.

2. Череп.

3. Сагиттальный распил головы с отпрепарированными крупными слюнными железами.

4. Органокомплекс.

5. Набор зубов, распилы зубов.

6. Язык, пищевод, желудок.

7. Полимерные препараты органов пищеварительной системы.

8. Таблицы, схемы, муляжи.

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать строение костей черепа, грудной клетки и осевого скелета, мышцы и фасции шеи и головы, анатомо-топографические образования шеи, области передней стенки живота.

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:

а) классификацию органов пищеварения;

б) строение и топографию органов полости рта;

в) особенности строения и топографии глотки, пищевода и желудка;

Уметь:

а) находить и показывать на препаратах слюнные железы и места открытия их выводных протоков;

б) правильно находить в наборе зубов отдельные их виды, определять детали их строения и ставить в правильное анатомическое положение;

в) называть и показывать на препаратах детали строения языка;

г) находить на препаратах части глотки, пищевода и желудка, правильно называть и показывать их образования и топографические взаимоотношения с другими органами.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1. Строение паренхиматозных органов.

2. Строение трубчатых органов.

3. Объяснить понятия: голотопия, скелетотопия, синтопия.

4. Перечислить органы, относящиеся к пищеварительной системе.

5. Строение полости рта.

6.Строение верхней и нижней губы, щеки.

7. Общий план строения зуба.

8. Сроки прорезывания молочных зубов.

9. Сроки прорезывания постоянных зубов.

10. Строение различных видов зубов.

11. Формула молочных и постоянных зубов.

12. Внешнее строение языка.

13. Сосочки слизистой оболочки языка и их роль в рецепции вкуса.

14. Места начала, прикрепления и функция собственных и скелетных мышц языка.

15. Строение, топография и функция слюнных желез.

16. Строение твердого и мягкого неба.

17. Места начала, прикрепления и функция мышц мягкого неба.

18. Отделы глотки, их топография.

19. Особенности строения носоглотки.

20. Строение стенки ротовой и гортанной частей глотки

21. Места начала, прикрепления и топография мышц глотки.

22. Части пищевода, их топография.

23. Особенности строения стенки пищевода.

24. Сужения пищевода.

25. Внешнее строение желудка.

26. Строение стенки желудка.

27.Топография желудка.

28. Связки желудка.

29.Особенности рентгенанатомии желудка

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН

Зуб - dens

Коронка зуба - corona dentis

Язычная поверхность - facies lingualis

Вестибулярная поверхность - facies vestibularis

Контактная поверхность - facies contacta

Поверхность смыкания - facies occlusalis

Корень зуба - radix dentis

Верхушка корня зуба - apex radicis dentis

Отверстие верхушки корня зуба - foramen apicis dentis

Шейка зуба - cervix dentis

Полость зуба - cavitas dentis

Полость коронки - cavitas coronalis

Канал корня зуба - canalis radicis dentis

Пульпа зуба - pulpa dentis

Дентин - dentinum

Эмаль - enamelum

Цемент - cementum

Молочные зубы - dentes decidui

Постояннные зубы - dentes permanentes

Резцы - dentes incisivi

Клыки - dentes canini

Малые коренные зубы - dentes premolares

Большие коренные зубы - dentes molares

Зуб мудрости - dens serotinus

Десна - gingiva

Язык - lingua

Верхушка языка - apex linguae

Корень языка - radix linguae

Тело языка - corpus linguae

Спинка языка - dorsum linguae

Нижняя поверхность языка - facies inferior linguae

Край языка - margo linguae

Срединная борозда языка - sulcus medianus linguae

Слепое отверстие языка - foramen caecum linguae

Пограничная борозда - sulcus terminalis

Слизистая оболочка языка - tunica mucosa linguae

Сосочки языка - papillae linguales

Нитевидные и конусовидные сосочки - papillae filiformes et conicae

Грибовидные сосочки - papillae fungiformes

Желобоватые сосочки - papillae vallatae

Листовидные сосочки - papillae foliatae

Язычная миндалина - tonsilla lingualis

Бахромчатые складки - plicae fimbriate

Уздечка языка - frenulum linguae

Подъязычный сосочек - caruncula sublingualis

Подъязычная складка - plica sublingualis

Перегородка языка - septum linguae

Верхняя продольная мышца - m. longitudinalis superior

Нижняя продольная мышца - m. longitudinalis inferior

Поперечная мышца языка - m. transversus linguae

Вертикальная мышца языка - m. verticalis linguae

Подбородочно-язычная мышца - m. genioglossus

Подъязычно-язычная мышца - m. hyoglossus

Шилоязычная мышца - m. styloglossus

Железы рта - glandulae oris

Малые слюнные железы - glandulae salivariae minores

Большие слюнные железы - glandulae salivariae majores

Околоушная железа - glandula parotidea

Околоушной проток - ductus parotideus

Поднижнечелюсная железа - glandula submandibularis

Поднижнечелюстной проток - ductus submandibularis

Подъязычная железа - glandula sublingualis

Большой подъязычный проток - ductus sublingualis major

Небо - palatum

Твердое небо - palatum durum

Шов неба - raphe palati

Мягкое небо - palatum molle

Небная занавеска - velum palatinum

Небный язычок - uvula palatina

Небно-язычная дужка - arcus palatoglossus

Небно-глоточная дужка - arcus palatopharyngeus

Миндаликовая ямка - fossa tonsillaris

Небная миндалина - tonsilla palatina

Мышца, напрягающая небную занавеску - m. tensor veli palatini

Мышца, поднимающая небную занавеску - m.levator veli palatini

Мышца язычка - m. uvulae

Небно-язычная мышца - m. palatoglossus

Небно-глоточная мышца - m. palatopharyngeus

Глотка - pharynx

Заглоточное пространство - spatium retropharyngeum

Свод глотки - fornix pharyngis

Носовая часть глотки - pars nasalis pharyngis

Ротовая часть глотки - pars oralis pharyngis

Гортанная часть глотки - pars laryngea pharyngis

Глоточная миндалина - tonsilla pharyngealis

Глоточное отверстие слуховой трубы - ostium pharyngeum tubae auditivae

Трубный валик - torus tubarius

Трубная миндалина - tonsilla tubaria

Грушевидный карман - recessus piriformis

Глоточно-базилярная фасция - fascia pharyngobasilaris

Верхний констриктор глотки - m. constricor pharyngis superior

Средний констриктор глотки - m. constricor pharyngis medius

Нижний констриктор глотки - m. constricor pharyngis inferior

Шилоглоточная мышца - m.stylopharyngeus

Трубно-глоточная мышца - m.salpingopharyngeus

Пищевод - esophagus

Шейная часть - pars cervicalis

Грудная часть - pars thoracica

Брюшная часть -pars abdominalis

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина. М. «Медицина»,2001, т.1, с. 479 - 526.

2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.2, с. 9- 55.

3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 266- 303.

4. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 314- 349.

5. Материал лекций по анатомии.

 

ЗАНЯТИЕ 2

ТЕМА: Тонкая кишка. Толстая кишка. Поджелудочная железа. Печень.

 

ЦЕЛЬ: Изучить строение и топографические взаимоотношения тонкой и толстой кишки, поджелудочной железы и печени для изучения последующих разделов анатомии, а также гастроентерологии, хирургии и других клинических дисциплин.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Скелет.

2. Органокомплекс.

3. Препараты тонкого и толстого кишечника.

4. Вскрытый препарат илеоцекального угла.

5. Препараты стенок тонкой и толстой кишки.

6. Препараты поджелудочной железы, печени с отпрепарированными выводными путями.

7. Полимерный препарат органокомплекса.

8. Таблицы, муляжи, схемы.

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать анатомию грудной клетки и таза, общий план строения трубчатых органов, области передней стенки живота.

 

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:

а) отделы и внешнее строение толстой и тонкой кишки;

б) особенности строения стенки толстой и тонкой кишки;

в) строение печени и поджелудочной железы;

г) морфофункциональную единицу печени;

д) строение и топографию желчного пузыря;

е) пути выведения желчи;

ж) топографию изучаемых органов;

Уметь:

а) находить и показывать на отдельных препаратах, органокомплексе и демонстрационном трупе детали строения тонкой и толстой кишок, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы;

б) показывать детали строения изучаемых органов на препаратах;

в) ставить в правильное анатомическое положение тонкую и толстую кишку, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу;

г) определять их проекцию по областям на переднюю брюшную стенку.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1. Отделы тонкой кишки.

2 Общее строение двенадцатиперстной кишки.

3. Строение стенки двенадцатиперстной кишки.

4. Топография двенадцатиперстной кишки.

5.Строение стенки брыжеечной части тонкой кишки.

6.Строение кишечных ворсинок тонкого кишечника.

7.Части толстой кишки.

8.Внешние отличительные признаки строения толстой и тонкой кишки.

9.Строение стенки слепой, ободочной и сигмовидной кишки.

10.Строение илеоцекального клапана, его функциональное значение.

11. Отношение разных частей толстой кишки к брюшине.

12.Строение прямой кишки.

13.Общий план строения печени.

14. Структурные образования на висцеральной поверхности печени.

15.Ворота печени, их образования.

16. Связки печени.

17. Внутренее строение печени.

18. Формирование системы внутри- и внепеченочных желчевыводящих путей.

19.Скелетотопия печени.

20. Голотопия и синтопия печени.

21. Строение желчного пузыря.

22.Общий план строения поджелудочной железы.

23.Внутреннее строение поджелудочной железы.

24.Топография поджелудочной железы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН

Прямая кишка - rectum

Крестцовый изгиб - flexura sacralis

Промежностный изгиб - flexura perinealis

Ампула прямой кишки - ampulla recti

Заднепроходной канал - canalis analis

Задний проход - anus

Внутренний сфинктер заднего прохода - m. sphincter ani internus

Наружный сфинктер заднего прохода - m.sphincter ani externus

Поперечные складки прямой кишки - plicae transversae recti

Заднепроходные столбы - columnae anales

Заднепроходные пазухи - sinus anales

Заднепроходные заслонки –

valvulae anales

Прямокишечно-заднепроходная линия - linea anorectales

Прямокишечное венозное сплетение - plexus venosus rectalis

Печень - hepar

Диафрагмальная поверхность - facies diaphragmatica

Висцеральная поверхность - facies visceralis

Нижний край - margo inferior

Серповидная связка печени - ligamentum falciforme

Венечная связка - ligamentum coronarium

Треугольные связки - ligamenta triangularae

Сердечное вдавление - impressio cardiaca

Левая доля печени - lobus hepatis sinister

Правая доля печени - lobus hepatis dexter

Щель круглой связки - fissura ligamenti teretis

Щель венозной связки - fissura ligamenti venosi

Круглая связка печени - ligamentum teres hepatis

Вырезка круглой связки - incisura ligamenti teretis

Венозная связка - ligamentum venosum

Ямка желчного пузыря - fossa vesicae felleae

Борозда нижней полой вены - sulcus venae cavae

Ворота печени - porta hepatis

Квадратная доля - lobus quadratus

Хвостатая доля - lobus caudatus

Хвостатый отросток - processus caudatus

Сосочковый отросток - processus papillaris

Желудочное вдавление - impressio gastrica

Пищеводное вдавление -impressio esophagea

Дуоденальное вдавление - impressio duodenalis

Почечное вдавление - impressio renalis

Надпочечниковое вдавление - impressio suprarenalis

Ободочно-кишечное вдавление - impressio colica

Внебрюшинное поле - area nuda

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина. М. «Медицина»,2001, т.1, с.526- 562.

2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р.. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.2, с. 55-77.

3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 303- 327.

4. Гайворонский И.В.. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 349- 379.

5. Материал лекций по анатомии.

 

ЗАНЯТИЕ 3

ТЕМА: Брюшина. Препарирование. Отчет по препаратам пищеварительной системы.

 

ЦЕЛЬ: Изучить ход и топографические образования брюшины для применения полученных знаний при изучении последующих разделов анатомии, а также гастроэнтерологии, хирургии и других клинических дисциплин. Обобщить и закрепить полученные знания по препаратам пищеварительной системы.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Скелет.

2. Органокомплекс.

3. Труп со вскрытой передней брюшной стенкой и отпрепарированными топографическими образованиями брюшной полости.

4. Сагиттальный распил головы.

5. Набор отдельных препаратов органов пищеварительной системы

6. Полимерные препараты органов пищеварительной системы.

7. Таблицы, схемы, муляжи.

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать строение костей осевого скелета, лицевого черепа и таза, анатомию и топографию мышц живота, развитие, внешнее и внутренее строение и топографические взаимоотношения органов пищеварительной системы, отношение органов к брюшине, ход и топографические образования брюшины.

 

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:

а) ход брюшины в брюшной полости;

б) внешнее строение органов пищеварительной системы;

в) внутреннее строение органов пищеварительной системы;

г) топографические взаимоотношения органов пищеварительной системы;

Уметь:

а) называть и показывать на препаратах и целом трупе обазования брюшины в брюшной полости;

б) называть и показывать на препаратах органы пищеварительной системы и детали их строения.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1. Брюшная полость, полость брюшины, париетальный и висцеральный листки брюшины.

2.Отношение органов брюшной полости к брюшине.

3.Границы этажей полости брюшины.

4.Формирование большого и малого сальников.

5.Топографические образования внутренней поверхности передней брюшной стенки.

6.Стенки и содержимое печеночной сумки.

7.Стенки и содержимое преджелудочной сумки.

8.Стенки, содержимое и углубления сальниковой сумки.

9.Сальниковое отверстие, его функциональное значение.

10.Топографические образования брюшины, расположенные в среднем этаже брюшной полости.

11. Границы и сообщения правого и левого околоободочных каналов.

12. Границы правого брыжеечного синуса.

13.Границы левого брыжеечного синуса.

14.Границы нижнего этажа брюшной полости.

15. Углубления брюшины в полости малого таза, их половые отличия.

16.Слабые места брюшной стенки, их функциональное значение.

Вопросы к отчетному занятию даны в соответствующих разделах темы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН

Брюшина - peritoneum

Париетальная брюшина - peritoneum parietale

Висцеральная брюшина - peritoneum viscerale

Срединная пупочная складка - plica umbilicalis medianus

Медиальная пупочная складка - plica umbilicalis medialis

Латеральная пупочная складка - plica umbilicalis lateralis

Права и левая надпузырные ямки - fossae supravesicales dextra et sinistra

Медиальная паховая ямка - fossa inguinalis medialis

Латеральная паховая ямка - fossa inguinalis lateralis

Брыжейка аппендикса - mesoappendix

Брыжейка сигмовидной ободочной кишки - mesocolon sigmoideum

Брыжейка поперечной ободочной кишки - mesocolon transversum

Брыжейка тонкой кишки - mesenterium

Малый сальник - omentum minus

Печеночно-желудочная связка - ligamentum hepatogastricum

Печеночно-дуоденальная связка - ligamentum hepatoduodenale

Большой сальник - omentum majus

Желудочно-ободочная связка - ligamentum gastrocolicum

Желудочно-селезеночная связка - ligamentum gastrolienale

Желудочно-диафрагмальная связка - ligamentum gatrophrenicum

Печеночная сумка - bursa hepatica

Преджелудочная сумка - bursa pregastrica

Сальниковая сумка - bursa omentalis

Верхнее сальниковое углубление - recessus superior omentalis

Селезеночное углубление - recessus lienalis

Нижнее сальниковое углубление - recessus inferior omentalis

Сальниковое отверстие - foramen epiploicum

Правая околоободочная борозда - sulcus paracolicus dexter

Левая околоободочная борозда - sulcus paracolicus sinister

Правый брыжеечный синус - sinus mesentericus dexter

Левый брыжеечный синус - sinus mesentericus sinister

Верхнее и нижнее дуоденальные углубления - recessus duodenales superior et inferior

Верхнее и нижнее илеоцекальные углубления - recessus ileocaecales superior et inferior

Слепокишечные складки брюшины - plicae caecales

Позадислепокишечное углубление - recessus retrocaecalis

Межсигмовидное углубление – recessus intersigmoideus

Прямокишечно-пузырное углубление - excavatio rectovesicalis

Прямокишечно-пузырные складки - plicae rectovesicales

Прямокишечно-маточное углубление - excavatio rectouterina

Прямокишечно-маточные складки - plicae rectouterinae

Пузырно-маточное углубление - excavatio vesicouterina

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина. М. «Медицина»,2001, т.1, с. 479- 581.

2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.2, с. 82-114, 10-118.

3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И.. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 266- 334.

4. Гайворонский И.В.. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 314- 396.

5. Материал лекций по анатомии.

 

ЗАНЯТИЕ 4

ТЕМА: Дыхательная система. Средостение.

 

ЦЕЛЬ: Изучить строение полости носа, гортани, трахеи, бронхов, легких, плевры, органов средостения и их топографические взаимоотношения, для применения полученных знаний при изучении других разделов анатомии и клинических дисциплин, таких как оториноларингология, пульмонология, терапия.

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Скелет

2. Череп

3. Сагиттальный распил головы с отпрепарированными полостью носа, носоглоткой, ротоглоткой

4. Малый органокомплекс

5. Влажные препараты гортани с отпрепарированными хрящами, мышцами.

6. Отпрепарированные препараты трахеи, бронхов, легких.

7. Труп с отпрепарированными органами грудной полости

8. Таблицы, схемы, муляжи.

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать развитие органов дыхания, строение грудной клетки, костей черепа, позвоночного столба мышцы, фасции и топографические образования шеи, анатомию и топографию глотки и пищевода.

 

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:

а) деление органов дыхания;

б) внешнее и внутреннее строение полости носа, гортани, трахеи, бронхов, легких;

в) сообщения носовых ходов;

г) закономерность деления бронхов в легких, сегментарное строение легких, структурно-функциональную единицу легкого;

д) топографию трахеи, бронхов, легких, плевры;

е) деление средостения на отделы;

ж) органы средостения.

з) функции органов дыхания;

Уметь:

а) показывать отделы полости носа;

б) находить и показывать детали строения носа

в) показывать на препаратах отделы, хрящи, связки, мышцы гортани;

г) показывать на препаратах и трупе трахею, бронхи, легкие и детали их строения;

д) находить и показывать на трупе синусы плевры;

е) показывать органы средостения.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1. Органы, относящиеся к дыхательной системе.

2. Строение наружного носа, хрящей носа.

3. Полость носа, носовые ходы и их сообщения.

4. Особенности строения слизистой оболочки полости носа, ее функции.

5. Границы входа в гортань, отделы гортани.

6. Топография гортани.

7. Строение слизистой оболочки и подслизистой основы гортани.

8. Парные и непарные хрящи гортани.

9. Связки гортани.

10. Суставы гортани.

13. Мышцы, суживающие голосовую щель.

14. Мышцы, расширяющие голосовую щель.

15. Мышцы, изменяющие напряжение голосовых связок.

16. Строение и топография трахеи.

17. Строение и топография главных бронхов.

18. Внешнее строение правого и левого легких.

19. Сегментарное строение легкого.

20. Структурно-функциональная единица легкого.

21. Структуры бронхиального дерева.

22. Перечислить структуры входящие в альвеолярное дерево.

23.Структура и топографию образований корня легкого.

24. Топография правого легкого.

25. Топография левого легкого.

26. Строение плевры. Плевральная полость.

27.Синусы плевры. Их функциональное значение.

28.Топография плевры.

29. Средостение, его границы.

30. Отделы средостения, их содержимое.

31. Деление средостения на отделы в клинической практике.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН

Область носа- Regio nasalis

Наружный нос- nasus externus

Корень носа- radix nasi

Спинка носа- dorsum nasi

Крылья носа- alae nasi

Верхушка носа- apex nasi

Ноздри- nares

Латеральный хрящ носа- cartilago nasi lateralis

Большой хрящ крыла носа- cartilago alaris major

Малые хрящи крыла- cartilagines alares minores

Добавочные носовые хрящи- cartilagines nasales accessoriae

Хрящ перегородки носа- cartilago septi nasi

Перегородка носа- septum nasi

Преддверие носа- vestibulum nasi

Порог полости носа- limen nasi

Клиновидно-решетчатое углубление- recessus sphenoethmoidalis

Полулунная расщелина- hiatus semilunaris

Гортань-larynx

Выступ гортани- prominentia laryngea

Вход в гортань- aditus laryngis

Черпалонадгортанные складки- plicae aryepigloticae

Полость гортани- cavitas laryngis

Преддверие гортани- vestibulum laryngis

Складки преддверия- plicae vestibulares

Щель преддверия- rima vestibuli

Желудочек гортани- ventriculus laryngis

Голосовые складки- plicae vocales

Голосовая щель- rima glottidis

Межперепончатая часть- pars intermembranacea

Межхрящевая часть- pars intercartilaginea

Подголосовая полость- cavitas infraglottica

Щитовидный хрящ- cartilago thyroidea

Правая пластинка- lamina dextra

Левая пластинка- lamina sinistra

Верхняя щитовидная вырезка- incisura thyroidea superior

Нижняя щитовидная вырезка- incisura thyroidea inferior

Верхний рог- cornu superius

Нижний рог- cornu inferius

Косая линия- linea obliqua

Перстневидный хрящ- cartilago cricoidea

Дуга перстневидного хряща- arcus cartilaginis cricoideae

Пластинка перстневидного хряща- lamina cartilaginis cricoideae

Черпаловидный хрящ- cartilago arytenoidea

Основание черпаловидного хряща- basis cartilaginis arytenoideae

Верхушка черпаловидного хряща- apex cartilaginis arytenoideae

Голосовой отросток- processus vocalis

Мышечный отросток- processus muscularis

Переднелатеральная поверхность- facies anterolateralis

Продолговатая ямка- fovea oblongata

Медиальная поверхность- facies medialis

Задняя поверхность- facies posterior

Рожковидный хрящ- cartilago corniculata

Рожковидный бугорок- tuberculum corniculatum

Клиновидный хрящ- cartilago cuneiformis

Клиновидный бугорок- tuberculum cuneiforme

Надгортанник- epiglottis

Стебелек надгортанника- petiolus epiglottidis

Перстнещитовидный сустав- articulatio cricothyroidea

Перстнечерпаловидный сустав- articulatio cricoarytenoidea

Щитоподъязычная мембрана- membrana thyrohyoidea

Срединная щитоподъязычная связка- lig. thyrohyoideum medianum

Латеральные щитоподъязычные связки- lig. thyrohyoidea lateralia

Подъязычно-надгортанная связка- lig. hyoepiglotticum

Щитонадгортанная связка- lig. thyroepiglotticum

Перстнещитовидная связка- lig. cricothyroideum

Перстнетрахеальная связка- lig.cricotracheale

Задняя перстнечерпаловидная мышца- m. cricoarytenoideus posterior

Латеральная перстнечерпаловидная м.- m.cricoarytenoideus lateralis

Щиточерпаловидная мышца- m. thyroarytenoideus

Поперечная черпаловидная мышца- m. arytenoideus transversus

Косая черпаловидная мышца- m. arytenoideus obliqus

Перстнещитовидная мышца- m. cricothyroideus

Голосовая мышца- m.vocalis

Трахея- trachea

Бифуркация трахеи- bifurcatio

tracheae

Киль трахеи- carina tracheae

Шейная часть- pars cervicalis

Грудная часть- pars thoracica

Хрящи трахеи- cartilagines tracheae

Кольцевые связки- ligg. annularia

Перепончатая стенка- paries membranaceus

Правый главный бронх – bronchus principalis dexter

Левый главный бронх- bronchus principalis sinister

Легкое- pulmo

Верхушка легкого –apex pulmonis

Диафрагмальная поверхность- facies diaphragmatica

Реберная поверхность- facies costalis

Позвоночная часть- pars vertebralis

Медиальная поверхность- facies medialis

Передний край- margo anterior

Нижний край- margo inferior

Язычок легкого- lingula pulmonis sinistri

Сердечная вырезка- incisura cardiaca

Доли легкого- lobi pulmones

Верхняя доля- lobus superior

Средняя доля- lobus medius

Нижняя доля- lobus inferior

Косая щель- fissura obliqua

Горизонтальная щель- fissura horizontalis

Междолевые поверхности- facies interlobares

Ворота легкого- hilum pulmonis

Корень легкого- radix pulmonis

Долевые бронхи- bronchi lobares

Сегментарные бронхи- bronchi segmentales

Верхушечный сегмент- `segmentum apicale

Передний сегмент- segmentum anterius

Задний сегмент- segmentum posterius

Медиальный сегмент- segmentum mediale

Латеральный сегмент- segmentum laterale

Верхний сегмент- segmentum superius

Медиальный базальный сегмент- segmentum basale mediale

Латеральный базальный сегмент- segmentum basale laterale

Передний базальный сегмент- segmentum basale anterius

Задний базальный сегмент- segmentum basale posterius

Верхний язычковый сегмент- segmentum lingulare superius

Нижний язычковый сегмент- segmentum lingulare inferius

Долевой бронх - bronchus lobaris

Сегментарный бронх - bronchus segmentalis

Дольковые бронхи- bronchi lobularis

Концевые бронхиолы- bronchioli terminales

Дыхательная бронхиола- bronchiola respiratoria

Ацинус- acinus

Альвеолярный ход- ductus alveolaris

Альвеолярный мешочек- saccus alveolaris

Легочная альвеола- alveola pulmonis

Плевра- pleura

Висцеральная плевра- pleura visceralis

Париетальная плевра- pleura parietalis

Легочная связка- ligamentum pulmonale

Реберная плевра- pleura costalis

Медиастинальная плевра- pleura mediastinalis

Диафрагмальная плевра- pleura diphragmatica

Купол плевры- cupula pleurae

Плевральные синусы- recessus pleurales

Реберно-диафрагмальный синус- recessus costodiaphragmaticus

Диафрагмомедиастинальный синус- recessus phrenicomediastinalis

Реберно-медиастинальный синус- recessus costomediastinalis

Средостение- mediastinum

Верхнее средостение- mediastinum superius

Нижнее средостение- mediastinum inferius

Переднее средостение- mediastinum anterius

Среднее средостение- mediastinum medius

Заднее средостение- mediastinum posterius


 

 


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина. М. «Медицина»,2001, т.1. с.581- 623.

2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р.. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.2, с. 119-171.

3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 334-357.

4. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 396- 433.

5. Материал лекций по анатомии.

 

ЗАНЯТИЕ 5

ТЕМА: Почки. Мочеточники. Мочевой пузырь.

 

ЦЕЛЬ: Изучить строение почек, мочеточников, мочевого пузыря, их топографические взаимоотношения и функции для последующего использования этих знаний при изучении других разделов анатомии и клинических дисциплин, таких как нефрология, урология.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Скелет

2. Органокомплекс

3. Отдельные препараты целой почки, вскрытой почки, мочеточника, мочевого пузыря.

4. Труп, с отпрепарированными мочевыми органами.

5. Таблицы, схемы, муляжи.

 

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать строение костей позвоночного столба и таза, мышцы, фасции, топографические образования живота и таза, ход брюшины, топографические взаимоотношения органов брюшной полости.

 

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.436 с.)