Внутреннее ухо- auris interna 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутреннее ухо- auris interna



Костный лабиринт- labyrinthus osseus

Преддверие- vestibulum

Гребень преддверия- crista vestibuli

Сферическое углубление- recessus sphericus

Эллиптическое углубление- recessus ellipticus

Внутреннее отверстие водопровода преддверия- apertura interna aqueductus vestibuli

Улитка- cochlea

Спиральный канал улитки- canalis spiralis cochleae

Основание улитки- basis cochleae

Купол улитки- cupula cochleae

Костный стержень- modiolus

Костная спиральная пластинка- lamina spiralis ossea

Крючок спиральной пластинки- hamulus laminae spiralis

Отверстие улитки- helicotrema

Продольные каналы стержня- canales longitudinales modioli

Спиральный канал стержня- canalis spiralis modioli

Внутреннее отверстие канальца улитки- apertura interna canaliculi cochleae

Передний полукружный канал- canalis semicircularis anterior

Задний полукружный канал- canalis semicircularis posterior

Латеральный полукружный канал- canalis semicircularis lateralis

Костные ножки- crura ossea

Общая костная ножка- crus osseum commune

Костная ампула- ampulla ossea

Ампулярная костная ножка- crus osseum ampularae

Простая костная ножка- crus osseum simplex

Перепончатый лабиринт- labyrinthus membranaceus

Перилимфатическое пространство- spatium perilymphaticum

Перилимфатический проток- ductus perilymphaticus

Эндолимфатический проток- ductus endolymphaticus

Эндолимфатический мешок- saccus endolymphaticus

Эллиптический мешочек- utriculus

Сферический мешочек- sacculus

Проток эллиптического и сферического мешочков- ductus utriculosaccularis

Соединяющий проток- ductus reuniens

Полукружные протоки- ductus semicirculares

Передняя перепончатая ампула- ampula membranacea anterior

Задняя перепончатая ампула- ampula membranacea posterior

Латеральная перепончатая ампула- ampula membranacea lateralis

Пятно маточки- macula utriculi

Пятно мешочка- macula sacculi

Ампулярные гребешки- cristae ampullares

Улитковый проток- ductus cochlearis

Наружная стенка улиткового протока- paries externus ductus cochlearis

Барабанная стенка улиткового протока- paries tympanicus ductus cochlearis

Преддверная стенка улиткового протока- paries vestibularis ductus cochlearis

Барабанная лестница- scala tympani

Лестница преддверия- scala vestibuli

Спиральный орган- organum spirale

Базилярная пластинка- lamina basilaris


 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина. М. «Медицина», 2001, т.2, с. 497- 498, 595-616.

2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.4, с. 275-295, 130.

3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 680- 695, 622.

4. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.2, с. 376- 393, 200- 201.

5. Материал лекций по анатомии.

 

ЗАНЯТИЕ 17

ТЕМА: Орган вкуса. V пара черепных нервов. VII пара черепных нервов.

 

ЦЕЛЬ: Изучить строение органа вкуса, V и VII пар и черепных нервов, для использования полученных знаний при изучении других разделов анатомии и других клинических дисциплин.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Череп, набор отдельных костей черепа

2. Язык

3. Головной мозг

4. Сагиттал головы с отпрепарированными ветвями тройничного и лицевого нервов

5. Таблицы, схемы, муляжи

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать общий план строения языка, строение сосочков языка, анатомию костей черепа, места выхода нервов из мозга и из черепа, внешнее и внутреннее строение моста и продолговатого мозга, локализацию функций в коре больших полушарий, анатомо-топографические взаимоотношения органов головы.

 

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:

а) образования, относящиеся к органу вкуса;

б) места залегания нейронов и ход проводящего пути вкусового анализатора;

в) места залегания ядер, образование, ход, ветви и области иинервации VII пары черепных нервов;

г) место залегания ядер, образование, ход ветвей тройничного нерва, области их иннервации.

Уметь:

а) называть и показывать на препаратах образования, относящиеся к органу вкуса;

б) называть и показывать на препаратах ядра, ветви и области иннервации VII и V пары черепных нервов.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1. Орган вкуса. Проводящий путь вкусового анализатора.

2. Формирование лицевого нерва.

3. Ход и области иннервации большого каменистого нерва.

4. Ход и области иннервации барабанной струны.

5. Двигательные ветви лицевого нерва.

6. Формирование тройничного нерва, его ветви.

7. Ветви и области иннервации глазного нерва.

8. Описать ход и ветви верхнечелюстного нерва.

9. Ход и области иннервации подглазничного нерва.

10. Ход и области иннервации скулового нерва.

11. Строение крыловидно-небного узла, его ветви.

12. Формирование нижнечелюстного нерва.

13. Двигательные ветви нижнечелюстного нерва.

14. Чувствительные ветви нижнечелюстного нерва.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН

УМЕТЬ НАЙТИ И ПОКАЗАТЬ НА ПРЕПАРАТАХ


Лицевой нерв- nervus facialis

Промежуточный нерв- nervus intermedius

Большой каменистый нерв- nervus petrosus major

Нерв крыловидного канала- nervus canalis pterygoidei

Барабанная струна- chorda tympani

Стременной нерв- nervus stapedius

Задний ушной нерв- nervus auricularis posterior

Околоушное сплетение- plexus parotideus

Скуловые ветви- rami zygomatici

Щечные ветви- rami buccales

Краевая ветвь нижней челюсти- ramus marginalis mandibulae

Шейная ветвь- ramus colli

Тройничный нерв- nervus trigeminus

Чувствительный корешок- radix sensoria

Двигательный корешок- radix motoria

Тройничная полость- cavum trigeminale

Тройничный узел- ganglion trigeminale

Глазной нерв- nervus ophthalmicus

Слезный нерв- nervus lacrimalis

Лобный нерв- nervus frontalis

Надглазничный нерв- nervus supraorbitalis

Надблоковый нерв- nervus supratrochlearis

Носоресничный нерв- nervus nasociliaris

Передний и задний решетчатые нервы- nervi ethmoidales anterior et posterior

Длинные ресничные нервы - nervi ciliares longi

Подблоковый нерв- nervus infratrochearis

Соединительная ветвь- ramus communicans

Короткие ресничные ветви- rami ciliares breves

Верхнечелюстной нерв- nervus maxillaris

Менингеальная ветвь- ramus meningeus

Подглазничный нерв- nervus infaorbitalis

Верхние альвеолярные нервы- nervi alveolares superiores

Внутренние носовые ветви- rami nasales interni

Нижнечелюстной нерв- nervus mandibularis

Менингеальная ветвь- ramus meningeus

Щечный нерв- nervus buccalis

Ушно-височный нерв- nervus auriculotemporalis

Ушной узел- ganglion oticum

Язычный нерв- nervus lingualis

Нижний альвеолярный нерв- nervus alveolaris inferior

 


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина. М. «Медицина», 2001, т.2, с. 485- 497, 618- 619.

2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.4, с. 299- 300, 116-122, 126-130.

3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 708- 710, 611- 622.

4. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.2, с. 191- 200.

5. Материал лекций по анатомии.

 

ЗАНЯТИЕ № 18

ТЕМА: IX, X, XI, XII пары черепных нервов. Отчет по препаратам черепных нервов и органов чувств.

 

ЦЕЛЬ: Изучить ход, топографию, ветви и области иннервации IX, X, XI и XII пар черепных нервов, для применения полученных знаний при изучении других разделов анатомии и неврологии. Обобщить и закрепить полученные знания по темам органы чувств и черепные нервы.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Череп, набор отдельных костей черепа

2. Головной мозг, срезы среднего, продолговатого мозга, моста

3. Сагиттал головы с отпрепарированными ветвями черепных нервов, мышцами глазного яблока, наружным слуховым проходом, барабанной полостью.

4. Труп, с отпрепарированными ветвями черепных нервов.

5. Глазное яблоко – целое и вскрытое

6. Таблицы, схемы, муляжи

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать развитие черепных нервов и органов чувств, внешнее и внутреннее строение головного мозга и отдельных его структур, анатомию черепа, анатомо-топографические взаимотношения органов головы, шеи, грудной и брюшной полостей.

 

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:

а) названия, ядра, ход, ветви и области их иннервации IX, X, XI и XII пар черепных нервов;

б) внешнее и внутренее строение органов зрения, обоняния, вкуса, слуха и равновесия;

в) проводящие пути зрительного, слухового, вестибулярного, вкусового, обонятельного анализаторов;

Уметь:

а) показывать на препаратах ядра, места выхода из мозга и из черепа IX, X, XI и XII пар черепных нервов;

б) показывать на препаратах ветви IX, X, XI, XII пар черепных нервов и области их иннервации.

в) находить и показывать на препаратах структуры органов зрения, обоняния, вкуса, слуха и равновесия.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1. Формирование, ход, ветви и области иннервации языкоглоточного нерва.

2. Формирование блуждающего нерва.

3. Топография правого и левого блуждающих нервов.

4. Ход и области иннервации ветвей головного и шейного отделов блуждающего нерва.

5. Ход и области иннервации ветвей грудного и брюшного отделов блуждающего нерва.

6. Формирование, ход, ветви и области иннервации добавочного нерва.

7. Формирование, ход, ветви и области иннервации подъязычного нерва.

8. Вопросы к отчетному занятию даны в соответствующих разделах темы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАНИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.006 с.)