Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Управление маркетингом на инструментальном уровне.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы: 1. Управление товаром, управление ассортиментной политикой предприятия. 2. Управление каналами распределения: основные решения по каналу, функции канала, уровни канала распределения. 3. Понятие маркетинговой логистики.
Объектом рыночной деятельности является товар. Главная цель продавца (производителя, торгового посредника) - продать товар, удовлетворить спрос покупателя и в результате получить прибыль. Главная цель потребителя - купить товар и в конечном результате удовлетворить собственные потребности. Товар - важнейшая категория маркетинга. Создание товара, отвечающего требованиям потребителей, и выведение его на рынок -одна из главных задач маркетинга производственной фирмы. Товаром называется продукт человеческой или природной деятельности, а также услуга, обладающие полезными свойствами и предназначенные для продажи. Продуктом могут быть материально-вещественные предметы (изделие, сооружение, здание, земельный участок, природное сырье, представитель растительного и животного мира и т.д.), а также нематериальные формы результатов трудовой деятельности (интеллектуальный продукт -идея, научное и художественное произведение, патент, лицензия, информация и т.п., коммерческий продукт - предприятие, ценные бумаги, марка товара, наименование и доброе имя фирмы ит.п.). Услуга представляет собой действие, направленное на удовлетворение определенных потребностей. Как правило, услуга не создает материальных ценностей, она неосязаема. Некоторое исключение - ремонтные работы, восстанавливающие первоначальный материальный товар, а также услуги индивидуального пошива. Услуга неотделима от своего производителя и орудия ее создания. Услуга проявляется в виде какого-то эффекта, результата или выгоды, которые получает потребитель. Очень часто производство и потребление услуги неразделимы во времени и в пространстве. Вопросы управления товаром включают следующие аспекты: - формирование товарного ассортимента и товарная политика фирмы; - управление товаром в соответствии с жизненным циклом товара (ЖЦТ); выбор стратегии развития на различных этапах ЖЦТ; -модификация продукта и создание нового товара; - матричное программирование (матрица Ансоффа и БКГ)
- создание и управление торговой маркой. Большинство данных вопросов рассмотрено в рамках других тем, в данной лекции будет рассмотрен вопрос управления товарным ассортиментом. Деятельность предприятия в области формирования товарного ассортимента, присвоения марочного названия, разработки упаковки и организации сервисного обслуживания и предусматривает его товарную политику. Основная цель, проводимой предприятием товарной политики — повышение уровня конкурентоспособности фирмы. Товарный ассортимент — группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых предприятий, или в рамках одного и того же диапазона цен. Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга. Проблема наращивания товарного ассортимента требует принятия решений относительного того, должно ли быть это наращивание вниз, вверх или в обоих направлениях 1. Если у фирмы существует несколько ассортиментных групп товаров, то целесообразно говорить о товарной номенклатуре. Существуют следующие основные характеристики товарной номенклатуры: 1. Широта — количество ассортиментных групп в наличии. 2. Насыщенность — общее количество товарных позиций в группе по различным маркам. 3. Глубина — варианты предложений отдельных ассортиментных позиций (упаковка, фасовка, форма и др.). 4. Гармоничность — степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного потребителя (косметические товарные линии). Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определение соотношения между старыми и новыми товарами, товарами единичного производства и др. При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых продуктов. Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции — направленного построения оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения: при этом за основу принимаются потребительские требования и необходимость обеспечения наиболее эффективного использования товарных ресурсов.
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты: 1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей. Анализ способов использования данной продукции и особенности покупательского поведения на существующих рынках. 2. Оценка существующих аналогов конкурентов. 3. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте с позиций покупателя. 4. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов. 5. Решение вопросов о том, какие товары необходимо добавить в ассортимент, а какие исключить. 6. Разработка спецификаций новых изделий. 7. Изучение возможностей производства новых товаров, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности. 8. Проведение испытаний продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям. 9. Разработка рекомендаций относительно качества, фасона, цены упаковки, сервиса. 10. Оценка и пересмотр нового ассортимента. Планирование и управление ассортиментом.2 Формируя товарный ассортимент, фирма решает вопрос о его расширении двумя способами: наращивая его или насыщая. Наращивание может быть в форме наращивания вверх, вниз и двустороннего наращивания. Насыщение может быть в форме добавления новых изделий или углубления ассортимента Основные решения по выбору канала товародвижения: Продажа товаров конечному потребителю в системе маркетинга рассматривается как единственный способ вернуть средства, вложенные в производство товаров, и получить прибыль. Поэтому цель распределительной политики заключается в том, чтобы, во-первых, достаточно точно выявить потребность в товарах и спланировать возможные размеры их продажи; во-вторых, выбрать наиболее эффективные каналы распределения и как можно скорее довести свою продукцию до потребителя; в-третьих, создать максимум удобств и условий для быстрой реализации товара конечному покупателю. Исходя из вышесказанного необходимо принять решения по выбору: длинны канала распределения; вида распределения (примой, косвенный), организационной формы канала распределения, типов магазинов, интенсивности распределения. Функции сбыта Более конкретно, функции сбыта подразумевают выполнение шести различных видов действий: — транспортировку: любые действия по перемещению товаров от места их производства к месту потребления; — «деление»: любые действия по обеспечению доступности товаров в количестве и форме, соответствующим потребностям пользователей; — хранение: любые действия по обеспечению доступности товаров в момент покупки или использования; — сортировку: любые действия по созданию наборов специализированных и/или взаимодополняющих товаров, адаптированных к ситуациям потребления; — установление контакта: любые действия, облегчающие доступ к многочисленным и удаленным группам покупателей; — информирование: любые действия, повышающие знание потребностей рынка и условий конкурентного обмена. Уровни канала распределения Каждый посредник, приближающий продукт к конечному потребителю, представляет один из уровней канала распределения. Очевидно, что действующий производитель и приобретающий товары потребитель всегда являются непременными начальным и конечным пунктами любого канала. Число уровней канала используется для определения его длины.
Канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) состоит из производителя, напрямую реализующего свой товар конечному потребителю. Примерами таких каналов являются торговля вразнос, презентации на дому, посылочная торговля, телемаркетинг (продажа по телефону), торговля с помощью телевидения и через принадлежащие производителю магазины. Одноуровневый канал включает в себя одного посредника, например розничного торговца. В двухуровневом канале распределения посредников двое. На рынке товаров широкого потребления в их качестве обычно выступают оптовый и розничный торговцы. Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в мясоперерабатывающей промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно "вклинивается" звено мелкого опта. Мелкие оптовики покупают товары у дистрибьюторов и перепродают их небольшими партиями предприятиям розничной торговли. Существуют и более протяженные каналы распределения. В Японии, например, в каналах распределения продуктов питания насчитывается до шести уровней. С точки зрения производителя, чем больше число посредников в канале, тем сложнее ему получать информацию о конечных потребителях и контролировать сбыт. Производитель промышленных товаров имеет возможность, используя свой торговый персонал, работать с компаниями-покупателями напрямую или продавать свой товар промышленному дилеру (организации, которая затем перепродаст товары фирмам-потребителям). Третий вариант — производитель продает товары через своих представителей или отделения, либо сразу компаниям-пользователям, либо промежуточным дилерам. Такие каналы нулевого, первого и второго уровней очень часто встречаются на рынке товаров промышленного назначения. Каналы распределения обычно характеризуются прямым движением товаров, но встречаются и каналы "обратного хода". Роль посредников в таких каналах играют пункты приема вторичного сырья, организованные производителями, общественные группы и движения, продавцы безалкогольных напитков, специалисты по сбору мусора, центры по переработке отходов, современные "старьёвщики" — компании, торгующие мусором, централизованные склады-предприятия, занимающиеся переработкой использованных товаров. Маркетинговая логистика
Процесс донесения товаров до покупателей традиционно носит название физического распределения. Распределение начинается еще на фабрике, где производится товар. Менеджеры выбирают склады (места хранения) и средства перевозки, с помощью которых товар будет доставлен в конечные пункты назначения в нужное время и/или с наименьшими затратами. Не так давно понятие физического распределения было расширено до концепции управления цепочкой поставок. Менеджмент цепочкой поставок начинается раньше, чем физическое распределение. Он призван обеспечить необходимые для производства сырье, материалы, комплектующие изделия, основное оборудование, проследить за его процессом и распространить готовый продукт ао пунктов назначения. Известен и еще более широкий подход, включающий в себя анализ процесса закупок поставщиков на всем пути цепочки создания ценности. С точки зрения цепочки поставок, компания определяет наилучших поставщиков и способствует повышению производительности партнеров, что в конечном итоге благоприятно сказывается на ее собственных показателях. К сожалению, в концепции цепочки поставок рынок считается всего лишь пунктом назначения. Компания значительно повысит эффективность работы, если она будет учитывать, прежде всего, требования рынка, а уж затем сформирует цепочку поставок. Этот современный подход и является основой сегодняшних маркетинговых логистических систем. Исследование цепочки поставок в данном случае происходит как исследование запросов ее звеньев. Такая система работы, основанная на принципе "точно вовремя", позволяет значительно сократить затраты на хранение товара, неизбежные при ошибках в прогнозировании. Для нормальной работы цепочки запросов, необходимо выполнение следующих условий. 1. Компания должна получать актуальную информацию о заказах, произведенных на уровне дилеров (розничных торговцев). 2. Компания имеет возможность выполнить заказы на производство товаров в течение нескольких дней. Для этого производство должно осуществляться по модульному принципу, предусматривающему возможность удовлетворения специфических требований заказчиков, предъявляемых к базовому продукту. Компания Benetton, например, изначально производит неокрашенные свитеры, а затем в соответствии с желаниями клиентов они приобретают самые модные цвета. 3. Покупатель готов подождать несколько дней, в течение которых ему будет доставлен заказ. Итак, мы подошли к определению маркетинговой логистики. Маркетинговая логистика включает в себя планирование, внедрение и контроль над физическими потоками материалов и готовой продукции, начиная с пунктов происхождения и заканчивая пунктами назначения, в целях наиболее эффективного удовлетворения запросов покупателей. В задачу компаний, управляющих различными потоками от поставщиков к конечным потребителям, входит координирование действий производителей сырья, агентов по закупкам,, поставщиков, маркетологов, участников каналов товародвижения и покупателей.
Важную роль в маркетинговой логистике играют информационные системы. Повышение эффективности цепочки поставки происходит в основном за счет использования современных информационных технологий, в особенности компьютеров, кассовых терминалов, единообразной кодировки товара, систем спутникового слежения за объектами, осуществляющими транспортировку, электронного обмена данными и перевода денег. В маркетинговую логистику входит несколько видов деятельности: — хранение грузов и поддержание товарных запасов; — складские операции; — транспортно-экспедиционные операции; — диспетчерезация; — перевозки; — погрузочно-разгрузочные работы. ТЕМА 7. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНОЙ Вопросы: 1. Основные методы ценооборазования, преимущества и недостатки 2. Основные стратегии ценообразования 3. Методы корректировки цен. Назначение скидок Основные методы ценообразования, преимущества и недостатки Разработанному стратегическому уровню цены (от высокого до низкого) необходимо придать конкретную количественную характеристику. Исходный уровень продажной цены устанавливается с помощью одного из методов. Выбор каждого из них осуществляется с учетом рыночных факторов, а также традиций конкретной отрасли. Различаются методы, ориентированные на затраты, спрос, конкурента, а также производные от них методы. Затратные методы: цена исчисляется как сумма издержек и наценки на себестоимость (прогрессивная калькуляция). Как правило, продуктовый портфель фирмы состоит из нескольких элементов, что порождает проблему распределения постоянных издержек между продуктами. Существуют различные схемы установления продажной цены на каждый товар. I) Калькуляция на базе полных затрат: к полной сумме затрат добавляют сумму, соответствующую норме прибыли. В надбавку включаются косвенные налоги и таможенные пошлины. Метод не учитывает разное положение продуктов на рынке, игнорирует эластичность спроса, снижает стимулы к минимизации издержек. Дорогие продукты становятся еще дороже, а снижение сбыта приводит к росту цены и еще больше ухудшает конкурентоспособность товара. Некоторые из недостатков устраняются расчетом себестоимости для среднего объема выпуска (не самого эффективного), учетом затрат по видам и месту возникновения и отнесением их группе продуктов и т.п. 2) Калькуляция на базе переменных затрат- постоянные затраты делятся по возможности отнесения к продукту (цена покрывает затраты по производству продукта, а разница между ними является вкладом в покрытие остальных затрат 3) Ценообразование на основе обеспечения целевой прибыли определяет необходимый уровень цены при заданном размере прибыли с учетом возможного объема производства, взаимосвязи издержек и выручки. Рассматриваются разные варианты цен, их влияние на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли Такие расчеты проводятся для различных объемов выпуска и выбирается лучшее соотношение. Главный недостаток: объем производства зависит от цены, некорректно использовать его для ее расчета. 4) Метод рентабельности инвестиций. Цена = совокупные затраты / + сумма процентов за кредит объем выпуска Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. Этот метод используется предприятиями с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Затратный метод применяется при определении нижнего порога возможной цены. необходимой для принятия решения об остановке производства, о приеме добавочных заказов. Например, для фирмы с неполной загрузкой приемлемы заказы по цене, покрывающей хотя бы какую-то часть постоянных затрат. Методы, ориентированные на спрос: ценообразование учитывает рыночную ситуацию и предпочтения потребителей и базируется на опросах потребителей, экспертных оценках, эксперименте. 1) Метод опроса потребителей: осуществляется представительная выборка потребителей для опроса с целью выявить представление о "правильной" цене и потолке возможной цены, реакцию на изменение цен, возможность их дифференцирования. 2) Метод аукциона. Используется при назначении цен на уникальные, престижные товары, позволяет концентрировать спрос в одном месте, включать в цену элемент азарта, затраты на проведение аукциона и прибыль организаторов. Варианты метода определяются типом аукциона (публичных торгов): а) метод ценообразования "на повышение" (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями); б) метод ценообразования "на понижение" ("голландская система" или вейлинговые торги: начальная цена предложена наивысшая); в) метод "запечатанного конверта", при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей. 3) Метод эксперимента (пробных продаж). Цена устанавливается путем перебора разных вариантов цен на основе наблюдения за реакцией потребителей, например, на небольшие изменения установленных цен и оптимизации сочетания "выручка - объем продаж". Применению метода предшествует определение приемлемых границ цены. 4) Параметрический метод основан на сравнении экспертных балльных оценок, данных основных параметров нового и базового товара (или нескольких конкурирующих товаров). Для каждого товара определяется общий балл, т.е. сумма балльных оценок, взвешенных по их важности (оценки свойств умножаются на оценки важности и суммируются). Методы, ориентированные на конкурентов: применяются в обостренной конкурентной среде и в случае, если ценообразование на основе других методов потерпело неудачу: цена изменяется до цены конкурентов или среднеотраслевой. Цены в целом ориентированы на повышение конкурентоспособности товара. 1) Метод мониторинга конкурентных цен - цена устанавливается и далее держится на уровне цен основного конкурса. 2) Метод конкурса. Основные стратегии ценообразования. Стратегия ценообразования - это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями фирмы, различают следующие основные стратегии: Стратегия "снятия сливок" (Skim price) - кратковременное конъюнктурное завышение цен на новый товар, с целью максимизации прибыли. Ее применение позволяет в краткий срок возместить маркетинговые расходы; но высокими ценами привлекаются конкуренты, не давая времени фирме закрепиться на данном рынке. Если же рынок "принял" предложенную высокую цену, это сулит фирме радужные перспективы (она обладает пространством для ценового маневра на этапе насыщения рынка -имеет возможность снизить цену). Стратегия "цены проникновения" (Penetration pricing) - значительное занижение цены на новый товар, с целью захвата массового рынка. Применение этой стратегии делает рынок непривлекательным для конкурентов, давая фирме преимущество во времени для закрепления на рынке, а также создает барьер для продуктов-подделок. Разновидностью данной стратегии является стратегия "цены вытеснения" (такой низкой цены, которая вообще исключает появление конкурентов). Размер снижения цен должен быть значительным (30-50%), но при этом качество товара должно быть не ниже, чем у конкурентов. Стратегия "стабильных долговременных цен" (Long-established price) - установление цен, неизменных при любом изменении рыночных ситуаций. Применяя данную стратегию, фирма должна располагать постоянным резервом для снижения издержек, по возможности сохраняя прежний уровень качества. Нередко удается поддерживать стандартные цены при неблагоприятной конъюнктуре сменой упаковки, расфасовки, незначительным ухудшением качества (за счет использования более дешевых ингредиентов товара или упрощения технологии производства). В некоторых случаях фирма может пойти на снижение своей доли прибыли в конечной цене товара. Зато фирма формирует контингент своих постоянных приверженцев, укрепляет имидж и при благоприятной конъюнктуре возмещает временные потери, возобновляет или расширяет финансовый резерв. Стратегия "гибких цен" - быстрая реакция цен на изменение рыночной конъюнктуры; применяется при сильных колебаниях спроса и предложения в короткие промежутки времени или для противостояния конкурентам, внедряющим на рынок дешевый товар. Стратегия "скользящей падающей цены", или "исчерпания", (seide-down pricing) - стратегия, применяющаяся вслед за стратегией "снятия сливок" и соответствующая маркетинговой цели расширения или захвата рынка. Ступенчатым снижением цен, после насыщения первоначально выбранного сегмента, фирма добивается периодического расширения рынка сбыта и соответствующего увеличения продаж за счет покупателей со все более низким уровнем дохода. Стратегия "роста проникающей цены". Она продолжает успешное применение стратегии "цены проникновения". Ее цель - использовать существующее положение (в частности, завоеванную долю рынка) для повышения рентабельности и возмещения прошлых затрат, связанных с выведением товара на рынок. Повышение цены может быть обосновано улучшением качества товара (использованием престижных материалов, отделки, изменением дизайна и стайлинга и т.п.). Повышение цены облегчается, если фирма предусмотрительно снабдила товар при выходе на рынок наклейкой "Скидка на новинку". Стратегия "преимущественной цены" (preemptive pricing) - достижение преимущества по отношению к конкурентам, с целью использования фирмой на рынке стратегии "атаки и обороны" Различаются два варианта: а) цена выше, чем у конкурента (преимущество по качеству); б) цена более низкая, чем у конкурента (преимущество по издержкам) Стратегия "следования за конкурентом" (follow pricing) - линия поведения фирмы, основанная на копировании поведения ценового лидера. азличают два вида лидерства по ценам: доминирующее (мощное предприятие на фоне множества малых и средних) и барометрическое (группа равных конкурентов признает одного из них лидером). и др. Принципиально сформированный уровень Цены необходимо адаптировать к реальной ситуации конкретного рынка. Для этого используются тактические методы корректировки цен. Например: а) тактика "убыточный цен на наводящий товар", которая применяется с целью привлечь покупателей: цена одного товара снижена, а других - завышена; б) "тактика ценовых градаций", т.е. выделение в магазине ценовых зон, предполагающих разные уровни качества; в) особое выставление цен в сопровождении надписи "по себестоимости" или с изображением молнии; г) округление и дробление цен, так как округленные цены потребитель легче воспринимает, а неокругленные и "ломаные", т.е. меньше следующего десятка, создают впечатление дешевизны. Окончательная цена товара может быть застрахована путем внесения в контракт условий изменения цены (например, в случае изменения на рынке цен на товар или изменения издержек, происшедших после подписания контракта). Помимо вышеперчисленных методом корректировки цены является назначение скидок. Назначение скидок с целью стимулирования спроса имеет смысл только в условиях расширяемого глобального спроса. В противном случае, если фирма понизит цену, а все остальные сразу же подстроятся под нее, прибыль каждой фирмы уменьшится, а все доли рынка останутся неизменными, поскольку объем рынка не увеличился. Тем не менее на нерасширяемом рынке возможны следующие ситуации, когда снижение цены не вызовет быстрой ответной реакции конкурентов: 1. Издержки конкурентов очень высоки, и они неспособны понизить цену без резкого падения рентабельности. При этом отказ от снижения цены ведет к потере доли рынка, если элементы дифференциации неспособны нейтрализовать эффект ценового разрыва. 2. Малые фирмы могут успешно использовать снижение цен. Для них это не так критично, как для фирм, владеющих большой долей рынка, поскольку издержки на стимулирование спроса за счет цены пропорциональны объему. Поэтому крупный конкурент может предпочесть сохранить свою цену, а реагировать через неценовые факторы, например через рекламу, затраты на которую фиксированы. Виды скидок: - общая (простая скидка) - скидка за платеж наличными; - скидка за оборот (бонусная скидка) - функциональная скидка - сезонная - скрытая и т.д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.019 с.) |