Организация современной налоговой системы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация современной налоговой системы.



Организация современной налоговой системы.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

· виды налогов и сборов;

· основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

· права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

· формы и методы налогового контроля;

· ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

· порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Принципы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

  1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.
  2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
  7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

 

Рис. 34. Распределение расходов госбюджета

При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляетсябюджетная роспись.

Бюджетная классификация- это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

Источники формирования и направления расходования средств Пенсионного фонда РФ.

 

Пенсионный фонд (ПФР)

ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря
1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного
Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

В основные задачи ПФР входят:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства фонда формируются за счет:

- страховых взносов работодателей;

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;

- страховых взносов иных категорий работающих граждан;

- ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;

- средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

- добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР;

- других поступлений.

 

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

- трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;

- социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

- пенсия за выслугу лет;

- пособие одиноким матерям;

- пенсия военнослужащим и членам их семей;

- пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Основные формы кредита

Формы кредита тесно связаны с его структурой и сущностью. Формы кредита в зависимости от его стоимости таковы:

товарная форма — кредитование осуществляется товарами; продажа товаров в рассрочку, прокат вещей, лизинг оборудования часто сопровождаются денежной формой кредита;

денежная форма —- появилась с возникновением денежной формы стоимости, наиболее распространена;

смешанная форма (товарно-денежная) — кредит предоставляется в форме товара, а возвращается в денежной форме или наоборот; используется в экономике развивающихся стран.

В зависимости от субъектов кредитования различают следующие формы кредита.

1. Банковский кредит — форма кредитных отношений в экономике, когда одним из субъектов кредитной сделки выступает специализированное финансово-кредитное учреждение, имеющее лицензию от Центрального банка. Его инструментом является кредитный договор пли кредитное соглашение. При этом денежные средства, предоставляемые в кредит, являются для банка капиталом, приносящим прибыль.

2. Межбанковский кредит — кредитором и заемщиком являются кредитные учреждения.

3. Гражданский кредит (личный) — в кредитной сделке в качестве субъектов участвуют отдельные граждане, кредитный договор в этом случае обычно не заключается, а чаще используется долговая расписка.

4. Коммерческий кредит (хозяйственный) — кредит, предоставляемый предприятиями и другими хозяйствующими субъектами друг другу для цели ускорения реализации товаров. Эти отношения проявляются между юридическими лицами в форме реализации продукции, работ, услуг с отсрочкой платежа, т.е. в основе лежит отсрочка предприятия-продавца оплаты товара и предоставление предприятием-покупателем векселя как долгового обязательства оплатить стоимость покупки по истечении определенного срока. Ограничение применения коммерческого кредита: во-первых, размер коммерческого кредита ограничен величиной резервного фонда предприятия-кредитора; во-вторых, не может использоваться для выдачи заработной платы, так как предоставляется чаще в товарной форме.

5. Государственный кредит — эта форма кредита объединяет два понятия:

государство-кредитор, т.е. государство осуществляет функции кредитора. Оно через Центральный банк проводит кредитование отдельных регионов, конкретных отраслей, испытывающих повышенную потребность в финансовых ресурсах, а также коммерческих банков в процессе продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов;

- государство-заемщик, т.е. в процессе размещения государственных займов при осуществлении операций на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Основным источником государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться центральными и местными органами власти. Государство использует данную форму для покрытия дефицита государственного бюджета.

6. Международный кредит — совокупность кредитных отноше

ний, действующих на международном уровне, с дополнительной

правовой и экономической защитой.

Здесь в кредитные отношения вступают те же субъекты; банки, предприятия, государство, население, однако обязательна принадлежность одного из участников кредитной сделки к другой стране. Кроме того, участниками международного кредита могут быть межнациональные кредитно-финансовые институты (МВФ, МБРР и т.д.).

7. Ростовщический кредит — происходит путем выдачи креди

тов физическими лицами или хозяйствующими субъектами, ко

торые не имеют лицензии Центрального банка. Характеризуется

сверхвысокими процентами (от 100 до 200 %) даже в валютных

сделках. Ростовщический кредит возник из-за недостаточно раз

витой инфраструктуры национальной кредитной системы, из-за

недоступности средств для отдельных категорий заемщиков.

Экономисты выделяют другие формы кредита, среди них: прямая форма — выдача кредита заемщику без промежуточных звеньев;

косвенная форма — кредит берется для кредитования другого экономического субъекта;

явная форма — кредит предоставляется на заранее оговоренные цели;

скрытая форма — кредит используется на непредусмотренные цели (например, на осуществление валютного арбитража);

старая форма, которая появилась в начале развития кредитных отношений (например, ростовщический кредит);

новая форма, к которой следует отнести лизинговый кредит, кредит с использование пластиковых карт;

развитая форма кредита, к которой можно отнести банковский кредит;

неразвитая форма отражает недостаточную степень развития

кредитных отношений (ломбардный кредит).

Лизинг — вид финансовых услуг, связанных с кредитованием приобретения основных фондов.

Лизингодатель обязуется приобрести в собственность определённое лизингополучателем имущество у указанного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Чаще всего это осуществляется для предпринимательских целей, однако с 1 января 2011 года в России это не обязательно. В мировой практике широко распространён потребительский лизинг. Договор может предусматривать, что выбор продавца и приобретаемого имущества делает лизингодатель. Лизингополучатель может изначально являться собственником имущества.

По сути, лизинг — это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями.

Факторинг — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условияхотсрочки платежа

.

В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара(дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.

Онкольная кредитная линия это такая кредитная схема, при которой кредитование ведется в пределах согласованного лимита суммы и в рамках согласованного периода времени, таким образом, что по мере погашения взятых ранее кредитов лимит может непрерывно и автоматически восстанавливаться.

 

Контокоррентная кредитная линия - это кредитование текущих производственных нужд заемщика, в пределах оговоренного лимита сумм и установленного срока действия соглашения, когда кредиты непрерывно и автоматически выдаются и погашаются, отражаясь на едином контокоррентном счете. Этот счет сочетает в себе свойства ссудного и расчетного счетов; лимит при этом каждый раз восстанавливается. Контокоррентный кредит погашается путем зачисления в кредит счета любых поступлений в адрес заемщика.

 

  • Комбинированные варианты

 

4. По способу предоставления кредита

 

  • Индивидуальный (предоставляется заемщику одним банком)

 

  • Синдицированный.

 

Операции Банка России

Банк России имеет право осуществлять следующие операции (гл. 8 ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)»):

o предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение;

o покупать и продавать чеки и векселя со сроком погашения не более шести месяцев;

o покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, покупать и продавать иные ценные бумаги со сроком погашения не более одного года;

o проводить эмиссию облигаций и размещать их от своего имени среди КО;

o покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в инвалюте, выставленные кредитными организациями;

o покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

o проводить расчетные кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

o выдавать гарантии и поручительства;

o осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

o открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях;

o выставлять чеки и векселя в любой валюте;

o осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

По масштабам воздействия денежно-кредитная политика может быть тотальнойи селективной. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.

В соответствии с целями и типом проводимой Центральным Банком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:

· процентные ставки по операциям Банка России;

· нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

· операции на открытом рынке;

· рефинансирование банков;

· валютное регулирование;

· установление ориентиров роста денежной массы;

· прямые количественные ограничения;

· депозитные операции Банка России.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка). В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей. Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная ставка – учетная. Ломбардной ставкой является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.

Депозитные операции введены с целью поддержания банковской ликвидности.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию, ЦБ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса КБ на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для КБ возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять операции с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые КБ самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ. В России в условиях роста инфляции в 1991-93 гг. ставка рефинансирования изменяется часто, к 1999 г. она составляла 55%. В течении 2000 года ставка рефинансирования снижалась 5 раз. В последующие годы процесс снижения ставки продолжался (в конце 2004 г. она составляла 13%). Величина процентных ставок ЦБ не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок КБ – она может от нее отклоняться в ту или иную сторону.

Резервные требования

Резервные требования используются в качестве инструмента регулирования масштабов кредитно-расчетных операций банков и контроля за состоянием денежной массы.

Минимальные резервы выполняют следующие функции:

- как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов;

- минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций КБ, а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

В настоящее время норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Ставки могут быть дифференцированными по видам депозитов или едиными.

Операции на открытом рынке (open market operation) – операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ РФ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентная ставка), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком. В первом случае масса денег в обращении сокращается, во втором – увеличивается. Теоретически снижение процентных ставок должно способствовать росту капиталовложений (реальных инвестиций), однако прямой зависимости здесь нет, должно быть еще много других стимулирующих факторов (налоги, риски и т.д.)

Валютное регулирование – осуществляется путем проведения валютных интервенций Банка России, т.е. купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

В случае недостатка в стране твердой валюты Центральный Банк может ввести ограничения на ее покупку и продажу – валютный контроль, который позволяет повысить внешнюю и внутреннюю стабильность национальной валюты.

Период с 2000 г. в силу благоприятной для России конъюнктуры мирового рынка, характеризуются значительным чистым экспортом, что обеспечивает приток иностранной валюты. С точки зрения ЦБ и Правительства это может привести к росту инфляции. Поэтому в качестве важнейшего направления денежно-кредитной политики определено снижение избыточной массы денег (стерилизация).

Целевые ориентиры денежно-кредитной политики в ближайшей перспективе:

- обеспечение низкого уровня инфляции;

- дедолларизация (ограничение спроса на иностранную валюту) российской экономики и укрепление национальной валюты с использованием режима плавающего валютного курса;

- снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.

Система клиринга. В ее задачи входит контроль за тем, чтобы все сделки, заключенные на бирже, правильно адресовались и выверялись. Клиринговая система устанавливает и подтверждает параметры всех заключенных в данной системе сделок и иногда подводит итоги.

Система платежа. Это часть банковской системы, используемая для обеспечения денежных операций, связанных с торговыми сделками. Как правило, используется один банк, в котором открывают счета все участники торгов.

 

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный, организованный и неорганизованный. Под первичным рынком понимается сфера реализации ценных бумаг их первым владельцам или сфера размещения ценных бумаг. Все последующие

операции с ценными бумагами (их обращение) охватываются понятием «вторичный рынок». Наиболее организованный рынок ценных бумаг — фондовая биржа. Могут существовать и достаточно организованные внебиржевые рынки — телекоммуникационные торговые системы. Например, NASDAQ в США или «Российская торговая система» (до декабря 1999 г.). Неорганизованные рынки — это рынки нестандартизированных, индивидуализированных сделок.

Главная функция рынка ценных бумаг — установление необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечивал наличие механизма, способствующего эффективной передаче инвестиций (оформленных в виде тех или иных ценных бумаг) из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.

Рынок ценных бумаг будет выполнять стоящие перед ним задачи постоянного поддержания экономического роста только в том случае, если существует полная свобода передвижения таких инвестиций (ликвидность). Ликвидность может возникнуть только при наличии такого числа покупателей и продавцов, которое будет достаточным для того, чтобы удовлетворять требованиям спроса и предложения; также необходимы торговые системы, которые позволяли бы покупателям и продавцам находить друг друга относительно легко.

Все это должно основываться на информационных потоках приемлемого качества, из которых можно будет узнать о наличии инвестиционных продуктов и о заинтересованных заемщиках и кредиторах. Таким образом, одна из основных функций рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечивать точность, правильность и содержательность предоставляемой информации. В принципе все это направлено на то, чтобы поддерживать уверенность и доверие между заемщиками, кредиторами, инвесторами и общественностью.

Последняя ключевая функция рынка ценных бумаг состоит в поставке ценных бумаг для обеспечения процесса продажи и оплаты и, конечно, гарантии юридической правильности операций. Это та область, которой уделяется больше всего внимания со стороны регулирующих органов. Следовательно, рынку ценных бумаг требуются системы и процедуры, которые могли бы гарантировать надежность этой последней стадии. На любом рынке существуют две главные категории участников: продавцы и покупатели. Кроме них на развитом рынке могут существовать еще посредники и рыночная инфраструктура (вспомогательные организации, обслуживающие других участников рынка). На рынке ценных бумаг в роли продавцов выступают прежде всего эмитенты (на первичном рынке) и инвесторы (на вторич-

ном), в роли покупателей — инвесторы. Кроме того, выделяется особая категория — профессиональные участники рынка ценных бумаг (куда входят как посредники, так и инфраструктурные организации).

В России эмитенты, выпускающие ценные бумаги и реализующие их инвесторам, — это прежде всего юридические лица, а также государственные и муниципальные образования. Физические лица могут выпускать только векселя. Главная мотивация эмитента — привлечь средства путем продажи своих ценных бумаг для финансирования какого-либо коммерческого проекта.

Инвесторы — лица, приобретающие ценные бумаги, как правило, с целью получения дохода по ним (как в форме процентов или дивидендов, так и в форме дохода от перепродажи по более высокой цене). Мотивация инвестора — сбережение своих средств и их преумножение. Кроме того, возможна и другая мотивация, например, получение контроля над фирмой путем скупки крупного пакета ее акций.

Профессиональных участников рынка ценных бумаг можно разделить на инвестиционных посредников (брокеры, дилеры и доверительные управляющие) и инфраструктурные организации (депозитарии, регистраторы, организаторы торговли, клиринговые организации). Мотивация всех профессиональных участников — получение прибыли от своего бизнеса, который так или иначе сводится к оказанию различных услуг эмитентам, инвесторам или другим профессиональным участникам. Смысл существования профессиональных участников с точки зрения интересов рынка в целом — это обеспечивать большую экономию издержек, чем составляет плата за их услуги.

35. Классификация рынков ценных бумаг.

36. Формы взымания налогов.

Государственный кредит - это специфическая форма кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредиторами - юридические или физические лица. Экономическим назначением государственного кредита является аккумуляция государством средств на основе принципа возвращения для финансирования государственных расходов. Государственный кредит позволяет государству как заемщику использовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления с этой целью денежной эмиссии.

 

Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

 

Система государственного кредита в ее современном понимании (государственные займы, казначейские обязательства и т.п.) возникло в XVII-XVIII вв. сначала в Голландии, Испании и Великобритании, а затем и в других западных странах. Государственные займы стали использоваться в связи с необходимостью уменьшения и ликвидации бюджетных дефицитов.

 

По своим экономическим содержанием государственный кредит неотделим от государственного долга. Следствием государственного кредита является рост государственного долга. Государственный долг - это сумма средств, полученных от выпущенных, но еще не погашенных государственных займов. Иначе говоря, государственный долг - это финансовые обязательства государства на определенную дату в отношении своих кредиторов. Таким образом, государственный долг возникает в результате выпуска государственных займов и привлечение кредитных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета.

 

Понятно, что обслуживание государственного долга, начиная с определенного предела, может стать весьма отягощающим для государства. Вследствие этого значительно усиливаться его влияние на инфляционные процессы. Поэтому на практике важно уметь определять оптимальную величину государственного долга относительно валового внутреннего продукта, размера расходов государства на его обслуживание и т.д.

Государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованы в бюджет за его помощью, направляемых на финансирование производственных программ, строительство новых предприятий, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей. Наоборот, экономическое развитие тормозится, если средства, полученные от выпуска облигаций государственных займов, направляемых на погашение и выплату процентов по предыдущим займам. Государственный кредит, который имеет непроизводственного характера, лишь умножает экономические проблемы общества. Ситуация значительно ухудшается, когда для покрытия растущих процентных и иных платежей по государственным займам приходится привлекать дополнительные бюджетные средства, получаемые путем усиления налогового бремени на производителей. Кроме того, чрезмерно высокая доходность государственных ценных бумаг побуждает коммерческие банки вкладывать в них преобладающую долю своих средств вместо того, чтобы инвестировать (кредитовать) национальное товарное производство.

 

В разных странах к практическому внедрению государственного кредита привлекаются различные структуры: Министерство финансов, Государственное казначейство, Центральный банк, Министерство экономики и т.д. Как правило, государство использует денежные займы, хотя иногда применяются и натуральные займы, которые погашаются продуктами. В 20-х годах в Советской России применялись хлебные и сахарные займы.

Размещаются государственные займы преимущественно по подписке среди физических и юридических лиц, через банки, путем продажи на бирже и с аукционов. Для физических и юридических лицгосударственный кредит является формой сбережения, инвестирования средств в государственные ценные бумаги, которые приносят гарантированный доход.

 

Государство использует займы, чтобы обеспечить себя дополнительными финансовыми средствами, которые нельзя собрать с помощью налогов. Необходимость увеличения объемов государственного внутреннего заимствования предопределяется задачами осуществления неотложных государственных расходов.

 

Юридической основой государственных займов, как банковских, есть договор. Именно добровольный и договорный характер государственных займов отличает их от одностороннего и строго принудительного характера налогов. Вместо предоставленных в распоряжение государства на определенный срок средств кредиторы получают документы - государственные ценные бумаги, которые предоставляют им определенные финансовые преимущества. Результатом введения государственного кредита является формирование рынка государственных ценных бумаг.

38. Источники формирования ресурсов Банка России.

39. Виды акций, отличительные особенности.

40. Основные участники страхового процесса.

41. Сущность векселя как ценной бумаги, его виды.

42. Функции страхования.

43. Производные ценные бумаги.

44. Особенности облигации как ценной бумаги.

45. Понятие индоссамента, его сущность и значение.

46. Чек как вид ценной бумаги, его виды.

Признаки ценных бумаг.

Ценные бумаги – это официальные документы определенной формы, которые удостоверяют имущественные права. Ценная бумага закрепляет взаимоотношения эмитента (лица, которое их разместило или выпустило), и собственника, а также предусматривают выполнение обязательств и возможность передачи прав другим лицам.
Це́нная бума́га – это финансовый инструмент, который выпускается определенными организациями как средство займов денег и получения нового капитала.

Ценная бумага должна соответствовать следующим признакам:
- документарность — документ, официально составленный уполномоченным лицом, имеющий правовое значение; с соответствующими реквизитами.
- оборотоспособность — может выступать объектом гражданско-правовых сделок;
- воплощает частные права — этот документ должен воплощать гражданские права имущественного, или даже неимущественного характера; Определение ценной бумаги в ст. 142 Гражданского Кодекса РФ гласит, что ценная бумага должна удостоверять имущественное право.
- презентация — предъявление этого документа обязательно для того, чтоб осуществить закрепленные в ней права;
- публичная достоверность — по отношению к обладателю ценной бумаги должник может выдвигать лишь такие требования, которые вытекают из содержания самой бумаги или же касаются действительности документа, или же основаны на отношениях между должником и обладателем ценной бумаги.
- этот документ должен быть назван в качестве ценной бумаги в законе. (Гражданский кодекс), или же, отнесен законом о ценных бумагах к



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.034 с.)