Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровня: достоинства и недостатки

Поиск
Достоинства Недостатки
§ Оценка наличия влияния (эффекта) - стоит ли заниматься этим § Легко анализировать – «да, есть эффект» § Есть только два уровня – пол, система обучения и пр. Прямая – не единственная линия, соединяющая две точки (Экстраполяция и интерполяция – не допустимы)

Потолочный эффект – ЗП достигла уровня, который нельзя превысить.

Пример: количество слов, которые могут быть напечатаны за 1 минуту.

Донный эффект – ЗП достигла уровня, ниже которого она не может опуститься.

Пример: Минимальное время опознания стимула.

Статистический анализ многоуровневых планов: однофакторный анализ вариаций (ANOVA)

1 шаг – проверка гипотезы (Но) о том, что группы не различаются между собой

2 шаг (в случае отвержения Но) – post hoc test – рассматриваются различия между группами попарно

___________________________________________________________________________

Факторные планы:

§ Более одной НП,

§ Используются для проверки сложных гипотез о взаимодействии НП-х,

§ Распространены в современной психологии

Обоснование использования ФП:

• поведение определяется системой детерминант, которые взаимодействуют друг с другом,

• это взаимодействие нельзя выявлять использую простые (однофакторные) экспериментальные планы

 

Пример: замкнутость – результат взаимодействия враждебности родителей с контролем

Факторное планирование

• Все уровни НП должны сочетаться друг с другом.

• Число групп равно числу сочетаний уровней всех НП.

• Простейший случай: 2 уровня одной переменной сочетаются с 2-мя уровнями другой переменной - 2 х 2

 

 

  1 переменная Уровень А Уровень В
2 переменная Уровень А Уровень В 1 группа 3 группа 2 группа 4 группа

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пример факторного эксперимента: исследование влияния лидера группы на эффективность групповой деятельности. План – 4 х 2.

1 НП – численность группы, уровни – 3,6,10,20 человек,

2 НП – наличие \ отсутствие лидера в группе

 
 


Вывод: связь между лидерством и эффективностью групповой деятельности зависит от численности группы.

___________________________________________________________________________

Факторные планы: достоинства и недостатки

достоинства недостатки
Можно изучать взаимодействие переменных: влияние одной переменной может зависеть от уровня другой переменной («все может зависеть от обстоятельств») § Требует затрат времени и средств § Сложность статистической обработки (дисперсионный анализ) § Сложность интерпретации  

Взаимодействие переменных

Переменные считаются зависимыми (взаимодействующими), если выясняется, что влияние одной из них на зависимую переменную различается при разных значениях второй переменной

Главные эффекты и взаимодействие: два типа гипотез при использовании факторных планов:

  1. О раздельном влиянии каждой из НП

Главный эффект фактора А, главный эффект факто ра В

  1. О взаимодействии переменных

Взаимодействие (интеракция) факторов А и В

Интерпретация результатов ФЭ

• При интерпретации всегда необходимо начинать с анализа взаимодействия факторов

• Если есть интеракция - другие эффекты оцениваются с поправкой (ограничением)

 

Пример интерпретации: алкоголь не влияет на состояние здоровья в том случае, если не принимаются барбитураты.

Способы представление результатов ФЭ: табличный и графический

 
 


  Фактор А
А1 А2
Фактор В В1    
В2    

Восемь исходов факторного эксперимента

  А В АВ
  х - -
  - х -
  - - х
  х х -
  - х х
  х - х
  х х х
  - - -

Планы с малым N

Альтернатива:
- планам с большим N,
- использованию методов статистической обработки

Классические исследования с малым числом испытуемых

  • Исследования памяти Г.Эббингауза
  • «Биографические наброски об одном ребенке» Ч.Дарвина
  • Психофизика

- большое количество стимулов предъявляемых кратковременно

- схожесть сенсорных систем большинства людей

- лабораторные условия обеспечивают высокий контроль ВП

Пример исследования с малым N: Эксперименты Эдварда Л.Торндайка «Пробы и ошибки со случайным успехом». Использовались ящики-головоломки для кошек для изучения законов научения. Выявлен закон эффекта (повышение вероятности успешного поведения при повторных попытках)

_____________________________________________________________________________

Причины (обоснования) использования

1. Обобщенные данные оказываются не применимыми для отдельных участников (низкая индивидуальная валидность).

2. Мало потенциальных участников (животные, больные, уникальные личности и др.).

3. Методологическая причина

Пример 1: почему обобщения иногда приводят к неверным выводам

Исследование: изучение скорости усвоения простых аналогий с помощью примеров

Вопрос 1. топор относится к ропот также как мот к …()

Вопрос 2. отел относится к лето также как ток к … ()

Вопрос 3. …

           
     
 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.006 с.)