Амортизация ос, ее способы, методы начисления и учет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Амортизация ос, ее способы, методы начисления и учет



Амортизация – это процесс перенесения стоимости объектов основных средств на стоимость производимых с их использованием продукции (товаров, работ, услуг).

Объектами начисления амортизации являются числящиеся на б/у основные средства как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности.

Начисление амортизации производится исходя из их амортизируемой стоимости (АС) и норм амортизации (На.).

Амортизируемой стоимостью может являться первоначальная или остаточная стоимость объекта. Амортизируемая стоимость может изменяться в случаях модернизации, реконструкции, проведения переоценки основных средств и в других случаях, установленных законодательством.

Способы: линейный, нелинейный, производительный. Организация самостоятельно определяет способы и методы начисления амортизации и отражает свой выбор в УП.

Амортизация начисляется ежемесячно до полного перенесения стоимости объекта или его выбытия.

Начисление амортизации ОС линейным и нелинейным способами начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к б/у и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания объекта с б/учета.

Начисление амортизации основных средств производительным способом начинается с даты их ввода в эксплуатацию и прекращается с даты выбытия их из эксплуатации.

Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования или нормативного срока службы. Для определения суммы амортизации (А) необходимо амортизируемую стоимость (АС) умножить на норму амортизации (На.). Годовая норма амортизации представляет собой величину, обратную сроку полезного использования (нормативного срока службы) (На.=1/СПИ). Например, срок полезного использования установлен в размере 5 лет, то норма амортизации составляет соответственно 1/5, или 20%, в год.

Нелинейный способ начисления амортизации предполагает неравномерное по годам начисление амортизации в течение срока полезного использования. При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается:

а) прямым методом суммы чисел лет (СЧЛ);

б) обратным методом суммы чисел лет;

в) методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения от 1 до 2,5 раза.

Нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока применения нелинейного способа (методом СЧЛ и обратным методом СЧЛ) могут быть различными, амортизируемая стоимость не изменяется. При использовании метода уменьшаемого остатка нормы амортизации по годам использования объекта не изменяются, но в каждом из последующих лет расчета амортизации изменяется амортизируемая стоимость.

Производительный способ начисления амортизации объекта основных средств заключается в начислении организацией амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта.

Учет амортизации отражается на сч. 02 «Амортизация основных средств». На Кт 02 отражается накопление сумм начисленной амортизации, на ДТ 02 – списание сумм амортизации ОС. Д-т 20, 23, 25, 26, 29=К-т 02 – в затратах на производство; - Д-т 44К-т 02 – в расходах на реализацию. Списание начисленной амортизации производится при выбытии объектов ОС из эксплуатации и отражается в учете: Д-т 02=К-т 01.

 

 

12Документальное оформление и учет выбытия основных средств

Выбытие ОС может быть в следующих случаях: – при списании основных средств, пришедших в негодность; – при реализации основных средств; – при безвозмездной передаче; – при передаче в счет вклада в уставный фонд; –при авариях, стихийных бедствиях, списании недостач, установленных инвентаризацией.

Списание объектов ОС вследствие износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами оформляется Актом о списании имущества (объектов ОС). Выбытие ОС в результате реализации, безвозмездной передачи и иных случаях, предусмотренных законодательством оформляется Актом приема-передачи основных средств формы ОС-1.

Для определения целесообразности и эффективности использования основных средств в организации приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия.

Для учета выбытия основных средств используются следующие счета: счет 01 «ОС», счет 02 «Амортизация ОС» счет 06 «Долгосрочные финансовые вложения», 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи имущества».

Во всех случаях выбытия основных средств необходимо отразить на счетах списание:

- суммы начисленной амортизации – Д-т 02=К-т 01.

Списание остат. ст-ти ОС, отражается:

- при списании ос, пришедших в негодность, реализуемых или безвозмездно переданным – Дт 91/4=Кт 01.

- при передаче в кач-ве вклада в УФ др. орг-ий – Дт 06=Кт 01.

- недостача, выявленной при инвент-ии – Дт 94=Кт 01.

Расходы, связанные с выбытием объектов основных средств, отражаются по Дту 91/4 с Кт разных бух. счетов:10,23,60,70,60,76

- Дт 91/4=Кт 23 «Вспомогательные производства» – на сумму расходов, связанных с демонтажем объектов ос;

- Д-т 91/4=К-т 60, 70,69,76 – на сумму расходов, связанных с выбытием основных средств.

Ст-ть оприходованных годных зап. частей и отходов отраж. по Д-т 10=К-т 91/1 как доходы по операциям выбытия ос.

Выручка, от реализации ос, признается в учете и отражается записью и 62=91/1-«по методу начисления», а затем 51= 62 – на сумму полученной оплаты.

Стоимость реализуемого объекта основных средств является объектом начисления НДС, поэтому сумма НДС отражается по Дт 91/2=Кт 68/2

На счете 91 определяется финансовый результат. Кредитовое сальдо счета 91/5 показывает прибыль Дт 91/5=Кт 99, дебетовое сальдо счета 91/5 – убыток Дт 99=Кт 91/5.

 

13)Учет восстановления (ремонта) основных средств

ОС в процессе их эксплуатации подвергаются износу. Для продления срока службы ОС и улучшения их функциональных, кач-ных характеристик проводятся различные работы, связанные с ремонтом ОС, их модернизацией, реконструкцией, достройкой (дооборудованием). В зависимости от объема, характера и периодичности ремонта ос различают: ремонт по обслуживанию объектов; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт. По способам проведения различают ремонт, выполняемый хозяйственным и подрядным способом.

При хозяйственным организация состовляет плановую сметузатрат на проведение среднего и капитального ремонта. Мастера, еханики устанавливают дефектную ведомость с указанием дефектов ос и необход-го перечнь работ по их устронению. После выполнения ремонта объекта передается заказчику по акту приемки и передачи отремонтируемого объекта. Затраты на ремонт ос отражаются за тот период, когда они возникли.

Дт23=кт10-списанвает материалы на ремонт ос

Дт23=кт70-начислена з\п ремонтным рабочим

Дт 23=кт 69/1,76/2-начислены обязательные отчисления.

Дт25=кт23-списаны затраты ремонтного цеха выпол-го ремонт ос производст-ых цехов

Дт26=кт23-выполненых ремон ос офиса и др общехоз служб

При подрядным способам организация заключает договор с подрячиками на выполнение ремонтных работ. Подрядчих собствеными силами и средтвами выполняют ремонт ос и отремонтируемые объекты передаются закасчику по акту. Организация заказчик производит оплату подрядику. Затраты по ремонту ос отражаются в том отчетном периоде. Когда они возникли и приняты организ закасчика.

Дт20,23,25,26,44=кт60- на стоимость ремонтных работ выполненых подрядных способом.

Дт18=кт60-на сумму ндс от стоимости продукции выставленой подрядчикам

Дт60=кт51- оплпта подрядчику

Согласно Инструкции №26 с 1января 2013г. расходы на проведение всех видов ремонта основных средств признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены. Организации не создают формирование ремонтного фонда и резерва расходов на ремонт основных средств. Таким образом, расходы на ремонт основных средств с января 2013г. полностью относятся в дебет счетов 25,26,44.

Хозяйственные операции по модернизации и другим капитальным вложениям в основные средства отражаются в учете следующими бухгалтерскими записями:

08/1 = 60 -на стоим выполн работ поряд способом, 18=60 -на сумму ндс

Д-т 08/1=К-т 02,10,70.69,76 и др.счетов – на суммы произведенных затрат на модернизацию, реконструкцию основных средств и другие работы капитального характера хоз. способом

Д-т 01=К-т 08 – на сумму списанных затрат по выполненным работам на увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств.

 

15)Документальное оформление и учет расхода (отпуска) материалов

Приобретенные организацией материалыотпускаются со складов в цеха для изготовления продукции, на различные хоз. нужды, для переработки на сторону, на продажу как излишние и ненужные.

Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ и услуг. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как внутреннее их перемещение. При отсутствии кладовых цехов отпуск материалов с центральных складов считается расходом материалов.

Отпуск материалов со складов организации в ее подразделения может оформляться лимитно-заборной картой, требованием-накладной, требованием, накладной на внутреннее перемещение материалов, а при отпуске сторонним организациям – ТТН-1, ТН-2. Движение материалов (поступление и отпуск) происходит в организациях ежедневно. В этой связи возникает необходимость применения твердой цены, называемой учетной, используемой в текущем учете движения материалов. В качестве учетных цен применяются: цена приобретения, фактическая с/с материалов по данным предыдущего отчетного периода и др., установленные организацией в учетной политике.

Для обобщения и группировки информации о движении материалов в двух оценках (учетной стоимости и фактической с/с) составляется Сводная ведомость движения материалов по счету 10. Разница между фактической с/с и учетной стоимостью материалов представляет собой отклонения в стоимости материалов или ТЗР. Для определения фактической с/с расхода материалов необходимо:

1) определить %ТЗР(откл.) как отношение суммы остатка ТЗР(откл.) на начало месяца с суммой ТЗР по приобретенным материалам в отчетном месяце к остатку и приходу материалов по учетной стоимости;2) определить сумму ТЗР (отклонений), списываемых по направлениям расхода материалов путем умножения %ТЗР(откл.) на расход материалов по учетной стоимости.

Для отражения стоимости израсходованных материалов по направлениям затрат в бухгалтерии составляется Ведомость распределения материалов.

В зависимости от направления расхода материалов в учете отражаются следующие бухгалтерские записи:

Дт 08=Кт 10 – ст-ть израсх. материалов для выполнения стр-ых работ и др. случаев, связанных с кап. вложениями;Дт 20,23=Кт 10 –ст-ть израсх-ых материалов на произ-во прод-ии в основных и вспомогательных производствах;Дт 25,26=Кт 10 – ст-ть израсх-ых мат-ов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования производственных цехов и общехозяйственные нужды;Дт 28=Кт 10 – ст-ть изр-ых мат-ов для испр. брака в пр-ве;Дт 29=Кт 10 – ст-ть изр-ых мат-ов на нужды обслуживающих производств и хозяйств;Дт 44=Кт 10 – ст-ть изр-ых мат-ов на расходы по реализации продукции;

Дт 94=Кт 10 – ст-ть списываемых-ых мат-ов при выявлении инвентаризацией недостачи; 90/10=10 на стоим реализован матер покупат; д-т 20,23,25,26,28,29 и др.счетов=К-т 16 – на сумму списанных ТЗР(отклонений) по направлениям расхода материалов.

14Документальное оформление и учет поступления материалов

Материалы поступают в организацию от поставщиков, от учредителей в виде вклада в уставный фонд, безвозмездно от других организаций, из собственных производств возвратные отходы, от списания основных средств и отдельных предметов, от подотчетных лиц.

Основным видом поступления материалов является их приобретение у разных поставщиков на основании заключенных с ними договоров поставки.

счет-фактуру. на основании счета-фактуры выписывает платежное поручение, по которому банк производит оплату поставщику. Для получения материалов бухгалтер выписывает доверенность и регистрирует ее выдачу в книге учета выданных доверенностей. Отгрузив материалы организации, поставщик передает ей вместе с грузом расчетно-платежные документы (ТТН-1; ТН-2; спецификации; сертификаты качества). ТТН-1 и ТН-2 являются бланками строгой отчетности и должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции по заполнению ТТН и ТН: юр реквизиты поставщика и покупателя, наименование материалов, кол-во, цена за 1., ст-ть материалов, ставка НДС, сумма НДС, всего сумма с НДС.

Приемка материальных ценностей осуществляется на складе организации покупателя по кол-ву, кач-ву, ассортименту на основании ТТН-1 и (или) ТН-2. При полном соответствии кол-ва и кач-ва материальных ценностей зав.складом выписывает приходный. Если при приемке установлены расхождения, то создается комиссия с участием представителя поставщика или лица незаинтересованной организации для составления акта о приемке материалов. Один экземпляр акта вместе с приходным ордером и ТТН-1, ТН-2 передается в бухгалтерию для постановки материалов на учет. Второй экз. акта служит основанием для выставления претензии к поставщику.

На складе организуется аналитический учет по каждому наименованию материалов в карточках складского учета в натуральном измерителе, а в бухгалтерии в оборотных либо сальдовых ведомостях как в натуральном, так и в денежном измерителях. Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости состоящей из учетной стоимости (покупной) и транспортно-заготовительных расходов (т.е. расходов по доставке, погрузке, разгрузке и других расходов, связанных с приобретением материалов).

Для отражения наличия и движения материальных ценностей используются следующие счета: счет 10 «Материалы» с субсчетами, счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», счет 16 «Отклонение в стоимости материалов», счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)». Для учета расчетов с поставщиками за полученные материальные ценности используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Аналитический учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6 в разрезе каждого документа поставщика. Основанием для заполнения журнала-ордера № 6 являются: сопроводительные документы поставщиков (ТТН-1 и ТН-2); приходные ордера; банковские выписки со счетов в банке с приложенными платежными инструкциями. Журнал-ордер№ 6 заполняют линейным способом, который отражает состояние расчетов с каждым поставщиком.

метод учета может быть: 1) без использования счетов 15, 16. На сч.10 отражается приход и расход материалов по фактической с/с, т.е. их покупная стоимость и ТЗР (транспортно - заготовительные расходы); 2) с использованием сч. 15, 16. На сч. 15 отражают по Дт факт. с/с приобретенных материалов, а по Кт их учетную ст-ть. Отклонения в ст-и материалов и ТЗР отражают на сч. 16. Движение материалов (приход и расход) отражают по учетной ст-ти на сч. 10. 3) без использования сч. 15. В этом случае на сч. 10 отражают движение материалов (приход и расход) по учетной ст-ти, а ТЗР и отклонения в ст-ти материалов на счете 16.

Приобретение и поступление материалов на склад:

1. Метод без использования счетов 15, 16:

10=60,71,20,23,28 и др. счетов - на ст-ть поступивших материалов от поставщиков, подотчетных лиц,, возвратных отходов из основного произв-ва, вспомогательного, от брака…

10= 60,71,70,69,76 – на сумму расходов по доставке, погрузке и разгрузке материалов;

18=60 – на сумму НДС от ст-ти материалов и услуг, связанных с их приобретением.

2. Метод учета с использованием счетов 15 и 16:

15=60,71,70,69,76– покупная ст-ть поступивших мат-лов от поставщиков, подот. лиц.и расходов с их приобретением.

18=60,71 – на сумму НДС от стоимости материалов и услуг, связанных с их приобретением;

10=15 – на учетную ст-ть оприходованных материалов;

16= 15– на сумму положительных отклонений фактической себестоимости от учетной стоимости и отрицательных отклонений методом «красное сторно»;

60=51,52,66 – на сумму оплаты поставщикам за материалы и услуги по доставке;

68=18 – на сумму уплаченного поставщикам НДС и принимаемого к вычету;

76/3=60 – на сумму претензий к поставщикам и транспортным организациям за недостачу материалов сверх норм естественной убыли, если материалы были оплачены, но не оприходованы;

76/3=10 – на сумму претензий к поставщикам и транспортным организациям за недостачу материалов сверх норм естественной убыли, если материалы были оприходованы;

94=60-на сумму недостачи материалов в пределах нормы естественной убыли, выявленной при приемке от поставщика.

16)Документальное оформление, порядок начисления и учет заработной платы

Заработная плата – это совокупность вознаграждений в денежной и натуральной форме, выплачиваемая работнику за фактически выполненную работу, а также периоды, включаемые в рабочее время.

Вопросы труд. отношений и з/п регулируются ТК и ГрК РБ, декретами и указами Президента РБ, др. законодательными и нормативными документами, а также внутренними локальными актами организации (положением об оплате труда, трудовыми договорами, штатным расписанием и др.).Повременная–за отработатаное время. Бывает простая повременная и повременна-примениальная(оклад+премия)

Сдельная-за количество выполненой работе. Бывает прямая сдельная(за количет сдел), аккордная, сдельно-прямиальная, сдельная-прогресивная(за количества в преде норм оплачивается по прямым сдельным расценкам, если сферх норм по повышеном сдельным расценкам.

Для планирования, учета и калькулирования с/с продукции следует различать два вида заработной платы: основную и дополнительную.

Основная заработная плата – это оплата за фактически отработанное время и выполненную работу.

Дополнительная заработная плата – это оплата за неотработанное время, но подлежащее оплате в соответствии с трудовым законодательством (оплата трудовых и социальных отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск; за время выполнения общественных и государственных обязанностей; льготных часов для подростков; выходных пособий).Начисление заработной платы работникам производится на основании представленных в бухгалтерию документов:– приказов о приеме на работу, о премировании, предоставлении персональных надбавок, отпуска и др.; – штатного расписания организации; – табеля учета использования рабочего времени; – нарядов на сдельную работу; – ведомости учета выработки; – маршрутных листов и др. документов.

Порядок расчета з/п зависит от применяемой в организации формы и системы оплаты труда: повременной за отработанное время и сдельной за количество выполненной работы.

Оплата по должностному окладу. Оклад начисляют в полном размере, если работником отработаны все рабочие дни по графику работы в отчетном месяце, и в неполном размере, если отработаны не все рабочие дни.

Оплата по тарифным ставкам определяется путем умножения часовой тарифной ставки (ЧТС) работника на количество отработанных часов (Тч):

Оплата по сдельным расценкам определяется путем умножения сдельной расценки за 1 единицу выполненной работы (Ред.) на количество выполненной работы (К). Оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники и выходные дни:

1) работникам со сдельной оплатой труда определяется не ниже двойных сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

Работа в праздничные и выходные дни оплачивается в повышенном размере, определенном ст. 69 ТК: сдельщикам – не ниже двойных сдельных расценок; повременщикам – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов) и при этом необходимо учитывать производилась работа в праздничные и выходные дни в пределах месячной нормы рабочего времени или сверх месячной нормы.

Оплата работы в ночное время. За каждый час работы в ночное время производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, но не ниже 20% часовой тарифной ставки (оклада) работника.

Оплата трудового отпуска. как считается Государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом РБ нерабочими, приходящиеся на период трудового отпуска в число кал. дн. не вкл-тся и не опл-ся.

Поправочные коэффициенты применяются если в организации произошло повышение тарифных ставок и окладов. Оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей. Оплата производится по среднему заработку, исчисленному исходя из заработной платы, начисленной работнику за два предшествующих месяца (месяцу выплаты) работы. Оплата льготных часов подростков производится путем умножения часовой тарифной ставки рабочего соответствующего разряда на фактическое количество недоработанных за месяц льготных часов.

Кроме основной и дополнительной заработной платы работникам начисляют пособия по временной нетрудоспособности.

-80% среднедневн заработка за 12 календ. дней, 100% за последующие

-100% чэс, воинам, инвалид до 16 лет сиротам до 21 года.ребенку до 14 лет инволида

Основанием для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, и табель учета использования рабочего времени с указанием дней болезни.(когда, кому, как и в каких размерах).

Работникам, у которых временная нетрудоспособность наступила в день повышения тарифной ставки (оклада), размер пособий увеличивается на коэффициент роста тарифной ставки (оклада) работника со дня ее (его) повышения.

Максимальный размер пособия за календарный месяц устанавливается в размере трехкратной величины средней з/п рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем каждому месяцу временной нетрудоспособности.

В бух. учете начисленные суммы з/п и пособий работникам организации отражаются на Кт70 и Дт разных счетов следующими бухгалтерскими записями:

Дт20,23=Кт70 – рабочим основных и вспом. производств;

Дт 25=Кт70 – персоналу осн. и вспом. производств;

Дт 26=Кт 70 – управленческому персоналу организации;

Дт 28=Кт 70 – рабочим за исправления брака;

Дт 29=Кт 70 – работникам обслуживающих хозяйств;

Дт 08=К-т 70 – за работы по реконстр. объектов ос;

Дт 84=Кт 70 – дивиденды за счет нераспред. прибыли;

Дт 96=Кт 70 –отпуск за счет средств созданного резерва;

Дт 97=Кт70 –отпуск переходящегося на буд отч месяц;

Дт 69,76=Кт70 – пос. за счет ср-в ФСЗН и Белгосстраха.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.071 с.)