Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 20. Производство в порядке надзораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздел VI АПК РФ, посвященный производству по пересмотру судебных актов арбитражных судов, содержит гл. 36 (ст. 292-308), которая регламентирует пересмотр в порядке надзора. Надзорный пересмотр в АПК РФ 2002 г. претерпел существенные изменения по сравнению с АПК РФ 1995 г. Прежде всего перемены коснулись оснований изменения и отмены судебных актов. Если в ст. 188 АПК РФ 1995 г. такими основаниями назывались незаконность или необоснованность судебного акта, то в ст. 304 АПК РФ 2002 г. речь идет только о нарушении норм права, т.е. о несоблюдении закона в оспариваемых судебных актах, причем о существенном нарушении: единообразия в толковании и применении норм права, прав и свобод человека и гражданина, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации, либо публичных интересов. Что касается проверки законности судебного акта по широкому кругу оснований, содержащихся в ст. 270 и 288 АПК РФ, то эта задача должна решаться в апелляционном и кассационном, но не в надзорном порядке. Цель реформирования надзорного пересмотра состояла в том, чтобы главное внимание Высшего Арбитражного Суда РФ сосредоточить на обеспечении единства правоприменительной практики арбитражных судов на всей территории государства. Одновременно с этим Кодекс содержит комплекс взаимосвязанных процессуальных средств, направленных на повышение эффективности деятельности суда первой инстанции при широком использовании апелляционного и кассационного обжалования для исправления судебных ошибок. Производство по надзорному пересмотру стало судебной процедурой, лишенной подвергавшихся обоснованной критике положений, связанных с инициированием вмешательства в судебную деятельность отдельных должностных лиц, обладавших правом внесения протестов. Отказ от протестов на стадии надзорного пересмотра позволил с полным основанием утверждать, что последней национальной инстанцией, после которой возможно обращение в Европейский суд по правам человека, является Высший Арбитражный Суд РФ. Еще одно обстоятельство связано со сроком обращения по пересмотру судебного акта в порядке надзора. Этот срок в АПК РФ 1995 г. не был установлен, что не способствовало соблюдению принципа правовой определенности и стабильности экономических отношений. Замечания по данному вопросу высказывались и экспертами Совета Европы при обсуждении проекта АПК РФ 2002 г. Кодекс установил, что срок обращения ограничен 3 месяцами, которые исчисляются со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу. Этот срок в случае его пропуска по причинам, не зависящим от обратившегося с таким заявлением лица, по ходатайству заявителя может быть восстановлен. Однако ходатайство должно быть подано не позднее, чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта. Особым случаем пропуска 3-месячного срока является незнание обращающимся лицом о существовании оспариваемого судебного акта. Для такой ситуации указанный срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении этим судебным актом его прав и законных интересов. Урегулирование в законе данного случая подсказано практикой. Речь идет о лицах, не участвовавших в деле, о правах и обязанностях которых был принят судебный акт. В АПК РФ 2002 г. нет указания на то, что заявление о надзорном пересмотре может быть подано после рассмотрения дела в апелляционном или кассационном порядке (ст. 185 АПК РФ 1995 г.). Однако Кодекс предписывает, что обращение в Высший Арбитражный Суд РФ допускается при условии, когда иные возможности для проверки законности судебного акта исчерпаны и осталось лишь право обращения в высшую судебную инстанцию. Эту формулировку не следует рассматривать как запрет на обращение в надзорную инстанцию, если апелляционное или кассационное обжалование не использовалось. Однако законодатель ясно дал понять, что надзор в этом смысле является исключительной, а не обычной стадией пересмотра судебного акта. Не случайно коллегия судей ВАС РФ наделена правом направления дела в кассационную инстанцию при наличии к тому оснований для проверки законности судебного акта, если в кассационном порядке дело не рассматривалось (ч. 6 ст. 299 АПК РФ). Право на обращение в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре судебного акта в порядке надзора имеют участвующие в деле и иные лица, которым Кодекс предоставил такое право. Круг лиц, наделенных по закону этим правом, в ст. 292 АПК РФ не обозначен. Указание об этом дается лишь в общей форме. Конкретно надо обратиться прежде всего к ст. 40 АПК РФ, которая дает перечень таких лиц. В ст. 42 АПК РФ содержится прямое указание на право лиц, не участвовавших в деле, в отношении которых арбитражный суд принял судебный акт, затрагивающий их права и обязанности, оспорить этот акт в порядке надзора, т.е. обратиться с соответствующим мотивированным заявлением в ВАС РФ. Наряду с российскими лицами аналогичным правом обладают и иностранные лица (ч. 1 ст. 254 АПК РФ). По общему правилу, правом оспорить судебный акт в порядке надзора обладают лица, участвующие в деле. Таким правом наделены, в частности, те, кто оспаривает решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей (§ 1 гл. 30 АПК РФ), а также участники третейского разбирательства (ч. 2 ст. 230 АПК РФ). Прокурор вправе обратиться в Высший Арбитражный Суд РФ с представлением о пересмотре в порядке надзора судебного акта, но не по всем делам, а лишь по тем из них, по которым он наделен правом обращения в арбитражный суд с иском или заявлением. Закрытый перечень указанных дел содержится в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Представление в ВАС РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ (ч. 2 ст. 52 АПК РФ). В порядке надзора могут быть пересмотрены судебные акты, принимаемые арбитражным судом в форме решения, постановления или определения (ч. 1 ст. 15 АПК РФ). При этом пересмотру может подвергнуться судебный акт как полностью, так и в той или иной его части, что видно из анализа п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 305 АПК РФ. Предметом надзорного пересмотра может стать любое решение суда первой инстанции, а также постановление апелляционной или кассационной инстанции, поскольку этими судебными актами дело разрешается по существу. Исключение составляют постановления и определения, принятые Высшим Арбитражным Судом РФ в порядке надзора, пересмотр которых в указанном порядке АПК РФ не предусмотрен. Однако они могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 310 АПК РФ). Тем самым АПК РФ предоставляет участвующим в деле лицам возможность реализовать свое право на судебную защиту. Ограничение повторного надзорного пересмотра судебных актов ВАС РФ объясняется следующим. Любой судебный процесс не может продолжаться неопределенно долго, поэтому законодатель вправе устанавливать те или иные временные рамки, за пределами которых продолжение судебной процедуры исключается. В сфере предпринимательских и иных экономических отношений принципиальное значение имеет их правовая определенность, стабильность хозяйственного оборота. Что касается обжалования определений арбитражного суда, общие правила установлены в ст. 188 АПК РФ. Они применяются и при пересмотре этих судебных актов в надзорном порядке, если в гл. 36 АПК РФ не установлены какие-либо особенности. Следует подчеркнуть, что надзорный пересмотр определений может быть инициирован теми же лицами, которые могут обращаться с заявлением или представлением в Высший Арбитражный Суд РФ и допускается при соблюдении установленных законом требований. Так, для их пересмотра необходимо наличие оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ. Вместе с тем в ст. 308 АПК РФ содержится указание на то, что не каждое определение может быть предметом пересмотра в порядке надзора. Необходимо наличие одного из двух условий, при которых допускается надзорный пересмотр определений. Во-первых, в Кодексе должно быть прямое указание на возможность обжалования определения, отдельно от решения. Во-вторых, если по своему содержанию определение препятствует дальнейшему движению дела. Например, определение о прекращении производства по делу. В основу указанных условий положено правило о том, что ограничения в обжаловании и в пересмотре не должны нарушать право на судебную защиту. Закон допускает пересмотр в порядке надзора и иных определений, в частности, носящих промежуточный характер, но устанавливает, что он возможен в случае обжалования одновременно с надзорным пересмотром решений и постановлений арбитражных судов. По закону могут быть пересмотрены только вступившие в законную силу судебные акты. Порядок и сроки вступления в законную силу решения арбитражного суда регулируется ст. 180 АПК РФ. Не подлежат надзорному пересмотру судебные акты, срок на обжалование которых в кассационном порядке не истек, поскольку не исчерпаны все процессуальные возможности для проверки законности этих актов (ч. 3 ст. 292 АПК РФ). Заявление или представление лиц, обладающих правом обращения о возбуждении надзорного производства, должно отвечать определенным требованиям. Во-первых, оно подписывается тем лицом, которое ходатайствует о пересмотре судебного акта, или его представителем. Представитель может выступать от имени представляемого на основании надлежаще оформленных документов (ч. 3 и 4 ст. 61 АПК РФ). Во-вторых, устное обращение не допускается, оно подается только в письменном виде. И в-третьих, заявление или представление адресуется и направляется непосредственно в Высший Арбитражный Суд РФ, в отличие от апелляционной и кассационной жалоб, которые подаются через суд первой инстанции, принявший решение. Направление заявлений другим адресатам исключается, так как правом рассмотрения таких обращений в соответствии с Конституцией РФ обладает только Высший Арбитражный Суд РФ. Заявление или представление по форме и по содержанию должно соответствовать закону. В нем необходимо указывать, кто обращается, каково его процессуальное положение (истец, ответчик, лицо, не участвовавшее в деле, о правах и обязанностях которого принято решение суда, и т.д.), другие лица, участвовавшие в деле, их юридические адреса. В отношении граждан - имя и место жительства, юридических лиц - наименование и место нахождения. Заявитель должен указать, какой судебный акт он оспаривает, каким арбитражным судом и когда он принят. В случае, когда по делу принимались другие судебные акты, они также должны быть названы. Если рассматривалось дело, содержащее спор, то должен быть назван предмет спора, т.е. его суть. Основу обращения составляют правовые аргументы о несогласии с оспариваемым судебным актом, со ссылкой на конкретные законы и иные нормативные правовые акты. В заявлении или представлении указывается, в чем, по мнению заявителя, заключается нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права. При этом одного факта нарушения недостаточно. Закон требует показать связь этого нарушения с существенным ущемлением заявителя в его правах в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Речь идет о фундаментальной судебной ошибке, которая должна быть исправлена. Обращение должно содержать перечень прилагаемых к нему документов. Соблюдение требований относительно приведения в обращении указанных выше данных является обязательным. Помимо этого заявитель может привести по своему усмотрению и другие сведения, которые помогут правильно и своевременно рассмотреть обращение, в частности, данные о телефонной, телефаксной или иной связи с лицами, участвующими в деле, и их представителями. В приложении к обращению необходимо представить копии оспариваемых судебных актов. Если обращение подписано представителем, то оно должно содержать необходимые данные о нем, а также документальное подтверждение его полномочий. На стадии надзорного производства действие принципов состязательности, равноправия сторон проявляется в числе других факторов в том, что участвующие в деле лица имеют право знать об аргументах, приводимых в заявлении или представлении, и иметь возможность высказать по ним свои соображения. В этих целях на заявителя возлагается обязанность представить в необходимом количестве (по числу участвующих в деле лиц) копии обращения и приложений к нему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.22 (0.008 с.) |