Психологическая (летняя) практика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая (летняя) практика



Психологическая (летняя) практика

для студентов 3 курса

 

 

Цель практики: педагогически обоснованное применение студентами в образовательной и воспитательной работе знаний, полученных в процессе изучения дисциплин психологического курса.

Задачи практики:

 

· подготовка студентов к выполнению функций педагога в процессе педагогической деятельности;

· овладение студентами методологией изучения личности ребенка на основе усвоенных знаний по дисциплинам психологического курса;

· построение плана воспитательных воздействий для конкретного ребенка с учетом полученных результатов психологических исследований;

· овладение комплексом психологических умений;

· выработка собственного индивидуального стиля психолого-диагностической деятельности.

 

Требования к студентам-практикантам:

 

· обязательное посещение предварительной и итоговой конференций;

· выполнение всего комплекса заданий, полученных от методиста кафедры психологии;

· сдача отчетной документации своему методисту после окончания практики;

· проведение психологических исследований в течение всего периода практики;

· выводы психологических исследований должны быть полными, развернутыми, научно обоснованными и аргументированными;

· результаты исследований должны быть представлены в таблицах установленного образца.

Отчетная документация по психологии представляет собой:

 

· дневник наблюдений в течение первой недели практики;

· заполненная карта индивидуального психологического развития ребенка;

· заполненная таблица с психолого-педагогическими выводами и практическими рекомендациями;

· приложение №1 - протоколы проведенных исследований;

· приложение №2 - эмпирический материал, на основе которого была написана характеристика.

 

Примечание: приложение №2 – это ответы ребенка на вопросы анкеты, выполнение испытуемых предложенных тестов, продукты его деятельности.

 

Этапы работы:

 

1. В первую неделю практики студент выбирает себе группу из 3-5 детей и начинает систематическое научное наблюдение за их поведением в различных ситуациях. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике в соответствии с указанными ниже требованиями. Данная работа проводится в течение 7 дней.

2. На следующем этапе студент из выбранной группы отделяет 1-2 испытуемых и в течение всей практики проводит с ними психологическое исследование, результаты которого заносятся в карту индивидуального психологического развития. При этом собирается и сохраняется весь эмпирический материал исследований.

3. Каждая проведенная психологическая методика оформляется в форме протокола (см. Приложение 5).

4. По результатам проведенного исследования в конце практики заполняется таблица с психолого-педагогическими выводами и практическими рекомендациями.

5. По окончании практики вся отчетная документация сдается методисту кафедры на проверку. Отчетная документация сшивается в одну папку, сопровождается титульным листом (см. Приложение 6). В отдельный файл вкладываются эмпирические материалы (детские работы, рисунки, сочинения, результаты выполненных тестов).

Критерии оценивания результатов психологической практики:

«отлично»

· отчетная документация сдана вовремя;

· наличие всех компонентов отчетной документации;

· полная, подробная характеристика ребенка с научно обоснованными, развернутыми выводами;

· использование научной терминологии, опора на знания, полученные в ходе изучения дисциплин психологического цикла;

· соответствие выводов, сделанных в карте индивидуального развития, эмпирическим материалам приложения №2;

· применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.

«хорошо»

· отчетная документация сдана вовремя;

· наличие всех компонентов отчетной документации;

· полная, подробная характеристика ребенка с научно обоснованными, развернутыми выводами;

· не всегда точно использована научная терминология, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения дисциплин психологического цикла;

· незначительные несоответствия выводов, сделанных в карте индивидуального развития, эмпирическим материалам приложения №2;

· применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.

«удовлетворительно»

· отчетная документация сдана не вовремя;

· наличие большинства компонентов отчетной документации;

· неполная или неподробная характеристика ребенка;

· грубые ошибки в использовании научной терминологии, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения дисциплин психологического цикла;

· грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в карте индивидуального развития, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;

· нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования.

 

«неудовлетворительно»

· отчетная документация сдана не вовремя;

· отчетная документация неструктурированна и не соответствует задачам практики;

· характеристика ребенка не соответствует эмпирическим данным исследования;

· грубые ошибки в использовании научной терминологии, не продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения дисциплин психологического цикла, неоправданное употребление языка житейской психологии;

· грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в карте индивидуального развития, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;

· нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования;

· работа выполнена не самостоятельно, повторяет работы других студентов.

 


 

 

Дневник наблюдения за поведением ребенка

(заполняется в течение недели, отдельный протокол на каждый день)

 

Фамилия, имя ребенка __________________________________________

Возраст_______________________________________________________

Наблюдение провел_____________________________________________

Дата наблюдения_______________________________________________

 

Наблюдаемые параметры Дата, время Конкретные проявления ребенка
Из предложенного списка критериев выбираются те, проявление которых возможно в учебной деятельности Отмечается дата проведения наблюдения, время наблюдения (9.00-9.45) и по каждому критерию фиксируется время (количество минут – 9.00-9.12), в течение которого ребенок демонстрирует изучаемый признак Подробно описываются проявления ребенка по критерию

 

 

Примечание:

Требования к осуществлению наблюдения:

 

1. Дети не должны знать, что за ними наблюдают, не должны знать целей наблюдения.

2. Перед началом наблюдения четко сформулировать цель, проду­мать форму записи.

3. Указывать в дневнике наблюдения условия наблюдения.

4. По внешнему виду не всегда можно сделать правильный вывод о характере внутренних психических процессов. Некоторые дети могут скрывать свои переживания.

5. При ведении записи наблюдения отдельно фиксируйте факты и отдельно - их интерпретацию. Факты можно истолковывать только после завершения наблюдения. Одни и те же внешние проявления поведения уче­ника могут свидетельствовать о разных внутренних состояни­ях.

6. Необходимо выбрать для наблюдения удобное время в течение всего дня (не менее 1-2 часов за день), когда ребенок занят общением или погружен в работу, а у исследователя есть время записать результаты увиденного.


Критерии, по которым проводится наблюдение, и примерная расшифровка их содержания

Характер отношения ребенка к воспитателям, вожатым и другим взрослым и их требованиям

· Охотно слушается;

· Уважает мнение взрослого;

· Переживает осуждение;

· По собственной инициативе оказывает помощь;

· Охотно выполняет поручения;

· Делится впечатлениями;

· Всегда правдив;

· Проявляет безразличное отношение;

· Боится взрослого;

· Склонен к лживому поведению;

· Часто делает то, что противоречит требованиям;

· Сознательно нарушает дисциплину.

Оценка товарищей

· Объективно оценивает достоинства товарищей;

· Перенимает достоинства авторитетных сверстников;

· В основном отмечает недостатки других детей.

Наличие друзей

 

· Имеет постоянных друзей;

· Друзей не имеет.

Самооценка

· Объективно оценивает свои достоинства и недостатки;

· Склонен к преувеличению своих достоинств;

· Преувеличивает свои недостатки.

Проявление способности самостоятельно заниматься делом

· Всегда находит себе дело сам;

· Часто находит дело сам;

· Чаще всего присоединяется к делам, организованными другими сверстниками;

· Не способен самостоятельно найти себе дело.

Нервно-психический тонус

· Жизнерадостный, с преобладание возбуждения;

· Спокойное активное состояние;

· Эндогенная возбудимость (беспредметная, не реактивная);

· Пассивное состояние, астеничность;

· Состояние раздражения;

· Тревожное состояние;

· Частая смена настроения;

· Агрессивность, склонность к аффектам.

Характер активности

· Неустойчиво активен;

· Активен в интересующем;

· Активен, если понимает смысл дела;

· Активен в антисоциальном поведении;

· Когда не уверен, пассивен;

· Скорее пассивен;

· Чаще всего пассивен.

Степень реактивности

· Быстрая реакция на раздражитель;

· Реакция замедленная;

· Медленная реакция;

· Адекватная реакция;

· Неадекватная реакция.

Впечатлительность

· Глубокая;

· Умеренная;

· Поверхностная;

· Вязкость эмоций.

Самообладание

· Когда взволнован, умеет владеть собой;

· Способен быстро переключаться от интересного к неинтересному, но нужному;

· В ситуации вынужденного ожидания терпелив;

· Способен преодолевать боязнь чего-либо;

· Когда взволнован, не владеет собой;

· С трудом переключается от интересного к неинтересному делу;

· В ситуации вынужденного ожидания нетерпелив;

· Не способен преодолевать боязнь чего-либо.

Подражательность

· В поведении самостоятелен;

· Подражает в том, к чему проявляет интерес;

· Подражает тем, кому симпатизирует;

· Подражает авторитетным детям;

· Если взрослый положительно оценивает поступок другого учащегося, активно стремится ему подражать;

· Склонен к подражанию;

· Проявляет упрямство, негативизм.


 

Протокол № 4

Название методики_____________________________________________________

Цель методики_________________________________________________________

Дата проведения_______________________________________________________

Место проведения______________________________________________________

Испытуемый__________________________________________________________

Возраст испытуемого___________________________________________________

Состояние испытуемого_________________________________________________

Экспериментатор_______________________________________________________

 

Ход исследования_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обработка полученных данных___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выводы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 6

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова»

 

 

Рабочая тетрадь

психологической практики

 

Выполнил(а):

студент(ка) __ группы

факультета_________

ФИО______________

_________________

 

Практика проходила

на базе ___________

города___________

 

Проверил(а):

________________

________________

 

20__ год

Психологическая (летняя) практика

для студентов 3 курса

 

 

Цель практики: педагогически обоснованное применение студентами в образовательной и воспитательной работе знаний, полученных в процессе изучения дисциплин психологического курса.

Задачи практики:

 

· подготовка студентов к выполнению функций педагога в процессе педагогической деятельности;

· овладение студентами методологией изучения личности ребенка на основе усвоенных знаний по дисциплинам психологического курса;

· построение плана воспитательных воздействий для конкретного ребенка с учетом полученных результатов психологических исследований;

· овладение комплексом психологических умений;

· выработка собственного индивидуального стиля психолого-диагностической деятельности.

 

Требования к студентам-практикантам:

 

· обязательное посещение предварительной и итоговой конференций;

· выполнение всего комплекса заданий, полученных от методиста кафедры психологии;

· сдача отчетной документации своему методисту после окончания практики;

· проведение психологических исследований в течение всего периода практики;

· выводы психологических исследований должны быть полными, развернутыми, научно обоснованными и аргументированными;

· результаты исследований должны быть представлены в таблицах установленного образца.

Отчетная документация по психологии представляет собой:

 

· дневник наблюдений в течение первой недели практики;

· заполненная карта индивидуального психологического развития ребенка;

· заполненная таблица с психолого-педагогическими выводами и практическими рекомендациями;

· приложение №1 - протоколы проведенных исследований;

· приложение №2 - эмпирический материал, на основе которого была написана характеристика.

 

Примечание: приложение №2 – это ответы ребенка на вопросы анкеты, выполнение испытуемых предложенных тестов, продукты его деятельности.

 

Этапы работы:

 

1. В первую неделю практики студент выбирает себе группу из 3-5 детей и начинает систематическое научное наблюдение за их поведением в различных ситуациях. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике в соответствии с указанными ниже требованиями. Данная работа проводится в течение 7 дней.

2. На следующем этапе студент из выбранной группы отделяет 1-2 испытуемых и в течение всей практики проводит с ними психологическое исследование, результаты которого заносятся в карту индивидуального психологического развития. При этом собирается и сохраняется весь эмпирический материал исследований.

3. Каждая проведенная психологическая методика оформляется в форме протокола (см. Приложение 5).

4. По результатам проведенного исследования в конце практики заполняется таблица с психолого-педагогическими выводами и практическими рекомендациями.

5. По окончании практики вся отчетная документация сдается методисту кафедры на проверку. Отчетная документация сшивается в одну папку, сопровождается титульным листом (см. Приложение 6). В отдельный файл вкладываются эмпирические материалы (детские работы, рисунки, сочинения, результаты выполненных тестов).

Критерии оценивания результатов психологической практики:

«отлично»

· отчетная документация сдана вовремя;

· наличие всех компонентов отчетной документации;

· полная, подробная характеристика ребенка с научно обоснованными, развернутыми выводами;

· использование научной терминологии, опора на знания, полученные в ходе изучения дисциплин психологического цикла;

· соответствие выводов, сделанных в карте индивидуального развития, эмпирическим материалам приложения №2;

· применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.

«хорошо»

· отчетная документация сдана вовремя;

· наличие всех компонентов отчетной документации;

· полная, подробная характеристика ребенка с научно обоснованными, развернутыми выводами;

· не всегда точно использована научная терминология, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения дисциплин психологического цикла;

· незначительные несоответствия выводов, сделанных в карте индивидуального развития, эмпирическим материалам приложения №2;

· применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.

«удовлетворительно»

· отчетная документация сдана не вовремя;

· наличие большинства компонентов отчетной документации;

· неполная или неподробная характеристика ребенка;

· грубые ошибки в использовании научной терминологии, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения дисциплин психологического цикла;

· грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в карте индивидуального развития, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;

· нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования.

 

«неудовлетворительно»

· отчетная документация сдана не вовремя;

· отчетная документация неструктурированна и не соответствует задачам практики;

· характеристика ребенка не соответствует эмпирическим данным исследования;

· грубые ошибки в использовании научной терминологии, не продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения дисциплин психологического цикла, неоправданное употребление языка житейской психологии;

· грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в карте индивидуального развития, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;

· нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования;

· работа выполнена не самостоятельно, повторяет работы других студентов.

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.104 с.)