ТОП 10:

Карта индивидуального психологического развития ребенка



 

Фамилия и имя ребенка______________________________________________________________

 

Возраст ребенка____________________________________________________________________

 

Общие данные (физическое развитие, состояние здоровья, особенности внешнего вида) Направленность личности (интересы, идеалы, хобби, мотивация поведения) Уровень развития рефлексии Уровень развития моральных суждений
наблюдение наблюдение, беседа анализ продуктов деятельности беседа
    Приложение 1 Приложение 2
         

 

Особенности памяти (уровень опосредованного запоминания) Особенности мышления Речь (характеристика активного и пассивного запаса, культура речи, умение выражать свои мысли и оказывать влияние на людей)
тест «Пиктограммы» тест «Исключение лишнего»  
Приложение 3 Приложение 4  
       

 

Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации

Фамилия и имя ребенка______________________________________________________________

 

Возраст ребенка____________________________________________________________________

 

Достоинства (сильные стороны) личности ребенка Недостатки (слабые стороны) личности ребенка Практические рекомендации ребенку по самовоспитанию Психолого-педагогические рекомендации для родителей, педагогов, администрации
       

 

Приложение 1

 

Уровень рефлексии самосознания определяется исходя из того, насколько ребенком осознаются особенности собственной психики и поведения. При этом возможно выделение следующих трех уровней осознания собственной индивидуальности:

 

1-й уровень. Осознаются в основном отдельные (частные) поступки в отдельных жизненных ситуациях.

 

2-й уровень. Осознаются черты характера (поведение в большинстве ситуаций). Воспринимает себя как нечто целое.

 

3-й уровень. Осознаются глобальные личностные особенности (осознание отличия, своеобразия своей личности, непохожести на других).

 

Уровень развития рефлексии испытуемого определяют , предла­гая ему либо написать короткое (на 0,5-1 страницы) сочине­ние на одну из тем:

"Каков я и каким должен быть."

"Могу ли я быть доволен самим собой."

 

или же предложив завершить несколько неоконченных предложений:

- Я нравлюсь другим людям (не очень нравлюсь), потому что я...

- Со мной хотят дружить (не хотят дружить) сверстники, потому что я...

- Я могу быть доволен собой (не могу), потому что...

- Мне следует (не обязательно) заниматься самовоспитанием, по­тому что я...

- Мне хотелось бы что-то изменить в себе (ничего не менять), потому что я...


 

Приложение 2

 

Для определения уровня морального развития используют текст рассказа, содержащего моральную дилемму.

 

«В одной европейской стране от особой формы рака умирает некая женщина. Между тем есть лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Это лекарство, в состав которого входит радий, только что открыл живущий в том же городе фарма­цевт. На его изготовление фармацевт затратил 200 долларов, од­нако только за одну дозу этого лекарства он требует в 10 раз больше, чем он израсходовал, т.е. 2000 долларов. Муж больной женщины, Хайнц, сделал все возможное, чтобы собрать эту сумму, одалживая деньги у знакомых, но получить ему удалось только по­ловину. Тогда он возвращается к фармацевту и просит его пони­зить цену на лекарство или позволить ему отдать недостающие деньги позднее. Фармацевт отказывает: "Я открыл это лекарство и хочу извлечь из своего открытия много денег". Той же ночью от­чаявшийся Хайнц задумывает проникнуть в аптеку, взломав дверь, и похитить лекарство.»

 

Что Вы думаете по поводу поступка Хайнца? Обоснуйте свой ответ.

 

После того, как ребенок ознакомился с текстом, его просят оце­нить поведение персонажа, обосновать собственную точку зрения на то, о чем говорится в рассказе. Ответ подробно протоколиру­ется. Протокол анализируется с позиций приведенных ниже харак­теристик каждого из уровней морального развития человека, пред­ложенных Л. Колбергом.

 

Уровень I. Предконвенциональный. Дети подчиняются внешним правилам, или давлению, чтобы из­бежать наказания, получить поощрение, а также ориентируясь на авторитет и власть тех, кто эти правила установил.

 

Стадия 1. Действия оцениваются как хорошие или плохие в зависимости от того, приходят ли они к поощре­ниям или наказаниям. "Хайнц не должен красть лекарство, т.к. за это посадят в тюрьму". "Хайнц должен украсть лекарство, иначе его за­мучает совесть."

 

Стадия 2. Морально оправданным считается такое действие, которое способствует удовлетворению потребнос­тей индивида и потребностей других людей однов­ременно. Отношения между людьми строятся на ос­нове принципа: "Ты-мне, я-тебе." "Хайнц должен украсть лекарство. За это его жена будет больше любить."

 

Уровень2. Конвенциональный. Дети подчиняются моральным требованиям и следуют нравственным ожиданиям семьи, группы, нации.

 

Стадия 3. Стремление заслужить одобрение окружающих, ориентация на образец "хорошего человека" . "Если Хайнц не сделает этого, люди сочтут его ужасным человеком."

Стадия 4. Человек поступает хорошо потому, что выполняет свои обязанности или долг, признает свою от­ветственность. "Воровство противозаконно. Хайнц должен был найти другой способ достать лекарс­тво." "Хайнц должен был украсть лекарство, ина­че он был бы виновником смерти жены."

 

Уровень 3.Постконвенциональный. Человек подчиняется универсальным моральным ценностям, ко­торые верны независимо от того, какая группа людей их раз­деляет.

Стадия 5. Ориентация на официально принятую общественную мораль (общепринятые нормы и общественные цен­ности). "По законам, которые действуют в об­ществе, Хайнц поступил неправильно."

 

Стадия 6. Ориентация на универсальные общечеловеческие принципы справедливости, добра, равенства. По­ведение регулируется высшими моральными принци­пами типа золотого правила "поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой." "Лю­бого человека надо спасти от смерти. Человечес­кая жизнь - самая большая ценность."

 

Литература:

1. Немов Р.С. Психология. Кн.2., М.: Просвещение, 1994, с.140-141.

2. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., П.Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993, с.383-386, 460-461.

3. Хиггинс Энн. Шесть ступеней Лоуренса Кольберга.// Народное образование, 1993, N 1, с. 80 - 87


 

Приложение 3

 

Оценка уровня развития опосредованного запоминания, выяв­ленного с использованием метода пиктограмм, строится исходя из следующих критериев:

 

Высокий уровень опосредованного запоминания (логической памяти) - ребенок правильно вспоминает все слова; легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.

 

Средний - затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, печаль и т.п.); вспоминает не все слова.

 

Низкий - затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев и его образцы изображения неадекватны и малопонятны.

Вспоминает меньше 10 слов.

 

Литератрура:

1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976, с.96-99.

 

Выявление особенностей опосредованного запоминания на ос­нове использования мнемических приемов:

 

Инструкция. Сейчас я прочту тебе 16 слов, которые тебе на­до будет запомнить, нарисовав к каждому слову рисунок. Качество рисунка роли не играет, поскольку основная функция рисунка - помочь в запоминании слова. Прибегать к словесным или буквенным обозначениямнельзя! Приступаем к работе.

 

Перечень слов.

 

Звезда, ручка, стул, банка, улыбка, мир, ночь, золото, дружба, любовь, печаль, сердитая учительница, счастье, тяжелая работа, ум, вкусный обед.

 

После того, как работа закончена, испытуемый должен вспомнить слова, глядя на соответствующие рисунки. По результатам теста устанавливается, может ли обследуемый обозначить слово симво­лом, насколько возрастают его затруднения при опосредовании слов абстрактного характера, в какой мере образы адекватны словам и помогают их запомнить.


 

Приложение 4

 

При анализе особенностей мышления исходят из того, каким образом ребенок определяет понятия. Например, если он говорит, что плоды - это орган растения, служащий для размножения, то это с большой вероятностью свидетельствует о том, что у него сформировано научное понятие. Если он говорит, что плоды - вкусные, их едят, то в этом случае имеет место житейское поня­тие. В том случае, если ребенок владеет научным понятием, он сначала называет родовые признаки объектов, а затем видовые отличия. Например, квадрат - геометрическая фигура (родовой признак) с четырьмя равными сторонами и прямыми углами (видовой признак).

Данные, полученные с помощью методики "исключение" позво­ляют судить об уровне процесса обобщения, о способности обсле­дуемого выделять существенные признаки предметов.

 

Выявление особенностей мышления на основе использования методики "исключение".

 

Инструкция. Сейчас Вам будут зачтены серии из пяти слов каждая. Четыре слова схожи между собой и могут быть объединены общим признаком, а одно слово отличается от остальных и должно быть исключено. Например: Василий, Федор, Семен и Петр - имена, а Иванов - фамилия. От Вас требуется не только выписать лишнее слово, но и указать признак, по которому объединяются остальные слова. Если нет вопросов, можно приступать к работе.

 

Список слов для зачтения:

 

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

8. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

9. Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

10. Прямая, ромб, прямоугольник, квадрат, треугольник.

11. Очерк, роман, рассказ, сюжет, повесть.

12. Дождь, снег, осадки, иней, град.

13. Запятая, точка, двоеточие, тире, союз.

14. Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.

15. Корень, стебель, лист, тычинка, цветок.


 

Протокол № 4

Название методики_____________________________________________________

Цель методики_________________________________________________________

Дата проведения_______________________________________________________

Место проведения______________________________________________________

Испытуемый__________________________________________________________

Возраст испытуемого___________________________________________________

Состояние испытуемого_________________________________________________

Экспериментатор_______________________________________________________

 

Ход исследования_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обработка полученных данных___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выводы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 6

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова»

 

 

Рабочая тетрадь

психологической практики

 

Выполнил(а):

студент(ка) __ группы

факультета_________

ФИО______________

_________________

 

Практика проходила

на базе ___________

города___________

 

Проверил(а):

________________

________________

 

20__ год







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.39 (0.031 с.)