Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выполнение и Защита курсовых работ↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ
Методические указания
Самостоятельное учебное электронное издание
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие........................................................................................................................................ 4
1 Общие положения............................................................................................................................ 5
2 Требования к курсовой работе........................................................................................................ 5
3 Выбор темы курсовой работы........................................................................................................ 6
4 Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по выбранной теме исследования... 7
5 Составление плана курсовой работы............................................................................................. 7
6 Изучение подобранной литературы и сбор фактического материала...................................... 12
7 Систематизация, обработка и анализ собранного фактического материала в сочетании с материалами литературных источников......................................................................................... 13 8 Написание текста курсовой работы............................................................................................. 13
9 Оформление курсовой работы и ее представление для проверки и получения отзыва.......... 14
10 Защита курсовой работы............................................................................................................. 20
Библиографический список рекомендованной литературы......................................................... 22
Приложения....................................................................................................................................... 26 Предисловие
Методические указания по выполнению и защите курсовых работ по дис- циплинам «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» и «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности» разработаны с учетом государственного образовательного стандарта для студентов специ- альности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». В них освещен порядок выбора темы, подбор и изучение литературы, со- ставление плана работы, сбор и обработка фактического материала, основные требования к содержанию курсовой работы, подготовке к защите и ее защита, библиографический список рекомендованной литературы, приложения. Настоящие методические указания являются обязательными для студен- тов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» всех форм обучения. Данные методические указания были разработаны в соответствии с тре- бованиями следующих стандартов: ГОСТ 7.32-2001 Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (далее – СИБИД). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (с изменением № 1 от 2005 го- да); ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам; ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требова- ния и правила составления; ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.80-2000 СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составле- ния; ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства изме- рений (ГСИ). Единицы физических величин. Общие положения
Курсовая работа – это самостоятельная учебная научно- исследовательская работа студентов вузов, выполняемая под руководством преподавателя. Курсовая работа является важным элементом учебного процес- са, способствующим повышению качества подготовки специалистов высшей квалификации. Целью курсовой работы является систематизация, закрепление и расши- рение теоретических знаний и практических навыков студента по экономиче- скому анализу. Курсовая работа позволяет студентам проявить инициативу в выборе са- мого широкого круга дополнительной информации по намеченной теме (поми- мо обязательных учебников, конспектов лекций) и в дополнительном изучении тех разделов дисциплины, которые в ходе аудиторных занятий рассматривались лишь в ограниченной степени. Она приобщает студентов к самостоятельной научно-исследовательской работе, позволяет привить им определенные навыки этой работы. Руководство и контроль за ходом написания работы, а также рецензиро- вание работы осуществляется преподавателем дисциплины, по которой пишет- ся курсовая работа.
Требования к курсовой работе
К курсовой работе, как самостоятельному научному исследованию хозяй- ственной деятельности, предъявляются весьма высокие требования. Курсовая работа должна носить научно-исследовательский характер, а тема должна быть актуальной. При подготовке курсовой работы следует использовать нормативные до- кументы, относящиеся к избранной теме. Содержание работы должно быть конкретным, насыщенным фактиче- скими данными (не условными примерами), сопоставлениями, расчетами, вы- водами. Материал, взятый из литературных источников, необходимо осмыслить, увязать с избранной темой, изложить логично, последовательно. Курсовая работа должна отличаться критическими подходами к изучае- мым литературным источникам: выявленным в ходе анализа результатам. Рабо- та должна заканчиваться подсчетом возможных неиспользованных резервов повышения эффективности производства, финансового оздоровления и други- ми мероприятиями по реализации выявленных резервов. Работа должна быть написана четким экономически грамотным языком, правильно оформлена. Все расчеты, выполненные в курсовой работе, должны быть подтверждены исходными данными. Их можно представить в приложении в виде форм статистической, бухгалтерской отчетности, выписок из регистров бухгалтерского учета, графиков, аналитических таблиц и т. д. Процесс написания курсовой работы состоит из нескольких этапов: 1 Выбора темы исследования и определения предприятия, на материалах которого будет выполняться работа. 2 Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по выбранной те- ме. 3 Составление плана курсовой работы. 4 Изучение подобранной литературы и сбор фактического материала. 5 Систематизация, обработка и анализ собранного фактического материала в сочетании с материалами литературных источников. 6 Написание текста курсовой работы. 7 Оформление курсовой работы и ее представление для проверки и получе- ния отзыва. 8 Защита курсовой работы.
Выбор темы курсовой работы
Тематика курсовых работ по экономическому анализу хозяйственной де- ятельности предприятия подготавливается и ежегодно утверждается кафедрой. Студентам предоставляется право выбирать любую тему по своему усмотре- нию. Темы курсовых работ студентов в одной группе не должны повто- ряться. В помощь студентам на кафедре разработаны задания по каждой теме курсовых работ (приложение А). Студент, по согласованию с руководителем (преподавателем) и заведую- щим кафедрой может самостоятельно сформулировать тему исследования. Выбору темы предшествует предварительное ознакомление с литерату- рой с целью определения степени ее изученности и выявления круга вопросов требующих разрешения. Студент должен приблизительно ориентироваться в сущности темы исследования, иметь определенное представление о материа- лах, которыми он может располагать при выполнении работы. В большинстве случаев для этого целесообразна беседа с руководителем курсовой работы. Студент должен знать, что курсовая работа по экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия без конкретных цифровых данных о деятельности предприятия, т. е. по одним литературным источникам не допус- кается к защите. Темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, студент должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализиро- ванным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной пробле- ме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность студента выходит на первый план. Тема курсовой работы должна быть актуальной и иметь практическую значимость. Актуальность темы определяется степенью ее важности в данный момент времени, в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Прак- тическая значимость зависит от характера конкретного исследования. Она со- стоит в том, каким образом, где, для кого будут иметь интерес полученные ма- териалы и их практическое применение в деятельности предприятия. При выборе темы исследования следует учитывать свой научный и прак- тический интерес, опыт работы и т. п. Выбор должен быть обоснованным. В перспективе материалы курсовой работы могут быть использованы при подго- товке дипломного проекта (работы). Выбранная студентом тема утверждается на заседании кафедры.
Ной теме исследования
Подбор литературы – это самостоятельная работа студента, успешность которой зависит от его инициативы и умения пользоваться каталогами, библио- графическими справочниками и т. д. Изучение литературы по выбранной теме необходимо начать с общих ра- бот, чтобы получить более полное представление об интересующем круге во- просов, и лишь затем начинать поиск нового материала. Следует отмечать научные факты, которые характеризуются новизной, точностью, объективностью и достоверностью. Выписки должны быть точны- ми и должны содержать все выходные данные. При подборе литературы следует обращаться к наиболее поздним изда- ниям, так как они с современных позиций освещают тему исследования. Следует ознакомиться с литературой в следующей последовательности: 1) нормативно-правовые документы (законы, постановления правительства, приказы и т. д.); 2) научные издания (монографии, периодические издания); 3) статистические данные (ежегодные статистические сборники). При подборе литературы следует сразу составить библиографический список отобранных изданий, который производится в соответствии с требова- ниями ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. На основе подбора и предварительного ознакомления с литературой сту- дент должен сориентироваться в основных вопросах темы, в последовательно- сти их рассмотрения и изложения.
5 Составление плана курсовой работы
План курсовой работы, определяющий ее содержание, составляется с учетом выбранной проблемы исследования и особенностями предприятия. Традиционно структура курсовой работы должна состоять из следующих частей: 1) титульный лист; 2) содержание; 3) введение; 4) основная часть, разделенная на главы и параграфы; 5) заключение; 6) библиографический список; 7) приложения.
Титульный лист На титульном листе курсовой работы должно быть следующее: – полное наименование министерства по образованию и науке РФ; – наименование учебного заведения (института, факультета, кафедры); – обозначение характера работы (курсовая); – тема курсовой работы; – фамилия, имя, отчество студента; – дата сдачи курсовой работы и подпись студента; – факультет, курс, специальность, номер учебной группы; – фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководите- ля; – дата проверки и оценка; – подпись научного руководителя; – название города, в котором находится данное учебное заведение; – год написания работы. Титульный лист не нумеруется. Образец оформления титульного листа представлен в приложении Б.
Содержание После титульного листа следует содержание (лист не нумеруется). В нем содержатся названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Содержание следует оформить в соответствии с образцом (приложение В).
Введение Введение курсовой работы является очень важной составной частью, представляющей собой обоснование необходимости исследования выбранной студентом проблемы и раскрывающей научный аппарат проведения курсового исследования. Введение включает следующие разделы: – актуальность темы курсовой работы; – степень разработанности исследуемой темы; – объект и предмет исследования; – цель курсовой работы; – основные задачи, раскрывающие путь достижения цели; – методологическая и теоретическая основы исследования; – методы (способы) решения основных задач; – информационная база исследования; – элементы научной новизны в работе; – практическая значимость исследуемой проблемы; – апробация результатов исследования; – структура работы. Актуальность темы – это определение важности исследуемой проблемы, аргументация необходимости ее исследования, раскрытие реальной потребно- сти в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций. За- ключительной фразой раздела «актуальность» может быть: актуальность темы курсового исследования связана со значительным распространением исследуе- мого явления и заключается в необходимости разработки (или уточнения) ре- комендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области. Степень разработки темы – это краткий анализ литературы по теме с указанием, какие стороны (элементы) проблемы раскрыты в отдельных источ- никах. Обзор литературы касается не всей проблемы, а узкой темы, выбранной студентом. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе. Объект и предмет исследования – это центральные вопросы изучаемой проблемы. Под объектом понимается все то, что подлежит изучению. Объект – это сфера деятельности, данная исследователю до начала работы. Предмет – это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта. Объект исследования всегда ши- ре, чем его предмет. Например, объект исследования – трудовые ресурсы ком- мерческих организаций; предмет исследования – анализ трудовых ресурсов. На основании изучения литературы и практики студент определяет, какой именно предмет следует исследовать с точки зрения актуальности, экономиче- ской значимости и перспективности. Цель курсовой работы – это конечный прагматический результат работы, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Например, целью курсовой работы «Анализ и оценка состояния и использования трудовых ресурсов на предприятии» является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии. Задачи определяются поставленной целью и отражают поэтапное ее дос- тижение. Они могут начинаться со следующих слов: – определить; – проанализировать; – уточнить, дополнить понимание; – выявить; – систематизировать; – разработать и т. д. Количество задач должно быть 4–5. Задачи обязательно должны быть от- ражены в выводах, рекомендациях и заключении. Формулирование методологической и теоретической основы исследова- ния обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в об- ласти тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема курсовой работы. Так, например, в экономических исследованиях принято упоминать в качестве основы экономическую теорию, макро- и микроэкономику, управле- ние экономикой, финансы и кредит, государственное регулирование, регио- нальную экономику, экономическую статистику, планирование, учет и управ- ление и т. д. В курсовой работе по экономическому анализу хозяйственной деятельно- сти предприятия могут использоваться такие методы исследования, как методы системного анализа и исследования операций, математические, статистические методы, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, методы экономико- математического моделирования, методы факторного анализа, методы эксперт- ных оценок и др. К методологическим основам и методам исследования тесно примыкает подраздел «Информационная база исследования», который иногда включается в состав предшествующего ему подраздела. В нескольких строчках данного под- раздела указывается, что в числе информационных источников курсовой рабо- ты использованы: – научные источники: данные и сведения из монографий, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конферен- ций, семинаров и т. п.; – статистические источники: отечественные и зарубежные статистиче- ские материалы, отчеты органов государственной, региональной, ве- домственной статистики, материалы разных организаций, фондов, ин- ститутов и т. п.; – официальные документы: кодексы законов, законодательные и другие нормативные актов, в том числе положения, инструкции, доклады и т. п.; – результаты собственных расчетов и т. п. Научная новизна исследования играет особую роль. Признаки новизны и ее конкретные элементы должны быть присущи только части курсовой работы. Новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного. По- этому, доказывая новизну исследования, надо использовать обороты: «отли- чающийся тем, что», «установленный автором», «вновь полученный», «разви- вающий ранее известное» и т. д. Практическая значимость исследования состоит в том, каким образом, где, для кого будут иметь интерес полученные материалы и их практическое применение в реальной работе исследуемого предприятия. Апробация содержит сведения о практической проверке полученных в ходе курсового исследования основных положений и результатов в различных формах: – устной (выступления, доклады, сообщения); – письменной (тезисы, статьи, аналитические записки, отчеты и т. п.). Структура работы описывается в соответствии с разделом «Содержа- ние».
Объем введения не должен превышать двух-трех страниц. Примерный вариант написания введения приведен в приложении Г. Основная часть Основной текст курсовой работы разбивается на две главы, каждая из ко- торых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление не желательно, т. к. каждый параграф должен завершаться опреде- ленным выводом, предложением практического характера или критическим ре- зюме автора, что сделать бывает достаточно сложно. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод. Заголовок первой главы формируется в соответствии с темой курсовой работы. Нельзя писать «Теоретическая часть». Первая глава текста курсовой работы должна включать в себя обзор нор- мативно-правовых актов, отечественной и зарубежной литературы, материалов периодической печати по теме работы, на основе чего студент обстоятельно из- лагает, как данная проблема отражена в специальной и учебной литературе. В этой главе должна освещаться экономическая природа показателей, исследуе- мых в курсовой работе; раскрываться роль экономических показателей в управ- лении предприятием; обосновываться методики анализа и т. д. Заголовок второй главы также формируется в соответствии с темой кур- совой работы. При этом следует указывать название предприятия, по данным которого выполняются расчеты, и анализируемый период. Нельзя писать «Практическая часть». Во второй главе обычно излагается выбранная методика анализа, которая должна подтверждаться конкретными расчетами, аналитическими таблицами, графиками и т. д. Расчеты, выполняемые в курсовой работе, должны быть пред- ставлены в динамике за несколько лет, должно определяться влияние основных факторов и т. д. После каждой таблицы и графика следует писать вывод, в ко- тором необходимо описать полученные результаты, указать причины и факто- ры полученных результатов, дать рекомендации по устранению негативных причин и т. д. Следует отметить, что экономический анализ должен учитывать отрасле- вые и организационные особенности предприятия, его специализацию, а также должен быть направлен на определение резервов повышения эффективности работы предприятия. Результатом второй главы являются выводы и предложения по улучше- нию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Студент должен стремиться к тому, чтобы каждое его предложение, каждый вывод были обос- нованы, а не формальны. Для выполнения аналитической главы курсовой работы студент может применять программные средства, такие как Audit Expert, Project Expert, ИНЭК- Аналитик, электронные таблицы Microsoft Excel и др. Формулировки глав не должны повторять тему курсовой работы. Любая из глав может содержать иллюстративный материал.
Заключение Оно должно быть конкретным, выполненным в виде аналитической за- писки. В заключении должны быть изложены основные результаты курсовой работы и предложены мероприятия, реализация которых позволят анализируе- мому предприятию повысить эффективность своей деятельности, избежать банкротства, максимизировать прибыль и т. п. По возможности указывается новизна и практическая значимость иссле- дования. Кроме того, в заключении студент должен определить направления для дальнейших исследований в данном вопросе.
Библиографический список Библиографический список формируется из библиографических описа- ний на документы, собранных по теме и практически изученных. В него необ- ходимо включать все документы, на которые сделаны ссылки в работе. Библио- графический список может состоять из нескольких частей. В первую часть включают нормативно-правовые акты (кодексы, законы, указы, постановления, приказы и т. п.), во вторую часть – научные исследования (монографии, науч- ные статьи). В первой части списка собранные нормативно-правовые акты рас- полагаются в соответствии с их юридической силой: Конституция РФ, кодексы, законы, указы, постановления, приказы, инструкции и т. д. Вторая часть биб- лиографического списка составляется в последовательности ссылок на источ- ники по тексту пояснительной записки, которые нумеруются арабскими циф- рами.
Приложения В приложения обычно входят копии или выдержки собранных докумен- тов, отчетов предприятия, графики, диаграммы, таблицы и т. п.
Содержание курсовой работы определяется его главами. Поэтому план курсовой работы должен быть тщательно продуман на основе предварительно- го ознакомления с литературой и с цифровым материалом анализируемого предприятия.
Оформление курсовой работы и ее представление для проверки и получения отзыва
Курсовая работа должна быть оформлена по всем правилам, регламенти- рованным соответствующими ГОСТами и настоящими методическими указа- ниями. Только после этого работа может быть принята преподавателем для проверки и оценивания. Текст работы должен быть выполнен с применением печатающих и гра- фических устройств вывода ЭВМ через полтора интервала на одной стороне листа белой бумаги формата А4 размером 210 × 297 мм кегль – 12 шрифт Times New Roman. При печати текстового материала следует использовать выравни- вание по ширине. Подчеркивание текста не применяют. Следует соблюдать следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее и верхнее – 20 мм. В работе разрешается использовать компьютерные возможности акцен- тирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры. В текстовом документе не допускаются наклейки и ксерокопии докумен- тов. Если в работе обнаружены опечатки, описки и графические неточности, то допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нане- сением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным спосо- бом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом. Все страницы следует нумеровать, начиная с титульного листа. Но номер страницы на титульном листе не ставится. Нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав документа, должна быть сквозная. Страницы текстового документа нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. Каждый структурный элемент курсовой работы («Введение», главы ос- новной части, «Заключение», «Библиографический список», «Приложения») необходимо начинать с новой страницы, он должен иметь заголовок, напеча- танный с прописной буквы.
Оформление основной части курсовой работы Основная часть работы должна состоять из глав и параграфов, которые в свою очередь имеют заголовок. Главы и параграфы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами, и записываться с абзацного отсту- па. Главы нумеруют сквозной нумерацией в пределах всего документа или его части, например, 1, 2, 3. Параграфы нумеруются в пределах каждой главы, на- пример, 1.1, 1.2, 1.3. Точка в конце глав и параграфов не ставится. Пример. 1 Анализ финансового состояния предприятия (номер и заголовок первой гла- Вы) 1.1⎫ ⎪ 1.2⎬
Пример. а); б): 1); 2); в).
Главы и параграфы должны иметь заголовки. У заголовков глав шрифт «полужирный». Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава пе- чатается с нового листа. Ниже заголовка главы должна быть оставлена одна свободная строка. Если глава делится на параграфы, то не должно быть текста между ними. У заголовка параграфа шрифт «обычный». Выше и ниже заголовка пара- графа должно быть оставлено по одной свободной строке. В тексте документа не допускается применять: – обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы; – произвольные словообразования; – сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфогра- фии или соответствующими государственными стандартами.
Оформление таблиц, рисунков, формул Таблицы применяются для большей наглядности и удобства сравнения показателей. Слева над таблицей (на уровне левой кромки контура таблицы) помещается слово «Таблица», ее номер и через тире название. Нумерация таб- лиц производится арабскими цифрами либо сквозной нумерацией в пределах всего текстового документа, например, «Таблица 1» и т. д., либо в пределах главы. В последнем случае номер таблицы должен содержать номер главы и порядковый номер таблицы внутри главы, например, «Таблица 1.1», «Таблица 1.2» и т. д. Если в текстовом документе только одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1» (в приложении В). На все таб- лицы в тексте должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «табли- ца» с указанием ее номера, например, «в таблице 3». Название таблицы помещается над таблицей и оформляется строчными буквами, начиная с прописной. Точка в конце не ставится. При переносе части таблицы на другие страницы название помещается только над первой частью таблицы, а над следующими частями таблицы слева над ней пишется «Продол- жение таблицы» и указывается ее номер. При делении таблицы на части допускается ее головку заменять соответ- ственно номером граф. При этом нумеруют арабскими цифрами графы первой части таблицы. Заголовки граф таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ста- вятся. Заголовки и подзаголовки граф указываются в единственном числе. За- головки граф, как правило, записываются параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, при этом повторяется головка таблицы. Рекомендуется разделять части таблицы двойной линией или линией толщиной 2S. Числовое значение показателя проставляется на уровне последней строки наименования показателя, а значение показателя, приведенное в виде текста, записывается на уровне первой строки наименования показателя. Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел по всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одно- му показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин. Образец оформления таблицы представлен в приложении Д. Все иллюстрации, помещенные в тексте, именуются рисунками и выпол- няются с соблюдением стандартов ЕСКД. Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту документа либо в пределах гла- вы. После номера рисунка через тире пишется его наименование, например, Ри- сунок 1 – Система показателей, характеризующих состояние объекта анализа. Точка в конце наименования рисунка не ставится. Образец оформления и рас- положения рисунка приведен в приложении Е. Все приведенные в текстовом документе формулы должны быть прону- В формулах в качестве символов следует применять обозначения, уста- новленные соответствующими стандартами. Все символы, входящие в форму- лу, должны быть пояснены либо в предшествующем формуле тексте, либо не- посредственно под формулой. В пределах документа символ поясняется один раз при первом упоминании. Пояснения каждого символа следует давать с но- вой строки без абзацного отступа в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснений должна начинаться со слова «где». Пояснения каждого символа даются с новой строки и разделяются между собой знаком «;». Формулы центрируются и располагаются на следующей строке после ос- новного текста. Формула отделяется от пояснений запятой, согласно правилам русской пунктуации. Далее основной текст продолжается с новой строки. Пример. Общая формула корреляционного отношения (1). σ 2 −σ 2 η = y
yx, (1)
– среднее квадратическое отклонение у от теоретических значений ух, ух определяется на основе уравнений регрессии; – среднее квадратическое отклонение эмпирических (фактических) значе- ний у.
Оформление ссылок Ссылки оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008 и ГОСТ 7.32-2001 (с изменением № 1 от 2005 года). При ссылках на структурный элемент текста, который имеет нумерацию из цифр, не разделенных точкой, указывают наименование этого элемента пол- ностью, например, «...в соответствии с главой 2», «...по пункту 4». Если номер (обозначение) структурного элемента состоит из цифр (буквы и цифры), разделенных точкой, то наименование этого структурного элемента не указывают, например, «…согласно 1.1…», «...в соответствии с А.2 (приложение А)…», «...в соответствии с 2.1.1…». Это требование не распро- страняется при ссылках на формулы, таблицы, перечисления и графический ма- териал. В ссылках на них всегда упоминают наименование элемента текстового документа, например, «…по формуле (3.3)…», «...в таблице Д.2 (приложение Д)…», «...на рисунке 1.2…», «...в соответствии с перечислением б) 4.2.2…», «...в части показателя 1 таблицы 2…». Ссылки в тексте на таблицы и иллюстрации оформляют по типу: «…в со- ответствии с таблицей 1.2», «...в соответствии с рисунком 2.2»; «...как показано поз. 1 и 3 на рисунке С.2 (приложение С)», «...в таблице 1.1, графа 8», «...в таб- лице А.2 (приложение А)…», причем наименование элемента всегда приводит- ся полностью. Сокращения «табл.» и «рис.» в тексте не допускаются. При ссылках на обязательные приложения используют слова: «…в соот- ветствии с приложением », а при ссылках на рекомендуемые и справочные – слова: «...приведен в приложении вают. ». При этом статус приложений не указы- При ссылке в тексте на использованные источники следует приводить их номера, заключенные в квадратные скобки, например, «...как указано в моно- графии [103]»; «...в работах [11, 12, 15–17]».
Оформление сносок Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в документе, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски. Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяются от текста короткой горизонтальной ли- нией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, – в последней графе таблицы. Знак сноски ставится непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняется арабски- ми цифрами и помещается на уровне верхнего обреза шрифта. Пример. «В настоящее время на российском рынке…1» Нумерация сносок отдельная для каждой страницы, то допускается вме- сто цифр выполнять сноски звездочками. Применять более трех звездочек на одной странице не рекомендуетс
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.013 с.) |