Выполнение и Защита курсовых работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнение и Защита курсовых работ



ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Методические указания

 

 

Самостоятельное учебное электронное издание

 

 

Москва

 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие........................................................................................................................................ 4

 

1 Общие положения............................................................................................................................ 5

 

2 Требования к курсовой работе........................................................................................................ 5

 

3 Выбор темы курсовой работы........................................................................................................ 6

 

4 Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по выбранной теме исследования... 7

 

5 Составление плана курсовой работы............................................................................................. 7

 

6 Изучение подобранной литературы и сбор фактического материала...................................... 12

 

7 Систематизация, обработка и анализ собранного фактического материала в сочетании с материалами литературных источников......................................................................................... 13

8 Написание текста курсовой работы............................................................................................. 13

 

9 Оформление курсовой работы и ее представление для проверки и получения отзыва.......... 14

 

10 Защита курсовой работы............................................................................................................. 20

 

Библиографический список рекомендованной литературы......................................................... 22

 

Приложения....................................................................................................................................... 26


Предисловие

 

 

Методические указания по выполнению и защите курсовых работ по дис- циплинам «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» и «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности» разработаны с учетом государственного образовательного стандарта для студентов специ- альности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

В них освещен порядок выбора темы, подбор и изучение литературы, со-

ставление плана работы, сбор и обработка фактического материала, основные требования к содержанию курсовой работы, подготовке к защите и ее защита, библиографический список рекомендованной литературы, приложения.

Настоящие методические указания являются обязательными для студен-

тов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080502

«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» всех форм обучения.

Данные методические указания были разработаны в соответствии с тре-

бованиями следующих стандартов:

ГОСТ 7.32-2001 Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (далее – СИБИД). Отчет о научно-исследовательской

работе. Структура и правила оформления (с изменением № 1 от 2005 го-

да);

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам;

ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требова-

ния и правила составления;

ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.80-2000 СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составле- ния;

ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства изме-

рений (ГСИ). Единицы физических величин.


Общие положения

 

 

Курсовая работа – это самостоятельная учебная научно- исследовательская работа студентов вузов, выполняемая под руководством преподавателя. Курсовая работа является важным элементом учебного процес- са, способствующим повышению качества подготовки специалистов высшей квалификации.

Целью курсовой работы является систематизация, закрепление и расши-

рение теоретических знаний и практических навыков студента по экономиче-

скому анализу.

Курсовая работа позволяет студентам проявить инициативу в выборе са-

мого широкого круга дополнительной информации по намеченной теме (поми-

мо обязательных учебников, конспектов лекций) и в дополнительном изучении тех разделов дисциплины, которые в ходе аудиторных занятий рассматривались лишь в ограниченной степени. Она приобщает студентов к самостоятельной научно-исследовательской работе, позволяет привить им определенные навыки этой работы.

Руководство и контроль за ходом написания работы, а также рецензиро-

вание работы осуществляется преподавателем дисциплины, по которой пишет-

ся курсовая работа.

 

 

Требования к курсовой работе

 

 

К курсовой работе, как самостоятельному научному исследованию хозяй-

ственной деятельности, предъявляются весьма высокие требования.

Курсовая работа должна носить научно-исследовательский характер, а тема должна быть актуальной.

При подготовке курсовой работы следует использовать нормативные до-

кументы, относящиеся к избранной теме.

Содержание работы должно быть конкретным, насыщенным фактиче- скими данными (не условными примерами), сопоставлениями, расчетами, вы- водами.

Материал, взятый из литературных источников, необходимо осмыслить,

увязать с избранной темой, изложить логично, последовательно.

Курсовая работа должна отличаться критическими подходами к изучае-

мым литературным источникам: выявленным в ходе анализа результатам. Рабо- та должна заканчиваться подсчетом возможных неиспользованных резервов повышения эффективности производства, финансового оздоровления и други- ми мероприятиями по реализации выявленных резервов.

Работа должна быть написана четким экономически грамотным языком, правильно оформлена. Все расчеты, выполненные в курсовой работе, должны быть подтверждены исходными данными. Их можно представить в приложении

в виде форм статистической, бухгалтерской отчетности, выписок из регистров бухгалтерского учета, графиков, аналитических таблиц и т. д.


Процесс написания курсовой работы состоит из нескольких этапов:

1 Выбора темы исследования и определения предприятия, на материалах которого будет выполняться работа.

2 Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по выбранной те-

ме.

3 Составление плана курсовой работы.

4 Изучение подобранной литературы и сбор фактического материала.

5 Систематизация, обработка и анализ собранного фактического материала в сочетании с материалами литературных источников.

6 Написание текста курсовой работы.

7 Оформление курсовой работы и ее представление для проверки и получе-

ния отзыва.

8 Защита курсовой работы.

 

 

Выбор темы курсовой работы

 

 

Тематика курсовых работ по экономическому анализу хозяйственной де- ятельности предприятия подготавливается и ежегодно утверждается кафедрой. Студентам предоставляется право выбирать любую тему по своему усмотре- нию. Темы курсовых работ студентов в одной группе не должны повто- ряться.

В помощь студентам на кафедре разработаны задания по каждой теме курсовых работ (приложение А).

Студент, по согласованию с руководителем (преподавателем) и заведую-

щим кафедрой может самостоятельно сформулировать тему исследования.

Выбору темы предшествует предварительное ознакомление с литерату-

рой с целью определения степени ее изученности и выявления круга вопросов требующих разрешения. Студент должен приблизительно ориентироваться в сущности темы исследования, иметь определенное представление о материа- лах, которыми он может располагать при выполнении работы. В большинстве случаев для этого целесообразна беседа с руководителем курсовой работы.

Студент должен знать, что курсовая работа по экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия без конкретных цифровых данных о

деятельности предприятия, т. е. по одним литературным источникам не допус-

кается к защите.

Темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, студент должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализиро- ванным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной пробле- ме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность студента выходит на первый план.

Тема курсовой работы должна быть актуальной и иметь практическую значимость. Актуальность темы определяется степенью ее важности в данный

момент времени, в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Прак-

тическая значимость зависит от характера конкретного исследования. Она со-


стоит в том, каким образом, где, для кого будут иметь интерес полученные ма-

териалы и их практическое применение в деятельности предприятия.

При выборе темы исследования следует учитывать свой научный и прак- тический интерес, опыт работы и т. п. Выбор должен быть обоснованным. В перспективе материалы курсовой работы могут быть использованы при подго- товке дипломного проекта (работы).

Выбранная студентом тема утверждается на заседании кафедры.

 

 

Ной теме исследования

 

 

Подбор литературы – это самостоятельная работа студента, успешность которой зависит от его инициативы и умения пользоваться каталогами, библио- графическими справочниками и т. д.

Изучение литературы по выбранной теме необходимо начать с общих ра-

бот, чтобы получить более полное представление об интересующем круге во-

просов, и лишь затем начинать поиск нового материала.

Следует отмечать научные факты, которые характеризуются новизной,

точностью, объективностью и достоверностью. Выписки должны быть точны-

ми и должны содержать все выходные данные.

При подборе литературы следует обращаться к наиболее поздним изда-

ниям, так как они с современных позиций освещают тему исследования.

Следует ознакомиться с литературой в следующей последовательности:

1) нормативно-правовые документы (законы, постановления правительства,

приказы и т. д.);

2) научные издания (монографии, периодические издания);

3) статистические данные (ежегодные статистические сборники).

При подборе литературы следует сразу составить библиографический список отобранных изданий, который производится в соответствии с требова-

ниями ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

На основе подбора и предварительного ознакомления с литературой сту-

дент должен сориентироваться в основных вопросах темы, в последовательно-

сти их рассмотрения и изложения.

 

 

5 Составление плана курсовой работы

 

 

План курсовой работы, определяющий ее содержание, составляется с учетом выбранной проблемы исследования и особенностями предприятия.

Традиционно структура курсовой работы должна состоять из следующих

частей:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;


4) основная часть, разделенная на главы и параграфы;

5) заключение;

6) библиографический список;

7) приложения.

 

 

Титульный лист

На титульном листе курсовой работы должно быть следующее:

– полное наименование министерства по образованию и науке РФ;

– наименование учебного заведения (института, факультета, кафедры);

– обозначение характера работы (курсовая);

– тема курсовой работы;

– фамилия, имя, отчество студента;

– дата сдачи курсовой работы и подпись студента;

– факультет, курс, специальность, номер учебной группы;

– фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководите-

ля;

– дата проверки и оценка;

– подпись научного руководителя;

– название города, в котором находится данное учебное заведение;

– год написания работы.

Титульный лист не нумеруется. Образец оформления титульного листа представлен в приложении Б.

 

 

Содержание

После титульного листа следует содержание (лист не нумеруется). В нем

содержатся названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Содержание следует оформить в соответствии с образцом (приложение В).

 

 

Введение

Введение курсовой работы является очень важной составной частью,

представляющей собой обоснование необходимости исследования выбранной студентом проблемы и раскрывающей научный аппарат проведения курсового исследования.

Введение включает следующие разделы:

– актуальность темы курсовой работы;

– степень разработанности исследуемой темы;

– объект и предмет исследования;

– цель курсовой работы;

– основные задачи, раскрывающие путь достижения цели;

– методологическая и теоретическая основы исследования;

– методы (способы) решения основных задач;

– информационная база исследования;

– элементы научной новизны в работе;

– практическая значимость исследуемой проблемы;


– апробация результатов исследования;

– структура работы.

Актуальность темы – это определение важности исследуемой проблемы, аргументация необходимости ее исследования, раскрытие реальной потребно- сти в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций. За- ключительной фразой раздела «актуальность» может быть: актуальность темы курсового исследования связана со значительным распространением исследуе- мого явления и заключается в необходимости разработки (или уточнения) ре- комендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Степень разработки темы – это краткий анализ литературы по теме с указанием, какие стороны (элементы) проблемы раскрыты в отдельных источ- никах. Обзор литературы касается не всей проблемы, а узкой темы, выбранной студентом. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе.

Объект и предмет исследования – это центральные вопросы изучаемой проблемы. Под объектом понимается все то, что подлежит изучению. Объект –

это сфера деятельности, данная исследователю до начала работы. Предмет – это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта. Объект исследования всегда ши-

ре, чем его предмет. Например, объект исследования – трудовые ресурсы ком-

мерческих организаций; предмет исследования – анализ трудовых ресурсов.

На основании изучения литературы и практики студент определяет, какой именно предмет следует исследовать с точки зрения актуальности, экономиче-

ской значимости и перспективности.

Цель курсовой работы – это конечный прагматический результат работы,

чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Например,

целью курсовой работы «Анализ и оценка состояния и использования трудовых ресурсов на предприятии» является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.

Задачи определяются поставленной целью и отражают поэтапное ее дос-

тижение. Они могут начинаться со следующих слов:

– определить;

– проанализировать;

– уточнить, дополнить понимание;

– выявить;

– систематизировать;

– разработать и т. д.

Количество задач должно быть 4–5. Задачи обязательно должны быть от-

ражены в выводах, рекомендациях и заключении.

Формулирование методологической и теоретической основы исследова- ния обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в об- ласти тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема курсовой


работы. Так, например, в экономических исследованиях принято упоминать в качестве основы экономическую теорию, макро- и микроэкономику, управле- ние экономикой, финансы и кредит, государственное регулирование, регио- нальную экономику, экономическую статистику, планирование, учет и управ- ление и т. д.

В курсовой работе по экономическому анализу хозяйственной деятельно- сти предприятия могут использоваться такие методы исследования, как методы системного анализа и исследования операций, математические, статистические методы, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, методы экономико- математического моделирования, методы факторного анализа, методы эксперт- ных оценок и др.

К методологическим основам и методам исследования тесно примыкает подраздел «Информационная база исследования», который иногда включается в

состав предшествующего ему подраздела. В нескольких строчках данного под-

раздела указывается, что в числе информационных источников курсовой рабо-

ты использованы:

– научные источники: данные и сведения из монографий, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конферен-

ций, семинаров и т. п.;

– статистические источники: отечественные и зарубежные статистиче-

ские материалы, отчеты органов государственной, региональной, ве-

домственной статистики, материалы разных организаций, фондов, ин-

ститутов и т. п.;

– официальные документы: кодексы законов, законодательные и другие нормативные актов, в том числе положения, инструкции, доклады

и т. п.;

– результаты собственных расчетов и т. п.

Научная новизна исследования играет особую роль. Признаки новизны и ее конкретные элементы должны быть присущи только части курсовой работы.

Новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного. По-

этому, доказывая новизну исследования, надо использовать обороты: «отли-

чающийся тем, что», «установленный автором», «вновь полученный», «разви-

вающий ранее известное» и т. д.

Практическая значимость исследования состоит в том, каким образом,

где, для кого будут иметь интерес полученные материалы и их практическое применение в реальной работе исследуемого предприятия.

Апробация содержит сведения о практической проверке полученных в ходе курсового исследования основных положений и результатов в различных

формах:

– устной (выступления, доклады, сообщения);

– письменной (тезисы, статьи, аналитические записки, отчеты и т. п.).

Структура работы описывается в соответствии с разделом «Содержа-


ние».


 

 

Объем введения не должен превышать двух-трех страниц.

Примерный вариант написания введения приведен в приложении Г.


Основная часть

Основной текст курсовой работы разбивается на две главы, каждая из ко- торых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление не желательно, т. к. каждый параграф должен завершаться опреде-

ленным выводом, предложением практического характера или критическим ре- зюме автора, что сделать бывает достаточно сложно. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод.

Заголовок первой главы формируется в соответствии с темой курсовой

работы. Нельзя писать «Теоретическая часть».

Первая глава текста курсовой работы должна включать в себя обзор нор-

мативно-правовых актов, отечественной и зарубежной литературы, материалов периодической печати по теме работы, на основе чего студент обстоятельно из-

лагает, как данная проблема отражена в специальной и учебной литературе. В

этой главе должна освещаться экономическая природа показателей, исследуе-

мых в курсовой работе; раскрываться роль экономических показателей в управ-

лении предприятием; обосновываться методики анализа и т. д.

Заголовок второй главы также формируется в соответствии с темой кур-

совой работы. При этом следует указывать название предприятия, по данным которого выполняются расчеты, и анализируемый период. Нельзя писать

«Практическая часть».

Во второй главе обычно излагается выбранная методика анализа, которая должна подтверждаться конкретными расчетами, аналитическими таблицами, графиками и т. д. Расчеты, выполняемые в курсовой работе, должны быть пред- ставлены в динамике за несколько лет, должно определяться влияние основных факторов и т. д. После каждой таблицы и графика следует писать вывод, в ко- тором необходимо описать полученные результаты, указать причины и факто- ры полученных результатов, дать рекомендации по устранению негативных причин и т. д.

Следует отметить, что экономический анализ должен учитывать отрасле-

вые и организационные особенности предприятия, его специализацию, а также должен быть направлен на определение резервов повышения эффективности

работы предприятия.

Результатом второй главы являются выводы и предложения по улучше-

нию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Студент должен стремиться к тому, чтобы каждое его предложение, каждый вывод были обос- нованы, а не формальны.

Для выполнения аналитической главы курсовой работы студент может

применять программные средства, такие как Audit Expert, Project Expert, ИНЭК-

Аналитик, электронные таблицы Microsoft Excel и др.

Формулировки глав не должны повторять тему курсовой работы.

Любая из глав может содержать иллюстративный материал.

 

 

Заключение

Оно должно быть конкретным, выполненным в виде аналитической за-


писки. В заключении должны быть изложены основные результаты курсовой работы и предложены мероприятия, реализация которых позволят анализируе- мому предприятию повысить эффективность своей деятельности, избежать банкротства, максимизировать прибыль и т. п.

По возможности указывается новизна и практическая значимость иссле-

дования. Кроме того, в заключении студент должен определить направления для дальнейших исследований в данном вопросе.

 

 

Библиографический список

Библиографический список формируется из библиографических описа- ний на документы, собранных по теме и практически изученных. В него необ- ходимо включать все документы, на которые сделаны ссылки в работе. Библио-

графический список может состоять из нескольких частей. В первую часть включают нормативно-правовые акты (кодексы, законы, указы, постановления, приказы и т. п.), во вторую часть – научные исследования (монографии, науч-

ные статьи). В первой части списка собранные нормативно-правовые акты рас- полагаются в соответствии с их юридической силой: Конституция РФ, кодексы, законы, указы, постановления, приказы, инструкции и т. д. Вторая часть биб-

лиографического списка составляется в последовательности ссылок на источ- ники по тексту пояснительной записки, которые нумеруются арабскими циф- рами.

 

 

Приложения

В приложения обычно входят копии или выдержки собранных докумен-

тов, отчетов предприятия, графики, диаграммы, таблицы и т. п.

 

 

Содержание курсовой работы определяется его главами. Поэтому план курсовой работы должен быть тщательно продуман на основе предварительно- го ознакомления с литературой и с цифровым материалом анализируемого предприятия.

 

 

Оформление курсовой работы и ее представление для проверки и получения отзыва

 

 

Курсовая работа должна быть оформлена по всем правилам, регламенти- рованным соответствующими ГОСТами и настоящими методическими указа- ниями. Только после этого работа может быть принята преподавателем для проверки и оценивания.

Текст работы должен быть выполнен с применением печатающих и гра-

фических устройств вывода ЭВМ через полтора интервала на одной стороне листа белой бумаги формата А4 размером 210 × 297 мм кегль – 12 шрифт Times New Roman. При печати текстового материала следует использовать выравни- вание по ширине. Подчеркивание текста не применяют. Следует соблюдать следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее и верхнее –

20 мм.

В работе разрешается использовать компьютерные возможности акцен- тирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

В текстовом документе не допускаются наклейки и ксерокопии докумен- тов. Если в работе обнаружены опечатки, описки и графические неточности, то допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нане- сением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным спосо-

бом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом.

Все страницы следует нумеровать, начиная с титульного листа. Но номер страницы на титульном листе не ставится. Нумерация страниц документа и

приложений, входящих в состав документа, должна быть сквозная. Страницы текстового документа нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части


листа без точки.

Каждый структурный элемент курсовой работы («Введение», главы ос-

новной части, «Заключение», «Библиографический список», «Приложения») необходимо начинать с новой страницы, он должен иметь заголовок, напеча- танный с прописной буквы.

 

 

Оформление основной части курсовой работы

Основная часть работы должна состоять из глав и параграфов, которые в свою очередь имеют заголовок. Главы и параграфы должны иметь порядковые

номера, обозначенные арабскими цифрами, и записываться с абзацного отсту- па. Главы нумеруют сквозной нумерацией в пределах всего документа или его части, например, 1, 2, 3. Параграфы нумеруются в пределах каждой главы, на-

пример, 1.1, 1.2, 1.3. Точка в конце глав и параграфов не ставится.

Пример.

1 Анализ финансового состояния предприятия (номер и заголовок первой гла-

Вы)

1.1⎫


1.2⎬

1.3⎪


Пример.

а);

б):

1);

2);

в).

 

 

Главы и параграфы должны иметь заголовки. У заголовков глав шрифт

«полужирный». Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава пе-

чатается с нового листа. Ниже заголовка главы должна быть оставлена одна свободная строка. Если глава делится на параграфы, то не должно быть текста между ними.

У заголовка параграфа шрифт «обычный». Выше и ниже заголовка пара-


графа должно быть оставлено по одной свободной строке.

В тексте документа не допускается применять:

– обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

– произвольные словообразования;

– сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфогра-

фии или соответствующими государственными стандартами.

 

 

Оформление таблиц, рисунков, формул

Таблицы применяются для большей наглядности и удобства сравнения

показателей. Слева над таблицей (на уровне левой кромки контура таблицы) помещается слово «Таблица», ее номер и через тире название. Нумерация таб- лиц производится арабскими цифрами либо сквозной нумерацией в пределах всего текстового документа, например, «Таблица 1» и т. д., либо в пределах главы. В последнем случае номер таблицы должен содержать номер главы и порядковый номер таблицы внутри главы, например, «Таблица 1.1», «Таблица

1.2» и т. д. Если в текстовом документе только одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1» (в приложении В). На все таб- лицы в тексте должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «табли- ца» с указанием ее номера, например, «в таблице 3».

Название таблицы помещается над таблицей и оформляется строчными буквами, начиная с прописной. Точка в конце не ставится. При переносе части

таблицы на другие страницы название помещается только над первой частью таблицы, а над следующими частями таблицы слева над ней пишется «Продол- жение таблицы» и указывается ее номер.

При делении таблицы на части допускается ее головку заменять соответ-

ственно номером граф. При этом нумеруют арабскими цифрами графы первой части таблицы.

Заголовки граф таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки –

со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.

Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ста-

вятся. Заголовки и подзаголовки граф указываются в единственном числе. За- головки граф, как правило, записываются параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, при этом повторяется головка таблицы. Рекомендуется разделять части таблицы двойной линией или линией толщиной 2S.

Числовое значение показателя проставляется на уровне последней строки наименования показателя, а значение показателя, приведенное в виде текста, записывается на уровне первой строки наименования показателя.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел по всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одно- му показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество

десятичных знаков для всех значений величин. Образец оформления таблицы


представлен в приложении Д.

Все иллюстрации, помещенные в тексте, именуются рисунками и выпол-

няются с соблюдением стандартов ЕСКД. Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту документа либо в пределах гла- вы. После номера рисунка через тире пишется его наименование, например, Ри- сунок 1 – Система показателей, характеризующих состояние объекта анализа. Точка в конце наименования рисунка не ставится. Образец оформления и рас- положения рисунка приведен в приложении Е.

Все приведенные в текстовом документе формулы должны быть прону-

 
мерованы. Нумерация формул производится арабскими цифрами, которые за- писываются в круглых скобках справа от формулы без отступа от правого края контура текста страницы. Нумерация может быть либо сквозной в пределах всего документа, например, (1), (2), (3) и т. д., либо в пределах главы, в этом случае номер формулы должен содержать номер главы и порядковый номер формулы внутри главы, например, (1.1), (1.2) и т. д. Если в документе только одна формула, то она обозначается (1). Формулы приложений нумеруются в пределах каждого приложения и должны содержать обозначение приложения и порядковый номер формулы внутри приложения, например, (А.1) первая формула приложения А. Ссылки в тексте на формулы даются в скобках, напри- мер, «...в формуле (1)...», «...в формуле (1.1)...».

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, уста-

новленные соответствующими стандартами. Все символы, входящие в форму- лу, должны быть пояснены либо в предшествующем формуле тексте, либо не- посредственно под формулой. В пределах документа символ поясняется один раз при первом упоминании. Пояснения каждого символа следует давать с но- вой строки без абзацного отступа в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснений должна начинаться со слова

«где». Пояснения каждого символа даются с новой строки и разделяются между собой знаком «;».

Формулы центрируются и располагаются на следующей строке после ос-

новного текста. Формула отделяется от пояснений запятой, согласно правилам русской пунктуации. Далее основной текст продолжается с новой строки.

Пример.

Общая формула корреляционного отношения (1).

σ 2 −σ 2


η = y

σ
y


yx,


(1)


∆σ
ух
где 2


– среднее квадратическое отклонение у от теоретических значений ух,


ух определяется на основе уравнений регрессии;


 
∆σ у


– среднее квадратическое отклонение эмпирических (фактических) значе-


ний у.

 

 

Оформление ссылок

Ссылки оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008 и ГОСТ 7.32-2001 (с изменением № 1 от 2005 года).


При ссылках на структурный элемент текста, который имеет нумерацию из цифр, не разделенных точкой, указывают наименование этого элемента пол- ностью, например, «...в соответствии с главой 2», «...по пункту 4».

Если номер (обозначение) структурного элемента состоит из цифр (буквы и цифры), разделенных точкой, то наименование этого структурного элемента

не указывают, например, «…согласно 1.1…», «...в соответствии с А.2 (приложение А)…», «...в соответствии с 2.1.1…». Это требование не распро- страняется при ссылках на формулы, таблицы, перечисления и графический ма- териал. В ссылках на них всегда упоминают наименование элемента текстового

документа, например, «…по формуле (3.3)…», «...в таблице Д.2 (приложение

Д)…», «...на рисунке 1.2…», «...в соответствии с перечислением б) 4.2.2…»,

«...в части показателя 1 таблицы 2…».

Ссылки в тексте на таблицы и иллюстрации оформляют по типу: «…в со- ответствии с таблицей 1.2», «...в соответствии с рисунком 2.2»; «...как показано поз. 1 и 3 на рисунке С.2 (приложение С)», «...в таблице 1.1, графа 8», «...в таб- лице А.2 (приложение А)…», причем наименование элемента всегда приводит- ся полностью. Сокращения «табл.» и «рис.» в тексте не допускаются.

При ссылках на обязательные приложения используют слова: «…в соот-


ветствии с приложением


», а при ссылках на рекомендуемые и справочные –


слова: «...приведен в приложении вают.


». При этом статус приложений не указы-


При ссылке в тексте на использованные источники следует приводить их номера, заключенные в квадратные скобки, например, «...как указано в моно- графии [103]»; «...в работах [11, 12, 15–17]».

 

 

Оформление сносок

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в документе,

то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяются от текста короткой горизонтальной ли- нией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, – в последней графе таблицы.

Знак сноски ставится непосредственно после того слова, числа, символа,

предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняется арабски-

ми цифрами и помещается на уровне верхнего обреза шрифта.

Пример.

«В настоящее время на российском рынке…1»

Нумерация сносок отдельная для каждой страницы, то допускается вме-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.199 с.)