Теория экономики может рассматриваться в позитивном и нормативном аспектах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория экономики может рассматриваться в позитивном и нормативном аспектах.



Позитивная теория изучает, что есть в экономической жизни общества, что существует фактически, объективно.Позитивный анализ описывает то, что есть, или то, что, возможно, произойдет. Позитивная экономика имеет дело с фактами и свободна от оценочных суждений, любое позитивное положение может быть проверено с помощью фактов.

Нормативная теория отвечает на вопрос что должно быть в экономической жизни общества, как необходимо выстраивать экономические отношения для достижения желаемых результатов. На основе нормативного анализа строится государственная экономическая политика, дополняющая и корректирующая последствия стихийно рыночного механизма. В своем развитии экономическая политика проходила этапы чистого либерализма, невмешательства государства в хозяйственную жизнь в расчете на невидимую руку рынка, косвенного государственного регулирования спроса и предложения, и дирижизма – более активного вмешательства государства в экономику, практику индикативного планирования для восстановления экономики ряда европейских стран после Второй мировой войны.

Пример позитивного (фактического) утверждения: «Если курс национальной валюты снизится, то это будет способствовать росту экспорта». Пример нормативного (оценочного) утверждения: «Стипендии студентов не должны быть ниже уровня прожиточного минимума».

К ачественный и количественный анализ. Одной из важнейших характеристик метода экономических исследований является единство качественного и количественного анализа. Изучая экономические процессы и явления, экономисты всегда стремятся дать им количественную характеристику, выразить, оценить их с помощью чисел. Так, экономисты различают показатели, измеряемые в единицах за определенный период времени, т.е. имеющие размерность потока, и показатели, измеряемые на момент времени, т.е. имеющие размерность запаса. Хотя часто временная характеристика и не указывается, она неизменно присутствует.

Вообще фактор времени в экономике играет большую роль, связанную с тем, что ценность денег для людей сегодня и в будущем различна. Сегодняшняя оценка будущих экономических показателей происходит в процессе дисконтирования. Дисконтирование - это процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности. Операция дисконтирования осуществляется при выборе инвестиционных проектов, когда надо сопоставить сегодняшние вложения с будущими доходами, при приведении показателей потоков и запасов к единой размерности и т.п.

 

В экономике различают номинальные и реальные величины. Номинальные величины характеризуют стоимостные экономические показатели в действующих, текущих ценах, а поскольку цены подвержены изменениям, то часто для анализа динамики тех или иных показателей необходимо элиминировать (устранить) влияние на них цен. Реальные величины - это величины, очищенные от влияния изменения цен.

 

В рамках сравнительной статики выделяют три периода:

мгновенный - когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными. Например, возможности производства анализируются при данной численности работающих и данном парке оборудования;
краткосрочный - когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие - как переменные. Объем производства анализируется в условиях, когда парк оборудования остается постоянным, а численность работающих может меняться;
долгосрочный - когда все факторы рассматриваются как переменные. Анализ проводится при условии, что и численность работающих, и количество применяемого оборудования могут меняться.

Функции экономической теории

В экономической литературе выделяют такие функции экономической теории:

Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная — имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

Прогностическая — на основе анализа эконом. явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития

Потребности и их классификация

Экономическая деятельность человека направлена на удовлетворение многообразных и изменяющихся потребностей.

Потребность прежде всего связана с нуждой, котораяфиксирует внутреннее состояние человека, ощущение недостаточности чего-либо для его организма. Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде (дар природы), возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ.

Нужда является внутренними возбудителями активности индивида, которая может принимать форму деятельности, труда. С развитием сферы труда удовлетворение нужды, базирующееся на использовании даров природы, добавляется продуктами, созданными деятельностью людей, например орудия труда, продукты питания, одежда, жилье и др. Такое культурное добавление привело к использованию в экономической практике термина “потребность”. Потребности стали связываться не только с нуждой человека, но и производится в ходе предметной деятельности людей. Доказательством тому является появление и развитие орудий труда (от обработанного камня, используемого первобытным человеком, до современной системы машин и т.п.). Потребности людей стали решающей причиной их удовлетворения.

Потребности человека в широком понимании этого термина есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма человека (развития, здоровья, активного творчества, воспроизводства) и удовлетворения его интересов, как личности, принадлежащей к определенным социальным группам и обществам.
Отсюда потребности, по отношению к человеку, есть фактор, побуждающий его к деятельности, направленной на их удовлетворение и выступают как источник его активности. В определенной степени потребности определяют направленность мышления человека, его чувств и воли.

Между потребностью и ее удовлетворением находится процесс мотивации (обоснование выбора практического действия) и интерес (ожидание выгоды).

Человеческие потребности весьма разнообразны и существуют различные способы их классификации, с учетом различных признаков.

По объекту

· физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),

· материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),

· социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),

· духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),

· этические,

· эстетические,

· други

По функциональной роли

· доминирующие/второстепенные,

· центральные/периферические,

· устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

· врожденные,

· простые приобретенные

· сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

· индивидуальные,

· групповые,

· коллективные,

· общественные.

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:

- с культурным уровнем и личностью индивида;

- с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденные потребности (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма индивида.

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага.

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние.

Благо и его виды

Блага могут быть доступны в ограниченном и неограничен­ном количестве. С этой точки зрения блага можно разде­лить на свободные (природные) и экономические.

Свободные блага (природные), доступные в неограни­ченном количестве. Например, воздух или вода.

Экономические блага (за ними стоит труд). Доступны в ограниченном количестве. Делятся на товары (продукты, услуги и ресурсы) и даровые (мама связала ребенку шапочку и подарила на день рождения).

В дальнейшем мы с вами будем рассматривать те экономические блага, которые принимают товарную форму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.196.114 (0.181 с.)