Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бак. Введ. В эконом. Теорию. Модуль 1↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
БАК. ВВЕД. В ЭКОНОМ. ТЕОРИЮ. МОДУЛЬ 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ СОДЕРЖАНИЕ 1. О понятии “экономика” Основные этапы развития экономической науки Предмет экономической теории Методы познания экономики Функции экономической теории Потребности и их классификация Благо и его виды Производство благ Факторы производства 10.Экономические ограничения..Выбор и основные экономические вопросы. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Экономическая неопределенность и риски Экономическая модель кругооборота товаров, доходов и расходов Экономические системы, их типы и модели
1.О понятии “экономика” Слово "экономика" - греческого происхождения (ойкос - хозяйство, номос - закон), оно означает "законы хозяйствования". Сегодня термин "экономика" используется в двух основных значениях: как синоним слову "хозяйство" - экономика страны, экономика региона, экономика предприятия; как название науки о хозяйствовании. Экономика - общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т.д. Так, например, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются.
Выделяют такие уровни экономики. 1. Микроэкономика исследует рыночное поведение таких субъектов хозяйствования, как домашних хозяйств, фирм, включая предпринимателей, собственников земли, наемных работников и т.п. Микроэкономика изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур. 2. Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные (агрегированные) показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование. 3. Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно), предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе. 4. Мегаэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля). Основные этапы развития экономической науки Становление экономики как науки ассоциируется с трудами древнегреческого мыслителя Аристотеля Стигарита (4 в. д.н.э.). Именно он разделил как отдельные направления экономику, как науку о рациональном ведении домашнего хозяйства (от греческого ойкос – дом и номос – наука) и хрематистику (науку об искустве торговли и наживы), осуждая последнюю. Вместе с тем, стоит отметить, что впервые термин «экономика» был предложен в трудах другого древнегреческого мыслитиеля Ксенофонта (444-356 г.г. д.н.э.). В наше время в экономической литературе выделяют целый ряд направлений развития экономической науки. Обозначим их. Различие их теорий в основном будем показывать на примере понятия “богатство”. МЕРКАНТИЛИЗМ Меркантилизм - первое экономическое учение в развитии экономической науки, поставившее в центр проблему поиска источника богатства страны. (14- 17 в.в.) В меркантилизме выделяют два этапа развития, ранний – когда богатство ассоциировалось с металлическими деньгами и увеличение денежной массы в стране было задачей государства. Для этого запрещался вывоз из страны монет, и всячески приветствовался ввоз. Поздний меркантилизм уже связывал богатство с активным торговым балансом, при этом основной задачей экономической политики было обеспечить его за счет протекционистских мер. С этой целью поощрялся ввоз сырья и вывоз готовой продукции, активно развивались экспортно- ориентированные отрасли, запрещался ввоз продукции, если ее можно было бы произвести на территории данной страны. В этот же период впервые был упомянут термин «Политэкономия» (А, Монкретьен, 1615 г.) ФИЗИОКРАТЫ Школа физиократов во главе с Франсуа Кенэ (1694 – 1774), в противовес меркантилистам утверждала, что богатство создается не в торговле, а в производстве, а именно в сфере сельского хозяйства. Заслуга физиократов также и в анализе воспроизводства («Экономичсекие таблицы Ф. Кэне»), в создании концепции естественного порядка, в выработке лозунга экономического либерализма: „Laissez faire, laissez passer (Повзоляйте идти вещам своим ходом). КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА Эта школа утверждала, что богатство создается во всех сферах хозяйства. В основном они исследовали способы создания богатства общества в условиях товарного производства (простого и капиталистического), что потребовало исследования многих понятий, связанных с этим видом производства. Отметим основных представителей этой школы и те стороны экономики, которые они исследовали. Отдельные ее элементы присутствуют в произведениях У. Петти(1623 – 1687), Пьера Буагильбера(1646- 1714), фундаментальные положения ее присутствуют в трудах шотландского социального философа и экономиста Адама Смита (1723 – 1790). Основное произведение Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит считает, что труд – первоисточник всякой собственности вообще, это источник богатства народов. Годичный труд – первоначальный фонд, который доставляет все необходимое для существования и удобства жизни продукты. Огромная заслуга Смита – разработка трудовой теории стоимости. Величину стоимости Смит определяет количеством труда, которое можно получить в обмен за оцениваемую вещь. Смит создаёт теорию зарплаты, прибыли, ренты. Подробно рассматривает участие капитала в процессе создания богатства и стоимости, выделяет основной и оборотный капитал, а также дает представление о функциях государства в либеральной модели, Последователь Смита Давид Риккардо (1772-1823) определял стоимость затраченным трудом. Также им разработана подробная теория земельной ренты, при этом он исходил из того, что рента является следствием ограниченности земельных ресурсов и существует на всех земельных участках, за исключением самых неблагоприятных из тех, при которых необходимо вести производство, чтобы было произведено требуемое количество продуктов, Жан Батист Сэй (1764-1832) в экономическую науку вошёл прежде всего благодаря разработанной им теории 3-х факторов производства, в которой обосновывается, что труд, капитал и земля – равноправные соучастники процесса образования стоимости; они влияют на создание полезности, которые являются основой стоимости. Кроме издержек и полезности на стоимость влияют спрос и предложение. Джон Стюарт Милль (1806-1873) одним из первых обратил внимание на социальные проблемы. Милль предлагал решать их посредством реформ, закладывая тем самым основу для буржуазного реформизма, основоположником которого он считается. Милль видел в капитализме перспективы совершенствования и мирного врастания в новое качество. МАРКСИЗМ Основоположники марксизма – Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895). Основное экономическое произведение марксизма – «Капитал». Маркс, анализируя отдельный товар как форму богатства общества, раскрывает происхождение капитала и капиталистического способа производства. Он показывает новую роль общественного труда (в форме наемного труда) в капиталистическом обществе. Тем самим марксизм развил дальше трудовую теорию стоимости. Он вводит понятие абстрактного и конкретного труда. Первый создаёт стоимость, второй – потребительную стоимость. Маркс определял величину стоимости товара количеством затраченного общественно-необходимого труда. Ещё одним нововведением Маркса является утверждение, что продаётся не труд, а рабочая сила. Это положение стало основополагающим в марксовой теории прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость – это то, что рабочий создает сверх стоимости своей рабочей силы (упрощенно, под ней понимается зарпалта рабочего) Купля – продажа рабочей силы в свою очередь является следствием частной собственности на средства производства. Маркс видит несправедливость в том, что кто не владеет средствами производства и лишен средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу. Присвоение результатов чужого неоплаченного труда Маркс называет эксплуатацией. Показателем степени эксплуатации является норма прибавочной стоимости, равная отношению прибавочной стоимости к стоимости рабочей силы Общественная стоимость никому не позволит присваивать результаты чужого, неоплаченного труда – вот почему необходимо уничтожить частную стоимость.
Маржинализм Эта школа богатство связывает с потребительной стоимостью товара, его полезностью. Отсюда разрабатываются способы рационализации поведения потребителя, максимизации полезности (с использованием математического аппарата), к которой должны стремиться субъекты экономики. Пионерами маржинализма считаются Генрих Госсен (1810-1858), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882). Госсен считал, что центральная проблема политэкономии — рациональное потребление индивидумом ограниченного количества благ. Для решения этой проблемы он активно использовал метод робинзонад. Госсен ввёл понятие убывающей предельной полезности, в современной микроэкономике активно используются два закона Госсена. Основной постулат теории Джевонса гласит: стоимость порождается предельной полезностью; то есть фактором, определяющим меновую стоимость, является спрос. Но, добавлял Джевонс, стоимость воплощает в себе именно конечную степень полезности, на которую влияют и масштабы предложения, а они, в свою очередь, зависят от издержек производства. Он преложил оригаинальную концепцию предложения труда(«теория страданий и наслаждений», согласно которой в точке оптимума уравновешиваются полезность от потребления продукта труда с тягостью труда, и дальнейшее увеличение рабочего дня не имеет смысла Наиболее детальную разработку основ маржинализма осуществила австрийская школа. Представители Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Ойген Бём-Баверк (1851-1919). Заслуга австрийской школы — подробная разработка теории предельной полезности как теории субъективной ценности.
Историческая школа Историческая школа (англ. history school) — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода. В отличие от классиков, которые считали, что экономикой движут 2 фактора: человек и всё человечество, Фридрих Лист говорил, что очень важным фактором в экономике является ещё и национальность. Институционализм Институционализм - направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз и т.д.)Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы. Институционализм прошел ряд этапов. Первый этап связан с Торстейном Вебленом (1857-1929), книга которого «теория праздного класса» (1899) являлась революционным взглядом на жэкономические явления и процессы. Основной упор Веблен в экономическом развитии отводил институтам, понимая под ними нормы поведения, закрепленные в правовых нормах, обычаях, традициях. Следующий этап связан со становлением институционально – правового направления институционализма. Так, Джон Коммонс привлёк внимание к понятию «трансакция», являющейся, по его мнению, основной категорией экономической науки. Этот этап развивался в социально – институциональном направлении. В нем выделяются новые проблемы. У. Митчелла особое внимание уделено «институтам денежного хозяйства». Большое внимание Митчелл уделял цикличности, вопросам планирования и прогнозирования. При этом планирование в рамках капитализма имеет право на существование, хотя и должно носить не директивный (обязательный), а индикативный (рекомендательный) характер. Третий этап развития институционализма получил название неоинституционализма. Основополагающее значение в неоинституционализме играют теории трансакционных издержек и прав собственности. Сами институты рассматриваются прежде всего как орудия экономии трансакционных издержек. Впервые эти идеи были высказаны Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы» (1937 г.), но развитие получили начиная с 60-х годов 20-го века. Активно развивают идеи неоинституционализма Алвер Алчиан, Даглас Норт, Оливер Уильямсон. Существенное место в неоинституционалтзме отводилось проблеме эффективной работы фирмы, институциональным изменениям. В значительной степени примыкают к институциональному направлению работы теоретиков Теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, У. Нисканен), экономичекого империализма (Г. Беккер, Т. шульц, Р. Познер). Последнее направление экономичекой науки рассматривает с помощью методологии неоклассики все стороны жизни общества, что привело к возникновению в конце 20 века таких направлений исследований, как экономика семьи, экономика образования, экономический анализ права, экономика преступлений и наказаний и др. КЕЙНСИАНСТВО Помимо институционализма и родственных с ним течений очень мощную альтернативу неоклассической парадигме в 20 веке составило кейнсианство. Во многом оно возникло как реакция на Великую Депрессию 1929-1933 годов, объяснение которой нельзя было найти в теориях неоклассиков. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), автор «Общей теории занятости, процента и денег» (1936) указал на необходимость вмешателсьва государства в экономику с целью прежде всего стимулирования эффективного спроса, недостаток которого по мнению Кейнса и стал причиной кризиса. Кейнсианская теория сыграла очень важную роль в развитии экономической науки. Она сумела обосновать принципы экономической политики, обеспечившей не только выход экономики из глубочайшего кризиса, но и десятилетия успешного развития, причём со значительной социальной составляющей, поскольку в соответветствии с логикой основного психологического закона расширение совкупного спроса идет в том числе за счет пеерраспределения национального дохода в пользу наименнее обеспеченных слоев населения. Но в 70-е годы ситуация в обществе меняется, кейнсианство перестаёт адекватно отвечать на потребности времени, наступает кризис кейнсианства. Неолиберализм Неолиберализм оформляется как оппозиция теориям государственного регулирования в 30-е годы 20-го века. Признанными лидерами этого направления являлись Людвиг фон Мизес (1881-1973) и Фридрих фон Хайек (1899-1992). Делом их жизни была защита экономической свободы, критика тоталитаризма и социализма. Элементом свободного общества, по их мнению, являются свободные цены, конкуренция. Рынок рассматривается как форма организации спонтанного порядка, который вырастает из свободных действий людей, а не по проекту кого бы то ни было. Монетари́зм Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером[1]. Понимание того, что изменения цен зависят от объёма денежной массы, пришло в экономическую теорию с античных времен. Так, ещё в III веке до н. э. об этом утверждал известный древнеримский юрист Юлий Павел. Позднее в 1752 году английский философ Д. Юм в «Очерке о деньгах» изучал связь между объёмом денежных средств и инфляцией. Юм утверждал, что повышение денежного предложения приводит к постепенному увеличению цен до достижения ими первоначальной пропорции с объёмом денег на рынке. Эти взгляды разделяло и большинство представителей классической школы политэкономии. В рамках неоклассической школы И. Фишер в 1911 году придал количественной теории денег формальный вид в своем знаменитом уравнении обмена: , где — количество денег в обращении, — скорость обращения денег, — уровень цен, — реальный объём производства[3]. По своей сути это уравнение представляет собой тождество, поскольку оно верно по определению. При этом Фишер показал, что в краткосрочном периоде скорость обращения денег меняется очень медленно и её можно принять за постоянную величину[4]. Методы познания экономики Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом. Метод моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
Метод экономико-математического моделирования позволяет выявить причины, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов. Результатом научной абстракции являются: категории и понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.). Экономические категории обобщенно отражают экономическую жизнь общества.
При исследовании экономических явлений, процессов используются позитивный и нормативный анализ. По объекту · физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.), · материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п), · социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.), · духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.), · этические, · эстетические, · други По функциональной роли · доминирующие/второстепенные, · центральные/периферические, · устойчивые/ситуативные; По происхождению Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни. По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на · врожденные, · простые приобретенные · сложные приобретенные. Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении). По субъекту потребностей · индивидуальные, · групповые, · коллективные, · общественные. Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии: - с культурным уровнем и личностью индивида; - с историческими, географическими и другими факторами страны или региона Врожденные потребности (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма индивида. Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага. Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние. Благо и его виды Блага могут быть доступны в ограниченном и неограниченном количестве. С этой точки зрения блага можно разделить на свободные (природные) и экономические. Свободные блага (природные), доступные в неограниченном количестве. Например, воздух или вода. Экономические блага (за ними стоит труд). Доступны в ограниченном количестве. Делятся на товары (продукты, услуги и ресурсы) и даровые (мама связала ребенку шапочку и подарила на день рождения). В дальнейшем мы с вами будем рассматривать те экономические блага, которые принимают товарную форму. Производство благ Производство является процессом создания материальных благ(вещей и услуг), необходимых для существования и развития общества. Созданные в процессе производства блага завершают своё движение в процессе потребления. Потребление является целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли. Постоянно повторяющийся процесс производства называется общественным воспроизводством. Общество не может перестать потреблять, не может и перестать производить, следовательно, общество не может существовать, не воспроизводя постоянно все элементы производства. Факторы производства Факторы производства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо. В современной экономике выделяют трудовые, капитальные, земельные, предпринимательские и информационные ресурсы. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ. В процессе труда человек (собственник рабочей силы) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. Рабо́чая си́ла — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу. Предметы труда — это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта (метал, дерево, камень и т д.). Орудия труда - все то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт (станок, пила, молот и др.). Средства труда — вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда: здания, сооружения, передаточные механизмы, Инструменты, транспорт и т.п.
Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства. Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг. Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении: организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства; принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства. Информация - один из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества.В современной науке рассматриваются два вида информации: Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре[1]. Субъективная (смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений».
Доход от факторов производства. В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход: рента (собственнику земли.); процент (собственнику капитала); заработная плата (собственнику рабочей силы); прибыль (собственнику предпринимательской способности). 10. Экономические ограничения. Выбор и основные экономические вопросы Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме. Выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей. Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов общества. Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т.е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет. Экономический процесс предполагает выбор на каждом его этапе такого сочетания товаров и услуг, которое представляется человеку оптимальным. На этапе производства это выбор, в каком сочетании использовать ограниченные факторы производства; на этапе распределения — кому направлять произведенные товары и услуги; на этапе потребления — использовать ли товары и услуги сейчас или отложить на будущее. . Выбирая, люди должны найти ответы на следующие основные вопросы экономики: · Что производить? Ответ на этот вопрос подразумевает многоступенчатый выбор. Прежде всего надо выбрать сочетание товаров и услуг, которое требуется обществу. Из числа товаров надо выбрать сочетание потребительских товаров и товаров производственного назначения. В рамках потребительских товаров происходит выбор между продовольственными и непродовольственными и т.д. Здесь очень важно правильно оценить, какие именно товары и услуги нужны сегодня и будут нужны в будущем. Как производить? С помощью каких факторов производства и какой организации производства должны создаваться товары и услуги? На этот вопрос отвечают производители, определяя оптимальное для себя сочетание факторов производства. Например, как наладить массовое производство футболок перед летним сезоном — на текстильных фабриках в Китае, где тысячи швей будут их шить на обычных швейных машинках, или построить компьютеризированный пошивочный цех, управляемый одним оператором · Для кого производить? Это вопрос распределения произведенных товаров и услуг. Потребителей товаров и услуг всего три — сами люди, которым нужны в основном потребительские товары и услуги (продукты питания, одежда, услуги парикмахера или метро); фирмы, которым нужны преимущественно товары производственного назначения и услуги (оборудование, производственные помещения, связь, реклама и т.д.); государство, которое заинтересовано в товарах и услугах, удовлетворяющих общие нужды (обеспечение безопасности, строительство дорог, услуги бразования и здравоохранения). Основных способов распределения несколько: по доходам — доля каждого определяется тем, сколько он в состоянии купить на заработанные деньга; поровну — каждому достается равная часть товаров и услуг независимо от его вклада в их производство; по силе — сильнейший получает большую долю.К этим основным вопросам можно добавить два дополнительных, ответы на которые также зависят от оценки того, в каком количестве и какие товары и услуги будут нужны в будущем: · Сколько производить? Ответ на этот вопрос подразумевает оценку того, в каком количестве определенные товары или услуги нужны потребителю, чтобы избежать перепроизводства или недопроизводства. В принципе большинство товаров и услуг можно производить в любом количестве — все зависит только от количества факторов производства, используемых в их выпуске, разумеется, за счет их отвлечения от производства других товаров и услуг. Например, в принципе можно произвести любое количество «боингов-787» и «аэробусов А380», поскольку нужных факторов для их производства достаточно. Но кто купит эти самолеты, если общая потребность в самолетах трансконтинентального класса во всем мире не превышает 200 штук в год? · · Когда производить? Это вопрос потребления: использовать ли ограниченные ресурсы на производство сегодня или сберечь их для будущих поколений? Легкодоступные сегодня факторы производства могут оказаться труднодоступными в недалеком будущем: чтобы получить их, придется ехать дальше, бурить глубже, средств вкладывать больше. Все добываемые нефть и газ можно потребить сегодня на производство энергии, а можно продать и оставить вырученные средства в стабилизационном фонде или для будущих поколений. Разные экономические системы отвечают на основные вопросы экономики по-разному. БАК. ВВЕД. В ЭКОНОМ. ТЕОРИЮ. МОДУЛЬ 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ СОДЕРЖАНИЕ 1. О понятии “экономика”
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.79 (0.013 с.) |