Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бак. Введ. В эконом. Теорию. Модуль 1

Поиск

БАК. ВВЕД. В ЭКОНОМ. ТЕОРИЮ. МОДУЛЬ 1

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

СОДЕРЖАНИЕ

1. О понятии “экономика”

Основные этапы развития экономической науки

Предмет экономической теории

Методы познания экономики

Функции экономической теории

Потребности и их классификация

Благо и его виды

Производство благ

Факторы производства

10.Экономические ограничения..Выбор и основные экономические вопросы.

Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).

Экономическая неопределенность и риски

Экономическая модель кругооборота товаров, доходов и расходов

Экономические системы, их типы и модели


1.О понятии “экономика”

Слово "экономика" - греческого происхождения (ойкос - хозяйство, номос - закон), оно означает "законы хозяйствования". Сегодня термин "экономика" используется в двух основных значениях: как синоним слову "хозяйство" - экономика страны, экономика региона, экономика предприятия; как название науки о хозяйствовании.

Экономика - общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т.д. Так, например, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются.

 

Выделяют такие уровни экономики.

1. Микроэкономика исследует рыночное поведение таких субъектов хозяйствования, как домашних хозяйств, фирм, включая предпринимателей, собственников земли, наемных работников и т.п. Микроэкономика изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.

2. Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные (агрегированные) показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.

3. Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно), предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе.

4. Мегаэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

Основные этапы развития экономической науки

Становление экономики как науки ассоциируется с трудами древнегреческого мыслителя Аристотеля Стигарита (4 в. д.н.э.). Именно он разделил как отдельные направления экономику, как науку о рациональном ведении домашнего хозяйства (от греческого ойкос – дом и номос – наука) и хрематистику (науку об искустве торговли и наживы), осуждая последнюю. Вместе с тем, стоит отметить, что впервые термин «экономика» был предложен в трудах другого древнегреческого мыслитиеля Ксенофонта (444-356 г.г. д.н.э.). В наше время в экономической литературе выделяют целый ряд направлений развития экономической науки. Обозначим их. Различие их теорий в основном будем показывать на примере понятия “богатство”.

МЕРКАНТИЛИЗМ

Меркантилизм - первое экономическое учение в развитии экономической науки, поставившее в центр проблему поиска источника богатства страны. (14- 17 в.в.) В меркантилизме выделяют два этапа развития, ранний – когда богатство ассоциировалось с металлическими деньгами и увеличение денежной массы в стране было задачей государства. Для этого запрещался вывоз из страны монет, и всячески приветствовался ввоз.

Поздний меркантилизм уже связывал богатство с активным торговым балансом, при этом основной задачей экономической политики было обеспечить его за счет протекционистских мер. С этой целью поощрялся ввоз сырья и вывоз готовой продукции, активно развивались экспортно- ориентированные отрасли, запрещался ввоз продукции, если ее можно было бы произвести на территории данной страны. В этот же период впервые был упомянут термин «Политэкономия» (А, Монкретьен, 1615 г.)

ФИЗИОКРАТЫ

Школа физиократов во главе с Франсуа Кенэ (1694 – 1774), в противовес меркантилистам утверждала, что богатство создается не в торговле, а в производстве, а именно в сфере сельского хозяйства. Заслуга физиократов также и в анализе воспроизводства («Экономичсекие таблицы Ф. Кэне»), в создании концепции естественного порядка, в выработке лозунга экономического либерализма: „Laissez faire, laissez passer (Повзоляйте идти вещам своим ходом).

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Эта школа утверждала, что богатство создается во всех сферах хозяйства. В основном они исследовали способы создания богатства общества в условиях товарного производства (простого и капиталистического), что потребовало исследования многих понятий, связанных с этим видом производства.

Отметим основных представителей этой школы и те стороны экономики, которые они исследовали.

Отдельные ее элементы присутствуют в произведениях У. Петти(1623 – 1687), Пьера Буагильбера(1646- 1714), фундаментальные положения ее присутствуют в трудах шотландского социального философа и экономиста Адама Смита (1723 – 1790). Основное произведение Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

Смит считает, что труд – первоисточник всякой собственности вообще, это источник богатства народов. Годичный труд – первоначальный фонд, который доставляет все необходимое для существования и удобства жизни продукты. Огромная заслуга Смита – разработка трудовой теории стоимости. Величину стоимости Смит определяет количеством труда, которое можно получить в обмен за оцениваемую вещь. Смит создаёт теорию зарплаты, прибыли, ренты. Подробно рассматривает участие капитала в процессе создания богатства и стоимости, выделяет основной и оборотный капитал, а также дает представление о функциях государства в либеральной модели,

Последователь Смита Давид Риккардо (1772-1823) определял стоимость затраченным трудом. Также им разработана подробная теория земельной ренты, при этом он исходил из того, что рента является следствием ограниченности земельных ресурсов и существует на всех земельных участках, за исключением самых неблагоприятных из тех, при которых необходимо вести производство, чтобы было произведено требуемое количество продуктов,

Жан Батист Сэй (1764-1832) в экономическую науку вошёл прежде всего благодаря разработанной им теории 3-х факторов производства, в которой обосновывается, что труд, капитал и земля – равноправные соучастники процесса образования стоимости; они влияют на создание полезности, которые являются основой стоимости. Кроме издержек и полезности на стоимость влияют спрос и предложение.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) одним из первых обратил внимание на социальные проблемы. Милль предлагал решать их посредством реформ, закладывая тем самым основу для буржуазного реформизма, основоположником которого он считается. Милль видел в капитализме перспективы совершенствования и мирного врастания в новое качество.

МАРКСИЗМ

Основоположники марксизма – Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895). Основное экономическое произведение марксизма – «Капитал». Маркс, анализируя отдельный товар как форму богатства общества, раскрывает происхождение капитала и капиталистического способа производства. Он показывает новую роль общественного труда (в форме наемного труда) в капиталистическом обществе. Тем самим марксизм развил дальше трудовую теорию стоимости. Он вводит понятие абстрактного и конкретного труда. Первый создаёт стоимость, второй – потребительную стоимость. Маркс определял величину стоимости товара количеством затраченного общественно-необходимого труда. Ещё одним нововведением Маркса является утверждение, что продаётся не труд, а рабочая сила. Это положение стало основополагающим в марксовой теории прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость – это то, что рабочий создает сверх стоимости своей рабочей силы (упрощенно, под ней понимается зарпалта рабочего) Купля – продажа рабочей силы в свою очередь является следствием частной собственности на средства производства. Маркс видит несправедливость в том, что кто не владеет средствами производства и лишен средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу. Присвоение результатов чужого неоплаченного труда Маркс называет эксплуатацией. Показателем степени эксплуатации является норма прибавочной стоимости, равная отношению прибавочной стоимости к стоимости рабочей силы Общественная стоимость никому не позволит присваивать результаты чужого, неоплаченного труда – вот почему необходимо уничтожить частную стоимость.

 

Маржинализм

Эта школа богатство связывает с потребительной стоимостью товара, его полезностью. Отсюда разрабатываются способы рационализации поведения потребителя, максимизации полезности (с использованием математического аппарата), к которой должны стремиться субъекты экономики.

Пионерами маржинализма считаются Генрих Госсен (1810-1858), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882). Госсен считал, что центральная проблема политэкономии — рациональное потребление индивидумом ограниченного количества благ. Для решения этой проблемы он активно использовал метод робинзонад. Госсен ввёл понятие убывающей предельной полезности, в современной микроэкономике активно используются два закона Госсена.

Основной постулат теории Джевонса гласит: стоимость порождается предельной полезностью; то есть фактором, определяющим меновую стоимость, является спрос. Но, добавлял Джевонс, стоимость воплощает в себе именно конечную степень полезности, на которую влияют и масштабы предложения, а они, в свою очередь, зависят от издержек производства. Он преложил оригаинальную концепцию предложения труда(«теория страданий и наслаждений», согласно которой в точке оптимума уравновешиваются полезность от потребления продукта труда с тягостью труда, и дальнейшее увеличение рабочего дня не имеет смысла

Наиболее детальную разработку основ маржинализма осуществила австрийская школа. Представители Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Ойген Бём-Баверк (1851-1919). Заслуга австрийской школы — подробная разработка теории предельной полезности как теории субъективной ценности.


 

Историческая школа

Историческая школа (англ. history school) — направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: изучение истории хозяйства; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время); использование в основном индуктивного метода.

В отличие от классиков, которые считали, что экономикой движут 2 фактора: человек и всё человечество, Фридрих Лист говорил, что очень важным фактором в экономике является ещё и национальность.

Институционализм

Институционализм - направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз и т.д.)Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Институционализм прошел ряд этапов. Первый этап связан с Торстейном Вебленом (1857-1929), книга которого «теория праздного класса» (1899) являлась революционным взглядом на жэкономические явления и процессы. Основной упор Веблен в экономическом развитии отводил институтам, понимая под ними нормы поведения, закрепленные в правовых нормах, обычаях, традициях. Следующий этап связан со становлением институционально – правового направления институционализма. Так, Джон Коммонс привлёк внимание к понятию «трансакция», являющейся, по его мнению, основной категорией экономической науки. Этот этап развивался в социально – институциональном направлении. В нем выделяются новые проблемы. У. Митчелла особое внимание уделено «институтам денежного хозяйства». Большое внимание Митчелл уделял цикличности, вопросам планирования и прогнозирования. При этом планирование в рамках капитализма имеет право на существование, хотя и должно носить не директивный (обязательный), а индикативный (рекомендательный) характер. Третий этап развития институционализма получил название неоинституционализма. Основополагающее значение в неоинституционализме играют теории трансакционных издержек и прав собственности. Сами институты рассматриваются прежде всего как орудия экономии трансакционных издержек. Впервые эти идеи были высказаны Рональдом Коузом в работе «Природа фирмы» (1937 г.), но развитие получили начиная с 60-х годов 20-го века. Активно развивают идеи неоинституционализма Алвер Алчиан, Даглас Норт, Оливер Уильямсон. Существенное место в неоинституционалтзме отводилось проблеме эффективной работы фирмы, институциональным изменениям. В значительной степени примыкают к институциональному направлению работы теоретиков Теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, У. Нисканен), экономичекого империализма (Г. Беккер, Т. шульц, Р. Познер). Последнее направление экономичекой науки рассматривает с помощью методологии неоклассики все стороны жизни общества, что привело к возникновению в конце 20 века таких направлений исследований, как экономика семьи, экономика образования, экономический анализ права, экономика преступлений и наказаний и др.

КЕЙНСИАНСТВО

Помимо институционализма и родственных с ним течений очень мощную альтернативу неоклассической парадигме в 20 веке составило кейнсианство. Во многом оно возникло как реакция на Великую Депрессию 1929-1933 годов, объяснение которой нельзя было найти в теориях неоклассиков. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), автор «Общей теории занятости, процента и денег» (1936) указал на необходимость вмешателсьва государства в экономику с целью прежде всего стимулирования эффективного спроса, недостаток которого по мнению Кейнса и стал причиной кризиса.

Кейнсианская теория сыграла очень важную роль в развитии экономической науки. Она сумела обосновать принципы экономической политики, обеспечившей не только выход экономики из глубочайшего кризиса, но и десятилетия успешного развития, причём со значительной социальной составляющей, поскольку в соответветствии с логикой основного психологического закона расширение совкупного спроса идет в том числе за счет пеерраспределения национального дохода в пользу наименнее обеспеченных слоев населения. Но в 70-е годы ситуация в обществе меняется, кейнсианство перестаёт адекватно отвечать на потребности времени, наступает кризис кейнсианства.

Неолиберализм

Неолиберализм оформляется как оппозиция теориям государственного регулирования в 30-е годы 20-го века. Признанными лидерами этого направления являлись Людвиг фон Мизес (1881-1973) и Фридрих фон Хайек (1899-1992).

Делом их жизни была защита экономической свободы, критика тоталитаризма и социализма. Элементом свободного общества, по их мнению, являются свободные цены, конкуренция. Рынок рассматривается как форма организации спонтанного порядка, который вырастает из свободных действий людей, а не по проекту кого бы то ни было.

Монетари́зм

Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером[1].

 

Понимание того, что изменения цен зависят от объёма денежной массы, пришло в экономическую теорию с античных времен. Так, ещё в III веке до н. э. об этом утверждал известный древнеримский юрист Юлий Павел. Позднее в 1752 году английский философ Д. Юм в «Очерке о деньгах» изучал связь между объёмом денежных средств и инфляцией. Юм утверждал, что повышение денежного предложения приводит к постепенному увеличению цен до достижения ими первоначальной пропорции с объёмом денег на рынке. Эти взгляды разделяло и большинство представителей классической школы политэкономии.

В рамках неоклассической школы И. Фишер в 1911 году придал количественной теории денег формальный вид в своем знаменитом уравнении обмена:

,

где — количество денег в обращении, — скорость обращения денег, — уровень цен, — реальный объём производства[3]. По своей сути это уравнение представляет собой тождество, поскольку оно верно по определению. При этом Фишер показал, что в краткосрочном периоде скорость обращения денег меняется очень медленно и её можно принять за постоянную величину[4].

Методы познания экономики

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

 

Метод экономико-математического моделирования позволяет выявить причины, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.
Метод маржинального (предельного) анализа. Суть этого метода состоит в том, что исследуется приращение экономического показателя, обусловленное увеличением на единицу фактора, от которого этот показатель зависит.
Предельная полезность, предельный продукт, предельные издержки производства, предельный доход и т.д. - это все величины, характеризующие прирост соответствующего показателя под влиянием изменения того или иного фактора, влияющего на данный показатель, на единицу. Например, предельный продукт труда характеризует прирост объема производства в связи с увеличением вложений одного из факторов производства (труда) на единицу; предельная полезность показывает, насколько изменилось удовлетворение потребностей при добавлении единицы блага и др.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Результатом научной абстракции являются:

категории и понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.). Экономические категории обобщенно отражают экономическую жизнь общества.
экономические законы (принципы), раскрывающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Например, закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие).

 

При исследовании экономических явлений, процессов используются позитивный и нормативный анализ.

По объекту

· физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),

· материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),

· социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),

· духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),

· этические,

· эстетические,

· други

По функциональной роли

· доминирующие/второстепенные,

· центральные/периферические,

· устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

· врожденные,

· простые приобретенные

· сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

· индивидуальные,

· групповые,

· коллективные,

· общественные.

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:

- с культурным уровнем и личностью индивида;

- с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденные потребности (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма индивида.

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага.

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние.

Благо и его виды

Блага могут быть доступны в ограниченном и неограничен­ном количестве. С этой точки зрения блага можно разде­лить на свободные (природные) и экономические.

Свободные блага (природные), доступные в неограни­ченном количестве. Например, воздух или вода.

Экономические блага (за ними стоит труд). Доступны в ограниченном количестве. Делятся на товары (продукты, услуги и ресурсы) и даровые (мама связала ребенку шапочку и подарила на день рождения).

В дальнейшем мы с вами будем рассматривать те экономические блага, которые принимают товарную форму.

Производство благ

Производство является процессом создания материальных благ(вещей и услуг), необходимых для существования и развития общества. Созданные в процессе производства блага завершают своё движение в процессе потребления. Потребление является целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли. Постоянно повторяющийся процесс производства называется общественным воспроизводством. Общество не может перестать потреблять, не может и перестать производить, следовательно, общество не может существовать, не воспроизводя постоянно все элементы производства.

Факторы производства

Факторы производства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо. В современной экономике выделяют трудовые, капитальные, земельные, предпринимательские и информационные ресурсы.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ. В процессе труда человек (собственник рабочей силы) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

Рабо́чая си́ла — способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен распоряжаться ей. В то же время у него нет средств производства для самостоятельного хозяйствования и для получения средств к существованию он вынужден продавать свою рабочую силу.

Предметы труда — это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта (метал, дерево, камень и т д.).

Орудия труда - все то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт (станок, пила, молот и др.).

Средства труда — вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда: здания, сооружения, передаточные механизмы, Инструменты, транспорт и т.п.

 

Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:

организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;

рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;

быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Информация - один из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества.В современной науке рассматриваются два вида информации:

Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре[1].

Субъективная (смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений».

 

 

Доход от факторов производства. В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:

рента (собственнику земли.);

процент (собственнику капитала);

заработная плата (собственнику рабочей силы);

прибыль (собственнику предпринимательской способности).

10. Экономические ограничения. Выбор и основные экономические вопросы

Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.

Выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.

Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов общества.

Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т.е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет.

Экономический процесс предполагает выбор на каждом его этапе такого сочетания товаров и услуг, которое представляется человеку опти­мальным. На этапе производства это выбор, в ка­ком сочетании использовать ограниченные фак­торы производства; на этапе распределения — кому направлять произведенные товары и услу­ги; на этапе потребления — использовать ли то­вары и услуги сейчас или отложить на будущее.

. Выбирая, люди должны найти ответы на следу­ющие основные вопросы экономики:

· Что производить? Ответ на этот вопрос под­разумевает многоступенчатый выбор. Прежде всего надо выбрать сочетание товаров и услуг, которое требуется обществу. Из числа товаров надо выбрать сочетание потребительских това­ров и товаров производственного назначения. В рамках потребительских товаров происхо­дит выбор между продовольственными и не­продовольственными и т.д. Здесь очень важно правиль­но оценить, какие именно товары и услуги нужны сегодня и будут нужны в будущем.

Как производить? С помощью каких факторов производства и какой организации произ­водства должны создаваться товары и услуги? На этот вопрос отвечают производители, оп­ределяя оптимальное для себя сочетание фак­торов производства. Например, как наладить массовое производство футболок перед летним сезоном — на текстильных фабриках в Китае, где тысячи швей будут их шить на обычных швейных машинках, или построить компью­теризированный пошивочный цех, управля­емый одним оператором

· Для кого производить? Это вопрос распределе­ния произведенных товаров и услуг. Потреби­телей товаров и услуг всего три — сами люди, которым нужны в основном потребительские товары и услуги (продукты питания, одежда, ус­луги парикмахера или метро); фирмы, которым нужны преимущественно товары производ­ственного назначения и услуги (оборудование, производственные помещения, связь, реклама и т.д.); государство, которое заинтересовано в товарах и услугах, удовлетворяющих общие нужды (обеспечение безопасности, строитель­ство дорог, услуги бразования и здравоохра­нения). Основных способов распределения не­сколько: по доходам — доля каждого опреде­ляется тем, сколько он в состоянии купить на заработанные деньга; поровну — каждому до­стается равная часть товаров и услуг независи­мо от его вклада в их производство; по силе — сильнейший получает большую долю.К этим основным вопросам можно добавить два дополнительных, ответы на которые также за­висят от оценки того, в каком количестве и ка­кие товары и услуги будут нужны в будущем:

· Сколько производить? Ответ на этот вопрос подразумевает оценку того, в каком количестве определенные товары или услуги нужны потре­бителю, чтобы избежать перепроизводства или недопроизводства. В принципе большинство товаров и услуг можно производить в любом количестве — все зависит только от количества факторов производства, используемых в их выпуске, разумеется, за счет их отвлечения от производства других товаров и услуг. Напри­мер, в принципе можно произвести любое ко­личество «боингов-787» и «аэробусов А380», поскольку нужных факторов для их производ­ства достаточно. Но кто купит эти самолеты, если общая потребность в самолетах транс­континентального класса во всем мире не пре­вышает 200 штук в год?

·

· Когда производить? Это вопрос потребления: использовать ли ограниченные ресурсы на про­изводство сегодня или сберечь их для будущих поколений? Легкодоступные сегодня факторы производства могут оказаться труднодоступ­ными в недалеком будущем: чтобы получить их, придется ехать дальше, бурить глубже, средств вкладывать больше. Все добываемые нефть и газ можно потребить сегодня на про­изводство энергии, а можно продать и оста­вить вырученные средства в стабилизацион­ном фонде или для будущих поколений.

Разные экономические системы отвечают на основные вопросы экономики по-разному.

БАК. ВВЕД. В ЭКОНОМ. ТЕОРИЮ. МОДУЛЬ 1

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

СОДЕРЖАНИЕ

1. О понятии “экономика”



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.79 (0.013 с.)