Честь, чувство собственного достоинства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Честь, чувство собственного достоинства.



Честь, чувство собственного достоинства.

1) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: дуэль Гринева и Швабрина, когда Гринев защищает честь любимой девушки; чувство собственного достоинства не позволяет Гриневу признать власть Пугачева, хотя ему грозит смерть, Швабрин же отрекается от присяги императрице и трусливо переходит на сторону Пугачева.

2) «Береги платье снову, а честь – смолоду»,-- пословица, эпиграф к «Капитанской дочке» Пушкина.

3) В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи. Он готов к тому, что царь прикажет его казнить, но убивает опричника Кирибеевича в честном поединке, отстояв честь своей семьи.

Проблема воспитания

1) Д.И. Фонвизин «Недоросль»: госпожа Простакова в финале пожинает плоды дурного воспитания сына (Митрофанушка, невежественный, грубый недоросль, отталкивает свою мать, которая в нем души не чаяла).

2) Завет отца, усвоенный еще в детстве, оказал решающее влияние на всю жизнь Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Это завет беречь и копить копейку. Чичиков превращается в «подлеца», по определению автора, подчинившего свою жизнь стремлению к приобретению материальных благ.

3) Наташа Ростова, любимая героиня Л.Н. Толстого, первые уроки душевной щедрости, искренности, жизнелюбия получает именно в семье. В эпилоге романа-эпопеи «Война и мир» она строит свою семью на той же нравственной основе, что составляла особенность семьи Ростовых.

Проблема образования

1) «Корень учения горек, но плод его сладок» - русская народная пословица.

2) Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показывает, что невежество ведет к злонравию. Простаковы и Скотинины – наглядный пример того, как пренебрежение образованием превращает людей в деспотичных, грубых, бессердечных самодуров.

3) В повести С.Довлатова «Заповедник» Володя Митрофанов знал абсолютно все, прочитывал три серьезные книги в день, но не мог применить свои знания в жизни. В результате обедал у друзей, носил подаренную ношеную одежду.

Проблема поиска смысла жизни

1) Вся жизнь Андрея Болконского и Пьера Безухова, героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», -- непрерывный поиск смысла жизни, напряженные духовные искания. Ведь, по Толстому, «спокойствие – душевная подлость».

2) Л.Н. Толстой с юности вел дневник, в котором анализировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и выработал в себе наблюдательность, творческое воображение, память, человеколюбие.

3) Герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов ищет правду. Эти поиски приводят его то в лагерь белых, то в ряды красных, то в банду Фомина. В финале герой возвращается в родной дом, утопив оружие в реке. Ведь стоит жить ради того, чтобы работать на родной земле и растить сына.

Человек и природа

1) Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» заканчивается словами: «И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога». Именно единение с природой дает лирическому герою внутренний покой, ощущение гармонии, счастья.

2) Н.Заболоцкий одно из своих стихотворений начинает так: «Я воспитан природой суровой…» Внешне неброская русская природа воспитывает в человеке внимание к незаметным на первый взгляд деталям, учит постигать самую суть вещей, любить свою родину такой, какая она есть.

3) К.Паустовский в своем очерке о Мещерском крае признается в любви к этому уголку природы. Он говорит, что эта «тихая и немудрая земля под неярким небом» вырастила в его душе разветвленное дерево чувства Родины: «И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное…»

Искусство

1) В рассказе Р.Брэдбери «Улыбка» описано страшное будущее. Люди собираются на праздник, чтобы плюнуть на шедевр Леонардо да Винчи. Но главный герой, взглянув на «Мону Лизу», понимает, что такое красота, и уходит с праздника преображенным духовно.

2) В повести Н.В. Гоголя «Портрет» рассказывается о молодом талантливом художнике, который, разбогатев и став модным живописцем, утрачивает свой талант, начинает скупать произведения искусства и уничтожать их. Истинное искусство и корысть несовместимы.

3) В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» показаны два типа писателей. Члены МАССОЛИТа лишены таланта, их произведения «сделаны» ради определенных материальных выгод. Роман же Мастера – это настоящий шедевр, так как в нем затрагиваются вечные вопросы: Что есть истина? Какова цена предательства? Что такое нравственный выбор?

4) Седьмая симфония Д.Шостаковича давала жителям блокадного Ленинграда силы для борьбы с врагом, стала символом мужества и несгибаемой воли русских людей.

Героизм, самопожертвование

1) Валерий Чкалов был военным летчиком-испытателем. 15 декабря 1938 года он испытывал новый истребитель. Самолет набрал высоту, но неожиданно мотор заглох. Чкалов направил машину на пустырь, но, увидев, что по полю бежит маленькая девочка, резко изменил направление и погиб, разбившись в самолете.

2) В рассказе И.А. Бунина «Лапти» крестьянин Нефед идет в метель, лютую стужу в город за лаптями для больного мальчика, который в бреду просит красные лапти. Нефед погибает, но его смерть не напрасна.

3) Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» стал символом жертвенности. Он вырвал из груди пылающее сердце, чтобы осветить своему народу путь к свободе.

4) Соня Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» идет на многие жертвы ради своей семьи, а в конце следует за Раскольниковым на каторгу, чтобы помочь тому нравственно воскреснуть.

Счастье

1) По мысли И.Бунина, всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена или недолговечна. В таких рассказах, как «Солнечный удар», «Темные аллеи», любовь – всего лишь мгновение в жизни героев, но именно она превращает существование в подлинную жизнь, оставляет глубокий след в душе человека.

2) Счастливым делает человека единение с природой. В этом нас убеждает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». «И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога», - этими словами заканчивается стихотворение, рассказывающее о родной природе.

3) «Что такое счастье? Соучастье

В добрых человеческих делах». (Н. Асеев, поэт)

История, прошлое

1) Даниил Гранин в книге «Точка опоры» рассказывает о Д.С. Лихачеве, который в 30-е годы выступал за сохранение памятников старины. Например, был против реконструкции Невского проспекта. Благодаря Лихачеву перестали вырубать парки ленинградских пригородов. Лихачев ввел такой термин – «экология культуры». Разрушение памятников прошлого губительно сказывается на нравственном здоровье человека и нации в целом.

2) В поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» есть такие строки: «Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу».

Патриотизм, любовь к родине

1) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин всегда за границей возил с собой ящик, в котором была горсть родной земли. Недаром русская народная пословица гласит: «Родная земля и в горсти мила».

2) Именно «скрытая теплота патриотизма» объединила, по мнению Л.Н. Толстого, русских людей во время Отечественной войны 1812 года и помогла одержать победу над французами. В романе-эпопее «Война и мир» писатель показывает, как люди разных сословий сплотились в борьбе против общего врага, став непобедимой силой.

3) Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(С.Есенин)

Толерантность

1) В книге Л.Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» затронута проблема межнациональных отношений. Евреи в Израиле живут, окруженные враждебным арабским миром. Тяжелее всего приходится арабам-христианам. А Даниэль Штайн, еврей-католик, борется за право людей верить и жить в соответствии со своими представлениями.

2) В романе А.Волоса «Хуррамабад» художественно переосмысляются события 90х годов, когда после распада СССР в Таджикистане началась межнациональная война. Конфликт между таджиками и русскими, а также между различными местными кланами оборачивается трагедией, приводит к гибели невинных людей.

Любовь

1) Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. В этом убеждает нас А.И. Куприн в своем рассказе «Гранатовый браслет». Любовь освещает жизнь «маленького человека» Желткова и наполняет ее смыслом.

2) О силе родительской любви рассказывает И.С. Тургенев в стихотворении в прозе «Воробей». Воробей отважно бросился защищать выпавшего из гнезда птенца, заслонив его собой от страшной большой собаки.

3) Сказка А.Платонова «Разноцветная бабочка» посвящена силе родительской любви. Тимоша возвращается домой стариком, и мать умирает, отдав сыну жизненные силы и возможность снова стать ребенком.

4) Герои трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» стали вечным символом настоящей любви, которая выше семейной вражды, сильнее смерти и времени.

Красота

1) Любимых героинь Л.Н. Толстого, Наташу Ростову и княжну Марью, не назовешь красавицами. Однако духовная глубина, нравственное чувство, искренность делают их прекрасными внутренне в противоположность Элен, безупречно красивой, но лишенной всякого нравственного чувства.

2) У Н. Заболоцкого есть стихотворение «Некрасивая девочка». В нем автор задумывается о том, что такое красота: «Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» Для автора истинная красота – это грация души, тот огонек, что горит внутри человека и освещает его светом настоящей жизни.

3) В пьесе-сказке Т.Габбе «Город мастеров» истинно красивым является горбун Караколь, жизнелюбивый, добрый, отзывчивый человек. Его внутреннюю красоту сумела разглядеть красавица Вероника, ставшая его невестой.

Память

1) В романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» рассказывается о манкурте – человеке, насильственно лишенном памяти. Он не помнит ничего: ни кто он, ни откуда он, ни где его родина. Он становится покорным рабом своих хозяев и по их приказу убивает собственную мать.

2) В поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» есть такие строки: «Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу». Одна из глав называется «Сын за отца не отвечает». Эти сталинские слова многими были восприняты как счастливое избавление от «позорного прошлого». Однако на самом деле превратили отрекшихся от своих семей в рабов тоталитарного режима.

3) В рассказе Е.Носова «Живое пламя» красные маки становятся символом непреходящей памяти о сыне тети Оли, погибшем на войне, и вообще памяти о прошлом.

Истинные и ложные ценности

1) В повести Оноре де Бальзака «Гобсек» рассказывается про миллионера-ростовщика, который умер среди гниющих запасов продовольствия в квартире, превращенной им в склад своих богатств. Этот герой променял свою душу и счастье общения с родными и близкими на служение материальным ценностям.

2) Имя персонажа поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» Плюшкина стало нарицательным. Так называют человека, одержимого скупостью. «Прорехой на человечестве» называет автор этого персонажа.

3) В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин показал судьбу человека, который посвятил свою жизнь служению материальным ценностям. Когда этот человек умер, его тело было отправлено в Америку в ящике из-под содовой, ведь теперь он стал никем, о нем тут же забыли, а его значимость оказалась призрачной.

Добро и Зло

1) Добро и зло не абстрактные понятия. В этом убеждаешься, читая роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа олицетворяет силу добра, основанного на любви к человеку (даже к своему палачу), сочувствии, понимании.

2) Гений и злодейство – вещи несовместные. Эта мысль звучит в маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Настоящее искусство чуждо всякого зла, оно наполнено добром и светом. Зло, злодейство убивает талант.

3) В философской трагедии Гете «Фауст» борьба добра и зла предстает как движущая сила развития мира. Однако в финале торжествуют все же идеи добра: Любовь и Прощение, воплощенные в образе Гретхен, спасают Фауста.

Книги, чтение

1) «Книга для меня – чудо», - писал Максим Горький и пронес благоговейное отношение к книге через всю жизнь. В автобиографической книге «Мои университеты» он говорит об огромной роли чтения в его собственном становлении как человека и как писателя.

2) В фантастическом произведении Р.Брэдбери «4510 градус по Фаренгейту» показано страшное будущее, в котором пожарные сжигают книги. А ведь сам писатель убежден, что 99% всех наших знаний и представлений о мире и нас самих мы получаем из книг.

3) В стихотворении «Книги в красном переплете» М.Цветаева называет свои любимые детские книжки неизменившими друзьями и с теплотой вспоминает литературных героев своего детства: Гека Финна, Тома Сойера, Принца и Нищего.

Человек и власть

1) Человек, облеченный властью, не должен превышать свои полномочия и превращаться в тирана. В этом нас убеждают сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат». В них жестокие правители были наказаны за то, что злоупотребляли властью.

2) В повести «Поединок» А.И. Куприн показывает случаи превышения власти в армейской среде. Капитан Слива жестоко избивает солдат, в роте Осадчего солдаты кончают жизнь самоубийством. Автор выражает протест против всего, что убивает в человеке личность.

3) В тоталитарном обществе жизнь человека обесценивается, он превращается в нумер, выполняющий определенные функции. Об этом предупреждает нас Е.Замятин в романе-антиутопии «Мы».

Свобода

1) В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» Ларра наказан вечным одиночеством за то, что ни перед чем не останавливался во имя утверждения индивидуалистической свободы, свободы «для себя». Данко же погиб ради того, чтобы его племя могло жить свободно.

2) Раскольников в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» считал, что «право имеющие» свободны от мук совести. Но, совершив преступление, он мучается, потому что совесть несовместима с вседозволенностью.

3) В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой гибнет, не достигнув желанной свободы. Но смерть ему милее жизни в монастыре, который ему кажется темницей. Три дня жизни на свободе для него ценнее многих лет заточения. Свобода как высшая ценность утверждается в поэме Лермонтова.

Детство

1) Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого «Детство» посвящена процессу взросления души. Именно в детстве человек получает первые нравственные уроки. Так, прощание с учителем Карлом Ивановичем заставило героя повести задуматься над проблемой человеческой неблагодарности.

2) Чичиков, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», еще в детстве усвоил наставление отца пуще всего беречь и копить копейку. Постепенно он превратился в «подлеца», приобретателя, любыми способами зарабатывающего капитал.

3) В автобиографической повести «Детство» М.Горький вспоминает людей и события, повлиявшие на его нравственное становление. Так, бабушка, Цыганок стали для него примером «яркого, здорового, творческого» в жизни, а «свинцовые мерзости» жизни вызвали желание бороться с ними, чтобы сделать жизнь лучше, счастливее.

Предательство

1) Имя Иуды из Евангелия стало нарицательным. Так называют предателей. Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», рассказывая о старосте Глебе, который предал сельчан, говорит: «Все прощает бог, а Иудин грех не прощается».

2) И вовеки веков, и во все времена

Трус, предатель – всегда презираем…

(В.Высоцкий)

3) Андрий из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» совершает предательство: ради любви к прекрасной полячке переходит на сторону врагов и гибнет от руки собственного отца.

4) В рассказе В.Быкова «Сотников» два партизана попадают в плен к немцам. Сотников принимает смерть из-за предательства своего товарища Рыбака. Предатель сохранил свою жизнь, но в глазах автора и читателей он достоин только презрения.

Проблема ограниченности

1) В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» Беликов – яркий пример ограниченного человека. Он полон предрассудков, необщителен, всего боится, пытается втиснуть жизнь в некий «футляр». В итоге он и сам всего боится, и распространяет вокруг себя атмосферу страха, заражая им других людей.

2) Чимша-Гималайский, герой рассказа А.П. Чехова «Крыжовник», мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену. Вся его жизнь - яркий пример ограниченности.

Школьное воспитание, образование

1) Школа дала героям повести Ю. Тендрякова «Ночь после выпуска» знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно от того, что в ней нет этих качеств.

2) Учительница Лидия Михайловна преподала герою рассказа В.Распутина «Уроки французского» не только сам предмет, но и урок доброты, сочувствия. Она играла с учеником на деньги, специально проигрывая, чтобы страдающий малокровием мальчик мог покупать себе молоко. За это она была уволена, но попросила, чтобы ребенка не исключали из школы.

Человек и судьба

1) «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого рассказывает о летчике Мересьеве, которому судьба, казалось бы, предопределила остаться инвалидом и забыть о полетах. Однако этот человек даже без ног продолжал летать и воевать с врагами.

2) Оказавшись на необитаемом острове, герой романа Д.Дефо Робинзон Крузо за много лет не утратил человеческий облик, не погиб, а сумел создать уголок цивилизации, доказав тем самым, что человек -хозяин своей судьбы.

3) А.Грин. «Зелёная лампа». Рассказ о том, что человек должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и исполнил свою мечту.

Мечта

1) Ассоль, героиня феерии А.Грина «Алые паруса», с детства верила в то, что за ней приплывет принц на корабле с алыми парусами. Над ней все смеялись, унижали ее, но верность мечте была вознаграждена: все случилось так, как она представляла себе в мечтах.

2) В романе М.Сервантеса «Дон Кихот» заглавный герой создал для себя воображаемый мир рыцарства и живет в нем. Он одержим мечтой и жаждет совершать подвиги. Но его мечты, оторванные от реальности, реализуются в виде бессмысленных поступков вроде сражения с ветряными мельницами или стадом баранов.

Ответственность за поступки

1) Р.Брэдбери в рассказе «И грянул гром» использует фантастику для того, чтобы рассказать о том, какие последствия может иметь, казалось бы, самый ничтожный поступок. В прошлом герой случайно раздавил бабочку, что изменило будущее.

Лицемерие

1) В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» показано, как меняется речь и поведение человека, привыкшего подстраиваться под обстоятельства. Персонаж рассказа выглядит комично, несколько раз меняя свое отношение к собаке в зависимости от того, кого считает ее хозяином в данную минуту.

2) Лицемерие обличает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор». Чиновники уездного города, думая, что Хлестаков и есть ревизор, льстят ему, дают взятки, пытаются продемонстрировать благополучие города, не стараясь на деле ничего изменить.

3) Лицемерие высшего петербургского света обличает Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», описывая вечер в салоне Шерер, где люди не говорят то, что думают, а играют привычные роли. Поэтому искренний, открытый Пьер выглядит здесь чужаком.

Межличностные отношения

1) Лена Бессольцева из повести В.Железникова «Чучело» стала объектом насмешек в классе. Ей одноклассники устроили бойкот, дразнили ее, сожгли на костре чучело, изображавшее девочку. В конце все одноклассники испытывают раскаяние, сожалеют о своем поведении, однако Лена уже уезжает, так и не найдя ни в ком понимания, сочувствия, дружбы.

Правда и ложь

1) В пьесе «На дне» М.Горький ставит вопрос о правде и лжи. Лука-сторонник «лжи во спасение», но его утешительная ложь приводит в финале к самоубийству человека (Актера).

 

Честь, чувство собственного достоинства.

1) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: дуэль Гринева и Швабрина, когда Гринев защищает честь любимой девушки; чувство собственного достоинства не позволяет Гриневу признать власть Пугачева, хотя ему грозит смерть, Швабрин же отрекается от присяги императрице и трусливо переходит на сторону Пугачева.

2) «Береги платье снову, а честь – смолоду»,-- пословица, эпиграф к «Капитанской дочке» Пушкина.

3) В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи. Он готов к тому, что царь прикажет его казнить, но убивает опричника Кирибеевича в честном поединке, отстояв честь своей семьи.

Проблема воспитания

1) Д.И. Фонвизин «Недоросль»: госпожа Простакова в финале пожинает плоды дурного воспитания сына (Митрофанушка, невежественный, грубый недоросль, отталкивает свою мать, которая в нем души не чаяла).

2) Завет отца, усвоенный еще в детстве, оказал решающее влияние на всю жизнь Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Это завет беречь и копить копейку. Чичиков превращается в «подлеца», по определению автора, подчинившего свою жизнь стремлению к приобретению материальных благ.

3) Наташа Ростова, любимая героиня Л.Н. Толстого, первые уроки душевной щедрости, искренности, жизнелюбия получает именно в семье. В эпилоге романа-эпопеи «Война и мир» она строит свою семью на той же нравственной основе, что составляла особенность семьи Ростовых.

Проблема образования

1) «Корень учения горек, но плод его сладок» - русская народная пословица.

2) Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показывает, что невежество ведет к злонравию. Простаковы и Скотинины – наглядный пример того, как пренебрежение образованием превращает людей в деспотичных, грубых, бессердечных самодуров.

3) В повести С.Довлатова «Заповедник» Володя Митрофанов знал абсолютно все, прочитывал три серьезные книги в день, но не мог применить свои знания в жизни. В результате обедал у друзей, носил подаренную ношеную одежду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.059 с.)