Показатели, участвующие при формировании внутренних кредитных рейтингов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели, участвующие при формировании внутренних кредитных рейтингов.



В основе процесса управления кредитными рисками в большинстве банков ле­жит классификация потенциальных клиентов и контрагентов по уровню риска на основе собственной системы внутренних кредитных рейтингов.

Каждый банк устанавливает критерии оценки индивидуально, как правило, они руководствуются такими показателями, как:

1)оценка внешней среды контрагента (данные по состоянию экономики, отрасли и характеристикам деятельности контрагента, таким как доля на рынке, география операций и др.);

2)оценка качества управления (опыт, компетентность, преемственность управления, деловые качества руководства);

3)кредитная история (длительность и прочность взаимоотношений за­емщика с данным банком и другими кредитными организациями, своевременность погашения обязательств);

4)характеристики кредитного продукта (срок, сумма, проценты, обес­печение, условия предоставления);

5)анализ бухгалтерской отчетности и основных финансовых коэффици­ентов (рентабельность, соотношение собственных и заемных средств, план поступления денежных средств и др.).


 

 


 

Общая классификация моделей оценки кредитного риска. Классификация моделей по лежащим в их основе математическим методам.

Все существующие модели оценки кредитного риска можно классифицировать:

- по лежащим в их основе математическим методам;

- по сфере применения;

- по предмету исследования.

По применяемому математическому аппарату модели оценки кредитного риска можно класси­фицировать следующим образом:

1.Эконометрические модели;

2.Нейронные сети;

3.Оптимизационные модели;

4.Экспертные системы;

5.Гибридные системы;

Модели оценки кредитного риска могут применяться в различных сферах деятельности, в том числе:

-при принятии решений о предоставлении кредита;

-при определении внутреннего или внешнего кредитного рейтинга;

-для расчета стоимости кредитных продуктов;

-как система «раннего предупреждения», своевременно указывающая на потенциальную вероятность потерь и способствующая принятию мер по сокращению кредитного риска;

-для выработки стратегии взаимоотношений с клиентами.

 

 


 

Внутренний и рыночный подходы к оценке кредитного риска.

По предмету исследования выделяют 2 основных подхода к оценке и управлению кредитными рисками: 1) «внутренний» подход, в котором банк на основе собственных методик оценивает как ожидаемое значение,так и волатильность будущих потерь вследствие кредитного риска; 2.) «рыночный»подход, который нацелены на определение стоимости кредитного риска, устанавливаемой финансовым рынком. Обычно эта оценка выражается в виде разницы в доходности (кредитного спреда) по инструментам,связанным с кредитным риском,по сравнению с доходностью по безрисковым (государственным) облигациям или займам.

«Внутренний» подход предполагает,что ожидаемые потери являются ф-цией вероятности дефолта,и той части этой стоимости, которая будет безвозвратно потеряна в случае дефолта. В той мере, в какой ожидаемые (средние)потери являются прогнозируемыми, они должны рассматриваться как нормальные, регулярно повторяющиеся издержки данного вида деятельности и напрямую относиться на ее себестоимость, т.е. должны включаться в цену кредитного продукта. Однако волатильность (разброс) потерь возле ожидаемого значения уже не может быть «перенесена» на клиентов – для ее покрытия с заданным уровнем доверия необходим резерв собственного капитала,стоимость формирования и обслуживания которого должна быть компенсирована за счет доходности оказываемых услуг, скорректированной на риск.

Особенности «рыночного» подхода является то,что кредитном спреде проблематично выделить ту часть,которая соответствует ожидаемым потерям, и оставшуюся часть,которая взимается как компенсация волатильности потерь. Так же затруднительно выделить в величине кредитного спреда «вклады»,вносимые в нее вероятностью дефолта и уровнем безвозвратных потерь в случае дефолта. Изменение рыночного спреда в рамках этого подхода прогнозируются на довольно короткие периоды времени (дни или недели).

«Внутренний» подход доминирует в коммерческих банках для оценки риска ссуд,а «рыночный» используют инвестиционные банки, компании и фонды при оценке кредитного риска вложений в корпоративные облигации. Последний подход имеет такое преимущество,как возможность оценивать эффективность инвестиционных стратегий для «внешних» инвесторов,которые не имеют доступа к той информации,которой располагают «инсайдеры».Соответственно одни из недостатков «внутреннего» подхода является возможность манипуляции параметрами расчета со стороны «инсайдеров».

С другой стороны,рыночный подход реализуем только при наличии публикуемых цен долговых обязательств.Это условие выполняется больше для облигаций.

 

 

Z-модель Альтмана.

Опр: Z-модель Альтмана представляет собой статистическую модель,которая на основе оценки показателей финансового и платежеспособности компании позволяет оценить уровень риска банкротства.

Модель Альтмана была построена при помощи множественного линейного дискриминантного анализа – статистического метода,который позволяет подобрать такие классифицирующие переменные,дисперсия которых между рассматриваемыми группами была бы максимальной,а внутри этих групп – минимальной. В данном случае классификация производилась только по двум группам: компании, потерпевшие в последующем банкротстве, и компании, сумевшие его избежать.

Первоначально в модели использовалось 22 различных финансовых показателя,на основе которых был осуществлен пошаговый дискриминантный анализ 66 компаний, 33 из которых успешно функционировали и 33 потерпели банкротство. В ходе анализа коэффициенты,имеющие наименьшую статистическую значимость, отсеивались. В результате в модели осталось только 5 основных финансовых показателей:

Z-модель Альтмана имеет вид:

По результатам анализа было определено,что 1,81 и 2,99 – критические значения для индекса кредитоспособности Z. Для компаний,у которых Z<1,81, высока вероятность банкротства в течение ближайших одного-двух лет, в то время как у фирм с Z>2,99 финансовое положение достаточно устойчиво. При попадании значения индекса в интервал между 1,81 и 2,99 прогноз финансового состояния затруднителен.

Суть подхода Альтмана заключается в выборе двух групп предприятий (соответственно обанкротившихся и продолжавших функционировать) и проведение дискриминантного анализа на основе финансовых показателей этих предприятий,взятых по состоянию за один год до объявления дефолта. В результате по группе предприятий,которые объявили о своем банкротстве,модель правильно предсказала это событие в 31 случае из 33 и ошиблась в 2 случаях. По второй группе компаний,которые избежали банкротства, модель ошибочно спрогнозировала дефолт только в 1 случае,а в оставшихся 32 случаях была предсказана незначительная вероятность банкротства, что и подтвердилось в действительности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.005 с.)