Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность социальных регуляторов поведения в этике

Поиск

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания - запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны организации.

Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение исходящее от неофициальных лиц (похвала).

Аналогично существуют формальные и неформальные негативные санкции.

 

Социальный контроль бывает внешним и внутренним. Внешний – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и законов. Внутренний (самоконтроль) – индивид сам контролирует свое поведение, согласовывая его с существующими нормами (совесть, самосознание). Существуют агенты и институты социального контроля. Агенты – это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контролирующих функций (милиция, социальные работники и др.). Институты – суд, армия, образование, трудовой коллектив, СМИ, политические партии, правительство. Таким образом, нормы и санкции взаимосвязаны и входят в систему социального контроля.

Контроль со стороны профессиональной системы имеет огромное значение, ибо профессия и должность решают, что индивиду можно и что нельзя во внепроизводственной жизни: какие добровольные объединения примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он сможет позволить себе жить.

Помимо профессии, индивид вовлечен и в другие социальные отношения, обладающие собственными системами контроля, многие из которых более формальны, а иные даже жестче профессиональных. Правила приема и членства во многих клубах и братствах такие же жесткие, как правила, по которым отбирается управленческий аппарат в IBM.

Общественная среда также представляет собой самостоятельную систему социального контроля. Она включает дальних и близких, незнакомых и знакомых людей. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, которые охватывают широкий круг явлений. Они могут включать в себя манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения и даже манеру вести себя за столом. Во всех этих случаях они составляют круги контроля, эффективно описывающих область возможных действий индивида в определенных ситуациях.

Последний и ближайший к индивиду круг составляет группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т.е. круг семьи и личных друзей, который тоже образует систему контроля. Социальное или, выражаясь точнее, нормативное давление на индивида не ослабевает и здесь. Напротив, есть все основания считать, что оно возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата уважения, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же самые санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

 

Виды этики и факторы этичного поведения

Различают универсальную и профессиональную этику.

Универсальная этика определяет нормы поведения, которые являются обязательными для всех людей независимо от их социальных функций или профессиональной принадлежности.

Профессиональная этика относится к определенному конкретному набору норм (кодексу поведения), которыми следует руководствоваться менеджерам, принимающим решения в различных профессиональных решениях.

Этика реализуется посредством соблюдения правил этическою поведения, которые должны использоваться для принуждения работать согласно моральным принципам, которые сгруппированы в три категории: персональная, профессиональная и всемирная этика.

Принципы персональной этики:

· беспокойство за благополучие друг их;

· уважение права других быть самостоятельным;

· надежность и честность, добровольное подчиненное закону;

· справедливость;

· отказ от несправедливого преимущества над другими;

· благотворительность, возможность приносить пользу;

· предупреждение вредных последствий.

Принципы профессиональной этики:

· беспристрастность, объективность;

· прямота, полное разоблачение;

· конфиденциальность;

· должное старание;

· точное-исполнение профессиональных обязанностей;

· избежание потенциальных или явных конфликтов.

Принципы всемирной этики:

· соблюдение мирового законодательства;

· социальная ответственность;

· управление окружающей средой;

· взаимосвязь и ответственность за целостность;

· уважительное отношение к жилью.

Важно при этом отметить, что принципы персональной этики являются первым контрольным уровнем в любой ситуации, включая уровни профессиональной и всемирной этики.

Макроэтика рассматривает специфику моральных отношений между организациями, государством и обществом, отдельны ми их частями.

Микроэтика изучает моральные отношения внутри организации, между организацией и персоналом, акционерами.

Способы повышения уровня этики в организации: этические кодексы, комитеты по этике, этические нормативы, обучение этическому поведению, социальные ревизии.

Кодекс является внутренним (локальным) документом, обязательным для соблюдения всеми

членами органов управления, руководителями, должностными лицами и сотрудниками организации.

Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции:

· репутационную;

· управленческую;

· развития корпоративной культуры.

Задачи Этического кодекса:

– определение на основе единых ценностей принципов и правил делового поведения и этики,

направленных на повышение эффективности и культуры банковского дела, финансовой

стабильности Банка, укрепление взаимного доверия участников рынка банковских услуг;

– развитие единой корпоративной культуры, основанной на высоких этических стандартах,

поддержание в коллективе атмосферы доверия, взаимного уважения и порядочности;

– выявление и предотвращение потенциальных рисков, разрешение проблем, имеющих этические

аспекты;

– повышение и сохранение доверия к Банку со стороны делового сообщества, укрепление

репутации открытого и честного участника рынка.

Комитеты по этике

II. Основные цели и задачи Комитета

Комитет создан в целях предоставления поддержки членам Партнерства в вопросах профессиональной этики, а так же регулирования спорных ситуаций.

Основные задачи Комитета:

· общий контроль исполнения членами Партнерства Этического норм, указанных в Кодексе;

· рассмотрение заявлений и жалоб от членов Партнерства и сторонних субъектов по вопросам применения Кодекса и фактам его нарушения, выработка соответствующих рекомендаций для рассмотрения на Совете Партнерства;

· подготовка предложений по внесению изменений и уточнений в Кодекс.

Этические нормативы

Этические нормативы - система общих ценностей и правила этики, которым должны придерживаться все работники организации. Этические нормативы разрабатываются с целью создания нормальной деловой атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.233.160 (0.006 с.)