Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности межличностных отношений в трудовом коллективе

Поиск

Межличностные отношения -- это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе [12, с.117].

Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Эта потребность, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека:

· наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);

· социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;

· найдя родственную душу - человека, который поддерживает и которому можно довериться, люди чувствуют себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;

· потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.

Из всего вышесказанного видно, что человек - в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми [2,с. 113-115]. Соответственно, можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: · привязанность; · дружба; · любовь; · соревнование; · уход; · времяпровождение,· операция,· игра,· социальное влияние;· подчинение;· конфликты;· ритуальное взаимодействие и др.

 

44 трудовой потенциал руководителя и сотрудников, связь с эффективностью

Таким образом, компоненты трудового потенциала должны характеризовать:

1)психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;

2)возможности нормальных социальных контактов;

3)способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;

4)рациональность поведения;

5)наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;

6)предложение на рынке труда. Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

первый уровень, отражающий прошлое, т. е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обуславливающих ее возможность функционирования и развития;

второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;

третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки.

Я считаю, что в настоящее время следует огромное внимание уделять трудовому потенциалу как решающему фактору в производстве конкурентоспособной продукции и предоставлении качественных услуг. Обязательное условие высокой эффективности управления предприятием — высокий уровень ответственности и профессионализма персонала.

Трудовой потенциал работника включает:

• психофизиологический потенциал – способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т. п.;

• квалификационный потенциал – объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;

• личностный потенциал – уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.

Основные формы поведения работника: труд, общение, познание, потребление. Потенциал хозяйственного руководителя заключается в исполнении многочисленных социальных ролей в связи с социальными процессами и структурами организации, предприятия. Известно, что любая структура, особенно производственная, кроме основных целей и задач выполняет и другие нефункциональные цели, социальные процессы, реализующие потребности всего общества и своих членов. Руководитель должен вписываться в объективную социальную ситуацию, особые жизненные условия.

Руководитель как личность обладает деятельной творческой сущностью и является не только объектом, но и субъектом общественных отношений. Потенциал хозяйственного руководителя, как правило, формируется и раскрывается не в форме единовременного акта сознательной деятельности, а в форме непрерывных (или дискретных) долговременных процессов раз решения частных дилемм и компромиссов между тем, что руководитель должен, может и хочет делать, чтобы обеспечить эф фективную деятельность. При этом мотив — важнейший регу лятор трудовой активности личности и мобилизации се потенциала на эффективное решение стоящих задач.

Формируемая руководителем стратегия поведения задаст направление долговременной активности, служит критерием избирательности поведенческих реакций в различных ситуациях, при которых реализуются возможности личности. Трудо вой потенциал руководителя, возможности его развития и ис пользования, мотивационные факторы, влияющие на его реализа цию, несомненно, несут, отпечаток современной социально-эко номической обстановки.

Формирование трудового потенциала хозяйственного руководителя — длительный и сложный, но индивидуальный процесс, ибо каждый человек проходит в жизни (как и коллектив) неповторимо своеобразный путь познания и опыта. Это формирование идет:

в рамках профессиональной деятельности на предприятии; в контексте взаимоотношений в обществе и результативности труда; в социальном поведении вне предприятия.

Деятельность можно рассматривать как систему действии (как материального, так и идеального порядка) субъекта, направленных на достижение определенных целей. Отметим воспита тельный фактор развития трудового потенциала, где критерием выступает уровень сознания, организованности и ответственности, который порой невозможно измерить, зафиксировать и учесть до возникновения соответствующих реальных ситуаций, в которых он проявляется, а также социальную сферу, где обычно выделяют макро- и микроуровни, а также систему ценностных ориентации.

Эффективное использование трудового потенциала руководителя возможно только при:

  • умении организовать работу коллектива;
  • воспитании в себе таких индивидуально-психологических свойств, которые позволяли бы взаимодействовать с ролевой структурой и ролевыми предписаниями, а также учитывать социальные и психофизиологические особенности мужчин и женщин, вести дело ответственно, честно;
  • объективной оценке деятельности подчиненных, умении видеть лучшие черты, поддерживать и развивать их, искоренять недостатки, разбираться в людях, понимать всю сложность каждого характера, использовать качества людей для пользы коллектива, повышения эффективности работы;
  • создании условий для наилучшего социально-психологического климата;
  • умении ориентироваться в сложной обстановке (при ограниченной информации находить и принимать наиболее рациональные решения);
  • заботе о коллективе и каждом сотруднике.

Измерение трудового потенциала и разработка направлений развития в каждом отдельном случае носят специфические оттенки, вытекающие из состояния предприятия, задач, целей, методов социального управления коллективом.

Важным условием реализации трудового потенциала руководителя является его авторитет, а не власть, т. е. наличие человека (носителя авторитета) с таким личным статусом в коллективе, который позволяет влиять на поведение других людей. Действия такого человека воспринимаются другими как выражение необходимых норм жизнедеятельности самого коллектива, как соответствующие коренным интересам и собственной воле членов коллектива, других организаций и учреждений в условиях их доверия к носителю авторитета. Реальная власть руководителя и возможность реализации кадрового потенциала основываются на его полномочиях и личном авторитете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.011 с.)