ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И НАЛОГИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И НАЛОГИ



1. Понятие бюджета. Экономические отношения, складывающиеся в обществе по поводу использования денежных средств, называются финансами. Значительная часть из них аккумулируется правительством в форме государственных финансов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВНП. Главным звеном государственных финансов является бюджет.

Бюджетное устройство унитарных государств отличается от федеративных: у первых имеются два уровня бюджета – общенациональный (федеральный) и местный, а у вторых – три: между федеральным и местным бюджетами имеется промежуточное региональное звено в виде бюджетов штатов (США), земель (Германия), субъектов федерации (Россия). Если свести все уровни бюджетов воедино, то можно получить консолидированный бюджет государства, который используется для специального анализа и прогноза денежных потоков в национальной экономике.

Ведущим звеном бюджетного устройства страны является государственный бюджет – финансовый план государства по централизованному привлечению и расходованию денежных ресурсов для выполнения его функций.

В странах с развитой рыночной экономикой государственный бюджет выполняет помимо своих прямых функций по обеспечению безопасности страны, содержания государственного аппарата управления, осуществления социальной политики и развития науки, образования, культуры еще одну дополнительную функцию – регулирование экономики, косвенное воздействие на рыночное поведение фирм с целью достижения стабильного развития.

2. Бюджетные профицит и дефицит. Государственный бюджет составляется в виде баланса доходов и расходов за год. Равенство доходной и расходной частей между собой предполагает сбалансированность бюджета, однако наличие в экономике цикличности, необходимость проведения активной стабилизационной политики и осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве с целью внедрения достижения НТП, нередко ведет к рассогласованности собственных частей бюджета и возникновению дефицита (чаще) и профицита (реже).

Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года. Различают текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части). При утверждении дефицитного государственного бюджета обычно устанавливается его предельно допустимая величина. Если в процессе исполнения бюджета она превышается, то осуществляется секвестр бюджета, т. е. пропорциональное снижение трат на оставшийся бюджетный период по всем статьям расходов, за исключением социально защищенных.

Бюджетный профицит – сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года.

Чередование периодов бюджетного дефицита и профицита позволяет сбалансировать бюджет не на год, а на 5 лет. Такой подход позволяет государству маневрировать своими финансами с целью выглаживания делового цикла примерно на 30–40 % (рис. 50.1).

 

Рис. 50.1. Циклическое балансирование Госбюджета

R – государственные доходы;G – государственные расходы;M – сбалансированный бюджет.

3. Государственный долг – это превышение суммы накопленных за предшествующие годы общих дефицитов государственного бюджета над его профицитами. Государственный долг страны формируется за счет как внутренних, так и внешних заимствований.

Внутренний государственный долг – задолженность правительства своей страны. Он обслуживается с помощью выпуска облигаций государственных займов и получения кредитов у ЦБ страны.

Внешний государственный долг – задолженность государства перед иностранными кредиторами: частными лицами, государствами, международными организациями. Если правительство не способно оплачивать свой государственный долг и срывает сроки платежей, то возникает ситуация дефолта – временного отказа от обязательств, влекущая за собой санкции кредиторов вплоть до бойкота и конфискации государственного имущества, находящегося за рубежом.

Значительный государственный долг приводит в расстройство финансовую систему государства, ухудшает предпринимательский климат в стране и существенно ограничивает рост благосостояния населения.

4. Принцип налогообложения. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Они на 90 % формируют доходную часть государственного бюджета страны.

Налоги, помимо фискальной функции (т. е. наполнения госбюджета), предназначены для:

а) регулирования;

б) стимулирования;

в) перераспределения доходов.

Принципы рационального налогообложения, разработанные еще А. Смитом, не потеряли актуальность до настоящего времени:

Принцип справедливости: налоговое бремя должно нести все общество, а уклонение от налогов, создание различных «серых схем» расчетов с государством должно осуждаться обществом.

Принцип определенности: налог должен быть конкретным по величине, сроку и способу оплаты. Нельзя вводить налоги задним числом (современная практика России).

Принцип удобности: налог должен быть удобен прежде всего населению, а не налоговику.

Принцип экономии: затраты на сбор налогов не должны быть чрезмерными, обременительными для общества.

5. Прямое и косвенное налогообложение. По методу взимания различают налоги прямые и косвенные.

Прямые налоги – это видимые налоги, так как они устанавливаются на получаемый человеком или фирмой доход, а также на принадлежащее им имущество: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поземельный и имущественный налог и др.

Косвенные налоги – это неявные, невидимые потребителями налоги, так как ими облагаются производители, обязанные государством включать их в цену товара и перечислять в доход государства сразу же после продажи. Это налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы.

6. Кривая Лаффера. При налогообложении значительную роль играют ставки налогообложения – размер налога на единицу обложения. Если они чрезмерно высоки, то экономическая активность населения будет сдерживаться. В начале 80-х гг. XX в. А. Лаффер, бывший тогда советник президента Р. Рейгана, установил, что рост ставок увеличивает поступление налогов в казну лишь до определенного предела, после него население уходит в теневую экономику, предпочитая вообще не платить налоги. Эта ситуация в экономической теории описывается с помощью кривой Лаффера (рис. 50.2).

 

Рис. 50.2. Кривая Лаффера

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Влияние государственных расходов и налогов на домохозяйства

2. Влияние государственных расходов и налогов на предпринимательский сектор

1. Влияние государственных расходов и налогов на домохозяйства. Население активно реагирует на проводимую правительством политику в обеих частях государственного бюджета – доходной и расходной. Изменение в налогообложении прямо влияет на доходы населения, поэтому их потребительское поведение на рынке зависит от того, постоянно или временно в стране изменены налоги; ожидаемы они обществом или застают его врасплох.

Временное увеличение налогов не сказывается на общем уровне потребления домохозяйств в длительном периоде, так как население в период высоких налогов будет стремиться занять средства с целью поддержания существующего уровня потребления. Следовательно, они сократят сбережения. Рост налогов приводит не только к сокращению сбережений, но и к фактическому понижению уровня потребления домохозяйств. При этом государственные расходы могут смягчить, а иногда и нейтрализовать действие роста налогов на совокупный спрос, так как в экономике действует мультипликатор государственных расходов.

 

где Су– государственные расходы.

Этот коэффициент показывает, насколько изменится величина валового национального продукта при увеличении государственных расходов на единицу. Эффект мультипликатора получается за счет того, что вслед за ростом государственных расходов увеличиваются доходы населения, а следовательно, и налоговые поступления, которые частично покрывают дополнительные расходы правительства.

2. Влияние государственных расходов и налогов на предпринимательский сектор. Для предпринимательского сектора изменение налогообложения важно с точки зрения возможностей инвестирования. Поскольку инвестиции у предпринимательского сектора формируются в основном на заемной основе, то динамика сбережений домохозяйств является исходной основой их деятельности.

Что касается собственных сбережений фирм, то государственная налоговая политика оказывает на них прямое действие. Например, повышение налога на прибыль, ужесточение условий налоговых каникул при инвестировании нужных государству объектов сокращает для фирм ресурсную базу инвестирования.

С другой стороны, правительство наряду с усилением налогообложения часто предусматривает расходы на субсидирование инвестиционной активности фирм, разрешает ускоренную амортизацию используемого оборудования, что перекрывает потери фирм от повышения налогов.

В целом, если выбирать между одинаковыми по размеру увеличением государственных расходов и снижением налоговых поступлений, то валовый национальный продукт возрастет в большей мере в первом случае. В то же время дефицит государственного бюджета будет больше при снижении налогов, чем при идентичном росте государственных расходов.

ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ

1. Деньги как экономическая категория. Все сделки купли-продажи товаров и услуг на рынке осуществляются с помощью денег.

Деньги – это товар особого рода, исторически выделившийся из ряда других товаров и ставший всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров.

Деньги в своем развитии прошли большой путь от экзотических случайных форм до золота и бумажных денег.

2. Функции денег. Использование денег в хозяйстве заключается в выполнении ими пяти взаимосвязанных функций (рис. 52.1).

 

Рис. 52.1. Функции денег

Как мера стоимости деньги измеряют ценность всех благ. Определять цену любого товара можно с помощью идеальных денег, в качестве которых до 30-х гг. XX в. выступало золото, а в настоящее время используется обменный курс национальной валюты.

Как средство обращения деньги выступают мимолетным посредником в сделках купли-продажи, что дает возможность использовать бумажные деньги. Если государство выпустит их сверх меры, то они обесценятся и будут замещены бартером. В конечном счете, обесценивание денег может привести к ограничению рыночных сделок с помощью карточек и талонов.

Деньги как средство платежа выражают отношения между должником и кредитором, так как акт купли-продажи часто бывает разорван во времени. Период оплаты товаров и услуг в этом случае по целому ряду причин не совпадает с поставкой продукции. Подобные сделки оформляются в виде долговых обязательств – векселей, банкнот, счетов, чеков и др. На их основе возникают кредитные деньги.

Деньги как средство накопления представляют собой запас финансовых ресурсов для будущих расходов, формируют сбережения домохозяйств и инвестиции предпринимателей.

Выполнение роли мировых денег состоит в том, что деньги функционируют в качестве средства обращения и средства платежа в международном экономическом обмене.

3. Теории денег. В экономической науке сложились три основные теории денег: 1) металлическая; 2) номиналистическая и 3) количественная.

Металлическая теория была разработана в рамках меркантилизма и сводила денежное обращение к двум функциям – средству накопления и мировым деньгам. Именно эти функции наиболее успешно выполняли благородные металлы, являясь олицетворением богатства нации.

Номиналистическая теория разрабатывалась классической школой в полемике со сторонниками металлической теории. Указывая на ограниченный подход меркантилистов к деньгам, сторонники этой теории впадали в другую крайность, абсолютизируя значение функций средства обращения и платежа и объявляя деньги чисто условными знаками, денежными единицами, которые узаконило государство.

Количественная теория денег возникла также в рамках классической школы. Постепенно она стала преобладать в экономической теории и развивалась даже в ХХ в. (уравнение количественной теории И. Фишера; кембриджское уравнение А. Пигу). Ее смысл сводится к тому, что деньги имеют стоимостную основу, поэтому их увеличение в экономике не приводит к росту национального богатства, а только к увеличению цен. Следовательно, уравнение обмена можно записать:

MV=РQ, (52.1)

где М-количество денег в обращении; V– скорость обращения денег; Р – цены товаров; Q– количество товаров (объем производства).

Данное уравнение выведено американским экономистом И. Фишером в 1911 г. По существу, уравнение обмена является тождеством и постоянно соблюдается в экономике, однако оно имеет немаловажное значение, так как показывает, к чему может привести неразумная политика выпуска бумажных денег государством.

4. Денежная система. В любой стране денежное обращение организуется государством на определенных принципах, т. е. в форме денежной системы. Элементами денежной системы являются:

– национальная денежная единица (рубль, доллар, йена и т. д.), в которых выражаются цены на товары и услуги;

– виды денежных знаков в форме кредитных бумажных денег и билонной разменной монеты, являющихся законным платежным средством в наличном обороте;

– организация эмиссии денег, т. е. порядок выпуска денег в обращение;

– государственные органы, регулирующие и контролирующие денежное обращение (учреждения Центрального банка страны, Министерство финансов, государственные казначейства).

5. Современное понятие денег. В современных условиях денежное обращение не основано на золотом стандарте, а является системой бумажных кредитных денег.

Кредитные деньги, в свою очередь, породили систему кредитных карточек, которые с наступлением эры компьютеров породили так называемые «электронные деньги», выполняющие функции денег безбумажным способом, в виде сигналов ЭВМ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.015 с.)