Национальная экономика как целое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная экономика как целое



НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЦЕЛОЕ

1. Понятие макроэкономики. Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономику в целом.

Национальная экономика, безусловно, представляет собой суммарное поведение рыночных агентов на микроэкономическом уровне, однако это не арифметическая сумма, складывающаяся автоматически, так как при этом четко проявляются процессы, которые слабо выражены или вообще не видны на микроэкономическом уровне. Это:

– спад и подъем деловой активности в национальной экономике;

– роль денег в обществе и связанная с ними инфляция;

– уровень занятости в стране, предполагающий существование безработицы;

– государственное вмешательство в экономику.

При макроэкономическом анализе появляются новые участники рыночного хозяйства:

– иностранный сектор (заграница);

– государство;

– центральный банк с его денежной политикой;

– профсоюзы;

– объединения работодателей и др.

2. Объекты макроэкономического анализа. Предметом макроэкономики являются такие проблемы:

– взаимодействие совокупных спроса и предложения и их воздействие на формирование национального валового продукта (ВНП);

– занятость и безработица в экономике;

– методы борьбы с инфляционными процессами;

– цикличность экономического роста;

– макроэкономическая политика государства;

– внешнее взаимодействие национальной экономики и глобализация хозяйственных процессов.

3. Принцип агрегации. В макроэкономике все величины рассматриваются в агрегированном (совокупном) виде. Сжатие всего многообразия ассортимента до одного продукта в виде ВНП, а также обобщенный взгляд на национальный доход, уровень цен, инфляции, объемы потребления и сбережений, процентную ставку и т. д. облегчает выявление наиболее существенных глубинных хозяйственных связей в национальной экономике. То же относится ко всему многообразию рынков, которые агрегируются в следующие группы:

1) рынок реальных благ (товаров и услуг);

2) рынок капитала (инвестиционных товаров);

3) рынок труда;

4) рынок денег;

5) рынок ценных бумаг;

6) международный рынок (заграница).

 

4. Система макроэкономических показателей. Основные макроэкономические показатели можно свести в четыре исходные группы:

– показатели, характеризующие формирование национального объема производства: валовой выпуск продукции, валовой национальный и внутренний продукты, конечный и промежуточный продукты, чистый национальный продукт, национальный, личный и располагаемый доходы;

– ценовые показатели: общий уровень цен, индексы различных видов инфляции, дефлятор ВНП;

– показатели, характеризующие заимствование финансовых ресурсов: процентная ставка, ставка рефинансирования Центрального банка страны;

– показатели занятости.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

1. Понятие национального дохода. Национальный доход – это суммарный доход от использования в течение года в экономике всех факторов производства. Он выражается суммой денежных доходов, полученных населением за участие в экономической жизни общества.

Целевое назначение национального дохода (НД) – образовать фонд потребления населения и фонд накопления для расширения производства, поэтому он, с одной стороны, характеризует уровень благосостояния населения в настоящее время, а с другой – возможности роста экономики в будущем.

Показатель национального дохода является ведущим элементом системы национальных счетов, в которой отслеживается его распределение не только в домашнем хозяйстве, но и среди акционерных обществ, правительственных учреждений, финансовых структур и частных некоммерческих организаций.

2. Факторный состав национального дохода. При определении величины НД различают четыре элемента по-факторного дохода:

1) заработная плата – оплата наемного труда работников и служащих с социальными начислениями (страховые платежи за работника, социальное обеспечение, выплаты частных пенсионных фондов);

2) рентный доход – арендная плата за землю, жилье, помещения, оборудование, имущество;

3) процентный доход – положительный итог операций на рынке ценных бумаг и поступления от индивидуальных вложений в бизнес;

4) прибыль – доходы некорпорированного сектора экономики (единоличных хозяйств, партнеров, кооперативов и др.) и корпораций, прибыль которых из-за ее распадения на дивиденды и нераспределяемую часть, использующуюся для расширения производства, облагается дважды – как доход фирмы и как доход акционера.

РАСПОЛАГАЕМЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД

1. Личный доход населения. Если национальный доход – это, по существу, заработанный доход, то личный – полученный. Они различаются между собой вследствие двух причин.

С одной стороны, часть заработанного трудом дохода обособляется в форме: а) взносов на социальное страхование, осуществляемое предпринимателем и самим работником, и б) налогов на прибыль как в части дивидендов, так и нераспределяемой. В результате эти доходы не доходят до домохозяйств, оседая в государственных структурах.

С другой стороны, часть доходов, полученных домохо-зяйствами, является не их трудовым доходом, а трансфертным платежом со стороны государства в виде пособий по социальному страхованию, безработице, а также пенсий, различных субсидий и выплат процентов по государственным ценным бумагам.

ЛД = НД – R -Тр + П, (39.1)

где ЛД – личный доход населения; НД – национальный доход; R – взносы на социальное страхование; Тр – налоги на прибыль корпораций; П – трансфертные платежи населению.

2. Располагаемый доход. Доход, находящийся в личном распоряжении населения (располагаемый доход), еще меньше личного дохода, так как предполагает предварительную выплату индивидуальных налогов:

а) подоходного налога;

б) налога на имущество;

в) налога на наследство.

Абсолютно преобладающим среди них является подоходный налог. Располагаемый доход – итоговый, очищенный от всех обязательных платежей национального благосостояния, распределяемый на потребление и сбережение.

ИНДЕКСЫ ЦЕН

1. Характеристика цены. Цена – стоимость единицы товара, выраженная в деньгах. Все товары и услуги, включенные в рыночный оборот, имеют цены, которые устанавливаются под воздействием рыночного механизма спроса и предложения.

Существуют разнообразные классификации цен в зависимости от критерия их оценки. Например, по объему продаж и виду товаров различают оптовые, розничные цены и тарифы (расценки), а по степени свободы формирования – твердые (фиксированные), регулируемые и рыночные.

Величины цен, их рост и падение задевают каждого в рыночной экономике, влияют на уровень жизни, поэтому их динамику важно отслеживать. Делается это с помощью макроэкономического показателя общего уровня цен, который рассчитывается в виде денежной оценки произведенных в обществе благ. Общий уровень цен в различные периоды времени неодинаков, поэтому его изменение фиксируется с помощью индекса цен.

 

2. Потребительская корзина. Государственные статистические органы ведут учет изменения уровня цен с помощью целой системы индексных показателей. В частности, индексы различаются по охвату товаров, включенных в набор, т. е. сопоставимой «корзины», по которой идет сравнение цен. Существуют:

а) индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий изменение в потреблении основных товаров и услуг средней семьей. Обычно потребительская «корзина» насчитывает 300–400 наиболее употребительных в быту благ;

б) индекс цен производителя, рассчитываемый по «корзине», включающей свыше 3000 товаров промышленного назначения. Этот индекс более динамичен по сравнению с ИПЦ, так как более чувствителен к научно-техническому прогрессу;

в) дефлятор ВНП представляет собой наиболее общий из перечисленных индексов цен, так как в качестве «корзи – ны» предполагает все конечные товары и услуги.

БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ФОРМЫ

1. Виды безработицы

2. Естественный уровень безработицы

3. Норма безработицы

4. Социально-экономические последствия безработицы

5. Борьба с циклической безработицей

1. Виды безработицы. Значительная часть трудоспособного населения находится вне рынка – это незанятое население, состоящее из безработных и неработающих.

Безработица – экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы.

Неработающее трудоспособное население – часть взрослого населения, которая является экономически неактивной и не желает работать по найму. К нему относятся: домохозяйки, студенчество, лица свободных профессий, служители религиозных культов, заключенные и т. д.

Все трудоспособное население невозможно занять (если, конечно, общество не организовано по типу трудового лагеря или барачного коммунизма).

Безработица выступает в различных формах. Основными считаются:

1. Фрикционная (добровольная) безработица. Представляет собой временное отсутствие работы в связи с переходом на другую работу по собственному желанию, а также период поиска работы лицами, впервые ее ищущими.

2. Структурная. Возникает вследствие несоответствия структуры спроса на труд и предложения рабочей силы.

В ее состав попадают:

– лица с формальным уровнем квалификации (отсутствие опыта работы при наличии диплома);

– специалисты, чьи профессиональные навыки уступают другим на рынке или не востребованы в результате технических и социальных изменений (например, преподаватель марксизма в вузе);

– работники, чьи способности дискриминируются работодателями (например, женщины, лица, совмещающие работу с обучением).

3. Циклическая (конъюнктурная) безработица. Представляет собой безработицу в условиях спада производства, когда число претендентов на рабочие места существенно превышает их наличие. При циклической безработице идет общее сжатие экономической активности в стране, поэтому повышение квалификации или переобучение не спасает людей от безработицы. Поскольку циклическое развитие экономики предполагает чередование спадов и подъемов, то при подъеме она существенно сокращается и может сходить на нет.

Циклическая безработица наряду со структурной является формой вынужденной (принудительной) безработицы.

2. Естественный уровень безработицы. В условиях, когда циклическая безработица отсутствует, экономика находится в состоянии полной занятости, так как фрикционная и структурная безработицы естественны и неустранимы в рыночной экономике. Введенный в научный оборот М. Фридманом естественный уровень безработицы находится под воздействием факторов:

– демографических;

– инфраструктурных;

– уровня минимальной заработной платы и социальных выплат.

3. Норма безработицы. Существует множество различных показателей, характеризующих безработицу. Наиболее распространенным является показатель нормы безработицы, предложенный Международной организацией труда (МОТ):

 

Норму безработицы можно рассчитать как общую, включающую фрикционную, структурную и циклическую, так и по отдельности.

Сравнение безработицы в разных странах позволяет сопоставить жизненный уровень населения сравниваемых государств.

4. Социально-экономические последствия безработицы. Циклическая безработица оказывает чрезвычайно негативное воздействие на рыночную экономику.

В обществе возникают огромные потери из-за недоиспользования рабочей силы. Американский экономист Артур Оукен (1928–1980) разработал метод, который позволяет их оценить: для этого необходимо сравнить ВНП в условиях фактической и полной занятости:

 

где yF – объем ВНП в условиях занятости; y – фактический объем ВНП; UF – нормы безработицы в условиях полной занятости (естественный уровень безработицы); U – фактическая норма безработицы;?– коэффициент Оукена (примерно 2.5).

В соответствии с законом Оукена превышение циклической безработицы над естественной на 1 % ведет к снижению фактического уровня ВНП на 2,5 % по сравнению с потенциальным.

Увеличивается бюджетное бремя на сглаживание последствий безработицы: выплату пособий, открытие и содержание центров занятости населения, социальную реабилитацию безработных, создание за счет государства новых рабочих мест, переориентацию в налоговой политике, усилению защиты собственности, охрану закона и др.

Слабеют семейные узы, распадаются браки из-за неспособности главы семьи обеспечить ее достойное существование. Безработные деградируют; они выпадают из привычного круга общения, теряют квалификацию и трудовые навыки.

Растут преступность, наркомания, обесцениваются социальные ценности.

5. Борьба с циклической безработицей. Правительства развитых стран признают свою ответственность за принудительную массовую безработицу, особенно циклическую, поэтому применяют различные меры по нейтрализации ее негативных последствий:

– финансируют разработку и осуществление экономических программ по стимулированию роста занятости населения и увеличения числа рабочих мест в государственном секторе;

– оплачивают за государственный счет на биржах труда как профессиональную первичную подготовку работников, так и повышение квалификации;

– оказывают помощь людям, пострадавшим от принудительной безработицы (выплата пособий по безработице).

ИНФЛЯЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

1. Понятие инфляции и ее формы. Инфляция как экономическое явление обусловлена существованием бумажных денег.

Инфляция – чрезмерное переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, приводящее к обесцениванию денег, росту цен, ухудшению качества выпускаемых товаров.

Инфляция проявляется в первую очередь в уровне цен, ее можно зафиксировать через индекс инфляции:

 

С определенной долей условности можно выделить следующие формы инфляции по скорости протекания:

1. Инфляционный фон экономики – характеризуется незначительным, в пределах нескольких процентов, ростом цен в течение года и связан с колебанием конъюнктуры, активностью предпринимателей на рынке, стремящихся максимизировать свою прибыль. Этот уровень инфляции не несет угрозы рыночной экономике и при необходимости может быть легко ликвидирован с помощью правительственных мер.

2. Инфляция в границах двух-трех десятков процентов – является первым симптомом в растройстве денежного хозяйства. Ее принято называть «ползучей» (регулируемой) инфляцией. В целом в этих условиях экономика страны может свободно развиваться.

3. Галопирующая (быстрая) инфляция – свидетельствует не только о расстройстве денежного обращения, но и о серьезных нарушениях в кредитно-денежной сфере. Галопирующая инфляция измеряется одной-двумя сотнями процентов за год. В целом в условиях быстрой инфляции развитие экономики страны затруднено, хотя и возможно.

4. Гиперинфляция характеризуется астрономическим ростом цен – от нескольких сотен процентов в год и выше. Верхнего предела гиперинфляция не имеет: известен случай годовых темпов роста цен в 3,8х1027(Венгрия, август 1945 – июль 1946 г.). Главный признак гиперинфляции – «уход» населения от денег, переход на «товарные» деньги – альтернативные ценности. В условиях гиперинфляции развитие производства невозможно.

Американский экономист Филипп Кэган ввел формальный критерий гиперинфляции: считать ее началом месяц, в течение которого цены впервые выросли более чем на 50 %, а концом – месяц, в котором цены не достигают этой величины плюс еще один год.

Перечисленные формы инфляции являются разновидностями открытой инфляции. Альтернативой ей является скрытая, подавленная инфляция. В условиях жесткой политики правительства, устанавливающего фиксированные, неизменные цены, инфляция проявляется только в обесценивании денег, что находит выражение в возникновении хронического дефицита и постоянных очередей за товарами.

В современной экономике инфляционные процессы накладываются на цикличность деловой активности, и если инфляция развивается на фоне экономического спада, ее принято называть стагфляцией, а если на фоне роста налогообложения (реакция государства на обесценение денег) – таксфляцией.

Если темпы роста инфляции в стране замедляются, то такой процесс называется дезинфляцией. Более того, инфляция может вообще прекратиться, и ей на смену придет обратный процесс общего снижения цен – дефляция. Дефляционный механизм в конечном счете ведет к тем же результатам, что и инфляция – деформирует все хозяйственные связи в экономике.

2. Инфляция спроса и предложения. В современной западной экономической теории все проявления инфляции сведены к факторам на стороне покупателей (инфляция спроса) и факторам на стороне продавца (инфляция издержек).

Инфляция спроса – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Главные ее причины:

– расширение государственных заказов (военных и социальных);

– увеличение спроса на средства производства при полной загрузке предприятия и полной занятости;

– рост покупательной способности населения вследствие повышения заработной платы.

Здесь избыточный спрос наталкивается на ограниченное предложение, которое не успевает за спросом, и происходит общий рост товарных цен, т. е. инфляция.

Инфляция издержек – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны предложения.

Главные причины:

– олигополистическая практика ценообразования;

– экономическая и финансовая политика государства;

– рост цен на факторы производства.

Механизм возникновения инфляции со стороны производителей является зеркальным отражением инфляции спроса.

Инфляционные ожидания населения могут привести к тому, что инфляция спроса и предложения начнут сочетаться друг с другом и возникнет инфляционная спираль (рис. 42.1).

 

Рис. 42.1. Инфляционная спираль

а) инициированная инфляцией спроса; б) инициированная инфляцией предложения;

Р – общий уровень цен; y – объем национального производства;

АD, AD I, AD II – совокупный спрос; AS, AS I, AS II – совокупное предложение.

 

3. Социально-экономические последствия инфляции. Последствия инфляции сложны и противоречивы. Небольшая инфляция даже полезна экономике, так как она оживляет деловую активность. Но постепенно на всех – от потребителей на рынке и вплоть до государства – распространяется критическая точка инфляции, когда ее общий положительный эффект становится отрицательным.

Быстрая, галопирующая инфляция уже привносит элемент дезорганизации в экономику, усиливает диспропорции через неравномерность роста цен, искажает спрос и предложение, приводит к перепроизводству одних товаров и недопроизводству других. В итоге потребители начинают защищаться от инфляции путем избавления от обесценивающихся денег.

Предпринимательский сектор не может в этих условиях вырабатывать стратегию своего поведения на рынке. Банки, страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании, будучи основными кредиторами предпринимательского сектора, также несут потери. Правительство, сталкиваясь с разладом в кредитно-денежной сфере, получает налоги обесцененными деньгами.

Помимо негативных экономических инфляция порождает и социальные последствия:

а) является своеобразным сверхналогом на все слои населения, от которого никто не может защититься;

б) ухудшает материальное положение работников наемного труда, так как реальная заработная плата отстает от номинальной, а та в свою очередь – от резко растущих цен на товары и услуги;

в) является каналом перераспределения национального дохода от одних групп населения к другим, при этом в безусловном проигрыше оказываются получатели фиксированных доходов: бюджетники, пенсионеры, рантье, студенчество;

г) наносит ущерб лицам творческих, свободных профессий, обесценивая их большие, но нерегулярные разовые доходы;

д) подрывает занятость населения.

4. Кривая Филлипса. Связь инфляции с безработицей можно проиллюстрировать с помощью кривой А.У. Филлипса (1914–1975), профессора лондонской школы экономики, предложившего ее в 1958 г. Проанализировав экономику Великобритании за сто лет (1861–1956), Филлипс построил кривую, показывающую обратную зависимость между изменением ставки зарплат и р уровнем безработицы.

Так как за ростом зарплаты стоят рыночные цены платы стоят рыночные цены товаров, на которые она расходуется, американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу впоследствии преобразовали теоретическую кривую Филлипса, заменив ставки зарплаты темпом роста товарных цен, т. е. инфляцией (рис. 42.2).

 

Рис. 42.2.

Модифицированная кривая Филлипса

В таком виде график часто используется для выработки макроэкономической политики. Если правительство считает чрезмерно высоким существующий уровень безработицы в стране, то принимает меры налогово-бюджетной и финансово-кредитной политики стимулирования спроса. Их результатом является расширение производства, создание новых рабочих мест, т. е. движение экономики из точки в U2P2 Если же экономика в этой точке будет демонстрировать чрезмерную активность (перегрев), то вступят в действие противоположные меры – кредитные ограничения и сокращение государственных расходов, вызывающие движение экономики из U2P2 в U3P3

5. Антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика государства может проводиться методами активной и адаптивной политики. Активная политика проводится с целью ликвидации причин инфляции, а адаптивная – для приспособления к ней экономики и смягчения ее отрицательных последствий.

Активная антиинфляционная политика предполагает использование метода шоковой терапии, при которой за короткий период времени уничтожаются причины инфляции как на стороне спроса, так и предложения, и которая заключается в следующем:

а) уменьшаются государственные расходы;

б) растут налоги;

в) формируется бездефицитный бюджет;

г) проводится жесткая кредитно-денежная политика;

д) сдерживается рост зарплаты;

е) развивается рыночная инфраструктура;

ж) вводится фиксированный курс валюты;

з) усиливаются конкурентные начала экономики за счет борьбы с монополиями.

Перечисленные меры приводят к резкому снижению как самой инфляции, так и инфляционных ожиданий населения, что создает условия для устойчивого экономического роста. Вместе с тем шоковая терапия ведет к значительному спаду производства и росту безработицы, очень понижает жизненный уровень населения и ведет к росту социальной напряженности в обществе.

Адаптивная политика предполагает использование метода постепенного сокращения инфляции – градуирования. Постепенное сокращение излишней денежной массы в обращении позволяет избежать шока в сфере занятости и производства, а также чрезмерной социальной напряженности в обществе, однако и не обманывает инфляционных ожиданий населения, которые подпитываются проводимыми при этом правительством периодическими индексациями доходов населения. Эти индексации рассматриваются как защита от сложившегося уровня инфляции, но одновременно являются причиной нарастания ее в будущем.

Правительство не свободно в выборе своей политики, так как отдельные ее формы в разной степени затрагивают интересы групп населения и секторов экономики.

Таким образом, заранее определить наиболее эффективный путь борьбы с инфляцией не представляется возможным: все зависит от конкретных условий, сложившихся в национальной экономике, и тех возможностей, которыми располагает правительство.

СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

1. Цели и методы проведения стабилизационной политики. Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.

Соответственно вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.

Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.

Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.

Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.

2. Лаги стабилизационной политики. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика оказывает воздействие на развитие экономики по истечении какого-то промежутка времени, причем стабилизационная политика проходит в два этапа:

1) этап осознания необходимости принятия мер в отношении экономики. Подобный промежуток времени принято называть внутренним лагом стабилизационной политики;

2) этап претворения в жизнь принятых решений. Период времени между принятием мер стабилизационной политики и получением первых результатов принято называть внешним лагом.

Период времени, охватывающий внутренний и внешний лаги стабилизационной политики, принято называть лагом решений (см. рис. 46.1).

 

Рис. 46.1. Лаг решений стабилизационной политики

 

Временные лаги, существующие в стабилизационной политике, снижают ее эффективность. Однако им противостоят автоматические встроенные стабилизаторы, которые позволяют замедлять или стимулировать экономическое развитие страны без специальных активных мер по изменению экономической политики. В качестве встроенных стабилизаторов экономики выступают:

1. Система налогов на личные доходы населения. В период экономического спада по мере сокращения доходов граждан и фирм налоги автоматически сокращаются без специальных законодательных актов, а в период «бума» инфляция толкает доходы вверх, и они автоматически облагаются по более высокой ставке.

2. Правительственные расходы по социальному страхованию. При экономическом спаде большое количество людей обращается за помощью по безработице, социальной поддержкой к государству. К тем же результатам приводит развитие инфляции, так как все больше людей оказывается за чертой бедности и может на законных основаниях претендовать на помощь от государства. В периоды подъема эти процессы ослабевают, что автоматически ведет к сокращению государственных расходов.

Использование встроенных автоматических регуляторов рынка позволяет избежать ряда ошибок при проведении активной стабилизационной политики государством.

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ

1. Мотивы использования дохода населением

2. Взаимосвязь сбережения с потреблением

3. Предельная склонность к потреблению и сбережению

1. Мотивы использования дохода населением. Весь продукт, созданный в обществе, предназначен для потребления. Потребление – индивидуальное и совместное использование благ, нацеленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Потребление населения – ведущий показатель развития экономики, так как на него приходится более половины валового национального продукта, а потребительские расходы – важный прогнозный показатель будущего развития, характеризующий настроения людей, их потребительские ожидания.

2. Взаимосвязь сбережения с потреблением. С потреблением тесно связаны сбережения. Сбережения – это временно отложенное потребление. Оно возникает тогда, когда доход и потребление не совпадают между собой. Причиной, побуждающей фирмы не использовать полностью полученный доход, а сберегать и накапливать его, является их инвестиционная активность с целью расширения бизнеса.

Мотивы сбережения у домохозяйств более разнообразны и связаны с психологическими особенностями людей.

Размеры как потребления, так и сбережения зависят от получаемого дохода и лимитируются им.

Зависимость потребляемой и сберегаемой частей дохода от его общей величины принято называть функциями потребления и сбережения.

а) S = f(s);

б) C = f(c);

в) y = С + S, (47.1)

где У – доход; C – потребление; S – сбережения.

Психология людей оказывает существенное влияние на использование дохода, поэтому в экономической теории применяются показатели средней склонности к потреблению и сбережению.

 

3. Предельная склонность к потреблению и сбережению. За средней склонностью населения к потреблению и сбережению стоят колебания как дохода, так и настроений людей, поэтому важно знать, как человек реагирует на изменение его дохода – в сторону увеличения потребления или сбережения? Для этой цели применяются, соответственно, показатели предельной склонности к потреблению и сбережению (рис. 47.1).

 

Рис. 47.1. Предельная склонность

а) к потреблению; б) к сбережению.

Предельная склонность к потреблению – изменение в потреблении вследствие изменения дохода:

 

где:?C – прирост потребления;?у – прирост дохода; MpC – предельная склонность к потреблению.

Предельная склонность к сбережению – изменение в сбережении вследствие изменения дохода:

 

где?S – прирост сбережений;?у – прирост дохода; MPS – предельная склонность к сбережению.

Величины MPC и MPS всегда колеблются в пределах прироста дохода – в этом проявляется их взаимосвязь и взаимозависимость.

а) MPC + MPS = 1;

б) 1 – MPC = MPS; (47.5)

в) 1 – MPS = MPC.

 

Корректирующее воздействие на МРС и помимо дохода, оказывают:

– уровень цен;

– налогообложение;

– накопленное имущество и т. д.

Обобщая индивидуальные стремления отдельных людей, можно перейти к расчету МРС и MPS на макроэкономическом уровне.

ТЕОРИЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА

1. Обоснование мультипликационного эффекта в национальной экономике. Инвестиции – важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост валового национального продукта (ВНП).

Мультипликатор инвестиций – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1.

Мультипликационный эффект является своеобразным экономическим эхом, которое, подобно его акустическому аналогу, многократно повторяет исходный импульс. Доход состоит из потребления и сбережениий. Поэтому эффект мультипликатора можно выразить с помощью предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS):

 

где K – мультипликатор инвестиций.

Чем доля потребления в доходе больше, тем сильнее будет проявляться в экономике эффект мультипликатора, так как рост потребления (расход) одних людей приводит к увеличению доходов других, продавших свои товары и услуги. Эта цепочка (эхо) будет продолжаться до тех пор, пока постепенно исходный уровень потребления не будет полностью замещен сбережениями.

Мультипликатор инвестиций можно изобразить графически (рис. 49.1).

 

Рис. 49.1. Эффект мультипликатора инвестиций в экономике

S – сбережения; I – исходный уровень инвестиций; I, I', I" – изменение инвестиций; E, – равновесие на рынке; Уе – исходный объем национального производства; yE1,yE2 – изменения объема национального производства.

Мультипликатор умножает не только прирост инвестиций, но и их сокращение, т. е. работает в обе стороны. Чтобы убедиться в этом, достаточно на графике 50.1 ниже линии I построить линию I". Тогда УE – УE2 покажет воздействие мультипликатора на снижение ВНП.

2. Акселератор инвестиций. Эффект мультипликатора инвестиций дополняется эффектом акселератора.

Акселератор инвестиций – коэффициент, показывающий соотношение между приростом инвестиций в данном году и приростом ВНП в предыдущем.

 

Экономическое развитие страны является не только следствием вложения в нее инвестиций, но служит исходной базой для увеличения их в будущем. В связи с этим целесообразно все инвестиции разделить на автономные и производные (индуцированные). Величина первых не зависит от сложившегося уровня ВНП и может рассматриваться в качестве первоначального толчка к активным действиям предпринимателей на рынке. Именно эти инвестиции и создают эффект мультипликатора. Величина вторых является следствием предыдущего развития: предприниматели, видя, что объем национального производства растет и конъюнктура рынка улучшается, стремятся использовать благоприятные условия и расширяют инвестиции. В результате, на автономные инвестиции накладываются производные, что ведет к ускорению развития, т. е. эффекту акселератора.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Влияние государственных расходов и налогов на домохозяйства

2. Влияние государственных расходов и налогов на предпринимательский сектор

1. Влияние государственных расходов и налогов на домохозяйства. Население активно реагирует на проводимую правительством политику в обеих частях государственного бюджета – доходной и расходной. Изменение в налогообложении прямо влияет на доходы населения, поэтому их потребительское поведение на рынке зависит от того, постоянно или временно в стране изменены налоги; ожидаемы они обществом или застают его врасплох.

Временное увеличение налогов не сказывается на общем уровне потребления домохозяйств в длительном периоде, так как население в период высоких налогов будет стремиться занять средства с целью поддержания существующего уровня потребления. Следовательно, они сократят сбережения. Рост налогов приводит не только к сокращению сбережений, но и к фактическому понижению уровня потребления домохозяйств. При этом государственные расходы могут смягчить, а иногда и нейтрализовать действие роста налогов на совокупный спрос, так как в экономике действует мультипликатор государственных расходов.

 

где Су – государственные расходы.

Этот коэффициент показывает, насколько изменится величина валового национального продукта при увеличении государственных расходов на единицу. Эффект мультипликатора получается за счет того, что вслед за ростом государственных расходов увеличиваются доходы населения, а следовательно, и налоговые поступления, которые частично покрывают дополнительные расходы правительства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.142 с.)