Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроэкономика исследует проблему рационального использования экономических ресурсов с позиции обеспечения их эффективного использования.

Поиск

Предметом микроэкономики является процесс разработки и реализации решений принимаемых экономическими агентами для достижения своих целей.

Методы:

Морженальный (предельный анализ)- метод анализа основанный на количественном изменении которое возникает при единичном изменении какой-либо экономической переменной.

Функциональный анализ-устанавливаются взаимозависимости между экономическими величинами.

Моделирование. Модели включают в себя 2 типа переменных: 1) эндогенние переменные(внешние по отношению к модели параметры которые вводятся в виде исходной информации). 2) экзогенный(результат функционирования моделей).

9. Рынок- это система отношений в которой связи покупателей и продовцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Условие возникновения рынка 1-е условие – общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.

2-е условие – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.

3-е условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

роли рынка:

- регулирующая роль рынка. Одна из важнейших функций рынка, поскольку соотношение спроса и предложения определяет процесс ценообразования. Если бизнес-аналитики отмечают рост цен на конкретный товар, то это значит, что спрос на него велик, а производство требует расширения и наращивания мощностей. Если же цена упала, значит рынок перенасыщен товарами данной категории и производство требует переориентации. Рядовые потребители также многое могут узнать, просто взглянув на ценники. Цена является важнейшим критерием при совершении покупки, если стоимость товара выше возможностей покупателя, то он выберет другой более дешевый товар, а этот останется лежать на магазинной полке. По другому дело обстоит с товарами престижного потребления. Если человек выбирает товар, подчеркивающий его высокий социальный статус, то он скорее всего отдаст предпочтение более дорогому варианту. Таким образом, устанавливаются основные экономические макро- и микропропорции, динамично проходит товарооборот между регионами внутри страны и зарубежными партнерами.

- ценообразующая роль рынка. Вскользь о ней уже было сказано выше. Столкновение параметров спроса и предложения в условиях здоровой конкуренции порождает свободную рыночную игру, победителем из которой выходит тот, кто чутко реагирует на изменения предпочтений потребителя, появление инновационных технологий и в работе опирается на качественно проведенные маркетинговые исследования.

- стимулирующая роль рынка. Ценовая политика внутри рынка постоянно подталкивает игроков на внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, уменьшение затрат на производство, повышение качества и конкурентоспособности товаров, расширение ассортимента и разработку новых товаров и услуг.

- распределительная роль рынка. Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, зависят от себестоимости продукта и его рыночной стоимости, а также от интенсивности потребительского спроса на данный товар. Часть доходов возвращается на рынок в качестве инвестиций, таким образом происходит распределение экономических ресурсов.

ФУНКЦИИ РЫНКА:

Опосредующая-рынок является посредником между продавцом и покупателем.

Информационная –сообщает о размерах производства и удовлетворении потребительского спроса.

Санирующая-освобождение экономики от неэффективной хозяйственной деятельности.

Ценообразование-реализуется в ходе конкуренции и установления равновесной цены.

Регулирующая-перетекание капитала из менее выгодных областей в более выгодные.

Рыночная система отличается от централизованно-плановой тем, что приоритет остается здесь за потребителем. Он определяет какие виды и сколько товара они могут купить. Потребительские решения о спросе, обуславливающие прибыльность одних товаров и убыточность других, ограничивают свободный выбор фирм при решении вопроса о том, что производить. Фирмы должны согласовывать свой выбор товара с выбором потребителей. В противном случае они могут потерпеть убытки или банкротство.
в ры-ночной экономике производят лишь те фирмы, которые способны и желают применять экономически выгодную тех-нологию, которая зависит:
1) от определенных факторов производства, а точнее от имеющихся ресурсов по которым обеспечивается вы-пуск желаемой продукции;
2) от цен по которым можно приобрести необходимые ресурсы.
К факторам производства относятся:
1) капитал
2) труд
3) сырье.

10. Внешний рынок — это сфера такого товарного обмена,при котором производитель или покупатель находятся за пределами страны. Происхождение такого рынка вызывает необходимость осуществления внешнеторговых операций.
Внутренний рынок — обусловлен товарным обменом, который производится только внутри государства.
Местный рынок —это рынок, при котором отношения продавца и покупателя ограничиваются в пределах одной территории.
Оптовый рынок — на котором происходит продажа только крупными партиями товара, где основной особенностью являются снижение цены за счет увеличения товарооборота.
Рынок услуг — это специфический рынок продажи или покупки различных видов услуг, который служит удовлетворения потребностей людей.
Рекламный рынок — который представляет рекламно-информационные услуги.
Страховой рынок — занимается предоставлением услуг в сфере страхования.
Финансовый рынок — производит операции в сфере ценных бумаг, кредитования,вкладов и инвестиций.
Банковский рынок — здесь предоставляются услуги среди банковских организаций и кредитных обществ.
Рынок жилья — это та часть рынка где аккумулируются отношения между продавцами жилья и покупателями.
Рынок труда — главной ценностью на этом рынке является рабочая сила (продавец)с оной стороны и покупатель этого товара с другой стороны.

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ РЫНКОВ
Рынок как развитая система отношений представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих рынков.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1) по экономическому назначению объектов:
· рынки благ и услуг;
· рынки средств производства;
· рынки ценных бумаг;
· рынки рабочей силы;
· рынки валюты и т.д.;
2)
по широте охвата:
· локальные;
· национальные;
· международные;
3) по видам субъектов рыночных отношений:
· потребительский рынок;
· рынок товаров промышленного назначения;
· рынок государственных учреждений;
· рынок оптовой торговли.

Основными понятиями рынка являются: спрос, предложение, цена. Их понимание способствует уяснению механизма образования цены товара и функционирования рыночного хозяйства в целом.


Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.

Рыночную структуру определяют множество факторов:

Количество фирм в отрасли и их размеры;

Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);

Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

Количество покупателей.

Способность фирм воздейтсоввать на спрос посредством рекламы.

Однако основными являются 3 фактора:

Количество фирм в отрасли и их размеры;

Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);

Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:

рынок совершенной (чистой) конкуренции;- тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

чистая монополия -; положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги

монополистическая конкуренция;- тип рыночной структуры несовершенной конкуренции.

олигополия.- тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм

Инфраструктура- совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особого рынка и выполняющих функции по обеспечению нормального функционирования.
инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

11.

12.закон рыночного спроса. Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.

Закон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость.

 

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене

 

Экономисты объясняют действие закона спроса тремя эффектами.

«Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности. «Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя. «Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Закон не действует в следующих случаях:

при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;

для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег;

q при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них являются цена на единицу блага в данный момент. Изменение цены (P) означает движение по кривой спроса (вверх-вниз).

Кроме цен на спрос влияют факторы(детерменанты):

1) изменение доходов потребителя (I);

2) изменение вкусов и предпочтений (Z);

3) ценовые и дефицитные ожидания (W);

4) колебание расходов на рекламу;

5) изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom);

6) изменение количества покупателей (N);

7) прочие факторы (B).

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

13. Предложение это совокупность товаров, выносимых на рынок производителями.

Прямая связь между ценой (P) и количеством предлагаемого продукта (Qs) называется законом предложения.

Qs = f (Р).

Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая S имеет положительный наклон.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Важнейшим фактором является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой S.

Кроме того, на предложение влияют факторы(детерминанты):

1) цены факторов производства (Pr);

2) технология (K);

3) ценовые и дефицитные ожидания агентов экономики;

4) размер налогов и субсидий (T);

5) количество продавцов (N);

6) прочие факторы (B).

Движение вдоль кривой S означает изменение величины предложения. Сдвиг кривой S влево или вправо отражает изменение предложения, что происходит под влияние факторов, определяющих функцию предложения.

14. Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия.

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки.

В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют QE

количество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Р1 количество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

При снижении цены товара до уровня Р2 спрос на него возрастет до уровня Q2D и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

На данном графике также показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1D будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Q1 до уровня QE и цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2D будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

15.Статическая модель рынка

Точно так же мы можем проследить за метаморфозами на нашем рынке в случае, когда его исходное равновесное состояние будет нарушено со стороны предложения, например, в результате изменения ожиданий продавцов, получивших основания предполагать, что в ближайшее время будут сняты некоторые ограничения по импорту товаров, заменяющих данный.

На графике (рис. 5.4) это приведет к сдвигу кривой предложения вправо-вниз: S1 → S2. Если опять-таки считать, что в первый момент цена остается неизменной (P1), то рост предложения приведет к избытку товара, или затовариванию, в размере Sp = QS - QD. После этого начнется конкуренция продавцов, результатом которой станет снижение рыночной цены (с Р1 до Р2) и рост количества продаваемого товара. На графике это будет отражено перемещением точки рыночной конъюнктуры E1 вдоль кривой спроса вплоть до ее пересечения с новой кривой предложения, что и будет означать установление нового равновесия Е2 с параметрами Q2 и Р2.

рис.5.4

Подытожим результаты исследования сдвигов рыночного равновесия.

Изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Пусть рыночный спрос растет (линия рыночного спроса D0D0 перемещается вправо в положение D1D1), тогда цена равновесия Р* и равновесный объем Q* растут (рис. 5.5).

рис.5.5

При уменьшении рыночного спроса (при перемещении линии рыночного спроса D0D0 влево в положение D2D2) цена равновесия Р* и равновесный объем Q* падают (рис. 5.6).

рис.5.6

При росте рыночного предложения (при перемещении линии предложения S0S0 вправо в положение 5,5,) цена рыночного равновесия Р* падает, а равновесное количество Q* растет (рис. 5.7).

рис.5.7

При уменьшении рыночного предложения (при перемещении линии рыночного предложения S0S0 влево в положение S2S2) цена равновесия Р* растет, а равновесное количество Q* падает (рис. 5.8).

рис.5.8

При одновременном перемещении линии рыночного спроса DD и линии рыночного предложения SS цена равновесия Р* и равновесный объем Q* могут вести себя по-разному.

Рассмотренный механизм достижения рыночного равновесия, конечно, не является единственно допустимым. Например, если предположить, что в отличие от быстро изменяющегося под различными воздействиями спроса реакция предложения будет более замедленной, то мы получим другой вариант, известный в экономической теории под названием «паутинообразной модели». В этом случае возможность достижения нового состояния равновесия будет определяться соотношением конкретных параметров функций спроса и предложения.

Описанная выше модель рынка является статической, ибо охватывает некоторый фиксированный период времени (который может быть, например, равен году, кварталу, месяцу); связи ее переменных во времени не рассматриваются.

16. Динамическая модель рыночного равновесия («паутинообразная модель»).

Данная модель преполагает слудеющие допущения:

-величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения — от цен предшествующего периода.

где t— период времени

-функции спроса и предложения являются линейными

где a.b.c.d — положительные коэффициенты;

-функции спроса и предложения не меняются во времени

В зависимости от соотношения абсолютной величины тангенса угла наклона кривой спроса b и угла наклона кривой предложения d (угол определяется по отношению к оси ОР) будет определяться стабильность или нестабильность рыночного равновесия.

Возможны три случая:

-если d>b, то любое отклонение от равновесия будет вести к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляя исходное положение от точки равновесия.

-если d=b, то любое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды;

-если d<b, то колебания будут постепенно затухать, а рыночное равновесие восстановится

Государственное регулирование рынка

Государственное воздействие может осуществляться через использование таких мер как:

1) Введение потоварного налога T. Данная мера может вызвать сдвиг кривой предложения SS вверх влево и установление новой более высокой цены равновесия , а также нового меньшего равновесного объема продаж

2) Государственные дотации-T.Вызывают сдвиг кривой предложения вниз вправо, установление новой более низкой цены равновесия и нового большего равновесного объема

3) Установление фиксированных цен.Последствия государственного вмешательства в рыночные цены зависит от того, фиксируются ли цены выше или ниже точки равновесия.

ниже цены равновесия (на социально значимые товары, в целях не допустить их чрезмерного роста) — в результате возникает дефицит, ибо при цене

величина спроса превышает величину предложения и вознимает товарный дефицит.

выше цены равновесия (защита производителей какой-либо отрасли, сельского хозяйства) — избыток предложения, поскольку при цене величина спроса меньше величины предложения. Данный избыток покрывается государственными закупками, финансируемыми в конечном свете за счет налогов).

Паутинообразная модель рыночного равновесия может с достаточной степенью применяться лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов (климатические условия, изменения спроса потребителей). Однако, она показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса. Достижение устойчивого равновесия не означает остановки в развитии производства, поэтому устойчивость рыночного равновесия носит относительных характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.145 (0.013 с.)