Асн. канц. фарм-я бел. народ-і і пах-я назвы “Белая Русь”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Асн. канц. фарм-я бел. народ-і і пах-я назвы “Белая Русь”.



В13-16 вв. ускорился процесс этнической консолидации, созд.предпосылок для возникн.белор.народности. Формир-е бел-й народн.- длит-й специфич.процесс, который происх.в опред-х историч-х условиях. Белор-я народность – языковая культ.общ-ть людей, которая сложилась исторически с участием балт.субстрата в пределах преимущественно славянск. Террит.,где проживали потомки дреговичей, кривичей, радимичей, частично северян, древлян и волынян + в состав бел-й народности вошли частично литовцы, ятвяги, татары. Условия: объед-е раздробл.бел-х земель в составе ВКЛ – террит-я консолидация; централизация гос-ва; усиление торг-эконом связей, складыв.единого внутр. рынка – что способств. Преодолению локальной замкнутости (что было при натуральном хоз-ве). В связи с этим, усил.тенденции к взаимному общению, что расширяло культ-е связи, стирало языковые особ-ти. Специфич.черты бел.языка уже возникли в 13 в., а в 14-15 вв. появл. В памятниках лит-ры и гос-х актах(аканье, дзеканье, твердое д). В 16 в. бел.яз.стан-ся госуд-м. Статут 1588г.закр.бел.яз.официально госуд-м языком (а церковнослав.язык только во время церковной службы). Важная роль в форм-ии бел-й народн. Сыграл религ-й фактор (окатолич. правосл. белорусов в составе Польши - 1596г. униатство, что способств. сохранению и развитию языка, культ.традиций,формир-е нац-го самосозн-я). Постепенно слож-ся менталитет (умонастр-е народа, особенно его мышления, нац-й хар-р, психология). Нац-я и религ-я толерантность; гостеприимство, мудрость,трудолюбие. Духовные качества бел-го народа отразились в обычаях, обрядах, фольклоре, муз и хореогр. искусстве. Т.О. должна быть этнич-я террит-я, этнич-е самосознание, менталитет.

-географ-й климат; - этнографич.; - внешнеполитич. (не была под татарами); - конфессион.фактор (христ-во)

 

12. Сац-экан і паліт разв. бел. Зям. РП у 2 п.17-18ст. Падзелы РП.

2п.17 в. В РП наблюд. политич.кризис – отсут.единая централиз.власть,т.к. существ.выборность польских королей и их зависимость от магнатов и шляхты; злоупотребл.”золотыми” шляхетскими вольностями и правом либерум вето (сеймы срывались) –в стране господств. феод.анархия; у короля небыло мощного войска (т.к.шляхта видела в этом угрозу своим вольностям).

Смерть 1763г. короля Августа 3 обострила ещебольше ситуацию-нач.борьба м/у магнат.группир., котор.стремились к власти (Радзивилы-Чарторыйские-Агинские-Патоцкие). Все они искали поддержку в соседних странах – Чартор.в лице России,Патоцкие и Радзивилы – в Пруссии. Соседние страны вмешивались во внутр.дела РП, что еще больше ее ослабляло. В итоге борьбы на троне – Понятовский (поддерж.Чартор.), что вызв.недов-во России и Пруссии. В авг 1772г подписана конвенция о 1-м разделе РП (м/у Рос, Австр, Прус) – к Рос отошли с-в земли Бел. После 1-го раздела была предпр.попытка спасти крах РП – сеймом принята новая констит 1791:ликвид.раздела на Пол.и ВКЛ; общее правит-во,войско,финансы, созд.независимых судов от администр.,НО! Против перемен выступ.шляхта – Екат.2 воспольз.этим, двинула свои войска – 2-й раздел 1793 г.(отошли центр.земли Бел.). Посл.попытка спасти РП-восст.Костюшки весна 1794 г., но подавлено царскими войсками. – 1795 г. 3-й раздел РП (за РИ закрепл.вся тер.Бел.). Т.О. федеративное господство РП прекратило свое существование.

13. Культура Беларусі ў другой палове 17 - 18 ст.

Резко усилились полонизация и окатолич.восточных земель РП,бел.яз. постепенно вытеснялся. В 1668г. сейм Рпзапретил переход из католич-ва в др.вероисповед-я.Снисходит-е отношение к униатской церкви сменилось более нетерпимым. Забывались достиж-я эп.Возрожд-я и Реформации, снова приобрели популярность идеи эпохи средневековья. Это, а также схоластика, фанатизм, нетерпимость стали опред-ми принципами периода контрреформации. Белорусвскоязычной была преимущественно народная культура – культ-ра крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства. Худож-м напр-м – барокко,сопровожд.отходом к схоластике и догматизму времен средневековья. Нач.этого теч-я на Б. сязано со строит-вом первого в РП памятника архит-ры барокко – костела иезуитов в Несвиже в 1584-93гг. На 2п. 18в. прих-ся распр-е идей Просвещ-я. Присуще признание приоритета просвещ-я, науки и разума в жизни общ-ва и гос-ва. Хар-но соществ-е ряда культ-х стилей – барокко, классицизм, рококо. Хар-р эпохи определял классицизм. Суть его проявл-ся в канонизацииантичной классики как непревзойденного образца. В сер.18 в. в Б. проник. научн-филос идеи Локка, Бэкона, Декарта.Школьное обр-е сосредот.в осн. в руках разных монаш-х орденов. Иезуитам,базилиане, пиары и доминиканцы. К нач.18 в.была прекр.деят-ть всех братских и протестант.школ. Препод-е велось на лат-м языке. Центром науки в Б. – Виленская иезуитская академия, имевш.статус унив-та. Сорбевский – один из главных теоретиков барокко в Европе. Полоцкая иезуитская коллегия. В организ-и базилиане выделялись прежде все тем, что учителя предавали на родном для учеников языке. Слуцкая гимназия. Во 2п. 18 в. происх.обновление системы обр-я в РП, что связано сэкономич-и изменениями. В 1773г. была создана комиссия по нац-му обр-ю, школа приобрела светскую направл-ть, стали занимать предметы естественнонаучного цикла, многочисл. профессион. завед-я, ветер., акушерск. школу.Общ-политич.мысль. Бел. новые филос. И научн.идеи здесь возник. В недрах схоластики. Схоласты – Тылковский, Кмитиц, атеистич.взгляды Лыщинского трактат “О несуществ.Бога”, в 1689г. его сожгли. Во 2п. 18в. проис.процессосвобожд.философиии естествознания от средневек.теологии и схоластики, отмирали жанры летописания,житийной прозы, рождались песенная, юмористич., пародийно-сатирич.поэзия,и др. Лит-ра 2п.17-сер.18 вв. с ориентацией навкусы средней имелкой шляхты, горожан. Симеон Полоцкий (основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию),Белобоцкий. В этот периодж возникцикл сказок обогатырях, театры существ. Прежде всего при иезуитских уч.завед-х (“Царь Ирод”, “Царь Максимилиан”). Во 2п.18в вБ. Просх.становл-е профессион-го театра, в осн.частных, несвижский театр (основ. Радзивил), слуцкий (владельцем был Гераним Радзивил).Вед.место в светской живописи занимает портрет: парадный, репрезентативный, Наиб. Выс.худ-й уровень оформл.книг демонстрир.могилевская типография станковой гравюры (братья ващенко, братья тарасевичи).

14. Канфесіі ў Беларусі ў 14-18 ст.

В 11-12вв. белор.земли стали почти полностью православными,иихнац-культ развитие проходило подвлиянием Византии. После люблинской унии противостоянии катол.и правосл. Достигло апогея и чаша весов в это время склоняется в сторону католического Запада. Язычество и православиемирно существовали под властью великих князей. Миндовг. Православными были больш-во бояр при дворе Гедимина, Витовта.

Первые князья поддерж.правосл.церковь, т.к. видели в ней свою союзницу: получала земли, зависимых крестьян, возводила новыецеркви и монастыри и к к.14в. не только монопольно главенствовала в дух.жижни Б., но и расширяла влияниев Литве епархий (полоцкой, туровской).

В 1317г. с разреш.патриарха была основана Литовская митрополия с резиденцией в Новгороде. Попытки крестоносцев упрчить католицизм на бел-лит землях в 13-сер.14вв. успеха не имели. Госуд-во,все правители которого начиная с Ягайло, были католиками, начало опекатьзападную церковь. Привилеем 1387г. власть привлекает к крещениюприобретением права наследств-го владения землей литовскуюзнать, а грамотой 1413г. белор-укр феодалов. 1387г.- тогда была создана Виленская епархия.

Дискриминация православных с к.14в. начала разрушать внутр.единство Княжества и стала источником ряда конфликтов. Но правосл.княжества не поддерж.Флорентийскую унию 1439г. Прокатоли.религ.политика оказалась недальновидной и потерпела крах. В 1432 и 1434 гг. оно снимает экономич. Ограничениядля правосл.знати, с к.15в. начинает включать ее в политич.элиту госуд-ва, а в 1563г. полностью уравнивает в правах православную и католич.шляхту.

Культурн.жизнь, хозяйств. подъем,эволюция городов, обостр.внутриполитич. и соц-х противоречий подготовили почву для возникн. и развития реформаторского движения в Б. Западноевроп.протестантизма, итальянского антитринитаризм, русской ереси. (радзивилы, Сапеги,Воловичи, Глебовичи и др.) они хотели сохранить обособленность своего госуд-ва от католич.Польши. шляхту и зажиточных горожан Реформация привлекла возможностью подорвать могущество церки,кальвинизм реформаторских общин церкви, школы, приюты. Берестье, Несвиж, Клецк, Ивье, способствовала активизации духовной жизни общ-ва. Реформат.движ-е содейств.развитию толерантности с ВКЛ. Варшавская конфедерация 1573г.. санкционировала свободу вероисповед. И религиозное согласие м/у разными конфессиями. Статут 1588г. привело к конфликту с кальвинистской шляхтой и магнатами, вызвало беспокойство правящих кругов. В спасении католич.церкви от кризиса папство сделало ставку на орден иезуитов. В ВКЛ иезуиты появились на след-й год после Любл.унии. Иезуиты взяли в свои руки образ-е – открыли академию в Вильно и 11 коллегий в Б.К к.17в. контрреформация в Княжестве победила.Триденскимсоборомпрограмма реставрации позиций католич.церкви. Основание Московского патриархата в 1589г. укрепляло правосл.на русских землях. Берестейская уния 1596г. униатство – сохр.правосл.обрядности, церковнослав.языка при богослужениях, традиц.праздников, но признавало верховенство Папы римского, католич.вероучение.Образ-е, лит-ра,язык, книгопеч. втягиваются в религ.борьбу. Реформы митрополи тов Руцкого, Корсака, создание базилианского ордена, введение белор.языка в литургию способствовали росту влияния униатской церкви среди нас-я. Она стала барьером на пути ополячив.белорусов и сдействовала сохр.этноса в условиях полонизации.

 

 

16. Адм-тэрытарыяльнае ўладкаванне бел. зям. у складзе РИ. Увядзенне рас-га заканад. К.18-1п.19ст.ст.).

После включения бел.земель в состав РИ царское правит-во стало проводитьздесь централистскую политику с целью их слияния с основными русскими регионами. После 1-го раздела в России отошли С-В области Б. Была образована Полоцкая (Полоцк) и Могилевская губернии. Они были объединены во главе с графом Чернышевым. В 1786г. на базе Псковской выделяется Полоцкая губерния. С 1777г.вводится поветовый принцип администратичного деления. В рез-те 2-го раздела к России отошли центр.земли Б. (Полоцк,витебск, мстиславль,минское воеводство). В 1793г. в этих районах начинают образовываться губернии. Были образов. Полоцкое и Могилевское наместничества. Были образованы Минская,Браславская и Изяславская губернии. 3-й раздел присоединил к Россиизападные земли Б. Было образовано литовское генерал-губернаторство во главе с князем Репненым. Туда входили Слонимская и Виленская губернии. В 1796г. при Павле 1 была проведена новая губернская реформа. Результат – созданы Белорусская(Витебск), Минская и Литовская (Вильно)губернии. В 1801г. было оформлено новое губернское деление России.Были образованы: Белорусская Могилевская и Витебская губернии) и Виленская (Минская, Гродненская и Виленская губернии). В 1807г.к России был присоединен Белосток с Белостокской округой. Позже они были включены в состав Гродненской губернии. Такое адм-террит.деление было до 1917г. Введ.рос-го законод.(к.18-1п.19в) – в 1772г. Екат.2 издала указ о сохранении всех особенностей присоединенных земель.Это делалось с цельюю уменьшения оппозиции сосотороны магнатства и шляхетства. Шляхте предоставляются шляхетские привилеи. После каждого присоединения шляхтабыла обязана присягать императрице, а то покидали пределы Б. и продавали свое имущ-во за 3 месяца.Вводится дарственная грамота городам. В Б. упразднялось магдебургское право, а на города, и меашие его, и местечки, признанные центрами уездов, распространялись принципы русского городского самоуправленияв соответствии с жалованной грамотой городам 1785г. Жители ряда местечек, не получившие таких прав, приравнивались к крестьянам.Губернии делились на поветы. Каждый повет делился на 6 ключей во главе с войтом.В 30-е гг.19в. поветы делились на станы. Наивысшей должностью был генерал-губернатор, который обладал широкими полномочиями. Руководили губернаторы через канцелярии. Выделяют 3 этапа введ.рос.законод-ва: Период, когда только начинаются преобразования (1772-нач.20-х гг.19в). В это время почти не вводится рос-е законод-во. Российские власти хотели приспособить местные власти к государственным нуждам. Конституцией продолжал оставаться Статут 1588г. продолжали действовать судебные учреждения прежнего типа. В 1797г. Павел 1 приказал возобновить в восточной Беларуси старые (каморницкие)суды. Но, постепенно, судебная система сближается с российской судебной системой. Промежуточный этап (нач.20-х-30-е гг.19в). Предпринимаются попытки смешения местного и общероссийского права.В России начинается строит-во Свода общероссийских законов. Начинается разработка законов Западных губерний, которые хотели включит в общероссийские законы. Работойруководил Данилович. Нач.30-х-50-е гг.19 в – Николай 1 начал ликвидировать старую судебную систему. Начинается унификация судебной системы. Все ведение судебных делпереводится на русскийязык.Земские и городские суды были преобразованы в поветовые.. Главными в судах были генерал-губернаторы и губернатоы. С 1.01.1831г. в Витебской и Могилевской губернияхбыло приостановлено действие Статута ВКЛ, в 1832г.- везде. С 40-х гг. по всей террит.Б. начинается вводится общероссийское право. При Николае 1 начинается негативное отношение к Б., в 1840г. он исключил этнические названия “белорусские”. Беларусь преобразована в Сев-Зап край.традиционное право перестало существовать.В губернских и уездных городахначинают работать русские школы, вводится преподавание географии и истории России, распростр.русские периодич.издания. Царское правит-во проводило порлитику отрицания самобытности и особенностей белорусского народа. В то же время при полном потворствовании ополяченному панству в к.18-1 четв.19 вв. Процесс полонизации продолжался и даже усилился. В этих сложных условиях хранителем языка и нац-культ традицийвыступало в основном крестьянство.Но и среди шляхты до конца не исчезла связь с родной землей – литвинском патриотизме. У шляхты оставались причины для недовольства новой властьюиз-за потери государственности.

17. Нац-рэліг паліт царызму на Б. ў к.17-19 ст.

После разделов острыми стали нац-й и религ-й вопросы. Больше. являлось многонац-й и поликонфессион-й террит. Униатство (80% крестьян).Проблема ограничения влияния католицмзма. В 1774г. была создана белор.католич.епархия в Могилеве. В 1798г. Павел 1стал магистром Мальтийского ордена.В 1812г. в Полоцке открывается Иезуитская академия. При Екат.2 в Полоцке – архиепископская кафедра в 1783г. В 1814г. было создано Рос.библейское товарищество, возглавил Голицын.Издавало Библию.Отделения в Могилеве,Витебске. Но в 1826г. по царскому указу товарищество было распущено.

В 1794г. издается указ об упразднении всяких преград о переводе униатов в православие. В итоге в православие было пееведено более 1,5 млн.униатов. Начин-ся активная антикатолич.политика. В 1828г. униатскамя церковь была подчинена департаменту иностранных вероисповеданий. В 1837г. рук-во униатской церковью передается Священному синоду. В 1839г. на Полоцком церковном соборе ликвидирована Брестская уния. Многие церковные книги на старобел.языке были ликвидированы. 23.06.1794г. обозначилась “черта оседлости” для евреев –Бессарабия и Зап.край – 75% от всего нас-я. Староверы. Указом от 24.12.1835 забеглыми православными попами была установлена слежка. Строятся цервки единоверцев в Полоцке и др.поветах. В апреле 1853г. вел свою работу Особый Секретный комитет по пересмотру существующего закон-ва о староверах. Запрещался колокольный звон в каплицах, постройка или ремонт молельныхдомов и др. Царские власти не считали староверов отдельной конфессией, православие стало господствующей религией. В результате униатская церковь потеряла свое значение, а влияние православной значительно возросло. Царским властям приходилось учитывать мнение магнатов и помещиков белор.земель, которые в основном были католиками, католического духовенства,занимавшегося воспитанием молодежи. Значительная часть указов была направлена на ограничения отношений католического рук-ва с Ватиканом при Николае 1, они были напряженными,что было обусловлено участием католического духовенства в восстании 1830-31гг. и самовольным переходом части униатов в католицизм. Для католиков в общем кол-ве нас-я уменьшилась. Протестанская конфессия в бел-литовских губерниях не оказывала большого влияния на обществ-политич. И религиозную сферы бел.народа, потому и не встретила сколь либо значительных ограничений в религиозном плане со стороны властей. Староверов царские власти не считали отдельной конфессией.

 

 

18. Нац-кул пал царыз ў Б. Адук і разв навук беларус-ва (к 18-1п 19 ст.)

Разв-е образ-я. Школьн.статуты 1804 и 1828гг. Закрытие ВУЗов. Горы-Горецк.землед.ин-т. Идеи Фр. Революции к.18в., нарастание демократич-х настроений вынудили царизм провести некот.реформы в сфере обр-я. В 1802г. – В Рос.образ-но Мин-во нар-го просвещения. Согл.Статута 1804г. школьная система строилась по принципу единства и преемственности, обучение бесплатное. Система обр-я включала в себя приходские уч-ща с годовым сроком обуч-я (нач.школа), 2-хлетн поветовые уч-ща, 4-х летн гимназии и ун-ты. Отсюда рост общеобразоват-х школ. Было централиз-е рук-во уч.учр-ми. Виленский ун-т 1803г. Препод-е на польск.языке, а русский – как одна из уч.дисциплин.Среднее обр-е давали иезуитские коллегии. 1812г. –Полоцкая иезуит.академия, в 1820г.-закрыта. В 1828г. Статут уч-х завед-й: ввод. две системы, сформир-е по сословному принципу – одна – образ-е для низших слоев, другая – средн.и высш. обр-е – для дворян (домашн.обр-е, 7-и летн гимназия, ун-т). В 1832г. – закрыт Виленский ун-т как расссадник антирусск.идей и настроений, вводилось обуч-е на русск.яз. Монастырские уч-ща преобраз-сь в гимназии. Возник. профессион. уч.учр-я, в 1840г.- стало действ. Горы-горецк. Землед.уч-ще, в 1848г. – Горы-Гор.земл.ин-т. После закрытия Виленск. и Г-Горецк. Ун-в Б.нНе имела своих ВУЗов. Изуч-е ист, этногр., фолькл.белорусов.Белорусов-е. – в 1п. 19в. – время возникн-я научн.белорусоведения. изуч-е Б. Осущ. Рос.акад.наук, Русск.георгаф.общ-во, Виленский ун-т, Виленский музе древности и Вил.археолог.комиссия. Ист, этногр, фолькловбелорусов еще в 1780г. начала изучать экспедиция акад.Лепехина. Калайдовича “Про бел диалект” (1822) - первая попытка научн-го исслед-я языка белорусов. “Бел-й архив” Григоровича, “Летописец Литвы и русск.хроника” Даниловича, “Ист.лит.народа” Нарбут, БезКарнилович “Историч. Справка о знаменат.местах Б”, лингвисты Носович и Микуцкий. Писатель-этнограф Шпилевский “Путеш-е по Полесью и бел.краю”.Братья Тышкевичи, Киркор описаны быт, жизнь, орудия труда крестьянина, обряды, сем-бытовые обычаи. Чечет – собиратель бел-го фольклора – сборник весновых песен. Народноетворчество. Разв-е белорус-я, повышение интереса к ист и этногр белорусов способств. осведомлению представителями шляхты иразных слоев своей принадлежности к народу, поиска ими своих корней. Крепло этнич-е самосоз-е, шел процесс преобр-я белор.народности в нацию. Развив-сь общеобр-я школа, возник.профес.уч.завед-я, повыш.культ-й уровень нас-я.

 

19. С/х і становішча сялян Б. ў 1п.19ст. Формы і хар-р сял. барацьбы.

1п.19в. Беларусь относ.к регионам, где господствовало крупнопоместное двор.землевладение (Радзивилы, Паскевичи, Любомирские). Больш-во помещиков Б. не вели собств.хоз-ва. Вся их земля наход.в пользовании креп.крестьян, которые платили помещикам чинш, оброк или смеш.повинности и др. Основа помещичьего хоз-ва – земледелие (жито, ячмень, овес, с сер.19в. начали выращивать картофель). Жито и картофель перераб.на спирт (винокурение) – которые наход.в руках помещиков. Переход к 4-х полосной системе. В этот период господств. фольварки (помещичье хоз-во, продукция которого идет на продажу; ведется на основе барщины). Фольварки разного профиля: льноводство, выращив.конопли, пенька,сахар (Скирмунт, Витгенштейн), многоотраслевые хоз-ва (паскевичи). Образцовымхоз-м считалось Гомельское поместье (7 винокур.,млын,чайный завод, ткач-во,сахар + использ.новое оборуд-е). Крестьянские х оз-ва: основу сост.земельный надл, который получ.крестьяне от госуд-ва (госуд.крестьяне) либо от помещика(помещичьи) – выполняли ряд повинноестей.Чтобы обеспеить себя всем необходимымкрестьяне занимались домашними промыслами (посуда, одежда и т.д.).Распростр.были и сезонные промыслы (на вырубку и вывоз леса, строит.дорог).Но широкого распростр-я не получили, т.к. перевод крестьян с оброка на барщину.Полож-е крестьян было тяжелым, т.к. к сер.19в.баощина составляла 12 дней в нед (6жен и 6 муж). Крестьяне были лишены всех прав: помещик мог дарить, сдатьв рекруты,не могли жениться без разрешения- все это выливалось в выступления против помещиков. Борьба: Одним из показателей нарастающего кризиса сущ-й системы было крест. движение.Углубление антагонизма между крестьянством и помещиками было вызвано усилением крепостного нажима, которое проявлялось в увелич. размеров панщины и чинша, захвате крестьянских наделов, насильственным переселением крестьян на неурожайные земли, перевод на вотчинные фабрики, жестоким обхождением. Особенностью социальных противоречий на Беларуси являлось их переплетение с национально-религиозной враждебностью между крестьянами и панами.Борьба крестьян против угнетения выявлялась в разных формах: жалобы, «иски о вольности», отказ от выполнения повинностей, побеги, сопротивление вотчинной полиции и войскам. Участились случаи убийства крепостными своих панов и экономов поместий. Большая часть волнений в 1847-1848гг. была связана с введением инвентарей. Возмущение крестьян вызвал тот факт, что вместо ожидаемой «воли» появились инвентари, которые подтверждали сохранение крепостничества.

Отмена крепостного права

Сер 19 в Беларуси – аграрные региональные феодальные отношения препятствуют развитию капиталистических отношений. Помещичьи хозяйства испытывают кризис, т.к. не обновляется и крестьяне не заинтересованы. Стремились повысить доходность феодалов за счет увеличения эксплуатации крестьян. Осознана необходимость реформы 57 г. Был создан Секретный Комитет, где готовились проекты реформ. В Беларуси помещики западных губерний (Виленской, Гродненской, Ковенской) выразили готовность освобождения крестьян, но без земли. Помещики подали Александр 2 петицию. Что было обусловлено: большая втянутость помещиков данного региона в рыночные отношения, + существенная жесткость инвентарных правил; осведомлен об отмене крепостного права в Прибалтике, Польше, Пруссии.

19 февраля 1861 г. Алек 2 подписал Манифест и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Крестьяне могли:заключать торговые соглашения, переезжать в город, записываться в сословия мешчан и купцов, поступать на службу или учебное учреждение, получили личную и хозяйственную свобода. Но помещик оставался собственником земли. И чтобы не остаться не раб рук «Положения» предусматривали правила по каторым: 1. Выкупать землю кр-ин мог только через 9 лет (временнообязанное положение)и все эти 9 лет отбывали панщину и платили чынш. 2.- 2 года на составление «уставной грамоты» между помещиком и кр-ном.

Далее крестьянин мог выкупить землю (срок выплаты 49 лет) На Беларуси: было 2 положения, т.к. было 2 системы крест. Землепользования.

1. Для Вит, Могил губ (общинное землепользование) устанавливались размеры поделов: высш. От 4 до 5,5 десятин; низш 1/3высш. Сохранялась круговая парука.

2. Для Вил, Гроднен, Минск губ. (подворное землепользование) сохранялся дореформенный падел. Повинности выполнялись индивидуально и устанавливали на уровне инвентарных норм.

Вывод: реформа обманула ожидания крестьян- в течении 1862 г.152 выступления крестьян. Это заставило принять меры: указ от 1.03.63 Обязат выкуп крест. поделов в Вил, Гродн, Минс. Губ.; от 1.05.63 отменялось временнообязанное положение = крестьяне переводились в разряд собственников земли.

РЕФОРМА 61 г. = способствовала развитию капиталистических отношений, хотя и сохр помещичье землевладение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.019 с.)