Оптимальная модель управления наличностью Баумоля-Тобина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимальная модель управления наличностью Баумоля-Тобина



· Модель Баумоля-Тобина - модель спроса на деньги, согласно которой люди определяют размеры необходимой им суммы наличных денег, сопоставляя убытки в виде недо­полученного на эту сумму банковского процента и стоимостной оценки экономии времени от более редких посещений банка.

“Портфельный” подход Баумоля-Тобина к объяснению спроса на деньги базируется на оптимизации размера реаль­ных кассовых остатков с учетом трансакционных и альтер­нативных затрат держания реальной кассы.

Модель спроса на деньги для сделок с учётом альтерна­тивных затрат держания кассы предложена независимо друг от друга двумя экономистами - У. Баумолем и Дж. То­бином (оба экономисты США).

Модель Баумоля-Тобина анализирует достоинства и недостатки накопления наличных денег. Основное досто­инство состоит в том, что индивид освобождается от необходимости ходить в банк при каждой покупке. Недостаток заключается в том, что индивид несет убытки, теряя процен­ты, которые бы он мог получить, положив деньги на сберега­тельный счет.

Возьмем три варианта.

Первый. Можно в начале года снять со счета Y руб. и тра­тить их в течение года. Этот вариант изображен на рис. 19.1, на котором показана сумма денег, которой индивид обладает в каждый конкретный момент. В начале года эта сумма составляет Y, а в конце года - 0, средняя сумма в течение года - Y / 2.

Второй. Он предполагает двукратное посещение банка в год. В начале года индивид снимает со счета сумму, равную Y/2, которую он тратит в течение первого полугодия, после чего он вновь снимает такую же сумму и тратит ее во вто­ром полугодии. Исходя из этих условий сумма денег на руках у индивида в течение всего года изменяется от Y/2 до 0, а в среднем равна Y/4. Графически этот вариант изображен на рисунке.

Денежные средства на руках у индивида при однократном посещении банка

Третий. Этот вариант предусматривает посещение бан­ка N раз. При этом индивид каждый раз снимает со счёта Y/N руб., которые он тратит равными частями в течение каждо­го из 1 /N периодов. В течение года сумма денег на руках из­меняется в пределах от Y/N до 0, а ее среднегодовое значение составляет Y /2N. Этот вариант изображен на рис. 19.3.


Среднегодовое значение суммы на руках у индивида в течение года зависит от коли­чества посещения банка. Оптимальное значение посеще­ний банка N* определяется по формуле:

где F - денежная оценка издержек на посещение банка. При этом значении N средняя сумма денег на руках равна:

При определении оптимального количества посещений банка необходимо учитывать совокупные издержки, связанные с хранением денег в ликвидной форме. Эти издержки выступают в двух видах, представляющих альтернативу:

а) недополученный процент;

б) денежная оценка издержек времени на посеще­ние банка. Совокупные издержки, связанные с посе­щением банка, определяются по формуле:

iY / (2N) + FN

где iY / (2N) - недополученный процент; N - число посе­щений банка; F - издержки на посещение банка. Экономические субъекты определяют такое число посе­щений банка, при котором их совокупные издержки будут минимальны.

Модель Баумоля-Тобина, разработанная в 50-е гг., на­ходится в русле теории трансакционного спроса на деньги и является одной из ведущих теорий спроса на деньги. Но эта модель может найти и более широкое применение. Напри­мер, в том случае, когда индивид располагает не только на­личными активами в денежной форме, но и неденежными активами (акциями и облигациями).

Модель Баумоля-Тобина выделяет роль денег как сред­ства обращения. Согласно этой модели, спрос на деньги пря­мо пропорционален доходу и обратно пропорционален про­центной ставке.

Налоговая система, фискальная политика, стабилизационная политика; закрытая и открытая экономика, номинальный и реальный валютный курсы, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

 

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

 

Стабилизационная политика - политика, направленная на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полной занятости факторов производства в условиях стабильного уровня цен.

 

Открытая экономика

Есть несколько подходов в определении понятия «открытая экономика». По сути они близки, но различия позволяют получить более полное представление об изучаемом явлении:

1. Это экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект вправе осуществлять экспорт и импорт товаров (услуг), финансовые сделки.

2. Это экономика страны, открывающей свои границы для проникновения товаров и капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны.


Типы открытой экономики:

1. большая (способная оказывать значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки процента),

2. малая (экономика, незначительные размеры которой не позволяют оказывать существенное влияние на процессы на мировом рынке).


Критерий открытой экономики: Благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капиталовложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и микроэкономическом уровне)- главный критерий открытой экономики.


Преимущества открытой экономики:

Открытая экономика, т.е. национальная экономика с высокой степенью включенности в международные экономические отношения, способствует:

- углублению международной специализации и кооперирования производства;

- рациональному распределению ресурсов в зависимости от степени ее эффективности;

- распространению мирового опыта через систему МЭО;

- росту конкуренции между отечественными производителями, стимулируемому конкуренцией на мировом рынке.

 

Концепции открытой экономики:

1. Кейнсианская

2. Радикальная

3. Монетаристская

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.008 с.)