Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроэкономика: предмет, объект, методы.

Поиск

Существует несколько определений предмета экономической теории:

- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

- эта наука о богатстве;

- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

- эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.

Современная экономическая теория больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д.

Методы экономической теории:1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом. 2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом. 4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы. 5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Экономическая модель кругооборота в микроэкономике.

Экономический кругооборот (кругооборот ресурсов и доходов) - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных поступлений и расходов. Это схематическое изображение взаимосвязанных основных рыночных потоков в экономике.

Простейшая модель экономического кругооборота представлена на схеме. В этом случае рыночный кругооборот включает следующие блоки: 1) домохозяйства; 2) фирмы; 3) рынок ресурсов; 4) рынок продуктов.

Домохозяйства рассматриваются как собственники всех ресурсов: труда, капитала, земли и предпринимательских способностей. За ресурсы, поставляемые на рынок ресурсов, домохозяйство получает денежный доход (заработную плату за труд, арендную плату за землю, процент за капитал, прибыль за предпринимательские способности). Денежный доход расходуется на приобретение товаров и услуг на рынке продуктов. Следовательно, домохозяйства формируют спрос на продукты и услуги и предложение на рынке ресурсов.

Фирмы организуют производство товаров и продают их на рынке продуктов. Выручка от продаж используется для покупки ресурсов, то есть превращается в издержки производства товаров. Фирмы формируют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг на рынке продуктов.

В процессе кругооборота формируются два потока: 1) против часовой стрелки - поток экономических ресурсов; 2) по часовой стрелке - поток денежных доходов, потребительских расходов и издержек производства.

Рынок и формирование равновесной цены. Подход А.Маршалла

Равновесная цена (РЕ) - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения, в результате действия конкурентных сил. QE=QD=QS. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке. Другой подход предлагает А. Маршалл. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 — Р2 Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены.

Рыночное равновесие и его свойства. Рента потребителя и рента производителя

Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена - это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:

PE = PD = PS

При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров: QE = QD = QS

Равновесная цена выполняет важнейшие функции:

· информационную - ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;

· нормирующую - она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;

· стимулирующую - она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Потребительский излишек показывает, насколько лучше в среднем станут жить

отдельные люди после совершения той или иной покупки. Так как различные

потребители оценивают потребление различных товаров по-разному,

максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары,

также различается. Потребительский излишек представляет собой максимальную

цену, которую потребитель товара готов заплатить за покупку, за вычетом

действительной цены товара. Точнее потребительский излишек является

разницей между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той,

которую он действительно платит при покупке. Потребительский излишек имеет важное значение в экономике. При

сложении многих отдельных излишков совокупный потребительский излишек

измеряет совокупную выгоду на рынке. Когда мы соединяем потребительский

излишек с совокупными прибылями, получаемыми производителями, мы можем

оценить издержки и прибыль альтернативных рыночных структур и общественной

политики, которые изменяют поведение потребителей и фирм на таких рынках.

Производители готовы продать первую единицу по MC1, но они могут продать ее

по более высокой цене P0. Следовательно, они получают излишек. Кривая предложения показывает предельные издержки производства каждой

единицы выпуска. Это минимальная цена, по которой производители были бы

готовы продать эту единицу продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.51 (0.008 с.)