ТОП 10:

Сущность и функции исторического знания



Сущность и функции исторического знания

История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

Методы изучения истории

Со времен античности существуют деистический (описание хронологии событий, вся история есть череда деятелей и событий) и субъективистский подходы к изучению истории. Выделяют следующие методы изучения истории: хронологический (явления истории изучаются строго во временном порядке), переодизация (общество в целом и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами), сравнительно-исторический (повторяемость исторических событий в мировой истории), ретроспективный (прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой), статистический (исследование важных сторон жизни и деятельности), социологические исследования (изучение явлений политической истории).

Понятие и классификация исторических источников

Исторические источники – все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные), фонические.

Древние славяне, расселение восточных славян в 6-8 в н э, общественный строй, культура и быт

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н э. О них сообщают греческие, римские, арабский, византийские источники. Славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, жили в лесной и лесостепной зонах. Восточные славяне в 5-6 в н э населяли северные склоны Карпат и часть восточного побережья Балтийского моря. В течение последующих трех веков восточные славяне расселились по руслам рек (Днепр, Северная и Западная Двина, Волхов, Ока, верхняя Волга). Они стали соседями угро-финских, летто-литовских, тюркских, иранских племен. К началу 9 в у восточных славян сложились крупные племенные союзы (поляне, вятичи и др.). Во главе племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях. Существовало ополчение, особой военной организацией была дружина. В ноябре-апреле проходил сбор дани – полюдье (единицей обложения служил двор или земельный надел).Основными занятиями были земледелие (подсечно-огневое) и скотоводство (мелкий рогатый скот). Торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был главным стержнем экономической, политической и культурной жизни.

Предпосылки и основные этапы формирования Древнерусского государства. Значение Киевской Руси для становления российской государственности

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии — в районе Киевской земли, Славии — в районе озера Ильмень, Артании — либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности. В результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность. . Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. Образование государства Русь – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

Принятие христианства на Руси и его значение

В 988 г, при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Утверждалось медленно, но имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно утверждало идею равенства людей перед Богом. Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам, связи с этими странами так же расширились. Сыграло большую роль в развитии культуры (не без влияния византийской и античной культур). Была введена «десятина» (налог в пользу церкви). Смягчились общественная мораль и нравы. Княжеская власть приобрела божественный ореол. Появились новые ряды культурной деятельности (каменное строительство, письменность и летописание, школьное образование, музыка и живопись, новые ремесла).

Татаро-монгольское нашествие на Русь и его последствия

1237-1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи, завоевавшую огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. Киев был взят татарами в 1240 г. в разгар борьбы за него между соперничающими князьями. В Черниговской земле во второй половине XIII столетия резко усиливается политическая раздробленность. XIV в. большая часть Черниговщины была подчинена литовским князем. В Юго-Западной Руси в результате объединения Волыни и Галичины сформировалось сильное государство и успешно противостояло татарскому натиску. Но в конце 50-х годов Галицкому князю все же пришлось признать зависимость от татарского хана. После монголо-татарского нашествия судьбы различных земель разошлись. Из четырех сильнейших в первой половине XIII в. княжеств три (Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское) теряют свой суверенитет и входят в состав государств - Литвы и Польши. На территории четвертого - Владимиро-Суздальского - начинается формирование нового единого русского государства. Таким образом перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества – земли. Последствия: отставание русских земель от Западной Европы, колониальные людские и материальные потери, Древняя Русь прекращает существование как суверенное государство, единая древнерусская народность распадается на несколько этнических групп (русские, украинцы, белорусы и др), на русские земли наложена тяжелая дань, монголы сохранили власть удельных русских князей при условии их абсолютной верности ордынцам (один из князей получал ярлык на великое княжение, монголы не преследовали русскую церковь и освободили от уплаты дани.

Народничество 1870-1880 г

С 1878 под влиянием покушения В. И. Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, убийства С. М. Кравчинским шефа жандармов Н. В. Мезенцова, участившихся случаев вооруженных сопротивлений при арестах в среде народников -распространялось убеждение о необходимости политической борьбы, наметился отход от господствовавшего в 1870-х гг. аполитизма. 2 апреля 1879 бывший учитель А. К. Соловьев совершил покушение на Александра II. Все эти факты оказывали огромное революционизирующее влияние на общество. После раскола "Земли и воли" на "Народную волю" и "Чёрный передел" борьбу против самодержавия возглавили народовольцы, которые вели революционную пропаганду среди рабочих, студенчества, офицерства, демократической интеллигенции с целью подготовки и организации вооруженного восстания. Но ввиду узости социальной базы народовольчества и вследствие обострения политической борьбы всё большее внимание уделялось подготовке террористических актов против царя.

Контрреформы Александра III

Вошел в историю как царь-«Миротворец» 1881-1894, его политические взгляды были глубоко консервативными. В 1889 г сельская крестьянская администрация была подчинена земским начальникам, которые полностью контролировали жизнь деревни. В 1890 г «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г укрепило роль дворянства и крупной буржуазиив городских думах. В 1887 г был введен циркуляр о «кухаркиных детях». В 1884 г новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов, было свернуто женское высшее образование. Ужесточилась цензура в 1882 г – «Временные правила о печати». Было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими.

52. Экономическая модернизация (19-20 в). Реформы Витте

Цель экономической политики Витте: обеспечить великодержавный статус России через экономическую модернизацию, но при сохранении самодержавного строя. Реформы: важнейшей задачей Витте считал развитие Российской инфраструктуры: пароходство, железные дороги, элеваторы, нефтехранилища; преобразование промышленности (техническое обновление, создание новых промышленных районов, освоение новых технологий). Для финансового обеспечения индустриализации Витте использовал следующие методы: создание благоприятного климата для иностранных инвестиций (подготовка и проведение денежной реформы 1897 г, «Золотой стандарт»), привлечение иностранных кредитов и выгодное размещение русских ценных бумаг за рубежом, повышение косвенных налогов, введение государственной видной монополии в 1894 г.

Образование СССР и развитие союзного государства в 1920-1930 г

К началу 1920 на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики. В годы Гражданской войны РСФСР, Украина и Белоруссия заключили военно-политический союз 1919. 30 декабря 1922 первый всесоюзный съезд советов утвердил декларацию и договор об образовании СССР. В январе 1924 2 съезд советов СССР принял Конституцию, которая законодательно закрепила образование СССР, формой гос.устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Верховным законодательным органом стал верховный съезд советов, исполнительная власть принадлежала совету народных комиссаров СССР. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик, сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования.

Сущность и функции исторического знания

История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

Методы изучения истории

Со времен античности существуют деистический (описание хронологии событий, вся история есть череда деятелей и событий) и субъективистский подходы к изучению истории. Выделяют следующие методы изучения истории: хронологический (явления истории изучаются строго во временном порядке), переодизация (общество в целом и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами), сравнительно-исторический (повторяемость исторических событий в мировой истории), ретроспективный (прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой), статистический (исследование важных сторон жизни и деятельности), социологические исследования (изучение явлений политической истории).







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.006 с.)