Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение рынка и условия его развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновение рынка охватывает длинный исторический период. Он в своем зачаточном состоянии возник около четырех тысяч лет тому назад на Среднем Востоке. Определение рынка (market). В современной экономической науке существует множество определений. Например, К. Макконнел и С. Брю считают, что «рынок – это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг». «Рынок – это всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая сделки по поводу любого товара» (А. Маршалл). Э. Долан, Д. Линсей определяют рынок «как любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом». Приведенные определения рынка, на первый взгляд разные, но, в конечном счете, сводятся к следующей. Схема роли рынка
Как показывает схема на рис. 4.1., рынок – это инструмент экономической связи между людьми, основанный на купле-продаже. Более развернутое определение рынка следующее: это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции. Современные условия совершенствования рынка сводятся к представлению экономической свободы его участником и учету трансакционных издержек. Экономическая свобода предусматривает: - свободу выбора деятельности потребителей и производителей; - верховенство покупателей над производителями; - занятие предпринимательской деятельностью становится доступным для любого желающего. Каждый индивидуум имеет право стать предпринимателем в той или иной форме. Но это не означает, что общество должно состоять из одних предпринимателей. Важно другое – принципиальная возможность для любого желающего купить облигации, акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело, равно как и прекратить его; - экономическая свобода предполагает ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Под ответственность подразумевается уменьшение дохода вследствие неадекватных действий самого хозяйствующего объекта на рынке (пени, штрафы, выплаты неустоек и др.); - абсолютную мобильность, подвижность всех видов ресурсов. Свободный перелив ресурсов осуществляется благодаря развитой системе «горизонтальных» связей, опирающихся на такие институты, как банки, биржи, инвестиционные фонды и т.д.; - ограничение любых видов монополизма и полную свободу конкуренции; - свободное ценообразование. Еще одно условие функционирование рынка, которое было открыто 60-е гг. ХХ в. американским ученым лауреатом премии Нобеля Р. Коузом, - трансакционные издержки. Указанное открытие считается самым крупным открытием современности. Для возникновения рынка какого-либо товара необходимы трансакционные издержки, под которыми понимают затраты, не связанные непосредственно с производством данного товара. Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек: - издержки поиска покупателей и продавцов; - издержки ведения переговоров и заключение контрактов; - издержки измерения покупаемого товара; - издержки защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита собственности, могут быть большие затраты для их восстановления (охрана, судебные издержки и пр.); - издержки оппортунистического поведения, которые выражаются в уклонении от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Таким образом, трансакционные издержки возникают и до обмена товара, и в процессе обмена, и после него. Углубление разделения труда и специализация способствует росту трансакционных издержек. Если трансакционные издержки какого-то товара окажутся больше, чем предполагаемый доход, то рынок данного товара не будет функционировать. Наряду с перечисленными факторами, для совершенствования современного рынка большое значение имеют полнота информации, устойчивость финансовой и денежной систем, открытость внешнему рынку, политическая стабильность и т.д. Механизмы и функции рынка Механизм рынка или (рыночные рычаги). На любом этапе своего развития рынок базируется на четырех элементах его механизма: цена, спрос, предложение и конкуренции. О них более подробно рассмотрим в последующих темах. Функции рынка. Рынок оказывает огромное влияние на все стороны хозяйственной жизни общества и выполняет множество функций. Главные из них следующие (рис. 4.2.): 1) посредническая функция. В условиях разделения труда и экономической обособленности субъектов рыночного хозяйства возникает объективная необходимость нахождения друг друга и обмена результатами своей деятельности. Рынок с помощью цены сопоставляет продукты деятельности субъектов рынка, и определяет, насколько выгодна та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками. Схема функций рынка.
общественного производства. В рыночной экономике при нормальной конкуренции потребитель имеет возможность выбора поставщика. Одновременно продавцу предоставляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя; 2) Ценообразующая функция. В современной экономической теории существуют две равноценные версии формирования рыночных цен: классическая и маржиналисткая. По классической версии рыночная цена устанавливается по общественно-необходимым затратам (ОНЗТ). По маржиналистской парадигме механизм образования рыночной цены сводится к взаимодействию спроса и предложения товаров. 2) ценообразовательная функция. 3) информационная функция. Сама рыночная цена представляет собой уникальный аппарат коммуникации и распространения информации, а также других важных сведений, необходимых человеку в мире экономики. 4) санирующая функция. Рынок беспощаден по отношению к слабым. С помощью механизма конкуренции рынок очищает общественное производство от расточительных, неустойчивых и неэффективных субъектов хозяйствования и, напротив, дает возможность действовать более эффективным и рациональным хозяйствам. В результате под воздействием непрекращающейся конкуренции непрерывно, шаг за шагом повышается средний уровень эффективности всего народного хозяйства. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для кого производить? Как производить? Под воздействием конкуренции путем перелива капитала из одной отрасли в другую осуществляется равномерное распределение факторов производства между всеми отраслями. В тех отраслях, где наблюдается повышение цен, происходит оживление производства. Сюда усиливается прилив финансовых, природных и трудовых ресурсов. Если в результате такого прилива факторов производства произойдет превышение предложения товаров над спросом, то начнется обратный процесс: снижение всех видов рыночных цен и отток ресурсов из данной отрасли. Разумеется, рыночная экономика – не идеальное устройство общества. О преимуществах и недостатках рыночного механизма будет сказано в последующих темах. Но человечество пока не нашло лучшего устройства общественной системы, чем рыночная экономика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.008 с.) |