Материалы по курсу «Педагогическая психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы по курсу «Педагогическая психология»



Материалы по курсу «Педагогическая психология»

Курс 3, 4 семестр

Максимально возможные баллы за виды контролируемой деятельности студента, учитываемые в рейтинге.

Дата Название модуля Виды контроля Максимальное кол-во баллов
1. 1 семестр I. Введение в педагогическую психологию   Тема 1 Предмет, задачи и основные понятия педагогической психологии Посещение лекции Активное участие на п/з Устные ответы, участие в дискуссии.   Доклад   Творческая работа: эссе, кроссворд.   0.5   1.0   1.0      
2.   II. Психология учения   Тема 2. Методы педагогической психологии.   Посещение лекции Активное участие в п/з Устные ответы, участие в дискуссии   0,5   1.0   1.0  
    Тема3. Учебная деятельность.       Посещение лекции Активное участие в п/з Устные ответы, участие в дискуссии   0,5   1.0   1.0    
    Тема 4. Мотивы учения.     Посещение лекции Активное участие в п/з Устные ответы, участие в дискуссии   Тест   Реферат 0,5   1.0 1.0      
  2 семестр Тема 5. Усвоение знаний, умений и навыков. Посещение лекции Активное участие на п/з Устные ответы, участие в дискуссии. Контрольная работа   0.5   1.0   1.0      
    Тема 6. Психологические основы развивающего обучения.       Посещение лекции Активное участие в п/з Устные ответы, участие в дискуссии     0,5   1.0 1.0    
3.   III. Психология воспитания. Тема 7. Педагогические способности и стиль педагогической деятельности.   Посещение лекции Активное участие в п/з Устные ответы, участие в дискуссии Контрольная работа 0,5   1.0 1.0 0.5    
Тема 8. Психология педагогического общения.   Посещение лекции Активное участие в п/з Устные ответы, участие в дискуссии   Тест   1.0 1.0        
    Минимальное кол-во баллов для зачета - 60   Итого:100 баллов

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

I. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Педагогическая психология - это наука …

А) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;

Б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

В) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;

Г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

2. Основной задачей образования является…

А) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;

Б) формирование умений и навыков;

В) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;

Г) овладение социокультурным опытом.

3. Под обучением понимают…

А) процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков;

Б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;

В) предпринимаемые учеником учебные действия;

Г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и

деятельности ученика.

4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является …

А) научение;

Б) учение;

В) обучение;

Г) обученность.

5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является…

А) принцип социального моделирования;

Б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;

В) принцип личностно-деятельностного подхода;

Г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;

Д) принцип упражняемости.

6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является…

А) воспроизведение;

Б) понимание;

В) узнавание;

Г) усвоение.

7. В качестве методов исследования педагогическая психология использует …

А) метод педагогики;

Б) метод общей психологии;

В) обучающий эксперимент;

Г) обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.

8. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент …

А) не подразумевает обучение;

Б) требует специальных лабораторных условий;

В) предполагает планомерный поэтапный процесс формирования

умственных действий и понятий;

Г) ориентирован на развитие познавательных процессов.

9. Выготский Л.С. рассматривает проблему соотношения обучения и развития …

А) отождествляя процессы обучения и развития;

Б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития;

В) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

10. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является…

А) низкий уровень знаний;

Б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;

В) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.

11. Целью развивающего обучения является…

А) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;

Б) достижение высокого уровня обученности учащихся;

В) формирование умственных действий и понятий;

Г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.

12. Учебная деятельность состоит из …

А) учебной задачи и учебных действий;

Б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;

В) работы познавательных процессов;

Г) действия внутреннего контроля и оценки.

13. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является …

А) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;

Б) потребность получать одобрение и признание;

В) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;

Г) стремление приобрести новые знания и умения.

14. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова выступает …

А) организация обучения от частного к общему;

Б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;

В) овладение большой суммой знаний;

Г) принцип усвоения логических форм.

15. Недостатком программированного обучения является…

А) отсутствие четких критериев контроля знаний;

Б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;

В) отсутствие индивидуального подхода к обучению;

Г) Недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

16. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе …

А) программированного обучения;

Б) проблемного обучения;

В) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

Г) традиционного обучении.

17. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на …

А) материальное действие;

Б) создание ориентировочной основы действия;

В) речевую форму выполнения действия;

Г) внутреннюю речь.

18. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе являются …

А) овладение основными навыками чтения и счета;

Б) развитие у ребенка мелкой моторики;

В) желание ребенка ходить в школу;

Г) зрелость психических функций и саморегуляция;

Д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.

19. Понятие «обучаемость» определяется …

А) существующим уровнем знаний и умений учащихся;

Б) способностью учителя научить ребенка;

В) психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;

Г) зоной актуального развития учащегося.

20. Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в процессе учебной деятельности (выберите несколько вариантов ответа):

А) воспитание;

Б) мотивация;

В) внутренний план действия;

Г) сравнение;

Д) рефлексия;

Е) внимание;

Ж) теоретический анализ.

21. Учебное сотрудничество (с точки зрения Г.Цукерман) – это …

А) взаимодействие учащихся в процессе обучения;

Б) процесс взаимодействия педагога с учеником;

В) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию

обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.

22. Основной функцией педагогической оценки является …

А) определение уровня фактического исполнения учебного действия;

Б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;

В) развитие мотивационной сферы учащегося.

23. Воспитанность характеризуется …

А) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;

Б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;

В) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с

другими людьми в различных видах деятельности.

24. Педагогическая направленность …

А) любовь к детям;

Б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;

В) желание освоить профессию педагога.

25. Знание педагогом своего предмета относится к классу …

А) академических способностей;

Б) перцептивных особенностей;

В) дидактических способностей.

26. Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется …

А) педагогической направленностью;

Б) педагогической деятельностью;

В) педагогическим общением;

Г) педагогической компетентностью.

27. Педагогическая деятельность начинается с …

А) отбора учебного содержания;

Б) выбора методов и форм обучения;

В) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.

ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ

Тестовые задания по дисциплине «Педагогическая психология» (3 семестр)

Тест 1.

Тест 2.

1). Заполните пробелы:

«Основные звенья системы образования: дошкольное воспитание, ____________, среднее специальное образование, ______________, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров»

2). Соотнесите название и значение функций затруднений педагогического общения:

функции   значение  
1.позитивная 2.негативная   А. Индикаторное, Б. Сдерживающее В. деструктивное Г. стимулирующее

3). Заполните пробелы

«Предметом педагогической психологии является ______________ субъектов образовательного процесса, психологические изменения этих субъектов, обусловленные структурой, спецификой, содержанием, механизмами, закономерностями процесса передачи и освоения _________________»

4).Подчеркните основные понятия педагогической психологии:

А) обучение; Б) формирование; В) мышление; Г) педагогический процесс; Д) социометрия; Е) воспитание; Ж) эмоции; З) учебная деятельность; И) возраст; К) кризис.

5).К эмпирическим методам педагогической психологии относятся: а) лонгитюдный, б) экспериментальный, в) структурный, г) генетический, д) психодиагностический.

6). Естественный эксперимент был впервые предложен:

А). П.П.Блонским

Б). А.Ф.Лазурским

В). Л.С.Выготским

 

7). Соотнесите группы педагогических способностей

Группы способностей способности
1. Проектировочно-гностические способности 2. Рефлексивно-перцептивные способности   А) педагогическая направленность, Б) педагогическая рефлексия, В) педагогическое целеполагание, Г) педагогическое мышление, Д) педагогический такт.

 

8). Личностные особенности педагога вместе с __________________ составляют объективные характеристики субъективных свойств педагога.

9). Продолжите перечень стилей педагогической деятельности: эмоционально-методический, эмоционально-импровизационный, рассуждающе-импровизационный, ___________________

10). Соотнесите психологические концепции обучения и их авторов:

1. теория проблемного обучения   А) П.Ф.Гальперин  
2. теория развивающего обучения   Б) А.М.Матюшкин, Г.В.Кудрявцев  
3. теория поэтапного формирования умственных действий   В) В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин  

 

11). Избирательность при отборе информации, где критериями полезности выступает соотнесение информации с целями и прошлым опытом называется:

а). Релевантность,

б). Конгруэнтность.

12). К внутренним критериям сформированности навыка относят:

А). Отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия.

Б). Правильность и качество навыка (отсутствие ошибок).

В). скорость выполнения отдельных операций или их последовательности.

Г). отсутствие напряжения и быстрой утомляемости.

Д). Выпадение промежуточных операций.

13). Определите последовательность этапов развития навыка

- подготовительный (аналитический)

- варьирующий (ситуативный)

- стандартизирующий (синтетический)

- ознакомительный.

14). Является ли мотивация компонентом структуры учебной деятельности:

а). Нет б). Да

15. На кого направлена профилактическая работа школьного психолога:

а). На родителей

б). На педагогов школы.

Примерная тематика рефератов

1. Состав познавательных процессов в учении. Федосеева

2. Описание учения как деятельности. Рачинская

3. Психологические факторы эффективности учения. Левченко

4. Педагогические факторы эффективности учения. Смирнов

5. Познавательное развитие в обучении. Супрун

6. Психологические факторы формирования самосознания в процессе воспитания. Корендович

7. Факторы развития мотивационно-волевой сферы в обучении и воспитании.

8. Нравственное развитие личности в обучении и воспитании.

9. Основные положения теории учения и обучения П.Я. Гальперина.

10. Основные положения теории учения и обучения С.Л. Рубинштейна.

11. Основные положения теории учения и обучения В.В. Давыдова.

12. Основные положения бихевиористской теории учения и программированного

13. обучения.

14. Теория обучения и научения до полного усвоения Блюма.

15. Подход к формированию мотивации учения в работах А.К. Марковой.

16. Подход к формированию личностных качеств в работах В.Я. Ляудис и А.В.

17. Петровского.

18. Основные принципы формирования личности в бихевиоризме.

19. Основные принципы формирования личности в психоанализе.

20. Подход к нравственному воспитанию в работах Кольберга.

21. Подход к нравственному воспитанию в гуманистической психологии.

Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология» (4 семестр)

10. Педагогическая психология - это наука …

А) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;???

Б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

В) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;

Г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

11. Основной задачей образования является…

А) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;

Б) формирование умений и навыков;

В) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;

Г) овладение социокультурным опытом.

12. Под обучением понимают…

А) процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков;

Б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;

В) предпринимаемые учеником учебные действия;

Г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и

деятельности ученика.

13. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является …

А) научение;

Б) учение;

В) обучение;

Г) обученность.

14. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является…

А) принцип социального моделирования;

Б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;

В) принцип личностно-деятельностного подхода;????

Г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;

Д) принцип упражняемости.

15. Самым глубинным и полным уровнем обученности является…

А) воспроизведение;

Б) понимание;???

В) узнавание;

Г) усвоение.

16. В качестве методов исследования педагогическая психология использует …

А) метод педагогики;

Б) метод общей психологии;

В) обучающий эксперимент;

Г) обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.

17. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент …

А) не подразумевает обучение;

Б) требует специальных лабораторных условий;

В) предполагает планомерный поэтапный процесс формирования

умственных действий и понятий;

Г) ориентирован на развитие познавательных процессов.

18. Выготский Л.С. рассматривает проблему соотношения обучения и развития …

А) отождествляя процессы обучения и развития;

Б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития;

В) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

10. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является…

А) низкий уровень знаний;

Б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;

В) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.

11. Целью развивающего обучения является…

А) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;

Б) достижение высокого уровня обученности учащихся;

В) формирование умственных действий и понятий;

Г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.

12. Учебная деятельность состоит из …

А) учебной задачи и учебных действий;

Б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;???

В) работы познавательных процессов;

Г) действия внутреннего контроля и оценки.

14. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является …

А) потребность изменить социально0статусную позицию в общении;

Б) потребность получать одобрение и признание;

В) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;

Г) стремление приобрести новые знания и умения.

14. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова выступает …

А) организация обучения от частного к общему;

Б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;

В) овладение большой суммой знаний;

Г) принцип усвоения логических форм.

18. Недостатком программированного обучения является…

А) отсутствие четких критериев контроля знаний;

Б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;

В) отсутствие индивидуального подхода к обучению;

Г) Недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

19. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе …

А) программированного обучения;

Б) проблемного обучения;

В) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

Г) традиционного обучении.???

20. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на …

А) материальное действие;

Б) создание ориентировочной основы действия;

В) речевую форму выполнения действия;

Г) внутреннюю речь.

18. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе являются …

А) овладение основными навыками чтения и счета;

Б) развитие у ребенка мелкой моторики;

В) желание ребенка ходить в школу;

Г) зрелость психических функций и саморегуляция;

Д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.

19. Понятие «обучаемость» определяется …

А) существующим уровнем знаний и умений учащихся;

Б) способностью учителя научить ребенка;

В) психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;

Г) зоной актуального развития учащегося.

20. Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в процессе учебной деятельности (выберите несколько вариантов ответа):

А) воспитание;

Б) мотивация;

В) внутренний план действия;

Г) сравнение;

Д) рефлексия;

Е) внимание;

Ж) теоретический анализ.

21. Учебное сотрудничество (с точки зрения Г.Цукерман) – это …

А) взаимодействие учащихся в процессе обучения;

Б) процесс взаимодействия педагога с учеником;

В) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию

обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.

22. Основной функцией педагогической оценки является …

А) определение уровня фактического исполнения учебного действия;

Б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;??

В) развитие мотивационной сферы учащегося.

23. Воспитанность характеризуется …

А) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;

Б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;

В) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с

другими людьми в различных видах деятельности.

24. Педагогическая направленность …

А) любовь к детям;

Б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;

В) желание освоить профессию педагога.

25. Знание педагогом своего предмета относится к классу …

А) академических способностей;

Б) перцептивных особенностей;

В) дидактических способностей.

26. Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется …

А) педагогической направленностью;

Б) педагогической деятельностью;

В) педагогическим общением;

Г) педагогической компетентностью.

27. Педагогическая деятельность начинается с …

А) отбора учебного содержания;

Б) выбора методов и форм обучения;

В) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.

Контрольные вопросы к итоговому зачету (4семестр)

1. Определение и общая характеристика учения.

2. Знания как предмет и результат учения.

3. Состав действий и умений как результата учения.

4. Ориентировочная основа действия и ее типы.

5. Ориентировочные, исполнительские и контрольные операции как функциональные части действия.

6. Свойства знаний и действий как результатов усвоения в учении.

7. Общая характеристика структуры процесса учения.

8. Уяснение содержания знаний и действий как компонент учения. Общий состав.

9. Отработка содержания знаний и действий как компонент учения.

10. Отработка содержания знаний и действий методом поэтапной интериоризации.

11. Отработка знаний и действий в упражнениях.

12. Непосредственная и опосредованная отработка знаний путем заучивания.

13. Общая характеристика свойств учения.

14. Исходный уровень знаний и умений как фактор учения.

15. Развитие логических приемов, ВПД и творческих способностей как фактор учения.

16. Развитие понимания, речи и памяти как фактор учения.

17. Развитие общих учебных умений как фактор учения.

18. Индивидуальные особенности познавательной сферы как фактор учения.

19. Мотивация как фактор учения.

20. Самооценка личности как фактор учения.

21. Общая характеристика учения как деятельности.

22. Содержание обучения как фактор учения.

23. Сравнительная эффективность информационного и проблемного методов обучения.

24. Влияние различных форм и средств обучения на успешность учения.

25. Классификация подходов к познавательному развитию в обучении.

26. Учебный план как фактор познавательного развития.

27. Программы обучения по дисциплинам как фактор познавательного развития.

28. Методы обучения по дисциплинам как фактор познавательного развития.

29. Прямые методики познавательного развития на материале учебной дисциплины.

30. Развивающее обучение в концепции С.Л. Рубинштейна.

31. Развивающее обучение в концепции П.Я. Гальперина.

32. Развивающее обучение в концепции В.В. Давыдова.

33. Развивающее обучение в концепции Л.В. Занкова.

34. Познавательное развитие в личностно-ориентированном обучении.

35. Факторы формирования адекватной самооценки в обучении и воспитании.

36. Мотивация достижения и факторы ее формирования в обучении и воспитании.

37. Внутренняя мотивация деятельности и факторы ее формирования.

38. Условия и факторы формирования волевых качеств личности.

39. Условия и факторы формирования нравственных установок личности.

40. Подход к формированию мотивации учения в работах А.К. Марковой.

41. Подход к формированию личностных качеств в работах В.Я. Ляудис.

42. Подход к формированию личностных качеств в работах А.В. Петровского.

43. Основные принципы формирования личности в бихевиоризме.

44. Подход к воспитанию в гуманистической психологии

45. Подход к нравственному воспитанию в работах Кольберга.

Контрольные работы для 3 семестра

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № __1__

ВАРИАНТ 1

Задание 1

Назовите основные свойства знаний и умений как результат учения.

Задание 2

Объясните содержание обучения как фактор учения.

ВАРИАНТ N 2

Задание 1

Назовите свойства процесса учения

Задание 2

Метод объяснения как факторов учения

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № __2__

ВАРИАНТ 1

Задание 1

Теория обучения и научения до полного освоения Блюма

Задание 2

Мотивация достижения и факторы ее формирования

ВАРИАНТ N 2

Задание 1

Теория и практика обучения в Вальдорфской школе

Задание 2

Внутренняя мотивация и факторы ее формирования

Лекции по курсу «Педагогическая психология»

 

Лекция № 1 «Предмет, задачи и основные понятия педагогической психологии»

1. Педагогическая психология в системе психологических наук.

2. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.

3. Основные вехи в становлении и развитии педагогической психологии.

 

Вопросы по материалам лекции

1. Какое место занимает педагогическая психология (ПП) в структуре психологических наук?

2. Какие 4 направления составляют структуру ПП?

3. Каковы предмет и задачи ПП?

4. Назовите основные периоды становления и развития ПП.

5. Какие ученые внесли наибольший вклад в становление и развитие ПП?

 

Вопросы по материалам лекции

1. Какие типы задач ставятся перед школьной психодиагностикой?

2. Какие типы данных используются в психолого-педагогической диагностике?

3. В каких случаях предпочтительно использовать тестовые методики, и в каких - экспертные?

4. Кратко охарактеризуйте методы психолого-педагогических исследований (наблюдение, опрос, эксперимент).

 

Учение как деятельность

Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - общение, игра, учение, труд.

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Любая деятельность - это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Если учение - деятельность, то может ли она осуществляться без внешних и видимых форм? Исследования ученых показали, что кроме практической деятельности, человек способен ещё осуществлять особую гностическую (познавательную) деятельность. Цель её - познание окружающего мира.

Гностическая деятельность, как и практическая, может быть предметной и внешней. Это может быть также перцептивная деятельность или символическая деятельность. В отличие от практической деятельности, гностическая деятельность может быть еще и внутренней, или, по крайней мере, не наблюдаемой. Так, восприятие часто осуществляется с помощью внешне не наблюдаемых перцептивных действий, обеспечивающих формирование образа предмета. Процессы запоминания реализуются путем специальных мнемических действий (выделение смысловых связей, мысленная схематизация и повторение). Специальные исследования обнаружили, что наиболее развернутые формы мышления осуществляются посредством особых умственных действий, выполняемых человеком "про себя" (например, действия анализа и синтеза, отождествления и различения, абстрагирования и обобщения). В процессе учения эти виды деятельности обычно тесно переплетены. Так, изучая классификацию растений, ученик рассматривает их (перцептивная деятельность), отделяет основные части цветка (предметная деятельность), описывает то, что видит (символическая, или речевая деятельность), зарисовывает (предметная перцептивная деятельность) и т.д. В разных случаях соотношение этих видов деятельности различно, но во всех случаях учение выражается в активной гностической деятельности, которая часто имеет внутренние формы.

Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки вещи на части при решении соответствующих задач замещается действием в уме (расчленением вещи на основе её образа или понятия о ней). Предметное действие превращается в процесс интериоризации, в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.

Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы "оторвать" действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете.

Внешняя гностическая деятельность обязательная для учения, когда в сознании человека ещё не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия. Если же образы, понятии и действия, необходимые для усвоения новых знаний и умений у ребенка уже имеются, то для научения достаточно внутренней гностической деятельности.

Решая вопрос о характере учебной деятельности, надо прежде всего проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала. Если ученик не владеет ещё определенными образами, понятиями и действиями, то учение надо начинать с предметной гностической деятельности. Ученик должен своими руками осуществить соответствующие действия. Затем, выделяя и закрепляя их с помощью слов, он постепенно должен переводить их выполнение в идеальный внутренний план. Если же ученик уже владеет арсеналом необходимых исходных понятий и действий, то учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности. В этом случае ученику можно преподносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают, и какие действия с ними необходимы. На этом основано традиционное обучение методом общения и показа. Ему соответствуют такие способы обучения, как слушание, чтение, наблюдение.

Учебная деятельность - ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.

В ходе учебной деятельности происходят изменения:

- в уровне знаний, умений и навыков;

- в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;

- в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.

Учебная деятельность - это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Вопросы по материалам лекции

1. Что такое обучение?

2. Каковы общие цели обучения?

3. Какие задачи необходимо решать в процессе обучения?

4. Что такое гностическая деятельность?

5. В чем отличия внешней и внутренней гностической деятельности?

6. Какова структура учебной деятельности?

7. Какие психологические компоненты входят в учебную деятельность?

 

Лекция № 4 «Мотивы учения»

Учебная мотивация

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя:

o познавательные потребности;

o цели;

o интересы;

o стремления;

o идеалы;

o мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.263 с.)