Коэффициент эластичности спроса по доходу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коэффициент эластичности спроса по доходу.



Лекция № 1.

Экономика – это наука, изучающая наиболее эффективный способ удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ограниченных ресурсов.

Факторы производства:

1) Труд

2) Земля

3) Капитал

4) Предпринимательские способности

5) Информация

По Самуэльсону Экономическая теория есть наука об использовании ограниченных или редких производственных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения и т.д.) для производства различных товаров (пшеница, говядина, пальто и т.д.) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Функции экономической теории (макро и микроэкономики):

1) Познавательная – объясняет, как функционирует экономика, в чем суть, причины и последствия тех или иных экономических явлений.

2) Практическая (прогматическая). Экономика дает рекомендации, предлагает действие хозяйственной практике, экономической политике и др.

Цели экономической теории:

1) Экономический рост: рост производства, улучшение качества продукции.

2) Всеобщая занятость: стремление к ситуации в экономике, дающей возможность обеспечить работой всех желающих.

3) Экономическая эффективность: максимальная отдача при наименьших затратах

4) Стабильный уровень цен (отсутствие инфляции)

5) Справедливое распределение доходов.

Децильный коэффициент неравенства доходов (дифференциации) – отношение средней величины доходов 10 % наиболее состоятельной части населения к среднедушевому доходу 10 % беднейшей части. Данный коэффициент колеблется от 5 до 15. В странах с развитой рыночной экономикой: Дания, Швеция, Германия на 2010 год колебался от 3 до 4. На 2009 этот коэффициент в Белоруссии был равен 3.9, а на этот же год в РФ колебался от 14 до 15.

ДКНД=ДДСН/ДДБН

Характеризует размах имущественного расслоения общества.

 

 

Лекция №2.

 

Экономика – сложная наука, поэтому в зависимости от объекта исследования она разделяется на микро и макроэкономику.

Микроэкономика – часть экономической теории, которая исследует поведение отдельных экономических субъектов, таких как фирма (предприятие), покупатель (домохозяйства), анализирует механизм функционирования отдельных рынков (рынок земли, капитала), анализирует процесс ценообразования, анализирует распределение ресурсов по направлениям их использования, формирование доходов и т.д.

Макроэкономика – часть экономической теории, которая исследует функционирование экономики в целом и такие присущие ей явления и процессы, как темпы экономического роста, инфляция, безработица, государственный бюджет, методы государственного регулирования и т.д.

 

Базовые понятия микроэкономики:

Производство – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей.

Потребность – это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, которую люди стремятся удовлетворить, т.е. состояние определенной неудовлетворенности заставляет его осуществлять производственную деятельность.

Потребности принято условно делить на первичные (низшие) и вторичные (высшие).

 

Пирамида потребностей по Маслоу:

Врожденные:

-физиологические

-экзистенциальные (потребности в безопасности и самосохранении)

-социальные (потребности в социальных контактах)

Приобретенные:

-престижные (потребности в уважении)

-духовные (потребности в саморазвитии)

Средством удовлетворения человеческих потребностей выступают блага. Три группы:

1) Потребительские блага (прямые блага) – блага, предназначенные для непосредственного удовлетворения потребностей человека. Т.е. конечные товары.

2) Нематериальные блага (услуги)

3) Производственные блага (косвенные) – ресурсы, которые используются в процессе производства (машины, станки, оборудование, здания, профессиональные навыки)

Другое деление благ:

-экономические – блага, которые имеются в распоряжении общества в ограниченном количестве (природные ресурсы, людские ресурсы)

-неэкономические – блага, которые имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух, солнечная энергия, вода)

Основная проблема экономики – три вопроса:

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? – принятие решения о том, какой товар или услугу производить.

КАК ПРОИЗВОДИТЬ? – принятие решения о том, с помощью каких ресурсов будет производиться выбранный нами продукт.

ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? – кто будет потребителем произведенного товара или услуги.

Экономика циклична (спады сменяются взлетами).

1928 год – крупнейший мировой кризис в США.

Выбор товара и услуг определяется субъектами, принимающими экономические решения:

1) Домохозяйства, являющиеся владельцами факторов производства

2) Фирмы, производящие товары и услуги

3) Государство

 

Лекция №3.

 

Ограниченность ресурсов – это объективный экономический факт, который диктует определенное хозяйственное поведение людей. С течением времени ограниченность всех экономических ресурсов имеет тенденцию к увеличению. Обусловлено это истощением природных ресурсов, увеличением человеческих потребностей и прочими факторами. Ограниченность ресурсов можно изобразить графически: см. тетрадь, рис. 1.

Следствия ограниченности ресурсов:

1) Необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов.

2) Появление конкуренции за доступ к ограниченным ресурсам общества.

3) Необходимость эффективного и по возможности полного использования ограниченных ресурсов общества.

4) Возможность распределения ограниченных ресурсов.

Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства, т.е. полное использование имеющихся ресурсов при неизменной технологии производства какого-либо продукта означает отказ от производства другого продукта. Это заставляет делать выбор, какой продукт с помощью каких ресурсов производить и какие потребности удовлетворять в первую очередь.

 

 

Кривая производственных возможностей. Суть проблемы выбора в условиях ограниченности можно понять, используя кривую производственных возможностей. При построении кривой производственной возможностей делается ряд допущений:

1) Количество применяемых ресурсов постоянно, т.е. не может произойти ни уменьшения, ни увеличения.

2) Все имеющиеся ресурсы используются полностью.

3) Технический прогресс отсутствует.

4) Производится только два продукта.

Предположим, что существует экономическая система, нуждающаяся в производстве только двух продуктов: масла и пушек. Возможные объемы производства этих продуктов представлены в таблице:

Варианты Масло (млн. шт.) Пушки (тыс. шт.)
A    
B    
C    
D    
E    

 

Кривая производственных возможностей см. тетрадь рис. 2.

 

Анализ кривой производственных возможностей позволил сформулировать ряд важных экономических положений:

1) Закон замещения, который гласит, что при полном использовании ресурсов и неизменных технологиях производства увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого и наоборот.

2) Если производство находится левее кривой производственных возможностей (точка N), это означает, что имеющиеся ресурсы используются не полностью (неэффективно).

3) В точке M при текущих ресурсах и имеющихся технологиях производство невозможно. Это не означает, что производственные возможности не могут увеличиваться. Существует два способа расширения производственных возможностей: 1-ый – экстенсивный, 2-ой – интенсивный. 1 – увеличение количества используемых ресурсов, 2 – совершенствование технологий (НТП – научно-технический прогресс).

4) Любое производство является эффективным, если при данных ресурсах нельзя увеличить выпуск одного блага без снижения выпуска другого. Если точка лежит на кривой производственных возможностей (A, B, C, D, E), то производство является эффективным.

Распределение ресурсов, при котором невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого, называется Парето – эффективным (Парето - оптимальным). В. Парето – итальянский экономист, инженер, социолог родился в семье итальянского маркиза в городе Генуя в 1848 году. Умер в 1923 году.

5) Поскольку увеличение производства одного продукта ведет к сокращению производства другого, то издержки производства одного продукта могут быть выражены в количестве продукта, от производства которого приходится отказаться в связи с производством первого продукта. Н: увеличение производства масла от 0 до 2 млн. тонн обошлось в три тысячи пушек, от производства которых пришлось отказаться. В экономике такая стоимость (такие издержки) называются альтернативными издержками (вмененными издержками).

Альтернативные издержки производства – это издержки производства одного товара, выраженные в количестве другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара. При увеличении производства масла мы вынуждены использовать ресурсы, приспособленные для производства пушек. В связи с этим кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму. Это объясняет экономический закон, называемый законом возрастания альтернативных (вмененных) издержек производства (часто встречается второе название – закон убывающей отдачи).

Закон возрастания альтернативных издержек (закон убывающей отдачи): в условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от всевозрастающего количества других товаров.

 

Семинар.

Эффективность в обмене (распределении товара) достигается, когда…

1) Предельная норма технологического замещения труда, капитала одинаково для производства всех товаров.

2) Нельзя улучшить положение одного человека, не ухудшая положения другого.

3) Предельная норма замены одного товара другим одинакова для всех людей.

4) Можно улучшить одного человека, не ухудшая положение другого человека.

Указать не менее двух вариантов ответа. Ответ: 2, 3* (теория фирмы).

На рис. 3 показана кривая производственных возможностей.

Из кривой производственных возможностей можно вывести экономический закон:

1) Закон спроса

2) Закон возрастания альтернативных издержек

3) Закон Энгеля

4) Закон предложения

Ответ: 2.

Согласно закону Энгеля поведение потребителя связано с размером получаемого им дохода, и по мере роста дохода потребление населением благ возрастает непропорционально (Э. Энгель – немецкий ученый, конец 19 века).

К первичным экономическим потребностям относятся потребности …

1) В занятиях спортом

2) В воздухе

3) В одежде

4) В пище

Ответ: 3, 4.

Виды экономических систем. Экономическая система.

Экономическая система – набор организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов общества, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Характер экономической системы зависит от формы собственности на факторы производства и от механизма координации действий отдельных хозяйствующих субъектов.

В зависимости от вышеперечисленных признаков принято выделять следующие экономические системы:

1) Традиционная. Это система, в которой господствует частная собственность, а традиции, обычаи, опыт определяют, что производить и как использовать ресурсы (сложилась в средневековье в Западной Европе). Техника производства, обмена, распределения доходов и т.д. базируется на сформировавшихся столетиями обычаях. НТП постепенно проникает в такие системы и вступает в противоречие с традициями.

2) Командная (плановая, командно-административная)

3) Рыночная.

4) Смешанная.

Лекция № 4.

Командно-административная (плановая) экономика – централизованно управляемая экономическая система, базирующаяся на государственной собственности, на основные вопросы экономики ответ дает государство.

Все основные ресурсы составляют собственность государства, и оно координирует действия хозяйствующих субъектов (предприятий).

Все решения принимаются на основе долговременных планов (т.н. пятилетки - СССР). Такое планирование приводило к отрыву производства от непрерывно меняющихся потребностей общества.

Рыночная экономика – это экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства. Экономические решения в этой системе принимаются самостоятельно частными фирмами и частными лицами и независимо друг от друга.

Независимые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком, и рынок же дает ответы на основные вопросы экономики.

Смешанная экономика. В современных условиях государство часто берет на себя производство товаров не выгодных частному бизнесу, но необходимых обществу; стимулирует научно-технический прогресс; решает социальные проблемы; корректирует рыночное распределение некоторых видов товара.

Помимо этого в смешанной экономике предусмотрены все виды собственности (частная, государственная), поощряется индивидуальное предпринимательство и независимые решения экономических субъектов. Для большинства развитых стран мира характерна смешанная экономика, которая регулируется рыночным механизмом и государством.

Монополист на рынке труда – профсоюз.

Наряду со сложившимися экономическими системами в мире существуют страны с переходными экономическими системами, которые характеризуются наличием старых экономических форм, новых (переходных) форм. К таким странам принято относить РФ и страны СНГ и страны Восточной Европы.

 

 

История развития экономики как науки:

В 16-17 вв. основным направлением экономической мысли был меркантилизм. Меркантилисты (от итал. купец, торговец). Меркантилизм – это достаточно разнородная система взглядов, в основе которой лежит положение об определяющей роли внешней торговли для экономического роста и умножения национального богатства. Принято разделять меркантилизм на ранний и поздний период.

Наряду с меркантилизмом существовала в тот же период экономическая школа, которая называлась физиократической. Физиократизм (власть природы). Физиократы утверждали, что источником богатства является не торговля, а с\х. Именно в с\х создается дополнительный продукт, за счет которого образуется богатство нации. Они полагали, что только труд в с\х является производительным, все остальные отрасли лишь пользуются плодами с\х.

Меркантилисты же, в отличие от них, полагали, что богатство нации – это золото, источник богатства – торговля. Рекомендации для страны от меркантилистов: меньше товара ввозить в страну и больше вывозить.

Основными представителями школы меркантилистов были Мен (его труд – «Богатство Англии во внешней торговле»). «Нация, которая имеет больше денег, сильнее и богаче. Деньги представляют богатство не в виде недвижимого сокровища, а в форме капитала, находящегося в постоянном пользовании. Деньги – источник доходов, приводящих в движение и торговлю, и мануфактурное производство».

Физиократы, ярчайшим представителем которых был Кене (его труд «Экономическая таблица»), делили все общество на три класса:

1) Землевладельцы

2) Фермеры

3) Ремесленники (бесплодный класс)

Семинар.

К физиократам:

Кене впервые в экономической истории предложил общую схему оборота денежных средств и продукта в обществе за определенный период за год (рассматривал на примере французского общества; в его схеме отсутствовали внешнеторговые связи, накопления, все доходы полностью расходовались). Главное в таблице Кене не арифметические расчеты, а анализ общей картины воспроизводства.

Заслугой первых экономических школ является стремление определить, какими проблемами призвана заниматься экономическая наука. Они первыми начали анализировать взаимосвязи и закономерности в развитии отдельных сфер экономики (торговля, с\х).

Заслуга меркантилизма – это первая теория международной торговли. В отличие от меркантилистов физиократы анализировали не сферу торговли, а сферу производства, пусть и в с\х. Экономическая таблица Кене явилась первой моделью макроэкономического движения общественного продукта, что явилось основой для дальнейших разработок.

Идеи физиократов были развиты представителями Классической школы (классической политической экономии). Данное направление сложилось во второй половине 18 – первой половине 19 вв. Основные представители: Смит, Риккардо. В качестве источника богатства нации рассматривался труд в сфере материального производства. Представители классической школы выступали за полную экономическую свободу личности, ратовали за свободную конкуренцию, предлагали ограничить вмешательство государства в экономику. Считается, что начало формирования классической школы положил экономист (основоположник классической школы) Пэтти (1623-1687).

 

Лекция № 5.

 

Пэтти – английский экономист. Занимался торговлей, служил в королевском флоте. В 1658 году был членом английского парламента. Происходил из семьи суконщика, с 14 лет ушел из дома, нанявшись юнгой на корабль. Благодаря знанию латыни был принят в Каннский колледж (языки ему давались легко), дополнительно овладел греческим, французским языками, астрономией, математикой. В 1647 году получил патент как изобретатель на копировальную машину.

Исторические условия возникновения классической политической экономии сложились, прежде всего, в Англии из-за практически завершенного этапа первоначального накопления капитала (что стало возможным благодаря внешней торговле). В Англии были основаны мануфактурные производства. В результате в 1640 году в Англии произошла буржуазная революция, покончившая с монархией и феодальным строем.

Во Франции, где до последней трети 18 века сохранялся феодальный строй, классическая политическая экономия с большим трудом пробивала себе дорогу. Основоположник классической школы во Франции считается Пьер Буагильбер (1646-1714). Родился в семье норманнского дворянина, юриста. В юности получил на тот момент отличное образование (юрист). После окончания обучения переехал в Париж. Занимался литературой, переводами с древних языков. В 1677 году получил должность судьи в Нормандии. Свои первые экономические (реформаторские) соображения опубликовал в возрасте 50 лет (анонимно). Название книги «Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы восстановления, или как за один месяц доставить королю все деньги, в которых он нуждается, и обогатить все население» (1696). В 1707 году выходит его другой труд в двух томах «Обвинение Франции». Последователем Буагильбера во Франции был Анн Роберт Жак Тюрго (1727-1781). Французский экономист, государственный деятель. Вошел в историю экономических учений как основоположник экономического либерализма. Родился в семье норманнского дворянина. Образование духовное. Закончил университет в Сорбонне. Другим последователем был Жан Шарль Леонард Симонд Д Сисмонди (1773-1842). Швейцарский экономист, историк. Считается одним из основоположников классической политической экономии. Окончил Женевский университет. С 1833 года был членом Французской Академии моральных и политических наук. С 1798 года – секретарь женевской торговой палаты. До конца жизни был профессором кафедры политической экономии в Сорбонне.

Классическая политическая экономия в отличие от меркантилизма ориентировалась, прежде всего, на развитие производства и выражала интересы той части предпринимателей, которая вкладывала свои средства в мануфактурное производство.

Классики политической экономии (основатели) создали учение о естественных законах экономики. Эти законы отождествляли с законами природы. Они (основоположники) впервые применили абстрактный метод исследования. Это явилось одной из заслуг классической политической экономии. В рамках этой школы началась разработка теории, получившей в дальнейшем название «Трудовой теории стоимости». Было провозглашено, что богатство нации создается исключительно в производстве, а его источником является затрачиваемый на производство товаров труд.

Адам Смит. Шотландский (Английский) экономист, философ. Один из основоположников современной экономической теории. Родился в семье таможенного чиновника. В 14 лет поступил в университет Глазго. В 1740 году поступил в Оксфорд. В 1748 году начинает читать лекции по экономике в университете г. Эдинбурга. Основой научной теории А. Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиции морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций. В 1751 году становится профессором в университете Глазго. Спектр интересов: помимо чтения лекций по политической экономии, читает лекции по юриспруденции, риторике, этике. В 1776 году выходит фундаментальный труд «Исследования о природе и причинах богатства народов». В этом труде впервые упоминается так называемый принцип невмешательства, описываются основные функции рынка, принцип разделения труда и значение международной свободной экономики.

Давид Риккардо. Родом из португальско-еврейской семьи, иммигрировавшей из Голландии в Англию. Был третьим из 17 детей биржевого маклера. До 14 лет учился в Голландии (родина первых бирж). С 14 лет присоединился к отцу на лондонской фондовой бирже, где помогал ему в торговых и биржевых операциях. В 21 год женился. К моменту женитьбы он сколотил капитал в 800 фунтов (на тот момент з\п чернорабочего за 20 лет). Через 5-6 лет сколотил состояние в 2 млн. фунтов. Через 12 лет бросил занятие биржевого маклера, так как в 38 лет стал крупной финансовой фигурой в Англии. В 1799 году начал интересоваться экономикой, прочитав книгу Смита «Богатство народов». В 1817 году был издан его экономический труд «Начало политической экономии и налогового обложения». В 1819 году отстранился от сферы бизнеса, чтобы вплотную заниматься научными изысканиями в области экономической теории. В 1821 году основал первый в Англии клуб политической экономии. Умер в возрасте 51 года от отита.

 

Семинар.

Дальнейшее развитие экономической мысли тесно связано с такими именами, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Созданное ими учение – марксизм. Данная теория возникла в 40-е гг. 19 века. К тому моменту была создана техническая база капитализма (различные научные открытия, революция в транспорте – паровые двигатели, мировые кризисы 1825, 1836 и 1847 гг., создаются промышленные центры, концентрация рабочей силы в определенных регионах приводит к выступлениям рабочих, выдвигающих политические требования). Источником марксизма явилась немецкая философия Гегеля, Фейербаха, французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Также базой для марксизма служила классическая английская политическая экономия.

Первым политико-экономическим произведением марксизма была работа Энгельса (1820-1895) «Наброски к критике политической экономии». В данной работе были рассмотрены проблемы частной собственности как исходной базы капитализма; проблемы первоначального накопления капитала; проблемы централизации капитала; экономические кризисы. Важнейшим трудом Энгельса считается «Анти Дюринг» (1878). Дюринг – немецкий философ и экономист. Данная работа была посвящена политической экономии и роли, которую она играет в общественно-политической жизни общества.

Большинство экономико-философских рукописей Маркса (1818-1893) посвящены проблемам соотношения труда и капитала; динамике з\п; накоплению капитала. Маркс характеризует капитал как накопленный чужой труд, а основу человеческого общества составляет материальное производство.

В совместном труде Маркса и Энгельса, который называется «Немецкая идеология» (1845), создается учение об общественно-экономических формациях, а исторический процесс характеризуется как смена формаций революционным путем.

Главный труд «Капитал» состоит из 4 томов. 1-ый том был издан в 1867 году и был посвящен анализу производства прибавочной стоимости. Здесь же была рассмотрена характеристика товара и его свойства.

Карл Маркс считал, что стоимость товара создает труд. Сама стоимость может менять форму от простейшей до денежной.

Маркс выделял три ступени роста производительности труда (простая кооперация, мануфактурное производство, машинное производство), с которыми связана прибавочная стоимость.

Теория марксизма была воплощена в жизнь во многих странах мира, но как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений марксизма. Тем не менее, данная экономическая школа внесла большой вклад в развитие экономической теории как науки: в развитии идеи трудовой теории стоимости и прочего.

Большой вклад в развитие экономической науки внесла экономическая школа под названием «Кейнсианство». Представитель – Джон Кейнс (1883-1946). Английский экономист. Первый труд выпущен в 1919 году, называемый «Экономические последствия Версальского мирного договора». Широкую известность получил в 1936 году, выпустив труд «Общая теория занятости, процента и денег». Он считал, что рынок, несмотря на его саморегулирование, не в состоянии справиться с такими негативными моментами, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация и т.д. Потери общества от этих явлений настолько велики, что необходимо вмешательство государства в экономику.

 

Лекция №6.

В качестве основных экономических процессов у кейнсианцев выступает психологическая характеристика человека. Причиной экономических кризисов они считали изменение настроения капиталистов (переходы от пессимизма к оптимизму).

Решающее значение придавалось таким психологическим моментам, как склонность к потреблению и склонность к сбережению.

Сам Кейнс считал, что с увеличением занятости увеличивается национальный доход. Национальный доход – сумма всех товаров и услуг, выпущенных в стране за год (расчет по сумме доходов или по сумме товаров). Увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережениям. Это явление Кейнс называл основным психологическим законом.

Недостаточный потребительский спрос может быть компенсирован увеличением затрат на новые инвестиции, то есть ростом спроса на средства производства.

Одним из основных положений теории Кейнса является тезис о решающей роли инвестиций, т.н. инвестиционный мультипликатор. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительной рабочей силы, что ведет к увеличению занятости населения, национального дохода, увеличению потребления.

Первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, обуславливает дополнительный рост занятости, вызванный необходимостью удовлетворения спроса дополнительной рабочей силы (данный коэффициент называется мультипликатором).

Помимо инвестиций кейнсианцы предлагали регулировать национальную экономику посредством налогообложения. Например, повышая налоги, государство изымает часть сбережений для увеличения государственных инвестиций.

Кейнсианство не является единым направлением. В нем различают правое, левое, либеральное течения. Большое распространение кейнсианство получило в Германии, Франции, США.

Институционализм. В конце 19 начале 20 века возникло течение в экономике, получившее название «Институционализма». Яркими представителями этой школы являются: Торстейн Веблен (1857-1929). Американский экономист и социолог. Считал основой социально-экономической жизни общества материальное производство. Второй представитель: Джон Коммонс (1862-1945). Американский экономист и психолог. Автор книги «Институциональная экономика». Третий представитель: Митчелл Уэсли Клер (1874-1948). Американский экономист, профессор гарвардской школы политической экономии.

Методология данной школы предусматривала:

1) Широкое использование описательно-статистического метода исследования

2) Историко-генетический метод исследования

3) За основу брали такую категорию, как институт (совокупность правовых норм, обычаев и привычек ведения хозяйственной жизни общества).

В рамках этого течения были образованы: социально-психологические, социально-правовые и институционально-статистические направления исследования. В экономике впервые такое понятие, как институционализм упоминается в 1916 году в работе У. Гамильтона.

Одна из центральных проблем – развитие и обновление в экономике заключается в создании системы социального контроля над экономикой. Причем, эта проблема рассматривается весьма широко (от внутрифирменного, корпоративного контроля до организации социального контроля на макроуровне, связанного с активной деятельностью государства).

Помимо этого институционалисты возлагают на государство большие надежды в организации, финансировании и стимулирования научно-технического прогресса, в частности организация фундаментальных исследований, улучшение системы образования, системы профессионального повышения квалификации и осуществление экспериментальных, наиболее рискованных, с точки зрения коммерческого отношения, проектов.

Институциональное направление в экономике рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием не только экономических, но и внеэкономических факторов, среди которых определяющую роль играют институты. Согласно институционализму в развитии общества первостепенную роль играют технико-экономические факторы, ведущие к преодолению социальных противоречий и к эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, целью которого становится человек и его потребности.

Что такое фундаментальные исследования и чем они отличаются от научных исследований:

Фундаментальные наука – область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; - затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация, в чем и состоит коренное отличие ее от утилитарной теоретической или прикладной науки. Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных ее разделов – любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки. Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой.

К основным функциям фундаментальных исследований относится – познавательная функция; непосредственной задачей является получение конкретных представлений о законах природы, которые обладают характерной общностью и стабильностью. Основные признаки: концептуальная универсальность, пространственно-временная общность.

 

Семинар.

 

Спрос и предложение.

Спрос – это желание и готовность экономических агентов приобрести блага. Спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Спрос – то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Величина спроса (объем спроса) определяется максимальным количеством блага, которое может приобрести покупатель за определенный период времени при данных условиях. Графически спрос можно изобразить с помощью функции спроса.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него величин (факторов). Спрос по-английски и предложение?

Линия спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести потребители или покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Следует отличать линию спроса от функции спроса. Когда речь идет о функции спроса, то имеем ввиду отношение между объемом запрашиваемого товара и всеми переменными, которые влияют на этот спрос. Линия спроса отражает зависимость между количеством запрашиваемого продукта и ценой на этот продукт, считая все прочие факторы постоянными величинами.

Помимо графической интерпретации линию спроса можно изобразить табличным способом:

Р (руб) Q
   
   
   
   
   

 

Зависимость между величиной спроса и ценой описывает закон спроса, согласно которому между ценой и спросом существует обратная зависимость, т.е. при увеличении цены спрос падает, а при уменьшении – растет.

 

Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется тремя причинами:

1) Эффектом дохода (при постоянном доходе снижение цены увеличивает покупательскую способность)

2) Эффектом замещения (высокие цены заставляют покупателя заменять данный потребляемый товар другим)

3) Действием закона убывающей предельной полезности (согласно этому закону каждая новая единица товара приносит потребителю меньшее удовлетворение).

Влияние ценовых и неценовых факторов на поведение линии спроса.

Ценовые факторы – цена, а неценовые – все остальные.

При изменении цены идет перемещение по самой линии спроса.

Неценовые факторы смещают кривую спроса вверх – вниз, вправо – влево.

К неценовым факторам относится:

1) Предпочтение потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет.

2) Доходы потребителя. Как правило, если доходы растут, то спрос увеличивается.

3) Цены на другие товары (если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой). Например, рост цен на авиабилеты приведет к росту спросу на ж\д билеты. Если товары взаимно дополняемые, то данная связь обратная. Например, рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

4) Количество и состав покупателей на рынке. Чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос, а характер спроса зависит от возрастного, национального и религиозного состава покупателей.

5) Ожидания покупателей. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то на текущий момент спрос будет увеличиваться (т.н. инфляционный спрос).

Если покупатели ожидают снижение цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (т.н. отложенный спрос).

 

Семинар

 

Задача №1: Спрос и предложение фирмы на рынке описываются уравнениями: Qd=200-5p; Qs=50+P

Задача №2 спрос на товар описывается уравнением

Задача № 3

Функция спроса на хлеб описывается уравнением. 1)Определить функцию годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. р. И цене макарон 250 р.

2)Определить цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю

3)Постройте кривую спроса на хлеб.

Лекция 7

Эластичность спроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.104 с.)