Тема 5. Основы речевой коммуникации (4ч). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Основы речевой коммуникации (4ч).



Вопросы и задания:

1. Что изучает лингвистическая прагматика? Каково происхождение названия этой науки?

2. Назовите основные единицы речевого общения.

3. Перечислите составляющие речевого события. Как вы понимаете термин «дискурс»? Каково его происхождение?

4. Изобразите схему коммуникативного акта, предложенную К. Шенноном и Р. Якобсоном. Охарактеризуйте структурные компоненты акта речевой коммуникации.

5. Что такое метасообщение? Приведите примеры (3 – 4 примера) (письменно).

6. Назовите основные виды речевого поведения говорящих и слушающих, охарактеризуйте их.

7. Как речевое поведение способно влиять на самооценку говорящих и слушающих? Приведите примеры речевых посланий, которые носили бы характер поддержки и неподдержки.

8. Эффективность речевой коммуникации. Перечислите основные принципы и правила речевого общения (Г.П.Грайс, Дж.Н.Лич, Р.Лакофф). Законы общения. Понятие речевого воздействия. Правила и способы речевого воздействия.

9. Приведите примеры нарушений максим и постулатов Г.П.Грайса (3 – 4 примера, письменно).

10. Перечислите виды рефлексивного слушания. Сформулируйте основные принципы хорошего слушания.

11. Дайте определение понятиям «коммуникативная стратегия» и «тактика». Проиллюстрируйте на примере диалога (из худ. текста, объем – страница) использование различных коммуникативных стратегий и тактик.

12. Воспользуйтесь законом отзеркаливания и вежливо, развернуто отзеркальте: (письменно)

 

Образец: - Рад был с вами познакомиться.

- Спасибо, мне тоже было очень приятно. Надеюсь еще не раз с вами увидеться! До встречи!

а) Сегодня я с таким трудом добрался до работы!

б) Мой младший брат совсем отбился от рук.

в) Как все стало дорого!

г) Приятной вам поездки!

д) Скоро каникулы.

е) Хорошего вам отпуска!

ж) Приятно вам провести время!

з) Вы такой интересный собеседник.

и) Спасибо, я узнал от вас много нового.

Что нам дает в подобных случаях отзеркаливание?

 

13. Ответьте на следующие вопросы:

1) Нарушение какого коммуникативного закона вызывает у человека реакцию фразой «Оставьте меня в покое»?

2) Почему любое поучение, критика или непрошенный совет в процессе общения воспринимается нами неприязненно, настороженно? Почему люди не терпят публичных замечаний и реагируют на них практически всегда негативно, даже если замечание, совет или предложение объективно являются правильными? Какой коммуникативный закон проявляется в этом?

3) Что такое популизм в политике? На действии какого коммуникативного закона основывается его эффективность?

4) Учитывая существование закона отторжения публичной критики. Сформулируйте правила эффективной критики. Как лучше всего критиковать человека, чтобы эта критика была эффективной и улучшила работу? Как конструктивно воспринимать критику? (см. Аллан Пиз. Язык разговора. – М., 2001г.)

5) Какие «заочные» характеристики людей чаще бывают необъективными – положительные или отрицательные? Как вы думаете, почему? Как надо относиться к заочным негативным оценкам, высказываемым в адрес тех или иных людей?

6) Согласны ли вы, что в большинстве случаев люди больше говорят о плохом, отрицательном, негативном, чем о положительном, радостном, приятном? Почему?

7) Смягчите категоричность:

- В таком виде нельзя приходить на работу.

- Так с клиентами не разговаривают.

- Вы не имеете права так со мной разговаривать.

- Что вы на меня кричите?

- Что за глупости вы говорите?

- Вас обманули.

- Мне надоело вас слушать.

-Сколько раз можно говорить об одном и том же?

14. Комплимент как малая форма эпидейктической речи. Как говорить искренние комплименты (см. Аллан Пиз. Язык разговора. – М., 2001г.). Приведите примеры удачных и неудачных комплиментов (по 2, письменно).

15. Что понимается под речевым воздействием? Расскажите о способах речевого воздействия.

16. Чем убеждение отличается от манипулирования? Вспомните и опишите примеры манипуляций, с которыми вам, возможно, пришлось столкнуться. Удалось ли вам избежать участи жертвы манипулирования? Если да, то как? Какие приемы психологического и речевого воздействия использовал манипулятор?

17. Какие виды аргументов вы знаете? Используйте разные виды аргументации: доказательства (логические, естественные), доводы (к этосу, к пафосу, к доверию) в следующих ситуациях. Вы уговариваете начальника установить в вашем офисе сплит-систему; убеждаете заниматься бегом по утрам даму средних лет; убеждаете изучить «Курс делового общения» директора фирмы; доказываете, что счастье в браке возможно только, если молодые люди страстно любят друг друга; доказываете, что нельзя разрешать свободное посещение лекций.

 

 

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и КР. – Ростов-на-Дону, 2001г.

2. Максимов В.И. Русский язык и КР. – М.,2000г.

3. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2002г.

4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000. Гл.2,3.

5. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2001. Гл.1,3.

6. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему. М., 2001. Гл.5.

7. Пиз Алан. Язык разговора. М., 2001. Гл.10.

 

 

Тема 6. Основы ораторского искусства (4ч).

Вопросы и задания:

1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Назовите основные роды и виды красноречия.

2. Из каких частей состоит риторическое учение? Понятие риторического канона.

3. Законы современной общей риторики.

4. Что такое «композиция речи»? Дайте характеристику ее основных элементов.

5. В чем суть такого явления как диалогизация текста?

6. Расскажите о методах изложения материала и приемах привлечения внимания аудитории.

7. Постановка вопросов и техника ответов на них.

8. Сформулируйте пять правил-рекомендаций «Как не надо начинать свою речь» и «Как надо заканчивать выступление».

9. Подготовьте для устного выступления текст. Измените его в соответствии с требованиями к устному выступлению – сделайте фразы более простыми, более разговорными, замените сложные и книжные слова на разговорные, сделайте предложения более короткими, опустите ненужные делали и подробности, добавьте свои комментарии. Тексты научно-популярные, научно-учебные.

10. Работа с газетной статьей. Приготовить извлечение из газетной статьи в виде ключевых слов; сократить статью (сжать вплоть до одного предложения); расширить статью, добавляя собственное мнение.

11. Сформулируйте темы и их рекламные названия. Определите общую и конкретную цели выступлений. Придумайте вступление и заключение к одной из тем (на выбор). Темы биографические, по специальности, общественно-политические.

12. Сделать риторический анализ текста (печатные СМИ) в аспекте риторических форм (тропов и фигур).

 

Задания с 8 по 12 выполняются письменно.

 

 

Литература:

1. Михальская А.К.Основы риторики. – М., Дрофа, 2002г.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1998г.

3. Максимов В.И. Русский язык и КР. – М., 2001г.

4. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992г.

5. Кузин Ф. Культура делового общения. – М., 2000г.

 

 

Тема 7. Основы полемики (2ч).

Вопросы и задания:

  1. Что такое «спор», «дискуссия», «полемика», «диспут», «прения»?
  2. Перечислите общие рекомендации ведения спора.
  3. Что такое аргументация? На каком основании выделяют аргументы рациональные и иррациональные (психологические)?
  4. Какие элементы составляют структуру аргументации? Дайте характеристику каждому из них.
  5. На что направлены психологические доводы? Назовите источники рациональных аргументов.
  6. Какие ошибки и уловки допускают спорщики по отношению: а) к тезису? б) к аргументам? в) к демонстрации?
  7. Что такое логическая уловка? Какие логические уловки вам известны? Какие психологические и организационно-процедурные уловки вы знаете? Назовите возможные способы их нейтрализации.
  8. Стратегия и тактика спора. Кто такой пропонент и оппонент? В чем различие тактик пропонента и оппонента?. Какие приемы используются в каждой тактике?
  9. Проанализируйте спор в аспекте использования в нем стратегий, тактик, приемов и уловок (текст подбирается самостоятельно).

 

 

Литература:

  1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.
  3. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002.
  4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.009 с.)