Основные проблемы, периоды и направления и история философии от античности до наших дней (с краткой характеристикой) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы, периоды и направления и история философии от античности до наших дней (с краткой характеристикой)



Вопросы к экзамену по философии

Июнь 2012 г.

Определение философии.

Структура философского знания (основные разделы философии и их краткая характеристика)

Структуру философского знания составляют следующие философские науки:

Метафизика – это учение о первоначалах и первопричинах всего сущего в общем и целом, материального и духовного.

Онтология – учение о бытии как оно существует до, вне и независимо от человека, его воли и сознания, причём само сознание рассматривается как часть бытия.

Гносеология или теория познания – учение о приёмах, способах, методах постижения истины, а также исследование истины как таковой.

Психология – учение о душе как субстанции, учение о внутреннем мире человека, его сознательных и бессознательных процессах.

Социальная философия – философское учение об обществе, государстве, их происхождении, перспективах развития, человеке как части общества и отношениях между людьми.

Философская антропология – учение о человеке, его происхождении, смысле его бытия,

Философия истории – учение об историческом процессе, об его источниках перспективах, о его фазах и его смысле.

Философия религии – учение о феномене религии его сущности, возникновении, воспроизводстве и перспективах развития.

Этика – наука о должном поведении человека в обществе; наука о морали и нравственности.

Эстетика – учение о прекрасном. В эстетике рассматриваются такие категории, как прекрасное-безобразное, возвышенное-низменное, трагическое-комическое.

Аксиология – учение о ценностях, системах ценностей, о роли ценности, о роли ценности в жизни человека и общества.

Логика – наука о правильных формах мышления, о том, как мыслить последовательно и непротиворечиво, наука о силлогизмах (правилах умозаключений).

Философская герменевтика – учение о понимании, об интерпретации отдельных, неповторяющихся явлений и процессов. Используется, в основном, в гуманитарных науках.

История философии – это история философской науки, отражающая в крупнейших философских концепциях развитие философской мысли.

Ценность философии выражена в функциях философии, во многом соответствующим философским наукам.

Основные проблемы, периоды и направления и история философии от античности до наших дней (с краткой характеристикой)

6.Философские проблемы.

 

Соотношение материи и сознания, бытия и мышления.

Сущность идеального.

Познание истины.

Соотношение человека, мира и Бога.

Соотношение веры и разума.

Соотношение души и тела.

Проблема жизни и смерти.

Проблема свободы воли.

Проблема смысла жизни.

Проблема любви. Проблема справедливости и др.

Философские проблемы носят мировоззренческий характер, то есть отношение человека к миру. А потому часто философию отождествляют с мировоззрением. Так ли это?

МАТЕРИАЛИЗМ – одно из главных, наряду с идеализмом, философских направлений, согласно которому изначально, первично существует природа, космос (материя). Сознание же есть результат развития материи, её форм. Материя первична, сознание вторично.

Как и у большинства философских направлений у материализма имеются свои исторические формы:

А. Метафизический материализм – согласно ему мир, природа рассматриваются как раз и навсегда данные неизменные.

Б. Диалектический материализм – согласно ему мир, природа находятся в вечном становлении и развитии, в результате чего возникает новое (свойства, связи, отношения, объекты). Развитие совершается в соответствии с объективными законами диалектики.

В. Вульгарный материализм – полагает, что мысль материальна (мозг выделяет мысль как печень – желчь). Все процессы интерпретируются с позиций механистических закономерностей.

Г. Физикализм. – все процессы в мире объясняются и сводятся к закономерностям физической природы. Аналогично – органицизм и др.

ИДЕАЛИЗМ – направление, согласно которому изначально, первично сознание (личностное и сверхличностное, субъективное и объективное).

А. Объективный идеализм – согласно ему, объективно, независимо от человека, изначально существует высшее духовное начало, сущность (Бог, мировой разум, мир идей и т.д.). И природа, и человек являются творениями этого высшего духовного начала, зависят от него, тогда как оно само ни от чего не зависит.

Б. Субъективный идеализм – согласно ему мир является продуктом индивидуального человеческого восприятия (сознания). Существовать – значит быть воспринимаемым (Беркли). Мир есть комплекс моих ощущений или ощущений всего человечества (Мах). Ощущения первичны, а материальная вещь вторична.

В. Солипсизм – крайняя точки зрения субъективного идеализма, согласно которой мир существует только в сознании индивида и умирает, если умирает его индивидуальное восприятие (сознание). Существую лишь «я» и, кроме меня, ничего и никого нет.

СКЕПТИЦИЗМ – согласно древним, скептиком называли человека, который пытался познать мир, но разочаровался в результатах своего познания. На вопрос о познаваемости мира скептицизм отвечает «не знаю». Это шаткая позиция, которая переходит либо в гностицизм, либо в агностицизм.

АГНОСТИЦИЗМ – направление, утверждающее, что сущность мира непознаваема. Нам доступны лишь явления, которые мы единственно и познаём. Между явлениями и сущностью лежит непроходимая пропасть.

РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, утверждающее разум (рацио) основой всего нашего познания и поведения. Предполагает всесилие разума и его способности проникнуть в сущность вещей и явлений, при этом логика познания и логика вещей должны совпадать. Порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей в мире (Спиноза).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – направление, обратное рационализму, полагающее, что разум не способен постичь сущность всех вещей. Разум не всесилен и не все вещи являются для него проницаемыми (Шеллинг). Есть «вещи», которые сами лежат в основе любого объяснения, например, «воля к жизни» (Шопенгауэр), «воля к власти» (Ницше), «творческий порыв» (Бергсон), «свобода» (Хайдеггер, Сартр), «абсурд» (Камю).

МОНИЗМ – направление, согласно которому в основе мира лежит одно начало (субстанция) – материальное или духовное. Говорят о материалистическом монизме, идеалистическом монизме и т.д.

ДУАЛИЗМ – в основе мира лежат два начала (субстанции), которые равноценны, не сводятся друг к другу и не выводятся друг из друга. Как правило, эти два начала – природа и дух (Декарт).

ПЛЮРАЛИЗМ – в основе мира лежит множество начал, не сводимых друг к другу. В основном это духовные начала, сущности. Таковы монады Лейбница.

.

Характеристика мифа и мифологического сознания.

В мифологическом мировоззрении мир понимается по аналогии с родовой общиной, которая сплачивает, организует совместное поведение сородичей посредством коллективных представлений, как образца поведения.

. Мифологическому сознанию следует приписать и обязательный поиск обывателем лично ответственного за что-либо происходящее, равно как и преувеличение роли участия в событиях, имеющих характер системной динамики, какой-либо личности. Здесь проявляется и чисто мифологическая установка одушевлять и персонифицировать окружающее.

 

Основные понятия древнегреческой философии.

Древнегреческая философия. Космоцентризм в понимании мира и человека. Основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа).

11:24 профессор No comments

Античная философия развивалась на протяжении XII - XIII веков, с VII века до н. э. по VI век н. э.

В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:

1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики)

2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты)

3) классический период с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля

4) период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики), занятых моральным обустройством людей

5) неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенном до представления о Едином - Благе

Проблемй Космоса занимались не только натурфилософы, в частности милетцы, но и Платон, и Аристотель, и Плотин.

Характерные черты античной философии:

1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например, на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный же философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос. Окружающий мир или Природа понималась как упорядоченное единое целое, как гармоничное, закономерно устроенное целое, то есть Космос – духовное начало, мировой разум (Логос). Человек же понимался как подобие Космоса, как гармонично вписанный в Космос элемент. Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (Логоса), Þ возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека, т.е. в античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимания космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (Душа, мировой разум (Логос)). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило, занимается разработкой «узких» проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом. Аристотель понимал Душу, как движущее начало, но утверждал, что сама Душа не может двигаться. Душа есть причина как, то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. Душа есть суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.

3. Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью); это означает, что античная философия пантеистична.

4. Античная философия многого достигла на понятийном уровне - концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова (лектона) у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности - это преимущественно логика общих имен, понятий.

5. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.

 

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат не знаний.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Античные философы стремились найти для своих современников дорогу к счастью. Можно спорить о том, в какой степени им это удалось.

Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий.

• ЭЙДОС – идея, неизменная сущность для вещи, существующая объективно в особом мире духовной сущности – составляющая мира идей.

ИДЕЯ – (букв. то, что видно). Одно из основных понятий философского идеализма Платона. По Платону, идеальные сущности, лишенные телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений

 

 

11.

Жизнь и этика Сократа.

 

Основные понятия метафизики, этики и логики Аристотеля.

Вопросы к экзамену по философии

Июнь 2012 г.

Определение философии.

Структура философского знания (основные разделы философии и их краткая характеристика)

Структуру философского знания составляют следующие философские науки:

Метафизика – это учение о первоначалах и первопричинах всего сущего в общем и целом, материального и духовного.

Онтология – учение о бытии как оно существует до, вне и независимо от человека, его воли и сознания, причём само сознание рассматривается как часть бытия.

Гносеология или теория познания – учение о приёмах, способах, методах постижения истины, а также исследование истины как таковой.

Психология – учение о душе как субстанции, учение о внутреннем мире человека, его сознательных и бессознательных процессах.

Социальная философия – философское учение об обществе, государстве, их происхождении, перспективах развития, человеке как части общества и отношениях между людьми.

Философская антропология – учение о человеке, его происхождении, смысле его бытия,

Философия истории – учение об историческом процессе, об его источниках перспективах, о его фазах и его смысле.

Философия религии – учение о феномене религии его сущности, возникновении, воспроизводстве и перспективах развития.

Этика – наука о должном поведении человека в обществе; наука о морали и нравственности.

Эстетика – учение о прекрасном. В эстетике рассматриваются такие категории, как прекрасное-безобразное, возвышенное-низменное, трагическое-комическое.

Аксиология – учение о ценностях, системах ценностей, о роли ценности, о роли ценности в жизни человека и общества.

Логика – наука о правильных формах мышления, о том, как мыслить последовательно и непротиворечиво, наука о силлогизмах (правилах умозаключений).

Философская герменевтика – учение о понимании, об интерпретации отдельных, неповторяющихся явлений и процессов. Используется, в основном, в гуманитарных науках.

История философии – это история философской науки, отражающая в крупнейших философских концепциях развитие философской мысли.

Ценность философии выражена в функциях философии, во многом соответствующим философским наукам.

Основные проблемы, периоды и направления и история философии от античности до наших дней (с краткой характеристикой)

6.Философские проблемы.

 

Соотношение материи и сознания, бытия и мышления.

Сущность идеального.

Познание истины.

Соотношение человека, мира и Бога.

Соотношение веры и разума.

Соотношение души и тела.

Проблема жизни и смерти.

Проблема свободы воли.

Проблема смысла жизни.

Проблема любви. Проблема справедливости и др.

Философские проблемы носят мировоззренческий характер, то есть отношение человека к миру. А потому часто философию отождествляют с мировоззрением. Так ли это?

МАТЕРИАЛИЗМ – одно из главных, наряду с идеализмом, философских направлений, согласно которому изначально, первично существует природа, космос (материя). Сознание же есть результат развития материи, её форм. Материя первична, сознание вторично.

Как и у большинства философских направлений у материализма имеются свои исторические формы:

А. Метафизический материализм – согласно ему мир, природа рассматриваются как раз и навсегда данные неизменные.

Б. Диалектический материализм – согласно ему мир, природа находятся в вечном становлении и развитии, в результате чего возникает новое (свойства, связи, отношения, объекты). Развитие совершается в соответствии с объективными законами диалектики.

В. Вульгарный материализм – полагает, что мысль материальна (мозг выделяет мысль как печень – желчь). Все процессы интерпретируются с позиций механистических закономерностей.

Г. Физикализм. – все процессы в мире объясняются и сводятся к закономерностям физической природы. Аналогично – органицизм и др.

ИДЕАЛИЗМ – направление, согласно которому изначально, первично сознание (личностное и сверхличностное, субъективное и объективное).

А. Объективный идеализм – согласно ему, объективно, независимо от человека, изначально существует высшее духовное начало, сущность (Бог, мировой разум, мир идей и т.д.). И природа, и человек являются творениями этого высшего духовного начала, зависят от него, тогда как оно само ни от чего не зависит.

Б. Субъективный идеализм – согласно ему мир является продуктом индивидуального человеческого восприятия (сознания). Существовать – значит быть воспринимаемым (Беркли). Мир есть комплекс моих ощущений или ощущений всего человечества (Мах). Ощущения первичны, а материальная вещь вторична.

В. Солипсизм – крайняя точки зрения субъективного идеализма, согласно которой мир существует только в сознании индивида и умирает, если умирает его индивидуальное восприятие (сознание). Существую лишь «я» и, кроме меня, ничего и никого нет.

СКЕПТИЦИЗМ – согласно древним, скептиком называли человека, который пытался познать мир, но разочаровался в результатах своего познания. На вопрос о познаваемости мира скептицизм отвечает «не знаю». Это шаткая позиция, которая переходит либо в гностицизм, либо в агностицизм.

АГНОСТИЦИЗМ – направление, утверждающее, что сущность мира непознаваема. Нам доступны лишь явления, которые мы единственно и познаём. Между явлениями и сущностью лежит непроходимая пропасть.

РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, утверждающее разум (рацио) основой всего нашего познания и поведения. Предполагает всесилие разума и его способности проникнуть в сущность вещей и явлений, при этом логика познания и логика вещей должны совпадать. Порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей в мире (Спиноза).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – направление, обратное рационализму, полагающее, что разум не способен постичь сущность всех вещей. Разум не всесилен и не все вещи являются для него проницаемыми (Шеллинг). Есть «вещи», которые сами лежат в основе любого объяснения, например, «воля к жизни» (Шопенгауэр), «воля к власти» (Ницше), «творческий порыв» (Бергсон), «свобода» (Хайдеггер, Сартр), «абсурд» (Камю).

МОНИЗМ – направление, согласно которому в основе мира лежит одно начало (субстанция) – материальное или духовное. Говорят о материалистическом монизме, идеалистическом монизме и т.д.

ДУАЛИЗМ – в основе мира лежат два начала (субстанции), которые равноценны, не сводятся друг к другу и не выводятся друг из друга. Как правило, эти два начала – природа и дух (Декарт).

ПЛЮРАЛИЗМ – в основе мира лежит множество начал, не сводимых друг к другу. В основном это духовные начала, сущности. Таковы монады Лейбница.

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.066 с.)