III раздел курса – понятие модели (как мы описываем реальность) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III раздел курса – понятие модели (как мы описываем реальность)



Понятие модели и моделирования у нас существует; а с системным анализом мы добавили, что всего моделей есть 3 вида:

1) Черный ящик

2) Состав системы

3) Структура системы

Все наши знания существует только в форме моделей. Модель – форма существования знаний.

Способы построения моделей: анализ и синтез

Анализ

Например, нам тяжело построить модель, поэтому мы разобьем все на части (более мелкие и простые). Если не все из мелких смогли объяснить, то еще разбиваем на более мелкие вещи. Потому еще, если вдруг не получается. После того, как все мелкие части понятны, то нужно все это объединить.

Анализ состоит из 3 операций:

1) Разбиение целого на фрагменты (более мелкие; предположительно более простые)

2) Попытка объяснить каждый фрагмент (в этом определении стоит слово «попытка»; это намек на то, что может быть удачный исход, а есть неудачный; в случае неудачного повторяем первый шаг)

3) Объединение мелких частей в объединение целого

Анализ дает нам знания; знания существуют в виде моделей. Какие модели порождает анализ. Первый продукт анализа – модель состава. Однако, когда мы говорим, что нам нужно объяснить целое. Есть 10 свойство – неделимость системы. Свойство части – это не свойство целого. Свойство у целого – эмерджентность. Эмерджентность отвечает за структуру. Если мы хоти объяснить свойство целого, нам необходимо иметь модель структуры. Нельзя систему делить на части, но нужно различать части, не разрывая части между ними. Грамотное осуществление анализа – это сохранение связей между частями.

Второй продукт анализа – модель структуры. Модель структуры – это совокупность входов и выходов элементов. А совокупность входов и выходов это и есть модель черного ящика (для элементов).

Анализ – очень мощный метод познания. Но есть вопросы, на которые анализ ответить не в состоянии. Достал 100 рублей и утверждает, что нельзя ответить на вопрос каким бы то не было анализом; есть праворульные и леворульные машины; анализом этого заняться и не поймем, почему так устроено (разберем машину на части, винтики и прочее – а ответа на вопрос все равно нет).

Нельзя понять этого, занимаясь анализом. Ответ лежит не во внутреннем устройстве (не в составе и структуре системы), а совсем в другой сфере; в том, какие роли играет система в окружающей среде.

На этот вопрос отвечает синтез. Можно объяснить, что это такое, только рассмотрев, какую роль объект играет в большей системе; что такое деньги? Надо посмотреть на их роль и функцию в обществе; что такое часы – надо смотреть, зачем они используются. Это и есть предмет синтеза.

Включает 3 операции:

1) Выделение метасистемы (большей системы, которая включает в себя систему, которую я хочу объяснить)

2) Анализ метасистемы

3) Выявление ролей нашей системы в метасистеме

Что дает нам синтез? Он дает нам знания; а знания существуют только в виде моделей. Вопрос: какие модели порождает синтез?

Конечным (целевым) продуктом синтеза является совокупность входов и выходов нашей системы (это модель черного ящика). Но, оказывается, что для получения модели черного ящика нам приходиться рассматривать метосистемы. Поэтому мы строим модели состава и структуры. Мы опять видим, что все знания снова упакованы в 3 системы.

Мы приходим к выводу, что все наши знания существуют в виде моделей, а отсюда и чрезвычайная важность моделирования и понимания того, как ее использовать. Оказывается, модели всего 3. Способа построения модели всего 2.

Как мы описываем реальность?

Можно описать с достаточной для нас с вами подробностью (что мы можем работать). Все сведения упаковываются в 3 модели – черного ящика, состава и структуры системы. Как же строить модели? Есть всего 2 способа: анализ и синтез.

Что такое модель? Если я хочу что-то понять, то я могу это сделать только построив модели. Сделать это можно только 2 способами: анализом или синтезом.

Модель есть целевое отображение

Конспект – отображение слов лектора

Таким образом, нужно наличие оригинала, который отображается в модели. Мы строим большую систему, в которое модель – это часть. Уголовный кодекс – это модель правильного поведения в уголовно-правовых отношениях.

Что отображается в модели? На коня смотрят абсолютно по-разному животновод, скульптор, бизнесмен.

Дендрохронология – определение времени и деревья – в переводе. Оказывается, на спиле бревна заложена информация не только о том, сколько лет жило это дерево, но и с какого именно по какой-год это дерево жило. Каждый год ширина колец разные.

Цель – это желаемое будущее; а цель может иметь только субъект.

Среди свойств моделей надо отметить множественность моделей для одного оригинала.

У человека всего 2 типа целей:

1) познание

2) преобразование

Есть поэтому познавательные и прагматические модели. Так как каждая модель имеет целевой характер, это означает, что в модели содержится не вся информация об оригинале, а только та, которая нам нужна для нашей цели и только та, которую мы знаем.

Какая разница между познавательными и прагматическими моделями? Есть какое-то «Я». Когда я только родился, что оказалось, что «Я» настолько организованная система, что я могу проявлять себя, действовать; есть руки, ноги, туловище, с помощью которых можно что-то делать; есть мозг – который переваривает информацию.

Вокруг «Я» есть окружающий мир – мир реальных систем. Я взаимодействую с этим миров и есть всего 2 направления взаимодействия – пытаться понять, что окружает меня – познание; я стараюсь переделать то, что меня окружает – прагматика (от греческого – труд).

Я как субъект в реальном мире с этим миром взаимодействую в 2 главных отношениях. Но оказывается, что любое из этих действий без ничего не может быть сделано (нужны модели, чтобы это сделать). Такими моделями меня природа в лице папы и мамы наградили. Оказывается уже при рождении я снабжен моделями, которые позволяются мне познавать и преобразовывать мир (мозг, чувства, ноги руки, органы чувств). Я через врожденные модели получаю информацию. Получая эту информацию я начинаю строить представление о том, что же вокруг меня творится. Поэтому я строю благоприобретенные модели (в результате практики).

Оказывается, что я теперь взаимодействую теперь с окружающим миром как субъект, не напрямую, а через модели. Одна из главных особенностей субъекта – оценивать взаимодействие. Не просто пассивно участвовать в физическом мире, а еще и проявлять активность (появляются цели, в соответствии с которыми мы что-то делаем). Вся эта совокупность – культура субъекта – это совокупность всех моделей, через который данный субъект общается с внешним миром. 1 природа – это реальность, а вторая – это то, что мы о ней знаем.

Вот почему в одних и тех же условиях разные субъекты действуют по разному и добиваются разных результатов – разные культуры, разный набор моделей, показать, что деятельность субъекта в решающей степени зависит от его модели.

Когда мы родились, мы родились с определенным набором моделей; оказывается, что у каждого из нас этот набор моделей разный. Разные модели нам достались, модели, развитые в разной степени (у одного абсолютный слух, другому – медведь на ухо наступил).

Но есть такие случаи, когда некоторые каналы информации, некоторые модели с рождения не достались – слепой родился или глухо-немой. То есть он не будет получать информацию (познавать) по этим каналам; но модели у него будут – но полученные за счет знаний по другим каналам.

Огромное значение имеет то, какой информацией вы располагаете. У каждого субъекта индивидуальная культура и именно поэтому люди могут общаться и понимать друг друга только в той мере, в которой и него культура перекрывается.

Значение государственного языка велико; он является носителем государственной культуры. Важно, чтобы язык существовал и употреблялся.

Отношения между моделью и оригиналом

Модель и оригинал – это не одно и тоже; оказывается, что тем не менее, есть зона, в которой они подобны (совпадают по своим особенностям).

Познавательные модели

То, что у них одинаковое – истина. В модели содержится правда, истина. Ради этого и делается модель. Однако, модель и оригинал – это разные вещи; разница в том, что в модель мы включает только то, что нам надо (не все из того, что мы знаем). Поэтому можно образ разбить на 2 части – 1 часть – то, что известно, но это не надо мне и не включаю поэтому; а 2 часть – намек на то, что во всяком оригинале есть то, чего я не знаю; поэтому автоматические это попасть в модель не может.

В результате модель является приблизительным, огрубленным отображением. Теперь нужно обратить внимание на иную часть. У модели есть свойства, которые никакого отношения к оригиналу не имеют. Это понятно, так как модель и оригинал – это разные вещи. Но с другой стороны, это удивительно; как бы мы не старались включать в модель только истину, все равно в ней будет ложь.

Модель – это отображение, имеющее как истинное, так и ложное содержание.

Как мы совершенствуем модель? Я обнаружил что-то такое, что мне полезно, а в модель я это не включил. А если я узнал, что есть нечто такое, что является неправдой. Это означает, что я модель приближаю к оригиналу. Я наращиваю истинную информацию, стараясь сократить ложную информацию (работа следования при расследовании преступления).

Это познавательные модели были.

А если модели прагматические:

Отношения между ними – такие же – модель и оригинал – это разные вещи. Но теперь модель у нас – это не то, что есть, а то, чего нет, но мы хотим. Это наша цель; образ желаемого будущего, не существующего.

Оригинал – это существующее состояние. Цель прагматическое деятельности состоит в том, чтобы перевести состояние системы из существующего в желаемое.

Если я увижу что-то, чего не должно быть в модели – я это ликвидирую. Работа состоит в том, что если я что-то не сделал, я постараюсь сделать – присоединить к оригиналу. В результате прагматические модели направлены на то, что наша деятельность направлена на то, что я оригинал приближаю к модели, а не наоборот (как в познавательной модели).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.014 с.)