Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъективный идеализм в фил XVII- XVIII вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее интенсивное развитие и своеобразную интерпретацию идеи Д.Локка получили в работах английского философа Д.Беркли (1685-1753).Человеческий ум может рассматривать отдельно от других только такие качества, с которыми они соединены в каком-то предмете, но без которых они могут в действительности существовать. Нельзя представить себе треугольник вообще, то есть треугольник, который не был бы ни большим, ни меньшим, ни равносторонним, ни разносторонним. Иначе говоря, нет и не может быть абстрактной идеи треугольника, а есть лишь представление о треугольнике с определенными конкретными свойствами. Таким образом, "общие идеи" Локка приобрели у Беркли вид чувственных наглядных представлений или образов конкретных предметов. Обоснованию этого положения служит сформулированная Д.Беркли концепция репрезентативного (представительного) мышления. Согласно этой концепции, нет и не может быть абстрактных общих идей, но могут быть и бывают частные идеи, представляющие собой сходные идеи данного рода. Так, какой-либо частный треугольник, замещающий или представляющий все прямоугольные треугольники может быть назван общим, но абсолютно невозможен треугольник вообще. Беркли считал, что ошибочное мнение о наличии в душе абстрактных общих идей возникает из неверного понимания языка. Человек использует в своей речи общие понятия и вследствие этого ему кажется, что он должен обладать и общими идеями, соответствующие этим словам. Теория репрезентативности Беркли, основана на смешении понятия с представлением, речи с мышлением. Следует также признать верной такую посылку, что переход к общим абстрактным идеям связан с речью, со словом. Но будучи формой мышления, слово не тождественно мышлению. Слово служит формой объективации человеческой мысли. Поэтому в диалектическом взаимодействии мышления и речи ведущая роль принадлежит содержательной стороне этого взаимодействия — процессу мышления. Сделав правильный акцент на том, что абстракции как таковые не имеют объективного существования, Беркли попытался тем самым исключить из сферы познания такое мощное познавательное средство как процедура абстрагирования. Пафос берклианской критики теории абстракции становится ясен, когда мы убедимся в том, что его основная направленность состояла в том, чтобы освободить фил и науку от обмана слов, очищения сознания "от тонкой и хитросплетенной сети абстрактных идей". В качестве "наиболее абстрактной и непонятной из всех идей" Беркли рассматривал идею материи или телесной субстанции. Он считал, что отрицание ее не приносит никакого ущерба остальному роду человеческому, который и никогда не заметит ее отсутствия. Таким образом, одна из важнейших причин, почему епископ Беркли возвращается на позиции номинализма, состоит в том, что номинализм позволяет утверждать, что такие наиболее общие понятия, как материя, телесная субстанция - это лишь имена вещей, существующие только в уме, а не в реальности. На этом положении основывается здание берклианского идеализма. Но учение Д.Беркли в решении основного мировоззренческого вопроса это не просто идеализм, а субъективный идеализм. Скептицизм Д. Юма Видное место в британской фил занимает Давид Юм (1711-177^). Д.Юм в своей творческой деятельности уделил внимание многим проблемам истории, этики, экономики, фил, религии. Но центральное место в его исследованиях занимали вопросы теории познания. В Процессе разработки этой теории он, прежде всего, опирался на исследования своих непосредственных предшественников в британской фил: Д.Локка и Д.Беркли. Как и другие представители британской фил XVII-XVIII вв., Д.Юм был сторонником эмпиризма. Основой всего процесса познания, с точки зрения шотландского мыслителя, является опыт. Трактовка опыта в учении Юма в значительной мере совпадает с берклианской. Юм исключает из понятия опыта объект, существование материального мира вещей, независимых от нашего сознания. Юм утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятии. То, что стоит за этими образами и восприятиями, с точки зрения Юма, не поддается рациональному обоснованию. Но это совсем не означает, что Юм вообще отрицает существование материального мира, о котором свидетельствуют данные органов чувств. По его мнению, люди, в силу природного инстинкта или предрасположенности, готовы верить своим чувствам. Вполне очевидно и то, что люди, следуя этому слепому и могучему природному инстинкту, всегда считают, что образы, доставляемые чувствами и суть внешние объекты, но не подозревают, что первые- не что иное, как представление вторых. Таким образом, отказавшись от признаний, а вместе с тем и от познания объекта, Юм сводит всю задачу фил к исследованию субъективного мира человека. Вслед за Локком и Беркли, Юм осмысливает опыт, в значительной мере, как процесс. Однако структура опыта в концепции Д.Юма имеет ряд особенностей. Основными элементами опыта, по Юму, являются восприятия (перцепции), которые состоят из двух форм познания: впечатлений и идей. При этом под восприятием подразумевается всякое содержание сознания независимо от источника его формирования. Различие же между восприятиями и идеями Юм устанавливает по чисто психологическому признаку: степени живости и яркости, с которой они поражают наш ум. Впечатления - это такие перцепции, которые входят в сознание с наибольшей силой и неудержимостью и охватывают "все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе". Под идеями же подразумеваются "слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении". Проблема ассоциации идей. Юм утверждает, что «человеческой природе» изначально присуще некоторое важное свойство или "принцип". Таким принципом он объявляет принцип ассоциации. Сущность этого принципа, по его мнению, непознаваема. Но его внешние проявления обнаруживаются в трех типах ассоциации идей. Первый тип — ассоциация по сходству (познаем подобное). Второй тип - ассоциации по смежности в пространстве и времени. Третий тип - ассоциации причинности.
18.И.Кант как основоположник немецкой классической фил. Фил развитие Канта (1724—1804) обычно делят на два периода: первый— до начала 70-х г— называют «докритическим», второй— с начала 70-х г— «критическим», поскольку именно тогда были написаны главные произведения, доставившие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья— эстетику и учение о целесообразности в природе. В «докритический период» Кант много и плодотворно занимается вопросами естествознания, проводит идею о развитии в природе. Опираясь на открытия Коперника, Галилея и Ньютона, Кант в книге «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) выдвигает гениальную гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности. Далее Кант вплотную подходит к выводу о множественности миров, о непрерывном процессе их возникновения и исчезновения. Спустя полстолетия французский ученый Лаплас, независимо от Канта, дал более строгое, математическое обоснование идеям о естественном происхождении нашей Вселенной. После этого «небулярная» теория получила название кантолапласовской гипотезы. Хотя книга Канта в силу чисто случайных обстоятельств долгое время оставалась неизвестной публике, приоритет Канта в создании космогонической гипотезы является несомненным. Канту принадлежит заслуга в создании другой космогонической теории — о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане. Исторический, диалектический подход Канта к естествознанию нанес существенный удар по господствующему в то время метафизическому мировоззрению. Однако нельзя пройти мимо двойственной, противоречивой позиции философа в этом вопросе. С одной стороны, он стремится дать научную картину возникновения Солнечной системы на основе действия законов развития материи. Но, с другой стороны, он усматривает конечную первопричину мира все-таки в Боге. Сам факт естественного и закономерного развития Вселенной из первоначального хаоса философ считает «единственно возможным» основанием для доказательства его бытия. Уже в «докритический период» Кант говорит о границах познания. Если можно дать чисто естественное, механическое объяснение возникновению Вселенной из хаоса, то этого нельзя сделать в отношении даже простейшего живого существа. Здесь, — думает философ, — господствуют телеологические принципы целесообразности, базирующиеся на божественной воле. Мотивы агностицизма, принципиальной непознаваемости окружающего нас мира стали ведущими в «критический период», составляя специфику того, что называют кантианством. Проблемы теории познания стоят в центре фил системы Канта и его многочисленных последователей. Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания, затем этап рассудочного познания и, наконец, этап разумного познания. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предметы внешнего мира, или, как их называет Кант, вещи в себе. Философ не дает однозначного определения этого понятия. Во многих местах «Критики чистого разума» он недвусмысленно заявляет, что вещи в себе существуют объективно, т. е. независимо от человеческого сознания, хотя и остаются непознаваемыми. Такое понимание вещи в себе как основы всех явлений, как фактической причины человеческих ощущений, как объективной реальности, является у Канта доминирующим, что позволяет квалифицировать его как материалистическое. Но у него встречаются и другие толкования, несовместимые с первым. Так, под вещью в себе он разумеет пограничное, предельное понятие, замыкающее круг возможных человеческих представлений и ограничивающее притязания людей на познание мира. Под вещью в себе Кант понимает также Бога, бессмертие души и свободу воли. Очевидно, что последние толкования вещи в себе противоречат первому и являются идеалистическими. Основная черта фил Канта — это примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим, сочетание в одной фил системе противоположных мировоззренческих направлений. Определяющее значение в фил Канта имеют все же не материалистические, а идеалистические элементы, в силу чего он является представителем фил идеализма и агностицизма.
19.Фил Гегеля. Творчество Гегеля (1770—1831) считается вершиной классической немецкой фил. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу- метафизике. Соглашаясь с необходимостью исследования предпосылок познания, на чем настаивал Кант, Гегель справедливо упрекал его в том, что он пытался представить их вне истории познания, в отрыве от мыслительной деятельности человека. Гегель- противник кантовского агностицизма и априоризма. Он не согласен с метафизическим разрывом между сущностью и явлением, на чем настаивал Кант. Явление, по Гегелю, не менее объективно, чем сущность. Сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, а явление выступает носителем сущности. Это единство противоположностей, которые не могут существовать друг без друга. Поэтому несостоятельны утверждения Канта о принципиальной непознаваемости вещей в себе. Вещь в себе, учит Гегель — это лишь первоначальный момент, лишь ступень в развитии вещи. Вопреки Канту, вещь в себе, во-первых, развивается, вступая в многообразные отношения, и, во-вторых, познаваема, поскольку обнаруживает себя в явлениях. Фил Гегеля — максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой — диалектической логики. На вопрос о том, откуда взялись эти законы, Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть «изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». Фил система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) фил природы, 3) фил духа. Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Этот тезис философ просто постулирует, т.е, вводит без доказательств. «Мыслями Бога» оказываются наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный с ног на голову материализм. Исходным пунктом фил Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей- это одно и то же. Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т. е. такое, которое предполагает и, различие. Тождество и различие- единство противоположностей. Абстрактное тождество, как у Шеллинга, исключает саму возможность развития. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом рациональный смысл гегелевского положения о конкретном тождестве. Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абстрактного к конкретному — общий принцип развития. Высшая ступень развития — «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления самое себя. Фил системе гегелевского объективного идеализма присущи: пантеизм (б ожественная составляет сущность каждой вещи), панлогизм. (объективное божественное мышление строго логично), диалектика. Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание; постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод; все действительное разумно, все разумное действительно (разумно когда оно выражает какую-то необходимость). Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития: 1 )чистое бытие. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Из небытия, из ничто. 2) природа. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне времени и пространства. Гегель стоял на позициях старой натурфил, суть которой состоит в том, что философ, как представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания», может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. 3) Фил духа. С интез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая– «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общ и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, фил. Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета.
20.Фил Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804—1872) в историю фил вошел как последний великий представитель домарксовского материализма и атеизма. Свою философскую систему Фейербах называл «новой философией». Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека продуктом природы, а его мыслительную деятельность единственным носителем разума. Мыслить может только человек, никакого сверхчеловеческого божественного разума в мире не существует. Об этом свидетельствуют данные естествознания, всех опытных наук. Материалистически решая основной вопрос фил, Фейербах убежден в познаваемости мира. Он последовательный сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма. Новая фил должна исходить не из абстракций, а из чувственных данных, из опыта. Органы чувств человека в этом смысле Фейербах называет органами фил. Тех органов чувств, которые имеет человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагает философ. Чувственные восприятия бывают непосредственными и опосредованными. Фейербах считал, что «не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, но и дух, не только вещь, но и я составляют предметы чувств. Поэтому все является чувственно воспринимаемым, если не непосредственно, то опосредствованно, если не обычными грубыми чувствами, то изощренными, если не глазами анатома или хирурга, то глазами философа, поэтому совершенно законно эмпиризм усматривает источник наших идей в чувствах». Человеческие чувства качественно отличны от чувств животных. Ощущение у животных животное, у человека — человеческое, подчеркивает Фейербах. Выступая против спекулятивного, т. е. оторванного от эмпирической базы философствования, он отдает должное теоретическому мышлению, способному отобразить внутреннюю суть вещей, их закономерные связи. Истинность теоретических положений, по мнению философа, проверяется их сопоставлением с чувственными данными. Однако такой критерий истины нельзя признать надежным. Такое решение вопроса не учитывает, что универсальным критерием истины является общественно-историческая, чувственно-предметная практика. В ходе в целом справедливой критики фил идеализма Фейербах потерял то ценное, что было заключено в трудах его великих предшественников, и прежде всего Гегеля, — диалектику, в том числе, диалектику познания. Предметом новой фил, считал Фейербах, должен стать человек, а сама фил — учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек. Человек — часть природы, природное живое существо. Естествознание, в первую очередь физиология, доказывает неразрывность мышления и физиологических процессов, протекающих в мозге. Фейербах отмежевывается от взглядов вульгарных материалистов, утверждавших, будто мысль есть вещество особого рода. Мысль — продукт мозга, но она нематериальна. Не желая, чтобы его отождествляли с вульгарными материалистами, Фейербах не решается называть свою фил материализмом. Разумеется, от этого материалистическая сущность его фил не исчезает. Антропологическая фил Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает, нуждается в общении с себе подобными.
Фил марксизма. Основатели – К. Маркс и Ф. Энгельс. В развитии марксизма выделяют 3 этапа: 40- вые г. – 1844-48г. Происходит переход с позиций фил Гегеля на позиции нового фил. мышления; 1848- 1871 г. разработка нового фил. мышления; 1871-1895 – утверждение основных позиций марксизма. Предпосылки возникновения: социально-эконом. и полит. предпосылки. В большинстве стран Западной Европы утвердились капиталистические отношения появляются 2 класса – буржуазия и пролетариат. Пролетариат начинает осознавать свои эконом. и полит. права. Начинаются первые выступления пролетариата, но все выступления носят стихийный характер, у них не было своей идеологии и марксизм выступил идеологией пролетариата. Фил.-теоретические предпосылки. Это вся предшествующая фил., особая роль принадлежит нем. классич. фил. Естествен.-научные предпос. – это различные открытия в науке. Все эти предпосылки способствовали созданию новой фил. В основе марксизма лежит тезис отчуждения. Суть марксизма: развитие общества идет по объективным (независимым от человека) общесоциологических законов.(Закон первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию; Закон соответствия производительных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; Закон взаимодействия базиса и надстройки общества); в основе развития общества лежит эконом. фактор, который определяет все другие стороны общественной жизни. Маркс абсолютизировал эконом. фактор, он не замечал духовного фактора. Развитие общества представляет собой объективный закономерный процесс смены общественно – эконом. формаций. До Маркса не существовало понятия обществен.- эконом. формация. Он считает, что общ.-эконом. формация – это конкретное общ находящиеся на определенном этапе развития, в основе формации лежит способ производства мат. благ. Маркс выделил 5 формаций в развитии общества: первобытнообщ.- рабовлад.- феодал.-капитализм- коммунизм.
22.Характерные черты, особенности и этапы развития русской фил XIX- XX веков. Оригинальность русской фил в том, что часто она решала те проблемы, кот не решались в Западной фил. Идут споры о времени возникновения рус фил. Две точки зрения: около 18в. (Лосский); в 9-11 вв. во взглядах рус фил уже просматривались проблемы (Козлов, Дибижев). Характер черты рус фил: 1)Тесная связь с античной традицией; 2)Этицизм. Выступала как нравственная основа рус общественно-полит мысли. Для рус фил нравственная проблематика всегда стояла на первом месте; 3)Рус мыслители очень сильно переживали беды рус народа. Они пытались решить многие проблемы в интересах народа; 4)Пристальное внимание соц-полит проблемам; 5)Значительно меньшее внимание онтологическим и гносеологическим проблемам; 6)Разработка православных проблем. Периоды развития рус фил. 1)Становление (11- 17вв.): -зарождение фил идей (9- 14вв.); -становление (15- 17вв.) 2)Разработка фил систем на Руси (18- 19вв.): -фил рус просвещения (конец 17-18 в); -западничество и славянофильство. 3)Развитие рус фил в новейшее время: -рус религ-идеалистич фил; -фил рус марксизма; -развит фил в советский период.
23.Русская фил мысль XI-XVII в. Важнейшим событием, определившим становление русской фил мысли в Киевский период, явилась христианизация Руси (988), которая ознаменовала начало формирования новой духовной культуры. Два важнейших фактора развития культуры можно выделить в этот период: во-первых, письменность и просвещение и, во-вторых, религиозное мировоззрение, интерес к философско-теологической интерпретации христианства. Крупнейшие литературные памятники киевского периода- «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве» и другие. В большинстве из них на религиозной основе формировались логика и понятийный аппарат, являющиеся предпосылкой фил. Фил проблематика содержится в «Изборнике» Святослава (1073). Наряду со статьями по грамматике, логике, поэтике в «Изборник» включены трактаты об основных категориях и понятиях, продолжающие традиции патристики, дается толкование богословских понятий, разрабатывается характерная для русской фил тема Софии как символа Премудрости, благоустроенности и гармонии бытия. София — это художественно-фил образ красоты истинного знания, представление о высшей мудрости. Представляет интерес и «Поучение» Владимира Мономаха (начало XII в.), включенное в состав Лаврентьевского списка «Повести временных лет». Его содержание обращено главным образом к моральным, правовым и политическим проблемам. Дальнейшая история древнерусской фил связана с образованием Московской Руси. Для понимания специфики философских дискуссий этого времени необходимо учитывать идейное влияние и сихизма (греч. isihia — молчание). Попытка рационального объяснения религиозной символики сопровождалась в учении исихазма обращением к фил проблематике: отношение знака и значения, постижимость Бога и мира и другие. Исихазм прочно вошел в русскую философскую традицию. Его влияние обнаруживается в трудах многих выдающихся мыслителей XIV—XVI вв. В этот период в высших кругах православной церкви образовались два направления- иосифляне и нестяжатели. Если иосифляне считали, что книги Священного писания являются мерилом истины и единственным средством обоснования любых теоретических положений, то нестяжатели, напротив, считали недостаточными слепую веру и связанную с ней строжайшую обрядность для достижения истины и духовного совершенства. В их проповедях явно выражена приверженность канонам исихазма: они полагали, что аскетизм, внутреннее сосредоточение, «сердечная молитва» — единственно правильный, путь к достижению духовного восторга, слияния души человека с мировым началом. Идеи нестяжательства разделял Максим Грек. Он обращается к проблемам познания, человека и его духовного совершенства, рассматривает диалектику добра и зла, понятий души и ума. Он полагал, что человека, который от природы добр, на путь зла толкают страсти, бесы и звезды. Но самое опасное искушение — сребролюбие, погоня за богатством. Чтобы избежать зла, необходимо победить гнев, праздность, быть скромным и избегать гордыни. Особое значение он придавал роли фил в духовной жизни человека. Для него фил — «вещь весьма почитаемая и поистине божественная», ибо занятие философией поможет человеку отказаться от погони за суетными мирскими благами и научит его жить в соответствии с нравственными правилами. Интенсивное развитие русской государственности в XV—XVI вв. получило идеологическое выражение в политической доктрине «Москва — третий Рим», сформулированной монахом Псковского Елизарова монастыря сторонником иосифлян Филофеем. В своем послании Василию III он утверждал идею исторической преемственности. Филофей полагал, что в истории нет ничего случайного, в ней осуществляются божественные предначертания, в соответствии с которыми Москва унаследовала духовно-нравственную и политическую роль, которую ранее играли Рим и Константинополь. XVII век — эпоха грандиозных общественных потрясений. Но и в это время продолжалось развитие культуры, шел поиск путей дальнейшего развития Руси, ее культурной ориентации. Научная, богословская и фил литература этого периода неоднородна. Авторы произведений «смутного времени» обращаются к анализу исторических событий недавнего прошлого, пытаясь философски осмыслить проблемы власти, исторических судеб России, предназначения человека. Центры фил образования: Киевско-Могилянская и Московская славяно-греко-латинская академии. Например, активное участие в просветительской деятельности принял воспитанник Киевско-Могилянской академии Симеон Полоцкий. Фил разделял на три части — логику, этику и «естественную часть»- физику. В качестве основы всего сущего Симеон Полоцкий называл некое невидимое активное начало- непознаваемого Бога, в которого необходимо верить. Акт творения завершается созданием двух стихий — «вещественной» и «духовной», из которых складывается человек — сложная часть мироздания. В гносеологии Симеон Полоцкий стоял на позициях сенсуализма, подчеркивая; что разум хотя и сыграл большую роль в познании, однако мысли и идеи могут возникнуть лишь в результате осмысления чувственных образов. Юрий Крижанич фил определял как «заботу о мудрости», «желание мудрости». Мудрость же есть знание наивысших сущностей и вещей: Бога, неба, земли, человека, законов и порядков. Но главная мудрость — понимание причин всех вещей, ибо кто не знает причин, тот не знает и самой вещи. Соответственно классификацию причин Крижанич называет философским делением и связывает понятие причинности с деятельностью человека.
24.«Славяноф» и «западнич» в рус фил. Разлом русской культуры на европейскую и народную, пренебрежительное отношение к национальным корням после войны 1812 г. привел к попытке разрешить это противоречие. Она была предпринята «западниками и славянофилами»: будучи каждый по-своему патриотами, они тревожно размышляли о будущем России и предлагали единственно возможные с их точки зрения пути ее развития. По существу, дискуссии «западников» и «славянофилов» являлись выражением стихийно складывавшегося цивилизационного подхода к пониманию общественных процессов. Западничество как идейное течение восходит к «Философическим письмам» П. Я. Чаадаева (1794—1856). Он характеризуется Россию как страну отсутствующих традиций, поскольку «мы пришли позже других», мы не принадлежим ни Западу, ни Востоку, наша история — небытие. Однако эти пессимистические рассуждения приводят мыслителя к парадоксальному выводу: именно в силу своей отсталости Россия может избежать ошибок и заблуждений Европы и дать разрешение всем вопросам, возбуждающим споры. Как особое идейное течение западничество оформилось в деятельности кружка Н. В. Станкевича. В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин и другие. Тесную связь с кружком имел В. Г. Белинский. Западничество в целом характеризуется европейской ориентацией мысли, интересом к западноевропейской фил, борьбой за «исправление» исторического развития России и перевод ее на пути европейской цивилизации. В противовес западникам славянофилы (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков) выступили с обоснованием особого пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского. Область теоретических интересов славянофилов определялась задачей выявления самобытности русской истории, ее национальной исключительности. В своем понимании особенностей мировоззрения и исторической миссии славян они опирались на тезис о самоценности и самодостаточности русского национального сознания и культуры. Славянофилы полагали, что в сфере политической жизни русское национальное сознание получает наиболее адекватное выражение в монархии, которая предохраняет общ от политических и формально-юридических отношений. Противопоставляя русскую и европейскую культуры, славянофилы доказывали необходимость для России следовать самобытным путем. Так, И. В. Киреевский (1806—1856) характеризует древнерусскую образованность как цельную и разумную, а западную — как построенную на принципах дуализма и рационализма. На Западе государство возникло в результате насилия и завоеваний, утверждал он, а в России — на базе естественного развития национальной жизни. Разделению западного общества на классы он противопоставляет единодушие классов старой России. Земельная собственность на Западе является основой гражданских отношений, а в России она служит выражением личных отношений. Формально-логическая законность Запада противоположна законам Древней Руси, вырастающим из самой жизни (вспомним «Русскую правду» Ярослава Мудрого). А. С. Хомяков (1804—1860) сформулировал основные принципы бытия национального сознания россиян. С оборность (как единство и свобода, опирающаяся на любовь к Богу и его истине и на взаимную любовь ко всем, кто любит Бога). Этические воззрения Хомякова носят ярко выраженный религиозный характер. Человек наделен волей и свободой, которая предполагает выбор между любовью к Богу и себялюбием. Огромное значение Хомяков придавал церкви, церковь одна есть носительница истины веры, и познание этой истины предполагает единение всех верующих. Характерно, что под словом «церковь» Хомяков понимал православную церковь как единственно истинную. Хомяков верил в великую историческую миссию России — стать центром мировой цивилизации. Путь к реализации этой миссии — не в том, чтобы быть самой богатой или самой сильной страной, а в том, чтобы быть «самым христианским из всех человеческих обществ».
25.Рус религиозно-идеалистич фил XIX- XXвв. Возрождение руской религиозно-идеалистической фил начала нынешнего века базировалось на двух основных идейных источниках: предшеств развитие мировой фил и культуры; длит процесс развит отеч фил. Рус религ-идеал фил начала XX в как бы следовала по пути славянофилов, но отличалась от них положит оценкой современных им изысканий зап мысли. Подлинными дух отцами данного течения были Ф.М.Достоевский и Вл.С.Соловьев. идея Соловьева о возможности достижения единства рус православия и зап религ и культ оказала воздействие на фил Н.А.Бердяева, Булгакова и др. Соловьев утверждал, что чел познание своей истории носило односторонний харак. Евро фил и наука расчлен действит на части, противопостав мир и чел, и поэтому не смогли дойти до цельного знания. Для раскрытия абсол истины необход устан абсол контакт с всеединым, что достиг лишь при помощи непосред интуит внутр созерцания, веры. Внеш опыт дает лишь материал, а разум- лишь форму для постиж истины. Основой цельного знания явл опыт внутрен, мистич созерцание, вера. Олицетворен полож всеедин выступ Бог. Полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью- всеблагой, любящей, волевой. Т.о. Соловьев ставил веру выше разума, только в религ вере он видел высший, объедин тип познания. Бердяев. Центр проблемой была пробл нрав природы чел. Этич теория Бердяева- религ- идеал. Он счит, что моральн закон предназнач для мира сего, для земных людей, но по своему происх «не от мира сего», т.е. сотворен Богом. Моральн закон для него динамичен. Постиж божест закона- длит процесс, в теч кот происх смена моралей (от гнизш к высш). Три основ формы морали: 1)Этика закона- основ на своде опред запретов, табу. 2)Этика искупления- сильно проявл благодатная сила Бога, она наполнена любовью. 3)Этика творчества- достиг в процессе самопознания высшего уровня нравст развит, чел уподобл Богу, забывает о себе, преодол эгоизм. НО. Нравст возвыш людей не может быть делом одиноч, а достиг только путем преодол изолир людей друг от друга (идея соборности).
26.Матер традиция в рус фил конца XIX- XXвв. В середине XIX в. в России сформировалось и получило развитие влиятельное материалистическое течение в фил, представленное именами А. И. Герцена, Н. П. Огарева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др. В социально-политическом плане эти мыслители принадлежали к революционной демократии, боровшейся против крепостничества и самодержавного абсолютизма. А. И. Герцен Своеобразие Александра Ивановича Герцена (1812—1870) как мыслителя состоит в том, что он один из первых в истории не только русской, но и мировой фил предпринял попытку, критически переработав диалектику Гегеля, освободить ее от идеализма и соединить с материализмом. Эта попытка четко выражена в работе «Дилетантизм в науке» и особенно в «Письмах об изучении природы». Герцен ясно видел, что основной недостаток существовавших в то время систем материализма состоял в их метафизичности. Материализм со стороны метода стоит несравненно ниже идеализма. Герцен стремился сделать материализм «философски логичным», понимая под логикой диалектику, которая нашла наиболее полную и глубокую разработку в трудах Гегеля. К критике фил Гегеля Герцен подходит диалектически: он не отбрасывает ее начисто, как это сделал Фейербах, а берет из нее все ценное и прогрессивное в его понимании и прежде всего — идею развития. Герцен рассматривает законы и формы мышления как отражение законов действительности, как осознанные законы бытия. Человек не навязывает своего разума природе, а
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.013 с.) |